Р И Т О Р И К А

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РИТОРИКИ

    

Задания для самостоятельной работы.

1. Заполните таблицу, обозначая особенности развития риторики.

Название 

Период 

Объект 

Предмет 

Цели, задачи 

Характеристики и осн. представители 

Греция 

V – I вв. до н. э.

 

 

 


 

искусство риторики

искусство убеждения

Софисты:

выступление перед слушателями; помогали желающим овладеть искусством

красноречия. Софисты умели насмешкой уничтожить, довод противника, а на его

насмешку отвечать с достоинством.

 

 

 

 

 

Прежде чем начать речь о каком либо предмете, нужно чётко определить

данный предмет. Ясно и чётко говорится о построении речи: вступление, изложение,

доказательства, выводы.

 

 

 

Необходимо понимать человеческие

страсти, возрастные и социальные особенности человека.

Софизм:

Общественная жизнь Древней Греции была такова, что приходилось выступать всем:

политику- в собрании совета и на народном собрании, полководцу- перед своим войском,

частному лицу- перед судом, а так же на празднествах.

Появились

платные учителя-софисты, которые не только обучали практическому красноречию, но

и составляли речи для граждан.

Представители: Диагор Мелосский, Феодор Киренский

Теория «подлинного красноречия»: Абсолютная

истина-божественна, выше человеческих суждений и является абсолютной мерой всех вещей. Подлинное красноречие основано на знании истины. Познав

сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу

людских душ, имеет возможность внушить своё мнение слушателям.

Представители: Сократ, Платон

Способность находить возможные

способы убеждения относительно каждого данного предмета.

Убеждение зависит от характера говорящего, настроения слушателя и от самой речи.

Представители:

Аристотель

Рим 

I в. до. Н. э. – IV в. н. э.

 

 

 


 

искусство риторики 

искусство говорить хорошо

Оратор должен:

-Найти что сказать;

-Найденное расположить по порядку;

-Придать ему словесную форму;

-Всё это запомнить;

-Произнести.

С этого времени в риторике усиливается интерес к литературно-языковому компоненту. Риторика представляет собой практически полезную

систематизацию ораторского опыта.

Представители:

Цицерон, Квантилиан 

Средние века 

V – XI вв.

 

 

 


 

искусство риторики

искусство украшения

Укрепление и соблюдение моральных норм.

В результате возрастания интереса риторов к литературному компоненту усилилась эстетическая характеристика речи, что в итоге привело к распаду единства логоса (мысли) и выражения (языка).

Представители:

Фома Аквинский, Иоанн Златоуст

Риторика Возрождения

XIV- XVI вв.

 

 


 

искусство риторики

искусство поэтики

занятия языком необходимы в целях   формирования личности.

Создаётся новый классицизм в риторике. Всякая речь должна или доказывать (обыкновенный стиль), или живописать (средний), или увлекать (высокий). Ораторское слово должно приближаться к поэтическому; не нужно, однако, нагромождать искусственные украшения. Надо во всём стараться подражать древним; главное — ясность и соответствие речи чувству и мысли.

Представители: Данте, Петрарка, Латини, Бруни.

Риторика Классицизма

XVI – XVII вв.

 

 


 

искусство риторики

чистота языка

Чтобы достигнуть сердец слушателей, оратору  необходимы четыре качества: ясность, сдержанность, доброжелательность и скромность.

Риторика проникает и в придворный этикет. Из искусства речи она превращается в  жизненный кодекс, формируя сознание дворянина и является главным образцом и моделью для подражания  галантного века.

Представители: Ж.-Б. Кревье, Бернар Лами, Левен де Тамплери.

Риторика в XIX и XX веке

XIX – XX вв.

 

 


 

искусство риторики

стилистика

изучение теории прозы, теории аргументации и стилистики

Развитие политического и других видов красноречия и романтической литературы приводит к упразднению условных правил ораторского искусства. Традиционно наиболее значимая часть — учение о словесном выражении — растворилась в стилистике как части теории литературы, а остальные разделы потеряли практическое значение.

Представители: Х. Перельман, Б. В. Томашевский, 

Риторика в России Нового времени

XX – XХI вв.

 

 

 

 


 

искусство риторики

особенности общения

основная цель — обучение успешному общению

Необходимость в изучении:

-понятийной основы (коммуникативная ситуация, виды общения, речевые жанры, их структурные и стилевые особенности и т. д.)

-инструментальных знаний о способах деятельности (типа инструкций, практических рекомендаций и т. д.);

-умений общаться (анализировать и оценивать общение, реализовывать речевой жанр в соответствии с ситуацией общения, в том числе с коммуникативной задачей, характеристиками адресата и т. д.);

Представители: Н. Ф. Кошанский, Т. А. Ладыжская

2.Дайте определение и охарактеризуйте разделы риторики.

Раздел

Определение

Характеристика

Инвенция

Систематизация содержания речей и используемых в них доказательств.


На этом этапе по Аристотелю стоит думать о:

1) о собственном образе оратора — нравственная позиция, честность, искренность, ответственность за свои слова
2) о доказательности самой речи
3) о слушателя и их эмоциях

Диспозиция

Выстраивание идей в необходимом порядке в соответствии с замыслом.

В античном риторическом каноне выделяются:

1) введение
2) предложение/теорема
3) повествование
4) подтверждение
5) опровержение
6) заключение
В современности построение речи может отличаться, но остаётся введение, развитие темы и заключение.

Элокуция

Облечение мыслей в слова: отбор слов и их сочетаний (смысловой, стилистический, звуковой), выбор ритма, общей структуры фразы, выбор тропов и фигур речи, риторических приёмов

Используется для пробуждения чувств слушателей и установления с ними эмоциональной связи.

Акцио

Выступление перед зрителями. Образ оратора и содержание речи сливаются воедино.

Цель — достойно и красиво произнести речь. Важную роль здесь играют техника речи (фонационное дыхание, голосообразование, дикция) и кинетика (движения, жесты, мимика) говорящего.

Меморио

Подготовка к произнесению речи, в т.ч. с использованием специальных мненонических приёмов.

Используется набор приёмов, облегчающих запоминание большого числа сведений

3.Характеристика общей риторики.

Предметом общей риторики являются общие закономерности речевого поведения (в различных ситуациях) и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.

 

Раздел общей риторики 

Характеристика раздела

Риторический канон 

Система специальных знаков и правил, которые берут свое начало еще в древней риторике.

Следуя этим правилам, можно найти ответы на следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности? как (какими словами)?

Иначе говоря, риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа:

  • изобретение содержания
  • расположение изобретенного в нужном порядке
  • словесное выражение

Публичное выступление (оратория) 

Особый раздел риторики, является очень важным, т. к. свободное владение словом обязательно для человека, который желает отстоять свою точку зрения публично, склонить аудиторию на свою сторону.

Ведение спора 

умение убеждать других в истинности высказываемых взглядов и умение склонять людей к тому поведению, которое представляется нужным и целесообразным.

Ведение беседы 

Помогает познать причины непонимания людей друг другом, усвоить факторы успеха, научиться правильно определять стратегию и тактику разговора

Риторика повседневного общения 

Дает знания о речевом поведении людей в их бытовой, повседневной, «домашней» жизни, найти ответы на следующие вопросы: как возникают и гибнут дружеские, приятельские, семейные отношения? Какую роль в их становлении и развитии играют особенности речевого поведения?

Этнориторика 

Изучает национально-культурные различия речевого поведения людей. Риторические знания данной области помогают избежать ситуаций непонимания между людьми разных национальностей и в сфере делового общения, и в областях, касающихся духовных ценностей.

 

4. Характеристика частной риторики

Частная риторика — это теория красноречия в определённой сфере общения между людьми (судебной, церковной или любой другой) или при определённых условиях общения (например,  как теория устного публичного монолога).

Развиваются на  основе   общей,   представляя   собой  конкретизированное  применение положений  общей риторики   к   отдельным сферам речевого пользования.

Частная риторика как теория отдельных родов и видов не художественной прозы занимается выявлением условий, закономерностей и правил речевого поведения в какой-либо сфере общения целиком, а также в пределах отдельных жанров и типов речи.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Описать связь культуры и языка.

Язык и культура — сложные и многогранные явления, имеющие коммуникативно-деятельностную, ценностную и символическую природу. Культура устанавливает место человека в системе общественного производства, распределения и потребления материальных ценностей. Она целостна, имеет индивидуальное своеобразие и общую идею и стиль. Язык не просто называет то, что есть в культуре, не просто выражает ее, формирует культуру, как бы прорастая в нее, но и сам развивается в культуре. Культура формирует сложную и многообразную языковую систему, благодаря которой происходит накопление человеческого опыта и передача его из поколения в поколение. Уровнем развития материальной и духовной культуры общества определяется форма существования языка.

 

6.Охарактеризуйте важнейшие свойства языка:

Свойства 

Характеристика

Номинативность

Номинативность состоит в том, что основная единица языка — слово — обозначает или именует предмет, образ которого содержится в душе человека. Слово называет вещь, предмет мысли.

Номинативность позволяет говорить о предметах, которые не существуют в поле нашего восприятия, о предметах мыслимых и воображаемых, строить абстрактные представления, создавать истинные, ложные и бессмысленные высказывания, а также заменять слова другими знаками, например письменными, и использовать слова для создания новых слов и несловесных знаков — изобразительных, музыкальных, математических и других.

Предикативность

Предикативность — свойство языка выражать и сообщать мысли; тесно связана с именованием: мысль отличается от смутного образа тем, что в ней выделены основные составляющие — субъект, предикат и связка. Их выделение предполагает именование — обозначение словом, устанавливающее связь представления с предметом и границы обозначаемого предмета или понятия.

Членораздельность

Членораздельность — свойство языка членить высказывания на повторяющиеся в других высказываниях воспроизводимые элементы.

Речь предстает нам как чередование слов и пауз. Каждое слово может быть отделено говорящим от других. Слово опознается слушающим и отождествляется с уже имеющимся в сознании образом, в котором соединяются звучание и значение. На основе единства этих образов мы можем понимать слова и воспроизводить их в речи.

Рекурсивность

Рекурсивность — свойство языка образовывать бесконечное число высказываний из ограниченного набора строевых элементов.

Не существует языков, в которых не было бы системы ярусов, организованных таким образом, что из небольшого числа минимальных звуковых единиц может быть создано практически неограниченное число высказываний.

Строение систем языков мира различно, и языки группируются в науке в зависимости от типа их устройства, но примечательно, что можно придумать значительно больше приемов выражения грамматических значений, чем их существует в действительности.

Диалогичность

Диалог есть совместная и разделенная последовательностью реплик речь нескольких людей, в результате которой принимается общее решение. В ходе диалога люди обмениваются репликами-высказываниями, которые частично воспроизводят и повторяют друг друга и, главное, располагаются в последовательном порядке так, что каждое последующее высказывание основывается на содержании предыдущего и в свою очередь привносит некоторое новое содержание.

Если диалогическая речь создается путем обмена репликами, исходящими из различных источников, то монолог представляет собой завершенное высказывание, исходящее из одного источника. Поэтому можно сказать, что в диалогическую речь входят отдельные монологи как развернутые и завершенные по смыслу реплики.

 

7. Прочитайте произведения выдающихся ораторов и напишите тезисы (в тетрадях).

1. Аристотель «Риторика»

2. Цицерон «Оратор»

  1. М.В.Ломоносов «Краткое руководство к красноречию».

4. На выбор.

 

 

 

 

2. ЛИЧНОСТЬ ОРАТОРА КАК СУБЪЕКТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    

Задания для самостоятельной работы.

 

1. Выберите современного оратора, который Вам нравится. Наблюдая за его выступлением определите и запишите характерные для него жестово-мимические средства общения.

В публичных выступлениях президента России Дмитрия Медведева нет никакой экспрессии – он сдержан и спокоен, его речь всегда правильно и логически выстроена, определения, которые он подбирает в свободном диалоге, максимально точно передают смысл. Он всегда предельно корректен и не допускает неоднозначных формулировок. Президент избегает использования жестов и другой невербалики, из-за чего воспринимать его речь достаточно сложно.

Такая манера не производит сильного впечатления на большинство людей, речь слишком слажена и спокойна, порой это способствует даже расфокусировке внимания. Отсутствует фактор прямого эмоционально взаимодействия со слушателем, это ключевой момент – все взаимодействие лежит в поле действия разума и рационального постижения смысла речи. Подобную манеру лучше всего воспринимают люди науки, особенно юристы, к которым относится и сам Дмитрий Анатольевич, простым же людям такая манера может представать невзрачной, расплывчатой, неубедительной. Это является очень серьезным недостатком подобной манеры.

 

 

2. Из круга своих знакомых определите человека, за которым интересно наблюдать в процессе общения, и попытайтесь угадать его внутренний мир.

В рамках этого задания хотелось бы рассказать о моем коллеге. Андрей Александрович Гаршин, темноволосый, среднего телосложения, высокий; глаза, в зависимости от освещения, то ярко зеленые, то голубые, брови широкие, густые. Прямой нос с горбинкой, тонкие, чуть поджатые губы, высокие скулы.

    Первое впечатление о нем у меня было неоднозначным, казалось, что это достаточно жесткий и сердитый человек. Но, пообщавшись с ним совсем немного, становится понятно, что внешность его крайне обманчива. Андрей очень веселый и добродушный человек. Радуется он искренне и по-доброму, совсем как ребенок. Имеет приятный, низкий тембр голоса, что очень располагает к нему во время общения. Он говорит достаточно быстро, но не слишком, так что никогда не приходится переспрашивать о сказанном, все ясно и понятно.

Во время разговоров о рабочих моментах Андрей всегда собран, говорит строго по делу, использует профессиональную лексику, но как только тема беседы становятся личной, он становится крайне участливым и доверительным собеседником.

 

 

3. Составьте список друзей, сокурсников, которые положительно или отрицательно влияют на ваше душевное самочувствие. Определите, чем (словом, действием) и почему? Вспомните, кто из них и чем вызвал у вас отрицательные эмоции, тревожное чувство или, наоборот, привел к душевному покою.

ФИО 

Положительно 

Отрицательно 

Слово 

Действие 

Почему  

Слово 

Действие 

Почему  

Хоняков Артем Александрович

Очень талантливо рассказывает занятные истории, приятно вести беседу с этим человеком

 


 

Однажды помог мне в затруднительной ситуации

Производит впечатление очень отзывчивого и обаятельного человека

Не всегда разграничивает формальное и неформальное общение

Обнимается при встрече

Не слишком приятно, когда человек нарушает границ личного пространства

Зарипова Алена Петровна

Вежливое формальное приветствие

 

 


 

Первой протянула руку для рукопожатия

Проявила инициативу, поприветствовав меня. Отсутствие фамильярности также считаю большим плюсом

Общается достаточно резко

Игнорирует все попытки начать разговор, если он не касается работы

Считаю грубость и резкость неприемлемой в общении

Гончар Роман Андреевич

Имеет отличное чувство юмора

 

 


 

___

Приятно общаться с остроумным человеком

В моменты высокого эмоционального напряжения выражается нецензурной речью

Без спроса взял мою вещь

Считаю употребление в речи нецензурной брани недопустимой

Банникова Татьяна Валентиновна

Сделала комплимент моему костюму

 

 


 

Обаятельно и открыто улыбнулась

Безусловно, всегда приятно, когда тебе делают комплименты. Также большое удовольствие доставляет общение с радостными улыбчивыми людьми

___

Излишне много жестикулирует

Чрезмерная жестикуляция отвлекает от слов оратора

 

4. Какие ваши слова, действия обрадовали, успокоили или, наоборот, обидели, встревожили собеседника?

ФИО 

Положительно 

Отрицательно 

Слово 

Действие 

Почему  

Слово 

Действие 

Почему  

Зарипова Алена Петровна

Попросил у неё совета, отметив тем самым авторитет собеседницы в конкретном вопросе

 


 

Помог в выполнении работы

Своевременная помощь от коллеги всегда может выручить в трудной ситуации

Пытался вывести беседы на темы, не относящиеся к работе

Сделал небольшой подарок на Международный Женский День

Собеседница ограничила общение только в рамках профессии

Одинцов Денис Валерьевич

Сделал комплимент манере общения

 


 

Дал рекомендацию относительно приобретения машины

Помог в трудной ситуации

Был занят своими мыслями и отвечал на вопросы невпопад

Вел себя слишком дистанцированно с человеком

Разумеется, неприятно, когда собеседник слушает тебя в пол-уха

Крючкова Ирина Александровна

Поинтересовался здоровьем родителей

 

 


 

Поздравил с профессиональным праздником

Важно проявлять внимание к собеседнику и обращать внимание на мелочи

Перебил во время монолога, т.к. возник вопрос, касаемый данной темы

Не попросил прощения за то, что прервал речь

Важно уметь слушать собеседника

 

 

5. Подготовьте выступление на любую тему и попросите друзей критически оценить различные стороны содержания и формы вашего выступления.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Вопросы, подлежащие оценке 

Оценка в баллах 

Примечание 

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ Внешний вид.

Мышечная свобода.

Позовая активность.

Жесты, мимика, движения. 

5-

Внешний вид аккуратный, опрятный, двигался достаточно свободно, но поза при этом была достаточно зажатой.

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ Свобода звучания голоса. Индивидуальный тембр. Дикционная четкость.

Культура речи.

Богатство интонирования. 

5

Голос звучал свободно, непринужденно. Интонация богатая, дикция четкая, тембр голоса приятный.

РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Действенность выхода.

Зачин.

Захват и удержание внимания. Общение.

Учет аудитории. Обратная связь. Содержательность и доказательность.

Видения и отношения. Художественная перспектива. Сквозное действие и сверхзадача.

Финал.

Степень эмоционального воздействия. 

4

Речь построена интересно и грамотно, но внимание аудитории удерживалось достаточно сложно, обратная связь была недостаточно налажена.

К финалу выступления эту проблему удалось решить. 

Оценки ставятся по пятибалльной системе с добавлением плюсов и минусов (+, -). В последней графе аргументируются выставленные оценки.

 

6. Оцените после выступления некоторые параметры своего ораторского опыта (Оценка эффективности публичного выступления).

Для этого оратор должен ответить на следующие вопросы.

  1. Удалось ли завоевать внимание аудитории?
    1. Удалось ли удержать внимание на протяжении всего выступления?
  2. Уложился ли оратор в регламент?
  3. Все ли сказал, что хотел?
  4. Подчеркнул ли в заключение главное?
  5. Не сбивался ли, не отклонялся ли от темы?
    1. Уверенно ли чувствовал себя за трибуной, не дал ли повода усомниться в своей компетентности?

8.    Хотелось ли бы еще раз выступить перед этой аудиторией?
На каждый вопрос надо ответить по десятибалльной шкале:

да — 10, нет — 1, остальные оценки в промежутке между 10 и 1. Если вы набрали менее 50 баллов, то ваше выступление должно быть признано неудачным. Посмотрите, за счет чего вы получили низкий балл, и поработайте над этим.

Итого: 62 балла.

7. По итогам вашего выступления сформулируйте и запишите рекомендации.

В будущем, во время подготовки к публичным выступлениям, мне следует больше поработать над удержанием внимания аудитории. Возможно, стоит привести какие-то примеры или ситуацию из жизненного опыта, ведь, как известно, истории подобного рода, как правило, привлекают особенно много внимания.

Также стоит заранее порепетировать перед зеркалом и определить возможные позы и жесты, чтобы во время выступления не отвлекаться на это.

 

 

3. АУДИТОРИЯ КАК СУБЪЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    

Задания для самостоятельной работы.

1. Опишите процесс речевого взаимодействия, представленного графически.

ОРАТОР     СЛУШАТЕЛИ

        

 

b         a    c    

a    c        b

    
 

 

Значит, если оратор хорошо произносит (голос и речь благозвучны), то слушатели хорошо слышат его. Если он ярко модулирует, «рисует голосом мысли», то его легко понимают. Если же при этом он еще выразительно интонирует (используя все компоненты живой речи), то слушатели чувствуют речь оратора. Владение искусством произношения, модулирования и интонирования делает речь оратора вдохновенной. А вдохновенная речь воспринимается слушателями как откровение, тревожа
сердца.

 

2. Перечислите и опишите общие характеристики и особенности аудитории.

Умение  точно определить характеристики аудитории  позволяет говорящему более точно  выбирать нужный жанр своего выступления.     Все параметры анализа аудитории  можно разделить на объективные и субъективные.

Объективные параметры.

Объективные параметры не зависят от оратора и его речи, являются неотъемлемым признаком аудитории.

Демографические: демографическая характеристика включает в себя естественные черты (пол, возраст, национальность, общий уровень образования и культуры), социальное положение (рабочие, крестьяне, интеллигенция, новые русские и т.п.) и должность (чиновники, учителя, руководящие работники и т. п.).

Интеллектуальные: параметры, описывающие  знания и убеждения аудитории.

Количественные: количественная  характеристика, на мой взгляд, одна из самых важных. Оратора, конечно, интересует какое количество слушателей предполагается и в какой мере они знакомы выступающему.

 По  количеству участников общения различают:

     а) межличностное (имеет место в тех случаях, когда индивидуальные черты слушателя могут быть так или иначе просчитаны и учтены в речи);

     б) групповое (выделяется в тех случаях, когда оратор ориентируется не на индивидуальные, личностные, а на социальные черты слушателей (студенты, коллеги), объединенных работой, увлечениями, ситуацией и т. д.);

     в) публичное (рассчитано на весьма многочисленную и неоднородную аудиторию, но все же объединенную чем-то (местом собрания, социальной принадлежностью));

     г) массовое общение (предполагает обращение к аудитории через средства массовой информации, а не непосредственно).

Субъективные параметры.

Субъективная  характеристика аудитории – эта часть портрета слушателей, зависящая от того, кто именно выступает перед ними и может меняться, если меняется оратор.

Степень знакомства аудитории  оратору: социальный  портрет аудитории определяется степенью знакомства аудитории оратору. Чем в большей мере оратор способен прогнозировать реакцию аудитории, тем убедительнее он может подобрать доводы, а значит, более действенной окажется его аргументация.

Равенство участников общения:

     а) отношения равенства (слушатели являются коллегами, одноклассниками и т. п. оратора);

     б) отношения неравенства. (в этом случае либо оратор обладает более высоким статусом, либо аудитория состоит из людей с более высоким по сравнению с оратором статусом).

Отношение к мыслям оратора: с точки зрения отношения к мыслям оратора в аудитории могут  быть выделены следующие группы:

     а) конструктивная (у слушателей этой группы ценностные ориентиры совпадают с теми, что предлагает оратор).

     б) конфликтная (это люди, не разделяющие взглядов оратора, его противники).

     г) соглашатели (это люди, у которых пока нет своего мнения по обсуждаемой проблеме).

     г) инфантильные (это слушатели, равнодушные к теме выступления, не желающие вникать в суть проблемы).

 

 

3.Типы аудиторий.

Основания 

Типы 

       

Однородная и разнородная аудитория

Однородная

Разнородная

   

По размеру

Большая

Небольшая 

   

По уровню подготовленности

Хорошо подготовленная

Подготовленная 

Малоподготовленная аудитория 

 

По профессиональным особенностям

Аудитория представителей гуманитарных наук

Аудитория представителей точных наук 

   

По настроенности

Позитивно настроенная

Индифферентная 

Негативно настроенная 

 

По полу

Мужская

Женская 

   

По возрастным особенностям

Детская

Молодежная

Аудитория среднего возраста 

Аудитория старшего возраста 

По национальности


 

     

 

4.Рекомендации по выступлению в различных типах аудиторий (на выбор 3 типа)

 

Тип аудитории 

Требования 

Малоподготовленная аудитория 

– говорить медленно;

– использовать вопросно-ответную форму изложения;

– эмоционально приводить много примеров из жизни;

– эффективна односторонняя, нисходящая, эмоциональная, а не логическая аргументация;

– нужно апеллировать к практическому результату;

– широко использовать юмор;

– применять иррациональные аргументы;

– эффективен повтор;

– убедительны ссылки на авторитеты, на известные исторические факты, на общие мнения, пословицы.

– главная мысль должна быть обязательно сформулирована словами и повторяться неоднократно. 

Негативно настроенная аудитория

– подсказывать выводы аудитории;

– найти в аудитории несколько союзников и опереться на них: постараться убедить или посеять сомнение в головах нескольких конкретных слушателей;

– не стараться переубедить всех;

– начинать с бесспорного, с того, в чем вы сразу достигнете согласия;

– декларирировать информационную, а не убеждающую цель вашего выступления;

– эффективна дедуктивная подача материала и нисходящая, двусторонняя, контраргументация.  

Мужская аудитория

– эффективна дедуктивная подача материала;

– эмоциональность должна быть умеренной;

– можно использовать более абстрактное изложение;

– не нужно делать слишком явные выводы за аудиторию;

– в выступлении можно рассматривать 2–3 вопроса, давая обязательную аргументацию выдвигаемого тезиса;

– нужно обеспечить рациональное построение выступления.

 

 

 

 

5.Три способа «борьбы» аудитории с речевыми воздействиями оратора.

1. Стратегия избегания – аудитория проявляет невнимание, пропускает мимо ушей важную информацию, ищет и находит повод отвлечься, не смотрит на оратора, не является на выступление, стремится сесть подальше от оратора, прием закрывания глаз.

2. Стратегия «подрыва авторитета»: оратор – неспециалист, не авторитет в данной области, следовательно, все, что говорит, нельзя воспринимать серьезно. Доводы: молодой оратор, рядовой человек; слишком модно одет; выглядит старомодно. Подорвать авторитет у слушателей может слишком высокий авторитет у них другого лица.

3. Стратегия непонимания – аудитория слушает оратора, если идея ей не нравится, то считает ее или его аргументы непонятными, следовательно отвергает и саму идею. Непонимание фиктивно, просто отказ от восприятия.

6. Охарактеризуйте свой курс, свою учебную группу как аудиторию. Какими признаками можно определить вашу группу?

У нас небольшая аудитория, которую составляет, преимущественно, женский коллектив. Аудитория является подготовленной и в большинстве случаев положительно настроена, будучи при этом достаточно разносторонней.

 

7. Какие утверждения правильные?

  1. В разнородной аудитории можно обсуждать несколько вопросов. НЕТ
  2. В большой аудитории надо выступать эмоциональнее, чем в малой. ДА
  1. В большой аудитории надо рассматривать только один вопрос. ДА
    1. В малой аудитории в равной мере эффективны и индуктивная, и дедуктивная подача материала. ДА
    2. В хорошо подготовленной аудитории темп речи должен быть высоким. ДА
    3. В хорошо подготовленной аудитории надо быть эмоциональным. НЕТ
    4. В малоподготовленной аудитории надо быть неэмоциональным. НЕТ
    5. В малоподготовленной аудитории эмоциональные аргументы эффективнее логических. ДА
    6. Для гуманитариев эффективна индуктивная подача материала. ДА

      10. Для представителей точных и естественных наук эффективна индуктивная подача материала. НЕТ

      11.Работающие в отличие от учащихся ценят в публичном вы-
      ступлении краткость и четкое выделение главного. ДА

  2. В благожелательной аудитории эффективна нисходящая аргументация. НЕТ
  3. В благожелательной аудитории выводы надо формулировать эксплицитно. НЕТ
  4. В равнодушной аудитории нужно чаще обращаться к отдельным слушателям. ДА
  5. В равнодушной аудитории надо говорить с повышенной эмоциональностью. ДА
  6. В негативной аудитории эффективна односторонняя аргументация. НЕТ
  7. В негативной аудитории эффективна восходящая аргументация. НЕТ
  8. В негативной аудитории защищаемый тезис надо сформулировать во вступлении. НЕТ
  9. В женской аудитории необходимо широко использовать наглядность. ДА
  10. В женской аудитории можно рассматривать несколько проблем в одном выступлении. НЕТ
  11. В мужской аудитории нецелесообразно делать словесный вывод. НЕТ
  12. Для мужской аудитории структура выступления не должна быть заметной. НЕТ
  13. В мужской аудитории эффективно перечисление. НЕТ
  14. В молодежной аудитории темп речи должен быть быстрым. ДА
  15. Для молодежной аудитории неинтересны личные оценки оратора. ДА
    1. Для молодежи не надо формулировать выводы в эксплицитной форме. ДА
    2. В детской аудитории надо рассматривать только один вопрос. ДА
    3. В детской аудитории надо чаще хвалить отдельных слушателей. ДА
    4. В аудитории старшего возраста надо говорить эмоционально. НЕТ
    5. В аудитории старшего возраста надо апеллировать к истории. ДА

     

     

    4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

        

     

    Задания для самостоятельной работы.

     

    1.Характеристика высказывания.

    Высказывание — грамматически правильное предложение, взятое вместе с выражаемым им смыслом.

    К высказываниям относятся языковые выражения, подобные: «Небо голубое», «Математика — самая интересная наука», «Александр Македонский учился у Аристотеля», «Хорошо, когда человек выполняет свои обещания», «Назначаю вас руководителем» и т.п.

    Понятие грамматически правильного предложения не определяется логикой, оно берется из грамматики. Смысл, выражаемый грамматически правильным предложением, называется суждением. Суждение — это та мысль, которая стоит за предложением как его языковой, материальной оболочкой. Сама по себе мысль как идеальное содержание недоступна для восприятия других людей. Она может обнаружить себя только в материальном образовании: в некоторой последовательности колебаний воздуха или в серии следов чернил на бумаге, т.е. в произнесенном или написанном предложении.

    Суждение выражается и сообщается повествовательным предложением. Вопросительное предложение не сообщает непосредственно какой-то информации, оно, напротив, содержит просьбу предоставить определенную информацию. О вопросительном предложении нельзя сказать, что оно выражает суждение. Такое предложение прямо и непосредственно ничего не утверждает и ничего не отрицает.

    Оно не содержит сообщения, а лишь выражает вопрос.
    Не выражают суждений и те побудительные предложения, которые представляют собой непроизвольную, можно сказать, инстинктивную реакцию на неожиданно открывшиеся обстоятельства. Хотя суждение находит свое выражение только в языке, оно, в отличие от предложения, не зависит от конкретного языка. Сообщение о том, что какое-то суждение высказывалось в определенной ситуации, не нуждается в указании, какой при этом использовался язык. Одно и то же суждение может быть выражено различными предложениями одного и того же языка или разных языков.

     

    2. Построение высказывания.

    Правило

    Характеристика

    Правило

    Характеристика

    Правило приоритетности цели сообщения

    Построить сообщение правильно — значит прежде всего отчетливо представлять его цель. Достижению цели подчиняется не только содержание речевого сообщения, но и отбор элементов речи, их комплексирование и особое использование.

    Правило речевой культуры

    Речь должна отвечать требованиям и нормам цивилизованного, служебного и делового общения.

    Правило решаемой психологической задачи

    В конечном счете все психологические задачи, приемы, действия, правила речевого сообщения и обмена в деятельности профессионала — не самоцель, в разговоре тем более. Они подчиняются достижению цели, обслуживают процесс получения нужного профессионального результата, обеспечивают его полноту и полное соответствие поставленной цели.

    Правило речевого этикета

    Требование соблюдения культурных правил речевого поведения, принятых в обществе.

    Правило содержательной и смысловой проработки задачи

    Отбор содержания (о чем говорить?) строго подчиняется психологической задаче и цели.

    Правило общей языковой культуры

    Обязывает максимально использовать богатства родного языка, его словарного запаса, речевых оборотов.

    Правило лексической проработки задачи

    Хорошо сказать — не только ответ на вопрос «о чем сказать?», но обязательно и «как сказать, какими словами?». Слова следует подбирать так, чтобы точно выразить содержание и реализовать задумки, чтобы у партнера по общению не вызвать реакций, которые сорвут разговор.

    Правило смысловой культуры

    заключается в стремлении и умении содержательно, логично, точно, четко, ясно выразить в словах свои мысли, чувства, отношения по принципу «словам должно быть тесно, а мыслям просторно».

    Правило адаптации «словесной партитуры» речи к особенностям собеседника

    Общие требования к словами выражениям — требования правовые и культурные, но чтобы сделать речь понятной для конкретного собеседника, разумно ее упрощать.

    Правило тождества

    Всякое утверждение надо формулировать точно, однозначно, не допуская возможности двойственных толкований.

    Правило непротиворечивости 

    Если два высказывания об одном и том же содержат определенные противоречия, то они не могут быть истинными. 

    Правило аргументации 

    Речевое высказывание строится правильно, если содержит не только утверждения, но и их аргументацию.

    Правило выбора стиля речи 

    Стиль — единство выразительных, образных речевых, неречевых и иных средств речи, обладающее некоторыми особенностями, определяемыми объективными и субъективными обстоятельствами, особая манера строить речь.

       

     

     

     

    3. Способы аргументации

    Название 

    Пример 

    Название 

    Пример 

    Нисходящая

    В начале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом

    Индуктивная

    Изложение построено от фактов к выводу.

    Восходящая

    Аргументация и накал чувств усиливаются к концу выступления.

    Дедуктивная

    Изложение построено от общей посылки к фактам.

    Односторонняя

    Излагаются только аргументы «за» (чистый позитив) или только аргументы «против» (негатив).

    Опровергающая

    Оратор разрушает реальные или возможные контраргументы реального или «изобретенного» оппонента.

    Двусторонняя

    Слушателю дается возможность сопоставить противоположные точки зрения, выбрать.

    Поддерживающая

    Оратор выдвигает только позитивные аргументы, а контраргументы игнорирует.

     

    4. Тропы и фигуры речи

    Название 

    Характеристика 

    Пример 

    Гипербола

    разновидность тропа, основанная на
    преувеличении

    «реки крови», «море смеха»

    Литота

    троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение

    «мужичок с ноготок»

    Метафора

    троп, скрытое образное сравнение,  перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании  общих признаков

    «работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»

    Метонимия

    троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле

    «пенящийся бокал» — имеется в виду вино в бокале; «лес шумит» — подразумеваются деревья; и т.п.

    Перифраза

    троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл

    «царь зверей» — вместо «лев» и т.п

    Олицетворение

    вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные

    душа поёт, река играет

    Синекдоха

    троп и вид метонимии, название части  вместо целого  или наоборот.

    Скажи-ка, дядя, ведь недаром
       Москва, спалённая пожаром,
       Французу отдана?
                        (М. Ю. Лермонтов)

    Сравнение

    слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации — другой

    «Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»

    Образ

    обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления.

    Не ветер бушует над бором,
       Не с гор побежали ручьи,
       Мороз — воевода дозором
       Обходит владенья свои.
                            (Н.А. Некрасов)

    Аллегория

    образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа

    лев — сила, власть; правосудие —  женщина с весами

    Гротеск

    изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях

       Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,
        Дикие проклятья дорогой изрыгая.
       И вижу: сидят людей половины.

    О дьявольщина! Где же половина другая?
                                (В. Маяковский)

    Ирония

    выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение

    Слуга влиятельных господ,
         С какой отвагой благородной
         Громите речью вы свободной
         Всех тех, кому зажали рот.
                         (Ф.И. Тютчев)

    Аллитерация 

    повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность

    Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

    Величавый возглас волн.

     Близко буря. В берег бьется

    Чуждый чарам черный челн…
                        (К. Бальмонт)

    Антитеза 

    стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов

    «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок…» (С.Есенин)

    Градация 

    стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.

       Не жалею, не зову, не плачу.
     Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
    Увяданья золотом охваченный,

      Я не буду больше молодым.
                                 (С. Есенин)

    Инверсия 

    изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном порядке

    «Преданья старины глубокой» А.С. Пушкин

    Эпитет 

     образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо

    «парус одинокий», «роща золотая»

    Эпифора 

    стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз

    Вот на берег вышли гости

     Царь Салтан зовёт их в гости…
                                                                          (А. С. Пушкин)

    Эвфемизм 

    замена неприличных, грубых, деликатных слов или выражений более неопределёнными и мягкими

    вместо «беременная» — «готовится стать матерью», вместо «толстый» — «полный» и т.п.

     

    5. Структура выступления

    Выступление должно состоять из трех частей:

    1. Вступление.

    2. Основная часть.

    3. Заключение.

    Примерное распределение времени:

    — вступление – 10-15%;

    — основная часть – 60-65%;

    — заключение – 20-30%.

    Вступление – важная часть, так как более всего запоминается слушателям, поэтому должно быть тщательно продуманным. Оно включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. «Засиживаться» на вступлении не стоим – оно должно быть кратким.

    Основная часть – всестороннее обоснование главного тезиса. Некоторые варианты системного построения аргументации:

    — проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);

    — хронологическое изложение;

    — изложение от причин к следствиям (от частного к общему);

    — индуктивное изложение (от общего к частному).

    Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи. При этом очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения.

    План развития основной части должен быть ясным. Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.

    Заключение – формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления.

    Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.

    В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению.

     

     

     

    6. Элементы сюжета

    Название элемента

    Описание 

    Цель 

    Экспозиция

    изначальные время, место действия, состав и взаимоотношения персонажей. Если экспозиция помещается в начале произведения, она называется прямой, если в середине — задержанной

    представить некоторых персонажей произведения и обстановку действия

    Предзнаменование

    намеки, которые предвещают дальнейшее развитие сюжета


     

    заинтриговать читателя, заставить его предположить развитие событий

    Завязка

    событие или появление персонажа, которые провоцируют развитие конфликта

    именно в завязке действия резко меняется положение персонажей, между ними могут возникнуть противоречия

    Конфликт

    противостояние героев чему- или кому-либо. Это основа произведения

    нет конфликта — не о чем рассказывать

    Кризис

    конфликт достигает пика. Кризис имеет место либо непосредственно перед кульминацией, либо одновременно с ней

    противоборствующие стороны встречаются лицом к лицу

    Кульминация

    является результатом кризиса. Зачастую это самый интересный и значительный момент в произведении

    поворотный момент в отношениях между противоборствующими сторонами

    Развязка

    конфликт разрешается; герой либо добивается поставленной цели, либо остается ни с чем, либо гибнет

    обычно выясняется, как изменились отношения между противоборствующими сторонами

     

    7. Прочитайте отрывки текстов выступлений, выделите в них структуру, виды аргументов, тропы, фигуры речи и т.д.

     

    1. Из речи Франклина Д. Рузвельта при вступлении в должность президента США.


    Рузвельт стал президентом в период тяжелейшего экономического кризиса США. В речи, произнесенной по радио 4 марта 1933 г., он не приукрасил ситуации, напротив, открыто показал американцам всю серьезность экономического положения страны и указал причины неудач. Но вместе с этим он сообщил нации о мерах, необходимых для преодоления трудностей, рассказал обоснованно, образно и понятно каждому. Речь стоит прочитать целиком. Мы же приводим только начало: «Сегодня — торжественный день для нашей страны и, конечно, все американцы ждут, что я, вступая в должность президента, скажу решительно и откровенно, что требует современное положение нашего народа. Настало время сказать правду, всю правду, откровенно и
    смело. Нам не нужно бояться правды, когда рассматриваем ситуацию в стране. Эта великая нация выстоит, как она выстаивала в прежние времена; она возродится для нового процветания. Так позвольте мне подтвердить
    мое прочное убеждение: мы страшимся собственного страха
    неосознанного, бессмысленного, неоправданного страха, ослабляющего наши усилия, благодаря которым мы превратим наше отступление в триумф.

     

    Т. к. нашему вниманию представлена не речь целиком, а лишь её начало, вполне логично, что она не имеет характерного для структурирования текста вывода. Речь состоит из введения и основной части, которую, при желании, можно логически продолжить.

    Высказывания построены согласно основным правилам, речь логична и структурирована, в ней присутствует определенная доля пафоса, которая необходима в рамках выступлений политических деятелей.

    Используются такие тропы, как олицетворение и метонимия.

    Аргументация восходящая двусторонняя.

     

    2. Из речи Уинстона Черчилля в палате общин при вступлении в должность после его назначения премьер-министром.

    Необыкновенно открыто говорил Черчилль 13 мая 1940 г. о жестокой и безжалостной войне, мобилизовав многие риторические средства; он потребовал от английского народа решительного сопротивления врагу: «Я хотел бы заявить в палате, как я уже заявил членам этого правительства: мне нечего предложить, только кровь, невзгоды, слезы и пот. Нам предстоят тяжелейшие испытания. Нам предстоят многие, многие долгие месяцы борьбы и страданий. Вы спросите: в чем наша политика? Отвечу: наша политика состоит в том, чтобы вести войну на воде, на земле и в воздухе, со всей нашей мощью и силой, какие даровал нам бог: вести войну против чудовищной тирании, невиданной в темном, мрачном списке человеческих преступлений. Вот суть нашей политики! Вы спросите, какова наша цель? Я
    отвечу одним словом: победа — победа любой ценой, победа несмотря на все ужасы, победа, каким бы долгим и трудным ни был путь к ней; без победы нет жизни. Хочу внести ясность: нет жизни для британской мировой империи, нет для вековых устремлений и надежд человеческого рода,
    направленных к своей цели. Я возьмусь за решение моих задач, полный энергии и надежды, и убежден, что мы не испытаем крушения нашего дела. В это мгновение я чувствую себя как имеющий право требовать помощи от каждого, и я призываю: «
    Давайте же действовать вместе, шагая единой силой!».

     

     

    Структура данного монолога, не смотря на её краткость, отвечает общепризнанным параметрам: введение, основная часть и заключение.

    Речь эмоционально окрашена, присутствие риторических вопросов и обилие эпитетов делают текст очень экспрессивным. Также экспрессии данному тексту добавляет цепная связь предложений.

    Аргументация и накал чувств усиливаются к концу выступления.

     

     

     

    3. Из речи президента Кеннеди на выпускном вечере Американского университета в Вашингтоне (июнь 1963).

    Начало цитаты: «Мало есть на земле творений более прекрасных, чем университет — писал об английских университетах Джон Мэйсфилд, и его слова справедливы в равной степени и здесь.
    Это относится не к башням и шпилям, не к зеленым насаждениям на территории университета и поросшим плющом стенам. Он восхищается красотой университета, потому что университет, как он сказал, место, куда стремятся за знаниями те, кто ненавидит невежество, те, кто
    поняв истину сам, поможет понять ее и другим.

    И потому я выбрал это время и это место, чтобы рассмотреть тему, при обсуждении которой часто торжествует невежество, а истина слишком редко уясняется, и которая тем не менее важнейшая тема на земле: всеобщий мир. Какой мир я имею в виду?
    Не Pax Americana (американский мир),
    навязанный земле американской военной силой. Не мир могилы или рабской покорности. Я говорю о настоящем мире, о том мире, который ценит жизнь на земле, о том мире
    который дает людям и нациям надеяться и строить для детей лучшую жизнь. Мир не только для американцев, но мир для всех людей. Мир не только для нашего поколения, но мир на все времена!»

     

    Данный монолог, в первую очередь, можно охарактеризовать как отличный пример употребления цитаты в речи. Цитирование Джона Мэйсфилда настраивает аудиторию на необходимый лад, одновременно являясь отличной вводной частью.

    Текст экспрессивен благодаря риторическому вопросу в основной части и большому количеству примененных художественных средств, но, не смотря на экспрессию, речь структурирована и логична.

     

     

     

    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

     

     

     

    Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М., 1996.

    Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. — М, 1984.    

    Апресян Г. 3. Ораторское искусство. — М., 1972.

    Бахтин М. М. Человек в мире слова. — М., 1995.

    Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. — СПб, 1997.    

    Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов-на-Дону, 1998.

    Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1988.

    Далецкий Ч. Б. Практикум по риторике. — М., 1995.

    Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М., 1982.

    Калинин А. В. Культура русского слова. — М., 1984.

    Колесов В. В. Русская речь. Вчера, сегодня, завтра. — СПб, 1998.

    Колшанский Г. В. Паралингвистика. — М., 1977.    

    Кохтев Н. Н. Риторика. — М., 1994.    

    Михневич А. Е. Введение в методику лекционной пропаганды. — Минск, 1982.

    Маркачева Т. Б., Ножин Е. А. Мастерство публичного выступления. М., 1988.

    Петрова Э. А. Живое слово лектора. — Л., 1988.

    Риторика и ораторское искусство. Хрестоматия. Составитель В. А. Шенберг. — СПб, 1994.

    Рождественский Ю. В. Риторика и стиль. — М., 1989.

    Рождественский Ю.В. Речь и действительность. — Риторика публичной речи. — М., 1989.

    Розеншток-Хюсси. О. Речь и действительность. — М., 1994.

    Савкова 3. В. Средства речевой выразительности. — Л., 1982.

    Савкова 3. В. Внеязыковые средства выразительности речи лектора. — Л., 1984.

    Савкова 3. В. Творческое самочувствие лектора. — Л., 1986.

    Савкова 3. В. Речь лектора — это сам лектор. — М., 1989.

    Савкова 3. В. Риторические игры. — СПб, 1998.

    Сергеич П. Искусство речи на суде. — М., 1988.

    Сопер П. Основы искусства речи. — М., 1992.    

    Станиславский К. С. Собр. соч. в 8 т. — М., 1954—1961.

    Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. — М., 1994.

    Чихачев В. П. Речевое мастерство пропагандиста. — М., 1987.

    Шенберг В. А., Колоченко А. К. Методика ответов на вопросы слушателей. — Л., 1989.

    Шенберг В. А. Полемика как способ духовного противоборства. — Л., 1991.

    Шенберг В. А., Савкова 3. В. Риторика. — СПб, 1997.

     

    Вопросы

    по учебной дисциплине «Риторика»

     

    1. 

    История возникновения и развития риторики. 

    2. 

    Риторика Древней Греции. Основные представители.

    3. 

    Риторика Древнего Рима. Основные представители. 

    4. 

    Риторика Средневековья. Основные представители. 

    5. 

    Общая характеристика риторики как науки. 

    6. 

    Причины развития риторики в ХХв. 

    7. 

    Объект, предмет, цель риторики.

    8. 

    Задачи и принципы риторики. 

    9. 

    Функции риторики. 

    10. 

    Представление о разделах риторики: особенности и возможности.  

    11. 

    Характеристика изобретения (инвенции), расположения (диспозиции) и выражения (элокуции) в общей риторике.

    12. 

    Особенности частной риторики.

    13. 

    Связь культуры, языка и речи. Понятия и особенности. 

    14. 

    Понятие языка как системы. Функции языка. Основные свойства языка (номинативность, предикативность, членораздельность, рекурсивность, диалогичность).

    15. 

    Общее представление о высказывании.

    16. 

    Аудитории. Типы аудиторий. Особенности работы с разными аудиториями. 

    17. 

    Понятие коммуникативной позиции. Приемы и правила повышения коммуникативной позиции. 

    18. 

    Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего (фактор внешности, взгляда, физического поведения, фактор организации пространства общения и др.)

    19. 

    Приемы и правила понижения коммуникативной позиции. Вербальные и невербальные способы. 

    20. 

    Понятие эффективности коммуникации. Коммуникативное равновесие.

    21. 

    Представление о коммуникативных барьерах. Преодоление коммуникативных барьеров. 

    22. 

    Характеристика языкового паспорта личности. 

    23. 

    Содержание разных классификаций публичных выступлений (по цели, по форме). 

    24. 

    Основные преимущества устной речи.

    25. 

    Общие требования к публичному выступлению. 

    26. 

    Основные трудности публичного выступления. 

    27. 

    Способы подготовки к публичному выступлению. Психологическая и физическая подготовка к выступлению. 

    28. 

    Аргументация. Виды аргументации. Понятие тезиса и аргумента.

    29. 

    Характеристика аргумента. Состав аргумента.

    30. 

    Три составляющие основания аргумента.

    31. 

    Правила аргументации. Способы аргументации. 

    32. 

    Факторы, ослабляющие эффективность аргументации. 

    33. 

    Правила эффективной аргументации. 

    34.

    Структура публичного выступления.  

    35. 

    Вступление: виды, функции. Приемы привлечения внимания аудитории. 

    36. 

    Поддержание внимания аудитории в ходе выступления. Факторы, влияющие на внимание слушателей. 

    37. 

    Завершение публичного выступления: функции и варианты. Ошибки при завершении публичного выступления.

    38. 

    Ответы на вопросы аудитории: виды и рекомендации. 

    39. 

    Протокольно-этикетное выступление и его основные особенности.  

    40. 

    Правила подготовки поздравительных и приветственных речей. 

    41. 

    Основные особенности развлекательной речи.

    42. 

    Убеждающее выступление и его особенности. 

    43. 

    Характеристика публичных обсуждений (спор, дискуссия, полемика, диспут, дебаты, прения). 

    44. 

    Правила и принципы дебатов. Проведение дебатов. 

    45. 

    Поведение оратора в аудитории.

    46. 

    Риторические позиции оратора в ходе выступления. 

    47. 

    Способы речевого воздействия на личность. 

    48. 

    Риторические средства выражения.

    49. 

    Воздействие на слушателя разных риторических средств.

    50. 

    Особенности русской риторики. 

     

     

     

     

    ТЕМЫ УЧЕБНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

     

    Объяснительные темы

    Как проехать на вокзал

    Как растопить печь

    Как сложить костер

    Как прыгают с парашютом

    Методы тренировки собаки

    Как забронировать билет на обратный вылет

    Описательные темы

    Прекрасный Крым

    Полезная вещь в домашнем хозяйстве

    Что я увидел в микроскоп

    Свадьба моего друга

    Мое нелюбимое занятие

    Как мы провели мой день рождения

    Мое хобби

    Биографические темы

    Эпизод из жизни героя

    Выдающийся педагог

    Жизнь гения

    Жизнь журналиста

    Великий человек с моей точки зрения

    Моя собака

    Жизнь моей бабушки

    Несгибаемый человек

    Повествовательные темы

    Самые трудные минуты в моей жизни

    Опасная поездка

    Приключение на экскурсии

    Неразгаданная тайна

    Как я видел НЛО

    Что случилось в период наводнения

    Агитационные темы

    Фильм, который надо, посмотреть

    Книга, которую надо прочесть

    Можно ли покончить с этой привычкой? Милосердные люди еще нужны

    Спать надо 8 часов

    Дорогая вещь себя окупит

    Подумайте о выборе хорошей профессии

     

    ТЕМЫ ДЛЯ ДИСКУССИЙ И ВЫСТУПЛЕНИЙ В РАЗНЫХ ЖАНРАХ

     

    Медведев и Путин

    Пришли ли к власти демократы

    Нужно ли платное образование

    Образование должно быть бесплатным

    Как следует изучать историю

    Научить можно всех

    Кто не может быть студентом

    Мой любимый учитель

    Почему я не люблю физику

    Нужны ли вступительные экзамены

    Почему мы плохо знаем иностранные языки

    Нужна ли свободная посещаемость

    Нужен ли суд присяжных

    Как обворовать квартиру

    Способна ли тюрьма исправить

    Нужна ли смертная казнь

    Что такое клептомания

    Выгодна ли реклама

    Строить ли
    атомные электростанции

    Нужны ли частные магазины

    Может ли рынок быть регулируемым

    Насколько честной должна быть реклама

    Книга, научившая меня многому

    Зачем второразрядные фильмы

    Мое отношение к частушкам

    Тема для современного искусства

    Есть ли польза от многопартийности

    Непобедима ли коррупция

    Должна ли земля быть частной собственностью

    Диета и здоровье

    Эффективность голодания

    Нужно ли бегать по утрам

    Что такое дизайн

    Наследственно ли долголетие

    Можно ли передавать мысли на расстоянии

    Что такое сглаз

    Что случилось с динозаврами

    Имеют ли сны значение

    Почему сбываются предсказания

    Как ладить с родителями

    Что для меня свобода

    Как жить, не ссорясь

     

     

     

     

    ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    1. Определите тему своего публичного выступления, подготовьте его и выступите перед аудиторией.
    2. Составьте словарь понравившихся высказываний об ораторе, речи, выступлении (50 единиц.)

    № п/п 

    Высказывание 

    Автор 

     

    «Нельзя было не заслушаться»

    Крючкова И. А.

     

    «Речь понравилась» 

    Крючкова И. А. 

     

    «Прелестные эпитеты» 

    Крючкова И. А. 

     

    «Понравилось, что так четко структурировал» 

    Крючкова И. А.

     

    «Отдельно отметить хочется феноменальность выступления» 

    Крючкова И. А. 

     

    «Поза знатная. Долго репетировал?» 

    Зарипова А. П.

     

    «Вот это действительно интересно» 

    Зарипова А. П. 

     

    «Прогрессивно мыслишь» 

    Зарипова А. П. 

     

    «Правда интересно было. Вот честно»

    Зарипова А. П. 

     

    «Монолог показался слегка спонтанным и это, безусловно, плюс» 

    Зарипова А. П. 

     

    «Любопытно будет послушать еще раз» 

    Степцов В. С.

     

    «Больше всего впечатлила мимика» 

    Петров Т. Н.

     

    «Тебе стоит в театре играть, с таким-то талантом» 

    Чудинова О. Л.

     

    «Иронии тебе не занимать» 

    Зарипова А. П.

     

    «Держал внимание отлично» 

    Чудинова О. Л.

     

    «Аргументации с избытком» 

    Чудинова О. Л. 

     

    «Требую больше времени на выступление, а то заслушался» 

    Петров Т. Н. 

     

    «Голос приятный» 

    Петров Т. Н. 

     

    «Мне очень понравилась шутка про собаку. Вообще было смешно и интересно»

    Петров Т. Н. 

     

    «Профессионально. Молодец» 

    Лебедева Д. А. 

     

    «Обилие примеров понравилось» 

    Лейн М. И. 

     

    «Не понимаю только одного: почему так мало?» 

    Баровских О. В. 

     

    «Блеснул!»

    Чудинова О. Л. 

     

    «Дикции завидую белой завистью»

    Лебедева Д. А. 

     

    «Порадовало, что не закрывался от публики» 

    Лебедева Д. А. 

     

    «Сказано все, что нужно, ничего лишнего» 

    Балаева М. И.

     

    «Все понятно и просто» 

    Колясников В. П.

     

    «Оригинально начал, а закончил просто блестяще» 

    Балаева М. И.

     

    «Все хорошо» 

    Чудинова О. Л. 

     

    «Еще немного разовьешь жестикуляцию и можно в актеры» 

    Чудинова О. Л. 

     

    «Экспрессивно. Сильно» 

    Балаева М. И. 

     

    «Стал лучше говорить. Скороговорки?» 

    Балаева М. И. 

     

    «Главное, что с душой» 

    Тивиков И. С 

     

    «Понравилась часть про… Да все понравилось!»

    Тивиков И. С 

     

    «Ни убавить, ни прибавить» 

    Лейн М. И. 

     

    «Приятно слушать правильную речь» 

    Лейн М. И. 

     

    «Рано закончил, еще же целая минута» 

    Баровских О. В. 

     

    «Даже пожурить не за что» 

    Баровских О. В. 

     

    «Теперь, получается, нам у тебя уроки можно брать?»

    Тивиков И. С 

     

    «Очень здорово» 

    Балаева М. И. 

     

    «Аплодирую стоя!» 

    Колясников В. П. 

     

    «Замечательный тембр» 

    Балаева М. И. 

     

    «Эмоционально, сильно» 

    Лейн М. И. 

     

    «Жесты отрепетированы?» 

    Лейн М. И. 

     

    «Главная мысль четко сформулирована и повторяется несколько раз. Это плюс»

    Лейн М. И. 

     

    «Имидж получился славный» 

    Паршин И. А. 

     

    «Эффективная организация текста» 

    Паршин И. А. 

     

    «Все понравилось» 

    Баровских О. В. 

     

    «Структура построения фраз понравилась. Непринужденно»  

    Паршин И. А. 

     

    «Одна и та же информация, но по-новому сказана»

    Тивиков И. С 

     

    3. Составьте указатель имен известных риторов и важных данных о них (50 единиц).

    № п/п 

    ФИО 

    Важное 

    Греческие риторы 

    1. 

    Пери́кл

    Афинский политический деятель, сын Ксантиппа, вождь демократической партии, знаменитый оратор и полководец.

    Перикл поднял морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками (Парфенон, Пропилеи и пр.). Афины при Перикле достигли высшей степени экономического и культурного развития. 

    2. 

    Горгий

    Был одним из первых ораторов нового типа — не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались софистами, «специалистами по мудрости».

    3. 

    Исокра́т

    Самая ранняя и вместе замечательнейшая из речей Исократа, «Панегирик», стоила автору 10 лет труда.

    4. 

    Исе́й

    Профессией Исея было написание по заказу судебных речей, в политической жизни вряд ли участвовал.

    5. 

    Эсхин

    Ревнегреческий государственный деятель, один из десяти аттических ораторов.

    6. 

    Демад

    Сын рыбака, малообразованный, но красноречивый. Приобрёл известность в 338 до н. э. благодаря своей промакедонской ориентации (битва при Херонее). Часто Выступал на народных собраниях против Демосфена, не придерживаясь при этом никакой определённой политики.

    7. 

    Аристо́тель

    Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследование «конституции» — политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно — «Афинская полития»).

    8. 

    Демосфе́н

    Речи Демосфена называют «зеркалом характера». Он не был ритором, не любил придуманных украшений, но действовал на слушателей силой убеждения, логикой, строгим развитием мысли, кстати употребляя доводы и примеры.

    9. 

    Андокид

    Принадлежал к древнему и очень знатному аттическому роду. Отец — Леогор. Дед — Андокид стратег в 466-465 гг. до н.э и в 441-440 гг до н.э.

    10. 

    Плато́н

    Платон часто противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности. Тело — разложимо и смертно, а душа — вечна. Согласно учению, изложенному в диалоге «Государство», в отличие от тела, которое можно погубить, душе ничто не может помешать существовать вечно.

    11. 

    Сокра́т

    Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.

    Римские риторы 

    12. 

    Марк Порций Катон

    В римской литературе он имеет значение ещё большее, чем в государственной жизни. Он может быть назван основателем римской прозаической литературы, которой он дал образцы и в красноречии, и в истории, и в разных других видах, будучи бесспорно самым крупным прозаическим писателем в течение всего II столетия Рима, с началом которого возникла вообще римская словесность.

    13. 

    Се́рвий Сульпи́ций Га́льба

    В детстве он был усыновлён своей мачехой Ливией и прожил почти всю жизнь, прозываясь Луцием Ливием.

    14. 

    Гай Семпроний Гракх

    Гай Гракх родился в семье Тиберия Семпрония Гракха старшего и Корнелии Африканы, дочери Сципиона Африканского. Гай рос без отца и воспитывался матерью.

    15. 

    Марк Анто́ний

    Получив ложное известие о том, что Клеопатра покончила с собой, Антоний бросился на свой меч.

    16. 

    Марк Лициний Красс

    древнеримский полководец и политический деятель, триумвир, один из богатейших людей своего времени.

    17. 

    Гай Ю́лий Це́зарь

    Деятельность Цезаря коренным образом изменила культурный и политический облик Западной Европы и оставила неизгладимый след в жизни следующих поколений европейцев.

    18. 

    Марк Туллий Цицерон

    Его философские трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени: стоиков, академиков и эпикурейцев.

    19. 

    Марк Калидий

    Он был главным представителем так называемого аттического направления в римском ораторском искусстве.

    Ораторы XVIII века

    20. 

    Оноре Габриэль Рикетти де Мирабо

    Деятель Великой Французской революции, один из самых знаменитых ораторов и политических деятелей Франции, граф.

    21. 

    Жорж Жак Дантон

    Детство провёл в сельской обстановке в семинарии и в светском пансионе в Труа проникся поклонением древнему миру.

    22. 

    Максимилиа́н Робеспье́р

    Известный современникам как Неподкупный (фр. L’Incorruptible) или Бешеная Гиена (у своих врагов) — один из лидеров Великой Французской революции, глава, возможно, самого радикального революционного движения — якобинцев.

    23. 

    Луи Антуан Сен-Жюст

    Будучи ещё учеником, он написал поэму «Organt», появившуюся на свет в 1789 г.; она имела характер сатиры на нравы современного ему общества.

    Ор

    аторы XIX века

    24. 

    Абд аль-Кадир

    Благодаря своим необыкновенным способностям, благочестию, учёности и искусству владеть оружием Абд аль-Кадир ещё в молодости приобрёл широкую известность.

    25. 

    Авраа́м Ли́нкольн

    Авраам Линкольн стал центральной исторической фигурой в сознании американского народа, человеком, предотвратившим распад Соединённых Штатов и внёсшим значительный вклад в становление американской нации и отмену рабства как основного препятствия для последующего нормального развития страны.

    26. 

    Фредерик Дуглас

    Родился рабом, но в 1838 бежал на Север, там он стал бороться против рабовладения.

    27. 

    Ра́льф Уо́лдо Э́мерсон

    Зарабатывал на жизнь чтением лекций и к 1850 приобрёл международную известность

    28. 

    Дэниел Уэбстер

    Американский политический деятель. Государственный секретарь США в 1841—1843 и 1850—1852 гг., сенатор в 1827—1841 и 1845—1850 гг., член Палаты представителей в 1813—1817 и 1823—1827 гг.

    29. 

    Жан Жоре́с

    Кроме парламентской деятельности, помимо бесчисленных речей на митингах и партийных съездах, множества газетных и журнальных статей, Жорес выпускал том за томом громадного, рассчитанного общим числом в 10 томов коллективного труда «Histoire socialiste».

    Ораторы XX века

    30. 

    Э́двард Станисла́вович Радзи́нский

    Советский и российский телеведущий, писатель, сценарист, драматург.

    31. 

    Адо́льф Ги́тлер

    Первое неудачное покушение на Гитлера произошло 8 ноября 1938 года в мюнхенской пивной «Бюргерброй», где он каждый год выступал перед ветеранами Национал-социалистической рабочей партии Германии.

    32. 

    Шарль Андре́ Жозе́ф Мари́ де Голль

    Шарль де Голль родился 22 ноября 1890 года в патриотичной семье католиков. Хотя род де Голлей дворянский, de в фамилии — не традиционная для Франции «частица» дворянских фамилий, а фламандская форма артикля.

    33. 

    Зульфика́р Али́ Бху́тто

    Будучи жёстким политиком, Бхутто решился на резкие перемены в государстве и выдвинул лозунг: «Ислам — наша вера, демократия — наша форма власти, социализм — наша экономическая система».

    34. 

    Лев Дави́дович Тро́цкий

    Был смертельно ранен агентом НКВД Рамоном Меркадером 20 августа 1940 г. в Мексике.

    35. 

    Фиде́ль Алеха́ндро Ка́стро Рус

    Вместе со своим братом Раулем Кастро и аргентинцем Эрнесто Че Геварой возглавил революционное движение на Кубе против диктатора Батисты.

    36. 

    Джон Фицдже́ральд «Джек» Ке́ннеди

    Первый президент США-католик, первый президент, родившийся в XX веке.

    37. 

    Ма́ртин Лю́тер Кинг

    За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена Нобелевская премия мира.

    38. 

    Улья́нов Влади́мир Ильи́ч (псевдоним Ле́нин)

    В статье «О лозунге Соединённых Штатов Европы» в 1915 году Ленин писал, что социалистическая революция не обязательно произойдёт одновременно во всём мире, как полагал Карл Маркс. Она может вначале произойти и в одной, отдельно взятой стране. Эта страна затем поможет революции и в других странах.

    39. 

    Бени́то Ами́лькаре Андре́а Муссоли́ни

    Муссолини был одним из основателей итальянского фашизма, включавшего в себя элементы корпоративизма, экспансионизма и антикоммунизма в сочетании с цензурой и государственной пропагандой.

    40. 

    Ро́нальд Уи́лсон Ре́йган

    После окончания колледжа в 1932 году Рейган переехал в штат Айова, где работал на многих маленьких радиостанциях.

    41. 

    Па́уль Йо́зеф Ге́ббельс

    Во время Первой мировой войны признан негодным к армейской службе из-за хромоты.

    42. 

    Хрущёв Ники́та Серге́евич

    Период правления Хрущёва называют «оттепелью»: были выпущены на свободу многие политические заключённые, активность репрессий значительно снизилась по сравнению с периодом правления Сталина.

    43. 

    Уи́нстон Леона́рд Спе́нсер-Че́рчилль

    Когда Черчиллю исполнилось восемь лет, его отправили в подготовительную школу Сент-Джордж. В школе практиковались телесные наказания, и Уинстон, постоянно нарушавший дисциплину, часто им подвергался.

    44. 

    Фра́нклин Делано́ Ру́звельт

    Единственный американский президент, избиравшийся более чем на два срока.

    45. 

    Дейл Бре́кенридж Ка́рнеги

    Стоял у истоков создания теории общения, переведя научные разработки психологов того времени в практическую область, разработав собственную концепцию бесконфликтного и успешного общения.

    46. 

    Патриа́рх Кири́лл (в миру Влади́мир Миха́йлович Гундя́ев)

    Принимал и принимает активное участие в работе многочисленных межхристианских организаций на конференциях, в комиссиях и диалогах с представителями инославных конфессий. Является автором нескольких книг и более 500 публикаций в отечественной и зарубежной периодике.

    47. 

    Жуковский Владимир Иванович

    Своей речью по нашумевшему в свое время уголовному делу о поджоге мельницы купцом Овсянниковым Жуковский зарекомендовал себя как талантливый оратор.

    48. 

    Спасович Владимир Данилович

    В 22 года он защитил магистерскую диссертацию по кафедре международного права. Занимался педагогической работой. Переводил польских писателей на русский язык.

    49.

    Карабчевский Николай Платонович

    Быстро завоевал популярность, как один из способных защитников по уголовным делам. Неоднократно выступал защитительными речами в политических процессах.

    50. 

    Жириновский Владимир Вольфович

    Российский политический деятель, заместитель председателя Государственной думы (с 2000 по 2011), основатель и председатель Либерально-демократической партии России (ЛДПР), член Парламентской ассамблеи Совета Европы.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->