НАЗЫВН’ЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

НАЗЫВН’ЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, или н о м и н а т и в н ы е п р е д л о ж е н и я — разновидность односоставных предложений (см. Односоставные предложения), которые обозначают наличие или отсутствие предмета или события; главным членом назывного предложения является подлежащее: «Звонок в двенадцатом часу ночи. Плюгавая, взъерошенная, на тонких кривых ножонках девица в очках.»(Ю.В.Трифонов); «Ни огня, ни черной хаты, глушь и снег…Навстречу мне только версты полосаты попадаются одне…» (А.С.Пушкин). Ср.: Сказуемостные предложения.

 

Выразительно:

 

Назывные предложения можно использовать для того, чтобы усилить выразительность текста. Прежде всего такие предложения употребляются в описании и повествовании.

 

Назывные предложения — это «свернутая» картинка, фотография, остановленный кадр фильма, они делают изложение лаконичным: «Карадаг остался позади. Лодка взяла курс на сверкающие камни: Золотые ворота!» (Г.Бочаров); «Мина на якоре- это же надо! — заворочался с новой силой боцман.» (Г.Бочаров); ср.: Лодка взяла курс на сверкающие камни, путешественники отправились к Золотым воротам, куда они так хотели попасть; Боцман постоянно думал о том, что на якоре висит мина, он никак не мог успокоиться и ворочался, не спал.

 

Если мы хотим усилить впечатление, то дадим несколько назывных предложений одно за другим — это объединит разрозненные детали описания или повествования в единое целое.

 

Назывные предложения хорошо подходят для конкретного описания или повествования:

 

1) описание человека, портрет: «.Ах, какая печальная замена Бонкура! Бонкур! Седые кудри артиста или модного ксендза, любителя дам и их любимца! Дикция и жесты трагика! Большая ловкость при этом. Этакое очаровательное плутовство, на которое даже сердиться трудно. И авторитет.»(А.В.Луначарский);

 

2) описание обстановки: «Сумрачная тишина, шелест бумаг, негромкие разговоры. Только в одном из отделов, в кредитном, я вижу молодых работников, во всех остальных — люди солидного возраста.» (А.Аграновский) — это статичное описание, здесь нет движения; хотя и называются действия, но говорящий словно находится в одном месте и смотрит в одну точку;

 

3) повествование: «Башня главного калибра. …Огромные металлические детали. Теснота. Резкие толчки. Гром. Дым. Искры. Откат-накат. Летит гильза…»(газ.); «Прогулки, чтенье, сон глубокой, лесная тень, журчанье струй, порой беглянки черноокой младой и свежий поцелуй, узде послушный конь ретивый, обед довольно прихотливый, бутылка светлого вина, уединенье, тишина: вот жизнь Онегина святая.» (А.С.Пушкин) — это динамичное изложение, даются отдельные эпизоды события (и не обязательно называется само действие, иногда обозначается только предмет, который сопровождает действие или над которым совершается действие); говорящий словно перемещается, дает развернутую панораму сменяющихся действий.

 

Назывные предложения можно также использовать в рассуждении, для описаний обобщающего характера в краткой и динамичной форме: «Вот оно как обстояло дело: спасатели, помощники! Спасатель, едва умеющий плавать, портной, едва умеющий шить, механик, едва умеющий крутить отверткой… Полупрофессионализм, полумастерство, которые обессиливают жизнь даже в ее нормальном, привычном течении…» (Г.Бочаров);

 

Назывные предложения являются также строительным материалом для различных выразительных конструкций и приемов:

 

1) антитеза (см. Антитеза): «Штиль, высокое небо и беззаботность- это путь туда. Волны, неполадки с лодкой и тяжелая борьба за жизнь пятерых детей — путь оттуда.» (Г.Бочаров);

 

2) градация (см. Градация): «А что было потом? О, потом! Целая жизнь. Миллионы жизней. Потрясения и надежды.»(Ю.В.Трифонов);

 

3) именительный темы (см. Именительный темы): «Нагромождение случайностей. Их много, они и правда поразительны. И всем ясно: не произойди главной из них — появления Шаварша, ход событий наверняка бы стал иным, многое сложилось бы по-другому.»(Г.Бочаров); «Безнарядка: взгляд с пристрастием» (заголовок).

 

Назывные предложения могут стать композиционным стержнем текста:

 

«Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века-

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.»(А.А.Блок) — кольцевая композиция, которая подчеркивает мысль поэта о круговороте жизни.


 

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->