ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ, или э в ф о н и я — одна из разновидностей стилистического приема (см. Прием), использование звуковых особенностей высказывания для достижения его особой выразительности.

     
 

     Выразительно:

     
 

     Основные приемы звукописи:

     
 

     1) звуковой повтор — в речи повторяются согласные звуки (см. Аллитерация) или гласные звуки (см. Ассонанс); с особым стилистическим заданием могут повторяться и «некрасивые» звуки (свистящие и шипящие). В звуковом повторе могут объединяться и сочетания разных звуков, которые вызывают сходные ассоциации: «Так мы стоим, разговариваем, и
вдруг
грохот
взрыва сотрясает землю: только теперь дошел к нам звук.»(А.Аграновский) — сочетания разных согласных с повторяемым звуком «р» — «(в)др», «гр», «(в)зр», «тр»- создают одинаковые слуховые впечатления, поэтому они воздействуют, как звуковой повтор.

     
 

     Повторяемые звуки могут занимать любое место в речевом потоке, однако есть особые позиции, которые усиливают звуковой повтор, делают его более заметным: в начале слов (см. Анафора), в конце слов (см. Эпифора), в начале одного и конце другого слова (см. Кольцо), в конце одного и начале другого (см. Стык). Разные по расположению звуковые повторы часто сочетаются: «Ты
сама под ласками сбросишь
шелк фаты.»(С.А.Есенин); «Не отринь
наследницу твоих же героинь!» (М.И.Цветаева) — сочетание стыка и кольца;

     
 

     2) отклонение от средней длины слова, которое изменяет ритм фразы (см. Ритм) и помогает подчеркнуть авторскую мысль или усилить изобразительность текста. Использовать такое отклонение можно двумя основными способами:

     
 

     а) первый способ состоит в том, что предложения строятся из очень коротких или, наоборот, многосложных, длинных слов: «Миг, комната, улица, происшествие, деревня и время года, Россия, история, мир

лестница расширений моих: по ступеням ее восхожу… к ожидающим, к будущим: людям, событиям и крестным мукам моим…»(А.Белый). Здесь ударные слоги располагаются близко друг от друга в потоке речи — получаем быструю, отрывистую, энергичную речь. Чем дальше друг от друга располагаются ударные слоги, тем больше замедляется речь: «Лидия Ротштейн села в подставленное ей Николаем Аркадьевичем кресло. Медленно снимая перчатки, она медленным взором обводила комнату —
ее стены с малахитовыми колоннами

ее потолок, расписанный каким-то лукаво-мудрым художником конца позапрошлого столетия

ее старинную мебель, все эти очаровательные вещи, соединившие в себе прелесть умной старины и слегка развращенного, изысканного вкуса той далекой эпохи напудренных париков, жеманной любезности и холодной жестокости, эпохи, созданием которой был старый дом Варгольских.»(Ф.К.Сологуб) — ритм этого фрагмента неотчетливый, затушеванный, темп — замедленный;

     
 

     б) второй способ состоит в том, что одно-два слова выделяются из общего потока речи своей длительностью: «Человек не способен уничтожить то, что создано его руками. Сегодня сделать, завтра сломать и снова сделать, и опять сломать. Люди не пригодны к сизифову труду.»(А.Аграновский). Почти все слова во втором предложении здесь двусложные, такой определенности длины слов нет в соседних предложениях; краткость этих двусложных слов создает впечатление «рубленой» фразы (см. Рубленая фраза) и тем самым бессмысленности того, что делают люди. Или: «В огромном городе моем

ночь. Из дома сонного иду

прочь. И люди думают:
жена,
дочь,

а я запомнила одно

ночь.» (М.И.Цветаева). Односложные слова в этом стихотворении из цикла «Бессонница» выделяются на фоне других слов, притягивают наше внимание, создавая ощущение безысходности героини. Или: «Москва! Какой огромный
странноприимный
дом! Всяк на Руси

бездомный. Мы все к тебе придем.» (М.И.Цветаева). Здесь многосложное слово, к тому же еще и новое (см. Новые слова), безусловно, является по смыслу самым важным в стихотворении.

     
 

Звуковые приемы могут выполнять в тексте разные стилистические задания:

     
 

     1) описывать, изображать картину окружающего мира; скажем, звукопись может отражать слуховые впечатления (см. Звукоподражание): «Шум крови в ушах и дыхания.
Шорох

неумолкаемый
лепет

листьев.
Треск кузнечиков; их было четыре в деревьях на дворе. «(И.С.Тургенев). Но она может также рисовать различные по характеру действия (энергичные, порывистые или, наоборот, спокойные): «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая.» (А.С.Пушкин) — здесь описывается постепенное нарастание движения, сначала как будто преодолевается преграда, снег, затем — простор, полет, свободное движение кибитки. Или: «В некой
разлинованности
нотной, нежась, наподобие простынь,
железнодорожные
полотна, рельсовая режущая синь…Железнодорожные
полотна, ножницами режущий гудок…»(М.И.Цветаева). Многосложные слова создают графический образ железнодорожного полотна, а повторение «некрасивых» звуков во второй части передает также слуховые впечатления от железной дороги;

     
 

     2) оценивать то, что описывается в тексте, подчеркивать эмоциональность речи, выражать чувства говорящего или пишущего: «Маленькие глазки (Плюшкина.- Н.М.) еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа
уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли кот или
шалун-мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух.» (Н.В.Гоголь). Повторение «некрасивых» звуков и и сочетаний — «ш», «у», «ы», «сш», «вш»- усиливает отрицательную оценку Плюшкина. Или:

     
 

     «Необычайная она! Сверх сил!

     Не обвиняй меня пока! Забыл!

     Благословенна ты! Велел сказать

     Благословенна ты! А дальше гладь…»(М.И.Цветаева). Изменение темпа, контраст быстрой и медленной речи отражает разные «голоса», разные речевые партии, которые передают настроение говорящих: медленная речь — безразличие, спокойное состояние, быстрая — взволнованность;

     
 

     3) выделять, усиливать логически важные слова и тем самым — детали, образы, мотивы: «Вся
жизнь,
ненужно
изжитая, пытала,
унижала,
жгла; а там, как призрак возрастая, день обозначил купола.» (А.А.Блок) — подчеркнутые в звуковом отношении слова получают в тексте особый вес, передают главное в предложении. Или: «Жизнь его опирается на три точки:
копил,
таил,
сдал.»(А.Аграновский). В рассказе о человеке, который всю жизнь только и делал, что собирал и прятал золото, эта фраза играет важную роль: три последних коротких слова образно передают авторскую мысль о бедности, ограниченности жизни, а односложное слово «сдал» как бы заключает в себе итог такой жизни;

          
 

4) соединять, подчеркивать смысловую близость, соотнесенность грамматически связанных слов (однородные члены предложения, подлежащее и сказуемое, определение и определяемое слово, сказуемое и дополнение или обстоятельство): «Несказанное, синее, нежное…»(С.А.Есенин); «И раб судьбу благословил.»(А.С.Пушкин); «Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.»(А.С.Пушкин); «Где, как обугленные груши, с деревьев тысячи грачей сорвутся в лужи и обрушат
сухую грусть
на
дно очей.»(Б.Л.Пастернак). Или:

     
 

     «Черные тучи проносятся мимо

     Сел, нив, рощ.

     Вот потемнело и пыль закрутилась,-

     Гром, блеск, дождь.

     Соснам и совам

потеха ночная:

     Визг, вой, свист.

     Ты же, светляк, свой зеленый фонарик

     Спрячь, друг, в лист.»(В.Ф.Ходасевич) — сначала мы видим несколько рядов однородных членов предложения, они сближаются в смысловом отношении, но в конце стихотворения этот способ построения фразы нарушается, и на эту последнюю фразу падает основное логическое ударение текста;

     
 

     5) играть композиционную роль, сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать в звуковом отношении каждую новую часть текста. Не разрушая целостности частей текста, звуковые повторы могут оттенять смену картин: «На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью.»(И.С.Тургенев) — каждая художественная деталь имеет здесь особую звуковую окраску: в первой части мы видим ассонанс «е»-«о», описание ветра дополняется аллитерацией звуков «в» и «л»; описание ночи соотносится с аллитерацией на свистящие и шипящие, а шум деревьев описывается словами, в которых встречаются «мягкие» сочетания «де»-«те»- «ли».

     
 

     На основе звукового приема часто создается звукообраз (см. Звукообраз): «Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел.»(С.А.Есенин) — согласные звуки, из которых состоит слово «клен», повторяются, пронизывают весь текст и помогают создать звуковой образ клена.

     
 

     Неправильно:

     
 

Основные ошибки при использовании звукового приема:

     
 

     1) случайный звуковой повтор, который может не просто нарушать благозвучие речи, но и вызывать ненужные, ложные ассоциации; когда слова «притягиваются» по звучанию вопреки их смыслу. При случайных звуковых повторах иногда возникает анафора, эпифора, кольцо или стык, которые особенно затрудняют точное понимание текста: «Когда стали думать, как ликвидировать сырость в свинарнике, вспомнили и о заброшенном запарнике.»(газ.) — в этом предложении неуместная эпифора, а также неблагозвучная сочетаемость согласных звуков на стыке. «И
мать
начинает понимать, почему изменилось поведение сына.»(соч.) — необоснованное кольцо;

     
 

     2) случайное отклонение от средней длины слова. Эта ошибка может состоять в том, что какое-то слово подчеркивается, выделяется за счет его длины, хотя по смыслу в этом нет никакой необходимости: «Долго продолжался этот
кинематографический
месяц.»(газ.). Ошибкой также является неоправданная ритмизация прозаического текста, когда слова располагаются вопреки воле автора в соответствии с каким-либо стихотворным размером: «Рассаживаемся мы вкруг стола, смолкают разговоры, и наступает тишина«.(соч.) — это предложение в прозаическом тексте строится почти правильным ямбом. Или: «Вот в субботу в парке Горького как раз собрались нашенские роллер-авторитеты.»(газ) — первая часть этого предложения напоминает хорей.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->