ПОНЯТИЕ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ

Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нем филогенетической программой. В период после ранней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости и старости. Завершается этот цикл смертью человека, которая, разумеется, может наступить и на более ранних этапах, чем старость (неизлечимая болезнь, несчастный случай, суицид и т.д.).

В научной антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека, включая инволюционный: 1) возмужалый возраст (20 – 40 лет у женщин и 25 – 45 лет у мужчин); 2) зрелость – до 52 лет; 3) старость, для которой характерно непрерывное нарастание инволюции и завершение естественной физиологической смертью, вместе с тем антропологическая периодизация развития взрослого человека не является общепринятой в геронтологии и психофизиологии.

Глубокие социальные изменения, происходящие в мире, участившиеся конфликты между людьми и в обществе заставляют по-новому взглянуть на проблему зрелости личности.

Под зрелой личностью понимают постоянно развивающуюся личность реального человека, чьи прогрессивные и деструктивные тенденции находятся в состоянии динамического равновесия с выраженным преобладанием прогрессивных тенденций развития и минимумом психологического инфантилизма. Зрелой личности присущи реалистическое восприятие, ответственность, терпимость, способность строить зрелые межличностные отношения, расширенное чувство «Я», гуманистические ценности, цели и способы их достижения, мудрость позитивное отношение к миру. Несоответствие конкретному, специфическому признаку зрелости соответствие признаку незрелости, и наоборот.

Понятие взрослой (зрелой) личности — сравнительно новое приобретение психологии, несмотря на то, что реалия взрослости (зрелости) — одна из старейших. Во многом оно обязано своему содержательному наполнению философскому анализу таких явлений как массовый человек (Х. Ортега-и-Гассет), бегство от свободы (Э. Фромм), экзистенция (Ж.-П. Сартр, К. Ясперс), самоактуализация (А. Маслоу), самость (К. Г. Юнг), социальный интерес (А. Адлер), жизненный смысл (В. Франкл), Эго-интеграция (Э. Эриксон) и др. Понятие взрослости (зрелости) в первую очередь соотносят с исследованием экзистенциального отношения человека к собственной жизни: не столько к себе самому, к своему «Я», сколько к более широкому контексту своего осуществления жизни, возможности повлиять на мир и изменить его, вписывая себя в многомерный социокультурный опыт, в универсум, в космос.

Период взрослости — наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни) . Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:

  • ранняя взрослость (молодость),
  • средняя взрослость,
  • поздняя взрослость (старение и старость).

    Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны. Зрелость — это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности. Древние греки называли этот возраст и состояние духа «акмё», что означает «вершина», высшая ступень, цветущая пора.

    В теории Э. Эриксона зрелость — это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе [32]. Главные линии развития человека средних лет — это генеративностъ, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей и идей) и неуспокоенность — стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким.

    Работа и забота — добродетели зрелых людей. Если личность оказывается «успокоенной» в каком-либо отношении, то начинается застой и деградация, которые проявляются в инфантильности и самопоглощенности — в излишней жалости к себе, в потакании своим прихотям. Успешное разрешение конфликта между неуспокоенностью и застоем в установке на преодоление проблем и трудностей, а не в бесконечном сетовании на них.

    В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) центральное значение придавалось процессу самореализации, самоактуализации взрослого человека.

    По мнению А. Маслоу, сам о актуализирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных (дефицитарных) потребностей, но привержены высшим, предельным, бытийным ценностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся достичь в своем деле высот (или возможно более высокого уровня).. На основе анализа биографий ряда самоактуализирующихся личностей (зрелых, разумных) Маслоу обнаружил присущие им качества: более эффективное восприятие действительности и более комфортные взаимоотношения с ней; принятие себя, других и природы; спонтанность; сосредоточенность на проблеме; отстраненность (как потребность в уединении и самодостаточности); независимость от культуры и окружения; постоянная свежесть оценок; социальное чувство; глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения; демократический характер; нравственная убежденность; невраждебное чувство юмора; креативность [18].

    Г. Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Взрослый индивид здоров и продуктивен, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует вполне осознанно. Олпорт, проанализировав работы многих психологов, представил описание самореализующейся личности в виде следующего перечня черт:

  1. интерес к внешнему миру, сильно расширенное чувство Я;
  2. теплота (сострадание, уважение, терпимость) в отношении к другим;

    3)чувство фундаментальной эмоциональной безопасности (принятие себя, самоконтроль);

    4)    реалистическое восприятие действительности и активность в действиях;

  3. самообъективация (самопонимание), привнесение своего внутреннего опыта в актуально переживаемую ситуацию и чувство юмора;
  4. «философия жизни», которая упорядочивает, систематизирует опыт и сообщает смысл индивидуальным поступкам.

    Необходимо поощрять развитие человеческого потенциала с детства и до конца жизни [20].

    Б.Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» (1969) подчеркивал, что психология среднего возраста — сравнительно новая отрасль возрастной психологии. Психология зрелости оказалась на периферии психологического познания. С одной стороны, она оттеснена подходами генетической психологии, для которой зрелость выступает лишь как продукт и своего рода финал индивидуально-психического развития человека. С другой стороны, геронтология анализирует зрелость как период, в котором сосредоточены истоки процессов старения. Тем не менее данные из истории изучения взрослости позволили выделить произошедшие за последнее столетие явные онтогенетические сдвиги: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности современного человека, что привело к расширению диапазона зрелости — с точки зрения ее продолжительности у потенциала [2].

    Период взрослости, основной этап жизнедеятельности человека, заслуживает того, чтобы четко были сформулированы собственные социальные и психологические задачи развития именно этого периода.

    В.И, Слободчиков и Г.А. Цукерман считают, что суть первой ступени взрослости (17—42 года) состоит в индивидуализации системы общественных ценностей и идеалов соответственно личностной позиции человека, который становится субъектом общественных (не узкосоциальных) отношений. Формулой субъектности, по мнению авторов интегральной периодизации психического развития, могут стать слова Мартина Лютера: «На том стою и не могу иначе». Завершающая ступень (после 39 лет и далее) — универсализация — полагается как потенциальная возможность достижения высшего уровня духовного развития, вхождения в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей [28].

    Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает необходимое субъективное ощущение своей нужности другим. Производительность (генеративность) и порождение (продолжение рода), как главные характеристики личности на этой стадии, реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в попытках индивидуального творчества. Во все, что делает взрослый человек, он вкладывает частицу своего Я, своего индивидуального опыта и тем самым становится участником культурно-социального прогресса. Более того, для взрослого человека становится личностно значимым экстраполировать свой опыт — «остаться в памяти потомков», закрепившись в бытии своими поступками, событиями своей жизни, результатами творчества, сделанными выводами, да и просто накопленными жизненными наблюдениями. Взрослый возраст начинает нуждаться в восприимчивом слушателе, который готов учиться на чужих ошибках. Думается, что пресловутый «конфликт отцов и детей» — это конфликт не только детей, желающих жить своим умом, но и отцов, навязывающих ностальгический опыт своего ума как достойный усвоения в новых, изменившихся со дней их молодости, условиях жизни. Стремление взрослых людей, уже вырастивших детей, после развода к рождению детей во втором браке может объясняться не только гендерным зовом, но и необходимостью в потомках, которые с сыновьей готовностью будут принимать и ассимилировать родительский личный опыт. В известном смысле, качество и оригинальность личного опыта может не беспокоить взрослого, ему просто важно быть услышанным, принятым, оцененным потомками.

    Со взрослостью принято связывать такие новые личностные характеристики, как: 1) умение брать на себя ответственность, принимать решения; 2) стремление к власти и организаторские способности; 3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; 4) уверенность в себе и целеустремленность; 5) склонность к философским обобщениям; 6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли; 7) формирование индивидуального жизненного стиля; 8) стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению; 9) реализм, рационализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни; 10) стабилизация системы социальных ролей и др. За счет этих новоприобретений большинство взрослых людей обретают к середине периода — 40 годам — устойчивость в жизни и уверенность в себе.

    Понятие «зрелая личность» допускает рассмотрение условных уровней зрелости, которые могут быть обозначены в различных системах терминов в зависимости от выбранной точки отсчета.

    Обозначение уровней зрелости в шкале возрастов (М.М.Гут, Дж.Стивенс) или привязка к возрасту (Б.С.Братусь, В.А.Жмуров) формирует более образное представление об особенностях личности, чем шкала уровня зрелости в показателей.

    В возрастной психологии, что ни взрослость, ни кризис взрослости почти не изучаются специально, поскольку считается, что данные других отраслей психологии (психология познавательных процессов, психология творчества, клиническая психология, социальная психология, психология труда и многие другие) в комплексе так или иначе освещают разные аспекты этого периода жизни. При построении общей теории индивидуально-психического развития человека в центре психологического познания находятся преимущественно ранний и поздний онтогенез, а те фазы индивидуальной жизни, которые, как подсказывает индивидуальный опыт каждого взрослого человека, являются центральными в жизни (наиболее творческими, продуктивными и социально активными), фактически оказываются на периферии исследования.

    Виной тому объективная логика онтогенетических исследований: для определения нижнего порога зрелости необходимы как знания о генезисе тех структур, которые обеспечивают оптимальные режимы их функционирования, так и знания о возрастных синдромах отрочества и юности, а для определения верхнего порога зрелости необходимы знания о старении и старости. Развитие и получает свои характеристики из этих двух источников — процессов эволюции и инволюции психических функций, — и взрослость оказывается лишь неким итогом бурных процессов развития и реализации механизмов, свойств и структур поведения, заложенных в детстве и отрочестве, за которым последует жизненный спад и старческое угасание психических функций. Тем самым взрослость имплицитно рассматривается как некое протяженное стационарное состояние, характеризуемое более или менее полной стабилизацией функций и свойств, сложившейся личности, образовавшегося интеллекта, определившихся ценностных ориентаций и картины мира. В свое время Э. Клапаред характеризовал зрелость как состояние психической «окаменелости», когда процесс развития «прекращается», а В. Джеймс писал, что после 25 лет взрослые почти не могут приобрести новые идеи: бескорыстная любознательность проходит, умственные связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана. Вполне понятно, что такие установки долго не позволяли подойти к взрослости, как к периоду продолжающегося поступательного развития и появления возрастных новообразований. Но благодаря почти вековому накоплению знаний о детском возрасте и старости обнаружено важное онтогенетическое обстоятельство — ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности современного человека, следствием которого является значительное расширение возрастного диапазона и потенциалов периода взрослости (практически, от 25-30 до 55-65 лет). И значит, целостная картина развития останется ущербно неполной без понимания глубинных особенностей этого периода.

    Вполне понятно, что «благополучные» взрослые реже становятся клиентами психолога, хотя и они не чужды тем переживаниям, о которых речь пойдет ниже, поэтому наши обобщения касаются преимущественно тех людей, которым удалось разрешить далеко не все проблемы возраста: это одинокие люди; люди на грани развода; люди, оставшиеся безработными; люди, круто изменившие привычную жизнь; люди, утратившие кого-то из близких; люди, пережившие стрессы, связанные с обманом, предательством и пр., в ситуациях, когда будто бы «удалось наладить жизнь» и т.п.).

    Какого человека можно считать не только физиологически, социально и юридически, но и психологически взрослым? При попытке осмысления взрослости психологические критерии стремительно субъективизируются, поскольку центральным моментом переживания себя как взрослого для человека является именно собственное отношение к возрасту, отнесение себя к определенной возрастной когорте (для чего очень важно наличие семьи и опыта родительства).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ

     

    Период зрелости по возрасту (40 — 45 — 55 — 60 лет) и по состоянию духа человека был назван древними греками порой «акмэ», что означало вершину, высшую степень чего-нибудь, момент наибольшего расцвета человеческой личности, «тождественности себе». Отечественный психолог Н.Н. Рыбников (1928) предложил обозначить термином «акмеология» специальный раздел возрастной психологии — о периоде расцвета всех жизненных сил человека, изучающей зрелую личность [26, С. 218, 219].

    Представление о зрелости как «акмэ» существовало у многих народов (назывались возрасты 45, 50, 55 лет и др.).

    По мнению А.А. Бодалева, «вершина в развитии взрослого человека, вершина зрелости» – феномен акме – это многомерное состояние, вариативное и изменчивое, причем пики в разных «ипостасях», как правило, достигаются одноврменно.

    В разных возрастных периодизациях жизненного цикла человека так или иначе присутствует этап (период, стадия) зрелости — по существу содержания, несмотря на различные названия («человек в расцвете сил», второй период среднего зрелого возраста, поздняя зрелость, средняя взрослость, поздняя взрослость четвертого цикла взрослости и т.д.).

    Зрелость может также разбить периодизации. Такую периодизацию предлагают:

    Дж. Биррен (1964): ранняя зрелость – 17– 25, зрелость – 25– 55 лет, поздняя зрелость 50– 75 лет;

    Годфруа (1992): стадия ранней зрелости – 20– 40 лет, зрелый возраст 40 – 60 лет; завершающий период: 60– 65 лет.

    Представление о зрелости как расцвете личности важно с точки зрения собственно современных проблем психологии зрелости. По мнению многих психологов, с началом периода зрелости развитие как таковое прекращается; вместо него происходит простое изменение отдельных психологических характеристик. Так, швейцарский психолог Э. Клапаред считал, что зрелый возраст равносилен остановке в развитии, «окаменелости». В Комитете по развитию человека при Чикагском университете «задачи развития» никак не сформулированы именно по отношению к зрелой личности. Надо полагать, что причиной этому служат имеющая место и в современной психологии трактовка зрелости, взгляд на зрелость как цель развития и одновременно его конец [29, С.164].

    Вместе с тем многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых показано, что процесс развития человека принципиально безграничен, так как развитие представляет собой основной способ существования личности. Как и в предыдущие периоды, развитие личности на этапе зрелости имеет свои специфические психологические особенности. В самом общем виде они сводятся к следующему: продолжение выполнения профессиональных и социальных ролей (они могут поочередно доминировать и ослабевать); уход детей из родительской семьи и изменение в связи с этим образа жизни (некоторые женщины, например, возвращаются на производство, к своей профессиональной деятельности); менопауза; изменения в физическом и интеллектуальном развитии и пр. По многим экспериментальным данным, средняя точка этой стадии развития находится между 45—50 годами. Во многих главных чертах люди одного возраста похожи (и зрелость не является исключением). Вместе с тем, бесспорно, что сколько людей, столько и разных судеб. И чем дальше мы попытаемся продвинуться в глубину жизненного пути конкретного человека, тем более значимыми предстанут различия по сравнению с его (ее) сверстниками (сверстницами), более многообразными будут индивидуальные особенности существования.

    Говоря «Зрелость как этап и как качество в психическом развитии человека» ведущее понятие «зрелость» сопровождается двумя характеристиками — этапности, что указывает на место в онтогенезе человека, и качества, которое может быть отнесено не только к этапу зрелости, но и к анализу любого периода в индивидуальном развитии человека и личности. Зрелость как качество в психическом развитии лежит в основе определения относительного начала и завершения любой стадии онтогенеза человека, своего рода готовности к переходу на новую стадию (фазу, этап). Как ранее отмечалось, индивидуальному развитию человека присущи противоречия и гетерохронность (неравномерность), что является, в свою очередь, существенной характеристикой в определении зрелости (незрелости) той или иной структуры психики человека как индивида и личности. Изучены и описаны явления гетерохронности общесоматического, полового и нервно-психического созревания. При этом отмечено, что чем старше человек, тем более заметна гетерохронность, а на стадии зрелости возрастает и вариативность несовпадений [2, С. 103].

    Обратимся к характеристике зрелости как качеству в психическом развитии человека, представленном в фундаментальном исследовании по проблемам человекознания в монографии [2]. Общесоматическая и половая зрелость человека как индивида определяется биологическими критериями. Однако нервно-психическое развитие не укладывается полностью в рамки физического созревания и зрелости. Интеллектуальное развитие человека имеет свои критерии умственной зрелости, зависит от конкретной системы образования в определенную историческую эпоху. Иными словами, умственная зрелость как одно из качеств психического развития личности и ее критерии носят исторический характер. В еще большей степени к социальному формированию относятся многочисленные проявления гражданской зрелости, с наступлением которой личность становится юридически дееспособной, приобретает гражданские права (например, избирательное право) и т.д. Гражданская и личностная зрелость варьирует в зависимости от общественно-экономического устройства социума, национальных особенностей и традиций и никак не зависит от физического развития человека. Существенное значение в общественной жизни имеет определение трудовой зрелости (полного объема трудоспособности), критерии которой во многом зависят от состояния физического и умственного развития человека.

    Экспериментальные исследования возрастных изменений психических функций у людей в возрасте 41– 46 лет показали, что активное обучение и самообразование сохраняют их на высоком уровне развития и создают лучшие потенциальные возможности для более продуктивной познавательной деятельности. Вместе с тем обнаружено, что наиболее высокий уровень развития у 41–46-летних людей имеет функция внимания и самый низкий уровень характерен для функции памяти. Наиболее значимые повышения уровня развития психических функций имеются в 41 и 44 года, а наиболее заметные снижения отмечаются после 44 лет (в 45 и 46 лет). Это еще раз подтверждает принципиальное теоретическое положение в возрастной психологии о гетерохронности созревания, сохранения и угасания различных психических функций в структуре психики человека на протяжении его онтогенеза [2, 19, 26 и др.].

    Таким образом, констатирует Б.Г. Ананьев, «наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях» [2, с. 109].

    Интересный анализ степени зрелости личности и ее жизненных отношений осуществлен Е.Б. Старовойтенко [27, с. 21].

    Используя положения и выводы, содержащиеся в философских, социологических и психологических исследованиях, Е.Б. Старовойтенко дает развернутое структурное описание типов отношений, которые необходимы личности для полноценного вовлечения в процессы совершенствования нашего общества и которые характеризуют ее как социально зрелую. Что же входит в эту структуру? Перечислим: зрелое интеллектуальное отношение к жизни; деятельностно-продуктивное отношение к жизни; зрелое профессиональное отношение к жизни; социально активное отношение к жизни; зрелое нравственное отношение к жизни; эстетическое отношение к жизни; осознанное отношение к жизни как зрелое отношение личности к себе — субъекту жизни.

    Решающим признаком зрелости является осознание человеком ответственности и стремление к ней. Психологически ответственное лицо — это личность, отвечающая за содержание своей жизни прежде всего перед собой и другими людьми. Зрелый человек занимает срединное положение между своими родителями, вступившими в пору старости, и своими собственными детьми, которые в это же время стоят на пороге самостоятельной жизни. И если под одной крышей три поколения, то требуется серьезная перестройка жизни семьи. Эстафета ответственности за все стороны жизни (духовной, материальной и др.) передается зрелому поколению, что делает зрелого человека главой семьи. Ценности зрелых людей начинают играть ведущую роль и в жизни общества: они могут утверждать свои вкусы, свой образ жизни, стиль деятельности и т.д. В этом возрасте большинство людей достигают вершины профессиональной и общественной карьеры, в их руках сосредоточены функции управления в самых разнообразных сферах общественной жизни, в управленческих структурах государства (директора предприятий, ректоры вузов, научные руководители, министры, депутаты, губернаторы и т.п.).

    Как пишет А.В. Толстых, «акмэ» и в наше время остается «акмэ», и зрелый человек и сегодня занимает центральное место в общественной и возрастной структуре общества, в нем завязаны главные «приводные ремни» государственного, общественного и хозяйственного механизма. И роль эта из разряда главных [28, С. 180].

    Вместе с тем зрелого человека поджидают и немалые испытания. В профессиональной и социальной роли ему приходится переживать так называемую «предметную смерть», «кризис идентичности», уход из родительской семьи детей, уход из жизни родных, близких и знакомых. Эмоциональные затраты с возрастом растут. Эмоциональный перегрузки приводят к стрессовым ситуациям. За период зрелости в организме человека происходят очень серьезные половозрастные изменения, во многом предопределяющие стрессовые состояния. Начинают подкрадываться и развиваться болезни. В период старости мужчина рискует умереть от сердечно-сосудистых заболеваний в три раза чаще, чем женщина. Страх перед болезнью и возможной смертью порождает стрессовые состояния. [7].

    Главные изменения, происходящие в организме женщины в период зрелости, связаны с наступлением климактерического периода, характеризующегося «общими возрастными инволюционными нарушениями в организме, на фоне которых происходят возрастные климактерические изменения репродуктивной системы» [19, С. 5]. Не углубляясь в медицинские аспекты, обратим внимание на два момента. Во-первых, при физиологическом (естественном, закономерном) течении климакса перечисленные изменения возникают постепенно и развиваются медленно, некоторые из них вообще не возникают или появляются только в период старости. Во-вторых, при патологическом течении климактерического периода, который, по утверждению специалистов, возникает практически у каждой второй-третьей женщины, ее состояние и самочувствие более трудное.

    Очень важно в зрелом возрасте уметь сохранять эмоциональную стабильность в любых стрессовых ситуациях, находить возможности к осмыслению происходящих изменений (физических, физиологических, психологических и т.п.). Тогда и мужчинам, и женщинам будет легче справляться с причинами и последствиями назревающих в организме и личности «сбоев». Так уж устроен мир: никуда не денешься от потери близких, от безответной любви, надвигающейся старости. Существуют и неизлечимые болезни, и критическое стечение обстоятельств, и угроза неосуществления жизненно важных целей (по разным причинам, в том числе и потому, что у человека остается небольшой запас сил и времени, например, к концу периода зрелости).

    Для человека зрелых лет оказывается очень трудным, порой мучительным, переход от состояния максимальной активности, бурной деятельности, присущей периоду «акмэ», к ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем, что подтачивается здоровье, меньше становится сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям при субъективном нежелании, внутреннем сопротивлении это сделать, так как сегодня человек в свои 50—60 лет субъективно не ощущает себя старым.

    В этих сложных жизненных ситуациях, кажущихся порой безвыходными, жизнь не утрачивает смысла и ценности, если научиться подчинять себе обстоятельства (разумеется, там, где это возможно и целесообразно), развить в себе способности управлять своими эмоциями, способности к самоанализу и саморегуляции поведения. В решении этих важнейших практических задач, весьма существенную помощь может оказать овладение человеком саногенным мышлением (по Ю.М. Орлову), т.е. таким мышлением, которое способствует оздоровлению психики, снятию в ней внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и др.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Таким образом, в период зрелости (25—30 — 40—45 лет) происходит усиление социального развития личности, максимальное вовлечение ее в различные сферы общественных отношений и деятельности, что требует мобилизации всех ресурсов человека, в том числе природных задатков его как индивида. В то же время процесс развития личности зависит от уровня и степени социальной активности и продуктивности ее самой. Период взрослости — наиболее благоприятный для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности. Зрелость как качество в психическом развитии лежит в основе определения относительного начала и завершения любой стадии онтогенеза человека, своего рода готовности к переходу на новую стадию (фазу, этап).

    Зрелость — это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  • Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм. СПб., 1998.
  • Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
  • Бахтин М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000
  • Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1976.
  • Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.
  • Бодалев А.А. Психология взрослости. М., 1971.
  • Виткин Д. Мужчина и стресс. СПб., 1995.
  • Выготский Л.С. Проблема возраста// Собр.соч.: в 6 т. М., 1984. Т.4.
  • Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.
  • Годдфруа Ж. Что такое психология.// В 2 т. М., 1991. Т.2.
  • Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М., 1987.
  • Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. Развитие восприятия и деятельность. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Избранные психологические труды.: В 2 т. М., 1986. Т.1.
  • Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-н/Д., 1996.
  • Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  • Мамардашвили М. Картезианские размышления. – М.: Прогресс, 1999
  • Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Евразия, 1997
  • Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999
  • Маслоу А. Психология бытия. – Киев, 1997
  • Обозов Н.Н. Психология взрослого человека. Спб., 1995.
  • Олпорт Г. Структура и развитие личности // Становление личности: Избранные труды. М., 2002.
  • Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М., 1994.
  • Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1998.
  • Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. Киев, 1997.
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
  • Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.
  • Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.
  • Старовойтенко Е.Б. Жизненные отношения личности: модели психологического развития. Киев, 1992.
  • Слободченко В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация психического развития // Вопросы психологи. 1996. № 5. С. 38 – 50.
  • Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1998.
  • Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова и В.Я. Ляудис. М., 1980.
  • Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб., 1997.
  • Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
  • Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997


     

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->