САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СОЗНАНИЕ САМОСТИ

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что самооценка является важным регулятором поведения человека. От самооценки во многом зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам как в учебном процессе, так и в других сферах взаимодействия с окружающими. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшую социализацию его личности.

Внутренний мир личности, ее самосознание всегда были в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру, издавна был предметом особого внимания. Самосознание отличает личность от других психических индивидов. Обращенность на себя, способность сознавать себя возникает у человека во взаимодействии с другим человеком, культурой, обществом.

Первоначально вопрос о «Я» соотносился, главным образом, с познанием человеком самого себя как существа мыслящего — в этом смысле и надо понимать слова Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую». Но потом стало ясно, что человеческое «Я» гораздо глубже, оно не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав «Я» все входит
самое дорогое для человека, расставаясь с чем он как бы утрату частицу самого себя. Возможно, из этого интереса и возникла психология как наука.

«Есть только одна и только одна вещь во вселенной, о которой мы больше» чем могли бы узнать в результате наблюдения извне, — К.С. Льюис. — Эта вещь — мы сами. У нас есть, так сказать, внутренняя информация; мы в курсе дела». Поведение человека всегда, или иначе, сочетается с его представлением о себе (образ «Я») и с каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания адекватных самооценок, структуры и функций образа «Я» представляет не теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности».

Проблема самосознания в отечественной психологии рассматривается сквозь призму двух позиций. С одной стороны, анализируется вопрос о развитии и становлении самосознания в контексте более общей проблемы личности. С другой стороны, раскрываются более специальной вопросы, прежде всего раскрывающие особенности самооценки и ее с оценками окружающих. Кроме психологических, существует немало и собственно философских исследований, в которых проанализированы проблемы, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием.

Несмотря на то, что понятия образа «Я» и самосознания являются одними из центральных в практике психотерапии и психологического консультирования, А.Н.Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности», расценивал ее в целом как нерешенную» «ускальзывающую от научно-психологического анализа»1.

В психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину2):

  • сознание отличия себя от остального мира;
  • сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
  • сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
  • социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятие человека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенка целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает

Существует и противоположная точка зрения (Л. Л. Рубинштейн1) согласно которой самосознание — высший вид сознания, возникший как результат развития сознания. Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает « ходе развития сознания личности.

Третье направление психологической науки исходит из того, что осознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловленно. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущении — о самом себе. В онтогенезе самосознания можно вьщелить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В. П. Зинченко2). Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания — левым полушарием.

Критерии самосознания: 1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); 2) осознание своей активности — «Я, управляю собой»; 3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»); 4) моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта.

Проблема самосознания человека чрезвычайно сложна. Каждый человек имеет множество образов своего «Я», существующих на разных днях развития, в разных ракурсах: каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент; каким он мыслит идеал своего «Я»; каким это «Я» станет, если все задуманное сбудется; как это «Я» выглядит в глазах других людей и т.д. Будучи субъектом познания, человек вместе тем выступает и как объект для самого себя. Что такое самосознание? В психологической науке принято следующее определение: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный образ «Я»1. Образ «Я» — это не просто представление или понятие личности о кой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому, как и в любой установке, в образе «Я» можно выделить три компонента:

  1. познавательный (или когнитивный) — знание себя, самосознание;
  2. эмоционально-оценочный — ценностное отношение к себе;
  3. поведенческий
    — особенности регуляции собственного поведения.

    Образ «Я» — не статическое, а чрезвычайно динамическое образование личности. Образ «Я» может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в психологии как «реальное «Я». Это «Я» все время меняется: «Я» до соревнования и после соревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» является «идеальным Я» субъекта, то есть каким он бы должен был стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет стать в будущем. Возможно еще существование и «фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму своих желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я» сопровождается словами: «Если бы», то есть каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.

    Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из них преобладает над другими, то это может отразиться на его личности. Так, если преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе не сопровождается поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, то происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека. Мальчик, которого все обижают, может в своих мечтах быть сильным и наказывать своих обидчиков. Но если эти мечты не подкрепляются занятиями спортом, то это, в конце концов может его жестоко травмировать, ввиду очередного несовпадения желаемого и действительного.

    Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

    При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосознания. «Личностное Я» — это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

    Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постольку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

    В структуре самосознания можно выделить: 1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»); 2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»); 3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»); 4) эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя:

  • самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
  • самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К. Юнгом1 и основана на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Юнг выделяет два уровня ее самоотображения. Первый — субъект всей человеческой психики — «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы, и поэтому есть как бы тотальная личность. Второй уровень — форма проявления «самости» на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное «Я».

Когда человек думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом и объектом. Несмотря на идентичность «Я»-субъекта и «Я»-объекта, все же необходимо их различать — принято называть первую сторону личности «Я», а вторую — «самостью». Различие между «Я» и самостью относительно «Я» является наблюдающим началом, самость — наблюдаемым. «Я» современного человека научилось наблюдать за его самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Однако «Я» может наблюдать и за своей склонностью наблюдать — и в этом случае то, что сначала было «Я», становится самостью. Гуманистические психологи рассматривают самость как целенаправленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

Мерилом для человека в его отношении к себе являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

непосредственно-чувственный уровень — самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности;

  • целостно-образный, личностный уровень — осознание себя
    как деятельного начала, проявляется как самопереживание,
    самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я»;
  • рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень — осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;
  • целенаправленно-деятельный уровень — своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.

Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности: уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия).

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

1) отношение к себе;

2) отношение к другим людям;

3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным: 1) эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то — хорошие люди»); 2) гругшоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»); 3) просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»); 4) эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в отношении к другому человеку»).

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироваться, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо: осмелиться полностью погрузиться во что-либо без остатка, забыв свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчивость, и переживать это нечто без самокритики; решаться делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявляться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовывать свои возможности полностью в каждый данный момент.

 

 

 

 

 

2. САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ

 

Таким образом, самосознание выражает сознавание своих способностей, мотивов, переживаний, мыслей и включает оценку своих субъективных ресурсов, возможностей, позволяя планировать собственные действия и поступки. Благодаря самосознанию человек может выделять себя и собственную жизнедеятельность. Самосознание включает также самоотношение. Как показано в работах Р.С. Пантилеева, самоотношение предполагает наличие таких составляющих, как самоуважение, самоценность, самоприятие, самоинтерес. Самооценки также является одной из составных частей. Самооценка представляет оценку личностью самой себя, своих возможностей, статуса среди других людей. Самооценка выступает в ходе самопознания и как процесс самооценивания. Она регулирует поведение в социуме, постановку целей и уровень притязаний. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность по отношению к себе. Оценка результатов деятельности также рассматривается человеком сквозь призму сложившейся самооценки. Самооценка влияет на эффективность деятельности, связана с ходом становления личности. Она опосредствует оценку собственного успеха и неуспеха и оценку достижения целей определенного уровня, что составляет основу уровня притязаний.

Самооценка выполняет регулятивную и защитную функции, выражает уровень удовлетворенности собой, самоуважения. Защитная функция самооценки состоит в создании чувства стабильности и автономности. За счет искажения результатов деятельности самооценка способна усиливать или, наоборот, ослаблять желание человека.

Общая самооценка личности складывается из частных, парциальных оценок себя, отдельных сторон, поступков, образуя сложную систему. Эта сложная интегрированная общая самооценка отражает уровень самоуважения, приятия или неприятия своей личности.

Самооценка характеризуется по уровню как высокая, средняя или низкая. Существуют также разные уровни осознания самооценки, но все же она не всегда осознанна. Когда возможно выделить осознанную оценку своих результатов и при этом еще и объективную успешность деятельности, то говорят об адекватной и неадекватной самооценке. Существует также конфликтная и бесконфликтная самооценка, различающиеся по внутренней структуре. Устойчивая общая позитивная оценка и парциальная негативная оценка обусловливают толчок к парциальному развитию в той деятельности, которую человек оценивает как неудавшуюся.

Дифференцированные частные самооценки дают условие для коррекции поведения личности с учетом задач адаптации в группе. Гибкая самооценка, учитывающая новые условия, ситуации, смены критериев оценки, дает толчок для развития и продуктивности деятельности. Отрицательно влияет на деятельность, адаптацию в новых условиях чрезмерно ригидная самооценка, а также колеблющаяся, неустойчивая самооценка. Колебания в самооценке обусловливают желание понять себя, но способны вызывать страдания и ограничивать развитие. Неустойчивая и конфликтная самооценка возрастает в критические периоды развития, например в подростковом возрасте.

Самооценка обусловлена высказыванием оценок окружающими людьми, оценкой результатов собственной деятельности, а также реальным и идеальным образом Я, их связями.

Человек сохраняет сложившуюся самооценку, часто не учитывает новые условия. Это выражается в неадекватности, дискомфорте успеха.

 

Самооценка связана с уверенностью в себе. Уверенность в себе выступает в форме переживания человеком своих возможностей, их оценки как соответствующих тем задачам, которые стоят в жизни, которые человек ставит перед собой сам. Уверенность в себе связана с самооценкой человека в деятельности при ее соответствии его возможностям выполнения. Если самооценка ниже возможностей, то это обусловливает неуверенность в себе. Уверенность в себе выступает ситуативно как переживание, но также и как особенность личности.

Уверенность в себе имеет значение для развития способностей и эмоциональной сферы личности. Неуверенность в себе способна тормозить развитие личности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний — это желаемый уровень самооценки личности. Уровнем притязаний обычно называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Уровень притязаний изучался в школе немецкого ученого К.Левина. Ф.Хоппе изучал влияние успеха и неуспеха в деятельности в лабораторных условиях на изменение уровня притязаний в дальнейших задачах. На уровень притязаний влияет не сам факт успеха или неуспеха, но переживание личностью результата деятельности, ее оценка ситуации и своих возможных действий.

Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний

Успех

Самооценка =     ——

Притязания

Поэтому стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. С одной стороны, можно стремиться повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой стороны — снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.

Поведение людей, стремящихся к достижению успеха и избеганию неудачи, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются во что бы то ни стало добиться успеха. Для этого они активно включаются в деятельность, выбирают соответствующие средства и действия, с тем чтобы кратчайшим путем достигнуть своей цели.

Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избегание неудачи. Их цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Для таких людей характерна неуверенность в себе, неверие в возможность добиться успеха, боязнь критики. Любая работа, и особенно такая, которая чревата возможностью неудачи, у них вызывает отрицательные эмоциональные переживания. Соответственно, они не испытывают удовольствия от деятельности, тяготятся и избегают ее. В результате они обычно оказываются не победителями, а побежденными. Поэтому нередко таких людей называют «неудачниками».

Еще одной важной психологической особенностью, влияющей на достижение успеха человеком, являются требования, предъявляемые им кому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Большое влияние на достижение успеха оказывает также представление человека о присущих ему способностях, необходимых для решавши задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи в деятельности меньше чем те, кто считает, что соответствующие способности у развиты слабо.

Психологи установили, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачи целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Однако в целом для людей характерно некоторое завышение своих способностей, приписывание себе уникальности, непохожести на других.

Исследование уровня притязаний личности не только со стороны его действенности, но и по содержанию позволяет лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное воздействие, формирующее позитивные качества личности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Самосознание личности – осознание и оценка человеком своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения. Оно свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, общих интересов и идеалов. Именно в самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и общественных событий. К тому же оно тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретического мышления. А поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, то самосознание по самому существу носит общественный характер.

Одним из элементов самосознания является самооценка личности — эмоционально насыщенная оценка человеком самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков. Она выступает важным регулятором поведения и определяет взаимоотношения человека с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний и целями, которые человек перед собой ставит. Адекватная самооценка позволяет ему правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает ее мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию. Вследствие этого личностная самооценка оказывает существенное влияние на направленность и содержание самовоспитания человека.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов. -М.: Гардарики, 2003.
  2. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2.
  3. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1987.
  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования личности. М., 1986.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
  7. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1996.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->