СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В СТРАНЕ И ОБОСТРЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1. Обострение межнациональных отношений в России и других странах СНГ

 

Проблемы межнациональных отношений приобрели весьма острое политическое значение. Это объясняется не только и даже не столько ростом национального самосознания, сколько проявлением национализма, искусственным раздуванием национальных особенностей и беспочвенным противопоставлением интересов одних наций интересам других.

Наблюдается и явная растерянность некоторых лидеров России, их неспособность взять на себя ответственность за конструктивное, принципиальное и основанное на законе решение межнациональных коллизий.

Вместо этого широкое распространение получила политика нескончаемых неоправданных уступок.

Создавшейся ситуацией не преминули воспользоваться политические авантюристы и националисты -всех мастей, которые любой ценой под флагом демократии и суверенитета уже добиваются желанной власти, права распоряжаться огромными богатствами, и, прежде всего в личных интересах, ради которых творится произвол, гибнут люди, появляются сотни тысяч беженцев.

Территориальные споры являются серьезным источником обострения межнациональных отношений. В свое время границы между национально-государственными образованиями устанавливались произвольно, одним росчерком пера «вождя и друга всех народов СССР». Даже вошло в практику делать территориальные подарки без согласия и вопреки воле народов, проживающих на даримых территориях.

В ряде республик принимаются дискриминационные законы, открыто закрепляющие преимущества коренной национальности.

Этнополитические конфликты нашедшие свое выражение в больших и малых войнах на этнической и территориальной почве в Азербайджане, Армении, Таджикистане, Молдове, Чечне, Грузии, Северной Осетии, Ингушетии привели к многочисленным жертвам среди мирного населения. И сегодня события, происходящие в России, свидетельствуют о дезинтеграционных разрушительных тенденциях, угрожающих новыми конфликтами

В 1988 г. начались военные действия между Арменией а Азербайджаном из-за нагорного Карабах– территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в Фергане. Очагом межнациональный отношений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев – таков был один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрации являлись проведение демократических реформ и независимость Грузии. За пересмотр Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР выступило абхазское население.

В октябре – декабре 1992 г. обострился конфликт по территориальному вопросу между осетинами ингушами. В конец 1992 г. Москве пришлось использовать армию для решения конфликта.

Некоторые современные политические лидеры переооценивают проблемы суверенитета. Чего стоит один только часто повторяемый призыв: «Берите столько суверенитета, сколько освоите!»

С точки зрения теории суверенитета такой призыв является несостоятельным, так как суверенитет -един и неделим, а с точки зрения политики и практики — вреден и опасен. Неужели не ясно, что «парад суверенитетов» в России осложнил и обострил межнациональные отношения, усилил опасность распада Российский Федерации.

Для Российский Федерации острый характер приобрела проблема «трансформации» национального суверенитета в государственный, которая стала решаться произвольно, вопреки науке, без учета многих объективных факторов, не терпящих национального эгоцентризма и волюнтаризма.

В настоящее время вспышки насилия на почве межнациональных отношений наблюдаются по всей России.

 

1.2. Причины обострения межнациональных отношений на Кавказе, чеченская проблема

 

Ситуация на Кавказе отличается высоким уровнем нестабильности, наличием очагов вооруженных и этнических конфликтов, обострением социально-экономического кризиса, конфессиональными конфликтами между христианским и мусульманским населением региона. Наличие, несмотря на официальное завершение военной фазы контртеррористической операции, постоянно «тлеющих» и готовых в любой момент разгореться вновь очагов конфликтных ситуаций в Чеченской республике, между Грузией и Абхазией, Арменией и Азербайджаном, возрастание происламских настроений в Закавказье и среднеазиатских республиках СНГ, нерегулируемый рост мусульманско-татарского населения в Крыму создают опасные предпосылки для реализации идей «истинного ислама» на базе воинствующего национализма. В определенной перспективе они могут послужить основой для возникновения новых кризисов и конфликтов в этом регионе.

Причины Чеченской войны:

1)    федеральные власти стремились ликвидировать «самодеятельность» генерала Дудаева, создавшего прецедент открытого неповиновения центру со
стороны одного из субъектов Федерации. Это угрожало единству территориальной целостности и суверенитету России;

  1. нарушение железнодорожного сообщения и подачи нефти из Баку в Новороссийск поставили под угрозу интересы российских экспортеров нефти и нефтяного бизнеса в целом. Проблема особенно обострилась в связи
    с притоком значительных (8,5 млрд долларов) западных инвестиций в разработку Каспийского нефтяного шельфа и планами руководства Азербайджана направить бакинскую нефть в Европу через Грузию и Турцию;
  2. криминальные финансовые структуры, успевшие к тому времени «от
    мыть» через Чечню огромные деньги, были заинтересованы в эскалации на
    пряженности, позволявшей им «замести следы»;
  3. коррумпированные московские чиновники, причастные к расходованию
    средств из федерального бюджета, а также связанные с ними предпринимате
    ли, банкиры, торговцы оружием видели в войне перспективный источник лич
    ного обогащения.

    Один из доминирующих вариантов в интерпретации Чеченского кризиса сводится к поиску «истинных причин» войны в Чечне. Такими причинами эксперты называют чаще всего нефть и деньги.

    Конфликтная ситуация, чреватая серьезными осложнениями, складывается также вокруг нефтегазодобычи на континентальном шельфе Каспийского моря, транспортировки добытого сырья оттуда, а также из Восточного Казахстана (запасы нефти которого уже сегодня опережают запасы России).

    Развал  Советского  Союза в 1991 г.  привел  к  обострению  и разрушению  некоторых противоречий в системе  межнациональных  и этнополитических отношений на Северном Кавказе. Это связано с рядом факторов.
    

    Во-первых,  необходимо  иметь в виду  существенное  изменение этнической  структуры  и  этнической стратификации  общества,  в результате  чего русское и русскоязычное население в большинстве республик   Северного   Кавказа  приобрело   фактически   статус национальных     меньшинств.      В     многонациональном      и многоконфессиональном   регионе   это   имеет    негативные и практические   следствия.  Вытеснение  нетитульных  национальных групп  из  сферы  государственного управления,  административных органов,   особенно  МВД  и  прокуратуры,  системы  образования, включая  высшее,  имеет  ощутимые  отрицательные  последствия  в регионе.  Следует  подчеркнуть, что  русское  население,  помимо своей воли, вовлечено в кризисные процессы и явления в экономике республик  Северного  Кавказа, особенно  в  Чечне,  Ингушетии  и Карачаево-Черкесии. В силу различных причин русские, проживающие в  городах  республик Северного Кавказа и не имеющие родственных связей  с  селом, значительно острее, чем автохтонное (коренное) население, переживают тяготы и последствия переходных  процессов в экономике, в целом низкого уровня жизни россиян.
    

    Во-вторых, Северный Кавказ оказался вовлеченным в крупномасштабные  межнациональные  конфликты и противоречия, возникшие  в  отношениях между новыми независимыми государствами Кавказа  (Армения, Азербайджан, Грузия) и Российской Федерацией. Взаимоотношения  Грузии  и  Российской  Федерации  с   1991   г. оставляют  желать  лучшего, как нам кажется, по  вине  политиков Тбилиси.  Особая проблема здесь осетины непризнанной  Республики Южная Осетия и внутренних районов Грузии, которые подверглись  в 1989-1992 гг. масштабным гонениям и притеснениям.
    

    В-третьих,   в  республиках  Северного  Кавказа  продолжается расхождение двух культурных пластов – русского, православного и северокавказского,  мусульманского, что  постепенно  приводит  к серьезным  проблемам  в сфере национальной  политики Российской Федерации, межнациональных отношений в регионе, этнополитических процессов  и  федеративного строительства. Мусульмане  Северного Кавказа  активно  вовлекаются в естественный для  них  восточный культурный   пласт,  включаются  в  сферу  влияния  традиционных центров восточной культуры, все больше отдаляясь от российской и европейской культуры.
    

       В-четвертых,   необходимо  иметь  в   виду   национальный   и религиозный  факторы  в бурном росте национального  самосознания титульных  (коренных)  народов Северного Кавказа.  Отметим,  что такая  ситуация типична и для других регионов страны со  сложной этнической структурой. Однако для Северного Кавказа она обретает особую  актуальность,  так  как  регион  действительно  является наиболее   опасным  для  Российской  Федерации,   где   процессы национального строительства активно протекали в 90-е годы ХХ  в. и могут иметь продолжение в будущем.
    

    В-пятых,   тяжелое  наследие  административно-территориальных переделов.  Только за годы советской власти на Северном  Кавказе было  более 40 территориальных переделов. Последствия  некоторых из   них   (например,   передача   Шелковского,   Наурского    и Каргалинского  районов из Ставропольского края  Чечено-Ингушской АССР  в  1957 году, передача Пригородного района из упраздненной Чечено-Ингушской АССР Северо-Осетинской АССР в 1944 году и т.д.) до  сих  пор негативно отражаются на межнациональных отношениях, этнополитической обстановке в регионе.
    

    В-шестых ценности,   утверждающиеся  в  Российской  Федерации,  приобрели особый смысл и характер на Северном Кавказе, где завязаны  тугие узлы   этнополитических,   территориальных   и   межнациональных конфликтов.  Реанимация этих конфликтов  во  многом  связана  «с деятельностью  представителей местных элит и  националистических организаций, спекулировавших на трагедиях прошлого и  трудностях современности».    Их  активная  деятельность   способствовала «пробуждению»  среди  определенной части населения националистических, сепаратистских и антироссийских настроений.
    

    В-седьмых,  особая посткоммунистическая ситуация на  СеверномКавказе,  где  мусульмане с начала 90-х годов ХХ в.  играют  все более  активную роль в политических и этнокультурных  процессах, протекающих  как  в  регионе, так и  в  Российской  Федерации  в целом.    Однако в духовное и культурное возрождение мусульман Северного   Кавказа   стали  проникать   негативные   тенденции, связанные с идеологическими, политическими духовно-нравственными разногласиями,  порождающими большие  противоречия  между  ними.
    

    Такая  обстановка связана с появлением нового в жизни  мусульман Северного Кавказа религиозно-политического движения, получившего в науке название «ваххабизм».
    

    В-восьмых,   борьба  сторонников  традиционного  ислама  на Северном Кавказе и «ваххабитов». Для мусульман Дагестана, Чечни, Карачаево-Черкесии и Ингушетии, являющихся в  большинстве  своем суннитами  шафиитского  мазхаба и  традиционно  придерживающихся суфийских  (суфизм  – ар. – мистико-аскетическое  направление  в исламе,  возникшее в VIII в.) ценностей, «ваххабизм»  становится теоретической  и  практической альтернативой.  Противоположные идейные  и ритуальные особенности между «ваххабизмом» и суфизмом послужили   причиной  серьезных  конфликтов  между  мусульманами Северного  Кавказа  (например,  в Дагестане,  Чечне,  Карачаево-Черкесии  и  т.д.).  Такая религиозно-политическая  реальность заметно   осложняет   традиционное   религиозное   мировоззрение мусульман  Северного Кавказа, этнополитическую,  межнациональную стабильность в регионе.
    

    В-девятых,   это   «русский  вопрос»  на  Северном   Кавказе. Этнополитические, межнациональные процессы 90-х годов  ХХ  в.  В регионе способствовали «эмансипации народов Северного Кавказа от «старшего   брата»».  Анализ  межнациональной   обстановки, этнополитической  ситуации в регионе позволяет  утверждать,  что «этнонациональный дискурс, развернувшийся на Северном Кавказе  в тесной  связи  с  разрушением  здесь  центральной  зоны  русской культуры, сводится к развенчанию в границах его социокультурного пространства     экономических,     политических,     собственно идеологических  ценностей, олицетворяющих социетальную  сущность исторической  России»19.  Добавим к этому, что усилия  различных националистических идеологов отдельных народов Северного Кавказа способствуют искаженному восприятию (частью коренного населения) России и русских.   Националисты,   сторонники   чеченских сепаратистов   и   «ура-патриоты»  Северного  Кавказа   пытаются представить регион не как составную часть Российской  Федерации, а  как  «особую территорию», где экономические, политические, культурные ценности   всей многонациональной  и многоконфессиональной   страны   противоречат   фундаментальным основаниям культур северо-кавказских народов.
    

    В-десятых, большое влияние экономического фактора на межнациональные   отношения  и  этнополитическую   ситуацию   на Северном Кавказе. Этноэкономическая ситуация, которая включает в себя  распределение  национальных групп в сфере материального производства и трудовой деятельности вообще, на Северном Кавказе имеет   свои   национальные   и   религиозные   особенности и «северокавказскую  специфику», с которой приходиться  считаться.
    

    Это  усиливает влияние экономического фактора на межнациональные отношения,    этнополитические    процессы.    Этноэкономическая особенность  общества  состоит,  в  том,   что разделение  труда  по  национальному  признаку  характерно   для полиэтнического  населения Северного Кавказа.  Разделение  труда между  национальными  группами  (например,  между  кабардинцами, балкарцами,   русскими   и  т.д.  в  Кабардино-Балкарии,   между карачаевцами, черкесами, русскими, ногайцами и т.д. в Карачаево-Черкесии),   закрепление   отдельных   видов   деятельности   за представителями  конкретной нации в стабильные  и  благополучные периоды развития общества не вызывают обострения межнациональной и  этнополитической  напряженности.  В стабильном  обществе  это воспринимается   как  нормальное  явление.  Так,   например,   в Дагестане  аварцы,  рутульцы, цахуры,  агулы  и  другие  издавна заняты  большей  частью  овцеводством,  даргинцы  и  лезгины   – овцеводством  и  садоводством, кумыки –  зерновым  хозяйством  и овощеводством,   лакцы  –  овцеводством  и  специализируются   в различных  ремеслах, табасаранцы – земледелием,  садоводством  и ковроткачеством.   В  национальном  сознании  каждого  народа региона  складывается  система оценок и ценностей,  определяющих престижность того или иного вида деятельности, в результате чего в   полиэтническом   обществе  Северного  Кавказа   складываются этнопрофессиональные  ниши,  традиционно,  зачастую  в   течение многих  поколений  закрепляемых  за  представителями  этнических групп.
    

     

    1.3. Пути выхода из кризиса межнациональных отношений

     

    Во-первых, нельзя  игнорировать интересы  даже самых малочисленных народов, как это  делалось  в Российской империи и Советском Союзе (примером сказанного  может служить  незавидная история народов Северного  Кавказа  до  1917 года  или  история сосланных в годы Великой Отечественной  войны чеченцев,  ингушей, балкарцев и карачаевцев).  Сегодня  уже  нет сомнений  в  том, что в многонациональном государстве существует огромная   необходимость  всеми  доступными  формами  утверждать культуру   межнациональных   отношений,   воспитывать   традиции толерантности. Шовинизм и национализм в какой бы форме они  себя не  проявляли являются злейшими врагами Российской Федерации, ее государственности, ее  авторитета на международной  арене.  Для федерального  центра  нет  сегодня  более  важной  задачи, чем выработка путей и форм разрешения межнациональных конфликтов на Северном   Кавказе.  Наиболее  действенными  из   них   являются следующие:
    

    –  своевременные и объективные оценки конфликтных ситуаций  и умение    анализировать    все   имеющиеся    возможности    для предотвращения вооруженных столкновений;
    

    –  концентрация усилий федеральных и республиканских  властей применительно к чрезвычайной обстановке;
    

       –   принятие   продуманных,  действенных  законов  Российской Федерации,  а  также четкие механизмы их реализации  по  решению актуальных    экономических,   межнациональных   и   религиозных вопросов; 
    

     –  отмена  (или  хотя бы корректировка) закона  РСФСР  от  26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов», который  и  в дальнейшем  может быть источником этнополитической напряженности на Северном Кавказе;
    

    – аргументированное  разоблачение   средствами   массовой информации,    органами    власти    шовинизма,    национализма, политического  экстремизма и сепаратизма. С  этой  целью  необходимым  регулярное проведение научных конференций,  круглых столов  с участием российских и зарубежных ученых которые должны всесторонне    проанализировать    состояние    и    перспективы национальной    политики    Российской    Федерации,    проблемы федерализма,  этноконфликтологии и т.д.  Необходимо  разработать практические  рекомендации по улучшению пропаганды  национальной политики,  межнациональных  отношений,    федеративного строительства,   сущности спорных  вопросов,   территориальных претензий, взаимных обвинений и т.д.
    

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППОЙ?

     

    а) любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами. Социальная группа – объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности и традиции. Социальная группа – одна из основных составляющих социальной структуры. Скрепляющими фактором для группы является общий интерес, то есть духовные, экономические и политические потребности.

    б) совокупность людей, «различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства»

    в) объединение людей, основывающиеся на коллективном владении средствами производства и полном или частичном самоуправлении.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ПРАВОВОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

     

    3.1. Понятие правового государства

     

    Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.

    Правовое государство – это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает другим людям.

     

    3.2. Гражданское общество

     

    Гражданское общество – это:

    1) наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);

    2) наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;

    3) высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества;

    4) законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства. Предпочтение я отдаю этому определению: гражданское общество – это такое общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность. То есть при наличии гражданского общества, правительства – это лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и пр.

    Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие организации и институты демократического общества не зависят от правительства для своего существования, законности и авторитета. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

     

    3.3. Отличительные признаки правового государства

     

    1) Осуществление подлинного народовластия, распространяемого во все стороны организации и сферы жизни гражданского общества и выступающего в качестве целостной системы развития демократии.

    2) Конституционное обеспечение разделения властей, выражающее различные государственные формы осуществления единой власти народа.

    3) Верховенство права и связанность государственной власти правовыми предписаниями.

    4) Верховенство закона, согласно которому именно закон обладает высшей юридической силой в системе иных правовых актов и обеспечивает недопустимость произвольного вмешательства государства в жизнь гражданского общества, т.е. вмешательства, не основанного на положениях закона.

    5) Взаимосвязь прав и обязанностей и взаимная ответственность государства и личности, а также гарантированность прав и свобод человека, обеспечивающая их реализацию в политической, социальной и культурной сферах жизни.

    6) Повышение роли и авторитета судебной власти с необходимыми конституционными гарантиями независимости правосудия.

    7) Формирование эффективных институтов конституционного контроля за законностью.

     

    3.4. Социальное государство

     

    Социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества.

    Основными характеристиками социального государства являются:

    а) развитая система страховых отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу;

    б) развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;

    в) развитая правовая система, при которой осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти, отработана нормативно-правовая система социальной жизни.

     

    3.5. Соотношение правового и социального принципов

     

    Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества — стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия. Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида: первый — физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии, второй — социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Противоречия же между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождать массовое социальное иждивенчество. В отличие от социализма советского типа, который пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного распределения благ, социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности.

     

    3.6. Тенденции развития государства

     

    В развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая из них — деэтатистская — состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, децентрализации ряда функций государства, усилении в деятельности некоторых его органов самоуправленческих начал. Вторая тенденция — этатистская — проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного инструмента общества. Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налогов, инвестиционной

    4. ЭЛЕМЕНТАМИ КАКОЙ КУЛЬТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ: «наркотическая культура», «восточная мистика и оккультизм», «сексуально-революционная культура»?

     

     

    а) молодежной субкультуры – «наркотическая культура»

    б) элитарной культуры – «сексуально-революционная культура»

    в) духовной культуры – «восточная мистика и оккультизм

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

    1. Конституция РФ: Принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 г.
    2. Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли // Политология. Курс лекций. М., 1997. С. 76– 91.
    3. Кривогуз И.М. Политология. М., 2000.
    4. Мальцев В.А. Основы политологии. -М.: ИТРК РСПП, 2001.
    5. Общая теория права / Под ред. Пиголкина А.С. –М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001.
    6. Панарин А.С. Политология. М., 2002.
    7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 2004.
    8. Социальная политика: учебник/ Под общ. ред. Н.А. Волгина.–М.: Экзамен, 2003
    9. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. 2-е изд. М., 2003

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->