Р И Т О Р И К А


1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РИТОРИКИ

    

Задания для самостоятельной работы.

1. Заполните таблицу, обозначая особенности развития риторики.

Название

Период 

Объект 

Предмет 

Цели, задачи 

Характеристики и осн. представители

Греция

5 – 2 в.в. до н.э.

 

 

 


 

Красноречие

Речь судебного оратора,

период,

построение речи, стиль

Четкость и убедительность оратора,

способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета

Эмпедокл, Коракс, Лисий, Горгий, Ликимний, Фрасимах, Эвен Паросский, Феодор Византийский,

Перикл,
Демосфен,
Сократ,
Платон,

Аристотель

Деление ораторской речи на части

Рим 

 

1 в. до н.э. – 5 в. н.э.

 

 


 

Ораторская речь

Речь судебного оратора,

период,

построение речи, стиль

Учение, побуждение, развлечение как три функции ораторской речи

Квинтилиан, Гортензий, Юлий Цезарь, Цицерон.

Унаследована и дополнена древнегреческая традиция

Средние века

 

5 в. – 16 в.

 

 


 

Ораторская речь, литература

Проповедь, письмо,

построение речи, стиль

Поучение, убеждение, метафизический спор

Иоанн Златоуст. Римская традиция продолжена. Три части литературного произведения.

Илларион. Кирилл Туровский.

Возрождение

 

16 – 17 в.в.

 


 

Теория художественной прозы

Стиль

Создание литературных произведений

Классицизм.

Бембо, Кастильоне, Фенелон

Новое время

 

19 век

 


 

Риторика как часть гуманитарного образования

Политическое красноречие и литература, стилистика

Теория прозы, публицистика, теория аргументации

Внимание к стилю.

Настоящее время

 

 

 

 


 

Учебный предмет в школе и вузе

Общение, выступление

Обучение успешному выступлению

Развитие нравственно-риторических идей

2.Дайте определение и охарактеризуйте разделы риторики.

Риторика 

филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие.

 

Разделы риторики: инвенция (изобретение, работа над содержанием), диспозиция (расположение), элокуция (выражение мысли); меморио (запоминание), акцио (исполнение, произнесение речи).

3.Характеристика общей риторики.

 

Изучает общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.

4. Характеристика частной риторики

изучает особенности построения словесных произведений в различных родах и видах словесности.

 

5. Описать связь культуры и языка._________________________________

Язык зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира.

Язык сокровищница, кладовая, копилка культуры. Он хранит культурные ценности в лексике, в грамматике, в идиоматике, в пословицах, поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, в формах письменной и устной речи.

Язык мощное общественное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого коллектива.

Первое место среди национально-специфических компонентов культуры занимает язык. Язык в первую очередь способствует тому, что культура может быть как средством общения, так и средством разобщения людей. Язык это знак принадлежности его носителей к определенному социуму.

На язык как основной специфический признак этноса можно смотреть с двух сторон: по направлению «внутрь», и тогда он выступает как главный фактор этнической интеграции; по направлению «наружу», и в этом случае он основной этнодифференцирующий признак этноса. Диалектически объединяя в себе эти две противоположные функции, язык оказывается инструментом и самосохранения этноса, и обособления «своих» и «чужих»

 

6.Охарактеризуйте важнейшие свойства языка:

Свойства 

 

номинативность 

Способность называть явления и предметы окружающего мира.

предикативность 

Предикативность  ключевой конституирующий признак предложения. Предикативность противопоставляет предложение всем другим единицам, относящимся к компетенции синтаксиса, в том числе слову. Предикативность относит информацию к действительности и тем самым формирует единицу, предназначенную для самостоятельного сообщения.

членораздельность

Членораздельность есть свойство языка членить высказывания на повторяющиеся в других высказываниях воспроизводимые элементы.

рекурсивность

 

 

диалогичность 

Рекурсивность есть свойство языка образовывать бесконечное число высказываний из ограниченного набора строевых элементов

диалогичность рассматривается как один из характерологических признаков устной речи (это мнение восходит к ранней работе Л. В. Щербы, где он говорил о том, что живой диалектной речи монолог не свойствен; стали же его понимать в том смысле, что в этом противопоставлены речь литературная а под ней имели в виду общелитературную речь без каких-либо градаций и диалектная).

7. Прочитайте произведения выдающихся ораторов и напишите тезисы (в тетрадях).

 

1. Аристотель «Риторика».

1) «Дар речи имеет характер всеобщности и находит применение при самых разнообразных случаях и так как действие при подаче совета, при всякого рода разъяснениях и убеждениях, приводимых для одного лица или для целых собраний (с которыми имеет дело оратор), по существу одинаково, то риторика так же мало, как и диалектика, имеет дело с какой-нибудь одной определённой областью: она обнимает все сферы человеческой жизни».

2) Аристотель определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

3) Заключение речи слагается из четырех [частей]: 1) из старания [оратора]

хорошо  расположить  слушателей   к  себе  и  дурно  к   противнику,  2)  из

преувеличения и умаления,

     3) из стремления разжечь страсти слушателей,

     4) из напоминания.

4) Раз  [оратор]  показал,  что  он  прав,  а его противник  не  прав,  он

совершенно естественно в этом же духе хвалит,  порицает и дает окончательную отделку своей речи. [Оратор] должен стремиться [доказать] одно из двух: что сам   он  хороший   человек,  по  отношению  ли  к  слушателям,  или безотносительно, или   что [противник его]   дурной человек, по  отношению к ним или  безотносительно.

2. Цицерон «Оратор»

1) Ибо что может быть тяжелее, чем решить, каков лучший образ и как бы лучший облик речи, когда славные ораторы так не похожи друг на друга?

2) А у кого не хватит природных данных или силы выдающегося дарования или кто будет недостаточно просвещен изучением великих наук, пусть и он идет по тому пути, по какому сможет, ибо если стремиться стать первым, то не позорно быть и вторым и третьим.

3) Речь бывает трех родов: иные отличались в каком-нибудь отдельном роде, но очень мало кто во всех трех одинаково, как мы того ищем. Были ораторы, так сказать, велеречивые, обладавшие одинаково величавой важностью мыслей и великолепием слов, сильные, разнообразные, обильные, важные, способные и готовые волновать и увлекать души, причем одни достигали этого речью резкой, суровой, грубой, незавершенной и незакругленной, а другие
гладкой, стройной и законченной. Были, напротив, ораторы сухие, изысканные, способные все преподать ясно и без пространности, речью меткой, отточенной и сжатой.

4) Красноречие ораторов всегда руководилось вкусом слушателей. Всякий, кто хочет иметь успех, следит за их желаниями и в согласии с ними слагает свою речь целиком применительно к их суждениям и взглядам.

 

 

  1. М.В.Ломоносов «Краткое руководство к красноречию».

1) Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово.

2) К приобретению оного требуются пять следующих средствий: первое природные дарования, второе наука, третие подражание авторов, четвертое упражнение в сочинении, пятое знание других наук.

3) Телесные дарования, громкий и приятный голос, долгий дух и крепкая грудь в красноречии, а особливо в произношениив слова упражняющимся очень надобны; также дородство и осанковатыйг вид приличны, ежели слово пред народом говорить должно.

4) Подражание требует, чтобы часто упражняться в сочинении разных слов. От беспрестанного упражнения возрасло красноречие древних великих авторов,г которых от того ни старость, ни великая честь и достоинство отвратить не могли, ибо генералы, сенаторы и сами консулы, как Ирций и Панса, будучи на высочайшем степени римския власти, у Цицерона приватно в красноречии обучались и в домах своих в произношении слова упражнялись.

 

 

 

4. На выбор. Квинтилиан. «Риторика»

1) Итак, да будет оратор таков, чтоб его по справедливости можно было назвать и мудрецом; не только совершен во нравах (ибо сего, по мнению моему, хотя другие иначе думают, еще не довольно), но совершен и во всех знаниях, во всех качествах, потребных для красноречия.

2) Так и в речи надобно знать, нужно ли или излишне вступление, и притом краткое, или пространное; обращать ли всю речь к судьям или и к другому лицу, употребив на то какую-либо фигуру; успешнее ли для защищаемого дела повествование короткое или длинное, непрерывное или разделенное на части

3) Искусством будет то, чему по правилам учиться должно, и это составляет науку хорошо говорить; искусник есть тот, кто постиг сие искусство, т.е. оратор, коего цель есть хорошо говорить. Произведение же то, что делает искусник, то есть хорошая речь.

4) Риторику можно, кажется, причислить к наукам, в действии состоящим, ибо она через действие достигает своей цели; все учителя так полагают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЛИЧНОСТЬ ОРАТОРА КАК СУБЪЕКТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    

Задания для самостоятельной работы.

 

1. Выберите современного оратора, который Вам нравится. Наблюдая за его выступлением определите и запишите характерные для него жестово-мимические средства общения.

Лидер партии «Яблоко» Г.А.Явлинский.

Для него характерна интонация подъёма – тон постепенно увеличивается и достигает своей кульминации по окончании употребляемого им периода. Это часто сопровождается жестикуляцией – правая рука постепенно поднимается и на моменте кульминации резко опускается вниз. Характерно частое наклонение головы вправо с последующей паузой, придающее убедительность его речам. Характерна манера держаться прямо, несколько отклоняя голову назад.

 

 

2. Из круга своих знакомых определите человека, за которым интересно наблюдать в процессе общения, и попытайтесь угадать его внутренний мир. Для этого составьте «словесный портрет». Опишите глаза, губы, волосы, уши… Постарайтесь описать выражение лица в различные запомнившиеся вам моменты жизни наблюдаемого (радостные, грустные, напряженные…). Прислушайтесь и запишите речевую характеристику, тембр голоса, интонационную особенность говорящего.

_______________________________________________________________________Описываемый мной человек имеет невысокий рост и хорошее, близкое к атлетическому, телосложению. Это придаёт его облику ощущение силы и впечатление убедительности, которое он производит во время своих многочисленных монологов. При этом он часто совершает характерный жест: согнутая в локте рука медленно тянется к собеседнику и затем, как бы приглашая последовать за его мыслью, этот человек притягивает её к своему плечу. В этот момент он определённо любуется собой и производимым им впечатлением. Глаза его светло-серые. Чуть лукавые, но могущие принимать выражение честности. Уши плотно прилегают к голове , губы тонкие, нос изящный. Короткие волосы слегка ниспадают на лоб. Интонация неспешная, с претензией на достоинство и убедительность.

 

3. Составьте список друзей, сокурсников, которые положительно или отрицательно влияют на ваше душевное самочувствие. Определите, чем (словом, действием) и почему? Вспомните, кто из них и чем вызвал у вас отрицательные эмоции, тревожное чувство или, наоборот, привел к душевному покою.

 

ФИО 

Положительно 

Отрицательно 

Слово

Действие

Почему  

Слово 

Действие

Почему  

Ольга Михайловна

Карпова 

Здравствуй

 


 

Подарок

Тонко, уместно

Видите ли, как вам сказать

_______

Излишне

интеллигентно,

навязчиво, вежливо

Петр Иванович Афиногенов

 

привет


 

Помощь на даче

Уместно и нужно

Придурок

Похлопывание по плечу

Нагло, фамильярно

Тамара Геннадьевна

Лебедева 

 

Мой друг

 


 

Помощь в обучении

По-доброму, ласково

нецензурные

Удары в корпус

Грубо, больно

 

 

 

 


 

         

 

4. Какие ваши слова, действия обрадовали, успокоили или, наоборот, обидели, встревожили собеседника?

ФИО 

Положительно 

Отрицательно 

Слово 

Действие 

Почему  

Слово 

Действие 

Почему  

Дмитрий Аркадий

 

брат


 

улыбка

искренность

_____

обман

неискренность

Мария Афанасьева

 

прекрасная


 

Восхищённый взгляд

Искренность, комплимент

тетенька

насмешка

ирония

Евгений Панченко

 

красавчик

 


 

Одобрительный взмах рукой

Положительная оценка

идиот

Хмурый взгляд

Отрицательная оценка

 

 

 

5. Подготовьте выступление на любую тему и попросите друзей критически оценить различные стороны содержания и формы вашего выступления.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Вопросы, подлежащие оценке

Оценка в баллах

Примечание 

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ Внешний вид.

Мышечная свобода.

Позовая активность.

Жесты, мимика, движения. 

5

5

4

5

5 

 

Безупречный костюм, опрятность

Легкая скованность речевого аппарата

Движений много, они уместны

Уместное использование взгляда, голоса, рук

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ Свобода звучания голоса. Индивидуальный тембр. Дикционная четкость.

Культура речи.

Богатство интонирования. 

4

4

5

4

4

5 

 

Некоторая скованность вначале

Тембр яркий

Недостаточная

Можно улучшить

Разнообразное интонирование

РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Действенность выхода.

Зачин.

Захват и удержание внимания. Общение.

Учет аудитории. Обратная связь. Содержательность и доказательность.

Видения и отношения. Художественная перспектива. Сквозное действие и сверхзадача.

Финал.

Степень эмоционального воздействия.

4

 

4

4

4

5

4

3

4

 

4

4

4

 

4

4 

 

 

 

Некоторая скованность подачи

Неплохо

 

 

Не всегда учитывается, нужно улучшить

 

 

 

 

 

 

Неплохо, но требуется рост 

Оценки ставятся по пятибалльной системе с добавлением плюсов и минусов (+, -). В последней графе аргументируются выставленные оценки.

6. Оцените после выступления некоторые параметры своего ораторского опыта (Оценка эффективности публичного выступления).

Для этого оратор должен ответить на следующие вопросы.

  1. Удалось ли завоевать внимание аудитории? Внимание аудитории завоевать удалось в значительной мере. 10.
  2. Удалось ли удержать внимание на протяжении всего выступления? В процессе речи было несколько моментов его утери. 7.
  3. Уложился ли оратор в регламент? Оратор превысил время выступления на 3 минуты. 8.
  4. Все ли сказал, что хотел? Безусловно. 10.
  5. Подчеркнул ли в заключение главное? На этом был сделан акцент. 10.
  6. Не сбивался ли, не отклонялся ли от темы? Регламент не позволил отклониться. 10.
    1. Уверенно ли чувствовал себя за трибуной, не дал ли повода усомниться в своей компетентности? Оратор вначале был несколько скован, но в дальнейшем преодолел волнение. 8.

8.    Хотелось ли бы еще раз выступить перед этой аудиторией? 10.
На каждый вопрос надо ответить по десятибалльной шкале:

да — 10, нет — 1, остальные оценки в промежутке между 10 и 1. Если вы набрали менее 50 баллов, то ваше выступление должно быть признано неудачным. Посмотрите, за счет чего вы получили низкий балл, и поработайте над этим.

________________________________________________________________

7. По итогам вашего выступления сформулируйте и запишите рекомендации.

 

________________________________________________________________Необходимо работать над удержанием внимания аудитории и сделать свой выход более эффектным.

Более строгое соблюдение регламента не помешает.______________________________________________________________________________________________________________________________

3. АУДИТОРИЯ КАК СУБЪЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    

Задания для самостоятельной работы.

1. Опишите процесс речевого взаимодействия, представленного графически.

ОРАТОР     СЛУШАТЕЛИ

        

 

b         a    c    

a    c         b

    

 


 

2. Перечислите и опишите общие характеристики и особенности аудитории.

______________________________________________________________Прежде всего это степень однородности/неоднородности аудитории. Она определяется социально-демографическими признаками слушателей. К ним относятся: пол, возраст, национальность, образование, профессиональные интересы, партийная принадлежность, жизненный опыт и т. п.

Существенный признак аудитории количественный состав слушателей. Оратору далеко не безразлично, сколько человек его будет слушать. Поведение людей и их реакции в большой и маленькой аудитории различны.

Важная характеристика аудитории мотив действия слушателей. Обычно люди приходят на лекции, собрания, заседания, митинги и т.п., руководствуясь определенными соображениями. Психологи выделили три группы мотивов, которые побуждают к посещению и слушанию выступлений.

К первой группе они относят мотивы интеллектуально познавательного плана (приходят, так как интересует тема выступления, хотят расширить свои знания по данной проблеме, выяснить неясные вопросы и т. п.), ко второй
мотивы морального плана (обязаны присутствовать на мероприятии, не хотят из-за отсутствия иметь неприятности, писать объяснительные и др.), третьей
мотивы эмоционально-эстетического плана (нравится оратор, доставляет удовольствие слушать этого лектора и т. д.).

Естественно, что с самого начала слушатели, находящиеся в зале, по-разному настроены на речь выступающего. Те, кто пришел потому, что их интересует тема выступления, т. е. которые руководствуются интеллектуально- познавательными мотивами, гораздо больше готовы к восприятию речи, чем слушатели, присутствующие по обязанности. Оратору необходимо уметь выявить основной мотив действия, объединяющий большинство слушателей, чтобы соответствующим образом строить выступление.

Следует также иметь в виду, что люди, собравшиеся до начала выступления, еще не образуют аудиторию. Аудитория возникает только тогда, когда появляется единый, значимый для всех присутствующих центр внимания оратор и его сообщение.

Следует иметь в виду, что большая аудитория не предназначена для дискуссионного обсуждения вопросов, в ней трудно использовать аргументы, уместные и понятные для всех присутствующих. Некоторые ораторы боятся большой аудитории, они начинают сильно волноваться, их охватывает так называемая «ораторская лихорадка», и они теряют дар речи.

Отличительной особенностью маленькой аудитории является то, что она не представляет собой единого монолита, чего-то целого. Здесь каждый остается личностью, имеет возможность проявить свою индивидуальность. В маленькой аудитории от оратора ждут не длинного монолога, а живого,
непосредственного диалога, умения вовлечь в разговор всех присутствующих. Количество времени, посвященного ответам на вопросы, в определенной мере является показателем успешного выступления. Малочисленной аудиторией легче управлять. Но в данном случае оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с «листа» перед небольшим количеством слушателей.

Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в определенном эмоциональном настрое слушателей. Во время выступлений можно наблюдать любопытные явления. Вот, к примеру, в какой-то части зала возникает легкий шум, и он быстро распространяется по всему помещению. Наш сосед одобрительно кивает выступающему головой, и это определенным образом влияет и на наше поведение, наше отношение к словам говорящего. В конце зала прозвучала ироническая реплика, и на нее живо реагируют остальные слушатели. Влияние слушателей друг на друга особенно ярко проявляется при одобрении или неодобрении речи выступающего. Почему это происходит? Да потому, что слушатели испытывают действие различных психологических механизмов: одни слушатели бессознательно повторяют действия окружающих (заражение), другие осознанно воспроизводят образцы поведения рядом сидящих (подражание), на третьих оказывают влияние мнение и поведение большинства присутствующих (конформизм). В результате действия этих механизмов в аудитории создается общий настрой.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Типы аудиторий.

1) Однородная и разнородная аудитория

Разнородная аудитория включает разных по уровню, возрасту, профессиональной подготовке, образованию людей. Однородная аудитория считается удобной и легкой для любого выступления.

2) По размеру: большая и небольшая (не более 20–25 человек) аудитория.

3) По уровню подготовленности: хорошо подготовленная, подготовленная и малоподготовленная аудитория.

Хорошо подготовленная аудитория – обычно это слушатели среднего и пожилого возраста, имеющие высшее и среднеспециальное образование, характеризующиеся достаточным жизненным и социальным опытом, имеющие внутренние мотивы к познанию окружающего мира.

4) По профессиональным особенностям: аудитория представителей гуманитарных и точных наук.

5) По настроенности: позитивно настроенная аудитория, индифферентная, негативно настроенная аудитория.

6) По полу: мужская и женская.

7) По возрастным особенностям: детская, молодежная, аудитория среднего возраста, аудитория старшего возраста.

8) По национальности и религиозной принадлежности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Рекомендации по выступлению в различных типах аудиторий (на выбор 3 типа)

 

Тип аудитории 

 

разнородная 

При выступлении в разнородной аудитории необходимо ориентироваться на слабых слушателей, выносить на обсуждении только одну тему. Лучше выступать так, как вы стали бы выступать перед детьми. Сложные проблемы если и затрагивать, то так, чтобы спровоцировать вопросы от слушателей-специалистов. Конкретные вопросы можно для них в дальнейшем осветить подробно.

большая 

Считается, что в большой аудитории выступать легче, так как она охотнее верить оратору, поскольку человек лучше поддержит предложение всей аудитории, чем выступит против. Там сильнее действует механизм заражения, поэтому если вы убедили нескольких, то они убедят остальных. В большой аудитории всегда царит несколько приподнятое настроение, поэтому она обычно не настроена критически по отношению к оратору и его идеям. Реакции такой аудитории интенсивнее и эмоциональнее. Обычно в большой аудитории действует закон снижения интеллектуального среднего уровня аудитории, поэтому оратор может говорить проще.

Требования к выступлению в большой аудитории:

– говорить с возвышения, так как оратора должно быть хорошо видно;

– говорить кратко, так как аудитория нетерпелива и быстро устает;

– ориентироваться на самый низкий уровень слушателей;

– эффективна индуктивная подача материала;

– эмоциональность выступления должна быть выше средней;

– нужно предлагать просто и четко сформулированные решения;

– излагать и развивать только одну точку зрения, аргументировать одну мысль;

– говорить короткими фразами, афористично;

– не нужно много и тщательно аргументировать свою тучку зрения.

небольшая 

В небольшой аудитории выступать сложнее, так как она обычно настроена по отношению к оратору критически.

Требования к выступлению в небольшой аудитории:

– отказаться от микрофона;

– если слушатели рассеяны в зале подойти поближе, а не просить их пересесть в первые ряды;

– выступление должно напоминать беседу, для этого использовать разговорный стиль общения;

– эмоциональность выступления должна быть умеренной;

– можно приглашать аудиторию к размышлению;

– говорить с возвышения можно только при крайней необходимости, лучше сойти к слушателям;

– аргументировать свои идеи необходимо тщательно и подробно.

 

 

 

 

5.Три способа «борьбы» аудитории с речевыми воздействиями оратора.

1. Стратегия избегания – аудитория проявляет невнимание, пропускает мимо ушей важную информацию, ищет и находит повод отвлечься, не смотрит на оратора, не является на выступление, стремится сесть подальше от оратора, прием закрывания глаз. (Статьи и лекции о вреде курения читают и слушают 60 % некурящих, 30 % курящих, остальные 70 % просто избегают их).

2. Стратегия «подрыва авторитета»: оратор – неспециалист, не авторитет в данной области, следовательно, все, что говорит, нельзя воспринимать серьезно. Доводы: молодой оратор (яйца курицу не учат), рядовой человек (не психолог, какие он может дать советы); слишком модно одет (думает только о своей внешности); выглядит старомодно (давно отстал от жизни). Подорвать авторитет у слушателей может слишком высокий авторитет у них другого лица (Бог, Сталин, учитель, тренер).

3. Стратегия непонимания – аудитория слушает оратора, если идея ей не нравится, то считает ее или его аргументы непонятными, следовательно отвергает и саму идею. Непонимание фиктивно, просто отказ от восприятия. Если выступает любимый оратор и говорит то, с чем вы не согласны, чаше всего вы не придадите этому значение.

6. Охарактеризуйте свой курс, свою учебную группу как аудиторию. Какими признаками можно определить вашу группу?

1) Однородная.

2) По размеру: небольшая (не более 20–25 человек) аудитория.

3) По уровню подготовленности: подготовленная аудитория.

4) По профессиональным особенностям: аудитория представителей гуманитарных наук.

5) По настроенности: позитивно настроенная аудитория.

6) По полу: мужская и женская.

7) По возрастным особенностям: молодежная.

8) По национальности и религиозной принадлежности: разнородная.

 

7. Какие утверждения правильные?

  1. В разнородной аудитории можно обсуждать несколько вопросов.
  2. В большой аудитории надо выступать эмоциональнее, чем в малой.
  1. В большой аудитории надо рассматривать только один вопрос.
    1. В малой аудитории в равной мере эффективны и индуктивная, и дедуктивная подача материала.
    2. В хорошо подготовленной аудитории темп речи должен быть высоким.
    3. В хорошо подготовленной аудитории надо быть эмоциональным.
    4. В малоподготовленной аудитории надо быть неэмоциональным.
    5. В малоподготовленной аудитории эмоциональные аргументы эффективнее логических.
    6. Для гуманитариев эффективна индуктивная подача материала.

      10. Для представителей точных и естественных наук эффективна индуктивная подача материала.

      11.Работающие в отличие от учащихся ценят в публичном вы-
      ступлении краткость и четкое выделение главного
      .

  2. В благожелательной аудитории эффективна нисходящая аргументация.
  3. В благожелательной аудитории выводы надо формулировать эксплицитно.
  4. В равнодушной аудитории нужно чаще обращаться к отдельным слушателям.
  5. В равнодушной аудитории надо говорить с повышенной эмоциональностью.
  6. В негативной аудитории эффективна односторонняя аргументация.
  7. В негативной аудитории эффективна восходящая аргументация.
  8. В негативной аудитории защищаемый тезис надо сформулировать во вступлении.
  9. В женской аудитории необходимо широко использовать наглядность.
  10. В женской аудитории можно рассматривать несколько проблем в одном выступлении.
  11. В мужской аудитории нецелесообразно делать словесный вывод.
  12. Для мужской аудитории структура выступления не должна быть заметной.
  13. В мужской аудитории эффективно перечисление.
  14. В молодежной аудитории темп речи должен быть быстрым.
  15. Для молодежной аудитории неинтересны личные оценки оратора.
    1. Для молодежи не надо формулировать выводы в эксплицитной форме.
    2. В детской аудитории надо рассматривать только один вопрос.
    3. В детской аудитории надо чаще хвалить отдельных слушателей.
    4. В аудитории старшего возраста надо говорить эмоционально.
    5. В аудитории старшего возраста надо апеллировать к истории.

     

     

     

     

     

    4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

        

     

    Задания для самостоятельной работы.

     

    1.Характеристика высказывания.__________________________________

    _______ Во время публичного выступления оратор должен соблюдать такое качество речи, как правильность, то есть он должен соблюдать нормы современного русского языка. Необходимо безошибочно образовывать грамматические формы, ставить ударение, соблюдать причинно-следственные связи, избегать повторов, точно выбирать слова для избежания недопонимания, причем все слова должны быть одинаковой стилистической окраски, нельзя допускать в речи разговорных слов, форм или просторечия. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

    2. Построение высказывания.

    Построение высказывания определяется его коммуникативной целесообразностью, содержательным единством и смысловой завершенностью.

    • Коммуникативная целесообразность высказывания означает, что в его строении отражаются отношения между адресатом (отправителем), адресантом (получателем) и решаемой проблемой.

    • Содержательное единство высказывания означает, что главная его мысль, тема, развернута в последовательный ряд взаимосвязанных мыслей.

    • Смысловая завершенность высказывания означает, что цель, ради которой высказывание создается и адресуется аудитории, достигнута применением необходимых и достаточных словесных средств.

     

     

     

     

    3. Способы аргументации

    1. Нисходящая – В начале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом Пример: (Прошу обратить внимание на бедственное положение дома, где я живу. Прошу помочь.).

    Достоинства такой аргументации:

    – легче привлечь и поддержать внимание аудитории;

    – заставляет активно работать мысль в начале и чувства в конце;

    – первые аргументы лучше запоминаются.

    Эффективна в слабоподготовленной, малозаинтересованной аудитории.

    Восходящая – аргументация и накал чувств усиливаются к концу выступления.

    Достоинство такой аргументации – доведение мыслительной деятельности и эмоционального накала аудитории до предела.

    Эффективна в подготовленной, заинтересованной аудитории, если:

    – атмосфера в аудитории спокойная и оратора готовы выслушать;

    – мысль, которую нужно обосновать сложна;

    – аудитория может сделать самостоятельный анализ.

    Пример: «Хорошо, мы посмотрим, кто окажется прав в конце концов… Мы уже имеем опыт… Мы создали организационные структуры… Нам удалось привлечь ведущих специалистов… Мы теперь точно знаем, что надо делать… В общем, за одного битого двух небитых дают!»

    2. Односторонняя – Излагаются только аргументы «за» (чистый позитив) или только аргументы «против» (негатив).

    Эффективна, если люди имеют свои взгляды на материал, в малообразованной аудитории, но позволяет выработать менее стойкие убеждения, учит воспринимать готовые мысли.

    Двусторонняя – слушателю дается возможность сопоставить противоположные точки зрения, выбрать. Разновидность ее контраргументация: оратор приводит свои доводы как опровержение доводов оппонента – реального или вымышленного («чучело оппонента»). Прием «изобретения оппонента» – оратор возражает сам себе по ходу выступления (Могут сказать, что…, можно предвидеть возражение, что…, здесь нередко возражают, что…)

    Эффективна, если

    – аудитория негативно относится к сообщаемому;

    — в подготовленной аудитории.

    Достоинства такой аргументации:

    — позволяет выработать иммунитет к манипулированию сознанием;

    – позволяет выработать более стойкие убеждения;

    – учит анализировать, делать самостоятельные выводы.

    3. Индуктивная – изложение построено от фактов к выводу. Разновид-ность – выступление по аналогии (Не только там, но и у нас). Повышается доступность идеи, но не убедительность (У нас так никогда не будет).

    Эффективна в женской, молодежной аудитории (от 18 до 23), в гуманитарной аудитории.

    Пример: Все твои друзья собираются поступать в университеты. Тебе тоже следует начинать готовиться к поступлению.

    Дедуктивная – изложение построено от общей посылки к фактам.

    Эффективная в мужской, естественнонаучной аудитории, у более взрослой (больше 23 лет), критически настроенной аудитории (оратор сразу должен заявить о своих убеждения).

    Пример. «И если блаженство есть не что иное, как жизнь вечная, пишет средневековый философ И.С.Эриугена, а жизнь вечная это познание истины, то блаженство

    это не что иное, как познание истины».

    4. Опровергающая – оратор разрушает реальные или возможные контраргументы реального или «изобретенного» оппонента. Позитивные аргументы не приводятся совсем или им уделяется мало внимания. Результаты ее устойчивей к оказываемому давлению.

    Как установлено японскими учеными, это вещество далеко не всегда полезно.

    Поддерживающая – оратор выдвигает только позитивные аргументы, а контраргументы игнорирует.

    Всем ли понравился новый фильм? – Нет, не всем. Я сам его еще не видел, но слышал от многих, кто его смотрел, что он им не понравился.

     

    4. Тропы и фигуры речи

    Название 

    Характеристика 

    Пример 

    Анафора

    Повтор начального слова или оборота в каждой из параллельных конструкций фразы

    «… как не стать, используя перефразированное выражение из Корана, «ослом, навьюченным книгами»? Как обрести мудрость, если известно, что «многознание уму не научает? Как не стать умным безумцем, не способным к самостоятельному уразумению простых истин?»

    инверсия

    Обратный порядок слов

    «Среди многих добродетелей человеческих мудрость всегда занимала значительное место»

    оксюморон

    сочетание несочетаемого в одной фразе

    «Как не стать умным безумцем, не способных к самостоятельному уразумению простых истин»

    Риторический вопрос

    Не требует ответа

    Что сделали вы моей серебряной седине?

    Антитеза

    противопоставление

    ученье имеет корень горький, а плод сладкий

    Риторическое обращение

     

    Друзья мои!

    Градация

    стилистическая фигура, состоящая в последовательно нарастающей группировке выражений, относящихся к одному предмету

    Мы хотим мира, страстно хотим его. Хотим его непреклонно, безоговорочно, хотим мира между всеми людьми

    метафора

    троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака

    Не хотим мира под палкой, мира под скипетром!

    парадокс

    неожиданное, непривычное суждение (высказывание, предложение), резко расходящееся с общепринятым, традиционным мнением по данному вопросу

    Для освобождения, несомненно, потребуется революция…

     

     

     

     

     

    5. Структура выступления

    ___ Существует простая структура, которую можно использовать в любых выступлениях, независимо от темы, к кому бы вы ни обращались. В таком виде вся ваша речь делится на четыре основных раздела, обрамляемых вводной и заключительной частями:

    1. Введение.
    2. Отправная точка.
    3. Проблема.
    4. Резюме.

    ___________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6. Элементы сюжета

    Название элемента 

    Описание 

    Цель 

    Вступление

     

    Удачное начало вот ваш шанс произвести впечатление, приковать к себе внимание слушателей и показать, насколько безупречно вы владеете материалом и как хорошо подготовились. Первое впечатление самое сильное, поэтому если оно будет благоприятным, то и все остальное пойдет намного легче. Для этого ведите себя уверенно и дружелюбно и изложите все необходимые моменты.

    Произвести впечатление, захватить внимание аудитории

    Отправная точка

    Это можно сделать, если описать текущее положение дел. Какова бы ни была цель вашего выступления, в исходной точке все присутствующие непременно должны обладать одинаковым знанием. Важно, чтобы вы показали слушателям, что знаете ситуацию и все обстоятельства дела. Кроме того, такой подход позволяет всем присутствующим сосредоточиться на конкретном аспекте ситуации, которую вы описываете. Это не только способствует лучшему осмыслению: таким способом вы добиваетесь еще и благосклонности членов аудитории, так как демонстрируете свое понимание их положения.

    Необходимо описать текущее положение дел и однозначно остановиться на некоем исходном пункте.

    собрать аудиторию воедино и установить с ней контакт.

    Проблема

    В этой части выступления вы говорите о необходимости изменений: вы доказываете, почему сложившаяся ситуация больше не может продолжаться или почему было бы, например, опрометчиво ее затягивать. Вот некоторые типичные катализаторы изменений:

    Постановка и изложение проблемы, убеждение

    резюме

     

    Краткое резюме выступления, озвучивание практических шагов, осуществление которых ожидает оратор, и мотивационный толчок к воплощению этих шагов.

    Подведение итогов, убеждение

     

     

     

     

     

    7. Прочитайте отрывки текстов выступлений, выделите в них структуру, виды аргументов, тропы, фигуры речи и т.д.

     

    1. Из речи Франклина Д. Рузвельта при вступлении в должность президента США.

    Рузвельт стал президентом в период тяжелейшего экономического кризиса США. В речи, произнесенной по радио 4 марта 1933 г., он не приукрасил ситуации, напротив, открыто показал американцам всю серьезность экономического положения страны и указал причины неудач. Но вместе с этим он сообщил нации о мерах, необходимых для преодоления трудностей, рассказал обоснованно, образно и понятно каждому. Речь стоит прочитать целиком. Мы же приводим только начало:

    «Сегодня — торжественный день для нашей страны и, конечно, все американцы ждут, что я, вступая в должность президента, скажу решительно и откровенно, что требует современное положение нашего народа. Настало время сказать правду, всю правду, откровенно и смело. Нам не нужно бояться правды, когда рассматриваем ситуацию в стране. Эта великая нация выстоит, как она выстаивала в прежние времена; она возродится для нового процветания. Так позвольте мне подтвердить мое прочное убеждение: мы страшимся собственного страханеосознанного, бессмысленного, неоправданного страха, ослабляющего наши усилия, благодаря которым мы превратим наше отступление в триумф.

    _________________________________________________________________________________ По первому предложению видно, что оратор целиком вошел в положение своих слушателей. Что они хотят услышать? Открытое, ясно выраженное мнение президента. Это предуведомление, подкреплено следующим предложением. Рузвельт добивается не только напряженного внимания, но и доброжелательного отношения слушателей: «Настало время сказать правду, всю правду (расширенный повтор), откровенно и смело (повышение напряжения по сравнению с первым предложением). Нам не нужно бояться правды, когда мы рассматриваем ситуацию в стране. Эта великая нация выстоит, как она выстаивала в прежние времена, она возродится для нового процветания (повышение эмоционального воздействия). Так позвольте мне подтвердить мое прочное убеждение: мы страшимся собственного страха (игра слов) – неосознанного, бессмысленного, неоправданного страха (расширенный повтор), ослабляющего наши усилия, благодаря которым мы превратим наше отступление в триумф» (противопоставление) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

    2. Из речи Уинстона Черчилля в палате общин при вступлении в должность после его назначения премьер-министром.

    Необыкновенно открыто говорил Черчилль 13 мая 1940 г. о жестокой и безжалостной войне, мобилизовав многие риторические средства; он потребовал от английского народа решительного сопротивления врагу: «Я хотел бы заявить в палате, как я уже заявил членам этого правительства: мне нечего предложить, только кровь, невзгоды, слезы и пот. Нам предстоят тяжелейшие испытания. Нам предстоят многие, многие долгие месяцы борьбы и страданий. Вы спросите: в чем наша политика? Отвечу: наша политика состоит в том, чтобы вести войну на воде, на земле и в воздухе, со всей нашей мощью и силой, какие даровал нам бог: вести войну против чудовищной тирании, невиданной в темном, мрачном списке человеческих преступлений. Вот суть нашей политики! Вы спросите, какова наша цель? Я отвечу одним словом: победа — победа любой ценой, победа несмотря на все ужасы, победа, каким бы долгим и трудным ни был путь к ней; без победы нет жизни. Хочу внести ясность: нет жизни для британской мировой империи, нет для вековых устремлений и надежд человеческого рода,
    направленных к своей цели. Я возьмусь за решение моих задач, полный энергии и надежды, и убежден, что мы не испытаем крушения нашего дела. В это мгновение я чувствую себя как имеющий право требовать помощи от каждого, и я призываю: «
    Давайте же действовать вместе, шагая единой силой!».

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________ Речь У. Черчилля очень образна и эмоциональна. Ему пришлось говорить непростые вещи и убеждать в этом аудиторию. Для этой цели премьер-министр Великобритании использует фразеологизм («устойчивое сочетание слов») кровь, пот и слёзы, эпитеты («определение при слове, влияющее на его выразительность»): самые горестные, ужасный, невиданный, темный, прискорбный.

    Лексический повтор акцентирует внимание на том, какое трудное решение предстоит принять собравшимся: Пред нами долгие, долгие месяцы борьбы и страданий.

    Для формулировки наиболее важных положений и привлечения внимания аудитории Черчилль использует вопросительное предложение: Вы спросите – в чём наша политика? Ответ построен с использованием градации («стилистическая фигура, состоящая в последовательно нарастающей группировке выражений, относящихся к одному предмету») и анафоры («стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда»): Скажу вам – начать войну на суше, на море и в воздухе, войну со всей нашей мощью, со всей силой, дарованной Богом; начать войну против ужасной тирании…

    Для выделения главного используется инверсия («нарушение обычного порядка слов в предложении»): Не станет существовать Британская империя…

    Принимая судьбоносное и трудное решение, Черчилль благодаря умело построенной речи сумел убедить аудиторию и объединить их в борьбе с фашизмом.

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Из речи президента Кеннеди на выпускном вечере Американского университета в Вашингтоне (июнь 1963).

    Начало цитаты: «Мало есть на земле творений более прекрасных, чем университет — писал об английских университетах Джон Мэйсфилд, и его слова справедливы в равной степени и здесь.
    Это относится не к башням и шпилям, не к зеленым насаждениям на территории университета и поросшим плющом стенам. Он восхищается красотой университета, потому что университет, как он сказал, место, куда стремятся за знаниями те, кто ненавидит невежество, те, кто
    поняв истину сам, поможет понять ее и другим.

    И потому я выбрал это время и это место, чтобы рассмотреть тему, при обсуждении которой часто торжествует невежество, а истина слишком редко уясняется, и которая тем не менее важнейшая тема на земле: всеобщий мир. Какой мир я имею в виду?
    Не Pax Americana (американский мир),
    навязанный земле американской военной силой. Не мир могилы или рабской покорности. Я говорю о настоящем мире, о том мире, который ценит жизнь на земле, о том мире
    который дает людям и нациям надеяться и строить для детей лучшую жизнь. Мир не только для американцев, но мир для всех людей. Мир не только для нашего поколения, но мир на все времена!»

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________ Свою речь Кеннеди начал с цитаты, содержание которой связал с соответствующей ситуацией «подкрепления». Он начал в разговорной манере и постепенно искусно перешел к собственно теме, при этом он слово «невежество» (из «подкрепления») связал с целевым понятием «мир». Кеннеди начал: «Мало есть на земле творений более прекрасных, чем университет» (цитата), писал об английских университетах Джон Мэйсфилд, и его слова справедливы в paвной степени и здесь (сравнение). Это относится не к башням и шпилям, не к (анафора) зеленым насаждениям на территории университета и поросшим плющом стенам (образное разъяснение). (Следует противопоставление.) Мэйсфилд восхищался красотой университета, потому что университет, как он сказал, – место, куда стремятся за знаниями те, кто ненавидит невежество (противопоставление), те, кто (анафора), поняв истину сам, затем поможет понять ее и другим. (Предшествующий оборот целиком основан на повышении. Следующее предложение – классический пример риторического промедления, запаздывания главных слов, на которые направлено внимание: мир. Напряжение слушателей повышается: Что имеет в виду оратор? Какова его тема? Что же является самым главным для человека на земле? Что он имеет в виду, когда говорит о господстве невежества?) И потому я выбрал это время и это место, чтобы рассмотреть тему, при обсуждении которой часто торжествует невежество, а истина (повтор понятий «невежество» и «истина» как связка) слишком редко уясняется; тема, которая (противопоставление) является важнейшей на земле (предуведомление): всеобщий мир. Какой мир я имею в виду? (риторический вопрос). Не Американский Мир (противопоставление как упреждение возражения), навязанный земле американской военной силой (пример). Не мир (анафора) могилы (образ) или рабской покорности (образное сравнение). Я говорю о настоящем мире, о том мире, который ценит жизнь на земле, о том мире (анафора), который дает людям и нациям надеяться и строить для детей лучшую жизнь (повышение эмоционального напряжения и разъяснение). Мир не только для американцев, но мир для всех людей (противопоставление). Мир не только (анафора) для нашего поколения, но мир на все времена!» (призыв, расширенное повторение для повышения; кульминация). В последнем отрывке слово «мир» употреблено не менее 10 раз, оно используется во все новых связях и потому запечатлевается в сознании слушателей.

     

     

     

     

     

    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

     

     

     

    Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М., 1996.

    Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. — М, 1984.    

    Апресян Г. 3. Ораторское искусство. — М., 1972.

    Бахтин М. М. Человек в мире слова. — М., 1995.

    Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. — СПб, 1997.    

    Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов-на-Дону, 1998.

    Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1988.

    Далецкий Ч. Б. Практикум по риторике. — М., 1995.

    Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М., 1982.

    Калинин А. В. Культура русского слова. — М., 1984.

    Колесов В. В. Русская речь. Вчера, сегодня, завтра. — СПб, 1998.

    Колшанский Г. В. Паралингвистика. — М., 1977.    

    Кохтев Н. Н. Риторика. — М., 1994.    

    Михневич А. Е. Введение в методику лекционной пропаганды. — Минск, 1982.

    Маркачева Т. Б., Ножин Е. А. Мастерство публичного выступления. М., 1988.

    Петрова Э. А. Живое слово лектора. — Л., 1988.

    Риторика и ораторское искусство. Хрестоматия. Составитель В. А. Шенберг. — СПб, 1994.

    Рождественский Ю. В. Риторика и стиль. — М., 1989.

    Рождественский Ю.В. Речь и действительность. — Риторика публичной речи. — М., 1989.

    Розеншток-Хюсси. О. Речь и действительность. — М., 1994.

    Савкова 3. В. Средства речевой выразительности. — Л., 1982.

    Савкова 3. В. Внеязыковые средства выразительности речи лектора. — Л., 1984.

    Савкова 3. В. Творческое самочувствие лектора. — Л., 1986.

    Савкова 3. В. Речь лектора — это сам лектор. — М., 1989.

    Савкова 3. В. Риторические игры. — СПб, 1998.

    Сергеич П. Искусство речи на суде. — М., 1988.

    Сопер П. Основы искусства речи. — М., 1992.    

    Станиславский К. С. Собр. соч. в 8 т. — М., 1954—1961.

    Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. — М., 1994.

    Чихачев В. П. Речевое мастерство пропагандиста. — М., 1987.

    Шенберг В. А., Колоченко А. К. Методика ответов на вопросы слушателей. — Л., 1989.

    Шенберг В. А. Полемика как способ духовного противоборства. — Л., 1991.

    Шенберг В. А., Савкова 3. В. Риторика. — СПб, 1997.

     

    Вопросы

    по учебной дисциплине «Риторика»

     

    1. 

    История возникновения и развития риторики. 

    2. 

    Риторика Древней Греции. Основные представители. 

    3. 

    Риторика Древнего Рима. Основные представители. 

    4. 

    Риторика Средневековья. Основные представители. 

    5. 

    Общая характеристика риторики как науки.

    6. 

    Причины развития риторики в ХХв. 

    7. 

    Объект, предмет, цель риторики. 

    8. 

    Задачи и принципы риторики. 

    9. 

    Функции риторики. 

    10. 

    Представление о разделах риторики: особенности и возможности.  

    11. 

    Характеристика изобретения (инвенции), расположения (диспозиции) и выражения (элокуции) в общей риторике.

    12. 

    Особенности частной риторики. 

    13. 

    Связь культуры, языка и речи. Понятия и особенности. 

    14. 

    Понятие языка как системы. Функции языка. Основные свойства языка (номинативность, предикативность, членораздельность, рекурсивность, диалогичность).

    15. 

    Общее представление о высказывании. 

    16. 

    Аудитории. Типы аудиторий. Особенности работы с разными аудиториями.

    17. 

    Понятие коммуникативной позиции. Приемы и правила повышения коммуникативной позиции.

    18. 

    Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего (фактор внешности, взгляда, физического поведения, фактор организации пространства общения и др.)

    19. 

    Приемы и правила понижения коммуникативной позиции. Вербальные и невербальные способы.

    20. 

    Понятие эффективности коммуникации. Коммуникативное равновесие.

    21. 

    Представление о коммуникативных барьерах. Преодоление коммуникативных барьеров.

    22. 

    Характеристика языкового паспорта личности. 

    23. 

    Содержание разных классификаций публичных выступлений (по цели, по форме).

    24. 

    Основные преимущества устной речи. 

    25. 

    Общие требования к публичному выступлению. 

    26. 

    Основные трудности публичного выступления. 

    27. 

    Способы подготовки к публичному выступлению. Психологическая и физическая подготовка к выступлению.

    28. 

    Аргументация. Виды аргументации. Понятие тезиса и аргумента. 

    29. 

    Характеристика аргумента. Состав аргумента. 

    30. 

    Три составляющие основания аргумента. 

    31. 

    Правила аргументации. Способы аргументации. 

    32. 

    Факторы, ослабляющие эффективность аргументации.

    33. 

    Правила эффективной аргументации. 

    34. 

    Структура публичного выступления.  

    35. 

    Вступление: виды, функции. Приемы привлечения внимания аудитории.

    36. 

    Поддержание внимания аудитории в ходе выступления. Факторы, влияющие на внимание слушателей.

    37. 

    Завершение публичного выступления: функции и варианты. Ошибки при завершении публичного выступления.

    38. 

    Ответы на вопросы аудитории: виды и рекомендации. 

    39. 

    Протокольно-этикетное выступление и его основные особенности.

    40. 

    Правила подготовки поздравительных и приветственных речей. 

    41. 

    Основные особенности развлекательной речи. 

    42. 

    Убеждающее выступление и его особенности. 

    43. 

    Характеристика публичных обсуждений (спор, дискуссия, полемика, диспут, дебаты, прения).

    44. 

    Правила и принципы дебатов. Проведение дебатов. 

    45. 

    Поведение оратора в аудитории.  

    46. 

    Риторические позиции оратора в ходе выступления. 

    47. 

    Способы речевого воздействия на личность. 

    48. 

    Риторические средства выражения. 

    49. 

    Воздействие на слушателя разных риторических средств.

    50. 

    Особенности русской риторики. 

     

     

     

     

    ТЕМЫ УЧЕБНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

     

    Объяснительные темы

    Как проехать на вокзал

    Как растопить печь

    Как сложить костер

    Как прыгают с парашютом

    Методы тренировки собаки

    Как забронировать билет на обратный вылет

    Описательные темы

    Прекрасный Крым

    Полезная вещь в домашнем хозяйстве

    Что я увидел в микроскоп

    Свадьба моего друга

    Мое нелюбимое занятие

    Как мы провели мой день рождения

    Мое хобби

    Биографические темы

    Эпизод из жизни героя

    Выдающийся педагог

    Жизнь гения

    Жизнь журналиста

    Великий человек с моей точки зрения

    Моя собака

    Жизнь моей бабушки

    Несгибаемый человек

    Повествовательные темы

    Самые трудные минуты в моей жизни

    Опасная поездка

    Приключение на экскурсии

    Неразгаданная тайна

    Как я видел НЛО

    Что случилось в период наводнения

    Агитационные темы

    Фильм, который надо, посмотреть

    Книга, которую надо прочесть

    Можно ли покончить с этой привычкой? Милосердные люди еще нужны

    Спать надо 8 часов

    Дорогая вещь себя окупит

    Подумайте о выборе хорошей профессии

     

    ТЕМЫ ДЛЯ ДИСКУССИЙ И ВЫСТУПЛЕНИЙ В РАЗНЫХ ЖАНРАХ

     

    Медведев и Путин

    Пришли ли к власти демократы

    Нужно ли платное образование

    Образование должно быть бесплатным

    Как следует изучать историю

    Научить можно всех

    Кто не может быть студентом

    Мой любимый учитель

    Почему я не люблю физику

    Нужны ли вступительные экзамены

    Почему мы плохо знаем иностранные языки

    Нужна ли свободная посещаемость

    Нужен ли суд присяжных

    Как обворовать квартиру

    Способна ли тюрьма исправить

    Нужна ли смертная казнь

    Что такое клептомания

    Выгодна ли реклама

    Строить ли
    атомные электростанции

    Нужны ли частные магазины

    Может ли рынок быть регулируемым

    Насколько честной должна быть реклама

    Книга, научившая меня многому

    Зачем второразрядные фильмы

    Мое отношение к частушкам

    Тема для современного искусства

    Есть ли польза от многопартийности

    Непобедима ли коррупция

    Должна ли земля быть частной собственностью

    Диета и здоровье

    Эффективность голодания

    Нужно ли бегать по утрам

    Что такое дизайн

    Наследственно ли долголетие

    Можно ли передавать мысли на расстоянии

    Что такое сглаз

    Что случилось с динозаврами

    Имеют ли сны значение

    Почему сбываются предсказания

    Как ладить с родителями

    Что для меня свобода

    Как жить, не ссорясь

     

     

     

     

    ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    1. Определите тему своего публичного выступления, подготовьте его и выступите перед аудиторией.

     

    Кто не может быть студентом

     

    Друзья мои! Среди многих добродетелей человеческих мудрость всегда занимала значительное место. В своём «Поучении» Владимир Мономах писал: «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Но как не стать, используя перефразированное выражение из Корана, «ослом, навьюченным книгами»? Как обрести мудрость, если известно, что «многознание уму не научает»? Как не стать умным безумцем, не способным к самостоятельному уразумению простых истин?

    Дорогие мои, нужно понять, образование – не сумма приобретённых знаний и даже не их система. Это прежде всего процесс, который научает самому главному – умению добывать знания собственным разумом, умению мыслить и самостоятельно принимать решения. В наш век, когда информация обладает невероятной ценностью и её количество растёт невиданными доселе темпами, способность сориентироваться в этом потоке и сделать адекватные выводы является необходимой для всякого человека, заинтересованного в успешной карьере и благополучии своих близких.

    Помните, друзья мои: ученье имеет корень горький, а плод сладкий.

     

     

     

     

    1. Составьте словарь понравившихся высказываний об ораторе, речи, выступлении (50 единиц.)

    № п/п 

    Высказывание 

    Автор 

     

    «Nemo orator nisi vir bonus», то есть истинным оратором может быть только добрый, или нравственный, человек

    Квинтилиан

     

    Слог, имеющий ввиду нравиться одним наружным красноречием, не должен быть употребляем сам для себя

    Августин

     

    А мы, христианские наставники, должны заменить эту цель другою, более существенною целью и иметь первее всего в виду возбуждение в слушателях любви к благонравию и отвращения от худой нравственности…

    Августин

     

    Надобно и нравиться пасомым только не из самолюбия, но для того, чтобы своею любезностью поддерживать в них любовь к истине, не для того только, чтобы услаждаться их любовию, но для того, чтобы любовь их сделать путем, чрез который сердца слушателей можно принести к любви Создателя

    Гигорий Двоеслов

     

    То, что ты представляешь собой, настолько подавляет меня, что я не слышу, что ты говоришь

    Р. У. Эмерсон

     

    Произнести яркую речь – одно дело, а произнести ее ярко – другое

    Дж. Джеферсон

     

    Красотою слога мы будем пользоваться не для хвастовства, а по благоразумию

    Августин

     

    Человек, который станет оратором, должен иметь что сказать. Он должен чувствовать всей душой, что это нужно сказать.

    У. Бичер

     

    Необходимо готовиться к лекции; собрать интересное и важное, относящееся к теме прямо или косвенно, составить сжатый, по возможности, полный план и пройти по нему несколько раз. Еще лучше — написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух.

    А.Ф. Кони

     

    Перед каждым выступлением следует мысленно пробегать план речи, так сказать, всякий раз приводить в порядок имеющийся материал.

    А.Ф. Кони

     

    Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки.

    А.Ф. Кони

     

    В тоне должна быть уверенность, убежденность, сила. Не должно быть учительского тона, противного и ненужного взрослым, скучного молодежи.

    А.Ф. Кони

     

    Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно.

    А.Ф. Кони

     

    Риторическое же доказательство есть энтимема, и это, вообще говоря, есть самый важный из способов убеждения

    Аристотель

     

    Пользование словом более свойственно человеческой природе, чем пользование телом

    Аристотель

     

    Что касается способов убеждения, доставляемых речью, то их три вида: одни из них находятся в зависимости от характера говорящего, другие от того или другого настроения слушателя, третьи — от самой речи.

    Аристотель

     

    Доказательство находится в зависимости от самих слушателей, когда последние приходят в возбуждение под влиянием речи

    Аристотель

     

    Самая речь убеждает нас в том случае, когда оратор выводит действительную или кажущуюся истину из доводов, которые оказываются в наличности для каждого данного вопроса.

    Аристотель

     

    Речи, наполненные примерами, не менее убедительны, но более впечатления производят речи, богатые энтимемами.

    Аристотель

     

    В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным

    А.П. Чехов

     

    Если вы хотите… людям, которые хотят быть ораторами, дать средство к изучению красноречия, то не пишите риторики, а переберите речи известных ораторов всех народов и всех веков, снабдите их подробною биографией каждого оратора, необходимыми историческими примечаниями, и вы окажете этою книгою великую услугу и ораторам и не ораторам

    В.Г. Белинский

     

    Почему среди всех наук и искусств красноречие выдвинуло меньше всего замечательных представителей?

    Цицерон

     

    Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний

    Цицерон

     

    Голос оратора должен быть гибким, то есть способным подняться от самых тихих, нежных тонов до наивысшей силы и выражать всевозможные чувства, настроения, порывы

    Г. Давыдов

     

    Весьма полезно также упражняться в чтении скороговорок

    Г. Давыдов

     

    Речь это показатель ума

    Сенека

     

    Тем могуществом, которым на войне обладает железо, в политической жизни обладает слово

    Деметрий Фалерский

     

    Красноречие искусство управлять умами

    Раймон- Теодор Троплонг

     

    С чем  сравнить язык в умах человека? Это ключ сокровищницы; когда дверь заперта, никто не может знать, что там: драгоценные камни или только ненужный хлам?

    Саади

     

    Даже оружие склоняется перед ораторским словом

    Цицерон

     

    В устную речь можно вложить ещё более тонкий смысл, чем в письменную

    Жан Лабрюйер

     

    Кто не умеет говорить, карьеры не сделает

    Наполеон

     

    Заговори, чтобы я тебя увидел

    Сократ

     

    Умён ты или глуп, велик ты или мал,

       Не знаем мы, пока ты слова не сказал

    Саади

     

    Есть 50 способов сказать слово «да» и 500 способов сказать слово»нет», а для того, чтобы написать эти слова, есть только один способ

    Бернард Шоу

     

    Нравственность человека видна в его отношении к слову

    Л.Н.Толстой

     

    Убожество речи служит, как правило, внешним признаком убожества духа

    Брус Бартон

     

    Никогда не бываешь многословным, если говоришь именно то, что хочешь сказать

    Фердинанд Делакруа

     

    Много говорить не значит хорошо сказать, но хорошо сказать значит много сказать

    Демосфен

     

    Самое трудное в речи начало

    Цицерон

     

    Источник красноречия в сердце

    Латинское изречение

     

    Три задачи оратора: что сказать, где сказать, как сказать

    Цицерон

     

    Когда лектор сознает, что хорошо помнит все то, о чем предстоит сказать, то это придает ему бодрость, внушает уверенность и успокаивает.

    А.Ф. Кони

     

    Речь образ души.


    Публий

     

    Правдивая речь проста.

    Сенека

     

    Выражение лица в зеркале видится, души же в беседах проявляются.

    Демокрит

     

    Речь нуждается в захватывающем начале и убедительной концовке. Задачей хорошего оратора является максимальное сближение этих двух вещей.

    Г. Честертон

     

    В легком деле кто угодно сможет блистать красноречием.


    Овидий

     

    Откровенная речь, подобно вину и любви, вызывает такую же откровенность.

    М. Монтень

     

    Стараться подействовать на пошлого человека мягкою и тонкою речью все равно что пытаться обтесывать каменную глыбу бритвою.


    А. Поуп

     

    3. Составьте указатель имен известных риторов и важных данных о них (50 единиц).

    № п/п 

    ФИО 

    Важное 

    1. 

    Эмпедокл

    Легендарный оратор, «изобретатель риторики» по Аристотелю

    2. 

    Коракс

    Политический оратор и адвокат, автор первого трактата по риторике (по Аристотелю), автор крокодилита

    3. 

    Лисий

    Главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовых речей судебных ораторов

    4. 

    Горгий Леонтийский

    «Открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения», согласно Платону. Автор трактата «О приличном случаю»

    5. 

    Пол Агригентский,

    Ученик Горгия, ритор

    6. 

    Ликимний, Фрасимах,

    Ученик Горгия, ритор

    7. 

    Эвен Паросский,

    Ученик Горгия, ритор

    8. 

    Феодор Византийский.

    Ученик Горгия, ритор

    9. 

    Протагор

    Софист, оратор Горгия

    10. 

    Продик

    Софист, оратор, ученик Горгия

    11. 

    Исократ

    Автор учения о периоде

    12. 

    Аристотель

    Автор «Риторики», величайший учёный и философ

    13. 

    Квинтилиан

    Теоретик и практик римской риторики

    14. 

    Гортензий

    Представитель азианизма в риторике

    15. 

    Цицерон

    Теоретик и практик римской риторики

    16. 

    Юлий Цезарь

    Теоретик и практик римской риторики, представитель аттицизма, император

    17. 

    Иоанн Златоуст

    Проповедник, богослов

    18. 

    Илларион

    Проповедник, богослов

    19.

    Кирилл Туровский

    Проповедник, богослов

    20. 

    Бембо

    Итальянский стилист, ритор

    21. 

    Кастильоне

    Итальянский стилист, ритор

    22. 

    Фенелон

    Автор знаменитого «Рассуждения о красноречии»

    23. 

    М.В. Ломоносов

    Автор «Краткого руководства к красноречию»

    24. 

    Н.Ф. Кошанский

    Автор «руководства по риторике»

    25. 

    Петр Амьенский (Пустынник)

    Монах-аскет, организатор крестового похода

    26. 

    Оноре де Мирабо

    Деятель французской революции

    27. 

    Жорж Дантон

    Деятель французской революции

    28. 

    Макс Робеспьер

    Деятель французской революции

    29. 

    Луи-Антуан Сен-Жюст

    Деятель французской революции, идеолог террора

    30. 

    Абд Аль-Кдир

    арабский эмир, национальный герой Алжира, полководец, учёный, оратор и поэт.

    31. 

    Авраам Линкольн

    Президент США, оратор

    32. 

    Фредерик Дуглас

    Американский писатель, просветитель, аболиционист, редактор и оратор.

    33. 

    Ралф Уолдо Эмерсон

    Американский эссеист, поэт и философ; один из виднейших мыслителей и писателей
    США.

    34. 

    Дэниел Уэбстер

    Американский политик

    35. 

    Жан Жорес

    Деятель французского и международного социалистического движения, борец против колониализма, милитаризма и войны, историк.

    36. 

    Адольф Гитлер

    Основоположник и центральная фигура национал-социализма, основатель тоталитарной
    диктатуры
    Третьего рейха, вождь (фюрер) Национал-социалистической немецкой рабочей партии

    37. 

    Шарль де Голль

    Французский генерал, государственный деятель. Во время Второй мировой войны стал символом французского Сопротивления. Основатель и первый президент Пятой Республики

    38. 

    Зульфикар Али Бхутто

    Пакистанский политический деятель. Президент и премьер-министр Пакистана. Свергнут в ходе военного переворота, а затем — казнён.

    39. 

    Л.Д. Троцкий

    Политик, революционер, оратор

    40. 

    Фидель Кастро

    Политик, революционер, оратор

    41. 

    Джон Ф. Кеннеди

    Политик, оратор, президент США

    42. 

    Мартин Лютер Кинг

    Оратор, политик, защитник негритянского населения

    43. 

    В.И. Ленин

    Вождь пролетариата, оратор

    44. 

    Рональд Рейган

    Политик, оратор, президент США

    45. 

    Уинстон Черчилль

    Премьер-министр Великобритании, оратор

    46. 

    Ф.Д. Рузвельт

    Политик, оратор, президент США

    47. 

    Д. Карнеги

    Психолог, оратор

    48. 

    Ф.М. Достоевский

    Писатель, оратор

    49. 

    В.В. Жириновский

    Политик, оратор

    50. 

    Усама Бен Ладен

    Террорист, политик, оратор

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->