ПОНЯТИЕ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА.ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ЧАСТНОГО ПРАВА

Значение римского частного права для современной юриспруденции объясняется его двойственной природой. С одной стороны, римское частное право — продукт эпохи рабовладельческого общества (нормы направлены на защиту интересов рабовладельцев). С другой стороны, римское частное право конструировалось как абстрактное право (т.е. оно подходило для регулирования любого имущественного оборота, основанного на праве частной собственности) Значение римского частного права:

1. для практического применения

2. для юридического образования

3. общекультурное значение

1. Существуют государства, где при решении гражданских исков можно ссылаться на источники римского частного права. Например, Южно-Африканская республика (ЮАР). Но и в ЮАР римское право — источник 4-ого уровня (его можно применять, только если есть пробел в трех первых источниках). Это прямое применение норм римского права. Существует также косвенное применение норм. Когда перед судьей возникает необходимость толкования закона (в случае пробела в действующем законодательстве), он может применить формулу, изложенную в римском частном праве,
без ссылки на это.

2. Курс римского частного права обязателен для любого университета страны с романо-германской правовой системой (ведущие университеты Италии, Германии). В странах с англосаксонской правовой системой (Великобритания, США) курс факультативен (но в Оксфорде и Кембридже — обязателен). Такое внимание римскому праву уделяется в силу того, что по юридической технике превзойти римское частное право весьма сложно.

Римские юристы делили права своей страны на две большие области: публичное (ius publicum) и частное (ius privatum). Критерием такого деления, по мнению римского юриста Ульпиана, являлся характер интересов, защищаемых правом: нормы публичного права защищали интересы государства, нормы частного права – интересы частных лиц.

Римское частное право определяло правовое положение субъектов в имущественных отношениях и устанавливало возможность субъектов совершать сделки имущественного характера. Частное право регулировало брачно-семейные отношения (порядок заключения и расторжения брака, личные неимущественные и имущественные отношения между мужем и женой, родителями и детьми, положение главы семьи); отношения, связанные с собственностью и другими правами на вещи (владение, право на чужую вещь); обязательственные права; наследственные отношения и вопросы защиты частных прав.
Периодизация истории частного права. Становление и развитие частного права происходило одновременно с развитием Римского государства. Однако право, как часть надстройки, несколько отставало в своем развитии от становления государственности. И это легко заметить, если проследить историю развития Римского государства.

Тысячелетняя история Рима подразделяется на три периода. Первый – царский. Он продолжался с 753 по 509 г. до н. э. (здесь 753 г. до н. э. – образование г. Рима, 509 г. до н. э. – изгнание из Рима последнего царя – Тарквиния Гордого). В отмеченный период начала складываться социальная структура рабовладельческого общества и зачатки государственного аппарата. Второй период – республика. Хронологические рамки этого периода: 509 – 22 гг. до н. э. В это время в Риме сложились античное рабство и республиканские учреждения: народные собрания, сенат, магистратура. Рим превратился в самую крупную рабовладельческую державу древнего мира. В 27 г. до н. э. Власть в Риме перешла в руки Октавиана, принявшего имя Августа («возвеличенного божеством»). С его именем связан переход от республики к империи. Период империи являлся последним в истории Римского рабовладельческого государства. Первым этапом этого периода был принципат, вторым – доминат. Принципат, взявший начало с правления Октавиана, закончился в 284 г. (приход к власти в Риме императора Диоклетиана).

Доминат прекратил существование в 476 г., когда Западная Римская империя прекратила свое существование.

Первый период истории римского права называется древнейшим. Хронологические рамки этого периода – от реформ Сервия Туллия (VI в. до н. э.) до первой Пунической войны (середина III в. до н. э.). Древнейшее право этого периода (квиритское, цивильное) соответствовало ранней ступени государственности, а поэтому было неразвито, характеризовалось архаичностью, замкнутостью и т. п.

Второй период истории римского частного права – классический. Он начался с середины III в. до н. э. И закончился в конце III в. н. э. (начало правления Диоклетиана). Этот период характеризовался господством преторского права, расцветом римской юриспруденции. Именно в конце этого периода римское частное право достигло своего совершенства.

В третьем периоде истории римского частного права – постклас-сическом (конец III в. – VI в. н. э.) – были исчерпаны творческие потенции римского права. Стирание граней между отдельными ветвями римского права позволило осуществить систематизацию права. Полная систематизация римского права была проведена в Восточной Римской империи (Византии) в VI в.

 

 

 

 

 

2. СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

2.1. Система частного права

 

Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время. Первую составляли нормы квиритского (цивильного) права (ius Quiritium), формирование и развитие которого приходится на VI в. – середину III в. до н. э. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами – римскими гражданами.

Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитые торгово-денежные отношения. Жизнь настоятельно требовала привести старые нормы в соответствие с новыми условиями и потребностями общества. Вот почему рядом с квиритским правом появилось преторское право (ius Praetorium), как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдик-тов.

В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали шаг. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Представляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавали новые формы права.

Нормы преторского права, так же как и нормы квиритского права, регулировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлись принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве (ius naturale). В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности.

Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для совершения сделок с участием иностранцев. В республиканский период в силу этого появилась еще одна система частного права – «право народов» (ius gentium). Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и некоторых других государств.

В отличие от квиритского и преторского права нормы «права народов» регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Это право по сравнению с римским правом древнейшего периода отличалось простотой, отсутствием формальностей и гибкостью.

Исканное римское частное право и «право народов» длительное время дополняли друг друга. При этом существенным было влияние «права народов» на квиритское право, и последнее стало терять свои специфические черты. Постепенно происходило сближение всех трех систем права. Если в начале III в. н. э. Еще сохранялись некоторые различия между ними, то уже к середине IV в. все три системы образовали единое римское частное право.

 

2.2. Источники римского частного права

 

Термин «источник права» кажется не используется ни в Институциях, ни в Дигестах. Но историк, Тит Ливий, употребляет его и, возможно, этим начинается жизнь данной правовой категории: «Законы XII таблиц являются источником всего публичного и частное права (fons omnis publici privatique iuris)».

Для современной юриспруденции понимание этого термина в разных его значениях: в материальном и формально-юридическом составляет существенную часть юридического образования. Различие этих значений есть отличие содержания права от формы познания действующего права.

Источник содержания правовой нормы по-разному определяется в зависимости от мировоззренческой позиции. Так, марксистское представление об этом предмете состоит в том, что содержание права определяется материальными (социально-экономическими) условиями жизни данного общества. Эти объективные условия являются главным фактором, формирующим волю господствующего класса, каковая выступает в виде действующего права.

Для Э. Канта источником права выступает категорический императив; для Фомы Аквинского — воля Бога. Главным источником мусульманского права признается Коран — совокупность правил, сообщенных Аллахом Мохаммеду. Для древних израильтян — это запись на скрижалях повелений Иеговы, сообщенных Моисею на горе Хорив; для современных — Тора (переработанное и дополненное в средние века законодательство Моисея).

То есть, когда мы говорим об источнике содержания права, мы обозначаем нечто, из чего происходит право, что формирует сущность правового повеления.

Но чаще всего нас интересует — из чего мы получаем знание о действующем праве. В таком случае мы говорим об источнике как о форме права, как о способе объективизации права. Иными словами, используем термин источник права в значении формально-юридическом, в отличие от первого значения — источник права в материальном смысле.

В Институциях (I.Кн.1.II.3) содержится описание системы источников римского права в формально-юридическом значении этого термина: «Состоит же наше право или из права писаного, или неписаного, как у греков: одни законы у них записаны, другие не записаны. Писаное право состоит из законов, решений плебса, решений сената, постановлений императоров, эдиктов должностных лиц и из ответов юристов».

Общая концепция римской правовой культуры предусматривала, что требования права определяются, во-первых, собственными для данного народа установлениями, или правом гражданским (или цивильным — jus civile, от civitas — горожане, граждане, или квиритским — от самоназвания римлян — квириты) в широком смысле, во-вторых — согласованностью с естественным разумом общежития, единообщим для всех народов, .или правом общенародным (jus gentium). Если первое считается главным источником политических и семейных установлений, то вторым «введены почти все договоры», оно служит основой для организации коммерции, оборота и т.д. Собственное данного народа право может состоять из писаного права и из неписаного: к последнему преимущественно относится обычай. Естественное право считается неизменным, ибо оно установлено Божественным провидением, выражает непреходящую общность условий общежития. В отличие от него право гражданское, или установленное народом, может изменяться «или безмолвным согласием народа, или другим позднейшим законом». Это писаное и изменяемое право и может считаться источником норм права в собственном смысле. Внутреннее подразделение, принятое в римской юриспруденции, отражало далее уже различия по форме образования этих норм: законы и постановления римского народа, определений Сената, указы должностных лиц, постановления государя, ответы или консультации правоведов.

Определяя источники права как способ, форму образования норм права, можно назвать следующие источники римского права: обычное право, законы народного собрания, постановления сената, императорские конституции, эдикты магистратов и деятельность юристов. Источники древнейшего периода. Самым древним источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев. Обычаи, или правила поведения, сложившиеся исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени, были распространены еще до образования государства. Однако их соблюдение не связывалось с государственным принуждением. Лишь с появлением государства эти правила поведения санкционируются государством, и их исполнение стало поддерживаться принудительной силой государственных органов. Нормы обычного права длительное время регулировали различные стороны общественных отношений. Даже после появления писаных источников права обычаи длительное время дополняли их.

Наряду с обычным правом уже в древнейший период появились законы (leges), как вторая форма источников права. Первыми законами были законодательные акты, принимавшиеся в республиканский период народными собраниями и утверждавшиеся сенатом. В 451 – 450 гг. до н. э. Была сделана запись обычаев, получившая название законов XII таблиц. В 326 г. до н. э. Был принят закон Петелия, отменивший долговое рабство и убийство должника за неуплату долга. Позднее был принят еще ряд законов.

Наибольшее значение для развития частного права имели эдикты магистратов, и в первую очередь преторов и курульных эдилов. Эдикты – обязательные правила, которые разрабатывались и устанавливались магистратами при вступлении в должность. В этих правилах магистраты излагали годовую программу своей судебной деятельности. Например, претор приказывал, в каких случаях он мог предоставить иск, а когда отказать в предоставлении его. Эдикт был действителен в течение года. По истечении этого срока вступал в силу эдикт вновь избранного магистрата. Однако новый магистрат, как правило, брал из программы своего предшественника удачные формулировки, приобретавшие из года в год устойчивую форму. Так магистраты создавали правовые нормы, которые приобретали общеобязательное значение.

 

2.3. Источники классического периода

 

В период поздней республики в связи с падением роли народных собраний утратили свое значение и законы, принимаемые народными собраниями. Законодательные полномочия перешли к сенату. Уже в начале I в. н. э. Акты сената (сенатусконсульты) стали основной формой закона. Правда, сенат был лишен законодательной инициативы, и постановлениями, принимаемые этим органом, исходили от императора – принцепса и закрепляли его волю.

По мере укрепления императорской власти принимали силу закона распоряжения императора, или конституции (constitutiones). В начале III в. римский юрист Ульпиан подчеркивал: «То, что угодно принцепсу, имеет силу закона. То, что император постановил, несомненно, является законом».

Императорские конституции были четырех видов:

1) эдикты – общие распоряжения императора, обращенные ко всему населению Рима;

2) мандаты – инструкции, адресуемые должностным лицам (императорским чиновникам, правителям провинций и др.);

3) декреты – решения по судебным делам, которые рассматривались императором;

4) рескрипты – императорские распоряжения по отдельным вопросам, с которыми к нему обращались римские граждане и магистраты.

Особую роль играли декреты и рескрипты, поскольку они толковали нормы права.

В эпоху принципата одновременно с усилением власти прицепсов и возрастанием их законодательных полномочий стала терять значение деятельность преторов. Этому в немалой степени способствовало и то, что уже сформировались основные типы исков и способы защиты права.

Преторский эдикт не нуждался в дальнейшей разработке, он приобрел застывшую форму. В первой половине II в. по указанию императора был составлен окончательный текст преторского эдикта.

Самостоятельной формой правообразования в классический пери-од являлась деятельность юристов. Юристы вырабатывали формулы для юридических действий, давали консультации частным лицам по юридическим вопросам и по ведению дел в судах. Осуществляя консультационную деятельность, они решали казусы и восполняли пробелы в праве. Юридические решения конкретных вопросов приобретали обязательное значение и стали распространяться на аналогичные ситуации. Существенное влияние на развитие права оказала деятельность таких юристов, как Лабеон, Капитон, Юлиан, Цельзы (отец и сын), Помпоний и др. В конце II — начале III в. римская юриспруденция достигла своей вершины. Фактически частное право в этот период получило свою законченную форму. В большой степени существенная развитость структуры и институтов права, высокий уровень техники выражения правовых норм и обоснованность правовых решений, точность формулировок и лаконичность — результат правотворчества юристов классического периода.

 

2.3. Источники постклассического периода

 

В период домината распоряжения императора стали играть роль важнейшего источника права. Законодательная власть императора рассматривалась уже как проявление божественной власти самого императора. Выраженная в законе воля первого лица в государстве тем самым приобрела безусловную направленность.

Сенат с конца III в. потерял свои законодательные полномочия. Еще раньше, с середины III в. утратила свое значение как источник права деятельности юристов. Последние не создавали уже правовых конструкций и превратились в чиновников, исполнявших волю императора. В 426 г. был принят закон, согласно которому обязательную силу по вопросам права имели лишь сочинения пяти юристов: Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана и Модестина.
В условиях кризиса и разложения рабовладельческого общества к концу III в. приостановилось развитие частного права. В результате стирания границ между цивильным и преторским правом, с одной сто-роны, и «правом народов» – с другой, образования единой системой права были созданы условия для систематизации римского права. Первая систематизация была проведена частными лицами. В конце III в. вышли два кодекса – Гермогениана и Грегориана. В 438 г. была проведена первая официальная систематизация, был издан кодекс Феодосия. В период с 528 по 534 г. группа юристов под руководством Трибониани провела огромную кодификационную работу и создала три крупных сборника права (Институции, Дигесты и Кодекс), включавших несколько десятков книг. После этих кодификационных работ император Юстиниан издал ряд законов, получивших название «Новеллы» (т. е. новых законов). В XII в. полная кодификация Институций, Дигест и Новелл получила название «Свод гражданского права» (Corpus juris Civilis).

Институции были составлены в 533 г. на основе подобных сборников юристов, прежде всего юристов, прежде всего Гая. Институции имели силу закона, на них могли ссылаться судьи при вынесении решений. Одновременно они являлись элементарным учебником права. В Институциях они являлись элементарным учебником права. В Институциях излагались основные положения о лицах, вещах и юридических действиях. Источник состоял из четырех книг, разделенных на титулы, титулы впоследствии были разделены на параграфы. Книга первая была посвящена праву в целом, правовому положению лиц семейному праву — вещам и вещному праву, третья – наследованию, договорам и обязательствам, четвертая – деликтам и искам.

Дигесты (пандекты) были составлены в 530 – 533 гг. Это были выдержки из сочинений 40 юристов. Одну треть всего объема Дигест составляли извлечения из сочинений Ульпиана, одну шестую — из сочинений Павла.
Дигесты были разделены на пятьдесят книг, книги состояли из титулов, титулы – из фрагментов. Позднее ряд фрагментов был разделен на параграфы. Дигесты регулировали широкий круг общественных отношений.

Кодекс – собрание императорских конституций – был составлен в 529 г. (последняя редакция – 534 г.). Кодекс состоял из двенадцати книг, разделенных на титулы. Титулы объединяли императорские конституции, расположенные в хронологическом порядке. Распоряжения, включенные в каждый титул, были пронумерованы; длинные распоряжения разделены на параграфы. Книги 1, 9 – 12 были посвящены различным вопросам публичного права (церковного, административного, уголовного), книги 2 – 8 – частному праву.
Новеллы (кодификации Юстиниана) были составлены в 535 – 555 гг. и представляли распоряжения Юстиниана.

Эти распоряжения не были сведены в официальный сборник. Имелось несколько сборников, составленных частными лицами. Наиболее крупный из них включал 168 новелл, 153 из которых принадлежали Юстиниану. Конституции Юстиниана касались различных вопросов публичного и частного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Римское право складывалось в обстановке острой социальной борьбы, в которой приходилось от многого отказываться, сохраняя самое лучшее. Это и сформировало такие его черты, как строгость, жесткость правовой регламентации, рационализм и житейская мудрость. Подобные качества предопределили становление строгой юридической системы, связанной широкими принципами, объединяющими правовые нормы. Высказывается мнение, что римлянам с самого начала удалось выделить субстанцию права из сферы чувств, и, подчинив ее расчету, создать из права независимый от изменчивых субъективно-нравственных взглядов внешний организм.

Особенностью римского права является его приспособленность к мировому обороту, так как Рим активно поддерживал торгово-экономические и политические отношения с соседними странами. Это способствовало разработке абстрактных фундаментальных юридических конструкций в сфере частного права. Таким образом, римское право прошло строгую техническую школу.

Подготовка юристов без изучения римского гражданского права, давно ставшего по сути языком общения юристов разных стран, позволяющим воспринимать и профессионально оценивать конкретные законодательные решения различных правовых систем невозможна. Разумеется, современное частное право ушло далеко вперед в регламентации сложнейшей сферы имущественных отношений, особенно торгового (коммерческого) оборота. Однако и многие новейшие юридические конструкции как из кирпичиков складываются из основных, элементарных понятий и категорий, разработанных именно в римском праве.

Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и древнем мире в целом.

Оно отличается прежде всего необыкновенно широким охватом самых разнообразных жизненных отношений и ситуаций. Особенно тщательно были разработаны в римском праве различные способы защиты интересов частных собственников, а также многообразных участников имущественного оборота. Именно римляне, опираясь на весь предшествующий мировой опыт, в том числе и стран Востока, впервые сделали индивидуальную частную собственность, а также другие имущественные права и интересы предметом искусного и весьма совершенного юридического регулирования. На базе римского права, отличавшегося большой разработанностью своих форм, сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации. Одним из элементов этой правовой культуры была римская юриспруденция, которая положила начало как самостоятельной науке о праве, так и профессиональному юридическому образованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения. М., 2003.
  2. Дождев Д.В. Римское частное право. М., 2004.
  3. Иоффе О.С., Мусин В.А. Основы римского гражданского права, Л., 1974.
  4. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М., 1978.
  5. Новицкий И.Б. Римское право. М., 2004.
  6. Новицкий И.Б. Римское частное право. М., 2003.
  7. Омельченко О.А. Основы римского права. М., 2003.
  8. Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. М., 1956.
  9. Савельев. В.А. Римское частное право. М., 200.
  10. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского. М., 2000.
  11. Черниловский З.М. Лекции по римскому частному праву. М., 1999.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->