Ораторское искусство. Навыки и умения оратора


Бывают ораторы, которые в своем искусстве достигают удивительных результатов, но влияние которых на публику ничтожно, а иногда и совсем отсутствует; бывают и такие, которые имеют недостатки, но воодушевляют публику. Кажется, будто публика подчи-няется влиянию како-то магнетической силы, будто бы существует какой-то моральный магнетизм.

А,Г. Рубенштейн

 

По мере возникновения государств зарождается ораторское искусство, ставшее со временем значительным общественным явлением, достигшим высокого уровня еще в древнем мире. Однако именно Древняя Греция признается родиной красноречия, где начинает складываться его теория.

Ораторское искусство в Древней Греции и Древнем Риме было путём к гражданской карьере. В области воспитания ораторов были разработаны правила обучения, состоящие из предварительного обучения (гимнастики, актерского мастерства, грамматики, философии, права и риторики), упражнений для приобретения опыта путем следования образцовому оратору и подражания ему и, наконец, личной практики выступлений. Так удавалось избегать того, что оратор техникой речи и «громкостью голоса созывал народ, чтобы собрать больше свидетелей своего неразумения».

Выражение «ораторское искусство» имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Подобные определения было принято еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Термин «Ораторское искусство» латинского происхождения, его синонимами является греческое слово «риторика» и русское – «красноречие».

Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, отстоять свою позицию, нужно владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

История свидетельствует, что важнейшим условием развития искусства, обмена мнениями по жизненно важным проблемам являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи жизни общества. Оно помогает сплачивать людей вокруг общего дела, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет красноречия в эпоху Возрождения, в периоды социальных революций. Новый всплеск общественного интереса к ораторству наблюдается в настоящее время в связи с демократическими процессами, происходящими в нашей стране.

Слово «оратор» появилось в русском языке в начале XVIII столетия. Оно происходит от латинского слова «orare», что в переводе означает «говорить».

Ораторское искусство – явление историческое. Оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика – вот науки, на которые опирается ораторское искусство.

Ораторская речь – вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Ораторская речь характеризуется традиционными особенностями композиции, стиля, соотношением языковых и неязыковых (паралингвистических) средств общения.

 

Ораторское искусство требует определенных физических и психологических данных, призвания, таланта. Однако ему, как и всякому другому, нужно учиться, или можно профессионально овладеть. Нередко под ораторским искусством понимают лишь способность красиво, правильно говорить, т.е. предметом этого искусства считают лишь технику речи, но это неверно. Ядром ораторского искусства являются концепт убеждения.

В принципе оратор не обязан чувствовать и испытывать то, что он внушает другим. Он даже может не верить в то, в чем хочет убедить слушателей. От просто красноречивого человека оратор отличается способностью размышлять над тем, при каких обстоятельствах, для каждого типа слушателей и достижения каких целей те или иные проявления дара красноречия являются особо уместными и действенными, то есть эффективность речи определяется совершенством освоенных речевых умений и навыков.

Очень важно, чтобы человек, выступающий с трибуны, был высоконравственной личностью, а его речи должны быть направлены на достижение нравственных целей. Оратор должен быть эрудированным, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события в стране. Он обязан хорошо знать предмет своей речи, а также обладать специальными навыками и умениями. Навык – это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом.

К основным навыкам оратора относятся следующие:

– навык отбора литературы;

– навык изучения отобранной литературы;

– навык составления плана;

– навык самообладания перед аудиторией;

– навык ориентации во времени.

К умениям относятся следующие:

– самостоятельно подготовить выступление;

– доходчиво и убедительно излагать материал;

– отвечать на вопросы слушателей;

– устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией;

– применять технические средства, наглядные пособия и т.д.

Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным. Например, оратор хорошо пишет текст речи, но не умеет ясно излагать его; оратор увлеченно рассказывает, но не научился укладываться в отведенное время и др.

Основные характеристики аудитории ораторской речи:

– однородность (неоднородность);

– количественный состав;

– чувство общности;

– мотив действия слушателей.

Каждая речь должна быть и логичной, и эмоциональной. Проигрывают те ораторы, которые говорят бесстрастно или не заботятся о логике рассуждений.

В современной литературе также выделяются разные типы ораторов: ораторы, для которых основное средство искусства – логика рассуждений, и ораторы, воздействующие своей эмоциональностью.

Ораторская речь характеризуется рядом особенностей:

1. Наличие «обратной связи» (реакция на слова оратора). Именно это превращает монолог в диалог, является важным средством установления контакта со слушателями.

2. Устная форма общения.

Публичная речь представляет собой живой непосредственный разговор со слушателями.

3. Сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением.

При подготовке выступающий опирается на книжно-письменные источники, но, выходя на трибуну, он должен не просто прочитать текст, а произнести так, чтобы его поняли и приняли.

4. Использование различных средств общения

В публичной речи используются не только языковые средства, но и паралингвистические, невербальные средства (интонация, громкость голоса, тембр, темп, жесты, мимика и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роды и виды ораторской речи

 

Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Они выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию.

В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословное). Род красноречия – это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Результатом дальнейшей дифференциации на основании более конкретных признаков являются виды или жанры. Эта классификация носит ситуативно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель выступления.

К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса; отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях; дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи.

Некоторые жанры красноречия носят черты официально-делового и научного стиля, так как в основе их лежат официальные документы.

В таких речах анализируется положение в стране, в мире, основная их цель – дать слушателям конкретную информацию. В этих публичных выступлениях содержатся факты политического, экономического характера, оцениваются события, даются рекомендации, делается отчет о работе. Эти речи могут быть посвящены актуальным проблемам, носить призывной, разъясняющий характер. В некоторых политических речах используется официальный стиль, а в других – самые разные изобразительные и эмоциональные средства для достижения нужного оратору эффекта. Скажем, в митинговых речах, имеющих призывную направленность, часто используется разговорная лексика и синтаксис.

Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. К этому роду относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Конечно, это красноречие близко научному стилю речи, но в нем нередко используют выразительные, изобразительные средства.

В России академическое красноречие сложилось в 1-й половине XIX в. с пробуждением общественно-политического сознания. Университетские кафедры становятся трибуной для передовой мысли.

Судебное красноречие – это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную речь.

Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине XIX в. после судебной реформы 1864 г., с введением суда присяжных. Судебный процесс – это разбирательство уголовного или гражданского дела, исследование всех материалов, связанных с ним, которое происходит в обстановке поисков истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов. Конечная цель – вынести законный и обоснованный приговор, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию. Разумеется, в этих речах подробно анализируются фактический материал, данные судебной экспертизы, все доводы за и против, показания свидетелей и т.д.

К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь, произносимая на официальных, например, дипломатических, приемах, а также речь бытовая; надгробная речь, посвященная ушедшему из жизни. Оно отражает определенные общественные отношения, представляя явления быта и сложившиеся обычаи, традиции. Причем тост и поминальная речь – явления наидревнейшие. Это красноречие является составной частью духовной культуры общества.

Духовное (церковно-богословское) красноречие – древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную (на соборе), адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием.

После того, как князь Владимир Святославович в 988 г. крестил Русь, в истории культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран, главным образом Византии. Духовное красноречие изучает наука о христианском церковном проповедничестве – гомилетика.

Форма выражения в ораторской речи может не отрабатываться так, как это бывает в речи письменной. Но нельзя согласиться и с тем, что ораторская речь спонтанна. Ораторы готовятся к выступлению, хотя и в разной степени. Это зависит от их опыта, мастерства, темы выступления и ситуации, в которой произносится речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Подготовка к выступлению

 

Хорошая речь не может быть лишь импровизированной. Логичная последователь-ность мысли, верное распределение времени, возрастающий интерес речи, эффективные выражения, порождающие картинность слога, – все это не является по вдохновению. Каждый оратор желал бы, чтобы его речь производила впечатление импровизации, но горе тому, кто на самом деле полагается на случайную удачу.

Е. Фукс

 

Повседневная подготовка к выступлениям – непрерывный процесс работы оратора над совершенствованием своего речевого мастерства, систематическое риторическое самообразование.

Этапы подготовки к конкретному выступлению:

– выбор темы и определение целевой установки;

– подбор материала, его изучение и анализ;

– разработка плана (предварительный, рабочий, основной);

– работа над композицией;

– написание текста выступления;

– овладение материалом (репетиция);

– ориентация во времени.

Подготовка может быть письменной и устной.

Подготовка к выступлению начинается с определения темы речи. Иногда предлагают выступать на определенную (заданную) тему. При самостоятельном выборе темы желательно учитывать рекомендации:

– выбирать тему, которая соответствует знаниям и интересам оратора;

– выбирать уместную тему;

– выбранная тема должна соответствовать интересам аудитории.

Затем следует подумать о формулировке темы. Необходимым условием считается определение цели выступления, поэтому говорящий должен ясно представлять, с какой целью он произносит речь, какой реакции добивается.

Собрав материал, оратор должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи. При анализе появляются сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, новые мысли.

Важно определить порядок изложения материала, так как речи без плана обычно имеют композиционные недостатки. Оратор нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное время.

Затем необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Наиболее распространенной структурой выступления считается трехчастная, включающая вступление, главную часть, заключение.

Оратор должен хорошо поработать над языком и стилем текста речи. Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели неоформленный материал.

Овладение материалом иногда называют репетицией. Написанный текст следует осмыслить, проанализировать, выделить основные части, перечитать, зачитать отдельные фрагменты, произнести вслух, восстановить в памяти план и содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Логико-композиционное построение ораторской речи

 

Коммуникация речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношения каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Есть общие принципы построения выступления, которые нужно знать оратору:

1) принцип последовательности – каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима;

2) принцип усиления – значимость, вес, убедительность аргументов должны постепенно нарастать, самые сильные доводы приобретаются к концу рассуждения;

3) принцип органического единства – распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора;

4) принцип экономии – умение достигать цели наиболее простым способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.

В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи.

Вступление должно захватывать с первых же слов. Нередко это достигается искусным построением зачина – самого начала речи, который может указывать, в каком ключе будет произнесена речь.

Задача вступления – подвести слушателей к восприятию данной темы.
Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, юмористического замечания, цитаты.

Пробуждает интерес к выступлению, помогает внимательно слушать и рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к аудитории, к теме выступления. Эффективное средство завоевания внимания слушателей – вопросы. Чтобы найти интересное начало, необходимо много работать, думать, искать. Каждое вступление требует своего особого начала.

Перед выступающим стоит важная задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. В главной части излагается основной материал, доказываются выдвинутые положения, слушатели подводятся к необходимым выводам. Структура выступления зависит от метода преподнесения материала. Кратко охарактеризуем основные из них:

1. Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Речь начинается с конкретного случая, а затем подводит к обобщениям и выводам.

2. Дедуктивный – изложение материала от общего к частному. В начале речи выдвигаются положения, а затем разъясняется их смысл.

3. Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов.

4. Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы.

5. Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим.

6. Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений.

При работе следует продумать систему доводов, используемых для утверждения положений. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические – к чувствам.

Следует иметь представление и о возможных недостатках в композиции. К ним относятся: нарушение логической последовательности в изложении материала, перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов, шаблонное построение речи.

Народная мудрость гласит: «Конец венчает дело». Яркое заключение запоминается, оставляет хорошее впечатление о речи. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи. Рекомендуется повторить основную мысль. Особенно тщательно надо поработать над концовкой. Последние слова должны мобилизировать слушателей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности. Если речь закачивается лозунгом, то он произносится эмоционально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Техника речи и ее типы

 

Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль, чем ее содержательная часть. Чтобы овладеть техникой устной речи нужно иметь представление о произносительном аппарате человека и процессе речеобразования, а также о дикции, голосе, интонации. Кроме этого, нужно знать орфоэпические нормы языка и способы исполнения речи перед аудиторией.

В речеообразовании выделяют следующие функциональные области:

1. респирацию (организации дыхания);

2. фонацию (образование голоса);

3. артикуляцию (производство звуков).

Дикция – это широкое понятие, которое включает правильность артикуляции, степень ее отчетливости и манеру выговаривать слова.

К дефектам речи относятся: гнусавость, картавость, шепелявость и т.п. Манера выговаривать слова включает характерный для каждого темп речи, продление или редукцию слогов и т.п.

Умение владеть голосом – важный показатель ораторского мастерства.

Необходимыми качествам голоса являются: красивый тембр, сила, полетность, выносливость, большой диапазон.

Интонация – важное смыслоразделительное средство языка, которое включает несколько компонентов: мелодику, логическое ударение, громкость, темп речи и паузу.

Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания.

Ораторская речь по своему составу неоднородная, поскольку в процессе мышления человек свойственно отражать разные объективно существующие связи между явлениями действительности, объектами, событиями, что находит выражение в различных функционально-смысловых типах речи: описании, повествовании, рассуждении (размышлении). Ораторская речь в связи с этим представляет собой монологическое повествование – информацию об одновременных признаках объекта, монологическое рассуждение – о причинно-следственных отношениях.

Выбор того или иного типа речи зависит от объекта речи цели высказывания.

В заключении хочется подчеркнуть, что успех публичного слова обеспечивается рядом слагаемых. Определенная одаренность или талант, повышающееся мастерство и вдохновение – вот те факторы, которые необходимы оратору. И такое триединство: талант – вдохновение – мастерство воплощается в ораторском стиле. Определение «Ораторского искусства» как искусства звучащего слова, как искусства убеждать и побуждать к действию массы слушателей подтверждает обосновать того, что ораторская речь – это речь, создаваемая с целью убеждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Апресян Г.З. Ораторское искусство. –М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1978.
  2. Введенская Л.А., Палова Л.Г., Камаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Справочное пособие. Серия «Высший бал».–Ростов-на-Дону, 2002.
  3. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Граудиной Л.К. и проф. Ширяева Е.Н.–М.: Издательство НОРМА, 2002.
  4. Далецкая Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты: Учебное пособие. -М.: Омега-Л., 2004.
  5. Скворцов Л.И. Основы культуры речи: Хрестоматия. М., 1984.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->