ПОНЯТИЕ ГЕНДЕРА

Какую роль играла и играет сейчас женщина в обществе? Что произошло с понятием «женственности» за несколько столетий? Как сейчас трактуется понятие «пола»? Что такое «гендер»? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в этой работе. Но сначала пару слов о введении такого революционного разгранечения между полом и гендером.

Еще в 60-х годах нашего столетия понятие гендер в том смысле, как оно сегодня используется – «соотношение полов» или «социально – культурная конструкция сексуальности», — было почти неизвестным. Это понятие служило исключительно для описания правильной категории рода. Большой интерес, который сегодня проявляется к расширенному понятию гендер как открывающему новую познавательную и теоритическую перспективу, указывает на то, что за последние два десятилетия произошло переосмысление понимания социальной организации соотношения полов или, вернее, что соотношение полов только теперь стало яснее восприниматься как форма социальной организации.

Одной из первых обратила внимание на существование системы пол – гендер антрополог Гейл Рубин. Она пыталась разработать новый подход к описанию различения полов, которое является очевидной формой организаци при возникновении общества и культуры. Так, биологическому полу (sex) ,был противопоставлен пол в значении вида (гендер) это противопоставление должно было обратить внимание на социально – культурное формирование сексуальности.

Введение гендера как анализируемая категория дало возможность пересмотра поставленной под вопрос оппозиции между женщинами и мужчинами и одновременно серьезное отношение с этой оппозиции как к механизму иерархии в социальной, культурной и политической реальности. С помощью этой анализируемой категории сделана попытка описать феномен соотношения власти между полами без обращения к ставшему проблемой правило самого «женского» опыта или нынешнего угнетения женщин.

Как раз на фоне этого гендерные исследования предлагают историческую позицию. В результате всех этих разграничений и исследований стал очевидным образец построения иерархии, который нуждается в объяснении.

Прежде всего, следует отметить, что существует 5 категорий пола человека:

1. Генотипическая. Самый низкий уровень – как в клетках собран генетический материал, как сочетаются хромосомы.

2. Фенотипическая. Это то, как человек выглядит, совокупность первичных и вторичных половых признаков.

3. Психологическая. Кем человек себя ощущает.

4. Социальная. Кем человека считает общество.

5. Паспортная. Что записано в документах.

Жизнь показывает возможность расхождений определения пола в зависимости от категории, по которой его устанавливают. Договоримся, что речь пойдет о проблемах «женщин во всех пяти смыслах», иначе мы свернем в одно из общепринятых боковых русел обсуждения, к «нежным стилистам», например.

В феминистской литературе существует несколько концепций гендера. Это обусловлено как относительной «молодостью» гендерного подхода (первые работы появились около двадцати лет назад), так и сложностью самого феномена.

Древнее английское слово «гендер» (gender) обозначает род, племя и ведет свое происхождение от греческого корня genos – рождение, род, происхождение. В отличие от термина «пол», обозначающего биологические отличия мужчин от женщин, и от термина «род», обозначающего чисто грамматическое явление, термин «гендер», не отрицая половых различий, делает упор на те социальные особенности, которые возникают между мужчинами и женщинами в результате их общественной и трудовой деятельности и которые в конечном счете определяют своеобразие поведения и положения в обществе. Одной из первых обратила на это внимание социоантрополог Гайл Рабин в 1975 г., в ее работе биологический пол (т.е. секс) был противопоставлен полу в значении вида (т.е. гендеру) с целью обратить внимание на социально-культурную конструкцию сексуальности. В середине 1980-х годов с легкой руки американской исследовательницы Джоан Скотт в профессиональном языке историков также появилось новое понятие – гендер. «Женщина в российском обществе» №4’1998, «Феминология и гендерные исследования».

Под заимствованным словом «гендер» понимают социальное поведение мужчин и женщин, а также взаимоотношения между ними. Любопытно, что основное значение слова-прототипа (gender) больше относится к биологии, к категориям 1 и 2. Равенство социального положения мужчин и женщин в обществе называют гендерным равенством, а равенство их перед законом — гендерным равноправием. По статистике женщины в мире выполняют 2/3 работы, получая 1/10 всех денег. Две трети всех неграмотных — женщины. Женщинам принадлежит 1% всей собственности на Земле. Необходимо открыто признать и гендерное неравенство, и неравноправие — формальное или фактическое.

Гендер (gender — род) — специфический набор культурных характеристик, котрорые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер — это социальный пол, и он отражает то, как общество конструирует свои взаимоотношения в социуме. Гендер — интегральная часть социально-политического процесса, а не прибавка к нему, и служит аналитическим инструментом для понимания социальных процессов.

Гендерные роли (усвоенное поведение) не постоянны, изменчивы, многообразны как в пределах одной культуры, так и в различных культурах.

Для всех из них базовым положением является различение понятий пол (sex) и гендер (gender). Пол — это термин, который обозначает те анатомо-биологические особенности людей (в основном — в репродуктивной системе), на основе которых люди определяются как мужчины или женщины. Его следует употреблять только в отношении характеристик и поведения, которое вытекает непосредственно из биологических различий между мужчинами и женщинами. Гендер — это сложный социокультурный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые (конструируемые) обществом.

В рамках этого подхода гендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества (а также и определяемая — или конструируемая ими). Гендер, таким образом, трактуется как одно из базовых измерений социальной структуры общества, который вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему. Социальное воспроиводство гендерного сознания на уровне индивидов поддерживает основанную на признаке пола социальную структуру. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды конституируют гендерные различия и, одновременно, обусловливаемые ими системы господства и властвования. Во многих обществах женщин и мужчин не только воспринимают, но и оценивают по-разному, обосновывая гендерными особенностями и разницей в их способностях различия в распределении власти между ними. По словам Джоан Скотт, «осознание гендерной принадлежности — конституирующий элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами, а пол — это приоритетный способ выражения властных отношений».

Термин гендер пришел в нашу страну недавно после конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и IV Всемирной конференции женщин в Пекине в 1995 г., к основным документам которых присоединилась и Россия. С тех пор в научный оборот и сферу управления все больше проникают новые понятия: гендерная методология и гендерные технологии, гендерная асимметрия и гендерный паритет, социальная конструкция гендера и гендерная система в России, гендерные отношения в семье и гендерная статистика. Общий смысл этих понятий заключается в том, что к новому тысячелетию мир подходит с новой парадигмой социальной жизнедеятельности мужчин и женщин. Это — не новый матриархат, и не новый патриархат. Скорее речь идет о модели гендерного паритета, то есть лучшего использования потенциала и мужчин, и женщин в процессе их социального взаимодействия. Такой подход — это альтернатива и мужскому экстремизму, и женскому феминизму. Это равенство, понимаемое как общий принцип, применяемый к разным людям (единство противоположностей). Слово «борьба» из последней формулы я намеренно опускаю, хотя объективно без нее не обойтись. Для изучения гендерных закономерностей во всех сферах социальной жизнедеятельности специалистами Минобразования РФ разработан стандарт курса «Феминология», рекомендованный для гуманитарных вузов. Представляется, что он был бы полезен, хотя бы в форме спецкурса, и студентам естественных и инженерных специальностей. Ведь всем выпускника придется учитывать и на работе, и в семьях современные особенности поведения мужчин и женщин, добиваться гармоничного сотрудничества и более спокойной социальной среды обитания. Ведь в этом во многом залог успеха и счастья каждого человека.

Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Принятые в обществе гендерные нормы и стереотипы в определенной степени определяют психологические качества (поощряя одни и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола. При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. В этом смысле быть мужчиной или женщиной означает вовсе не обладание определенными природными качествами, а выполнение той или иной роли.

В современных социальных и гуманитарных исследованиях гендер используется не как неизменная и универсальная конструкция. Как писала Гизела Бок, понятие гендер означает не вещь или предмет, не много вещей или предметов, а комплексное переплетение отношений и процессов. Необходимо «мыслить отношениями», чтобы из аналитической категории гендера вывести культурную реальность — как в прошлом, так и в настоящем.

Понятия феминный и маскулинный стали активно использоваться вместе с разработкой концепции гендера и употребляются в гендерных исследованиях для обозначения культурно-символического смысла «женского» и «мужского».

Гендер (gender) 1. (Общее значение) — различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу. 2. (Социологическое значение) социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним. Таким образом, социологическое использование термина может отличаться от повседневного.

Социологи и социальные психологи утверждают: пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди делятся на категории «мужчина», «женщина» или в редких случаях «гермафродит» (когда характеристики обоих полов фактически или явно объединены), а гендер — к социальным и социально-психологическим атрибутам, подразделяющим людей на категории «мужской», «женский» или «гермафродитный» (когда характеристики обоих гендеров преднамеренно или непреднамеренно объединены). По мнению многих социологов, в социологическом дискурсе гендер должен применяться тогда, когда касается социально созданного деления общества на тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто — к женщинам. В то время как «мужчина» и «женщина» являются терминами, зарезервированными за биологическими различиями между ними, а также мальчиками и девочками, «мужское» и «женское» относится к сформированным культурой чертам поведения и видам темперамента, считающимися социально соответствующими полам. Эти черты изучаются посредством сложного и продолжительного процесса социализации.

Антропологи (например, Маргарет Мид), психологи и социологи подчеркивали, что гендер определяется не биологически, а социально и посредством культуры, являясь культурно и исторически относительным. Его значение, интерпретация и выражение изменяются и внутри, и между культурами, служа объектом исторических перемен. Социальные факторы — класс, возраст, раса и этнос — тоже образуют особое значение, выражение и опыт гендера, выделяя тот факт, что его нельзя уравнивать каким-либо упрощенным способом с полом или сексуальностью.

Гендер (gender) — социальный пол. В англ. яз. разграничиваются понятия социального пола («gender») и биологического («sex»). Терминологически понятие Г. оформилось в процессе теоретического развития феминизма, а затем и собственно гендерных исследований (см. «Гендерные исследования»)…

…Современное обществознание последовательно и весьма продуктивно разрабатывает данное понятие как одно из важнейших для анализа оснований социальности и ее форм. Смысл понятия «гендер» заключен прежде всего в идее социального моделирования или конструирования пола. Социальный пол конструируется социальной практикой. В обществе возникает система норм поведения, предписывающая выполнение определенных половых ролей; соответственно возникает жесткий ряд представлений о том, что есть «мужское» и «женское» в данном обществе. Гендер — совокупность социальных репрезентаций, а не природой закрепленная данность. Гендер — культурная маска пола, то, что мы думаем о поле в границах наших социокультурных представлений. Более того, пол и есть только гендер, т. е. то, что стало полом в процессе его социализации. Не пол принадлежит человеку, а человек полу, а он определен властью и языком. В современном обществе все труднее провести границу между биологической предопределенностью пола и его социальным моделированием. «Сегодня нет ничего менее надежного, чем пол. Принцип неопределенности распространяется на половые отношения, как и на отношения политические и экономические» (Бодрийяр).

При всем многообразии подходов и позиций в отношении определения гендер имеет смысл выделить две концепции: теорию социальной конструкции гендер и теорию гендерной системы.

… В логике первого подхода (гендер как социальный конструкт) называют три группы характеристик: биологический пол, полоролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе, и т. н. «гендерный дисплей» — многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия. Понятие «гендерный дисплей» введено И. Гоффманом и выражает множество проявлений культурных составляющих пола. В соответствии с данным подходом гендер предстает как измерение социальных отношений, укорененное в данной культуре.

…Понятие «гендерная система» включает разнообразные компоненты и по-разному определяется разными авторами. …Гендерная система есть совокупность отношений между полами (и внутри полов). Поскольку гендерная система предполагает гендерное измерение публичной и приватной сферы, соотносит систему гендерной иерархии с другими социальными иерархиями и системами доминирования, то в анализе такого рода большая роль отводится изучению роли социальных институтов, реализующих гендерные технологии. Властные смыслы гендерных отношений во многом открылись в развитии именно такого подхода. Так, Г. Рабин, к примеру, показывает, что пологендерная система конструируется как набор соглашений, которыми общество трансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой активности. Другими словами, гендерная система, которая конструирует два пола как различные, неравные и даже взаимодополняющие, является фактически системой власти и доминирования, цель которой — концентрация материального и символического капитала в руках отцов. А. Рич отмечает, что гендер является своеобразной системой, продуцирующей различия и вписывающей эти различия в отношения власти и подчинения. Власть базируется на разветвленной системе различий, половые различия оказываются в этой системе генетически первичными. Именно на этой линии различения хорошо видно, как власть и общество в целом моделируют гендерное противостояние, превращая т. н. «несоциальные» различия в «социальные», пол/секс в пол/гендер.

Конструкция гендер есть одновременно продукт и процесс представления как о других, так и о самих себе.

… Д. Лорбер показывает предпосылки и компоненты гендер, но нам представляется, что они могут быть рассмотрены и как этапы становления гендер как статуса и структуры:

— пол (sex) как биологическая категория — непосредственно данное сочетание генов и гениталий, дородовой, подростковый и взрослый гормональный набор;

— пол (sex) как социальная категория — предназначение от рождения, основанное на типе гениталий;

— половая (sex — gender) идентичность — осознание себя как представителя данного пола, ощущение своего женского или мужского тела, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте;

— пол (gender) как процесс — обучение, научение, принятие роли, овладение поведенческими действиями, уже усвоенными в качестве соответствующих определенному гендерному статусу;

— пол (gender) как статус и структура — завершение оформления гендерного статуса индивида как части общественной структуры предписанных отношений между полами, особенно структуры господства и подчинения.

Первоначально в феминистских, а затем и в более широких гендерных исследованиях особое внимание уделялось технологиям формирования гендер, тому самому научению и усвоению гендерных норм, которые во многом предопределяют модели отношений в том или ином обществе.

Стремление систематизировать и выстроить наличные позиции по понятию гендер дано в исследованиях наших соотечественниц О. Ворониной, Т. Клименковой, М. Малышевой и др. Обобщенный вариант западных подходов по данному вопросу представлен в модели, предложенной О. Ворониной. Она выделяет:

гендер как социально-демографическую категорию;

гендер как социальную конструкцию;

гендер как субъективность;

гендер как идеологический конструкт;

гендер как сеть (network);

гендер как технологию;

гендер как культурную метафору.

В проблематизации «гендер как идеологический конструкт», например, представлена одна из феминистских линий анализа, определяющих гендер как инстанцию мужского доминирования, которое организует сексуальность через властную систему, где возможности контроля принадлежат мужчинам. Контроль происходит через объективацию женщин и, кроме того, — через эротизацию акта контроля как такового. Представители этой позиции подчеркивают, что в восприятии мужчин только женщины имеют гендер, мужчины же могут не иметь такого знака специфичности, т. к. они представляют все человечество. Эта идея нашла отражение в давнем предрассудке, смысл которого в том, что пол, сексуальность — прерогатива женщин, отсюда выросла вся тема «мистики женственности» (Б. Фридан).

Гендер как культурная метафора осмысляется в философии постмодернизма и является еще одним весьма продуктивным аспектом анализа предмета. Этот аспект в большей степени выражает культурно-символическую природу гендер. Наличный культурно-символический гендерный ряд представляет не всегда явные ценностные ориентации и установки, оформляет образы феминности и маскулинности в их социокультурной конкретике, выражает культурно-символическую иерархию внеполовых дихотомий, которые оказываются предзаданы всей онтологией мужского и женского. Встроенность мужского и женского как онтологических начал в систему других базовых категорий трансформирует и их собственный, первоначально природно-биологический смысл. Пол становится культурной метафорой, а данная метафора способна выполнять функцию не только описания, но и оформления социальной реальности. Данная линия анализа развивается в основном французской постструктуралистской традицией (Люси Ирригарэ, Хелен Сису, Юлия Кристева), где весьма заметно влияние идей Деррида.

В несколько иной терминологии эта же линия анализа Г. развернута в аспекте изучения полового символизма. Так, этнографы, исследуя на своем материале проблемы половой дифференциации в рамках изучения брачно-семейной обрядности, воспитания детей и т. д., заострили внимание на формах полового символизма и показали, что тотальная половая дифференциация представлена и закреплена на первичных уровнях человеческого существования через половой символизм. Символика мужского и женского, данная через противопоставление, выполняет классифицирующую роль в построении модели мира. Мощность и разрешающая сила оппозиции мужское/ женское заложена в том, что полярность требует активного, творческого (творящего) взаимодействия оппозитов, что является сутью творения, существом мира и его гарантом. Отсюда универсализующая роль классификации по признаку мужское/женское, когда под нее подверстываются объекты, явления и действия, реально с сексуализацией универсума не связанные. Так, на уровне культуры весь мир (и природный, и вещно-предметный) оказывается сексуализированным, т. е. разделенным на две части по признаку мужское/женское.

В половом символизме большинства культур «мужское» отождествляется с духом, логосом, культурой, активностью, силой, рациональностью, светом, наполненностью, формой и т. д. «Женское» — с материей, хаосом, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмою, пустотой, бесформенностью. В европейской традиции патриархата эти ряды рассматриваются не только как дихотомия, но и как иерархия. Половой символизм хоть и в весьма опосредованной, растворенной форме, но также отражает властные смыслы гендерной дифференциации общества, что перекликается с актуальными концепциями символической власти.

В целом же следует отметить, что …анализ гендерных отношений по сути является анализом отношения власти полов в экономической, социальной, политической сферах жизнедеятельности.


 

 

 

2. ДИАЛЕКТИКА БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЛА

 

       Жизнь как пламя. Ей все время нужен новый материал. Способность размножаться, воспроизводить себе подобные существа взамен сгоревших при обмене веществ является признаком отличия живого от неживого. Примитивные организмы могут производить идентичное потомство простым делением  (бинарное, множественное, фрагментацией, спорами, клонированием, почкованием), у высших обязательно  взаимодействие разных по наследственным и морфофизиологическим  характеристикам особей. У них образуется пол, благодаря чему генетические изменения из обусловленных случайными мутациями, превращаются  в постоянный механизм  отбора полезных свойств, «встроенный» в эволюцию биоты. Возникновение полового деления  и есть граница между низшей и высшей формами жизни на Земле. Это  была подлинно сексуальная революция. В рамках развития  и совершенствования живого она по своему  значению сравнима с появлением органических существ вообще стратегия жизни предполагает, что субстратное разделение особей сопровождается обратной  тягой к единству, влечением к образованию нового целого и тем самым восстановлению онтологической тождественности вида. Поляризованность субстрата компенсируется энергией соединения. Кроме наследственных биологических выгод возникновение полов увеличивает эффективность взаимодействия с внешней средой. Оно целесообразно поведенчески, когда к особи предъявляются противонаправленные требования: быть спокойной, например при рождении и воспитании потомства или быть агрессивной, продолжая защищать свою территорию; охотиться ради собственного выживания или кормить детенышей; быть ориентированной вовне или вовнутрь.  Одновременное действие по разным векторам дисфункционально, сужает возможности видового прогресса. Деление по полам решает эту задачу,  закладывая более адекватную структуру ответа на вызов  сталкивающихся друг с другом обстоятельств. Разделение  функций «по полам» первый шаг к сложности и получению эмерджентного  выигрыша.

Одним из самых значительных результатов биологической эволюции явилось формирование у высокоорганизованных ветвей жизни поляризованной системы полов.

Переходный вид Homo sapiens соединил с мыслью это достигшее совершенства биологическое средство нахождения оптимума.

До тех пор, пока логическое полностью не вступит в свои права и полы до конца не исчерпают своих возможностей, психика мужчин и женщин будет воспроизводить свойственные им половые противоположности.

В чем они состоят? Не поднимая всех пластов теории взаимодействия полов (и отсылая читателя к работам Геодакяна), укажем на главное. Думаем, понятно, что сжатое изложение позволит нам лишь в самой незначительной степени выйти за пределы абсолютизации того и другого начала. Не абсолютизируя, нельзя браться за рассмотрение противоположностей.

На определенном этапе развития природы ее диалектика нашла воплощение в поляризации приуроченных к полам функций.

Мужской пол, оперативно реагируя на изменения среды, на динамику мира, взял на себя труд стихийного внедрения в продолжающееся в следующих поколениях бытие жизненно важных новинок. Мутации обеспечиваются самцами, их половые клетки продуцируются на протяжении всей жизни, продуцирующие органы самцов вынесены во внешнюю среду. Женский пол, отталкиваясь от относительной стабильности условий существования и определенной неизменности мира, взял на себя ответственность за сохранение накопленного достояния. У самок яйцеклетки заложены от рождения и бережно хранятся в глубине тела.

Мужской пол представляет собой олицетворение революционной тенденции изменчивости, женский — консервативной тенденции устойчивости.

Мужской пол, отвечая за обновление и изменение, привносит в будущее (в следующие поколения) отличное от сегодняшнего качество. Позитивно ли оно, с точки зрения прогресса, или негативно, решится завтра в ходе естественного, в том числе полового, отбора. Новации ведь вырабатываются вслепую. Стабилизирующий женский пол, со своей стороны, поставляет необходимое для обеспечивающего существование прогрессивного отбора количество (потомство). Иначе говоря, мужской пол является носителем качества, женский — количества. Во взаимодействии полов воссоединяются эти две стороны единого процесса развития.

По логике вещей носителю качества и поставщику новинок, чтобы в полной мере отвечать своему предназначению, следовало бы в бóльшей степени, чем носителю количества и хранителю традиций, отличаться от узкой нормы (мы имеем в виду самую общую биологическую норму). «Экспериментируя» на самцах, природа должна загонять их на периферию широкой нормы и даже за ее пределы. Именно там, вдали от устоявшегося центра, находится источник потенциальной, будущей новизны. Женский пол, напротив, чтобы оправдать свое призвание, должен быть консолидирован вокруг сформировавшейся в прошлом, действительной линии оптимума.

Посмотрим, как обстоят дела у «разумных животных». Для этого вообразим, что мы следим за довольно представительным соревнованием взятых наугад мужчин и женщин. Не спортивным, где велика роль телесных различий, а соревнованием в самых разнообразных видах деятельности, в принципе не знающих половых ограничений: в приготовлении пищи, шитье, учебе, художественном или научном творчестве… Впрочем, такое состязание — не наша умозрительная конструкция. Оно происходит постоянно, и организует его сама жизнь.

Деятельные реакции подтверждают теоретически необходимый разброс мужчин и тяготение к узкой норме женщин.

Но деятельные реакции не существуют без психических. Психическое предшествует и сопутствует деятельному. Действительно, в психической жизни, хотя здесь и не проводится публичных соревнований, мы наблюдаем ту же закономерность. В центре психического сообщества, в области узкой нормы женщин больше, чем мужчин; на периферии, наоборот, — больше мужчин, нежели женщин.

Мужчины и женщины живут в одном реальном мире. И, одновременно,— в разных идеальных мирах.

Диалектика пола является выражением общего нарастания сложности развития живого.

В гендере связанные с полом особенности  поведения и сознания людей перестают объясняться их анатомо-физиологическими характеристиками. Они считаются социально-культурными. Получается, что можно быть женщиной по полу, но мужчиной по гендеру и наоборот.  Гендер как бы сканирует ценностные  аспекты полов: «мужское» и «женское», структурируя социум через отнесенность его  членов к идеальному типу того или иного пола,  а не по эмпирической телесности. Движущей силой  гендерного структурирования стало  движение женщин за равные права с мужчинами, а когда они были достигнуты, за равенство  фактического положения, «одинаковость» с ними во всех сферах жизни. Его (ее) до сих пор нет, что  объясняется сохранением господствующих в обществе  «стереотипов». Стереотип — универсальное слово,  causa sui  ( причина самого себя), своеобразная порождающая субстанция, определяющая социальные роли и смысл гендера. «Мужская цивилизация», тысячи лет патриархата, семья — самые упорные стереотипы человеческой истории, не позволившие  женщинам проявить себя  в том же качестве, что и мужчинам. До сих пор главные  сферы деятельности: управление, финансы, высокие технологии, фундаментальная наука заняты преимущественно мужчинами. Они политики, банкиры, изобретатели, летчики, хакеры и т.д. Откуда возобладали и почему продолжают господствовать эти стереотипы, остается загадкой.

Гендерная идеология опирается на утверждение, что никакой природы у человека нет. Тело и его органы не имеют функционального значения. Его сущность чисто социальна, исторична и, в конечном счете, может конструироваться. При этом нередко апеллируют к марксистскому тезису о  человеке как «ансамбле  отношений».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сколько же велика разница между мужчинами и женщинами. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что гендерные различия не тук уж велики как принято считать. Мы никак не можем со стопроцентной уверенностью сказать, что гендерные различия можно обосновать биологическими. На нашу гендерную роль влияет огромное количество внешних факторов с самого рождения. Мы наблюдаем за поведением наших родителей и других взрослых, стараясь подражать людям своего гендера, играем в определенные игры. Средства массовой информации создают в нашем обществе стереотипы женственности и мужественности, которые мы не можем оставлять без внимания. Мы вырастаем, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли, быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаясь с тем что, предписывает нам общество.

Как уже было сказано ранее существует множество ограничений накладываемых женской или мужской ролью. Женские проблемы включают в себя: низкую зарплату, низкий статус и небольшие властные возможности, а так же загруженность домашними обязанностями. К мужским можно отнести: лишение содержательности отношений, недостаточная социальная поддержка, физические проблемы, вызванные переутомлением на работе и рискованным поведением. Эти ограничения указывают на то, что роли должны изменится. Конечно, не стоит стремится к абсолютному гендерному равенству. В определенных ситуациях все-таки стоит оставить привилегию мужчинам быть сильными и мужественными, а женщинам быть нежными, слабыми, женственными. Просто необходимо уменьшить негативные последствия, которые накладывает на нас наша гендерная роль, а это возможно лишь при склонении в какой-то степени к гендерному равенству.

Конечно, со временем все меняется. Все большее число женщин занимаются управленческой деятельностью и выполняют другие виды работ, в которых доминируют мужчины, разрыв в зарплате мужчин и женщин несколько сокращается. Мужчины выполняют чуть больший объем работ по дому, и многие проводят больше времени со своими детьми, чем это делали их отцы. Однако вполне очевидно, что нам предстоит еще очень долгий путь.

 

 

 

  1. Введение в гендерные исследования.—Харьков: ХЦГИ, Санкт- Петербург:   Издательство «Алетейя», 2001. Т.
  2. Лорбер Дж., Фарелл C. Принципы гендерного конструирования. М., 2002


     

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->