Тема «Страшного мира» в творчестве Александра Блока


 

I. ВВЕДЕНИЕ

 

«Век девятнадцатый, железный…»- сказал А. Блок, и это, может быть, самое короткое, но и самое емкое из всех возможных определений того столетия.

Блок Александр Александрович [16(28).11.1880, Петербург, — 7.8.1921, Петроград], русский поэт. Блок — романтик, содержанием поэзии которого стала российская действительность и реальный человек. Характерны многомерность, мятежность, эмоциональная напряжённость его лирического героя, многокрасочность и новаторство художественных средств: максимальное слияние движения ритма с тончайшими оттенками смысла, использование неточных рифм, обращение к свободному стиху, работа над тоническим стихом (главным образом дольником).

Тема «страшного мира» — сквозная в творчестве Блока. К сожалению, ее часто трактуют лишь как тему обличения «буржуазной действительности». На самом же деле это только внешняя, легко видимая сторона «страшного мира». Но есть и другая, глубинная его суть, быть может еще более важная для поэта. Человек, живущий в «страшном мире», испытывает его тлетворное воздействие. При этом страдают и нравственные ценности. Стихия, «демонические» настроения, губительные страсти овладевают человеком. В орбиту этих темных сил попадает и сам лирический герой. Душа его трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости. Александр Блок творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь. Через душу А.Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий.

 

 

II. ТЕМА «СТРАШНОГО МИРА» В ЛИРИКЕ А.А.БЛОКА

 

С 1903 в отвлечённую романтическую поэзию Блока вошла социальная тема: античеловеческий город с его рабским трудом, нищетой (раздел «Распутья», 1902 – 04). Революция 1905-07 открыла поэту, по его словам, «лицо проснувшейся жизни». Отныне тема Родины постоянно присутствует в поэзии Блока. Его творчество становится трагедийным и глубоким, пронизанным ощущением катастрофичности эпохи, предчувствием назревающей очистительной бури (цикл «На поле Куликовом», 1908, разделы цикла «Вольные мысли», 1907, «Ямбы», 1907-1914). Исполнена революционных предчувствий неоконченная поэма «Возмездие» (1910-21). Настойчиво и сильно выражена в творчестве Блока ненависть к миру «сытых», к уродливым, бесчеловечным чертам жизни (раздел «Город», 1904-08, «Страшный мир», 1909-16).

Хотя любовная лирика Блока романтична, в тоже время и она несёт в себе наряду с восторгом и упоением роковое и трагическое начало (разделы цикла «Снежная Маска», 1907, «Фаина», 1907-08, «Возмездие», 1908-13, «Кармен», 1914).

С начала 1900-х гг. Блок выступал с критическими и публицистическими статьями, очерками, речами. Проза Блока остро проблемна, социально и эстетически значима; будучи по сути лирической, она трактует общие вопросы культуры, литературы, искусства («Краски и слова», 1906, «Безвременье», 1906, «О лирике», 1907, «О театре», «Письма о поэзии», «Народ и интеллигенция», «Стихия и культура», 1908, «Молнии искусства», 1909, «О современном состоянии русского символизма», 1910, «Судьба Аполлона Григорьева», 1916; рецензии на стихи А. Белого, В. Брюсова, К. Бальмонта, Э. Верхарна).1

Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности «Стихи о Прекрасной Даме», где все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда, Блок покорит читателей глубиной, искренностью чувства, о которой поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А.Блока спустится с высот одинокого счастья, красоты. Он окажется в мире реальном, земном, который назовет «страшным миром». Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни. 1

Рабочим кабинетом А.Блока станет город — петербургские площади и улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения «Фабрика», которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта.

Мир лирического героя — это проекция мира настоящего, в котором жил и творил автор. Поэтому он был и светлым и страшным. Возможно, необъяснимый страх предчувствия поэта, вызванный пониманием темноты реальности, и рождал «страшный мир». Автор верил в чудо, высокое чувство, он отрывался от реальности, творя красивые тихотворения, но неизбежно опускался на землю… и нетрудно представить, что чувствовал поэт в эти моменты. Это приносило в мир, созданный А.А. Блоком, дисгармонию, уродовало, делало его страшным, пугающим. Это мир социальной несправедливости, социального зла: «И в желтых окнах засмеются, что этих нищих провели». Таков мир, описанный в стихотворении «Фабрика»:

Недвижный кто-то, черный кто-то

Людей считает в тишине.


Он медным голосом зовет

Согнуть измученные спины

Внизу собравшийся народ.

…»Вновь богатый зол и рад, вновь унижен бедный»(«Пляски смерти»)1. Здесь страдания не только душевные, но и физические, здесь унижение, угнетение. Так, например, в стихотворении «На железной дороге» железная дорога символизирует дорогу жизни, по которой едет поезд, в окнах которого лица людей — «сонные, с ровным взглядом», безразличные. А «под насыпью, во рву некошеном» образ униженной женщины, раздавленной колесами этого самого поезда, этой страшной жизнью. Сейчас хотелось бы вспомнить образ Прекрасной Дамы и сравнить с униженным существом, раздавленным этой реальностью — «страшным миром».

«Страшный мир» бездуховен. В нем одиноко и тесно любому человеку с душой поэта, в нем просто не предусмотрено места для души. В своем творчестве Блок искал выход из этого мира, искал истину. Я считаю, что подобная мечта найти истину изначально обречена. Трагедия поэта в понимании иллюзорности подобной мечты. Понял это А.А.Блок в стихотворении «Незнакомка», в котором он в образе прекрасной Незнакомки пытается разгадать тайну жизни. Незнакомка здесь олицетворяет некий идеал, тайну. В конце стихотворения строка трагического отрезвления реальностью, сдача: «Я знаю: истина в вине!».

«Страшный мир» настоящего убивает в человеке Человека, наводит страх, спаивает: «И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas!» кричат».
В этом мире герой смертельно устает, умирает душой:

Как тяжко мертвецу среди людей

Живым и страстным притворяться!

Но надо в общество втираться,

Скрывая для карьеры лязг костей.

В стихотворении(из цикла «Пляски смерти») лирический герой — «мертвец», которого по-настоящему уже ничто не интересует, все вокруг для него — дураки, радующиеся мелочам жизни (герой спешит на вечер, где «его дарят улыбкой благосклонной хозяйка-дура и супруг-дурак», где приходится вести «условно-светские речи»), именно эти люди еще
«живые». «Мертвец» «шепчет незначащие речи, пленительные для живых слова». 1

Мир этот страшен скукой, предопределенностью и односторонностью. Герой делает над собой усилия, изображая радость миру, в котором смертельно разочарован: «Живым, живым казаться должен он!». Здесь видна раздвоенность героя. Одна его часть «мертва», разочарована, она уже потеряла веру в существование настоящего, истинного счастья, в возможность обрести счастье. А вторая — это только оболочка, тело, которое еще дышит, ходит, говорит среди «живых».

Разум жив, а душа … раздавлена этим «страшным миром» — правдой жизни, миром, который человек сам и создал. Причем создавал его постепенно, сознательно. По сути, человек сам себя обрек на подобное положение. Мне кажется, эта дорога может привести только в тупик. Наверное, это чувствует и герой А.А.Блока — обреченность:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет. 1

Перед нами мир социальной несправедливости, мир социального зла. Оттуда, из «жолтых окон», «недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине», идущих на фабрику. Это хозяева жизни и «измученные спины» угнетенного народа. Так поэт четко разделяет людей на тех, кто работает, и тех, кто присваивает себе их труд. Впервые в своем творчестве Блок так резко, недвусмысленно заявил тему народного страдания. Но перед нами не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены:

«И в жолтых окнах засмеются,

что этих нищих провели».

И от этого страдания лирического героя усугубляются.

Петербург Блок — это «страшный мир», полный острейших противоречий социального быта; это капиталистический город со своими реально-историческими чертами своего облика. Это город, где «богатый зол и рад» и «унижен бедный». И вместе с тем это город полный бунтарской революционной энергии, город людей, «поднимающихся из тьмы погребов» на штурм старого мира. «Городские» стихи зрелого Блока проникнуты тем гуманистическим и демократическим чувством и тем тревожным ощущением близящихся великих революционных потрясений, которые с такой впечатляющей силой выражены в его творчестве. 1

Поэзия А. Блока — это поистине удивительное явление. В ней устами лирического героя высказывается все то, что тревожило и волновало автора, а сегодня не безразлично для всех нас. Наибольшее впечатление на меня произвели стихотворения, где затрагивается тема «страшного мира». В них отражена «реакция», которую — как писал сам поэт — «нам выпало на долю пережить», которая «закрыла от нас лицо жизни…»

Тема униженного обездоленного человека получает свое дальнейшее развитие в стихотворении «На железной дороге». Железная дорога здесь — это образ-символ. Перед нами железная дорога жизни, лишенная доброты, человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькают в окнах вагона их лица — «сонные, с ровным взглядом», безразличные ко всему. А «под насыпью, во рву некошенном», образ униженной женщины, раздавленной колесами этой жизни, образ униженной духовности. Вот эволюция, которую претерпевает женский образ в лирике Блока,- от возвышенной Прекрасной Дамы до существа, уничтоженного «страшным миром».2

После цикла «Стихов о Прекрасной Даме», овеянных тайнами, загадками, наполненных любовными переживаниями, глубокими чувствами, лирический герой Блока предстает перед нами человеком, живущим в мире им самим же придуманных иллюзий, ждущим свою прекрасную незнакомку. Но, стремясь познать всю полноту жизни, автор переносит своего героя в реальный мир: пустой, мрачный, холодный, бездушный. Этот мир не принимает никаких чувств, все в нем подчинено незыблемым правилам жестокой игры, название которой — жизнь. Там все люди — манекены, бездушные куклы, которым чуждо чужое горе, чужие страдания. Так, в стихотворении «На железной дороге» красивая, молодая, цветущая женщина была раздавлена стальными колесами равнодушия, цинизма и ненависти…

Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей — довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена — все больно. 1

Безнадежность жизни…Это ли стало причиной гибели молодой девушки? Да и нужно ли искать ближайшую причину гибели человека? Для Блока важна сама трагедия, дело не в частном поводе к страшному решению женщины:

Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена – все больно.

Факт, описанный поэтом, мог быть взят из жизни, однако в его осмыслении и поэтическом воплощении помог Л.Н.Толстой. Героиня стихотворения – сестра Катюши Масловой по несчастью. Блок говорил, что «На железной дороге» — это бессознательное подражание эпизоду из «Воскресенья» Л.Н.Толстого: Катя Маслова на станции видит в окне поезда Нехлюдова на бархатном кресле:

Лишь раз гусар, рукой небрежною

Облокотясь на бархат алый,

Скользнул по ней улыбкой нежною…

Скользнул – и поезд вдаль умчало.

В этом стихотворении железная дорога выступает символом пути, судьбы. Поезд, паровоз, станция здесь как этап или момент пути. Образ поезда – символа судьбы, собственной жизни поэта, неудержимо мчащейся в неизбежность. Но путь, дорога еще и предвестники исхода, к которому каждый человек движется. Может быть, поэт воспринимал этот исход как смерть старой России и рождение новой, которую весь народ ждал с нетерпением.

В творческой практике поэта «железо» играло роль перекрестка, на котором сливались символ и реальность. Значит, железная дорога в творчестве Блока – это знак страшного мира, безжалостного к людям.

Когда-нибудь не будет железных дорог, их заменят другие, более современные средства сообщения, но навсегда останется в памяти та железная дорога, которую видел Александр Блок:

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели. 1

Здесь отсутствуют естественные, здоровые человЕческие чувства. Любовь? Ее тоже нет. Есть «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», бунт «черной крови» («Унижение», «На островах», «В ресторане», «Черная кровь»). Герой, утративший душу, предстает перед нами в разных обличиях. То он лермонтовско-врубелевский демон, страдающий сам и несущий гибель другим (два стихотворения с одинаковым названием «Демон»), то «стареющий юноша» — двойник лирического героя («Двойник»). Прием «двойничества» лег в основу и трагически-сатирического цикла «Жизнь моего приятеля». Это история человека, который «в сумасшествии тихом» бессмысленных и безрадостных буден растратил сокровища своей души:

«Пробудился: тридцать лет.

Хвать-похвать,— а сердца нет».

Печальный итог его жизни подводит сама смерть («Говорит смерть»):

С него довольно славить Бога,

— Уж он — не голос, только — стон, Я отворю.

Пускай немного Еще помучается он.

Трагическое мироощущение, «угрюмство», свойственные большинству стихотворений цикла, находят свое крайнее выражение в тех из них, где законы «страшного мира» приобретают космические масштабы:

Миры летят.

Года летят.

Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь,— который раз?

Мысль о роковом круговороте жизни, о ее безысходности с удивительной простотой и силой выражена в известном восьмистишии «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Этому способствуют его кольцевая композиция, точные и емкие эпитеты («бессмысленный и тусклый свет», «ледяная рябь канала»), наконец, необычная и смелая гипербола («Умрешь — начнешь опять сначала»).

Такой же обобщающий смысл несет и последнее стихотворение цикла «Голос из хора». В нем звучит мрачное, поистине апокалиптическое пророчество о грядущем торжестве зла во всем мире:

И век последний, ужасней всех, Увидим и вы и я. Все небо скроет гнусный грех, На всех устах застынет смех, Тоска небытия…

И заключительные строки:

О, если б знали, дети, вы,

Холод и мрак грядущих дней!

Означает ли это, что Блок признает торжество «страшного мира» над людьми и таким образом капитулирует перед ним? Дадим слово самому поэту:

«Очень неприятные стихи <…> Лучше бы было этим словам остаться несказанными. Но я должен был их сказать. Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. «СТРАШНЫЙ МИР» КАК СКВОЗНАЯ НИТЬ ТВОРЧЕСТВА АЛЕКСАНДРА БЛОКА

 

Тему «страшного мира» продолжают два небольших цикла — «Возмездие» и «Ямбы». Слово «возмездие» понимают обычно как наказание за некое преступление. Причем наказание, исходящее со стороны, от кого-то. Возмездие, по Блоку, это прежде всего осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя — измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению. А следствием этому — расплата: душевная опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Эти мотивы звучат во всех стихотворениях цикла «Возмездие», начиная с первого широко известного «О доблестях, о подвигах, о славе…» и кончая «Шагами командора» и «Как свершилось, как случилось?». В исполненных глубокого символического значения «Шагах командора» Блок переосмысливает сюжет о Дон Жуане. Его герой вы ступает не в амплуа традиционного соблазнителя, а в роли изменника, презревшего любовь Девы Света, донны Анны. И хотя он и бросает дерзкий вызов судьбе: «Жизнь пуста, безумна и бездонна! // Выходи на битву, старый рок!» — его поражение предопределено. Превыше всего ценивший свою «постылую свободу» и предавший «Деву Света», он обречен на гибель:

«Донна Анна в смертный час твой встанет.

Анна встанет в смертный час».

Если в цикле «Возмездие» расплате подвергается личность, допустившая воздействие на себя губительных ядов «страшного мира», то в «Ямбах» возмездие грозит уже не отдельному человеку, а «страшному миру» в целом. Смысловой и ритмической основой цикла стал «гневный ямб». Это подчеркивает и эпи граф к нему — слова древнеримского сатирика Юве-нала: «Негодование рождает стих». Ранее в письме к А. Белому Блок признавал право «здраво, честно, наяву говорить «НЕТ» всему настоящему только за тем человеком, кто делает это «по-божьи» (т. е. имея в себе в самых глубинах скрытое, но верное «ДА»)».1 Это «ДА» — вера в добро и свет и желание трудиться во имя их будущего торжества,— прозвучало во вступи тельном стихотворении цикла:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

Говоря «нет» «дням настоящим», поэт убежден в том, что крушение старых устоев жизни — неизбежно:

На непроглядный ужас жизни

Открой скорей, открой глаза,

Пока великая гроза

Все не смела в твоей отчизне…

(Да, так диктует, вдохновенье…)

Эта «великая гроза», по Блоку, разразится в результате усилий новых, молодых людей («Юность — это возмездие»):

Я верю: новый век взойдет

Средь всех несчастных поколений.

Пусть день далек — у нас все те ж

Заветы юношам и девам:

Презренье согревает гневом,

А зрелость гнева — есть мятеж.

(В огне и холоде тревог…)

Об этом же поэт писал в одном из своих писем 1909 года: «Революция русская в ее лучших представителях — юность с нимбом вокруг лица».

Картины этого бездуховного мира проходят перед читателем в стихотворении «Незнакомка»: «пьяные окрики», «испытанные остряки» в котелках, пыль переулков, «сонные лакеи», «пьяницы с глазами кроликов» — вот, где приходится жить лирическому герою. Все это туманит сознание человека и правит его судьбой. И лирический герой одинок. Но вот появляется Незнакомка: Дыша духами и туманами, Она садится у окна. Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он пытается разгадать его тайну. Для него это означает познать тайну жизни. Незнакомка здесь — некий идеал красоты, радости, а поэтому преклонение перед ней означает преклонение перед красотой жизни. И лирический герой видит «берег очарованный и очарованную даль», то, чего жаждет его душа. Но стихотворение заканчивается трагично: поэт понимает всю иллюзорность своей мечты познать истину («Я знаю: истина в вине»). Эта трагедия получает свое дальнейшее развитие в стихотворении «Я пригвожден к трактирной стойке». Его «душа глухая…пьяным пьяна…пьяным пьяна…». Лирический герой живет с чувством гибели, смертельной усталости:

Я пьян давно.

Мне все равно.

Вон счастие мое — на тройке

В сребристый дым унесено…

«Страшный мир» Александра Блока не заключается лишь в рамках цикла с одноименным названием, — его мотивы слышны в музыке всего его творчества. Просто с течением времени его понимание этого мира значительно менялось. Так в стихотворении «О весна без конца и без края» автор твердо намерен бороться с жестоким миром, он предстает перед нами в образе воина со щитом и мечом в руках. Он бросает вызов судьбе и готов принять бой. Герой Блока свято верит в свою «Викторию».
Немного позже мировоззрение поэта несколько поменяется. В первом стихотворении цикла «Пляски смерти» мы видим Блока совершенно другим. Теперь он чувствует себя мертвецом, которому «тяжко… среди людей живым и страстным притворяться…» У меня создается такое впечатление, что автор совершенно исчерпал свои нравственные силы, он уже не может, а, точнее, не хочет бороться со всей грязью общества, с теми мерзостями, которыми это общество пропитано насквозь. Поэт словно учится принимать этот «страшный мир» таким, какой он есть.1

За их условно-светскими речами

Ты слышишь настоящие слова:

«Усталый друг, мне странно в этом доме.»

«Усталый друг, могила холодна.»

«Настоящие» слова — не о любви, не о жизни, а о могиле и смерти. Блок сознательно хоронит свою душу в аморальном обществе. Спустя несколько лет поэт напишет поэму «Соловьиный сад». В ней герой добросовестно покидает свое райское пристанище, чтобы вернуться в несовершенный, страшный и холодный мри. Он готов пройти все трудности жизни, чтобы потом, может быть, увидеть желанный свет в конце туннеля. Но главное даже не это, самое важное то, что вернувшись на грешную землю, отказавшись от мирной и спокойной жизни, автор встает на путь очищения, принимая на себя все страдания.

«Страшный мир» Блока опять — в который раз! — претерпевает изменения. Все творчество Александра Блока пронизано этой темой, открывающей для читателей все новые и новые грани. В итоге Блок приходит к мысли, что единственный путь человека в окружающем его «страшном мире» — путь принятия и постижения жизни, какой бы ужасной и отталкивающей не казалось её лицо. Только пройдя через все трудности, человек может назвать себя Человеком!

«Страшный мир» не только вокруг, он и в душе лирического героя. Но поэт найдет в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего пути в жизни. Об этом его поэма «Соловьиный сад». Как жить? Куда идти? «Наказанье ли ждет или награда?» Вот вопросы, которые пытается решить для себя лирический герой поэмы. 2

Образ соловьиного сада — это тот мир красоты, добра, счастья, который сохранил в своей душе А.Блок. Но лирический герой покидает этот мир безоблачного счастья. Так тема дома переходит в тему бегства из дома. В соловьиный сад проникают звуки окружающего мира: Заглушить рокотание моря Соловьиная песнь не вольна! Лирический герой бежит из этого мира, потому что душа не может не слышать, а совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем. И поэт вновь возвращается в жизнь, полную труда, лишений, обездоленности:

Я вступаю на берег пустынный,

Где остался мой дом и осел.

Но лирический герой уже не находит своего дома, навсегда утеряно то, чем он жил прежде. Счастья нет там, в соловьином саду, но его нет и здесь. И поэт испытывает мучительную трагедию раздвоения: раздвоены разум и душа, ум и сердце. А вместе с этим приходит и осознание невозможности счастья в этом мире. Но за этим скрыта глубокая авторская мысль: выбор сделан правильно, так как герой принес себя в жертву долгу. А по мнению Блока, жертва во имя жизни — это священная жертва. И поэт не жалеет того, что он сделал. Наверное, поэтому и финал жизни самого Александра Блока будет трагичным, так как он, как и его лирический герой, принесет себя в священную жертву во имя новой жизни и новой России.     

 

    
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Лирика Блока — явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих — она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом «пути». На эту ее особенность указывал и сам Блок.

Александр Блок был символистом. Его стихотворения творились с глубоким вдохновением. Не почувствовать этого, мне кажется, невозможно: стихотворения эмоциональны, символичны и трогательны. А.А. Блок обладал редким даром – умением донести до читателя идею автора. Внутренний мир героя А.А. Блока богат чувствами самого автора. Блок покоряет искренностью. Если Александр Александрович восхищается женской красотой, герой боготворит Прекрасную Даму; если автор разочарован, герой переживает те же муки горького прозрения.

Настоящий художник не уходит из жизни бесследно. «Мы умираем, а искусство остается»,- заметил Блок на торжественном собрании, посвященному Пушкину. Блока нет, но его богатейшее наследство с нами. Его стихи во многом трагичны, потому что трагичным было и его время. Однако поэт сам утверждал что не «угрюмство »-суть его творчества. Она в служении будущему. И в своем последнем стихотворение «Пушкинскому дому» (февраль 1921г) поэт снова напоминает нам об этом

Пропуская дней гнетущих

Кратковременный обман,

Прозревали дней грядущих

Сине-розовый туман.

«Если вы полюбите мои стихи, преодолейте их яд, прочтите в них о будущем»

А. Блок.

 

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Блок А. Поэмы. –М.: Эксмо, 2007.
  2. Блок А. Стихотворения. –М.: Эксмо, 2007.
  3. Долгополов Л.К. Александр Блок: личность и творчество. – М.: Наука, 1980.
  4. Магомедова Д.М. Комментируя Блока. –Ростов-на-Дону: РГГУ, 2004
  5. Минц З. Г. Блок и русский символизм: Избранные труды: В 3 кн. –СПб.: Искусство – СПб, 2004.
  6. Турков А. Блок. –М .: Молодая гвардия. 1969.

 



 

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->