Охарактеризуйте вклад отечественных ученых в исследования психологии межличностного общения

Впервые в отечественной литературе межличностные (межперсональные) отношения анализировались в 1975 г. в книге «Социальная психология».

Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке в определенной степени исследована. В монографии Н. Н. Обозова (1979) обобщены результаты эмпирических исследований отечественных и зарубежных специалистов. Это наиболее глубокое и обстоятельное исследование и в настоящее время сохраняет свою актуальность. В последующих публикациях проблеме межличностных отношений уделяется мало внимания. За рубежом эта проблема анализируется в справочниках по социальной психологии. Наиболее интересным совместным исследованием Т. Хустона и Г. Левингера является «Межличностная привлекательность и межличностные отношения» (Huston, Levinger, 1978)2, не потерявшее значения и в настоящее время.

В конце ХХ века появилось много работ, в которых рассматриваются проблемы межличностных и деловых контактов (деловое общение), и даются практические рекомендации по их оптимизации (Дерябо, Ясвин, 1996; Вечер, 1996; Кузин, 1996)3. Часть таких публикаций представляет собой популярное изложение результатов психологических исследований, порой без ссылок и списка использованной литературы.

Межперсональные отношения тесно связаны с различными видами общественных отношений. Г. М. Андреева подчеркивает, что существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений является реализацией обезличенных (общественных) отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия (Андреева, 1999)4.

Проблемы психологии межличностного общения разносторонне и глубоко решаются в трудах многих российских ученых. Они теоретически осмысленны в работах П.П. Лаврова и Н.К. Михайловского, обосновавших значение
так называемого субъективного метода в социологии. Проблема мотивов поведения и общения людей, их побуждений и идеалов заняла здесь главное место.

Психологическим проблемам общения людей посвящены труды таких ярких представителей психологического направления в русской социологии, как Е.В. Де-Роберти и Н.И.Кареев. Фундаментальная разработка многих проблем психологии личности и межличностного общения содержит в трудах выдающихся российских психологов В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского, СЛ. Рубинштейна, Л.С. Выготского и их многочисленных последователей, в том числе А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева и др.

Общественные отношения — это официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов отношений, в том числе и межперсональных.

Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность. Взаимоотношения деловых и межличностных отношений в научном плане недостаточно разработаны.

Интерперсональные отношения включают три элемента — когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).

Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях.

Аффективный аспект находи г свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный компонент, как правило, является ведущим. «Это, прежде всего, положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.» (Обозов, 1979)1.

Эмоциональное содержание межличностных отношений (иногда его называют валентностью) изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим) и наоборот. Варианты проявлений интерперсональных отношений огромны. Конъюнктивные чувства проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентные чувства предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру. Сюда можно отнести безучастность, безразличие, равнодушие и пр. Дизъюнктивные чувства выражаются в проявлении различных форм негативных эмоции и состоянии, что расценивается партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению. В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть амбивалентным (противоречивым).

Конвенциональные проявления эмоций и чувств в формах и способах, характерных для тех групп, представители которых вступают в межличностные контакты, могут, с одной стороны, способствовать взаимопониманию общающихся, а, с другой стороны, затруднять взаимодействие (например, если общающиеся принадлежат к разным этническим, профессиональным, социальным и иным группам и используют различные невербальные средства общения).

Укажем лишь на те положения из их трудов, которые имеют
значение для осмысления современных проблем психологии
личности и межличностного общения.

Петр Лавров и Николай Михайловский рассматривали все общественные явления как результат сознательной деятельности людей. Особое внимание они уделяли анализу «солидарных» действий людей, направляемых их общими
интересами. По словам Лаврова, важно понять и обобщить факты солидарности между людьми и тем самым открыть законы их солидарных действий, формы проявления их солидарности, а также условия ее упрочения или ослаблении при разном уровне социально-нравственного развития людей и форм их общежития.

Под солидарностью понимается сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным» и «что личное достоинство поддерживается
лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Солидарность — это ‘общность привычек, интересов аффектов или убеждений». Все это определяет сходство поведения и деятельности людей. Разумеется, поведение и
деятельность людей определяются многими объективными обстоятельствами — природными и социальными. Этого Лавров не отрицал. Однако главными факторами, направляющими деятельность людей, он считал их внутренние мотивы, их идеалы и волю. Н.Михайловский решает проблемы, относящиеся к психологии масс, в том числе взаимодействия ‘героев и толпы», личности и общества.

На первом плане у него личность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповторимостью. Критически мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями — главные действующие лица в обществе — определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства. Исходя из своих мировоззренческих установок, Михайловский анализирует вопрос о взаимодействии «героев и толпы». Этот вопрос он решает больше в социально-психологическом плане. Героем он называет человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное дело. Толпа же — это масса людей, способная увлекаться примером — благородным, низким или
безразличным. Стихийность и даже абсурдность массового сознания, сознания «толпы», ориентированной на некоторые образцы эталонного, «героического» поведения и слепо поклоняющейся своим «героям», несут в себе, считал Михайловский, серьезную социальную угрозу личностному началу в истории. Герой шаблонизирует поведение толпы.

Толпа характеризуется особым коллективно-психологически состоянием сознание и подсознания. Масса представляет собой монотонную, однообразную субстанцию, которая стремится к подражанию яркой индивидуальности героя.

Подражание масс своему герою — явление, по Михайловскому, почти гипнотическое. Теряется независимость в восприятии происходящих событий и в собственных суждениях, растет внушаемость. Толпа легко подчиняется своим вождям, слепо верит им, теряет способность критически относиться к их
словам и делам. Представляется, что высказанные сто лет назад эти суждения Михайловского не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Важные проблемы социальной психологии, в том числе психологии межличностного общения, рассматриваются в трудах Е.В.Де-Роберти и Н.И.Кареева. Они обосновали положение о том, что главную роль в поведении и деятельности людей играет их индивидуальная и коллективная психика. В своей «Психологической социологии» Де-Роберти указывает на обусловленность социального поведения людей такими психическими факторами, как их желания, эмоции, страсти,
характер, образ мыслей, воля и т.п. Он делает вывод, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими» и что психическая деятельность людей определяет их социальную
деятельность. Отсюда главное в науке об обществе заключается ‘в познании законов психического взаимодействия». Де-Роберти пояснял, что психическая
деятельность людей развивается под влиянием биологических факторов и их социальной деятельности.

Однако ведущим звеном в данном взаимодействии он называл именно психическую деятельность людей. Говоря о психическом взаимодействии людей, Де-Роберти указывал на значение как индивидуальной, так и коллективной психики. Последняя предстает как совокупность коллективных восприятии, чувств, настроений, образа мыслей тех или иных социальных групп, определенных масс людей и национальных общностей. Де-Роберти считал, что
коллективная психика, проявляясь в поведении людей, тем самым воплощается в их морали, определяет нравственные нормы и принципы человеческой жизнедеятельности. Он считал, что проявляющиеся в психическом взаимодействии
людей их индивидуальная и коллективная психика воплощается в нормах их социального поведения, в создаваемых ими предметах духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества. Он глубоко проанализировал также влияние индивидуальной и коллективной психики людей на их межличностное общение.
На психологическую основу деятельности людей указывал и Н.Кареев. Он обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека — его ум, чувства и волю. Отмечал, что в поведении и деятельности людей, а значит,
во всей их общественной жизни, специфическую роль играет интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира. Исходя из того, что общественное поведение человека определяет его «психической природой», Кареев делает вывод, что психологического объяснения требуют полезные и вредные поступки, а также «справедливые и несправедливые общественные явления».Он считал, что психические взаимодействия людей лежат в основе их общественного развития, ибо обусловливают их экономические, политические и другие взаимодействия, результатом которых выступает развитие всех сфер жизни общества и его социальных институтов.

Особую роль в психических взаимодействиях людей играет опять-таки их
индивидуальная и коллективная психика. «Коллективная психология, — писал Н.И. Кареев, — должна показать, что и народный дух, и всякая культурная среда, и какое бы то ни было групповое и классовое самосознание суть не что иное,
как результат психического взаимодействия между отдельными индивидуумами. Коллективная психология, по Карееву, лежит в основе развития духовной культуры, которая представляет собой «результат коллективного творчества и психического взаимодействия». В конечном счете, психические взаимодействия между людьми являются основой всей общественной жизни, «Без известной
психической основы, — уточняет он, — практические отношения между людьми были бы невозможны». Это касается экономических, политических и других
«практических отношений», возникающих между отдельными людьми и социальными группами. Все эти отношения базируются на взаимодействии индивидуальной и коллективной психологии людей.

Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.

Межличностные отношения строятся по «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус). Эмоциональные проявления межперсональных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующими в пределах названных норм. Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования— равенства— подчинения и зависимости—независимости.

Социальная дистанция предполагает такое сочетание официальных и межличностных отношений, которое определяет близость общающихся, соответствующих социокультурным нормам общностей, к которым они принадлежат. Социальная дистанция позволяет сохранить адекватный уровень широты и глубины взаимосвязей при установлении межличностных отношений. Ее нарушение приводит первоначально к дизъюнктивным межличностным отношениям (во властных отношениях их до 52%, а в равностатусных — до 33%), а затем и к конфликтам (Обозов, 1979)1.

Психологическая дистанция характеризует степень близости межличностных отношений между партнерами по общению (приятельские, товарищеские, дружеские, доверительные). По нашему представлению, данное понятие подчеркивает определенный этап в динамике развития межличностных отношений.

Межличностная совместимость — это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. В качестве равнозначных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация» и пр. Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат — появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости — это несовместимость, а чувства, вызываемые ею — антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат (Обозов, 1979)1. Она развивается в пространственно-временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремальных и пр.), которые оказывают влияние на ее проявление. Для определения межперсональной совместимости используются аппаратурно-технические методики и гомеостат.

Межличностная привлекательность — это сложное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет ей располагать к себе людей. Привлекательность человека зависит от его физического и социального облика, способности к сопереживанию и т. д.

Межличностная привлекательность способствует развитию интерперсональных связей, вызывает у партнера когнитивный, эмоциональный и поведенческий отклик. Феномен межличностной привлекательности в дружеских парах обстоятельно раскрыт в исследованиях Н. Н. Обозова2.

В научной и популярной литературе часто используется такое понятие, как »эмоциональная привлекательность» — способность личности к пониманию психических состояний партнера по общению и особенно — к: сопереживанию с ним. Последнее (способность к сопереживанию) проявляется в отзывчивости чувств на различные состояния партнера. Данное понятие несколько уже, чем «межличностная привлекательность».

Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлекательностью. Одни исследователи рассматривают аттракцию как процесс и одновременно результат привлекательности одного человека для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают ее с перцептивной стороной общения (Андреева, 1999)1. Другие полагают, что аттракция — это своеобразная социальная установка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент (Гозман, 1987). В. Н. Куницына под аттракцией понимает процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии. По ее мнению, аттракция обусловлена внешними факторами (степенью выраженности у человека потребности в аффилиации, эмоциональным состоянием партнеров по общению, пространственной близостью места проживания или работы общающихся) и внутренними, собственно межличностными детерминантами (физической привлекательностью, демонстрируемым стилем поведения, фактором сходства между партнерами, выражением личного отношения к партнеру в процессе общения) (Куницына, Казаринова, Погольша, 2001)2. Как видно из изложенного, многозначность понятия «аттракция» и перекрываемость его другими феноменами затрудняет использование этого термина и объясняет недостаточную исследованность в отечественной психологии. Данное понятие заимствовано из англо-американской психологии и перекрывается отечественным термином «межличностная привлекательность». В связи с этим представляется целесообразным использовать названные термины как равнозначные.

Под понятием »притяжение» понимается потребность одного человека быть вместе с другим, обладающим определенными особенностями, которые получают положительную оценку воспринимающего. Оно обозначает переживаемую симпатию к другому человеку. Притяжение может быть одно- и двунаправленным (Обозов. 1979) 1. Противоположное понятие »отталкивание» (негация) связано с имеющимися у партнера по общению психологическими особенностями, которые воспринимаются и оцениваются негативно; поэтому партнер вызывает отрицательные эмоции.

Потребность в общении, установлении межличностных контактов с людьми является фундаментальной характеристикой человека. Вместе с тем среди людей встречаются лица, у которых потребность в доверительном общении (аффилиации) и милосердии (альтруизме) несколько завышена. Дружеские межличностные отношения чаще всего формируются с одним человеком или несколькими лицами, а аффилиация и альтруизм, как правило, проявляются ко многим людям. Результаты исследований свидетельствуют, что помогающее поведение выявлено у людей, обладающих эмпатией, высоким уровнем самоконтроля и склонных принимать самостоятельные решения. Показателями аффилиативного поведения являются положительные вербальные высказывания, продолжительные контакты глаз, дружелюбное выражение лица, увеличенное проявление вербальных и невербальных знаков согласия, доверительные звонки по телефону и др. Изложенная характеристика аффилиативного поведения по форме напоминает стадию дружеских отношений, а ее показатели — критерии развития положительных межличностных отношений. В ходе исследований были выделены личные качества, затрудняющие развитие межличностных отношений. В первую группу вошли самовлюбленность, высокомерие, заносчивость, самодовольство и тщеславие. Ко второй группе относятся догматизм, постоянная склонность не соглашаться с партнером. Третья группа включала двуличие и неискренность (Куницына, Казаринова, Погольша, 2001). 2

Для измерения различных аспектов межличностных отношений существуют многочисленные методики и тесты. Среди них диагностика межличностных отношений Т. Лири (доминирование—подчинение, дружелюбие—агрессивность), методика «Q-сортировка» (зависимость—независимость, общительность—необщительность, принятие борьбы—избегание борьбы), тест описания поведения К. Томаса (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление), методика межличностных предпочтений Дж. Морено по измерению социометрического статуса в группе (предпочтение—отвержение), опросник эмпатических тенденций А. Меграбяна и Н. Эпштейна. методика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, методика И. М. Юсупова для измерения уровня эмпатийных тенденций, авторские методики В. Н. Куницыной, анкетная методика В. Азарова по изучению импульсивности и волевой регуляции в общении, методика оценки уровня общительности В. Ф. Ряховского и др.

Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке в определенной степени изучена. Научных исследований по межличностным отношениям в настоящее время проводится весьма мало. Перспективными проблемами являются: совместимость в деловых и межличностных отношениях, социальная дистанция в них, доверительность в разных типах интерперсональных отношений и ее критерии, а также особенность межперсональных связей в различных видах профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Назовите основные положения «коллективной рефлексологии» В.М. Бехтерева

 

Рефлексоло́гия (от рефлекс и греч. λογος — наука) — естественнонаучное направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему человека. Рефлексология ограничивается изучением внешних реакций организма.

Рефлексология получила развитие в 1900—1930 годы, главным образом, — в России, и связана с деятельностью В. М. Бехтерева, изложившего свои основные взгляды в книгах «Объективная психология» (1907 год), «Коллективная рефлексология» (1921 год), «Основы общей рефлексологии» (1923 год). Первоистоками рефлексологии считаются работы по рефлекторной концепции психики И. М. Сеченова и работ И. П. Павлова; теории рефлексологии в 1920-е годы противостояла культурно-историческая теория Л. С. Выготского. В число учёных-рефлексологов входили В. Н. Осипова, Г. Н. Сорохтин, И. Ф. Куразов, А. В. Дубровский, Б. Г. Ананьев и другие

Основной единицей анализа нервно-психической деятельности, по Бехтереву, является рефлекс как универсальный динамический механизм, лежащий в основе всех реакций человека. Ученый утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации. Для описания сложных форм рефлекторной деятельности Бехтерев предложил термин «сочетательно-двигательный рефлекс».

Исследование более высоких уровней организации человека – личности – должно, по мнению Бехтерева, быть системным и комплексным. Бехтерев считал, что личность – это объединяющее и направляющее начало, которое руководит мыслями, действиями и поступками человека, определяет активное отношение к окружающему миру, к людям, основанное на индивидуальной переработке внешних воздействий. Индивидуальность личности проявляется в оригинальности и активности. В процессе формирования личности у нее складывается система отношений к окружающему, к людям.

В. М. Бехтерев, основываясь на результатах анализа индивидуальной психологии, создал теорию коллектива и развития личности в коллективе («Коллективная рефлексология», 1921). Коллектив рассматривается как собирательная личность, проявления этой личности подчиняются объективному рефлексологическому изучению, так же, как и проявления отдельной личности.

Особое место в дискуссии принадлежало В.М.Бехтереву, выдвинувшему идею «коллективной рефлексологии», в предмет которой включаются: поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. Такое понимание коллективной рефлексологии представлялось как преодоление субъективистской социальной психологии, поскольку все проблемы коллективов толковались как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями их членов. Социально-психологический подход следовало обеспечить соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их отношения с обществом). Предмет коллективной рефлексологии определялся так: «…изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ… проявляющих свою соборную соотносительную деятельность как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов»1.

Помимо методологических проблем коллективной рефлексологии, содержания этой науки,  ее предмета и метода В.М. Бехтерев исследует широкий круг ее специальных проблем, в том числе: коллектив как собирательная личность; коллективное объединение; взаимовнушение, взаимоподражание и взаимоиндукция как объединяющие факторы; язык как объединяющий фактор; развитие коллективных движений по типу сочетательных рефлексов; коллективные наследственно-органические рефлексы; коллективное настроение и коллективные мимико-соматические рефлексы; коллективное сосредоточение и коллективное наблюдение; коллективное творчество; согласованные коллективные действия.

Бехтерев исходил из положения о «безусловной закономерности сложных человеческих действий».

Хотя это было по существу определение предмета социальной психологии, сам Бехтерев настаивал на термине «коллективная рефлексология», как он говорил, «вместо обычного употребляемого термина общественной или социальной психологии».

В «Коллективной рефлексологии» он также дал анализ многих законов деятельности людей. В концепции В.М.Бехтерева содержалась весьма полезная идея: коллектив есть нечто целое, в котором возникают новые качества, возможные лишь при взаимодействии людей Рассматривая коллектив как «собрание отдельных, связанных между собою теми или иными интересами личностей», он приходит к выводу о том, что коллектив, представляющий собой нечто целое, выступает «в виде одной коллективной или собирательной личности». Поэтому «законы проявления деятельности коллектива суть те же, что и законы проявления деятельности отдельной личности». Однако эти взаимодействия трактовались достаточно механистически: личность объявлялась продуктом общества, но в основу ее развития были положены биологические особенности и, прежде всего социальные инстинкты; для объяснения социальных связей личности привлекались законы неорганического мира (тяготение, сохранение энергии и пр.), хотя сама идея биологической редукции и подвергалась критике.

Коллективные рефлексы проявляются, по Бехтереву, в коллективных наблюдениях, коллективных инстинктах, коллективных эмоциях, коллективном сосредоточении и т.д. Раскрываются процессы взаимовнушения и взаимоподражания в коллективе, в общении людей друг с другом. При этом указывается на их взаимоиндукцию, происходящую «путем непосредственной передачи возбуждения центров одного индивида соответствующим центрам другого индивида». Речь идет об образовании своего рода энергетического психологического поля, в котором люди воспринимают друг друга и соответственно реагируют на те или иные явления.

Коллективная рефлексология естественно соприкасается с общей рефлексологией отдельной личности, обособляясь от нее тем, что она исследует не соотносительные проявления отдельных индивидов, а соотносительные проявления социальных групп.

Коллективная рефлексология, изучая массовые или коллективные проявления соотносительной деятельности, имеет в виду собственно выяснить, как путем взаимоотношения отдельных индивидов в общественных группах и сглаживания их индивидуальных различий достигаются социальные продукты их соотносительной деятельности.

С другой стороны, коллективная рефлексология соприкасается с социологией, так как изучает основы совокупной деятельности социальных групп. Здесь к.р. является тем промежуточным звеном, которое соединяет между собою две науки: рефлексологию и социологию.

«Коллективная психология занимает совершенно другую сферу и в своем развитии идет по пути, диаметрально противоположному социологии; она имеет права гражданства там, где последняя вовсе не имеет места, и её законы управляют тем, над чем социологические законы потеряли свою власть. Чем более временно и случайно собрание индивидов, тем более оно является неорганическим, тем далее отстоит оно от Спенсеровой аксиомы и тем скорее входит в сферу наблюдений коллективной психологии»1

Задачи коллективной рефлексологии:

Изучение механизма образования коллектива;

Изучение способов и проявлений коллективных рефлексов, образующих в общей совокупности коллективную деятельность, по сравнению с индивидуальными рефлексами или индивидуальной деятельностью.

Словом коллективная рефлексология имеет дело с механизмом обобщения или социализации индивидуальных рефлексологических явлений, объясняя, как этим путем образуются коллективные рефлексы и подготовляется то или иное общественное явление, и вместе с тем выясняет, как проявляется поведение общественных групп.

Коллектив людей в основе всегда имеет связующее нечто, как, например, общее настроение, общее наблюдение, общее сосредоточение, общее обсуждение, общее решение или постановление и общность или единство цели и действий.

Таким образом, коллективы всегда имеют в виду общность интересов в том или другом отношении, предполагающую единство цели.

Общий интерес и единство цели обусловливают связь отдельных членов коллектива, причем чем больше общих интересов, тем очевидно больше и сплоченность коллектива. Но кроме общего интереса коллектив предполагает и общность задачи. Общность интересов и задачи – стимул, который побуждает коллектив к единству действий и придает самый смысл существования коллектива.

Коллективы могут быть организованными и неорганизованными.

Коллективы, связующим звеном которых служит по преимуществу настроение или наблюдение, не нуждаются в особой внутренней организации, ибо они не имеют вперед предоставленной цели. Такие коллективы бывают недолговременными (толпа, театральная публика и др.). Такие коллективы нуждаются только во внешнем воздействии в целях регулирования внешнего порядка, дабы данный коллектив не осложнил жизни других коллективов.

Все другие коллективы, которые имеют определенные задачи, обязательно должны иметь свою организацию, целью которой является планомерность и порядок коллективной работы, а также установление связи между собой отдельных индивидов коллектива. В целях согласованности совместных действий, организация этих действий в коллективах выполняется посредством исполнительного комитета, президиума, управления, командного состава и т.п.

Вообще согласованность действий, планомерность устремлений коллектива и достижение его целей осуществляется путем предоставления полномочий одному лицу или выделенному на этот случай небольшому коллективу – исполнительному бюро.

Каждый вновь возникший коллектив выясняет свою относительную позицию среди других, вырабатывает свой план осуществления заданий или программу и сообразует свои действия с условиями окружающей действительности.

Коллективы могут разнообразиться не только по составу входящих в них индивидов (определенной профессии и т.п.), но и по цели, а также и характеру взаимоотношений между входящими в коллектив индивидами.

Также мы имеет коллективы, которые не представляют в сущности отдельных собраний, но, тем не менее, образуют собою значительные группы лиц, связанных теми или иными общими интересами. Коллективная деятельность здесь осуществляется через то или иное представительство или печать. Таковы народ, племя, государственный коллектив, союз народов, все человечество.

Чем элементарнее цель и задача коллектива, тем больших размеров он может достигать. Так толпа может достигать сотен тысяч, коллективы преследующие узкую задачу, например, обработку редакции текста, не могут представлять собою более нескольких индивидов.

Отсюда понятно, что способы общения отдельных членов того или другого коллектива в зависимости от его размеров и характера не могут быть одинаковыми.

Таким образом, коллективная рефлексология должна не только выяснять настроение, или «эмоциональную» сторону, точнее, мимико-соматическую реакцию того или другого собрания и его известную чуткость или впечатлительность, но и его творческую деятельность, а также его решения и коллективные действия, но все эти проявления массы лиц она должна рассматривать в связи, с одной стороны, с характером собрания лиц и его прошлым, с другой стороны – с теми или иными внешними влияниями, которые послужили основной причиной и условиями деятельности данного собрания в том или ином случае.

Только этот метод и может правильно осветить нам особенности проявлений соотносительной деятельности массы лиц, спаянных между собою теми или иными общественными условиями.

Один из важных методов изучения коллективная рефлексология является – статистический метод, дающий возможность учитывать действия человеческих масс, но нужно уметь им пользоваться. Нужно ставить для статистики те самые задачи, которые отвечают определенной цели, и собирать материалы там, где он может дать соответственные результаты.

Индивидуальный облик личности определяется в значительной мере обществом, его инстинктами, обычаями и другими общественными установлениями.

Само собой разумеется, что огромную роль должны играть профессия и занятия, которые естественно, отражаются на общем развитии соотносительной деятельности каждой личности.

Окружающие условия оказывают существенное влияние на развитие личности и закрепляют и поддерживают в ней те или иные особенности, благодаря своеобразным особенностям той или другой профессии или различным условиям существования.

Также и условия местности и климата своими внешними влияниями не могут не отражаться известным образом на развитии личности.

Личность благодаря подражанию, научению и убеждению приобретает с воспитанием господствующие навыки и взгляды, становясь шаблонным выразителем своей среды.

Равным образом человек имеет общие всем верования и повторяет суждения об окружающем, о создании вселенной, выработанные не им, а другими и принятые всем обществом. Он живет идеалами, которые общи и другими и, наконец, он обнаруживает стремления, также общие многим.

Личность, входящая в общество, перестает быть сама собой, она становится одной частью самого общества и в этом смысле утрачивает значительную долю своего независимого существования, становясь исполнительницей общественных установлений.

Коллектив обезличивает отдельные индивиды, давая преобладание количеству, тогда как личность представляет качественные особенности, выявляя собою творческую энергию отдельного лица. Поэтому поведение личности в одиночку и в толпе не может быть одинаковым.

Под общественным давлением, под всеподавляющим влиянии общественных установлений личность в общественных условиях деятельности почти не имеет возможности свободно проявлять свои жизненные потребности: свободно двигаться, нестесненно сидеть, предаваться, когда нужно, отдыху, свободно дышать и т.п., так как все это строго регулируется общественными обычаями, правилами, приличием, теми или другими установленными заранее формами и т. п.

Нельзя упускать из виду, что личность всегда останется продуктом социальной жизни. В современном обществе первоначально семья, а затем школа или фабрика и вся общественная среда создает личность.

Можно сказать, что самобытное развитие личности есть основа социального прогресса народов, который лучше всего обеспечивается полной свободой личности в её взглядах и стремлениях, насколько последние не могут нарушать интересы других, и в особенности интересы общества как целого.

Когда толпа любуется своим вождем или когда армия восхищается своими генералами, она любуется сама собою, усваивает себе то высокое мнение, какое этот человек получает о самом себе и которое сияет в виде гордости своим происхождением или своим гением на лице Кромвеля, Александра или Сципиона или даже какого-нибудь вождя.

Сила толпы заключается в её объединении и однородности, характеризующейся моноидеизмом или одноцельностью. Поэтому искусство в управлении толпой заключается в том, чтобы поддержать моноидеизм во что бы то ни стало и устранить возможный раскол всеми возможными средствами.

Другое средство управление толпой – организация. Лишь случайные толпы лишены своей организации, но именно потому, что они случайны и лишены организации, они способны на порыв. Организация толпы должна состоять в правильном дифференциации толпы на отдельные части, долженствуя выполнять каждая свои функции, а с другой стороны, в сплочении всех частей общностью действий, принципов солидарности, единства и взаимной поддержки.

Вера в победу несомненно великое дело для толпы, и нужна особенная предусмотрительность и осторожность, чтобы это вера не подверглась излишнему искушению, как было например, в Японскую кампанию.

При этом нельзя не принять во внимание необычайное легковерие толпы и склонность к преувеличению.

Коллективы проявляют обыкновенно меньше инициативы, чем отдельные личности, но зато последние могут лучше осуществлять свои намерения через коллектив.

Качество того или иного коллектива зависит от входящих в него единиц.

При однородности коллектива большое различие в его деятельности определяется тем, будет ли коллектив состоять из лиц образованных или необразованных, из лиц с определенными техническими познаниями и опытом или лиц, не имеющих таковых, из лиц определенных профессий или не принадлежащих к определенному классу общества, или же из лиц не принадлежащих к тому или иному общественному классу.

Проявление деятельности коллектива зависит главнейшим образом от его сплоченности.

В зависимости от своего соединяющего начала коллективы представляются неодинаковыми и по характеру своих действий.

 

 

 

 

3. Какое из предложенных научных положений отражает позицию отечественной психологии

 

Позицию отечественной психологии отражает пункт а): общение есть психосоциальное отношение между людьми, при котором происходит непрерывный «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от
внутренних психологических установок». Необходимо указать на что, многие проблемы психологии общения и межличностных отношений невозможно научно решить без глубокого понимания образов, возникающих в процессе восприятия людьми друг друга; их мыслительных действий, в процессе которых происходит превращение внешних действий во внутренние мотивации,
выражающееся в побуждениях людей, придающих их действиям «направленность, избирательность и системность общения как психосоциального отношения между людьми», при котором происходит непрерывный «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок». Это составляет специфику отечественной парадигмы социальной психологии общения, актуализирующей проблему перцептивной интериоризации как ведущего процесса в коммуникативном взаимодействии людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Андреева Г.М.. Богомолов Н.Н . Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология в XX столетии. М.. 2001.
  2. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.
  3. Бехтерев В.М. Объективное изучение личности. Избранные труды по психологии личности (в двух томах). — СПб.: Алетейя, 1999.
  4. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  5. Дерябо С., Левин В. Гроссмейстер общения. М., 1996.
  6. Ждан А.Н. История психологии: Учебник — М.: Изд-во МГУ, 1990
  7. Кузин Ф. А. Культура делового общения. М., 1996.
  8. Куницына В.Н., Казарнова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб., 2001.
  9. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ. 1979.
  10. Психология. Учебник для экономических вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2000.
  11. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. — 5-е изд. — М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2006.
  12. Сигеле С. Преступная толпа: Опыт коллективной психологии. СПб., 1893.
  13. HustonT.L., Levmger G. Interpersonal attraction and relationships// Annual Rev. Psychology. 1978. P. П5-156,

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->