МОДАЛЬНОСТЬ


МОДАЛЬНОСТЬ — выражение отношения говорящего к сообщаемому, которое выражается в речи с помощью особых языковых средств.

 

Модальность бывает — объективная и субъективная.

 

Объективная модальность — это оценка отношения сообщаемого к объективной действительности. Содержание высказываемого может мыслиться как реальное или нереальное, возможное или невозможное, необходимое или вероятное, желательное или нежелательное и т.д. Такая модальность выражается грамматическими и лексическими средствами (формы наклонений, модальные слова и частицы, интонация): «Слава — змея. Да не коснется никогда меня ее укус.» (В.В.Розанов) — с помощью формы наклонения (в первом предложении — изъявительное, во втором — повелительное) и интонации в первом предложении сообщается о реальном факте, а во втором — о желательном.

 

Субъективная модальность — это оценка говорящим описываемых фактов (уверенность или неуверенность, согласие или несогласие, положительная или отрицательная оценка). Такая модальность выражается лексическими и грамматическими средствами (оценочная лексика, лексические повторы, модальные слова и частицы, вводные конструкции, междометия, порядок слов, интонация), а также композиционными приемами (см. Композиция): «Он любил литературу, только ее. Самого себя — тоже только во имя ее. Воистину, он свято исполнил заветы, данные самому себе в годы юношества: «не люби, не сочувствуй, сам лишь себя обожай беспредельно» и — «поклоняйся искусству, только ему, безраздельно, бесцельно». Это бесцельное искусство было его идолом, в жертву которому он принес несколько живых людей, и, надо это признать, — самого себя. Литература ему представлялась безжалостным божеством, вечно требующим крови. Она для него олицетворялась в учебнике истории литературы. Такому научному кирпичу он способен был поклоняться, как священному камню, олицетворению Митры.» (В.Ф.Ходасевич) — в этом тексте один поэт не просто описывает другого поэта, он его оценивает со своей точки зрения; в этом фрагменте много оценочной лексики (свято исполнить заветы, во имя, безжалостное божество, бесцельное искуство, поклоняться, научный кирпич, священный камень), лексических и синтаксических повторов, вводных слов (воистину, надо это признать), в первых двух предложениях субъективная модальность выражается и синтаксическими особенностями (неполнотой и необычным порядком слов).

 

Невнимательное отношение к языковым и комопзиционным средствам, которые выражают субъективную модальность, могут привести к тому, что в тексте независимо от воли автора появится произвольная оценка описываемых фактов.


 

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->