МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ПЕРСОНАЛА НА ОСНОВЕ ТЕСТА М. ЛЮШЕРА

Актуальность темы исследования определяется следующим. Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Это обстоятельство давно уже учитывается в искусстве, эстетике, гигиене производства. Поскольку эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его (выбором), или безразличием, или отказом от него (негативной оценкой), то оно учитывается и в психодиагностике.

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.

Объектом исследования выступают трудовые ресурсы предприятия ООО «Юг-издат».

Субъект исследования – общество с ограниченной ответственностью «Юг-издат» г. Краснодара, занимающееся издательской деятельностью

Цель работы – анализ провести исследование возможности применения теста М. Люшера в качестве метода оценки профессиональной пригодности коллектива.

Задачи исследования:

– рассмотреть сущность теста М. Люшера;

– охарактеризовать методику и определить особенности теста М. Люшера как метода оценки профессиональной пригодности персонала;

– дать краткую организационно-экономическую характеристику объекта исследования;

– провести оценку персонала с применением теста Люшера.

Теоретическими источниками работами являются работы следующих авторов: Адамчук В.В., Анастази А., Березин Ф.Б., Истратова О.Ню, Люшер Макс, Пугачев В.П. и др.

 

1.1. Описание теста М.Люшера

 

Тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием. Тест Люшера характерен тем, что может за короткое время (время проведения — меньше 5 мин) дать глубокую и обширную, причем свободную от сознательного контроля, характеристику его психологического состояния.

Применение теста не ограничивается ни интеллектуальными, ни языковыми, ни возрастными рамками, ни состоянием, в котором находится испытуемый. Тест тонко работает даже с дальтониками и теми, кто, как им кажется, выбирает нарочно не то, что им нравится.

Стимульный материал к тесту состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм. Полный набор состоит из 73 квадратов различных цветов и оттенков. Обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера) синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными — фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой). Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.

Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый — предпочитаемыми, пятый и шестой — нейтральными, а седьмой и восьмой — вызывающими антипатию, негативное отношение.

Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, например: красный — стремление к власти, доминированию, зеленый — упорство, настойчивость. Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция, занимаемая конкретным цветом. Например, полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние — подавляемые потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди дополнительных — со сферой бессознательного.

В разработанной М. Люшером теории личности есть два основных психологических измерения: активность-пассивность и гетерономность-автономность.

В зарубежных исследованиях, посвященных данной методике отмечается умозрительность теории ее автора, необходимость детальной научной разработки теста. Данные о валидности и надежности теста неоднозначны. Наряду с индивидуальным обследованием допускается групповое.

В отечественных исследованиях изучалась валидность цветового теста Люшера (И. М. Дашков и Е. А. Устинович, 1980), исследовались связи между выбором цвета и эмоциональным состоянием (Н. К. Плишко, 1980). Предпринята попытка разработки на основе данного теста методики, предназначенной для изучения эмоциональных компонентов отношения человека к значимым для него людям и самому себе (А. М. Эткинд, 1980). Исследования Н. Н. Пуховского (1995) посвящены психометрической разработке 8-цветный вариант Люшера. По мнению этого исследователя, тест «запускает» нейропсихологические механизмы категориального цветовосприятия. Предполагается, что при традиционной процедуре тестирования взаиморасположение некоторых пар цветов в 8-позиционном ряду неслучайно, их сочетание без повторений подчиняется закону нормального распределения и отражает закономерности функционирования психологических механизмов, формирующих актуальное психическое состояние и устойчивые особенности личности. Приводятся данные, подтверждающие гипотезу, и делается вывод о том, что тест чувствителен к малейшим изменениям актуального состояния, а также может быть полезен для изучения личностных особенностей.

Во всем мире Тест Люшера успешно применяется для:

– самодиагностики и коррекции своего психологического состояния;

– анализа семейных конфликтов и причин затрудняющих устройство своей личной жизни;

– контроля динамики волевой и эмоциональной сферы спортсменов в процессе тренировок и во время соревнований;

– отбора кандидатов в психотерапевтические группы, для более адекватного подбора психотерапевтических воздействий.

 

1.2 Цветовая интерпретация психологического состояния человека

 

Охарактеризуем цветовую интерпретацию психологического состояния человека на основе цветового восприятия.

Синий цвет – темно-синий цвет представляет собой свободный от раздражения покой. При рассматривании темно-серого цвета наступает вегетативное успокоение. Пульс, кровяное давление, частота дыхания и сторожевые функции снижаются и трофотропно регулируются. Организм настраивается на щадящий режим и отдых. При заболеваниях и утомлении возрастает потребность в синем. Повышаются чувствительность и готовность воспринимать болевые ощущения.

Темно-синий цвет – это, как и каждый из четырех основных цветов, цветовое выражение биологической потребности: физиологически – это покой, психологически – это удовлетворение. Удовлетворение – это период, когда наступает мир и удовлетворенность. Тот, кто находится в таком уравновешенном, гармоничном состоянии, без напряжений, чувствует себя приспособленным, принадлежащим к коллективу и находящимся в безопасности. Поэтому синий цвет представляет собой привязанность ко всему окружающему: единение, тесную связь. Да и в народе говорят: «Синий цвет – это верность». В состоянии единения ощущает особую чувствительность к различиям. Поэтому синий цвет соответствует всем видам эмоциональности (восприимчивости).

Из основного значения синего цвета можно увидеть под разными углами зрения бесчисленное количество особых значений и возможностей, из которых лишь некоторые были здесь упомянуты. Синий цвет, как спокойная (разряженная) эмоциональность является предпосылкой для прочувствования, для эстетического переживания и одухотворенных раздумий.

Шеллинг в своей «философии искусства» пользуется исключительно символами синего цвета, говоря: «Тишина – это своеобразное состояние красоты, что и покой безмятежного моря». Символически синий цвет соответствует спокойным водам, флегмантичному темпераменту, женственности, горизонтальному направлению, гирлянде в почерке. Синее вкусовое ощущение – это сладость (поэтому уже сахарные головы упакованы в синее); чувственное ощущение – это нежность, ее органом является кожа. Определенные аллергические экземы можно связать с нарушениями, касающимися нежности, любви, семейных взаимоотношений. В родственном сакскриту языке пали темно-синий цвет, к которому отдают предпочтение при внутреннем самосозерцании, обозначается единственным словом «мила».

Благодаря тому становится ясным, что уже в Древней Индии темно-синий цвет воспринимался как совершенно особый оттенок. Немецкий язык располагает почти непереводимым на другие языки понятием «гемют» (сердечность, душевность, уют) для основного биологического настроения, которые можно выразить при помощи темно-синего цвета. Темно-синий цвет обладает материальной, вещественной полнотой – ему чаще других отдают предпочтение страдающие ожирением, и представляет собой удовлетворение и исполнение. Это счастливое воплощение идеала единения (отсюда синий цветок романтизма): это проматеринская привязанность, верность и доверие, любовь и самоотверженность, (поэтому у богоматери Марии синий плащ).

Синий цвет представляет собой безвременную вечность, а поэтому также и традицию. Если темно-синий цвет отвергают как неприятный, то потребность в «покое» и полной доверия привязанности остается неудовлетворительной. Имеющиеся человеческие или профессиональные привязанности отвергаются, потому что они же соответствуют ожидаемому идеалу, и их считают скучными и парализующими. Так как имеющиеся привязанности обременительны для выбирающего и удручают его, то он стремится избегать их.

Отвергать синий цвет – это значит бежать от разрядки и покоя, считая, что не можешь в настоящий момент позволить себе покой, не отказавшись от чего-то важного. Предчувствие говорит, что разрядка и покой могут вызвать ту самую слабость, расслабление, которых так боятся, чаще всего не осознавая этого. Расслабление может как раз привести к депрессии, которой хотят избежать. Для таких людей синий цвет является не «очаровательным ничем», а угрожающим ничем; так как для них основная потребность в привязанности, которую и представляет собой синий цвет, не воплощается в существенное отношение; часто это отношение к партнеру «в любви», иногда к рабочему коллективу или даже месту, где приходится жить. Тот, кто всегда отвергает синий цвет, лишен «умиротворяющего влияния сопричастности», в котором он так нуждается. В результате этого возникает беспокойная и напряженная неугомонность, непрерывное взвинчивание самого себя и поиски возбуждения, чтобы избежать подкарауливающее расслабление или даже депрессии в результате такого образа жизни, лишенного смысла.

При обследовании 5000 курильщиков сигарет выяснилось, что больше половины из них отвергают синий цвет, особенно те, которые курят «темные» крепкие сорта табака. Здесь, вероятно, возбуждающее влияние курения является оборонительным, и ими пользуются, чтобы избежать расслабления. При избыточном воздействии раздражителей (например, телевидение) и неустойчивым, беспокойном поведении страдает также способность к концентрации, что выражается особенно у детей, в затруднениях, возникающих при обучении. Продолжительное возбуждение может привести у взрослых к невротическим заболеваниям органов.

Серый цвет не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он абсолютно не раздражает и не имеет никакой психической тенденции. Серый цвет – это нейтралность как субъекта, так и объекта, как изнутри, так и снаружи; это ни напряжение, ни расслабленность. Серый не является территорией, которую можно оживить, а просто границей; граница, как ничейная территория, граница как разделительная черта, как абстрактное деление, чтобы отделить друг от друга противоположности, «серый – это только территория» в качестве абстракции.

Тот, кто избирает серый цвет, границу, тот не желает выдавать себя и хочет оградить себя от всех влияний чтобы не возбуждаться. При сильной усталости (как выражение ощущения) и в экзаменационной ситуации, так как себя не желают выдавать, серый цвет часто предпочитают остальным. Тот, кто избирает серый цвет на последнее место, хочет всех привлечь в свои границы, что иным могло бы быть воспринято как вмешательство. Он считает серый цвет скучным и изгоняет его безжизненный покой на последнее место в ряду. Он предпочитает все остальные полные эффекта цвета вместе с их противоречивыми напряжениями, потому что они выражают возбуждающие переживания.

Тот, кто отвергает серый цвет, связывает себя из-за собственной готовности к возбуждению и боится быть обойденным. Ему хотелось бы исчерпать все возможности, стремясь достигнуть цели, а вместе с тем и состояния, свободного от возбуждения. Тот, кто ставит серый цвет на второе место, делит свой мир, с одной стороны на зону компенсационно-переоцениваемую, которая представлена цветом, стоящим на первом месте, а с другой стороны, на зону, представленную всеми остальным, следующими за серым девальтированными или вытесненными цветами, или, собственно, жизненными возможностями.

Желтый цвет – это самая светлая яркая краска, и воздействует она поэтому легко и живо. Красный цвет кажется более плотным, тяжелым, чем желтый, поэтому он возбуждает, так как желтый цвет кажется легче, гораздо тоньше и невесомее, чем красный, то он является стимулирующим. В соответствии с этимон повышает вегетативные функции: кровяное давление, частоту пульса и дыхания, аналогично тому, как это делает красный цвет, но измеримо обильнее. Главной характерной чертой желтого является отражающая свет, а поэтому излучающая во сне стороны яркость, невесомая веселость.

Желтый цвет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению. В противоположность синевато-зеленому, который отражает контракцию напряжения вплоть до судорог, желтый цвет представляет собой освобождение. Психологически освобождение означает освобождение от тяжести, чего-то угнетающего или парализующего.

Если желтый цвет наиболее привлекателен, тогда он свидетельствует о желании освобождения и надежде на счастье или ожидание его. Ожидание счастья во всех бесчисленных формах, начиная от сексуального приключения идеологий, обещающих идеальное состояние в конце, всегда ориентированных в будущее.

Тот, кто предпочитает зеленый и желтый, нуждается в немедленном признании, он хочет уважения. С большим напряжением он наблюдает за тем, оказывают ли ему ожидаемую признательность и подтверждение, так чтобы напряжение могло разрядиться.

Зеленый цвет – это настойчивость, желтый – это изменения.

Зеленый – напряжение, желтый – разрядка. Между этими полюсами лежат конфликты, которые произрастают на почве неудовлетворенности. Здесь борются «зеленые» честолюбие, самоутверждение и престижные претензии против «желтого» стремления к переживаниям, наполненного ожиданием счастья. Если зеленый цвет добивается преимущества, то также и гладкая мускулатура оказывается в подчинении у постоянного принуждения, так как это может проявляться в виде спазмов желудочно-кишечного тракта или сердечно-сосудистой системы, т.е. в виде патологических нарушений. Так как напряжение является невыносимым, то чаще всего эти больные отвергают зеленый цвет, тогда как желтому цвету компенсационно отдают предпочтение из-за желания освободиться от спазматического состояния.

Если желтый цвет неприятен, то это – разочарование в надеждах. Человек стоит перед пустотой и чувствует себя изолированным. Из-за серьезности настроения в этом случае яркость и нематериальная легкость желтого цвета воспринимается как пустота и обманчивая поверхность. Так как из-за разочарования напряжение ожидания не может придти ни к какому разрешению, то наступает перевозбуждение. Поэтому желтый цвет отвергают как слишком яркий. Перевозбуждение проявляется в раздражительности, злости, плохом настроении, недоверчивости. Если подумать, что многие люди питают свой интерес к жизни ожиданиями и надеждами, можно понять, каково разрушительное действие безнадежности, выявляемое отвергнутым желтым цветом, т.е. внушающим страх отсутствием по крайней мере существенной части жизни.

Черный цвет – это самый темный цвет. В черном завершается концентрическое направление темных цветов вплоть до конечной точки. Черный – это абсолютная граница, где кончается жизнь. Поэтому черный цвет выражает идею «ничего». Черный передает накопление, оборону и вытеснение воздействий раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ. Тот, кто выбирает черный на первое место, хочет отказываться из своенравного протеста. Он восстает против своей судьбы.

Черный цвет – это отрицание по отношению к утверждению, которое достигает своей наивысшей точки в белом, как абсолютной свободе (отсюда – безупречность). Знамена анархических и нигилистических союзов всегда были черными.

Тот, кто выбирает черный цвет вторым по значимости, – считает, что может отказаться от всего, если он сможет форсировать то, что выражает цвет на первом месте перед черным цветом. Если, например, на первом месте стоит красный цвет, то безудержные переживания должны компенсировать лишения. Если перед черным цветом стоит синий цвет, то покой без напряжений должен воссоздать разрушенную гармонию. Если перед черным цветом стоит серый цвет, то полное отгораживание должно помочь преодолеть невыносимое состояние.

Тот, для кого черный цвет наименее приятен, как это и встречается чаще всего согласно статистике, не желает отказываться. Отказ означает для него лишение и пугающий дефицит. Так как он почти не может отказаться, то он избегает опасности ставить повышение требования.

Красный цвет с примесью желтого представляет собой эрготропное физиологическое состояние. Красный цвет повышает кровяное давление, учащается пульс и дыхание.

Красный цвет – это выражение жизненной силы и высоты вегетативного возбуждения. Поэтому он имеет значение желания всех форм аппетита. Красный цвет – это стремление добиться влияния, завоевать успех и жадно желать того, что может предоставить интенсивность и полнота жизни. Красный цвет это импульс, жизненная воля покорить и потенция, начиная от сексуальных инстинктов и до революционных преобразований. Красный цвет – это импульс к моторному действию, к спорту, к борьбе и к предприимчивости в области производства. Красный цвет – это «ударная сила воли», в противоположность зеленому цвету, как «напряжение силы воли». По времени красный цвет соответствует настоящему, символически – полной сил тождественности, устремления вверх к фаллическим формам и огню, к духовному пламени, например, пламя святого духа Троицы.

Красный цвет стремится пронизать, преобразовать, покорить. Если красный цвет самый приятный, то выбравший его желает пережить в результате своей деятельности интенсивное возбуждение. Если красный цвет наименее приятный, то выбравший его ощущает возбуждающую интенсивность красного цвета волнующе и угрожающе, потому что он чувствует в себе недостаток жизненной силы, например, при изнурении и сердечной недостаточности или восьмом месте означает «предусмотрительно избегать ослабляющего волнения».

Зеленый цвет – это контрольный цвет для определения состояния психического напряжения. Напряжение психологически выражается как напряжение воли, настойчивость, упорство. Синевато-зеленый цвет – это выражение твердости, жесткости и, прежде всего, наступательности по отношению ко всем изменениям. Поэтому он представляет собой постоянство, самоутверждение и обладание. Обладание повышает уверенность и самоуверенность. Поэтому зеленый цвет указывает на то, что избравший его желает повысить свою уверенность в себе, путем ли самоутверждения, чтобы сохранить идеализированную картину собственного Я, или посредством подтверждения, которого он ждет от других, причем он желает внушить симпатию при помощи чего-либо, чем он обладает, и имеющего характер финансовый, телесный или духовный.

Зеленый цвет как напряжение накапливает возбуждение и в результате этого создает ощущение гордого превосходства, власти, силы и ощущение возможности распоряжаться, или, по крайней мере, руководитель. Накопление возбуждения ведет к бесчисленным формам и степеням управления. Сюда относятся не только управление побуждениями, но и также и точный контроль, регистрации и память, ясная диспозиция, критический анализ и последовательная логика вплоть до абстрагирующего формализма. «Зеленое» поведение может выразиться также в желании иметь здоровье, в желании жить долго и лучше, т.е. может выразиться в реформаторство. Но тот, кто избирает зеленый цвет, отличается чаще всего тем, что он обязательно желает привести свои взгляды в жизнь – часто оправдывая себя тем, что он защищает принципы. При этом он идеализирует себя и поучает других.

Тот, кто выбирает зеленый цвет, желает нравиться. Ему необходимо признание и он желает самоутвердиться вопреки сопротивлению. Тот, кто избегает зеленого цвета, желает того же, но он раздавлен сопротивлением, чувствует себя униженным недостатком признания. Он страдает от напряжения, которое возникло в результате его собственных требований, кроме тех случаев, когда это происходит из-за телесной слабости. Он воспринимает его как сопротивление, как давление (например, при грудной жабе), как жесткость и принуждение, которых он пытается избежать. Зеленый цвет в этом случае означает «освобождение от давления и принуждения». Утрату собственной силы к сопротивлению и терпение, даже страх перед собственным бессилием и перед тем, что это ведет к компенсационному перекладыванию вины на других и к презрению к ним.

Коричневый – это затемненный желто-красный. Импульсивная жизненная сила красного цвета в коричневом затемнена, приглушена, успокоена или «сломана», как сказал бы художник. Коричневый обладает экспансивно-действующим импульсом, которому не хватает активной жизненной силы красного. Цвет не действует более активно, а воспринимается пассивно. Коричневый цвет представляет собой живое чувственное восприятие. Поэтому положение коричневого дает представление об отношении к жизненным физическим ощущениям. Коричневый цвет предпочитают тогда, когда он соответствует беспроблемному, бесконфликтному уюту.

Если коричневый цвет наименее приятен, тогда отвергается его свободный от напряжения уют. Коричневый цвет воспринимают как трудную банальность «человека из толпы», от которого выбирающему, как индивидуалисту хотелось бы отличиться. Из-за этого страдает способность получать чувственное наслаждение, в результате чего возникает дефицит, являющийся причиной, компенсацией, вплоть до сексуальных идей.

Фиолетовый цвет – это смесь красного и синего. Фиолетовый цвет пытается создать единый сплав из противоположностей, т.е. из красного цвета, как импульсивного покорителя, и синего цвета, как нежной самоотверженности; а поэтому – это выражение идентификации. Такая идентификация – это деликатное прочувствование, которое становится единственно возможной эмоцией, так что все, что «я думаю и хочу, должно соответствовать действительности». Эта власть называется волшебством, магией, и как раз является значением фиолетового. Тот, кто отдает предпочтение фиолетовому цвету, тот хотел бы магических взаимоотношений. Он желает быть околдованным, но он хотел бы и сам обладать колдовской силой и внушительным шармом, так как в магической идентификации уничтожается противоположность между субъектом и объектом.

Фиолетовый цвет – это может быть идентификация как эротическое слияние, или как интуитивно-чувственное понимание. Но он может означать просто единство как недифференцированность и нерешенность. Так, тестирование 1600 школьников, не достигших периода полового созревания, показало, что 75 % отдали предпочтение фиолетовому цвету. Статистика результатов тестирования 1000 иранцев, негров из Таганьики и Гио, индейцев из центральной Бразилии выявляет заметное предпочтение фиолетовому цвету.

Действие гормонов также, очевидно, ведет к предпочтению фиолетового, как показали исследования, проведенные среди женщин в период беременности (Эрбле), как показали тесты при функциональных расстройствах щитовидной железы и как показали опыты с выбором цветов у гомосексуалистов.

Если фиолетовый цвет наименее приятен из всех возможных, то желание чувственного эротического слияния, магии идентификации со своим партнером скрывают в тайне, потому что отсутствуют предпосылки. Отсюда возникает часто не обнаруживаемая замкнутость и стремление к созданию как можно более ясных взаимоотношений, способность к эмоциональному прочувствованию и потребность в магии очарования переносится на такие объекты, которые требуют эстетический оценки и воплощения, и которые часто становятся профессиональной задачей.

 

1.3 Методика проведения теста М.Люшера

 

В настоящее время существует два варианта теста Люшера: краткий и полный. При применении краткого варианта используется набор (таблица) из восьми цветов: — серого (условный номер — 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).

Полный вариант цветового теста Люшера («Клинический цветовой тест») состоит из семи цветовых таблиц:

«серого цвета»

«8-ми цветов»

«4-х основных цветов»

«синего цвета»

«зеленого цвета»

«красного цвета»

«желтого цвета»

Сама процедура тестирования состоит в упорядочивании цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Тестирование проводится при естественном освещении, однако недопустимо воздействие на таблицу цветов прямого солнечного света. Инструкция предусматривает просьбу отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения.

Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета:

  1. синий — спокойствие, удовлетворенность;
  2. сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
  3. оранжево-красный — символизируют силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;
  4. светло-желтый—активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

    При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

    Дополнительные цвета: 5) фиолетовый, 6) коричневый, 7) черный, 8) нулевой (0) символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

    Инструкция (для психолога): «Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т.п.

    Испытуемый должен выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке. Через 2-3 мин опять положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впервые.

    Первый выбор характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования».

    В результате тестирования получаем восемь позиций:

    первая и вторая — явное предпочтение (обозначаются ++);

    третья и четвертая — предпочтение (обозначаются хх);

    пятая и шестая — безразличие к цвету (=);

    седьмая и восьмая — антипатия к цвету (    ).

    На основании анализа более 3600 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:

    1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);

    2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

    3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;

    5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы данными цветами. Однако в определенной ситуации эта поз* может содержать резервную трактовку цвета, например, сиго цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий данной ситуации;

    7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

    Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:

    + 

    + 

    х 

    х 

    = 

    = 

     

     

    3 

    4 

    1 

    0 

    2 

    5 

    6 

    7 

     

    Зоны ++; хх; = =; – – образуют 4 функциональные группы.

    Одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.

    Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, номера 1 и 2 (синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта — субъективная направленность «вовнутрь». Совместное положение цветов номер 2 и 3 (зеленого и красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов номер 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность «вовне». Сочетание цветов номер 1 и 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от среды. При сочетании цветов номер 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности «вовне» (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (номер 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления «вовнутрь», автономности, упрямства стремлению «вовне», зависимости от среды.

    Основные цвета, по мнению М. Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

    № 1 (синий) — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

    № 2 (зеленый) — потребность в самоутверждении; № 3 (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха;

    № 4 (желтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

    Если основные цвета находятся в 1-й — 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й — 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.

    Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов М. Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.

    Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.

    Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности.

    Желтый цвет отражает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.

    Если эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и; отделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

    Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6-м месте, он обозначается знаком «—», и все остальные, что находятся; за ним (7-я — 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.    

    Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующий мотив, настроение, поведение). В этом случае над цифрой, занимающей 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время, сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния.

    В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.

    Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основной цвет на 6-м месте, фактор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (это отмечается одним восклицательным знаком); если цвет в 7-й позиции, ставятся два восклицательных знака (!!); если основной цвет в 8-й позиции, ставятся три знака (!!!). Таким образом может быть поставлено до 6 знаков, характеризующих источники стресса, тревоги.

    Подобным же образом оцениваются случаи неблагоприятной компенсации. Если компенсацией служит какой-либо из основных цветов или фиолетовый, не ставится никаких знаков. Если серый, коричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию, ставится один восклицательный знак, если 2-ю позицию, ставится два знака (!!), если первую позицию, ставится три знака (!!!). Таким образом, их может быть 6.

    Считается, что чем больше знаков «!», тем прогноз неблагоприятнее.

    С учетом полученных результатов тестирования целесообразно организовать мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности.

    Особо важное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком «— 1»). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревожности.

    Обратите внимание на соотношение первой и восьмой позиций, имеет ли место компенсация, по нормальной ли схеме она построена?

    Может быть также проанализировано отношение цветов во 2-й и 3-й позициях (желаемая цель и фактическая ситуация). Нет ли между ними конфликта? Например, красный цвет во второй и серый в третьей позициях символизируют конфликт между целью, мотивами и оценкой реального своего состояния.

    Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую информацию следует сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых. Только при таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьезные заключения о чертах личности, ее психологических особенностях

    То же самое следует сказать о перспективах использования результатов теста для оценки состояния, в частности эмоционального состояния, напряженности, тревожности. Однако совпадение показателей цветового теста (выбор цветов 6, 7,0 в первой позиции) и данных анкетирования и наблюдения позволяет с большей уверенностью судить о развитии у испытуемых различных негативных состояний.

    Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов.

    Результаты цветовой диагностики Люшера позволяют произвести индивидуальную оценку и дать профессиональные рекомендации о том, как можно избежать психологического стресса и физиологических симптомов, к которым он приводит. Кроме того, тест Люшера предоставляет дополнительную информацию для психотерапии и гомеопатической терапии.


     

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->