ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТИ

Актуальность темы исследования определяется следующими положениями. Проблема личности — одна из центральных в психологии. Ведущей она является и для других гуманитарных, антропологических наук: философии, педагогики, юриспруденции, социологии, медицины, экономики и т. д. Все эти науки опираются на общее, сложившееся в теории понимание личности как явления, делая акцент при этом на своем аспекте ее изучения.

Так, например, педагогику личность интересует как объект и субъект педагогического процесса, обучения, воспитания и развития. Философия делает акцент на выявление сущности личности и ее роли в общественном развитии, в социальном прогрессе. Экономика изучает личность как субъект производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей, благ. Юриспруденция рассматривает личность как носителя правового сознания, правовых норм, правил, ценностей, как субъекта правовых отношений, действий, поведения. Психологию личность интересует с точки зрения ее внутреннего строения, архитектоники, закономерностей возникновения, формирования, развития, особенностей социально-психологических проявлений, роли в этом природных, биологических (наследственных), социальных и других обстоятельств. Одна из центральных проблем в психологии личности — выявление психологических механизмов ее функционирования, проявлений, регуляции жизнедеятельности человека.

В исследовании проблем личности психология занимает одну из ведущих, определяющих позиций. Данные психологии вносят существенный вклад в коррекцию или подтверждение философских взглядов на понимание сути личности и ее роли в общественном развитии. Разработки психологией проблем личности являются основополагающими в решении своих аспектов личности другими гуманитарными, антропологическими науками, и прежде всего такими, как педагогические, юридические, социологические, политологические, экономические, медицинские.

Личность изучается в разных науках, как в психологии, так и в социологии, философии, истории. Во всех науках личность представлена своими различными свойствами, способностями и характеристиками. Существуют также обыденные, житейские представления о личности. Чаще всего, говоря о личности, имеют в виду особенные, значительные свойства и способности человека, его особые характеристики, при этом говорят о целостности личности, точнее, о цельности. Так, в обыденной жизни о каком-то человеке могут сказать: «Это личность», тем самым утверждая, что он отличается от других и выступает как талантливый, целеустремленный, непохожий на других человек. Говоря о том, что личность присуща не всем, но отдельным людям, обычно указывают не на традиционно выделяемые в психологии черты, но на те, которые оцениваются как очень значительные и возвышенные. Такой подход к личности, как в обыденном плане, так и в научном, называют валюативным.

Психология рассматривает личность как психологическую характеристику человека, который вступает в социальные связи и владеет речью. В то же время личность не есть сам человек. В философии сущность человека связывается со способностью к саморегуляции, самообусловливанию, решению о том, как поступить, какие условия выбрать, с разумом, способностью вступать в социальные взаимодействия. Личность обладает социальными средствами взаимодействия и познания. Посредством них личность и совершает свою деятельность, взращивая и корректируя себя по идеальному своему замыслу — какой бы хотела быть.

Научная психология называет личность некоторой целостностью, которая присуща человеку с определенного возраста и возникает в ходе его взаимодействия с социальными условиями, с другими людьми. Если ребенок развивается вне социума, то его личностью не называют. Также личностью не считают животное и ребенка до 3 лет.

Личность потенциально присуща каждому человеку, хотя о людях с психическими заболеваниями иногда говорят, что они частично теряют способность выступать как личность в социальном плане. Ряд психических заболеваний в целом связан с разрушением личности. В некоторых условиях человек частично теряет способность выражать себя личностью. Так, в условиях паники, скопления людей человек подчиняется общему состоянию и не способен принять решение и выбрать самостоятельно, как ему действовать.

Самоуправление и независимость личности иногда зависят от его уровня бодрствования. Сонный человек не склонен заявлять о себе как личность и быть самостоятельным и ответственным.

В психологии имеются разные подходы к изучению личности. Определений личности столько же, сколько и попыток описать личность. Личность исторична, потому нет личности как таковой вне истории. Личность человека, жившего сто лет назад, отличалась от личности человека, который жил двести лет назад и от личности современного человека. Личность выступает как продукт исторического развития, становления социальных факторов развития и проблем, решая которые человек входит в общество и становится личностью.

Личность выражается также в том, что отличает одного человека от другого, т.е. в индивидуальных характеристиках. На эти характеристики или личностный склад ориентируются окружающие люди, которые контактируют с человеком и предполагают, какие действия от него ожидать [15].

Личность не развивается в одиночестве и всегда прямо или опосредствованно контактирует с другими людьми. В ходе деятельности человек как бы сквозь призму своих отношений оценивает условия своей жизни, объекты, результаты, свое участие. Эта «призма» выражает освоенные и сформированные в ходе социального взаимодействия позиции, знания, установки. Освоение социальных знаний, умений, способов регуляции происходит через речь, знаковые системы культуры.

Ребенок, становясь личностью, идет от первичной связанности или слитности с окружающими к обретению независимости и ответственности за свои поступки и решения. Причем способность к самостоятельности «заложена» в социальных условиях, которые распредмечивает, раскрывает ребенок, реализуя способность стать личностью. Автономность личность не представляет собой абсолютный отрыв от социальных связей, от других людей, но означает, что человек не просто усваивает то, что окружающие люди ему передают, представляют как необходимое для повторения и воспроизведения. Но личность вступает в сложный диалог с социальными факторами своего развития. Личность способна принять решение о том, вступать ей в социальные контакты и становиться похожей в результате этого на окружающих или избегать этого, развиваясь самостоятельно.

Хотя понятие личности — проблема науки, однако, понять личность не означает логически определить. Как считает П.А.Флоренский, «личность.., разумеемая в смысле чистой личности, есть для каждого Я лишь идеал — предел стремлений и самопостроения… Дать же понятие личности невозможно, ибо тем-то она и отличается от вещи, что в противоположность последней, подлежащей понятию и поэтому «понятной», она непонятна, выходит за пределы всякого понятия, трансцендентна всякому понятию. Можно лишь создать символ… характеристики личности, или же значок, слово, и, не определяя его, ввести формально в систему других слов, и распорядиться так, чтобы оно подлежало общим операциям над символами, «как если бы» было в самом деле знаком понятия. Что же касается до содержания этого символа, то оно не может быть рассудочным, но — лишь непосредственно переживаемым в опыте само-творчества, в деятельном самопостроении личности, в тождестве духовного самопознания» [9].

Личность как субъект, имеющий свойства, как и любая вещь, в реальности не проявляется. Это абстракция для решения определенных задач, разработке определенных способов моделирования. В реальности человек, сводимый к субъекту, оказывается существующим, но не осуществляющим свою возможность быть человеком. А.Платонов увидел такого субъекта таким образом: «Новый человек — голый, без души и имущества, в предбаннике истории, готовый на все, только не на прошлое». «Личность, как чудо, как миф, не нуждается в экстенсивном раскрытии… она может выявить себя в жесте, в слове… (а может и утаить)… личность — это состояние духа и души, а не почетное пожизненное звание. Она… может потерять лицо, исказить свой лик, уронить свое человеческое достоинство, которое усилием берется… личность — …верховный синтез поведения, поведение далеко не всегда осуществляется на верхнем «до»… в личности достигается интеграция, слияние, гармония внешнего и внутреннего» [14].

Личность включает как индивидуальность, так и социально типичное. Понятие личности и индивидуальности не совпадают, но имеют общую область — индивидуальность личности.

Социально типичное обусловлено сходством личности с другими людьми. Человек сходен со всеми живущими людьми данного уровня цивилизации, культуры, в которой он живет, людами, входящими в малые группы, в которых он интегрирован, и т.д.

Социально типичное позволяет найти сходство, идентифицироваться человеку, индивидуальность отделяет человека от других. Социум ценит индивидуальность, но иногда воспринимает негативно. Индивидуальность противоречива. Она способствует гармонии отношений с другими и препятствует ей. Индивидуальность дает импульс развитию других и тормозит их самостоятельную активность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ, ИХ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Представители структурного функционализма разработали так называемую ролевую концепцию личности, которая сводится к тому, что личность является функцией от того множества ролей, которые выполняются индивидом. Они считали, что основной единицей анализа в социологии является не личность, а роль — совокупность тех ожиданий относительно поведения человека, которые имеет его окружение. С этой точки зрения индивид, чтобы стать личностью, должен принять на себя роли.

Согласно К.Р.Роджерсу, человек под влиянием окружения ставит себе «внешне» те задачи, цели, которые ему оказываются не нужны, непонятны, которые не способствуют его развитию. Понять себя и свои желания, цели человек способен, но для этого необходимы условия принятия и понимания другим [18]. Это и составляет суть психотерапии.

Личность можно рассматривать теоретически, как явление, но можно ставить и задачи изучения реальной личности.

Гордон Олпорт, первым выдвинувший теорию черт личности, главной задачей психологии считал объяснение уникальности индивидуума. Личность он рассматривал как динамическую организацию тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.

Олпорт считал черту самой значительной единицей анализа для понимания и изучения личности. В его системе черта личности определяется как предрасположенность к реагированию сходным образом на различные виды стимулов. Говоря кратко, черты личности объясняют устойчивость поведения человека во времени и в различных ситуациях. Они могут быть классифицированы как кардинальные, центральные и вторичные в зависимости от широты спектра их влияния. Олпорт также выделял общие и индивидуальные склонности. Первые – это общие черты, по которым можно сопоставить большинство людей в пределах данной культуры, в то время как последние относятся к характеристикам, свойственным какому-либо человеку, и не могут быть критерием для сравнения людей.

Всеобъемлющий конструкт, объединяющий черты личности и дающий направление жизни человека, получил название проприума («неотъемлемой собственности»). Это понятие обозначает «Я как познаваемое» и включает все аспекты индивидуума, участвующие в создании внутреннего чувства цельности. Другим ключевым моментом в теории Олпорта является концепция функциональной автономии. Она гласит, что мотивы взрослого человека не связаны с опытом прошлых переживаний, из которых они первоначально возникли. Олпорт выделяет устойчивую функциональную автономию (механизмы обратной связи в нервной системе) и собственно функциональную автономию (приобретенные человеком интересы, оценки, отношения и намерения). Последняя способствует развитию истинно зрелой личности, характерные особенности которой Олпорт описал весьма подробно.

Его теория черт личности отражает:

– сильную приверженность таким исходным положениям, как рациональность, проактивность и гетеростаз;

– умеренную приверженность холизму и познаваемости;

– слабое предпочтение положений свободы и субъективности;

– среднюю позицию по положениям конституционализма-инвайронментализма и изменяемости-неизменности.

Несмотря на то, что теория черт личности на сегодняшний день не стимулировала почти ни одного эмпирического исследования, прямо поддерживающего ее основные концепции, Олпорт внес довольно интересный эмпирический вклад в персонологическую литературу. Он отстаивал идеографический подход к изучению личности, направленный на раскрытие уникальности каждого человека

Структурная теория личности (Раймонд Кеттел) основана на использовании точных эмпирических методов исследования. Кеттел конструирует научную модель поведения  с целью раскрыть основные черты личности с помощью факторного анализа.

Теория Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение. Он утверждает, что адекватная теория функционирования и развития личности должна непременно строиться на строгих методах исследования и точных измерениях. Его излюбленными методами изучения личности являются мультивариативная статистика и факторный анализ

Черты личности, согласно Кеттелу, — гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени; они отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики. Основополагающими структурами Кеттел считает исходные черты, образующие блоки самого здания личности.

В отличие от поверхностных черт, которые не имеют единой основы, исходные определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени Кеттел выделяет 16 исходных черт — отзывчивость/отчужденность, интеллект, доминантность/подчиненность и др. Исходные черты Кеттел делит в зависимости от их источника на конституциональные (развивающиеся из биологических и физиологических данных индивидуума) и черты, сформированные окружающей средой (обусловленные влияниями в социальном и физическом окружении).

Способности (интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная координация) как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Черты темперамента Кеттел рассматривает как конституциональные  исходные черты, определяющие эмоциональность человека. Динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека, активизируют и направляют субъекта к конкретным целям.

Общие черты — уникальные черты. Общая черта — это такая черта, которая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Уникальные черты имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного, особенно часто проявляются в сферах интересов и установок.

Кеттел предпринял попытку определить сравнительный вклад наследственности и окружающей среды в развитие черт личности с помощью многопрофильного абстрактного вариантного анализа. Значение генетических и средовых влияний существенна меняется от черты к черте. Около двух третей характеристик личности определяется влияниями окружающей среды и одна треть наследственностью.

Помимо непосредственного воздействия ситуационных факторов, на поведение людей в значительной мере влияют те группы,  к которым они принадлежат (семья, церковь, сверстники, коллеги, школа, национальность).

предсказать поведение человека в данной ситуации (Cattell, 1965). Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации. Главная формула, используемая Кеттелом для предсказания поведения с определенной степенью точности, имеет вид:

R = f (S, Р)

Здесь сказано, что природа специфической ответной реакции человека (R), означающей, что он делает, или думает, или выражает словами, есть некая неопределенная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (P). Уравнение спецификации показывает, что характерная реакция на какую-либо ситуацию представляет собой функцию от комбинации всех черт, значимых для данной ситуации; причем каждая черта взаимодействует с ситуационными факторами, которые могут оказать на нее влияние.

В целях диагностики, психотерапии личность изучается в ее индивидуальных проявлениях. Р.Кеттелл, изучавший личностные свойства и описавший их в известном шестнадцатифакторном личностном опроснике, как-то сказал, что личность подобна любви: все знают, что она есть, но никто не определил, что она есть, что представляет собой. О личности говорят, но окончательно никто не сказал, что она собой представляет, как ее определять. Ее личностные смыслы не выражаются в языке, ее картина мира не постигается другим Человеком, выбор целей не обусловливается внешними условиями. Категория личности вызывает новые попытки ее понять, они приводят к разнообразию определений, но не позволяют схватить личность в понятии.

Английский ученый немецкого происхождения Ханс Айзенк (Hans Eysenck) вошел в историю психологии как создатель четырехуровневой иерархической модели человеческой личности. Подобно Р. Кэттелу, Айзенк пользовался для своих построений математическим аппаратом факторного анализа, однако его подход отличался от подхода Кэттела по нескольким важнейшим пунктам. Во-первых, он применял гипотетико-дедуктивный (hypothetico-deductive) метод обработки материала, перед тем как использовать факторный анализ. Во-вторых, он выделял не 35 черт, а только три базовых типа (types). В третьих, считал факторный анализ лишь одним из способов нахождения ответа на важнейшие вопросы, касающиеся теории личности.

В своей самой знаменитой книгой «Структура человеческой личности» (The Structure of Human Personality, 1952 b), в которой он обосновал эффективность факторного анализа как лучшего метода представления.

Ядром теории Айзенка является разработанная им концепция того, что элементы личности располагаются иерархически. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая система организации поведения.

Нижний уровень — специфические действия или мысли (specific acts or cognitions), индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности. Например, мы можем представить себе студента, который начинает рисовать в своей тетради геометрические узоры, если у него не получается выполнить задание. Но если его конспекты не изрисованы вдоль и поперек, мы не можем утверждать, что такое действие стало привычным.

Второй уровень — это привычные действия или мысли (habitual acts or cognitions), то есть реакции, которые при определенных условиях повторяются. Если студент постоянно с упорством трудится над заданием до тех пор, пока не получает решение, такое поведение становится его привычной реакцией. В отличие от специфических реакций, привычные реакции должны появляться достаточно регулярно или быть последовательными. Привычные реакции выделяются посредством факторного анализа специфических реакций.

Третий уровень в сформулированной Айзенком иерархии занимает черта (trait). Айзенк (1981) определял черту как «важное, относительно постоянное (semi-permanent) личное свойство». Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций. Например, если студент имеет привычку всегда выполнять задания в классе и всякую другую работу также не бросает, пока не закончит ее, то можно сказать, что он обладает чертой настойчивости. Поведенческие характеристики уровня черт получаются с помощью факторного анализа привычных реакций, и черты «определяются в смысле наличия значительной корреляции между различными вариантами привычного поведения» (Eysenck, 1990, р. 244). Большинство из 35 нормальных и аномальных первичных основных факторов Кэттела принадлежат к третьему уровню (уровню черт) организации поведения, чем и объясняется тот факт, что Кэттел выделил намного больше личностных факторов, чем Айзенк.

Четвертый, высший уровень организации поведения — это уровень типов (types) или суперфакторов (superfactors). Тип формируется из нескольких связанных между собой черт. Например, настойчивость может быть связана с чувством своей неполноценности, плохой эмоциональной приспособленностью, социальной робостью и еще несколькими чертами, которые все вместе образуют интровертный тип (introverted type).

В то время как Кэттел выделяет 35 черт первого порядка, Айзенк строит свою теорию всего лишь на трех более широких биполярных суперфакторах: экстраверсия/интроверсия, невротизм/стабильность и психотизм/суперэго. Черты Кэттела нельзя напрямую сравнивать с тремя типами Айзенка, поскольку черты Кэттела принадлежат к третьему уровню иерархической структуры, а типы Айзенка — к четвертому.

В отличие от Кеттела, Айзенк видит лишь два главных типа (суперчерты), лежащих в основе структуры личности: интроверсия-экстраверсия и стабильность-нейротизм. Рассмотрены явные особенности поведения, являющиеся результатом комбинаций этих двух типов. Например, люди, являющиеся одновременно интровертами и стабильными, имеют тенденцию контролировать свои поступки, в то время как экстраверты, отличающиеся стабильностью, склонны вести себя беззаботно. Айзенк утверждает, что индивидуальные различия по этим двум суперчертам, точно так же, как и третий фактор, называемый психотизм – сила Сверх-Я, тесно связаны с нейрофизиологическими особенностями человеческого организма. Айзенк придает генетическому фундаменту черт личности гораздо большее значение, чем Кеттел.

Айзенк разработал несколько опросников для оценки трех основных суперчерт, лежащих в основе его иерархической модели личности. Был описан личностный опросник Айзенка, а также проведенное с его применением исследование, демонстрирующее разницу в поведении между интровертами и экстравертами.

Личность Р.Кеттелл представил в виде иерархической модели свойств,
среди которых — эмоциональная стабильность, экспансивность, само
уверенность. Благодаря установлению корреляционных связей свойств
личности были выделены такие факторы личности, как интроверсия,
нейтротизм, выступающие вершиной факторной иерархии свойств. Это
послужило началом номотетического подхода к личности, выражающегося в изучении общих свойств, по которым можно сравнивать между собой разных людей. А.В. Петровский делает критические замечания относительно подхода к личности, в котором приводится описание ее свойств и не изучается сущность. Такой подход А.В.Петровский назвал коллекционерским. Исследователь описывает свойства, составляет список свойств, но не приходит к вопросу о том, что же такое личность. Противоположный подход — идеографический [13]. Его представитель Г. Оллпорт полагал, что личность не описывается в общих свойствах, ее можно рассматривать в уникальных, единичных проявлениях [12]. Это позволяет понять личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение следует отметить следующее. Личность является одной из базовых категорий психологической науки. Под личностью в отечественной психологии понимают сложное, системное, многоуровневое, иерархически организованное, разноплановое, полисодержательное, прижизненно сложившееся, сформировавшееся психическое образование человека, в котором он выступает не только как объект и продукт, результат педагогических и других воздействий, но и как сознательный субъект познания и активного преобразования действительности.

Личность — это конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей, качеств, которые характеризуют его как объекта (продукт, результат) общественного (и другого) развития и как субъекта преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней. Личность — это конкретный человек как носитель сознания (К. К. Платонов) и самосознания.

Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции, имеющие дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время. Эти стабильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики. В этом смысле они аналогичны таким понятиям, как атомы и клетки в естественных науках. Однако структурные концепции строго гипотетичны по своей природе. Их невозможно увидеть под микроскопом, как, скажем, нейроны мозга.

Для объяснения того, что представляют собой люди, персонологи предложили некую мозаику, составленную из концепций. Один из наиболее популярных примеров структурных концепций – это концепция черт личности. Черта рассматривается как устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях. Здесь есть некоторое сходство с определениями, даваемыми непрофессионалами, когда они рассуждают о наиболее характерных поведенческих реакциях других людей. Распространенные примеры черт личности – импульсивность, честность, чувствительность и робость. Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк, трое ведущих авторитетов в области изучения черт личности, полагали, что структуру личности лучше всего схематически представить в терминах гипотетических качеств, лежащих в основе поведения.

На другом уровне анализа структура личности может быть описана при помощи концепции типа личности. Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующей самостоятельную категорию с четко очерченными границами. По сравнению с концепциями, имеющими дело с чертами личности, подобные концепции подразумевают более постоянные и более обобщенные поведенческие характеристики. Поскольку люди наделены многими чертами, выраженными в разной степени, их обычно описывают как принадлежащих к тому или иному типу. Например, Карл Густав Юнг придерживался мнения, что люди разделяются на две категории: интровертов и экстравертов. С этой точки зрения любая личность – непременно либо одно, либо другое.

Теории личности различаются в зависимости от концепций, используемых при описании структуры личности. Некоторые теоретики выдвигают в высшей степени сложные и тщательно разработанные построения, множество составных частей которых связаны друг с другом мириадами путей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 2000.
  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
  3. Братусь Б.С., Розовский И.Я., Цапкин В.Н. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности.–М.: МГУ, 1988.
  4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. Соч.: В 6-ти тт. Т. 3 / Отв. ред. А.В. Запорожец.–М.: Педагогика, 1983.
  5. Дичев Т. Легализованный сатанизм и психотронное рабство // Молодая гвардия. 1993. № 10
  6. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания / Отв. ред. Ю.Ф. Гущин. -М.: МЭИ, 1986.
  7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г.–М.: НПО «МОДЭК», 1997.
  10. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
  11. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.
  12. Оллпорт Г.В. Личность в психологии.–М.: ЮВЕНТА, 1998.
  13. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов н/д., 1993.
  14. Платонов К.К. Структура и развитие личности.–М.: Наука, 1986.
  15. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979
  16. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982.
  17. Проблема К.К. Проблемы способностей.–М.: Наука, 1972.
  1. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М. Исениной; Общ. ред. И.Е. Есенина. -М.: Прогресс, 1994.
  2. Хьелл Лари, Даниэл Зинглер. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. – СПб.: Питер-Пресс, 2006

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->