ПСИХОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА: ГРАНИ СООТНОШЕНИЯ. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Термин «культура» (от лат. cultura — возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного. В современной научной литературе встречается более 250 определений культуры.

Личность — это совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность этих качеств составляет ее первое свойство. Другим свойством является активная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира. И, наконец, третье свойство заключается в устойчивости, что позволяет прогнозировать поведение личности, т.е. действия, выражающие ее субъективную реакцию на ситуацию и окружающих. Поведение людей определяется эмоциональными и рациональными факторами, внутренними склонностями и внешней обстановкой, вкусами, взглядами, мотивацией.

Черты личности формируются под влиянием природных свойств: физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п.

Психологическая культура личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов поведения и управления ими. Она выражается, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития.

Актуальность темы исследования определяется следующим. В настоящее время остается проблемой определение понятия «психологическая культура» личности, выделение ее параметров, уровней. Отметим, что термин «психологическая культура» не попал ни в один из отечественных психологических словарей. В справочной литературе представлены определения отдельных ее составляющих (коммуникативной культуры, культуры поведения, культуры мышления). В специальной литературе встречаются определения как общей, так и профессиональной психологической культуры. Характеристику общей психологической культуры дает О.И. Мотков: «Психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений… Развитая психологическая культура включает: систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков; достаточно высокий уровень обычного и делового общения; хорошую психологическую саморегуляцию; творческий подход к делу; умение познавать и реалистически оценивать свою личность»1.

Н.Н. Обозов в понятие «психологическая культура» включает три компонента: 1) понимание и знание себя и других людей, 2) адекватная самооценка и оценка других людей, 3) саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений с другими людьми2.

Отметим, что перечисленные характеристики психологической культуры описывают, на наш взгляд, не все ее составляющие (например, не включены такие ее компоненты как образы, представления, символы, отношения и т.д.).

Цель работы – выявить особенности и сущность психологической культуры.

Задачи исследования:

– проанализировать грани соотношения психологии и культуры;

– раскрыть понятие психологической культуры;

– охарактеризовать основные компоненты психологической культуры.

Культура общества как целое складывается из «высокой» культуры, культуры «рыночной» — массовой (поп-культуры) и народной, «низовой» культуры.

 Психология в XX в. перестала быть научной экзотикой и превратилась в «нормальную» науку, стала равноправной в ряду других, не менее уважаемых областей человеческого знания: физики, химии, биологии, лингвистики и т. д. Психологическая практика превратилась в самостоятельную сферу человеческой деятельности и приносит специалистам, которые решают психологическими методами проблемы людей, регулярный (хотя и не очень большой) доход. Следовательно, психологическое знание практично, операционально, а психологическая деятельность эффективна — приносит реальную пользу людям. Наконец, психология превратилась в существенную часть нашей повседневной жизни.

Известно, что культура — понятие сложное, многоаспектное и междисциплинарное. Есть множество его толкований. По мнению В.П. Зинченко, «лучшим из них остается классическое, квазиформальное определение Э. Тайлора: «культура слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых др. способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»1. Эту же мысль высказывает Ю.М. Лотман: «Культура всегда связана с прошлым опытом, всегда подразумевает некоторую непрерывность нравственно-интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества»2 . В этом смысле, утверждает ученый, культура — понятие духовное.

Отечественные философы, психологи, педагоги, культурологи (М.М. Бахтин, НА. Бердяев, Л.С. Выготский, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, Ю.М. Лотман, П.Ф. Флоренский и другие) придавали решающее значение культуре как условию развития человека, утверждали, что человек становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. При этом они подчеркивали психологический контекст данного постижения, так как духовная культура объединяет явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека (это — язык, знания, мастерство, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, творчество, эмоции, отношения, способы и формы общения людей).

Психология обогащает современную культуру присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами. Она вносит в общую культуру понимание уникальности, сложности и ценности человека как такового и его жизни. По мысли Е.А. Климова, одна из специфических особенностей психологической культуры состоит в том, что индивидуально неповторимое в человеке признается данностью1. Без исходного представления о масштабности и ранимости внутреннего мира человека нельзя полноценно объяснить никакое психическое проявление и реальное поведение людей. М.М. Бахтин считал, что каждый человек наделен своим «избытком видения», который открывается только ему с его единственного места в бытии2. А Ю.М. Лотман замечал: «Надо уважать своеобразие, не пресекать его, начиная со школы. Ведь уже в школе люди уравниваются»3.

Развитие психологической культуры личности невозможно без минимально необходимого уровня психологической грамотности. Можно согласиться с Е.А. Климовым, который считает, что важным содержательным аспектом психологической грамотности человека является собственно научная — пусть элементарная, но истинная — осведомленность о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека4.

Однако одних знаний недостаточно. Применение в практике любых научных знаний тесно связано с проблемой человеческой нравственности: ради чего, во исполнение каких целей они используются? Вопрос о благе или вреде науки весьма актуален применительно к практической психологии, которая имеет дело с живым человеком, его внутренним миром, душевными переживаниями, страстями и страданиями, желаниями и надеждами.

Психологическую культуру можно определить как психологические знания, оплодотворенные общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству личного достоинства как своего, так и другого человека. Нравственные принципы, благородство чувств, которые выражаются в способности человека к тонким переживаниям, глубокому сопереживанию, в способности поступать великодушно, составляют основу психологической (внутренней) культуры личности. В.П. Зинченко замечает: «Как-то Мамардашвили спросили: с чего начался человек? Мераб ответил мгновенно: человек начался с плача по умершему! <…> То есть с сочувствия, с душевного переживания, с духовности!»1.

Психологическая культура как составная часть системной культуры общества также многослойна. В нее входят:

1) обыденное психологическое знание и психологические практики, присутствующие в рамках религиозной жизни, общественно-политической, экономической, образовательной деятельностей;

2) психологическая профессиональная деятельность и практическое знание, имеющее научное обоснование и вместе с тем долю искусства (психотехники, различные школы психологического консультирования и психотерапии и т. д.);

3) психологическая наука и образование (в основном высшее), образующие сферу психологии.

Новым феноменом XX в. стало возникновение массовой психологической культуры, так называемой поп-психологии, которая, взаимодействуя с другими составляющими и сферами массовой культуры, породила психологическую поп-литературу, психологизированные кино- и телефильмы, в которых психологи, психоаналитики и психотерапевты выступают в главных ролях (заметно искажая и вульгаризируя реальную деятельность практического психолога, ее цели и нормы).

Главным распространителем психологической поп-культуры (включая дистанционную психодиагностику) на сегодняшний день является Интернет. Большинство так называемых психологических сайтов заполнено не очень качественной, но весьма ярко упакованной и доступной для понимания психологической информацией. На первом месте стоит НЛП, затем следует психоанализ и т. д. Независимо от воли и целенаправленных усилий психологов и педагогов психологическая культура в виде поп-культуры становится достоянием масс, и в первую очередь склонных к самопознанию подростков, юношей и девушек, читающих книжки и путешествующих по интернет-сайтам.

Вхождение психологических терминов в повседневную речь приводит к преобразованию системы значений обыденного языка и, хотим мы этого или нет, влияет на изменение картины мира детей, которая складывается в самом раннем возрасте.

Встречаются определения профессиональной психологической культуры. В работе А.Б. Орлова дается определение профессиональной психологической культуры педагога: «Подлинная психологическая культура учителя предполагает культуру его убеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющуюся в отношении и к самому себе (прежде всего!), и к учащимся. Такая культура является результатом постепенного преодоления и изживания невротических (то есть неаутентичных, иллюзорных) компонентов собственного внутреннего мира в разного рода психотерапевтических по своей сути практиках»1.

Психологическая культура не только проявляется во взаимодействии людей, но и служит регулятором этого взаимодействия. Она исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей, с чем мы сейчас встречаемся на каждом шагу (пиар, реклама, имиджи, политика, средства массовой информации, различные предсказатели и пр.)

Ю.М. Лотман, рассматривая культуру как своеобразную экологию человеческого общества, как ту атмосферу, которую создает вокруг себя само человечество для того, чтобы существовать дальше, говорил о некой душевной психологической причастности к этой экологии духа1. Он выделял такое присущее человеку психологическое свойство, как интеллигентность. Свойство интеллигентности, которое является определенным культурным достижением человечества, принадлежит человечеству в целом. Личностными качествами интеллигентного человека являются привязанность к своей культуре, к своему народу, развитое чувство справедливости, чувство независимости, способность отстаивать социально независимую позицию.

Интеллигентный человек — это человек внутренне свободный, бесспорно уважающий себя. Но «…уважение к себе есть уважение к другому. Оно не включает рабского подавления своей личности, рабского смирения, но не включает и рабской агрессивности, потому что подавление чужой личности и отсутствие уважения к своей — это, по сути, две стороны одной медали», — утверждает Ю.М. Лотман2 .

В представлении А.Ф. Лосева, психологическое свойство интеллигентности проявляется в тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно помочь другому. Иными словами, интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это человеческое отношение к миру и людям3. А Д.С. Лихачев высказывал даже мысль о том, что учебное заведение теряет право на существование, если не воспитывает в своих учениках интеллигентность1 .

Овладение культурой начинается с момента рождения человека. В.П. Зинченко справедливо замечает, что каждый человек учится быть человеком. И это научение происходит в контексте культуры и образования.

Таким образом, психологическая культура в таком понимании предстает в совокупности следующих компонентов: убеждения, переживания, представления о самом себе (рефлексия), педагогические влияния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

 

Действительно, о психологической культуре человека можно говорить в контексте различных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной), с учетом ряда особенностей (национальных, возрастных и т.д.). Профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (учителя, врача, менеджера и т.д.), особенностями решаемых задач. В этом ракурсе базисная психологическая культура личности определяется наличием характеристик, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач независимо от особенностей узких, специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно к конкретной профессиональной деятельности.

Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность) в области психологии, так и основные параметры развития личности. Это соответствует исходному пониманию термина «культура» («пайдейя»), принятому еще в Древней Греции. Причем, психологическая культура личности не может рассматриваться вне контекста той культуры, в которой человек вырос, живет. Она содержит в себе черты как общечеловеческой, так и национальной, социально-стратовой культуры, «вычерпывая» ее достояние в пространстве и времени. «Культура — это мировая кладовая прошлого всех народов, и того именно прошлого, которое входит в будущее и не забывается… Так что культура – это дело связи народов и каждого народа в отдельности с самим собой»1 .

К сожалению, в последнее время наблюдается разрыв временной межпоколенной связи в психологической культуре, причины которой и основные линии еще предстоит изучить. Остается также проблематичным вопрос: кто должен решать, что взять в будущее молодому поколению, то, что считают нужным их воспитатели, учителя или то, что они выберут сами?

Основываясь на определениях культуры, принятых современной отечественной культурологией1 и данных психологами2, следует рассматривать понятие «базисная психологическая культура» как системное и многокомпонентное, которое может быть раскрыто с точки зрения следующих основных аспектов:

— гносеологического;

— процессуально-деятельностного;

— субъективно-личностного.

Рассмотрим содержание каждого аспекта более детально.

В гносеологическом аспекте анализа мы следуем выделенным в философии культурологии компонентам культуры: нормы, знания, значения, ценности, символы.

Культурные нормы человека связаны с нормативностью социального поведения, его ролевыми функциями, социальными ожиданиями и т.д. В то же время с усвоением норм связано такое наследие психологической культуры как предрассудки, стереотипы психологии людей, проявляющиеся в сознании, подсознании, поведении.

Психологические знания как результат процесса познания людьми самих себя, других и как результат развития науки, выраженные в представлениях, понятиях, теориях, могут быть как научными, так и житейскими, обыденными, как практическими, так и теоретическими.

Значения — культурное средство соединения с миром посредством знаков. Значения выражаются в образах, условных знаках, жестах и словах, одежде и т.д.

Символы в сфере психологии могут быть объектом рассмотрения с точки зрения различных форм проявления в психической деятельности (сказки, сновидения, метафоры и т.д.), их трактовки, придания им личностного смысла и влияния на деятельность человека.

Ценности являются одним из наиболее сложных компонентов психологической культуры как в плане определения, так и в плане их присвоения ребенком. Ценности соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном.

Таким образом, одной из центральных проблем содержания общего среднего психологического образования, в свою очередь входящего в человекознание, является определение того, что, когда, в каком объеме и на каком уровне сложности представить для освоения в различные возрастные периоды из огромного «багажа», накопленного психологией за время ее существования, а также психологического опыта, накопленного мировой практикой и представленного в художественной литературе, фольклоре.

Процессуально-деятельностный аспект анализа психологической культуры определяется кругом и содержанием задач, которые предстоит научиться решать ученику, и организацией деятельности по ее освоению. Нами определен (пока ориентировочно) перечень типовых задач, приемов и способов деятельности, которые должны быть сформированы на каждом возрастном этапе в курсе «Человековедение».

Процессуально-деятельностный аспект анализа предполагает решение вопроса о содержании той активности, которая лежит в основе освоения культуры. Введение ребенка в мир психологической, как и другой, культуры возможно двумя путями: через репродукцию известного человечеству опыта и через творчество, «открытие» истин, постижение психических явлений, законов, освоение действий в личном опыте, через «инсайты», в специально организованных и приближенных к реальной жизни ситуациях. Используя в работе оба пути, мы приоритет отдаем второму. Опираясь на достижения деятельностной теории учения (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, Н.Ф. Талызина, Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин и др.), нами организуется процесс освоения фундаментальных знаний о человеке. Вместе с тем, деятельность по присвоению культуры имеет черты воспитательного процесса, который организуется в рамках широкого круга деятельностей (домашние задания и поручения, совместная деятельность детей с привлечением членов семьи, праздники, тренинги и т.д.), стержнем и организующим началом которых являются занятия по человековедению. Теоретической основой разработки этих вопросов являются исследования Л.И. Божович, Ю.М. Забродина, Г.Е. Залесского, С.Л. Рубинштейна, М.В. Поповой, Н.И. Щурковой, Г.А. Цукерман и др.

В субъективно-личностном аспекте анализа те компоненты, которые объективно представлены в культуре, характеризуются как ставшие достоянием личности, присвоенные субъектом культуры. В этом плане могут быть выделены и проанализированы культура общения, речи, поведения, чувств, мышления и т.д.

Несмотря на широкое использование понятий «коммуникативная культура», «культура поведения», «культура мышления», анализ определений показывает, что нет единства в их понимании, далеко не всегда эти и подобные им понятия раскрываются достаточно полно. Так, например, в работе В.В. Соколовой предлагается такое определение: «… коммуникативная культура, определяемая как совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей друг с другом, эффективное решение всевозможных задач общения, представляется как важное средство образования и как результат развития личности»1).

Можно выделить следующие составляющие психологической культуры личности, которые могут быть предметом рассмотрения, диагностики, а также параметрами, определяющими цели и задачи образования:

1. Психологическая грамотность.

2. Психологическая компетентность.

3. Ценностностно-смысловой компонент.

4. Рефлексия.

5. Культуротворчество.

Психологическая грамотность представляет собой «азы» психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д.

Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т.д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности, способами психологического познания.

Представление о психологической грамотности в целом согласуется с характеристикой, данной Е.А. Климовым: «Минимальнный необходимый уровень развития психологической культуры – психологическая грамотность»1.

В характеристике психологической компетентности мы придерживаемся определения компетентности, данного в работе М.А. Холодной: «Компетентность – это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности»2.

В работах психологов рассматриваются отдельные стороны компетентности: компетентность в общении (Л.А. Петровская, Ю.Н. Емельянов), интеллектуальная компетентность (М.А. Холодная) и т.д.

Основное отличие психологической грамотности от компетентности заключается, в том, что грамотный человек знает, понимает (например, как вести себя, как общаться в той или иной ситуации), а компетентный – реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем. Задача развития компетентности – не просто больше и лучше знать человека, а включение этих знаний в «психологическую практику» жизни.

Ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т.д. Ценность в отличие от нормы, норматива предполагает выбор и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-смысловому компоненту культуры человека.

Рефлексия представляет собой отслеживание целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению психологической культуры, а также осознание тех собственных внутренних изменений, которые происходят.

Культуротворчество означает, что человек уже в детском возрасте является не только творением культуры, но и ее творцом. Объектом психологического творчества могут выступать образы и цели, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения. В процессе творческого поиска ребенок делает для себя открытия, пусть небольшие, в области человекознания.

Психологическая культура личности  включает в себя комплекс:

развитых специальных стремлений, ориентаций,  изначально присущих человеку в виде особых мотивационных тенденций;

природных способностей,  обеспечивающих  реализацию культурно-психологических стремлений;

соответствующих этим стремлениям и способностям прижизненно развитых умений  и устойчиво и ежедневно проявляющихся видов поведения.

Культурно-психологические поведенческие проявления:

1 — регулярно совершаемое
самопознание, самоанализ своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают осознаваться свои жизненные предназначения, образуется и поддерживается конструктивное самоопределение, самооценка, реально  помогающие жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в  соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, помогающие  быть самим собой; 

2конструктивное общение с ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;  

3хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей — развитые стремления и умения поддерживать преимущественно положительный эмоциональный тон, быстро возвращаться в  спокойное состояние в стрессовых ситуациях, создавать и поддерживать позитивные личностные установки и отношения, сохранять здравый смысл и мудрость в конфликте с людьми, проявлять гибкость мышления при решении сложных задач, поддерживать гармоничный, разнообразный и адаптивно необходимый, образ жизни, и т.п.; 

4 — достаточно гармонично организованное творчество — наличие  своего интересного творческого дела, выполняемого чаще всего в игровом и процессуальном стиле, с умеренным вложением усилий и времени (есть ведь и другие важные и адаптивно необходимые виды деятельности); 

5конструктивное ведение своих  дел, для которого характерно реалистическое планирование, как правило, доведение начатого дела до конца, умение, если это соответствует изменившимся условиям, отказаться от нереальной цели и  сформулировать новую, более осуществимую цель, умение работать достаточно систематично, а не импульсивно, с отдыхом и переключением на другие виды деятельности, и т.п.);

6конструктивное саморазвитие — наличие целей и деятельности по самовоспитанию личностных установок и поведения, гармонизирующих желания, эмоции, мысли и представления о себе, людях, окружающем мире, Природе, отношения к ним,  улучшающих весь наш образ жизни.

Психологическая культура проявляется и в развитом чувстве ответственности перед природой за оптимальное протекание своей и другой жизни, в отношении к   жизни
как к природному дару, интересному эксперименту и самоиспытанию. Законы мировой гармонии, всеобщего единства разнонаправленных и противоположных сил и тенденций, космической творческой игры, многообразия и другие, лежащие в основе устройства природы, предрасполагают нас к тому, чтобы мы по возможности наиболее оптимально воспользовались даром жизни,  научились жить и в конечном итоге прожили жизнь достаточно конструктивно —
гармонично, гибко, творчески и полно.

 Гармонизация личности — процесс саморазвития, ориентирующий человека на достижение большей психологической гармонии (см. гармония психологическая). У большинства людей обнаруживается недостаточный уровень гармоничности личности и жизни, что объясняется генетическими факторами, диспропорциями развития, наличием выраженных акцентуаций характера, неадекватным стилем воспитания и стилем общения окружающих, дисгармоничными личностными установками и образом жизни, неразвитостью общей и психологической культуры  личности, вредными физическими условиями среды, традиционным укладом  жизни в социуме и т.п.   

Гармонизация личности выражается в оптимизации состояния компонентов базовой личности (см. базовая личность), содержания духовно-личностных мировоззренческих установок, отношений к себе и к окружающему миру, в улучшении психических и физических состояний, в оздоровлении образа жизни, в улучшении отношений с людьми. В целом приводит к повышению у человека чувства внутренней целостности и единства со всем миром, чувства меры во всех своих проявлениях, общей конструктивности личности (см. общая конструктивность личности), общей и психологической культуры (см. общая культура личности, психологическая культура). 

Выделенные составляющие психологической культуры личности универсальны и могут быть отнесены к нравственной, валеологической, экологической и другими компонентам общей культуры. Выделенные составляющие психологической культуры не существуют изолированно друг от друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, психологическую культуру можно определить как психологические знания, основанные на общечеловеческих, гуманистических ценностях, а реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству личного достоинства как своего, так и другого человека. В основе психологической культуры личности лежат нравственные принципы, благородство чувств, которые выражаются в способности человека к тонким переживаниям, глубокому сопереживанию, в способности поступать великодушно.

Составная часть психологическая культура включает в себя: обыденное психологическое знание и психологические практики, присутствующие в рамках религиозной жизни, общественно-политической, экономической, образовательной деятельности, психологическая профессиональная деятельность и практическое знание, имеющее научное обоснование и вместе с тем долю искусства, психологическая наука и образование, образующие сферу психологии. В то же время овладение культурой начинается с момента рождения человека. Психологическая культура в таком понимании предстает в совокупности следующих компонентов: убеждения, переживания, представления о самом себе, педагогические влияния.

В свою очередь основными составляющими психологической культуры личности являются психологическая грамотность, психологическая компетентность, ценностно-смысловой компонент, рефлексия, культуротворчество.

Психологическая культура личности  включает в себя комплекс: развитых специальных стремлений, ориентаций,  изначально присущих человеку в виде особых мотивационных тенденций; природных способностей,  обеспечивающих  реализацию культурно-психологических стремлений; соответствующих этим стремлениям и способностям прижизненно развитых умений  и устойчиво и ежедневно проявляющихся видов поведения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М., 1992
  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. –М.: Искусство, 1979.
  3. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. –СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
  4. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы / Новое педагогическое мышление. М., 1989.
  5. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994
  6. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Р-на -Д., 1997
  7. Зинченко В.П. Страсть стать человеком // Семья и школа. 2002. № 4.
  8. Климов Е.А. Введение в психологию труда.– М.: Культура и спорт, 1998.
  9. Кузнецова Т.Ф., Межуев В.М., Шайтанов Н.О. Культура: теории и проблемы. М., 1995.
  10. Лосев А.Ф. Дерзание духа.– М.: Изд-во полит. литер., 1989.
  11. Лотман Ю.М.
    Воспитание души. –СПб.: Искусство — СПБ. 2003.
  12. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практическое пособие. М., 1993.
  13. Мир гуманистической культуры академика Д. С. Лихачева // Междунар. Лихачевские науч. чтения. СПб.: СПбГУП, 2001.
  14. Обозов Н.Н. Психологическая культура взаимных отношений. Л., 1986.
  15. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: пособие для студентов психологических ф-тов. И., 1995.
  16. Пришвин М. Собрание сочинений в 8 томах. Т.8. М., 1980.
  17. Соколова В.З. Культура общения. Программа с практическими рекомендациями учителю по организации и проведению уроков в 9-х классах общеобразовательной средней школы. Новгород, 1994.
  18. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->