Эдгар Аллан По

Столетие со дня рождения Эдгара Аллана По совпало со временем упадка русского символизма, и если бы литературная репутация Эдгара По была связана с этим направлением, она без сомнений полностью бы сошла на нет. Символистическая печать, кстати говоря, почти никак не отметила его юбилей. Правда, другие издания («Вестник знания», «Исторический вестник») уделили знаменательному событию несколько больше внимания. Воздавая вкладу американского писателя в литературу, авторы с уважением перечисляли различные стороны его таланта: «Жюль Верн, Г. Уэллс, Конан Дойль, французские поэты-модернисты, Л. Андреев, В. Брюсов – все эти, казалось бы, ничего общего неимеющие представители литературных течений, исходили из одного корня в лице Эдгара По, знакомство с которым многое объясняет в современной литературе». Так постепенно образ Э. По в сознании массового читателя стал обретать черты писателя классика, но, самой лучшей иллюстрацией того факта, что положение Э.По в России осталось прочным и неизменным могут служить замечания М. Кузьмина в его статье «Заметки о прозе», в которой автор настаивал на том, что каждый писатель обязан – какими бы необычными ни были сюжет и материал его произведений соблюдать законы гармонии и архитектоники, в связи с этим он писал: «Наиболее причудливые, смутные и мрачные вымыслы Эдгара По (…) нам особенно дороги именно потому, что они облечены в кристальную форму» – это была действительно сильная сторона американского писателя, которая не пройдет незамеченной ни читателем, ни критиками.

В литературных кругах его стали вспоминать с ненаблюдавшейся прежде непредвзятостью и серьезностью суждений. Переводы К. Бальмонта и М.Энгельгардта по-прежнему издавались и переиздавались. За переводы и критику брались уже серьезные писатели и литературоведы. Примером тому может служить появившаяся в 1912 году в журнале «Аполлон» рецензия В. Пяста на V том сочинений Эдгара По в переводах К. Бальмонта, отличавшаяся от предыдущих филологическим подходом. В Пяст привлекает последние научные работы по творчеству американского писателя, что подтверждает впечатление — Эдгар По теперь произведен в классики, и о нем неуместно говорить в эмоциональных тонах, как это делалось раньше. Неослабляющий интерес к Э.По и его творчеству проявляли и другие писатели, творившие в постсимволистский период. Одним из них был А. Блок. О все возрастающем авторитете американского писателя в глазах А. Блока упоминалось выше. Пик его интереса каким бы он ни был – по-видимому приходиться на 1911/12 г.г. и возможно был связан с восхищением, которое Э. По и все его творчество вызвали у Пяста и их общего друга, профессора Е. Аничкова. В дневнике А. Блока за эти годы встречаются ссылки на статью –– возможно отклик на проект издания, а также на работу В. Пяста, посвященную Э.По, есть даже намек на то, что Блок был намерен написать что-то свое. В целом, можно сказать, что А. Блок присоединился к существующим на то время оценкам творчества американского писателя, в особенности к тем, что давали В. Пяст и Е. Аничков и вместе с большей частью своих современников А. Блок видел в Эдгаре По сплав высокой поэзии и декадентства, а также признавал его огромное литературное влияние на мировую литературу. Более последовательными и систематичными были высказывания другого русского писателя В. Брюсова. Его статья «Эдгар По», включенная в третий том «Истории западной литературы» (1914 г.), представляет собой весьма основательный анализ всего творчества американского писателя, его заслуга в том, что он проследил связь Э.По с европейским романтизмом и показал, что то всецело принадлежит своему времени. Его замечания об особенностях языка Э.По – наиболее обоснованные из всех прозвучавших до того в России. Но наибольший интерес представляют собой те страницы, где Брюсов анализирует природу таланта По, уделяя особое внимание сильным его сторонам и внутренними противоречиями. Чтобы правильно оценить Эдгара По, говорит Брюсов, необходимо понять какие цели ставил себе писатель. Внимание Э.По было устремлено не на внешние события в жизни, а скорее на загадку человеческого духа. Вдохновленный верой в то, что человеку в конечном итоге подвластно все, Э.По, по мнению Брюсова, быстро дошел до пределов познанного человечеством, а затем пустился дальше – в область чудесного. Однако, при всей фантастичности последовавших из этого результатов, его рассказы подчинены строгой логике. Высочайшая оригинальность Э.По, в понимании В.Брюсова – в использовании им «законов чудесного», а лучшим примером этому является любимый рассказ самого писателя – «Лигейя». Главная же черта, присущая всем произведениям Э.По, считает Брюсов – неутомимая жажда познания и готовность следовать любым путем, который может привести к открытию тайн человеческой души.

Теперь, когда По перестал уже быть неотъемлемой собственностью символистов, а стал признанным зачинателем многих других направлений жанра детектива, научной фантастики, остается взглянуть какая роль отводилась теперь столь важной доселе «Легенде о По». То обилие и разнообразие легенд о личности, жизни и творчестве По, возникших во второй половине XIX – начале ХХ века, объясняется тем, что биографы и критики владели недостоверной информацией. Они опирались главным образом на многочисленные воспоминания, написанные современниками писателя несколько десятилетий после его смерти и нетвердая память, по-видимому, сплошь и рядом подводила их. Они охотно вспоминали о том, чему не были свидетелями и под видом личного опыта пересказывали всевозможные слухи и сплетни. Многочисленные документы, переписка Эдгара По, его друзей, родных, личных и деловых знакомых были разбросаны по государственным и частным архивам, по университетским библиотекам и музеям. Использование всех этих материалов биографами и исследователями творчества Э.По носило, как правило, случайный характер. Отсюда, легкость возникновения легенд и трудность их опровержения. Так, в частности, на материале работ были написаны наиболее известные в России начале ХХ в. биографии Э.А. По – «Гений открытия» К. Бальмонта, «Эдгар По. Его жизнь и произведения» и «Эдгар По» В.Брюсова, которые также как и сами источники полны разного рода библиографических неточностей и ошибок.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->