Культура России всего двадцатого века

Культура России всего двадцатого века — неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Чем обусловлены эти сложности?
     Прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Сложность анализа культуры России в новейшее время состоит еще и в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше — веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.

Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете1. Октябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Это все необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов как в современной России, так и в России советского периода.

ИСКУССТВО ПЕРИОДА ТОТАЛИТАРИЗМА

В сфере художественного творчества новые принципы организации советского общества в условиях политической системы сталинизма отразились в формировании «творческих союзов»1. На смену многочисленным творческим группам и объединениям 20-х гг. пришли оформленные на основе демократического централизма, легкоуправляемые и контролируемые партийно-государственным аппаратом организации творческих работников. 23 апреля 1932 г. ЦК партии принял постановление «О перестройке литературно-художественных организации», которым ликвидировались все прежние объединения мастеров литературы и предписывалось провести аналогичные изменения «по линии других видов искусств». В 1932 г. были образованы Союз композиторов, Союз архитекторов и Союз художников (на республиканском уровне, на всесоюзном он был оформлен в 1957 г.), в 1934 г. — Союз писателей. Членство в союзе являлось отныне необходимой и неотъемлемой частью художественного творчества и основой материального благосостояния деятелей культуры. Отлучение же от союза превращало художника в изгоя, а его произведения становились недоступны для масс2. На первом съезде советских писателей главой Союза стал А. М. Горький, а первым секретарем правления — ответственный работник ЦК партии А. С. Щербаков. Господствующим творческим методом был провозглашен социалистический реализм, который требовал от художника не просто описывать «объективную реальность», а «правдиво и исторически конкретно изображать действительность в ее революционном развитии». Решающей в оценке значимости произведения искусства становилась его идейная направленность. И хотя теоретически метод соцреализма не исключал стилевого и жанрового многообразия, на практике утверждались определенные каноны и образцы, на которые должны были ориентироваться в своем творчестве деятели культуры.

Но даже в этих неблагоприятных для творчества условиях в 30-е гг. создаются такие значительные произведения советской литературы, как роман «Жизнь Клима Самгина», пьесы «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие» А. М. Горького, завершает свою трилогию «Хождение по мукам» А. Н. Толстой, М. А. Шолохов публикует роман-эпопею «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины». Именно в эти годы М. А. Булгаков создает свой лучший роман «Мастер и Маргарита» (впервые опубликован в СССР в 60-е гг.). Выходят в свет произведения Л. Леонова, Е. Замятина, Ф. Гладкова, В. Катаева, К. Паустовского, М. Шагинян, Ю. Тынянова, М, Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Н. Островского, А. Фадеева и многих других.

В сокровищницу мировой поэзии вошли произведения А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, А. Твардовского, Б. Пастернака.

В детской литературе успешно работали С. Маршак, К. Чуковский, А. Гайдар, Б. Житков, Л. Кассиль, А. Барто, С. Михалков, В. Бианки, Л. Пантелеев и др.

В условиях насаждения культа личности Сталина портреты и монументы вождя стали неизменными атрибутами художественного творчества. Однако и в этих условиях создавались подлинные шедевры мирового изобразительного искусства. Среди них полотна К. Петрова-Водкина, М. Грекова, Б. Иогансона, А. Дейнеки, С. Герасимова. В портретном жанре успешно работали такие выдающиеся мастера, как М. Нестеров, П. Кончаловский и П. Корин. Удивительной самобытностью отмечены произведения М. Сарьяна. Символами эпохи «победившего социализма» стали великолепные скульптуры В. Мухиной, И. Шадра, В. Андреева.

Большую лепту в развитие театрального искусства внесли в эти годы не только «канонизированные» постановки МХАТа (во главе которого стоял В. И. Немирович-Данченко) и Малого театра, но и спектакли театра В. Мейерхольда1, Камерного театра А. Таирова, Театра революции А. Попова, Ленинградского Театра комедии Н. Акимова, Развивался детский театр, и особую роль в этом сыграл созданный Н. Сац Московский театр для детей.

Важнейшим из искусств в Советском Союзе действительно становится кинематограф. В конце 20-х гг. отечественное кинопроизводство окончательно вытесняет зарубежные фильмы. Огромный вклад в развитие мирового киноискусства внесли выдающиеся советские кинодокументалисты Д. Вертов, Э. Тиссе, А. Згуриди, Э. Шуб. Первым советским звуковым игровым фильмом стала «Путевка в жизнь» режиссера Н. Экка. К числу лучших художественных лент этой эпохи принадлежат фильмы, проникнутые революционной героикой и пафосом социалистического созидания, — «Семеро смелых» и «Комсо-мольск» С. Герасимова, «Депутат Балтики» И. Хейфица и А. Зархи, трилогия о Максиме Г. Козинцева и Л. Трауберга, «Человек с ружьем» С. Юткевича, «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М. Ромма, «Чапаев» С. и Г. Васильевых. Неизменным успехом пользовались знаменитые музыкальные комедии Г. Александрова — «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» с участием замечательной актрисы Л. Орловой.
Благодаря кинематографу огромную популярность получили песни И. Дунаевского, Б. Мокроусова. Симфонические произведения создавались композиторами С. Прокофьевым, Д. Шостаковичем, А. Хачатуряном, Т. Хренниковым, Д. Кабалевским.

Волна массовых репрессий 30-х гг. унесла жизни сотен деятелей литературы и искусства1. Жертвами сталинского произвола стали О. Мандельштам, И. Бабель, Н. Клюев, С. Клычков, П. Васильев, В. Наседкин, В. Мейерхольд, изощренной травле подвергались М. Булгаков, Е. Замятин, Б. Пастернак, Д. Шостакович, А. Лентулов, Д. Штеренберг и многие другие.

Главным в духовной жизни советского общества 30-х гг. являлось создание удушающей для свободного творчества, но насущно необходимой для государства «победившего социализма» атмосферы идейного единомыслия, устремленности в «светлое будущее», жизнеутверждающей «духоподъемности», пропаганда патриотизма и готовности к самопожертвованию во имя социалистической Родины.

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО В ГОДЫ ВОЙНЫ

Делу спасения Отечества целиком и полностью посвятило себя советское искусство1. Необыкновенного звучания в этот период достигли советская поэзия и песня. Подлинным гимном народной войны стала песня В. Лебедева — Кумача и А. Александрова «Священная война». Большой популярностью пользовались песни композиторов А. Александрова, В. Соловьева-Седого, М, Блантера, А. Новикова, Б. Мокроусова, М. Фрадкина, Т. Хренникова и других. Одним из ведущих жанров литературы стала боевая лирическая песня. «Землянка», «Вечер на рейде», «Соловьи», «Темная ночь» — эти песни вошли в золотую сокровищницу советской песенной классики.

В годы войны было создано одно из самых великих музыкальных произведений XX века — 7-я симфония Д. Шостаковича, посвященная героическим защитникам Ленинграда. В свое время Л. Бетховен любил повторять мысль о том, что музыка должна высекать огонь из мужественного человеческого сердца. Именно эти мысли были воплощены Д. Шостаковичем в своем самом значительном сочинении.
      Д. Шостакович начал писать 7-ю симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал свою работу в осажденном фашистами Ленинграде. На оригинале партитуры симфонии видны пометки композитора «ВТ» -означающие «воздушная тревога». Когда она наступала, Д. Шостакович прерывал работу над симфонией и шел сбрасывать зажигательные бомбы с крыши консерватории.
     Первые три части симфонии были закончены к концу сентября 1941 года, когда Ленинград уже был окружен и подвергался жестокому артиллерийскому обстрелу и воздушным бомбардировкам. Победный финал симфонии был завершен в декабре, когда фашистские орды стояли на подступах к Москве. «Моему родному городу Ленинграду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию» — таким был эпиграф к этому произведению.

1942 году симфония была исполнена в США и в других странах антифашистской коалиции. Музыкальное искусство всего мира не знает другого такого сочинения, которое получило бы столь могучий общественный резонанс.

   В годы войны советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. В начальный период войны были опубликованы быстро ставшие популярными пьесы Л. Леонова «Нашествие», К. Симонова «Русские люди», А. Корнейчука «Фронт».
     Появились и такие известные и любимые многими и сегодня произведения отечественной литературы как главы романа М. Шолохова «Они сражались за Родину», «Наука ненависти», повесть В. Василевской «Радуга». Сталинградской битве посвящены повести К. Симонова «Дни и ночи» и В. Гроссмана «Направление главного удара». О героизме тружеников тыла рассказывалось в произведениях М.С. Шагинян и Ф.В. Гладкова. Во время войны были опубликованы первые главы романа А. Фадеева «Молодая гвардия». Публицистика тех лет представлена статьями К. Симонова, И. Эренбурга.

В форме клятвы, плача, проклятья, прямого призыва создавалась военная лирика М. Исаковского, С. Щипачева, А. Твардовского, А. Ахматовой, А. Суркова, Н. Тихонова, О. Берггольц, Б. Пастернака, М. Светлова, К. Симонова. Так, образы защитников Ленинграда создали О. Берггольц в «Ленинградской поэме» и В. Инбер в поэме «Пулковский меридиан». Огромной популярностью пользовались поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин», поэма М. И. Алигер «Зоя».

Более тысячи писателей и поэтов в рядах действующей армии работали военными корреспондентами. Десять писателей были удостоены звания Героя Советского Союза: Муса Джалиль, П.П. Вершигора, А. Гайдар, А. Сурков, Е. Петров, А. Бек, К. Симонов, М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов.

Приход к власти в ряде стран фашизма и начало Великой Отечественной войны возродили русскую патриотическую тему в кинематографе («Александр Невский», «Суворов», «Кутузов»). На базе эвакуированных киностудий «Ленфильм» и «Мосфильм» в Алма-Ате была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОКС). В эти годы на киностудии работали кинорежиссеры: С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, братья Васильевы, Ф. Эрмлер, И. Пырьев, Г. Рошаль. Около 80% всех отечественных художественных фильмов в годы войны было поставлено на этой киностудии. Всего за годы войны было создано 34 полнометражные картины и почти 500 киножурналов. Среди них «Секретарь райкома» И.А. Пырьева, «Нашествие» А. Роома, «Радуга» М.С. Донского, «Два бойца» Л.Д. Лукова, «Она защищает Родину» Ф.М. Эрмлера, документальная картина «Разгром немецких войск, под Москвой» Л. Варламова и И. Копалина. На передовой линии фронта и в партизанских отрядах находилось более 150 кинооператоров.

Для культурного обслуживания фронта создавались фронтовые бригады артистов, писателей, художников и фронтовые театры (к 1944 года их было 25). Первым из них был театр «Искра» из актеров театра им. Ленинского Комсомола — добровольцев народного ополчения, затем были организованы фронтовые филиалы Малого театра, Театра им. Е. Вахтангова и комсомольский театр ГИТИСа. За годы войны в составе таких бригад на фронтах побывали более 40 тысяч работников искусства. Среди них были корифеи русской сцены И.М. Москвин, А. К. Тарасова, Н.К. Черкасов, М.И. Царев, А.А. Яблочкина и другие.

Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова, И. Козловского, С. Лемешева и многих других.

Скульптурным символом военных лет и памятью павшим войнам стала 13 -метровая статуя советского воина-освободителя с девочкой на руках и опущенным мечом, водруженная после войны в Берлине в Трептов-парке (скульптор Е.В. Вучетич).

Война, героизм советских людей отражены в полотнах художников А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя», С.В.Герасимова «Мать партизана», картине А.А. Пластова «Фашист пролетел» и других.
     

 

ИСКУССТВО СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

В основе политики в области культуры в СССР в этот период лежали догматические представления о роли творческой интеллигенции, которая должна своими произведениями мобилизовывать советский народ на трудовые подвиги в условиях восстановления народного хозяйства, разрушенного войной1. Все деятели советской культуры должны были вносить свой вклад в создание атмосферы жизнеутверждающего подъема, рисуя лишь положительные стороны жизни советского общества. В среде советской интеллигенции, считавшей, что после великой Победы возврат к довоенному курсу идеологического диктата невозможен, крушение этих иллюзий вызвало разочарование. Началом кампании по борьбе с «искажениями» линии партии в области культуры стали постановления ЦК ВКП(б): от 14 августа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград» и от 4 сентября 1946 г. «О кинофильме «Большая жизнь», а также постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению».

Эти партийные директивы дали сигнал к широкомасштабной публичной травле многих выдающихся писателей и поэтов2: А. Ахматовой, М. Зощенко, Э. Казакевича, Ю. Германа; в безыдейности и аполитичности обвинялись такие талантливые деятели советского кинематографа, как Л. Луков, С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, Г. Козинцев.

Советская литература не могла выходить за рамки современных или исторических, а чаще — историко-революционных тем. Даже тема войны после выхода в свет романа А. Фадеева «Молодая гвардия», провозглашенного образцовым, считалась исчерпанной. И если в первые послевоенные годы правдивые и талантливые книги о войне еще выходили и даже получали положительную оценку, как, например повесть писателя-фронтовика В. Некрасова «В окопах Сталинграда», то по мере усиления идеологического диктата тема войны, лишений военных лет, нелегкого ратного труда, фронтовых и тыловых будней исчезала со страниц книг и журналов, поскольку она отвлекала советских людей от задач дня, вызывала трагические воспоминания. Предпочтение отдавалось «праздничной», бесконфликтной и бесцветной литературе. Лучшие произведения тех лет «Русский лес» Л. Леонова, «Первые радости» и «Необыкновенное лето» К. Федина, «Времена года» В. Пановой, «Открытая книга» В. Каверина отражают общее состояние литературного процесса тех лет, в котором нет места новаторскому поиску, довлеет идеологическая схема, отсутствует жанровое и стилистическое многообразие.

В искусстве доминировала парадность, образцом становились «высокие идеалы патриотизма», взятые из истории страны. На сценах театров и в кино создавалась некая параллельная реальность, не имевшая ничего общего с буднями советских людей, с окружавшей их жизнью. Самыми яркими примерами таких «советских сказок» являются музыкальные комедии «Кубанские казаки» И. Пырьева (1950), «Весна» Г. Александрова (1947).Крайне тяжелое положение сложилось в музыкальном и театральном искусстве После выхода в свет постановления ЦК партии от 10 февраля 1948 г. «Об упаднических явлениях в советской музыке» началась кампания борьбы с «формализмом», жертвами которой стали талантливые композиторы В. Мурадели, обвиненный в разжигании национальной розни в опере «Великая дружба», а также Д. Шостакович, С. Прокофьев, Н. Мясковский, А. Хачатурян, В. Шебалин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСКУССТВО В ПЕРИОД «ОТТЕПЕЛИ». «ВЕЛИКОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ»

Период в отечественной истории, тесно связанный с именем Н. С. Хрущева, зачастую называют «великим десятилетием». Проводившиеся в эти годы преобразования, которые охватывали не только сферы политики и экономики, но и культуру, науку, образование и другие области духовной жизни общества, были, хотя и многочисленны, но непоследовательны, а зачастую и непродуманны. Однако значение этой эпохи, особенно в области культурного развития страны, выходит далеко за рамки реформаторской деятельности. Наиболее емким и образным определением этого периода стало название небольшого романа И. Эренбурга «Оттепель», вышедшего в свет в 1954 г.
Самым значительным событием, радикально повлиявшим на общественное сознание, явилось изменение в идеологии, вызванное критикой сталинизма. В годы «оттепели» сформировалось целое поколение советской интеллигенции, воспитанное в духе критики «деформаций социализма», неразрывно связанных с именем Сталина. Позднее представителей этой части либеральной интеллигенции назвали «шестидесятниками».

В сфере культуры наиболее отчетливо проявились свойственные этому времени противоречия, когда идеологические послабления сменялись грубым администрированием, когда партийные руководители откровенно вторгались в процесс художественного творчества и научные поиски1. Временная либерализация курса партии и государства в области культуры постепенно сменялась все более жесткой политикой в отношении научной и творческой интеллигенции и к концу десятилетия фактически была свернута.

Идейный кризис советского общества после смерти «вождя народов» особенно ярко проявился в сфере литературного творчества. В художественной форме можно было затрагивать те острые жизненно важные проблемы, которые нельзя было обсуждать прямо и открыто в силу цензурных запретов и ограничений. Началом переосмысления основ художественного творчества явилась статья литературного критика В. Померанцева «Об искренности в литературе», опубликованная в журнале «Новый мир» в декабре 1953 г. За этим последовали публикации В. Овечкина, Ф. Абрамова, В. Пановой, Ф. Панферова и др. В своих произведениях эти авторы отошли от традиционной для сталинской эпохи трактовки «революционного созидания» и лакировочной сглаженности в описании жизни советских людей1. Эта линия «Нового мира» встретила резкий отпор со стороны партийного руководства. Главный редактор журнала А. Т. Твардовский в июне 1954 г. был отстранен от работы. Только после XX съезда КПСС «оттепель» в художественном творчестве обрела подлинно общественное звучание.

Появились новые художественные журналы — «Москва», «Нева», «Наш современник», «Дружба народов», «Юность» и др. На их страницах стали печататься произведения, описывающие жизнь такой, какая она есть, без парадности и надуманного героизма, наполненной заботами и радостями простых людей. Всего в конце 50-х гг. в СССР издавалось 28 литературно-художественных журналов и 7 альманахов. В этот же период по инициативе руководства КПСС активизировалась деятельность творческих союзов писателей, был создан Союз художников. С их помощью идеологи партии рассчитывали сохранить господствующее влияние идеологии марксизма в среде творческой интеллигенции и обеспечить контроль над литературно-художественными процессами, корректируя их развитие в соответствии с жесткими канонами метода социалистического реализма.

К концу 50-х гг. в среде творческой интеллигенции четко оформилось два центра противостояния: либеральный, возникший вокруг журнала «Новый мир» (в 1958 г. главным редактором вновь стал Твардовский), и консервативный, просталинистский, сплотившийся вокруг журнала «Октябрь», главным редактором которого был писатель-публицист В. А. Кочетов. В романе Кочетова «Братья Ершовы» (1958) в форме памфлета были даны портреты известных всей стране представителей реформаторского крыла отечественной литературы. Наиболее значительными произведениями периода «оттепели», помимо известной повести И. Эренбурга, давшей название всей эпохе, стали романы В. Дудинцева, Д. Гранина, А. Яшина, повести А. Гладилина, В. Семина, пьесы В. Пановой, В. Розова, Л. Зорина. Публикации этих авторов (как правило, в журнальных вариантах) вызывали бурные дискуссии широкой читательской аудитории. Новые методы художественного освоения действительности, используемые в творчестве этой плеяды литераторов, довольно слабо соответствовали схемам социалистического реализма, что неизбежно вызывало негативную реакцию официальных властей. Массовый интерес, особенно в молодежной среде, вызывала поэзия. Благодаря процессу политической реабилитации у советских читателей появилась возможность открыть для себя творчество А. Ахматовой, М. Цветаевой, С. Есенина, О. Мандельштама и многих других поэтов, запрещенных в 30-е гг. Особенностью «оттепели» стало появление так называемой «эстрадной» поэзии.

Значительных успехов в период «оттепели» достиг советский кинематограф. Лучшие советские фильмы тех лет получили достойное признание многомиллионной зрительской аудитории как у нас в стране, так и за ее рубежами. Премий международных кинофестивалей были удостоены фильмы, посвященные теме Великой Отечественной войны: «Летят журавли» (режиссер М. Калатозов, 1957), «Баллада о солдате» (режиссер Г. Чухрай, 1959), «Судьба человека» (режиссер С. Бондарчук, 1959).

Политика руководства, страны в области культуры в хрущевскую эпоху отличалась постоянной противоречивостью и двойственностью. Поощрение художественного творчества сочеталось с диктатом и ужесточением цензуры1.

Несмотря на огромные изменения, происшедшие в стране в сфере науки и культуры, расширение международных культурных связей и большую открытость советского общества по сравнению с тремя десятилетиями сталинского правления, для руководства партии и государства по-прежнему основополагающим оставалось представление о том, что культура и наука должны обслуживать интересы политики, исходя из задач коммунистической пропаганды. Любое иное понимание свободы творчества, выходившее за рамки социалистического реализма, тотчас же объявлялось «буржуазным влиянием Запада».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО В ПЕРИОД «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА»

Развитие советской культуры и искусства в период с 1965 по 1985 г. также отражало двойственность политической и социальной ситуации в стране. Наряду с поворотом партийно-государственного руководства к политике неосталинизма в обществе сохранялся потенциал творческой энергии, сформированный в период «оттепели»1. Культура в СССР стала намного более открытой в отношении восприятия культурных достижений других стран и народов. В отечественной литературе и искусстве создавались подлинные шедевры художественного творчества, имевшие мировое значение. Кроме того, именно в сфере художественного освоения действительности формировалась духовная оппозиция закостенелой партийно-бюрократической системе2. Фактически культура и искусство в СССР существовали как бы на двух уровнях — официальном, признанном руководством страны, и неофициальном. Уже в 1966 г. Л. И. Брежнев выступил против проявления в культуре двух крайностей — «очернительства» и «лакировки действительности». Но именно последнее — лакировка жизни в СССР стала официально поддерживаемой линией в развитии литературы и искусства. В художественных произведениях этого периода отчетливо возобладал отход от анализа наиболее острых проблем современности, трактовка прошлого советского общества как неизменно успешное продвижение вперед, «от победы к победе», хотя и с трудностями, но всегда преодолеваемыми. В литературе и кинематографе стали создаваться многотомные и многосерийные эпопеи. Такими «масштабными» произведениями были роман «Сибирь» Г. Маркова, киноэпопеи о Великой Отечественной войне «Освобождение» и «Солдаты свободы» Ю. Озерова. Руководство страны приветствовало также разработку писателями и драматургами так называемой «производственной» тематики, где герой — новатор производства открыто вступает в конфликт с косностью и бюрократизмом чиновников. Эту тему талантливо раскрывал в своем творчестве А. Гельман. Театральные постановки и экранизация его произведений имели большой успех («Премия», «Протокол одного заседания» и др.).

Популярностью и признанием публики пользовались пьесы на историко-революционные темы («Синие кони на красной траве», «Так победим!» М. Шатрова и др.), призывавшие вернуться к подлинным истокам ленинизма. Для регулирования «поступательного» развития художественного творчества широко практиковались чисто административные методы: художественные советы и комитеты, введение «госзаказа на производство» книг, фильмов, пьес, картин и т. д. Осуществлялось даже некое планирование художественного творчества, приуроченное к очередным юбилейным событиям и празднествам, широко отмечаемым в стране.

Вместе с тем ярким явлением в сфере литературы этого времени стали произведения так называемых «деревенщиков» — писателей В. Белова, Ф. Абрамова, В. Астафьева, П. Проскурина, Б. Можаева и др. В их творчестве правдиво отразилась горькая судьба крестьянства, сумевшего сохранить, несмотря на все невзгоды и испытания, верность нравственным традициям и силу народного духа. Особая роль в разработке этой непростой темы принадлежала талантливому писателю, актеру и режиссеру В. Шукшину. Военной поре были посвящены правдивые книги Ю. Бондарева, В. Быкова, Б. Васильева и др. Большой резонанс в обществе вызывали произведения Ю. Трифонова, в которых нашли выражение трагизм существования, духовная разобщенность и даже нравственная несостоятельность городской интеллигенции.
В условиях жесткого цензурного контроля над печатью литература оказывалась наиболее зависимой от прихотей властей сферой художественного творчества. На этом фоне, как ни парадоксально, театр и кино, имевшие значительно меньшую аудиторию, играли роль своеобразного клапана для выхода критического напряжения, накапливавшегося в среде оппозиционной интеллигенции.
Наряду с «официальным» творчеством продолжали появляться произведения литературы, музыкального искусства, живописи, скульптуры и т. д., ставшие достойным вкладом в сокровищницу мировой культуры. Среди писателей этого периода можно отметить творчество А. Солженицына, В. Аксенова, А. Битова, . Искандера, В. Войновича, поэтов — И. Бродского, А. Галича, В. Высоцкого, художников — О. Целкова, М. Шемякина, скульпторов — В. Сидура, Э. Неизвестного, композиторов — А. Шнитке, Э. Артемьева, Э. Денисова, кинорежиссеров — А. Тарковского, К. Муратову, А. Германа, Т. Абуладзе, О. Иоселиани, С. Параджанова, а также многих других. Их судьба складывалась по-разному, но подавляющее большинство этих выдающихся деятелей культуры оказались в вынужденной или добровольной эмиграции, их произведения становились запрещенными в Советском Союзе; но имели огромный успех на Западе.

В 70-е годы выделились два пласта в художественной культуре — официальный и неофициальный, то есть поддержанная и поощряемая государством культура и не признанная им. И тот, и другой пласты включали как высокохудожественные образцы, так и слабые произведения. В самиздате ходили не только произведения Бродского и Набокова, но и низкопробные детективы. И наоборот, официальная культура не исчерпывалась только произведениями с ярко выраженной идеологической направленностью.

Узкие рамки официально дозволенных идей, тем и форм не могли вместить все многообразие творческих возможностей. Избавление общества от страха, охватившего общество во время культа личности, и появление технических возможностей распространения привели к расширению неофициальной культуры. Своеобразным феноменом неофициальной культуры стали «кухонные» диспуты московской интеллигенции, а также возобновление споров западников и славянофилов.

 

 

 

 

 

 

ИСКУССТВО ВРЕМЕН «ПЕРЕСТРОЙКИ»

Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С.Горбачевым в 1985 году имело большие последствия для всех отраслей культуры. В ходе «перестройки» (1985 — 1991 годы) развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом. Исчез монолит «советской культуры», искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь стала несравненно сложнее, разнообразнее, многовариантнее1.

Перестройка как процесс трансформации советского общества теснейшим образом связана с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнем идеологической перенастройки общества.

Решающее значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития. Были смягчены или частично пересмотрены постулаты официальной идеологии. Классовый подход с его идейной непримиримостью постепенно вытеснялся идеей приоритета общечеловеческих ценностей и «социалистического плюрализма» мнений. Однако разрешенный сверху плюрализм мнений очень быстро вышел за рамки социалистического.

Для «перестройки» характерны идейные разногласия и политическое размежевание художественной интеллигенции, что раскололо некогда единые творческие союзы. Из парадных казенных мероприятий съезды творческой интеллигенции превратились в дискуссии. Появлялись новые группировки, хотя их организационное оформление сдерживалось трудностью раздела собственности, принадлежавшей союзам.

В области литературы и искусства в период перестройки произошли принципиальные изменения. С одной стороны, писатели, художники, артисты, режиссеры и другие представители творческих профессий были полностью избавлены от идеологической опеки КПСС и административной цензуры. Однако с другой стороны, они постепенно оказывались вынуждены подчиняться законам рынка. На первое место вышли в конце 80-х гг. проблемы финансирования искусства и творчества. Профессиональный уровень большинства фильмов, спектаклей, развлекательных эстрадных программ заметно снизился. Роль и влияние телевидения и видеопродукции, активно приспосабливавшихся к рыночным отношениям и легко «перестраивавшихся» под вкусы потребителей, значительно возросли. Электронные СМИ и бульварная литература составили конкуренцию серьезным произведениям художественного творчества, а дешевые поделки западной масскультуры постепенно подменили в восприятии значительной части общества подлинные образцы искусства, которые довольно быстро стали и вовсе недоступны для большинства публики. Происходило заметное снижение общекультурного уровня советского общества.

Перестройка в кино, начавшаяся с выхода на экран ранее запрещенных фильмов («Агония» Э. Климова, «Комиссар» А- Аскольдова, картины К. Муратовой, А. Са-курова и др.), была отмечена интенсивными творческими поисками отечественных кинема-тографистов.

Заметным явлением стала кинопублицистика и документальное кино. «Больше света» М. Бабака, «Власть соловецкая» М. Голдовской, «Так жить нельзя» С. Говорухина явились подлинными событиями в политической жизни страны. Огромный. общественный резонанс вызвало появление на советских экранах фильма Т. Абуладзе «Покаяние» (1987). Но постепенно в кинематографе проявились те же тенденции, что и в других сферах отечественной культуры. Так, вышедшие, наконец, на широкий экран фильмы великих мастеров мирового кинематографа — А. Тарковского, Ф. Феллини, И. Бергмана и др. — уже не вызвали такого зрительского интереса, как раньше, уступая пальму первенства по посещаемости западным боевикам, комедиям и фильмам ужасов. Кроме того, кинотеатры не смогли конкурировать по разнообразию репертуара с видеосалонами, получившими большое распространение с конца 80-х гг. Создатели фильмов столкнулись с острой проблемой отсутствия финансирования.
Коренным образом изменилась ситуация по отношению к Русской православной церкви. Переломом в отношении советского государства к церкви стал также 1988 г., когда Русская православная церковь официально отмечала 1000-летие принята христианства на Руси. По всей стране стали возрождаться храмы и монастыри, закрытые еще в первые годы советской власти. Были сняты запреты на отправление религиозных культов и обрядов, на распространение религиозной литературы и религиозного обучения. Помимо христианства обрели свободу и другие традиционные мировые конфессии, прежде всего мусульманство и иудаизм. В то же время политика открытости в религиозной сфере привела к тому, что в СССР устремились сотни проповедников самого разного толка, и в том числе представляющие серьезную опасность для общества. Началось также массовое распространение и увлечение астрологией, магией, экстрасенсорикой.
Таким образом, в годы перестройки советское общество вступило в эпоху серьезной трансформации всей системы культурно-нравственных установок, ценностных и мировоззренческих ориентиров, которая продолжается до настоящего времени и по своим масштабам может иметь непредсказуемые последствия для дальнейшего развития нашего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Советский период это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и всей отечественной культуры1. С позиции сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный анализ истории культуры СССР — явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная — это примитивная культура тоталитаризма, то положительная — это культура единения и развития советского народа и государства.

XX век дал Отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в XX веке в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции.

Культура советского периода — сложное и неоднозначное явление. Ее нельзя показывать только как процесс бездумного воспевания коммунизма и руководящей роли Коммунистической партии1. Духовная культура советского периода — это и «официально» признанная культура, и культура, находившаяся как бы «в тени», это культура диссидентства, наконец, это культура русского зарубежья.

Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. И в таком ключе ее и необходимо анализировать.

Культура России новейшего времени — сложнейшее и неоднозначное явление. С одной стороны, она всегда определяла тенденции социокультурного процесса в мире, с другой стороны, оказывалась под влиянием западной культуры в широком смысле этого слова.

Отечественная культура в эпоху новейшего времени прошла несколько наиболее существенных этапов: досоветский (до 1917 года); советский (до 1985 года) и современный этап демократических преобразований. На всех этих этапах проявилась большая роль государства в развитии культуры, относительная пассивность населения, большой разрыв между культурой масс и ее наиболее выдающихся представителей.

Вступив на путь капиталистического развития позднее ведущих стран Запада, Россия в пореформенные годы сумела добиться многого в области экономики. В духовном же отношении Россия на рубеже XIX-XX веков дала мировой культуре целый ряд выдающихся достижений. Противоречивый характер развития культуры в советский период привел к накоплению многочисленных противоречий, разрешение которых еще не завершено.

Направленность развития культуры в будущем будет определяться многими факторами, прежде всего освобождением от внешней зависимости, учетом самобытности России и опытом ее исторического развития. На рубеже тысячелетий Россия вновь оказалась на перепутье. Но как бы ни сложилась ее судьба, русская культура остается главным богатством страны и залогом единства нации.

На рубеже тысячелетий человечеству брошен вызов в виде глобальных проблем, перед лицом которых ему предстоит выступать в качестве единого субъекта, принимающего осознанные и согласованные решения. В этом созидании общечеловеческого единства решающая роль принадлежит взаимообогащающему диалогу различных культур, мировому культурному процессу.

Русская культура издавна играла важную роль в этом процессе. У России особая цивилизующая и организующая функция в мировом социокультурном пространстве. Русская культура доказала свою жизнеспособность, подтвердила, что развитие демократии, нравственное очищение невозможны без сохранения и приумножения накопленного культурного потенциала. Россия — страна великой литературы и искусства, смелой науки и признанной системы образования, идеальных устремлений к общечеловеческим ценностям, не может не быть одним из самых активных созидателей культуры мира.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX — нач. XX века -М., 2000.
  2. Белова Т. Культура и власть. — М, 1991.
  3. Восленский М.С. Номенклатура: Господствующий класс Советского Союза.- М.,1991.
  4. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. — М., 1990.
  5. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. — М., 1994.
  6. Киселев Г.С. Трагедия общества и человека. Попытка осмысления опыта советской истории. — М., 1992.
  7. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. — М., 1997.
  8. Культура: теории и проблемы. — М., 1995.
  9. Культурология. Под ред. Г.В.Драча. — Ростов-на-Дону, 2000.
  10. Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России. — М., 1992.
  11. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — М., 1994.
  12. Сидоров Е.Ю. Культура мира и культура России// Полис,1998. №5, -С.106-113.
  13. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. — М., 1999.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->