Объясните следующие выражения, восходящие к библейским и евангельским мифам

Альфа и омега – начало и конец

Блудный сын – человек, который сбился с пути

Вавилонское столпотворение – букв. «творение Вавилонского столпа», или «строительство Вавилонской башни») — название в европейской традиции библейской притчи из первой книги Торы, или Пятикнижия Моисеева, — Книги Бытия (Быт 11:1-9). Притча о Вавилонском столпотворении. имеет религиозно-философский и этиологический характер и повествует о строительстве единым послепотопным человечеством (Всемирный потоп) — потомками Ноаха, или Ноя, — «города и башни высотою до небес» в долине Шинар (в русском переводе — Сеннаар), а затем о разрушении этих недостроенных «города и башни» Богом и о «смешении» языков (т. е. об установлении различий в языках, о появлении разных языков) по воле Божьей. Благодаря притче о Вавилонском столпотворении Вавилон в иудаизме и христианстве стал символом язычества и безбожия и демонического богоборчества, тщеславного Града земного, полагающего свою силу только в земном величии, которому противостоит Иерусалим как Град Небесный, полагающий свою силу в Боге и в духовности. Особое осмысление сюжет о Вавилонское столпотворение получает в Талмуде, в частности в Аггаде. Вавилонская башня прочитывается как символ бездуховности и богоборчества, а также как видимый знак абсолютной греховности «поколения Вавилонской башни», пытавшегося построить бесчеловечную (и безбожную) технократическую цивилизацию. Согласно иудейскому толкованию, это поколение и было наказано за абсолютное пренебрежение к ценности человеческой жизни (Аггада гласит: когда падал кирпич, поднимаемый машинами на огромную высоту, и разбивался, то все плакали по нему, но никто не плакал, когда падал и разбивался человек). Выражение « Вавилонское столпотворение» стало идиомой, обозначающей суетность, бессмысленность и ничтожность притязаний обезбоженного мира, человеческой гордыни, а также — на бытовом уровне — большого и бессмысленного скопления людей, суеты, толкотни, хаоса и беспорядка. Благодаря народной этимологии в русском языке В. С. ассоциируется с большой толпой («столпотворение» по созвучию связывается со словом «толпа»). Сюжет о Вавилонском столпотворении распространен в христианской иконографии — в многочисленных миниатюрах в рукописных и печатных изданиях Библии, например, в миниатюре английской рукописи 11 в., а также в мозаиках и фресках соборов и церквей (напр., мозаика собора Сан-Марко в Венеции, кон. 12 — нач. 13 в.). В европейской живописи наиболее знаменитой картиной на этот сюжет является полотно Питера Брейгеля Старшего «Вавилонское столпотворение» (1563). Сюжет о Вавилонском столпотворении получил широкое осмысление в европейской литературе — вплоть до притчи Ф. Кафки «Вавилонская башня» и романа А. Платонова «Котлован».

 

Глас вопиющего в пустыне – вызывающий недоумение, негодование, недопустимый, возмутительный.

 

Да минует меня чаша сия – судьба

 

Златой телец – деньги, богатство как предмет стремления; власть золота, денег, богатства [из библейского выражения.

 

Иудин поцелуй – поцелуй Иуды, которым он выдал Иисуса Христа.

 

Камень преткновения – помеха, затруднение, на которое наталкивается кто-нибудь в каком-нибудь деле (выражение заимствовано из Библии).

 

 

Камня на камне не оставить – все разрушить.

 

Кесарево – кесарю – «а Богу божье» – каждому свое.

 

Козел отпущения – козел отпущения, особый вид жертвоприношения у древних евреев: в день грехоотпущения отсылался в пустыню на смерть козел, на которого первосвященник символически слагал грехи народа. Отсюда в переносн. смысле «козел отпущения « – мнимый виновник.

 

Манна небесная – аналог материнского молока в иудаизме. Господь питал евреев манной, пока этот народ пребывал в младенческом состоянии. У древних евреев манна — это пища (в псалмах она называется «хлебом небесным»), которую они получали во время своего сорокалетнего путешествия по пустыне. Ниспосланная Богом после того, как люди стали роптать на Моисея, манна напоминала иней на земле, но по вкусу похожа на лепешки с медом. Происхождение «манны небесной», возможно, связано с тем, что арабы пустыни могли полакомиться сладкой корочкой с куста тамариска, которую смешивали с мукой и употребляли как лакомство, по-арабски называемой «аль-ман». Тамариск считался в Египте священным деревом, обладающим сильными оккультными свойствами. Он пользовался большим уважением у древних египтян, так как считалось, что его колючий куст вырос вокруг тела Осириса и защитил его. Правда, многие исследователи считают связь манны и тамариска весьма спорной гипотезой, не относящейся к символике манны.

В христианской культуре манна стала олицетворением Божьей благодати. Постепенно в европейской культуре этот символ приобрел несколько ироническое звучание. Бездельника, не желающего работать, упрекают: «Чего ты ждешь, манны небесной?»

 

 

Не сотвори себе кумира – Книге Исхода с традиционной иудейской разбивкой заповедей, начиная со второго стиха 20-й главы указаны 10 заповедей: «2. Да не будет у тебя других богов сверх Меня. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде под землею. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог-ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и четвертого рода, тех, которые ненавидят Меня, и творящий милость до тысячных родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, попусту, ибо не пощадит Господь того, кто произносит имя Его попусту.» Это означает, что не нужно ничему и никому поклоняться.

 

От лукавого – от дьявола. «Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от
лукавого», то есть от дьявола.

 

Смертный грех (семь грехов) – в христианстве (сформулировал в 6 в. св. Григорий Великий) — грех, влекущий за собой и другие грехи. Смертный грех: 1) гордыня, 2) скупость, 3) вожделение, 4) зависть, 5) чревоугодие и пьянство, 6) гнев, 7) лень. Иудаизм считает смертными только три греха: идолопоклонство, кровопролитие (убийство, даже по приказу и под угрозой собственной смерти) и кровосмешение (инцест).

 

Суета – сует – Всё тщетное, ничтожное, бесполезное, не представляющее истинной ценности (первонач. всё земное, в отличие от небесного, божественного; книжн. устар.). Бестолковая беготня, торопливость в чем-н. (в хлопотах, заботах, сборах, работе и т. п.).

 

Хлеб насущный – насущный, сущий, наличный; ||
церк. наступающий, грядущий, будущий, следующий. Насущный, насущий, настоящий, нынешний; || обыденный и обиходный, существенный для плотской жизни, вещественый, житейский, бытовой.

 

2. Проанализируйте причины абсурдности и неуместности комизма высказываний. Назовите логические ошибки в предложениях, возникающие в результате речевой неточности, исправьте их.

 

Студенты, прошедшие курсы по давлению и сварке, могут записаться на курсы по обработке и резке. Женщине присудили пятьдесят процентов от доходов мужа. Доставка груза производится вертолетом в следствие бездорожья. Промежуток между школой и взрослой жизнью занимает короткое время, а в памяти остается на долго. На плечи фермера ложиться ответственность за содержание и сохранность стада. На фабрику требуется два рабочих: один в цех начинки, другой в цех обертки. Премировать работников яслей за выполнение плана по уровню снижения заболеваемости детей. Прошу прописать меня без права проживания. Обещаю по этому адресу не жить.

 

3. Определить уместность использования иноязычной лексики в приводимых предложениях; произведите, где нужно, синонимические замены (воспользуйтесь «Словарем иностранных слов»).

 

1. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами, относились равнодушно к вопросам религии. 2. Ровный ряд матовых ламп тускло освещал коридор госпиталя. 3. Среди, собравшихся преобладали представители молодежи. 4. Рост экономии во многом зависит от того, насколько нормируются финансовые расходы. 5. Кардинальный путь расхождений между участниками беседы путем уступок был сведен на нет. 6. Истинным мотивом деятельности каждого человека должно быть создание долга и ответственности перед коллективом. 7. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшего развития. 8. Характеризуя роль отдельных видов искусства в жизни общества, нельзя не замечать их особенности. 9. Похожее решение было принято студентами второго курса. 10. В качестве свидетелей на суде присутствовали самые разнообразные люди. 11. Никакие доводы не действовали на упрямого спорщика, и никакие доказательства не могли его переубедить.

 

4. В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Исправьте ошибки.

 

На занятиях не было обеих сестер. Парохода ждали только четыре женщины. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать двух яслей. Насыпь возводилась с помощью двух бульдозеров. Трое работниц не смогли выйти на работу. Двое котят играли на полу. На обоих берегах раскинулись поля. На обоих берегах раскинулись поля. В обеих странах скоро будут выборы.

 

5. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия соответствия.

 

Акушерка – акушер

Банщица – банщик

Балерина –балерин

Баскетболистка – баскетболист

Гонщица – гонщик

Доярка – дояр

Массажистка – массажист

Маникюрша –

Намотчица – намотчик

Санитарка – санитар

Свинарка –

Секретарша – секретарь

Сиделка –

Солистка – солист

Стенографистка – стенографист

Телефонистка – телефонист

Ткачиха – ткач

Фельдшерица – фельдшер

 

6. Прочитайте данные словосочетания, употребив их в единственном числе. В случае сомнения в родовой принадлежности существительных проверьте себя по словарю.

 

Старинные рояли – старинная рояль

Ваши фамилии – ваша фамилия

Заказные бандероли – заказная бандероль

Наши плацкарты – наша плацкарта

Старинные банкноты – старинная банкнота

Новые расценки – новая расценка

Спелые яблоки – спелое яблоко

Большие мозоли – большая мозоль

Маленькие мыши – маленький мышонок

Кожаные туфли – кожаная туфля

Широкие проруби – широкая прорубь

Лесные просеки – лесная просека

Спелые помидоры – спелый помидор

Молодые жирафы – молодой жираф

Черные ботинки – черный ботинок

Войлочные тапки – войлочный тапок

 

7. От данных глаголов образуйте форму 2- го лица ед. ч. и мн. ч. настоящего времени

резать

режь

режьте

есть

ешь

ешьте

лечь

ложись

ложитесь

бежать

беги

бегите

взвесить

взвесь

взвесьте

ехать

езжай

езжайте

идти

иди

идите

положить

положи

положите

     
     

 

 

8. Вместо точек вставьте нужную гласную: Е или Ё

 

Афёра, опека, бытие, дебёлый, современный, одновремённо, зев, хребет, осёдлый, одноплемённый, манёвренный, гравёр, незаконнорождённый, гренадёр, безнадёжный, жёлчь, жёлчный, заворожённый, шофёр, договорённость, повремённый, принуждённый, остриё, филистёр, произведённый, привёзший, блеклый, гололедица, даренный , околесица, желоб, Киево-Печёрская лавра, одновременно

 

9. Составьте предложения, характерные для официально-делового стиля, используя следующие отыменные предлоги.

 

В целях обеспечения поставок заказанной вами продукции, необходимо оплатить транспортные услуги.

В отношении вашего запроса от 15 декабря 2007 году мы намеренны сообщить следующее.

На предмет соответствия вашей продукции установленным нормам, вам необходимо предоставить тестовый образец.

В силу вступившего соглашения между ООО «Тест» и ОАО «Арго» с 14 июня изменяются тарифы на предоставляемые нами услуги.

В части вашего предложения о сотрудничестве, наше руководство намерено провести собрание акционеров.

По линии обеспечения технического поддержки наших клиентов, нами внедрена система контроля качества.

В течение прошлого года объем поставок нашей продукции в Краснодарский край значительно увеличивался.

Во избежание высоких затрат рекомендуется провести аудит материальных запасов.

На основании приказа от 17 декабря 2007 года старший бухгалтер Иванов И.И. переведен на должность финансового директора.

В счет поставленной продукции нами предоставлены автотранспортные услуги.

В порядке взаимозачета произведен перерасчет дебиторской и кредиторской задолженностями.

 

10. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите лексические ошибки, определите характер и исправьте их.

 

1. Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о расторжении брака. 2. Споры доходили нередко до прямых обвинений во лжи. 3. Напишите свои инициалы полностью. 4. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько нормируются финансовые расходы. 5. На вверенной Вам территории необходимо еще построить баню для жителей села. 6. Сообщаем наш адрес: Москва, 123298, ул. Народного ополчения. 7. Этим письмо извещаем Вас, что вышеупомянутый документ приобщаем к делу.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->