АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ХАРАКТЕРА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Актуальность темы исследования определяется следующими положениями. Характер – качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер представляет собой «каркас» и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры. Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого доя него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при тон условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности, личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Цель исследования – анализ психологических особенностей формирования характера личности человека с учетом факторов, оказывающих влияние на процесс формирования.

Задачи исследования:

– теоретический анализ проблемы характера в зарубежной и отечественной психологии;

– исследовать психологические особенности механизма формирования характера личности.

Новизна исследования состоит в том, что в работе на основе теоретических положений в психологической науке о характере индивида анализируется механизм формирования характера с учетом факторов, оказывающих непосредственное влияние на данный процесс.

Гипотеза исследования – предполагается, что на процесс формирования характера личности оказывают определенные факторы окружающей среды.

Объект исследования – характер как совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.

Предмет исследования – психологический процесс формирования характера человека.

 

1.1. Общее понятие о характере

 

К индивидуальным особенностям человека, отличающих его от других относятся черты, которые характеризуют его волю, т.е. умение преодолевать препятствия, отношения к другим людям, труду, учебе, даже к самому себе. Все эти особенности обозначаются в психологии понятием «характер».

Характер был известен еще в Древней Греции. Ученику Платона Теофрасту принадлежит трактат «Характер», в котором он разделил людей по особенностям этой стороны личности. Тёофраст задался вопросом о том, почему греки, которые живут в одних условиях и воспитываются по сходной системе, так сильно различаются. Окончательный ответ Тёофраст не нашел, но описал тридцать характеров в связи с выраженностью негативной характеристики поведения — порочность, льстивость, хвастовство [8, c. 379] .

Спустя более чем 2000 лет А.Робак говорил о том, что природа человека осталась прежней, о чем свидетельствуют Тёофраст и наблюдения за современными людьми. Благодаря Теофрасту возможно судить о характере людей античной культуры.

Характер выражается как устойчивые способы поведения в различных ситуациях. Характер, как говорят, трансситуативен, т.е. в разных ситуациях поведение человека достаточно типично для него. Характер включают в личность, когда ее рассматривают широко. В узком представлении личности характер оказывается за пределами личности. Существует шуточная классификация личности, приводимая Б.С. Братусем, которая и показывает, что личность и характер не совпадают. Бывает хороший человек с хорошим характером, хороший человек с плохим характером, плохой человек с хорошим характером и плохой человек с плохим характером. В этой классификации характер — не личность. Личность решает, как поступать в той или другой ситуации. Поступать нравственно или нет. Тогда как нравственное поведение бывает неприятно окружающим людям. Так, честный человек способен быть неуживчивым и нудным. Это и говорит, что хороший человек обнаруживает плохой характер. Таким образом, характер выступает как средство выражения личности, но не сама личность в сущности.

Отличие характера от личности в узком смысле слова заключается в том, что в характер входят те черты, которые относятся к «способу» выражения личности, но не содержанию. Характер дает выражаться таким устремлениям, которые и составляют содержательную сторону личности. Тогда как способ выражения поведения как конкретная форма, в которую облекаются цели, устремления зависит от конкретного характера человека. Причем человек способен корректировать свой характер. Коррекция же целей и устремлений означает, что личность сама становится иной, переходит на другие основания своих поступков [8, c. 258].

Характер подчинен личности, входит в нее и зависит от того, какие цели и позиции выражаются в личности.

Характер и темперамент сходны в том, что они уникальны, принадлежат только определенному человеку, и у других, даже у его брата или сестры, они будут другими. Однако, в отличие от темперамента, который является тоже устойчивым, но врожденным, черты характера приобретаются самостоятельно, т.е. к характеру относятся только те качества, которые сформировались в течение жизни, закрепились и стали постоянной характеристикой личности. И уже от самого человека будет зависеть, есть ли у него трудолюбие, честность, аккуратность, скромность, чуткость. На развитие этих качеств влияют также и окружающие люди: учителя, родители и сверстники, которые направляют силы и энергию развивающейся личности в нужном направлении, показывают образцы поведения, убеждают в необходимости поступать в соответствии с принятыми в обществе нравственными нормами и правилами поведения. Таким образом, именно взрослые первоначально определяют весь мир взаимоотношений с другими людьми, симпатии и привязанности.

Нельзя отрицать и того, что некоторые черты характера-человека формируются под влиянием героев просмотренных и прочитанных книг.

Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные, устойчивые и постоянно повторяющиеся. Поэтому, если подросток кому-то грубо ответил или вспылил, это еще не означает, что грубость и вспыльчивость — черты его характера. К характеру также не имеют отношение знания и умения. Так, например, знания по русскому языку или умение петь или танцевать нельзя считать характерными чертами человека.

В психологии понятием характер (от греч. charakter — «печать», «чеканка»), обозначают совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения [8, c. 259].

Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а о том, что это человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества являются свойствами данного человека, чертами его характера. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером нередко говорят: «Он должен был поступить именно так, он не мог поступить именно так, он не мог поступить иначе — такой уж у него характер».

Выступая как прижизненное образование человека, характер продолжает формироваться в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека. Наиболее важными для формирования характера являются различные группы, в которые входит человек (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для человека наиболее важной и значимой, на какие ценности его ориентирует — такие черты характера будут развиваться у него. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности развивается и сама группа.

Черты характера также будут зависеть от позиции личности в группе. Если человек обычно занимает лидирующую позицию, то, скорее всего, у него сформируются такие качества, как смелость, уверенность в себе, склонность к риску, а если он на последних ролях или группа не принимает его, то — заискивание, лживость, трусливость и т.д.

Характер отражает общественные воздействия, жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет жизненный план человека, степень его жизненной активности, характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит. Доминируют ли у человека духовные или материальные потребности, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять только как определенное единство направленности и образа действий [10, c. 379].

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между тем, что важно для общества и для самой личности. Перед каждым обществом стоят свои важнейшие задачи. Каждый человек посильно участвует в их решении, при этом формируется и проверяется характер людей. Поэтому характер — это не просто любое проявление твердости или упорства, а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей.

Несмотря на тесную связь, характер и направленность личности — это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека, придавая характеру своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет направленность поведения человека, его непреклонность в достижении целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что: интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко связаны с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности.

Сходство интересов не предполагает сходных особенностей характера. Так, в одной и той же секции, в одном и том же кружке можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л.Н.Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П.Павлов — городками, Д.И.Менделеев — чтением приключенческих романов.

 

1.2. Исторический анализ представлений о характере

 

Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определение с целью предсказывать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций основываются на каких-то внешних факторах, связанных с развитием личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека было составление гороскопов. Практически все гороскопы составляются одинаково: общепринятый временной период разбивается на определенные интервалы, каждому из которых присваивается определенный знак, символ. Описание характера человека дается через призму различных свойств этого символа. Однако характеры людей, родившихся в одно и то же время, по разным гороскопам оказываются различными. Человек рожденный в определенном году, получает ряд врожденных свойств, в соответствии с которыми и складывается его характер. Однако сравнение характеристик аналогичных животным в японском или, скажем, китайском гороскопах также выявляет существенные различия.

Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь характерологии получила новый импульс развития. Теоретики данного направления считают, что определяющее влияние имени человека на его характер вызвано следующими факторами. С одной стороны, максимальная скорость роста мышечной ткани у ребенка наблюдается в первые месяцы жизни, с другой — в это же время самым частым звуком, который слышит ребенок, является его собственное имя. В результате у ребенка рефлекторно возбуждаются нервные импульсы именно в тех группах мышц — мимических, артикуляционных и дыхательных, которые участвуют в произнесении имени. Обмен веществ в мышцах, где возникает импульс, ускоряется на фоне и без того стремительного роста. В конце концов эти маленькие, но заметные в своем влиянии на строение мышц лица мимические мышцы окажутся акцентировано развитыми. Именно поэтому люди с одинаковыми именами похожи друг на друга. Подобным образом формируется и характер, который у Антонов — противоречивый, упрямый, настойчивый; у Владимиров — более тонкий и цельный; Борисы же склонны к лидерству, самолюбивы, уравновешенны, но не лишены горячности и т.д.

По мнению японского ученого Иошитаке Номи, группа крови в большой степени определяет характер и индивидуальные особенности каждого человека. Это подтверждают исследования, в которых принимало участие более миллиона японцев. Так, например люди, имеющие первую группу стремятся быть лидерами, если поставят себе цель, то будут бороться за нее, пока достигнут. Умеют выбирать направление для движения вперед. Верят в свои силы, не лишены эмоциональности. Однако, есть и слабости: очень ревнивы и суетливы, а кроме того, болезненно амбициозны.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. physis — «природа», gnomom — «знающий») — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляя его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного. Так, по Аристотелю, толстый, как у быка, нос означал лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, — глупость; нос, как у льва, — важность; волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, — робость, волосы жесткие, как у львов и кабанов, — храбрость [12, c. 179].

Наиболее известной стала физиогномическая система Иогана Каспера Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого характера изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т.д. Так, о гениальности Гете, по мнению Лафатера, в наибольшей степени свидетельствует его нос, который «знаменует продуктивность, вкус и любовь — словом поэзию». При определении характера человека физиогномисты использовали в качестве определяющих самые различные признаки. Так, помимо носа, внимание уделялось рту человека. Лафатер в своей «физиогномии» писал: «Все, что содержит человеческое естество, вложено в его уста. Как в спокойном состоянии, так и в бескрайнем разнообразии своих движений они содержат целый мир характеров. Они — главная резиденция разума и безумия, силы и слабости, добродетели и порока, деликатности и грубости человеческой, они — резиденция любви и ненависти, искренности и лицемерия, смирения и
гордости, истины и лжи». А Делестр отмечал, что степень сжимания
губ прямопропорциальна твердости характера; расслабленные губы — признак обладания «женскими» чертами характера (мягкость, любезность), и чем больше — тем выраженнее (у глупого человека, например, рот вообще открыт). Это объяснялось тем, что даже когда человек смеется, на его лице рефлекторно возникает определенная маска, соответствующим образом связанная с характером. Улыбка может быть самодовольной, сладкой, счастливой, светлой, холодной, насмешливой, кроткой, глупой и пр.    

Характерные отношения человека проявляются не только в мимике его рта, но и в речи. Характер человека раскрывается как в содержании речи, т.е. в том, о чем преимущественно говорит данный человек, так и в форме речи, в том, как он говорит. Великие писатели нередко подчеркивали характер героев своих произведений через их речь.

Однако самым важным показателем характера считались глаза человека. Еще древние говорили: «Глаза — это зеркало души». Аристотель указывал, что большие, добродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости. Л.Н.Толстой различал, например, хитрые глаза, лучистые, светлый взгляд, грустный, холодный, безжизненный. Он писал: «Есть люди, у которых одни глаза смеются, — это люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеется без глаз, — это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны».

В настоящее время под эти чисто беллетристические факты пытаются подвести научные доказательства. Так, американские психологи Дж. Глайв и Э. Клери после пятилетнего изучения черт характера и примерно 10 тыс. детей доказали, что дети с темными глазами обладают большей жизненной инициативой и более неспокойным характером, нежели дети со светлыми глазами. У взрослых возможны некоторые отклонения. Авторы утверждают, что люди с темно-голубыми глазами весьма настойчивы, но имеют склонность к сентиментальности. Они легко поддаются настроению, долго помнят обиды, бывают капризны, иногда их поступки непредсказуемы. Люди с темно-серым цветом глаз упрямы и смелы, они настойчивы и добиваются всего, несмотря на различные трудности. Бывают вспыльчивы и злопамятны. Ревнивы, большей частью однолюбы. Те, кто обладает темно-карими глазами, веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы. Они влюбчивы, но не очень постоянны. Как правило, общительны, любят юмор, легко сходятся с людьми. Нередко поступают опрометчиво, после чего мучаются раскаянием. Обладатели светло-карих глаз застенчивы, склонны к уединению, мечтательны, тяжело переносят нанесенную им обиду. Трудолюбивы, старательны, на них можно положиться — они/не подведут. Синие глаза свидетельствуют о романтических наклонностях, но в то же время и об эгоизме и высоком самомнении. Синеглазые легко поддаются порывам, но быстро остывают. Их несомненно положительная черта — правдивость. Что же касается людей с зелеными и серо-зелеными глазами, то, как уверяют Дж.Глайв и Э.Клери, в большинстве случаев они имеют сильную волю, решительны и неукоснительно идут к своей цели. Они отличаются постоянством. Бывают жесткими и несговорчивыми.

В качестве отдельного направления характерологии можно выделить определение индивидуальных особенностей человека по его позе, положению тела. По мнению некоторых психологов, наиболее ярко характер раскрывается в позе человека: как он стоит, как идет, как сидит и даже в какой позе засыпает. В обыденном сознании сложилось, например, мнение, что люди высокомерные чаще наклоняют корпус назад, выпячивают грудь, отбрасывая голову назад. Подхалим весь наклоняется вперед, взгляд заискивающий, хотя в уголках глаз едва заметный хитрый смех, на лице широкая, подобострастная улыбка.

В человеческом теле все стремится установить цельную индивидуальность, все находится в полном согласии, дабы создать отличную от других личность. Все — и черты лица, и неровности черепа, в рост, и длина членов, и походка, и взгляд, и голос, и движения, и даже почерк. Физиологи утверждают, что если пальцы — орудия душевной жизни с сознанием действия, то ладонь, делающаяся горячей во время лихорадки, чахотки и в главных случаях дезорганизации вследствие раздражения, есть очаг инстинктивной жизни души. Агентами сообщения этого избытка инстинктивной жизни могли бы быть и бугорки ладони, и большее или меньшее количество атомов Пачини, действующих на нервы, на ней находящиеся. Рука, передающая чувство осязания, находится в соотношении со всеми чувствами и соединяет их в себе. Она исполняет волю мозга и мыслей. Вез нее качества прочих чувств будут бесполезны и бессильны: она есть помощник человеческого голоса, высший дар человеку, ибо слово может быть заменено жестами. Это голос глухонемого, это она вырывает его из уединения и возвращает миру. Вместе со звуком и зрением рука составляет одно общее, но имеет перед ними то преимущество, что она их восполняет, и в ночи, когда осязание заменяет зрение, рука предупреждает мозг.

Таким образом, рука, точно так же, как зрение, точно так же, как слух, своими органами осязания, даже формой своих всасывающих пальцев не только передает свои впечатления мозгу, но и передает их исправленными, вследствие позитивного контроля этого чувства, и только она отражает волю самим действием, совершением этой воли, чего без нее не могло бы и быть.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок к возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики. Было, в частности, показано, что формирование рисунка ладоней каждого человека, как и развитие мозга, происходит на 3 – 4-м месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода. Поэтому хиромантию следует рассматривать скорее как анатомическую или физиологическую особенность организма, и она может быть поставлена в один ряд с конституциональным направлением характерологии, ярким представителем которого был Э. Кречмер.

Однако в настоящее время ни антропология, ни анатомия, ни психология не располагают никакими сколько-нибудь достоверными данными о том, что характер человека зависит от строения тела, конфигурации лица, цвета глаз и т.д. Следует ли из этого, что определение характера человека на основании изучения его внешности невозможно? Вероятно, есть смысл вспомнить высказывание Чарльза Дарвина о том, что для физиогномиста существенно знать, что «…каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, следуя своим личным склонностям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видимыми». Связь между внешностью человека и складом его характера отчетливо прослеживается как в литературных произведениях, так и в изображении великих мастеров портрета. Однако научная психология исходит из положения, что зависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера не является однозначной. То или иное выражение лица, складки, морщины могут иметь самые различные причины возникновения. И причиной слегка приоткрытого рта может быть не только глупость человека, но и глухота, и больная носоглотка, и напряженное внимание.

Не меньшую популярность имеет и графология — наука, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего. Графологические сведения, накапливаемые веками, устанавливали связь между двумя рядами фактов — особенностями почерка и характером. Некоторые связи были довольно очевидны: «Чудак (оригинал) пишет своеобразно, поэтому его легко и узнать». Другие не столь ясны: «Сильный наклон выражает большую впечатлительность».

В те времена, когда письмо было профессиональным искусством — каллиграфией, казалась очевидным связь письма не только с техникой, умениями и способностями автора, но и его духовным и нравственным обликом. Каллиграфу предъявляли самые суровые требования аскетизма, ибо для чистого письма нужен был человек, наделенный громадным самоконтролем, жесткой внутренней организацией, чтобы полностью владеть почерком, чтобы из психики в письмо не проникло ничего лишнего, ничего искажающего форму.

Физиологической основой формирования письменных навыков, образующих графопсихологический портрет личности, является их ус-
ловнорефлекторный характер. Механизм реализации письменного навыка представляет собой сложную систему поведенческого акта.

 

По мере формирования и закрепления письменных навыков наступает автоматизация навыков действия. Графопсихологический портрет образуется на навыках системы письменного выражения мысли в рукописи. В системе письменной записи объединяются комплексы различных по уровню организации навыков: интеллектуальные, собственно языковые и зрительно-двигательные, рассчитанные на определенный способ фиксации мысли. Письменно-речевые навыки служат источником психологической информации о личности автора или исполнителя письменного документа, об индивидуальной системе соответствующих навыков особенностей, о внутренних и внешних условиях, в которых составлялся документ, о психологическом статусе личности писавшего.

В настоящее время не подтверждаются однозначные связи между графическими признаками письма и якобы соответствующими им чертами характера. Наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности. Специфические особенности почерка служат для диагностики некоторых психических заболеваний. Например, почерк больных шизофренией нередко отличается вычурностью, нарочитой стилизованностью.

Наиболее яркое, отчетливое представление о характере человека можно получить, зная специфику его поступков, поведения, деятельности. Еще известный русский физиолог Н.А.Бернштейн отмечал, что больше всего механику движения живого организма отличает от движения машины «избыточность степени свободы» [Цит по: 11, c. 511]. Одно и то же действие можно совершить множеством способов, поэтому в каждом действии можно выделить то, что может быть связано с личностным смыслом этого действия. Благодаря этому писатели могут очень точно передавать характер своего героя.

Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно потому, какие из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Характер человека достаточно многогранен. Это видно уже в процессе деятельности: один делает все быстро, другой — медленно и основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка, а третий сразу же хватается за работу, не подумав, и только через какой-то период времени, не решив проблему с наскока, осматривается и координирует свои действия с учетом обстоятельств. Эти особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами, или сторонами, характера. Любая черта может быть рассмотрена как некоторый стереотип поведения. Движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью, как известно, называются привычками. На роль привычек в жизни указывает известная поговорка: «Посей поступок — пожнешь привычку, посей привычку — пожнешь характер, посей характер — пожнешь судьбу».

Акцент в ней делается на привычных действиях человека, которые, повторяясь, становятся чертами характера, составляя его существо, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей. На это же указывали в своем трактате французские психологи начала XX века Андре и Гастон Дюрвили, по мнению которых, выражение — это жест, закрепленный долгим повторением. Идея и внешний ее образ тесно связаны между собой. Именно поэтому движения музыкантов красивые, гармоничные, а люди слабоумные обычно неловки в своих движениях. Боязливые же люди, как считают Дюрвили, выдают себе нестройными жестами. Это вызвано «безрассудными страхами, которые носятся вихрем в их умах. Так же беспорядочно жестикулируют их брови, лоб, губы, руки, ноги. Если они захотят сказать что-нибудь, то не могут из-за заикания. Для них характерно сломать стул, сесть на чью-нибудь шляпу, пролить чай и пр.». В этом отношении изучение привычных действий является наиболее ценным направлением в характерологии.

Однако черты характера не могут быть вырваны из типичных ситуаций, в которых они проявляются, и, как было отмечено выше, в некоторых ситуациях даже вежливый человек может быть грубым. Поэтому любая черта характера — это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

По мнению Ю.М.Орлова, наряду с ситуациями, в которых обнаруживается определенная черта человека, ее существенной характеристикой является вероятность того, что данный вид поведения в данной ситуации состоится. О какой-либо черте можно говорить как об устойчивой характеристике человека, если вероятность ее проявления в определенной ситуации достаточно велика. Однако вероятность означает, что эта черта проявляется не всегда, в противном случае речь шла бы просто о механическом поведении. Такое понимание черт характера очень напоминает проявление привычки человека: в определенных условиях действовать определенным образом. Такая черта, как альтруизм, может проявляться в привычке оказывать помощь всем, кто в ней нуждается. Привычка не всегда может перейти в черту характера, это лишь предрасположенность к действию соответствующим образом. Черта характера включает в себя определенный способ мышления, понимания. В совершение характерного поступка включены волевые механизмы, задействованы чувства. Привычка не включает в себя эти компоненты.

 

1.3. Основные свойства характера

 

Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила — слабость; твердость — мягкость; цельность — противоречивость; широта — узость. Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек преследует поставленные цели, его способность страстно увлечься и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности, «астеничности» в достижении цели, неустойчивости взглядов, трусости и т.д. Твердость характера означает жесткую последовательность, упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и т.д., в то время как мягкость характера проявляется в гибком приспособлении к изменяющимся условиям, достижении цели за счет некоторых уступок, нахождении разумных компромиссов. Цельность или противоречивость характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера.

К основным, ведущим чертам характера относят те, которые задают общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, а второстепенные — это те, которые определяются основными. Так, если рассмотреть такие черты, как нерешительность, боязливость и альтруизм, то при преобладании первых человек прежде всего постоянно опасается, «как бы чего не вышло», и все попытки помочь ближнему обычно оканчиваются внутренними переживаниями и поисками оправдания. Если же ведущей является вторая черта — альтруизм, то человек внешне ничем не проявляет колебаний, сразу идет на помощь, контролируя свое поведение интеллектом, но при этом иногда может испытывать сомнения по поводу правильности предпринятых действий.

Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его важнейшие проявления. Писатели, художники, желая дать представление о характере героя, прежде всего описывают его ведущие, стержневые черты.

У каждого человека обязательно должны быть центральные свойства характера, их называют глубинными. Они связаны с наиболее важными, стержневыми отношениями личности. Так, например, к ним относятся добросовестное отношение к труду, уважение к людям, взаимопомощь, взаимовыручка, дисциплинированность. Очень важно знать, при каких условиях это свойство характера проявится, а при каких будет скрыто и затормозится. Люди с сильным характером умеют отстаивать свою точку зрения, доказывать свою правоту и бороться за правду. Именно таких людей с сильным характером, для которых нет слова «не могу», уважают и ценят окружающие. Но такой характер не дается сам собой, его надо воспитать. В противном случае характер будет слабым, неярким.

Если ведущие и второстепенные черты гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер называют цельным, если же они резко контрастируют — то противоречивым. Когда хотят выделить свойство, свидетельствующее о разносторонности стремлений и увлечений человека, разнообразии его деятельности, то говорят о широте или полноте характера. О таком человеке можно сказать, что ничто человеческое ему не чуждо. Как правило, это люди экспансивные, умеющие всегда с большой душевной щедростью отдавать себя так, что при этом они не теряют, а обогащаются, приобщаясь к все новому духовному содержанию. В противоположность им люди с «узким» характером склонны к самоограничению, сужению сферы своих интересов, притязаний, деятельности.

При этом единство, многогранность характера не исключают того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным, и очень требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не нарушаться, несмотря на это, но именно в этом и проявляться.

 

1.4. Структура характера

 

Долгое время считалось, что характер и воля человека — это одно и то же, а выражение «человек с характером» рассматривалось как синоним выражения «волевой человек». Воля связана, по преимуществу, с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Когда говорят, что у человека сильный характер, то тем самым как бы хотят подчеркнуть его целеустремленность, его волевые качества. В этом смысле характер человека лучше всего проявляется в преодолении трудностей, в борьбе, т.е. в тех условиях, где в наибольшей степени проявляется воля человека.

Но характер не исчерпывается силой, он имеет содержание, ее направляющее, определяя, как в различных условиях будет проявляться воля. С одной стороны, в волевых поступках характер складывается и в них же проявляется: волевые поступки в значимых для личности ситуациях переходят в характер человека, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств. Волевой характер отличается определенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при осуществлении намеченной цели. С другой — нередки случаи, когда слабовольного человека называют «бесхарактерным». С научной точки зрения, это не совсем так — и у безвольного человека есть определенные черты характера, такие, например, как боязливость, нерешительность и т.д.

Использование понятия «бесхарактерный» означает непредсказуемость поведения человека, указывает на отсутствие у него собственной направленности, внутреннего стержня, который бы определял его поведение. Его поступки вызваны внешними воздействиями и не зависят от него самого, от его воли.

Следует отличать от бесхарактерности случаи, когда личностные проявления оказываются автономными, не зависящими от воли. Есть люди, которые боятся высоты, закрытых пространств, толпы или боятся, что до них дотронутся другие. Есть название такому поведению — «реакция невроза страха», т.е. у такого человека невроз страха, или фобия.

Люди, чувствующие эмоциональный стресс более сильно и чья сила сопротивления слабее, реагируют необычным образом. Такая реакция называется невротической. Она может развиться в фобию, в невроз страха, проявляющийся в боязни определенных вещей: высоты или замкнутых пространств. Интересно, что фобия возникает по поводу обстоятельств, которых достаточно легко избежать. Действительно, никто же не заставляет человека взбираться на высокие места или оставаться одним в закрытых помещениях. И чем больше он их избегает, тем лучше он себя чувствует.

Своеобразие характера сказывается и в особенностях протекания чувств человека. На это указывал К.Д.Ушинский: «Ничто, ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя» [Цит по: 8, c. 385]. Связь между чувствами и свойствами характера человека также взаимная. С одной стороны, уровень развития нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств зависит от характера деятельности и общения человека и от сформировавшихся на этой основе черт характера.

С другой — сами эти чувства становятся характерными, устойчивыми особенностями личности, составляя, таким образом, характер человека. Так, у людей, часто добивающихся успеха, преобладают положительные эмоции, хорошее настроение, которые со временем становятся чертами их характера. Тогда о них говорят как о весельчаках, о неунывающих, оптимистах. Уровень развития чувства долга, чувства юмора и других сложных чувств является довольно показательной характеристикой человека. Особенно большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива, уверенность, самостоятельность мышления — все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от его характера. Нередко встречаются люди, имеющие высокий интеллект, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей. Реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.

Однако большинство индивидуальных проявлений, образующих характер человека, являются сложными, комплексными и поэтому практически не поддаются классификации. Так, например, к чему отнести злопамятность, подозрительность, щедрость и пр. В то же время отдельные качества волевой (решительность, самостоятельность и т.д.), эмоциональной (оптимизм, жизнерадостность и т.д.) и интеллектуальной (глубина ума, критичность и т.д.) сфер могут быть рассмотрены как составляющие структуры характера человека.

Все черты характера имеют между собой закономерную зависимость. Если человек смел, то есть основание предполагать, что он будет обладать и инициативностью (не боясь неблагоприятного оборота предложенного им дела), самоотверженностью, щедростью. От человека общительного можно ожидать стремления поделиться своими переживаниями, согласия, доверчивости, дружелюбия и пр.

 

Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не значит, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами характера. Из всей совокупности отношений личности к окружающей реальности следует выделить характерообразующие формы отношений. Важнейшей отличительной чертой таких отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера. Характер человека проявляется в системе отношений:

1. В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость, доброта — злобность, скромность — наглость, простодушие — хитрость, великодушие — мелочность, справедливость — несправедливость и т.д.).

2. В отношении к делу (деловитость — легкомыслие, ответственность — недобросовестность, трудолюбие — леность, корысть — бескорыстие, упорство — вялость, одаренность — бездарность, талантливость •— бесталанность, принципиальность — беспринципность и т.д.).

3. В отношении к себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность — самоуверенность, гордость — приниженность, совестливость — бессовестность, скромность — хвастовство, себялюбие — самоотверженность и т.д.).

4. В отношении к вещам (щедрость — жадность, экономность — нерасчетливость, бережливость — расточительность, аккуратность — неряшливость, хозяйственность — бесхозяйственность и т.д.).

5. В отношении к долгу (сознательность — фанатичность, убежденность — формальность, исполнительность — небрежность, верность — неверность, надежность — ненадежность, преданность — вероломство и Т.Д.).

6. В отношении к природе (турист — домосед, натуралист — натуро-фоб, зоофил — зоофоб, гелиофил — гелиофоб, аквафил — аквафоб и т.д.).

7. В отношении к увлечениям (спортсмен, коллекционер, музыкант, танцор, поэт, философ, охотник и проч.).

8. В отношении к излишествам (чревоугодник — воздержанный, курящий — некурящий, кокетливый — некокетливый, моральный — аморальный, многословный — молчаливый, азартный — неазартный и т.д.)

Следует отметить определенную условность данной классификация и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных отношений. Так, например, если человек проявляет грубость, то это касается его отношений к людям; но если при этом он работает учителем, то здесь уже необходимо говорить о его отношении к делу (недобросовестность), об отношении к самому себе (самовлюбленность). Но и все названное не является полным перечнем черт характера. Сюда, например, не вошли те, которые показывают отношение к успеху. Манера одеваться, говорить, двигаться также относится к особенностям характера.

Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не. сразу становятся его чертами. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера. В этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, так как само содержание их выполняет различную роль в жизни человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к людям, к обществу. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д.

В характерологическом отношении наиболее существенна не столько количественная характеристика, сколько его качественные моменты: на какой основе и как устанавливает человек контакт с другими людьми, как относится он к людям различного общественного положения — к высшим и низшим, к старшим и младшим, к лицам другого пола. При длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает часто значительный отпечаток на их характер, при этом возможно как взаимное уподобление, когда люди в результате длительной совместной жизни становятся похожи друг на друга, так и возникновение черт противоположных, но взаимодополняющих друг друга.

Здесь большую роль играет подражание действиям, эмоциям, поступкам других людей. Даже разговаривая с кем-то, мы начинаем уподобляться ему и пользоваться той же интонацией и жестами, которые наблюдаются у собеседника. Хотя специальной задачи подражать ему мы не ставим, это получается как бы само собой. Психологи называют этот вид подражания неосознанным. Так, известен случай, когда в одной из школ учитель русского языка сильно заикался, а его ученики не только перестали замечать эту особенность, но стали и сами заикаться, подражая его речи. Здесь уместно вспомнить поговорку: «С кем поведешься — от того и наберешься». Она означает, что мы подражаем тем людям, которых любим, уважаем, ценим.

Однако в качестве ведущих выступают такие отношения, такие формы общения, которые формируются в труде, в деятельности. Взаимоотношения человека с другими людьми выступают определяющими в отношении к деятельности, порождая повышенную активность, напряжение, рационализаторство или, напротив, успокоенность, безынициативность. Отношение к другим людям и к деятельности в свою очередь формируют отношение человека к собственной личности, к самому себе. Правильное, оценочное отношение к другому человеку является основным условием правильности оценки самого себя. Отсюда следует, что отношение к другим людям не только выступает важной частью характера, но и составляет основу формирования самосознания личности. При изменении деятельности меняются не только предмет, методы и операции этой деятельности, происходит вместе с тем и перестройка отношения к себе как деятелю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА

 

2.1. Психологические типы характера человека

 

Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Сравнивая разных людей, можно обнаружить у них достаточно много сходных черт характера. Это говорит о том, что черты характера могут быть не только индивидуальными, но и общими, присущими определенной группе людей. Скажем, такие черты, как озорство, непослушание, суетливость, являются особенностями характера ребят подросткового возраста. Совершенно другие черты характера можно обнаружить у учителей. Они аккуратны, собранны, целеустремленны, терпеливы.

Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с таким же поведением. В данном случае следует говорить о типическом в чертах характера. Н. Д. Левитов считает, что тип характера — это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей [3, c. 14]. Действительно, как отмечалось, характер не является врожденным — он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека — это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Так, люди одной национальности находятся в сложившихся на протяжении многих поколений условиях жизни, испытывают на себе специфические особенности национального быта; развиваются под влиянием сложившейся национальной структуры, языка. Поэтому люди одной национальности по образу жизни, по привычкам, правам, характеру отличаются от людей другой. Эти типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. У большинства людей есть сформировавшийся образ представителя той или иной страны: американца, шотландца, итальянца, китайца и т.д. Своеобразно преломляясь, в национальных особенностях проявляются типические черты, присущие людям разного возраста: дошкольникам, подросткам, пожилым людям и т.д. [3, c. 117].

Нетрудно описать типичный характер представителя той или иной профессии: учителя, врача, военного, в то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты. Так, в литературе существует много образов скупцов, т.е. людей, в сознании которых резко выражена страсть к накопительству (Плюшкин, Гобсек, Скупой рыцарь и т.д.), но каждый из них — индивидуальность.

Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью. Под влиянием жизненных обстоятельств воспитания, требований общества тип характера изменяется и развивается. Достаточно проследить динамику развития характера человека, посвятившего себя педагогической специальности. Последовательно проходя этапы профессионального роста: учащийся подкласса, абитуриент педагогического университета, студент на педагогической практике, учитель — молодой специалист, опытный педагог и, возможно, завуч или директор школы, он теряет какие-то черты характера предыдущего и приобретает новые, свойственные следующей возрастной или профессиональной группе.

В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характеров, деления их на типы. Основания для типизации, как правило, вводятся с тем, чтобы в соответствии с имеющейся задачей разделить людей на группы по преобладающим качествам. Так, сходные характеры могут наблюдаться у людей, имеющих доминирующие волевые или эмоциональные качества. Соответственно делят характеры на типы: волевой (активный, целеустремленный, деятельный); эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний); рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности).

Помимо того, что число черт характера чрезвычайно велико (так, в словаре русского языка С.И.Ожегова их около 1500), каждая из черт имеет разную количественную степень выраженности. Каждый человек честен, откровенен, весел, самолюбив, щедр и т.д., но мера честности, откровенности, веселости, самолюбия, щедрости у каждого своя. Так, например, даже когда говорят о щедрости человека, за этим могут стоять в самом простом варианте следующие градации: не очень щедрый; щедрый, но не очень; щедрый и очень щедрый и т.д. Количественное развитие той или иной черты характера может достичь своего предела, границы, которая еще считается нормальным, приемлемым в обществе поведением.

Усиленное выражение черты характера называют акцентуацией характера. Выделяют такие акцентуации, как астено-невротическая, ги-пертимная, истероидная, тревожно-боязливая и пр. Нарушение формирования характерологических особенностей личности исследовал А. Е. Личко [5, c. 74]. Акцентуации характера он связывает с врожденными факторами и потому не считает их доступными для коррекции. Акцентуации достаточно широко распространены среди людей (от 30 до 90% в различных социальных группах). Вместе с тем А. Е. Личко говорит о диапазоне развития акцентуации. Невозможно заменить тип акцентуации, однако в диапазоне этого типа возможно формирование тех или других форм поведения и адаптации человека. Воспитание усиливает или ослабляет те особенности, которые присущи ребенку с акцентуацией. Особенно ярко выражены акцентуации характера в подростковом возрасте, и влияния в этом возрасте на подростка способны отклонить развитие акцентуации в сторону сглаживания или усиления исходной акцентуации [5, c. 76].

Личность, выражающая акцентуации, не выступает патологической и не оценивается как психотическая. Однако, согласно А. Е. Личко, те люди, которые в преморбидном состоянии выражали такие свойства, которые находятся на границах нормы и патологии, чаще склонны к психопатиям, чем те, которые находятся как бы дальше границ [5, c. 78]. Гипотеза, существующая в патопсихологии, состоит в том, что особенности личности в норме обусловливают особенности патопсихологического состояния. Последнее выступает как бы заострением нормального характера и особенностей нормального человека. Ориентация в акцентуированных характерах позволяет более точно разбираться в людях, потому что наличие тех или иных особенностей в характере человека закономерно приводит к тем или иным способам поведения, а значит, к возможностям его прогнозирования. Среди типов акцентуаций выделяют: параноидальный (доминирующая черта — целеустремленность); эпилептоидный (доминирующая черта — консерватизм, нетерпимость); гипертимный (доминирующая черта — постоянно приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, жизнелюбие); истероидный (доминирующая черта — демонстративность); шизоидный (доминирующая черта — замкнутость, погруженность в собственный внутренний мир); психастеноидный (доминирующая черта — педантичность, неуверенность, тревожная мнительность); сензитивный (доминирующая черта — чрезмерное чувство ответственности, робость, высокая чувствительность); гипотимный (доминирующая черта — пониженный фон настроения, склонность к депрессивным проявлениям); конформный (доминирующая черта — ориентированность на нормы и ценности ближайшего окружения); неустойчивый (доминирующая — слабоволие, максимальная коммуникабельность, поверхностность) астеническый (доминирующая черта — повышенная утомляемость, ипохондричность, повышенная тревожность); лабильный (доминирующая черта — крайняя переменчивость настроения); циклоидный (доминирующая черта — цикличная переменчивость настроения, активности).

 

 

 

2.2. Формирование характера и факторы, влияющие на его формирование

 

В характере тесно переплетены положительные и отрицательные качества. Рядом с правдивостью может уживаться нечестность, а с аккуратностью — безалаберность. Наверное, нет людей, которые не имели бы отрицательных качеств. Но от самого человека зависит, чтобы в его характере их было как можно меньше. Для этого надо воспитывать свой характер, стараться сделать его лучше. При этом не нужно ждать, когда появятся особые условия или ждать начала недели, месяца, года, как мы это часто делаем, а воспитывать его каждую минуту, постоянно.

Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Анатомо-физиологические задатки, как было показано, не предопределяют абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности.

Характер, несмотря на свою многогранность, лишь, одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой «Такой уж у меня характер»»).

Характер зависит от того, в каких условиях развивалась личность, каков был ее круг общения, особенно в подростковом возрасте. Этот возраст ставит перед человеком проблемы самоопределения. Как показала Е. Р. Калитеевская, если в подростковом возрасте были «шероховатости» характера и неуживчивость, то в дальнейшем это сглаживается и даже приводит к развитию цельного характера. Тогда как пассивность, отсутствие проблем у подростка часто далее приводит к отсутствию адаптации, неспобности заявить не своем решении и стать самостоятельным. Характер, таким образом, формируется как отстаивание своей независимости и в то же время в ходе поиска форм контакта с другими людьми. Однако, не поняв себя как автономную личность, человек не способен понять и других людей, установить с ними контакт и ответственно заявить о своих решениях. Идти на компромисс способен автономный и ответственный человек, в противном случае компромисс оказывается конформностью. Это и выражает характер личности.

Становление характера обусловлено, конечно, и тем, каким он был раньше. Даже при самых крутых изменениях в жизни характер обычно все же сохраняет известное единство в основных наиболее общих его чертах. Но характер не является фатально предопределенным, хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, но сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, в зависимости от всей его сознательной деятельности.

Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Сознавать свои недостатки — это положительная, прогрессивная черта характера; осознание своих недостатков вызывает у человека стремление преодолеть их. Эта черта, например, была присуща В.П. Чкалову, о чем писала его жена: «Он всегда стремился быть лучше и чище». Осознание недостатков позволяет человеку определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, выработать у себя. Вероятно, для того, чтобы характер не стал противоречивым, чтобы новые черты легче приживались, необходимо предусмотреть органическую связь между новыми и имеющимися чертами, их гармоническое взаимодействие [13, c. 114].

Черты характера развиваются не сами по себе, отдельно от других особенностей. Наиболее тесно характер связан с темпераментом, поэтому одна и та же черта у людей разных темпераментов проявляется по-разному. Возьмем, например, такую черту характера, как трудолюбие. У флегматика она будет проявляться в постепенном, неторопливом выполнении всех порученных ему дел. Работа будет выполняться долго и медленно. Совершенно иную картину мы будем наблюдать у холерика. Он так же выполнит порученное ему задание, но будет при этом сомневаться и нервничать. Сангвиник же выполнит любую работу быстро и весело, хотя что-нибудь обязательно не доделает. От темперамента зависит, сколько понадобится времени, чтобы черта характера стала устойчивой и постоянной, поэтому у людей одного темперамента легче формируются одни черты характера, а у людей с другим темпераментом сформировать эти черты очень трудно. Так, например, умение общаться, налаживать отношения, договариваться, т.е. такая черта характера, как общительность, легче формируется у сангвиника, чем у меланхолика и флегматика. Зато у сангвиника очень трудно воспитать терпение, настойчивость, организованность.

Большую помощь в воспитании характера оказывают более опытные люди, и здесь важно найти пример, достойный подражания. На Востоке говорят: «Если есть ученик, учитель найдется». Здесь заложен глубокий смысл. Никакой учитель не в состоянии обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда найдет, на кого ему ровняться, с кого брать пример. Характер человека формируется во взаимодействии с другими. Но тот, кто берется помочь другим, сначала должен сам продемонстрировать пример целеустремленности, активности, организованности, стойкости и других черт характера, которые он должен сформировать у своих воспитанников. Здесь нельзя забывать о механизмах подражания, которые в первую очередь распространяются на негативные, проявления поведения. Сначала мать, отец, другие члены семьи, потом воспитатели в детском саду, сверстники, учителя и т.д. являются потенциальными наставниками. Однако реальное воздействие на характер возможно лишь при условии референтности воспитателя для воспитанника.

Поэтому большое значение для формирования характера имеют те образцы, те идеалы на которые стремится быть похожим человек.

Пример для подражания необязательно должен быть реальным. Это может быть киногерой или герой литературного произведения, отличающийся глубокой принципиальностью и исключительной твердостью характера, герой войны, передовой ученый. Живые образы стойких, целеустремленных характеров дает многовековая история России. Для примера достаточно указать на М.В.Ломоносова и А.В.Суворова, жизнь которых является своего рода школой воспитания характера. Иногда подростки выбирают в качестве идеала сверстника или героя, популярного среди ребят, но поведение которого не всегда получает одобрение взрослых. В данном случае речь идет об антиидеале. Если у человека нет идеала, это свидетельствует о том, что развитие личности идет неправильно. Без идеала невозможно ни понять, ни осознать перспективы своего развития и роста. Обычно это означает появление отклонения в развитии, которое на языке ученых называется «возрастным инфантилизмом».

Следует заметить, что формирование характера — очень сложный процесс, который никогда не бывает прямолинейным. Особенно отчетливо видны «зигзаги» становления в самом начале взросления. Это связано с тем, что, стремясь быстрее стать взрослым, подрастающий человек часто ориентируется только на их внешнюю атрибутику, а внутренний мир взрослых, их мысли, переживания проходят незамеченными.

По мере овладения взрослыми нормами поведения, по мере развития характера ребята начинают осознавать, что имеют собственное лицо, собственное «Я», которое теряется, размывается в группе одинаково ведущих себя сверстников. С этого момента намечается переход от стремления «быть таким же, как все» к стремлению «проявить себя». Однако этот переход идет очень медленно и незаметно. Подросток с большим трудом отходит от беспрекословного подчинения своему окружению и как бы все время оглядывается на него [13, c. 114].

Характер обусловлен общественным бытием личности, усвоением социального опыта, что порождает типические черты характера, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути в конкретно-исторических условиях. В единстве с социально-типическим в характере выступает его индивидуальное своеобразие, порождаемое разнообразными неповторимыми ситуациями, в коих протекает социализация субъекта, его воспитание и развитие индивидуальности, зависящее и от природных предпосылок.

Среди множества черт характер некоторые выступают как ведущие, другие — как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств; при этом они могут и гармонировать, и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые характеры. Проявляясь в деятельности, характер формируется в ней, обнаруживая зависимость и от ее содержания и смысла личностного для индивида, и от ее успешности, и от отношения индивида к своим успехам и неудачам.

Характер проявляется в системе отношений к действительности:

1) в отношении к другим людям — общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость и пр.;

2) в отношении к делу — ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и пр.;

3) в отношении к себе — скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность;

4) в отношении к собственности — щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость [8, c. 292].

Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения, убеждений и моральных принципов, выявляя свою общественно-историческую природу.

Но сами по себе черты характера не определяют однозначно позицию социальную индивида. Относительная устойчивость черт характера не исключает его высокой пластичности. Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы.

Один из физиологических механизмов формирования характера — стереотип динамический. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответствующей мотивацией — потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана. Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения. Эти влияния становятся особенно резко выраженными в результате проявления различных акцентуаций характера.

Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.

Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.

Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм. Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка — чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.

Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты [13, c. 116].

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера — целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий — тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.

На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.

На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родите ли или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы — все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.

Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель – формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей формирования характера — самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера

Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.

Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.

Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка – сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам.

Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Особое значения для становления характера играют ситуации, когда требуется постоять за свою честь. Считается, что жаловаться родителям, учителям — значит, стать ябедой, доносчиком. В данном случае единственно верное решение — рискнуть дать отпор, но ни в коем случае не унижаться. Объединиться всем обиженным, дать ответ обидчику, показать, что они тоже люди и их надо уважать. К сожалению, такие объединения возникают не часто, т.к. подростки в силу отмеченных выше особенностей не всегда способны идти на компромисс с теми, кто им не нравится. Этим и пользуется обидчик.

Особое значение в формировании характера принадлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга.

Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Здесь уместно вспомнить слова Н.Островского: «Мужество рождается в борьбе. Мужество воспитывается изо дня в день, в упорном сопротивлении трудностям». Простым и действенным способом формирования характера являются занятия физкультурой и спортом, которые делают людей более выносливыми, мужественными. Спорт дает возможность соревнования, где каждый идет на максимуме своих сил, проявляет то, на что человек способен.

 

В соответствии с выработанными целями человек принимает самообязательство. Оно должно быть посильным и выполнимым на уровне оптимальной трудности. Это обязательство может быть зафиксировано в программе самовоспитания с указанием приблизительных сроков выполнения. Если человеку трудно самому сформулировать такую программу, то на помощь могут прийти его близкие, но лучше обратиться к психологу. Вот какую программу самовоспитания рекомендует известный психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».

1. Именно сегодня я буду счастлив. Это означает, что я буду руководствоваться словами Авраама Линкольна, который сказал, что «большинство людей счастливы примерно настолько, насколько они полны решимости быть счастливыми». Счастье заключено внутри нас; оно не является результатом внешних обстоятельств.

2. Именно сегодня я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает, а не пытаться приспособить все к моим желаниям. Я приму мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, как они есть, и постараюсь приноровиться к ним.

3. Именно сегодня я позабочусь о своем организме. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, правильно питаться, постараюсь не наносить вреда своему здоровью и не пренебрегать им, чтобы мой организм стал идеальной машиной для выполнения моих требований.

4. Именно сегодня я постараюсь уделить внимание развитию своего ума. Я изучу что-нибудь полезное. Я не буду лентяем в умственном отношении. Я прочитаю то, что требует усилия, размышления и сосредоточенности.

5. Именно сегодня я займусь нравственным самоусовершенствованием. Для этого я рассчитываю осуществить три дела: я сделаю кому-нибудь что-то полезное, так чтобы он не знал об этом; я сделаю по крайней мере два дела, которые мне не хочется делать, — просто для упражнения.

6. Именно сегодня я ко всем буду доброжелательно настроен. Я постараюсь выглядеть как можно лучше; по возможности надену то, что мне больше всего идет, буду разговаривать тихим голосом, любезно вести себя, буду щедрым на похвалы, постараюсь никого не критиковать, ни к кому не придираться и не пытаться кем-то руководить или кого-то исправлять.

7. Именно сегодня я постараюсь жить только нынешним днем, не буду стремиться решить проблему всей своей жизни сразу. В течение двенадцати часов я смогу делать такие вещи, которые привели бы меня как, если бы мне пришлось заниматься ими всю жизнь.

8. Именно сегодня я намечу программу своих дел. Я запишу, что я собираюсь делать каждый час. Возможно, я не смогу точно следовать этой программе, но я составлю ее. Это избавит меня от двух зол — спешки и нерешительности.

9. Именно сегодня я полчаса проведу в покое и одиночестве и постараюсь расслабиться.

10. Именно сегодня я не буду бояться, в особенности не буду бояться быть счастливым, наслаждаться красотой, любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня.

Одним из положительных моментов этой программы является подчеркивание того момента, что характер формируется не столько в трудные моменты жизни (хотя в жизни каждого есть такие переломные события), сколько в повседневной, будничной деятельности. И здесь существенное значение имеет режим дня, соблюдение дисциплины, следование нормам поведения. Даже незначительные поступки, если они служат доброму делу и совершаются систематически, воспитывают положительные черты характера, облагораживают человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Характер – индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях, проявляющаяся в его манерах, поступках и складе ума.

Характер определяет все происходящие в человеке изменения, а также силу сопротивления по отношению к внешним влияниям, представляя собой основу личности и ее нравственных устоев.

В цельности характера состоит совершенство человека (Кант). Кант различает характер неизменяемый, «интеллигибельный», и характер изменяющийся, «эмпирический».

Первый соответствует возвышающейся над природой нравственности человека; второй обусловлен еще внешними влияниями. С точки зрения современной этики характер есть совокупность осуществленных в одном человеке ценностей личности.

Учение о характере, характерология – учение о формировании и сущности характера, средствах выявления его типов и о его значении для личности в целом, а также учение о личности вообще (изучение личности).

Родоначальником учения о характере считается Юлиуса Банзена.
Это учение ставит себе целью объяснить характер, т.е. индивидуальные особенности, человека. Учение о характере использует описание физического облика человека вместе с учением о выражении и исследованием конституции человека. Обобщением получаемых результатов занимается типология.

Образование характера есть сознательный либо бессознательный процесс самоформирования (психогенетическая теория), вызываемый половым чувством, моментами его вытеснения и сублимации (Фрейд) или же честолюбивыми и властолюбивыми побуждениями (Адлер, Юнг).

В формировании характера человека большую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.

Формирование характера, с точки зрения психологической теории, определяется наследственными физическими данными, составляющими основу психического (наследственность).

Характер обусловлен общественным бытием личности, усвоением социального опыта, что порождает типические черты характера, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути в конкретно-исторических условиях. В единстве с социально-типическим в характере выступает его индивидуальное своеобразие, порождаемое разнообразными неповторимыми ситуациями, в коих протекает социализация субъекта, его воспитание и развитие индивидуальности, зависящее и от природных предпосылок. В то же самое, сами по себе черты характера не определяют однозначно позицию социальную индивида. Относительная устойчивость черт характера не исключает его высокой пластичности. Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы.

В настоящее время учение о характере рассматривается как часть антропологии, которая изучает развитие характера и его значение для формирования личности в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера // Избр. психол. труды: в 2-х т. М., 1980.
  2. Дебарроль А. По ту сторону зеркала // Ваша судьба — хиромантия. — М., 1996.
  3. Левитов Н. Д. Психология характера. М., 1969.
  4. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.
  5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1977.
  6. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990.
  7. Некрасов В.П. Спорт и характер. — М.: Просвещение, 1986.
  8. Немов Р.С. Общая психология. М., 2003.
  9. Ниренберг Д., Колере Г. Читать человека как книгу. — М.: Просвещение, 1990.
  10. Психология / Отв. ред. Крылова А.А. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  11. Психология / Под ред. Е.И. Рогова. М., 2005.
  12. Рогов Е. Л. Азбука психологии: Психология человека. — М.: «Владос», 2000.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.– Т. 2. М., 1989.
  14. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. — М.: Просвещение, 1984.
  15. Страхов И.В. Психология характера. Саратов, 1970
  16. Тулъчинский ГЛ. Разум, воля, успех. М., 1989.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->