БЛАГОЗВУЧИЕ РЕЧИ

  БЛАГОЗВУЧИЕ РЕЧИ, устн. — одно из основных качеств хорошей речи (прежде всего звучащей), такое ее построение, когда она является приятной для слуха (акустическое благозвучие) и удобной для произношения (артикуляционное благозвучие).

      
 

     Правильно:

     
 

     Благозвучие прежде всего относится к звукам речи. Основные требования к звукам речи:

     
 

     1) естественное, а потому совершенное с точки зрения говорящих на данном языке сочетание
гласных и согласных звуков в потоке речи. Наилучшее звучание русской речи достигается, если:

     
 

     а) гласные и согласные звуки в потоке речи чередуются; сочетания гласных звуков почти не используются, сочетания согласных звуков состоят из двух (реже — из трех) элементов;

     
 

     б) сочетания согласных звуков, если они встречаются, строятся по принципу восходящей звучности: скажем, шумный -> сонорный, но не наоборот; ср. г+р — благозвучно: грустный,
грубый, но р+г — неблагозвучно: кочерг; имеет также значение, какое место занимают в слове сочетания согласных: обычные в начале или середине слова сочетания согласных могут быть неблагозвучными в конце слова; скажем, глушь, круглый — благозвучно, но кругл — неблагозвучно; чтение -благозвучно, но мечт — неблагозвучно;

     
 

     2) эстетическая красота звуков с точки зрения говорящих на данном языке. Эстетическая оценка звуков речи имеет национальный характер; скажем, для русского человека некрасивыми, неблагозвучными кажутся свистящие и шипящие звуки [с], [з], [ш], [ш’]. Неблагозвучными для нас будут слова тащащийся, скрежещущий. Красивые по звучанию звуки для нас — это гласные, сонорные звуки и шумные звонкие (не щелевые). Ср. правку А.М.Горького: фразу «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, охватывавшее всю его душу и немного очищавшее ее от житейской скверны» он исправляет так: «…теплое чувство, охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны.» Часть некрасивых шипящих звуков исключается там, где это возможно, из предложения;

     
 

     3) частотность звуков: если в одном предложении часто повторяются (без особого стилистического задания) согласные или такие гласные, как [у] или [ы], благозвучие речи снижается.

     
 

Благозвучие речи относится не только к звукам речи, но и к слогу, с которым связано словесное ударение (см. Ударение в 1-м значении). С чередованием ударных и безударных слогов связано преобладание в тексте коротких или длинных слов. От того, какие слова преобладают в речи, зависит ее благозвучие. Речь будет благозвучна, если в ней многосложные слова чередуются с одно-двусложными. Тогда ударные слоги располагаются не подряд и не слишком далеко друг от друга. Для русского языка средняя длина слова — 3 слога. Это не значит, что нужно отбирать только трехсложные слова, однако необходимо добиваться такого сочетания слов, при котором сохраняется естественное чередование ударных и безударных слогов. В научном и деловом тексте многосложные слова допускаются больше, чем в других текстах.

     
 

     Наконец, благозвучие относится к мелодическому рисунку речи, который называется интонацией (см. Интонация). Интонация — это перемена высоты звучания: когда мы говорим, наш голос то поднимается вверх, то опускается вниз. Благозвучие предполагает разнообразие высоты произносимых звуков в пределах одной фразы, а также использование разнообразных мелодических рисунков. С помощью интонации мы создаем общий мелодический склад речи, подобный песенному, только смена высоты звучания в речи происходит быстрее и на более низком уровне.

     
 

     Неправильно:

     
 

     Основные ошибки, которые нарушают благозвучие речи:

     
 

     1) неблагозвучная сочетаемость звуков: отмщены, мерзкий, нивхский;
зная ее
еле-еле; «Безответственное отношение
к
хранению товаров мешает предотвращению растрат и хищений.»(газ.) -> благозвучно: «Бесхозяйственное хранение товаров создает благодатную почву для хищений и растрат.» Особенно часто неблагозвучные сочетания возникают на стыке двух соседних слов: «…услышу лишь странный ответ.»(соч.). Такое неблагозвучие нетрудно исключить заменой одного из слов: «…услышу только странный ответ.»;

     
 

     2) излишнее использование некрасивых звуков: » Глубоко
чувствующая, остающаяся актрисой и после прощания
со сценой героиня Мартины Ле Паж живет в
сфере духа, чуждого мелочным заботам повседневности, тогда как Полинетт Катрины Каде вся устремлена к благам земным, ощутимым и реальным.(газ.); «Угрожающий холодный свет зловеще освещал кипящие воронки бурлящей воды» (газ.) -> благозвучно: «Зловещий холодный свет бросал отблески на воронки, в которых, казалось, кипела вода.»;

     
 

     3) неоправданное повторение одного и того же звука (одних и тех же звуков): «Они
выставили на
выставке свои работы.»(ритор.); «В два
часа
часовые сменились» (газ.); «Первый
раунд их
рандеву был почти
равным.»(газ.); «Максим Грек переводил
максимально точно.»(соч.); «Распутывая таинственные и запутанные дела, он путешествует по стране, останавливается в богатых, фешенебельных гостиницах, обедает в дорогих ресторанах.» (соч.). Иногда в прозаическом тексте такое повторение звуков создает неуместную рифму : «После экспедиции
по традиции
состоится отчет любителей подводного спорта.»(газ.); «Когда мы отошли от села километров на пять, стало чуть-чуть рассветать.»(соч.);

     
 

4) неудачное чередование ударных и безударных слогов, когда рядом оказывается много ударных или, наоборот, безударных слогов. Трудно читать фразы «дом пуст«, «карандаш там«, между словами здесь обязательно необходима пауза. Или : «Читать подобные истории
вряд ли бы кто
захотел.» (соч.) — несколько ударных слогов следуют один за другим, и это создает ничем не оправданную «рубленую» фразу (см. Рубленая фраза). Если же в речи слишком много длинных слов и ударные слоги далеко отстоят друг от друга, речь становится вялой, монотонной : «…продукция, представленная
американской школой-студией МХАТ вполне бы украсила афишу («продукция» театра, т.е. «спектакль» вряд ли может «украсить афишу».- Н.М.) «Подиума«.»(газ.);

     
 

     5) монотонная интонация, речь на одной неизменной высоте звука или незначительное изменение высоты на протяжении одной фразы, а также назойливое повторение одного и того же мелодического рисунка.

     
 

     Неблагозвучная речь отвлекает внимание слушателя или читателя от смысла высказывания, мешает полно и точно понять текст.

     
 

     Выразительно:

     
 

     Но возможно отступление от отмеченных правил благозвучной речи с особым стилистическим заданием, что может усилить выразительность речи — и не только устной, но и письменной (см. Звукопись).

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->