ОЩУЩЕНИЕ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие – совокупность ощущений. Так, воспринимая свежее, румяное, круглое, ароматное яблоко, человек отражает в ощущениях его цвет, запах, ощущает его тяжесть, упругость, его гладкую поверхность.

Однако восприятие больше, чем сумма ощущений, получаемых от того же предмета. Воспринимая яблоко, человек знает, что именно яблоко, что оно имеет характерный вкус, что его можно есть, что это плод. Воспринимаемый предмет человек всегда обозначает определенным словом – «яблоко», которым обозначен не какой-либо определенный цвет, вкус, форма или запах, но весь предмет как целое. «Воспринимать кресло – это значит видеть предмет, в который можно сесть», — писал французский психолог П.Жанэ, — «а воспринимать дом, — говорил Вейцзекер, — это значит видеть не образ, который «вошел» в глаз, а напротив, узнать объект, в который можно войти».

Воспринимая что-либо, человек имеет в виде знакомое ему и относительно постоянное для данной категории вещей соотношение частей в целом.

Восприятие предмета как сложного объекта требует аналитико-синтетической функции коры. Предмет как целое должен быть выделен на фоне всех других вещей. Для этого предмет должен быть уже знаком человеку, ему должна быть известна определенная группа предметов, к которой относится данный, должно быть известное слово, обозначающее эту группу предметов. Так, слово, являясь названием данной конкретной вещи, дает человеку знание того, что он воспринимает.

Механизм процесса восприятия значительно сложнее, чем ощущения. Понятно, что и развитие этого познавательного процесса у ребенка совершается несколько иначе, чем развитие чувствительности и моторики.

Современная психология рассматривает не как процесс одномоментного отпечатка воспринимаемого человеком предмета на сетчатке его глаза или в коре его мозга. Восприятие – это процесс, связанные по своему происхождению с внешним практическим действием (А.В. Запорожец)1. Причем это практическое действие не исчерпывается движением глаз или пальцев по воспринимаемому предмету. Человек совершает различные ориентировочные исследовательские действия, которые служат формой практической проверки зрительного (или другого) образа, возникающего на основе непосредственного воздействия предмета на соответствующий орган чувств.

Ощущение – это познавательный психический процесс, отражение отдельных признаков и свойств предметов, явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущение – предпосылка для создания образов, их познания. Ощущение – это, во-первых, начальный момент сенсомоторной реакции; во-вторых, результат сознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприятия.

Первоначально учение об ощущениях возникло и развивалось в философии как часть теории познания. Согласно сложившейся традиции, в философии термин Ощущение трактовался широко, охватывая все явления чувственного отражения, включая и восприятие. Уже в V в. до н. э. Гераклит и Протагор рассматривали ощущение в качестве источника человеческого познания. А Вунд различал ощущение и восприятие, при этом восприятие понималось как комплекс ассоциативно связанных ощущений.

Ощущения разнообразны и включают следующие виды: зрительные. Обонятельные, вкусовые, болевые, осязательные, температурные, вибрационные. Особенно важны зрительные. Через глаз мы получаем примерно 80% об окружающем нас мире. Быстрота возникновения разных ощущений после начала воздействия неодинакова: осязательного – 0,09 с, слухового – 0,12 с, зрительного – 0,15 с. Отсюда следует, что звуковой аварийный сигнал будет воспринят несколько быстрее, чем световой. Все ощущения имеют некоторые особенности. Во-первых, наличие определенных границ и возможностей. Ощущения – пороговые. Нижний – абсолютный порог. Ощущение характеризует минимальную воздействия. Существует также порог различения близких между собой воздействий и верхний (абсолютный) порог, измеряемый такой максимальной силой воздействия, при которой еще сохраняются ощущения. Пороги характеризуют уровень развития чувствительности: чем он ниже, тем выше чувствительность1.

Во-вторых, адаптация – изменение чувствительности в процессе приспособления к действующему воздействию. Дынные состояния легко пронаблюдать, например, при переходе из темного помещения в светлое, и наоборот. Сильные воздействия понижают чувствительность. Так, нормальная чувствительность слухового анализатора после резких звуков восстанавливается через несколько минут и даже часов.

В-третьих, взаимовлияние ощущений, например, слуховые влияют на зрительные, и наоборот, болевые на двигательные и т. д.

Ощущения поддаются тренировке. Двигательные ощущения развиваются с помощью физкультуры и спорта. Различение близких звуков может улучшить слуховые ощущения.

Ощущения могут быть нескольких видов.

Органические. Органическая чувствительность доставляет нам разнообразные ощущения, отражающие жизнь организма. Органические ощущения связаны с органическими потребностями и вызываются в значительной мере нарушениями автоматического протекания процессов во внутренних органах. К органическим ощущениям относятся ощущения голода, жажды, ощущения идущие из сердечно-сосудистой, дыхательной и половой систем, а также смутные, трудно дифференцируемые ощущения.

Исследования последних десятилетий привели к открытию в самых разнообразных внутренних органах рецепторов, с деятельностью которых связаны органические ощущения. Все эти рецепторы относятся к категории интерорецепторов (по классификации Ч. Шеррингтона). С деятельностью интерорецепторов пищеварительного тракта связаны ощущения голода и жажды.

Голод и ощущения, его сопровождающие, стали предметом многочисленных исследований. Вначале полагали, что голод вызывается пустотой желудка. Это мнение основывалось на ряде житейских наблюдений. Однако, более тщательное наблюдение, привело к выводу, что ощущение голода не может вызываться пустотой желудка, т. к. голод обычно появляется значительно позже того, как желудок опорожнен. Раздражения, исходящие от сокращений пустого желудка передаются в мозг через афферентные нервы. Ощущение голода, возникающее в результате этого, отражает недостаток питательных веществ в организме.

Жажда выражается в ощущениях, локализованных во рту. Когда жажда достигает большой силы, к этим ощущениям присоединяется сжатие глотки. И к этим ощущениям присоединяется общее тягостное чувство.

Все органические ощущения имеют ряд общих черт1:

  1. Они, как правило, связаны с органическими потребностями, которые через органические ощущения обычно впервые отражаются в сознании. Органические ощущения связаны обычно с напряжением. Они включают поэтому момент динамики, влечения, стремления
  2. В органических ощущениях сенсорная, перцептивная чувствительность еще слита с чувствительностью аффективной. Таким образом, в органической чувствительности представлена не только сенсорность, но и аффективность. Органические ощущения отражают не столько какое-то свойство, сколько состояние организма.
  3. Органические ощущения, отражая потребности обычно связаны с двигательными импульсами. Таковы, например, спазматические движения при сильной жажде, при ощущении удушья и т. д. Органические ощущения включены обычно в психомоторное единство. Таким образом, органические ощущения сплетены с различными сторонами психики.

    Статические ощущения. Показания о состоянии нашего тела в пространстве, его позы равно как и движения отдельных частей тела относительно друг друга, многообразные ощущения по преимуществу от внутренних органов и т. д. Основным органом, регулирующим положение тела в пространстве, является лабиринтный аппарат. Центральным органом, регулирующим сохранение равновесия тела служит преддверие лабиринта – вестибулярный аппарат. Внешним органом равновесия является мозжечок. В то время как вестибулярный аппарат служит для определения и регуляции положения по отношению к вертикали, для определения вращательного и ускоренного поступательного движения собственно тела служат полукружные каналы.

    Кинестетические ощущения. Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков.

    Осязание. Ощущение прикосновения и давления в такой абстрактной изолированности, в какой они выступают при типичном для традиционной психофизиологии определении порогов кожной чувствительности, играют лишь подчиненную рол в познании объективной действительности. При осязании материального мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета. Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве.

    Осязательные ощущения, сочетаясь с многообразными данными кожной чувствительности, отражают и множество других свойств, посредством которых мы распознаем предметы окружающего нас мира. В ходе индивидуального развития с самого раннего детства, уже у младенца, рука является одним из важнейших органов познания окружающего. Младенец тянется своими ручонками ко всем предметам, привлекающим его внимание. На осязании, на деятельности движущейся руки основывается в значительной мере весь процесс обучения слепых, и в еще большей мере – слепоглухонемых.

    Обонятельные ощущения. Тесно связаны между собой обоняние и вкус, являющиеся разновидностями химической чувствительности. У низших животных обоняние и вкус, вероятно, нерасчленены. В дальнейшем они дифференцируются. Обонятельные ощущения в значительной мере регулируют поведение животных. До недавнего времени принято было считать, что у человека обоняние не играет особенно существенной роли. Но значение его все же велико в силу влияния, которое обоняние оказывает. Обонятельные ощущения возникают при проникновении в нос вместе с вдыхаемым воздухом молекул различных веществ. В силу той роли, которую обоняние играет в нашей вегетативной нервной системе, обоняние может оказывать влияние на пороги чувствительности различных органов чувств.

    Вкусовые ощущения. Вкусовые ощущения, как и обонятельные, обусловлены химическими свойствами вещей. Можно выделить 4 основных качества вкусовых ощущений – соленые, кислые, сладкие, горькие. Вкусовые ощущения возникают при воздействии на вкусовые области растворимых и способных к диффузии веществ.

    Большую роль во вкусовых ощущениях играет процесс компенсации, т. е. заглушения одних вкусовых ощущений другими. Вкусовые ощущения играют заметную роль в настройке эмоционального состояния, через вегетативную нервную систему.

    Слуховые ощущения. Слуховые ощущения являются отражением воздействия на слуховые рецепторы звуковых волн.

    Зрительные ощущения. Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Зрительные ощущения вызываются воздействием на глаз света, всегда обладая тем или иным цветовым качеством. Зрение дает нам отражение всего многообразия свойств объективной действительности.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. Восприятие как познавательный процесс

     

    Восприятие – это непосредственное отражение предметов, явлений или процессов окружающего мира. Это субъективный образ предмета, процесса или явления, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов. Иногда термином восприятие обозначается так же система действий, направленных на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения.

    Все филогенетическое развитие чувствительности свидетельствует о том, что определяющим в процессе развития чувствительности по отношению к тому или иному раздражителю является его биологическая значимость, т. е. связь с жизнедеятельностью, с поведением, с приспособлением к среде. Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни встающие перед ним практические задачи, человек воспринимает окружающее. Восприятие предметов и людей, с которыми ему приходится иметь дело, условий в которых протекает его деятельность, составляет необходимую предпосылку осмысленного человеческого действия. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает; он часто активно вбирает установку, которая обеспечивает адекватное восприятие предмета; воспринимая, он, таким образом, производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом. Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и сознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество, как свойство определенного предмета. Восприятие предмета предполагает со стороны субъекта не только наличие образа, но и определенной действенной установки, возникающей лишь в результате довольно высоко развитой тонической деятельности (мозжечка и коры).

    Восприятие не только связано с действием, с деятельностью – и само оно специфическая познавательная деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств предмета. Восприятие – это форма познания действительности. Процесс восприятия включает в себя познавательную деятельность, «прощупывания», обследования, доставляемых нашими органами чувств под воздействием внешних раздражений, действующих в данный момент1.

    Попытка оторвать восприятие от ощущения явно несостоятельна. Но восприятие вместе с тем и не сводится к простой сумме ощущений. Оно всегда является более или менее сложным целым, качественно отличающимся от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и – в известном смысле – также чувства и эмоции. Поскольку восприятие не сводится к простой механической сумме или агрегату ощущений, определенное значение приобретает вопрос о структуре восприятия, т. е. расчлененности и специфической взаимосвязи его частей. В силу этой расчлененности и специфической взаимосвязи частей воспринимаемого оно имеет форму, связанную с его содержанием, но и отличную от него. Форма в восприятии обладает некоторой относительной независимостью от содержания.

    Константность восприятия. Всякое восприятие является восприятием объективной действительности. Ни одно восприятие не может быть ни истинно понято, ни даже правильно, адекватно описано вне отношения к объективному предмету, к определенному участку или моменту объективной действительности. Константность восприятия выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия. Если воспринимаемый нами на некотором расстоянии предмет удалить от нас, то отображение его на сетчатке уменьшится как в длину так и в ширину, и, значит уменьшится и площадь его, а между тем в восприятии образ сохранит в определенных пределах ту же постоянную, предмету свойственную величину. В процессе восприятия как бы различается собственный размер предмета и его удаление от воспринимающего, объективная форма предмета и угол зрения, под которым он воспринимается, собственный цвет и освещение, в котором он является. Не было бы вообще восприятия предметов, было бы одно непрерывное мерцание, непрерывно сдвигающихся, увеличивающихся пятен и блесков неописуемой пестроты. Константность заключается в том, что основные чувственные качества восприятия и при некотором изменении субъективных условий восприятия следуют за остающимися постоянными свойствами воспринимаемых предметов. Отношение к периферическому раздражению подчинено регулирующему его отношению к предмету.

    Проблема константности, ортоскопичности, т. е. правильного видения – это проблема отражения в частной психофизической постановке.

    Осмысленность восприятия. Восприятие человека предметно и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем не пучки излучений и не структуры, а предметы, которые имеют определенное значение. Восприятие человека представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мышления. Чувственное и смысловое содержание восприятие при этом не рядоположены: прежде всего смысловое содержание, осмысливание предметного значения опирается на чувственное содержание, исходит из него и является ни чем иным, как осмысливанием предметного значения данного чувственного содержания. Осмыслить восприятие – значит осознать предмет, который оно отображает, значит выявить предметное значение его сенсорных данных. В процессе осмысления чувственное содержание восприятия подвергается анализу и синтезу, сравнению, обобщению. Таким образом, осмысление включает само восприятие к представлению и от него к мышлению. Осмысленность восприятия означает, что в него включаются мышление, осознание значения.

    Становясь все более сознательным о обобщенным, наше восприятие приобретает вместе с тем все большую свободу по отношению к непосредственному данному. Восприятие обычно никогда не бывает чисто пассивным, только созерцательным актом. Эмоциональное отношение как бы регулирует и расцвечивает восприятие – делает яркими, выпуклыми одни черты и оставляет другие затушеванными, в тени. Влияние интересов и чувств проявляется в восприятии сначала в форме непроизвольного внимания. Но восприятие может осуществляться на различных уровнях. Если на низших уровнях процесс восприятия протекает как бы «стихийно», независимо от сознательного регулирования, то в высших своих формах, связанных с развитием мышления, восприятие превращается в сознательно регулируемую деятельность наблюдения. Восприятие, поднявшееся до уровня сознательного наблюдения, является волевым актом. Восприятие в обыденной жизни относительно редко достигает той сознательной направленности, до которой оно поднимается в условиях научного познания, но оно никогда не спускается до уровня чисто пассивного, совершенно ненаправленного переживания. Таким образом, в ходе изучения восприятия все глубже раскрывается подлинное содержание того исходного утверждения, что восприятие не является простой суммой ощущений, что оно – сложный целостный процесс, а то и целенаправленная деятельность. Восприятие человека представляет собой в действительности единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мысли. Оно всегда не только сенсорная данность, но и осмысливание ее объективного значения.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Таким образом, обобщая проведенное исследование можно сказать следующее.

    Ощущения — это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.

    Ощущения — объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.

    Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие — это отражение комплексного раздражителя.

    Ощущение – это, во — первых, начальный момент сенсомоторной реакции;

    во — вторых, результат сознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприятия.

    Следует сказать, что ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. И одно, и другое являются чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания, на основе воздействия ее на органы чувств: в этом их единство.

    Но восприятие – осознание чувственно данного предмета или явления; в восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения, этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся; ощущение – отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего.

    В этом последнем случае ощущения и восприятия различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности. Ощущение и восприятие, таким образом, едины и различны.

     

    Список использованной литературы

     

    1. Леонтьев А. Н. Собрание сочинений. Т. 2. М., 1983
    2. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М., 1963.
    3. Основы психологии / Под ред. В. Е. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., 1983.
    4. Общая психология / Под ред. П. И. Питкасистого. М., 1988.
    5. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1996.
    6. Психолого-педагогический словарь / Под ред. С. Ю. Циркина, Ростов-на-Дону, 1998.
    7. Романова В. Я. Психология памяти. М., 2000.
    8. Рубинштейн С. Н. Основы общей психологии. СПб., 1999.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->