Понятие «политическое сознание», его структурные компоненты

Политическое сознание общества — это система знаний, идей, взглядов, ценностей, норм, убеждений, представлений, чувств, в которых выражается восприятие политическими субъектами политических процессов и мира политики в целом. Политическое сознание — это непассивное отражение политического бытия. Оно может прогнозировать развитие политических процессов и влияние на политическую жизнь. Политике необходимо учитывать состояние политического сознания общества, отдельных классов, слоёв, групп населения. Политическое сознание является опосредующим звеном между базовыми интересами и потребностями политических субъектов и их политическим поведением. От его содержания напрямую зависит характер мотивации политического поведения людей и динамика политического развития общества.

Политическое сознание сложно по составу и структуре. Структурирование политического сознания можно осуществлять по следующим основаниям:

1. По функциональному назначению различают познавательные (когнитивные) компоненты (знания, интерес к политике, информированность, убеждения) и мотивационные компоненты (ценности, чувства, установки, позиции).

2. По способам отражения политических процессов различают политическую идеологию и политическую психологию. По степени устойчивости психологических образов различают менталитет общества и массовые настроения.

3. С точки зрения субъектов носителей различают массовое, групповое, индивидуальное и т.д. сознание.

4. На основе глубины и достоверности отражения политической реальности различают следующие уровни политического сознания: научно-теоретический, эмпирический и обыденный уровни политического сознания.

Научно-теоретический уровень полит. сознания — это самая высокая ступень познания политической действительности. На этом уровне происходит глубокое проникновение в сущность политических процессов и явлений, выявление их причин и закономерностей. Результаты научного познания политической действительности закрепляются в логических понятиях, категориях и политических теориях.

Эмпирический уровень политического сознания — это политические знания, оценки и переживания, которые складываются преимущественно на основе активного участия индивида в политической жизни общества. Этот уровень политического сознания отличает большая степень конкретности и прагматичности человеческих представлений о политических процессах и явлениях. Поэтому его нередко отождествляют с понятиями «жизненный опыт» и «здравый смысл».

Обыденное (повседневное) политическое сознание возникает из непосредственного восприятия индивидом политической практики. Оно может адекватно отражать природу и содержание отдельных политических процессов, однако не может дать индивиду системное и полное представление об окружающей его политической действительности. Этот уровень сознания чаще всего содержит элементы стихийности, иллюзорности, нереалистичности. Вместе с тем, обыденное сознание отличается от эмпирического тем, что включает в себя элементы идеологических и теоретических идей. В качестве относительно развитой формы обыденного политического сознания можно квалифицировать такой феномен, как общественное мнение, т.е. конкретное суждение по тем или иным проблемам жизни, разделяемое многими членами общества. Оно возникает в результате целенаправленного воздействия главным образом средств информации на эмоциональную сферу человека. Поэтому общественное мнение зачастую искажённо истолковывает политические явления или просто выступает в качестве предубеждения людей, которые непоколебимо уверены в своей правоте.

Обыденное полит. сознание иногда отождествляется с массовым сознанием. Это не совсем верно, т.к. они отличаются по своим носителям и содержанию и выражают различные грани общественного сознания. Феномен «массовое сознание» наиболее сложен для понимания, что обусловлено особой природой его носителя, т.е. массы. Масса — это возникшее по тем или иным обстоятельствам неопределённое в количественном и качественном отношении, разнородное по своему составу и не оформленное в структурированную целостность множество людей. Большинство исследователей, характеризуя особенности массового сознания, указывают на наличие в нём таких черт, как неустойчивость, иррациональность, алогизм, отсутствие здравого смысла, функционирование в системе подсознания. Идеология представляет собой теоретически систематизированную совокупность социально-политических идей, которой выражается самосознание определённых субъектов и их интересы.

Характеристика политического сознания с точки зрения его субъекта носителя предполагает различение нескольких его уровней. Выделяется индивидуальное политическое сознание, групповое политическое сознание, специализированное сознание, массовое, общечеловеческое политическое сознание.

В зависимости от характера идейно-политических убеждений и ориентаций людей их политическое сознание может быть:

– социалистическим, ориентирующим на приоритет в политике принципов коллективизма, социального равенства и справедливости;

– либеральным, выдвигающим в качестве приоритетов в политике принципы свободы индивида;

– консервативным, направленным на сохранение традиционных общественных устоев и ценностей;

В зависимости от характера отношения субъекта социального действия к государству как политическому институту:

– этатистский тип политического сознания;

– анархистский тип политического сознания;

В зависимости от типа политического режима:

– демократический;

– авторитарный;

– тоталитарный типы политического сознания.

В зависимости от ориентации на тот или иной характер социальной деятельности субъекта:

– консервативный (ориентирующийся на сохранение прежних общественных порядков);

– радикальный (ориентирующийся на коренные, решительные преобразования);

– реформистский (ориентирующийся на осуществления социальных изменений путём реформ).

Тот или иной тип полит. сознания в чистом виде встречается редко, в действительности в сознании и поведении одного и того же субъекта может одновременно проявляться несколько типичных черт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования

 

Политическая психология — это самый динамичный элемент сознания, она представляет собой непосредственное восприятие и переживание политических процессов и отношений. Доминирующим в политической психологии является не само знание о политике, а отношение к нему, оценка политической реальности, мотивация политического поведения. Функционирование политического сознания через психологию выражается в форме страстей, чувств, эмоций, взлётов и падений настроения. Выделяют относительно устойчивые и более подвижные компоненты политической психологии. Устойчивые компоненты характеризуют менталитет общества, т.е. устойчивую модель мышления, поведения, эмоций и чувств, отражающих особое видение мира, исторически сложившееся в данном обществе.

Объектом политической психологии являются личность, группы, организации, ассоциации, имеющие общественно-политическую функцию в социальной среде.

Предметом политической психологии являются психологические закономерности, свойства, механизмы политического поведения человека, малых и больших групп, народов, государств и их объединений. При таком понимании определенные проявления человеческой психики, связанные с политической деятельностью, получают и определенный политологический ракурс изучения.

Политическая психология как наука ставит перед собой три основные задачи.

1. Анализ психологических компонентов в политике, понимание роли «человеческого фактора» в политических процессах.

2. Прогнозирование роли психологических аспектов в политике.

3. Управленческое влияние на политическую деятельность со стороны ее психологического обеспечения.

Роль и влияние политической психологии в политике проявляются прежде всего в осуществляемых ею функциях. Именно последние выражают ее способность влиять и видоизменять политические процессы, состояния субъектов, способы функционирования институтов власти.

Политическая психология выполняет гносеологическую функцию, связанную с обеспечением мышления человека. В отличие от других форм политического сознания (например, науки или идеологии), которые также способствуют познанию политической реальности, политические чувства могут не только дополнить информацию, полученную человеком рационально-логическим путем, но и заменить ее при выборе им своей политической позиции. Особенно ярко такая роль политической психологии проявляется в условиях кризисов, когда создающийся в обществе духовный вакуум, утрата ведущих ценностей буквально заполняет чувственными оценками все индивидуальные позиции человека. Впрочем, в других условиях чувствами нередко пренебрегают при выработке той или иной позиции.

И все же наиболее распространенной формой осуществления гносеологической функции является дополнение чувственными сведениями той информации, которая формируется рационально-логическим способом. При этом психология чаще всего идет «в ногу со временем», повторяя изгибы ситуации и как бы чувственно оформляя соответствующую эволюцию политических позиций человека. Например, в годы перестройки немало людей в полном соответствии с ходом реформ и их социальными последствиями последовательно эволюционировало от приверженности коммунистическим идеям к ценностям либеральной демократии, а впоследствии к оппозиционным воззрениям по отношению к правящему режиму.

Однако чувственные стереотипы могут оказывать и упорное сопротивление динамике человеческих воззрений, отвергая рациональные формы отражения действительности. В таком случае политические чувства способны провоцировать догматичность мышления, приверженность человека раз и навсегда усвоенным шаблонам и стандартам.

Функция адаптации предполагает обеспечение политической психологией приспособления человека к окружающей обстановке. Причем психология осуществляет эту цель как при его пассивном приспособлении к среде, так и при их активном взаимопреобразовании, когда активно видоизменяются свойства и человека, осваивающего, к примеру, новые политические роли, и самих внешних условий под ролевым воздействием.

Для того чтобы заставить человека адаптироваться к окружающей действительности, политическая психология должна подавить воздействие т.н. стрессоров, т.е. тех социальных и политических факторов (например, безработицы, активности оппозиции, бытовых неурядиц и проч.), которые вызывают негативные политические реакции человека. В связи с этим политическая психология должна действовать в двух направлениях: стимулировать его позитивные поведенческие реакции, т.е. вести дело к формированию у него позитивных стереотипов и привычек реагирования на подобные раздражители (что часто бывает затруднительно, ибо требует от человека существенного пересмотра своих изначальных позиций), либо формировать нейтрально-конформистское отношение, т.е. привычку спокойно и относительно беспристрастно реагировать на подобные факторы.

Массовые настроения представляют собой однородную для достаточно большого количества людей субъективную сигнальную реакцию, особые переживания комфорта или дискомфорта или дискомфорта, в интегрированном виде отражающие три основных момента:

– степень удовлетворённости или неудовлетворённости социально-политическими условиями жизни;

– субъективную оценку возможности реализации социально-политических претензий людей в данных условиях;

– стремление к изменению условий жизни для осуществления этих притязаний.

Политическая идеология является одной из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующей на содержание властных отношений. Со времени появления соответствующего термина (его ввел французский ученый А. де Треси в XVIII в.) в науке сложились различные взгляды на это духовное явление. Так, основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней, прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. К. Мангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений. Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам и, в частности, способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию.

Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс считал, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющим значительный преобразующий потенциал. Неомакиавеллисты (Р. Моска, Р. Михельс, В. Парето и др.) гиперболизировали политическую идеологию, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, порожденные нуждами легитимизации власти. В то же время, несмотря на признание многими видными учеными весьма высокой роли политической идеологии в обществе, в политической мысли бытуют и представления, характеризующие ее как «служанку власти», не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса.

Из определения политической идеологии следует, что в любом случае она является разновидностью корпоративного сознания, отражающей сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающейся склонностью к духовному экспансионизму.

Основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием, внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемым ею целям и задачам политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной ( национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма).

Различают следующие уровни политической идеологии:

—       теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного

класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития;

—       программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан. И если политические принципы формируют приверженцев и предполагают дискуссии сторонников разных ценностей, то программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы, предполагающей подавление (нейтрализацию) оппонентов;

—       актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «тотальными» (К. Мангейм). Те же системы политических требований и воззрений, которые ставят задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие цели, не способные повлиять на мировоззренческие представления граждан, выступают как «частные» (Н. Пуланзас). Падение влияния идеологии на общественное мнение или распространение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения. ведет к деидеологизации политики.

Среди основных идеологических течений в современном мире следует выделить следующие:

—       либерализм, сформированный на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII–XVIII вв. и связывающий свободу личности с уважением основополагающих прав человека, с системой частного владения и идеологией свободной конкуренции. Либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. В XX в. тенденции универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан, переориентировали политическую программу неолибералов на плюралистические формы организации и осуществления государственной власти (в отличие от прежней склонности либерализма определять демократичность жизни по большинству) Р. Даль, Ч. Линдбдюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем более оно соответствует принципам либерализма;

—       консерватизм, отстаивающий приоритет преемственности перед инновациями, незыблемость естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленную свыше иерархичность человеческого общества, соответствующие моральные принципы, лежащие в основе семьи, религии и собственности. Консерватизм возник как отрицательная реакция на Великую Французскую революцию 1789 г., когда, потрясенные попытками радикального политического переустройства, духовные отцы этого направления – Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Берк – пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. Усиление влияния консерватизма в современном мире связано с реакцией на экономический кризис 1973–1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей. Неоконсерватизм предлагает духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, моральной взаимоответственности гражданина и государства, уважение закона, крепкий государственный порядок и стабильность. Теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл) стремились разработать программы, преодолевающие дефицит управления обществом (из-за чрезмерной демократизации), модернизирующие механизмы защиты элитизма, совершенствующие средства урегулирования конфликтов;

—       социализм, перспективы решения крупнейших общественных проблем связывающий с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей. Существуют различные разновидности социалистической идеологии: коммунизм, социал-реформизм, традиционное и модернистское течение социал-демократической идеологии, но общим у всех них является материалистическая трактовка общественной жизни, социально-классовый подход к общественным явлениям, гуманистический характер конечных целей, социальный коллективизм, исторический оптимизм.

Видную роль в современном мире играют также национальные идеологии, правый неоконсерватизм экстремистского толка, фашизм, анархизм, идеология «зеленых» и другие.

Современная идейно-политическая жизнь несводима к функционированию и взаимодействию основных идеологий. В ней существуют и более «мелкие» явления: какие-то новые тенденции, различные течения внутри или на стыке идеологий, какие-то новомодные теоретические веяния, не похожие ни на одну из классических идеологий, а также и более крупные «блоки», отвечающие времени целые направления мысли, объединяющие (или оказывающие влияние на) сразу несколько идеологий. Пример – сегодняшнее сближение либерализма и консерватизма.

Концепция политической идеологии предполагает рациональное поведение человека как субъекта политики. Поскольку условность этого допущения очевидна, в науке существует направление, исходящее из иррациональности индивидуального и общественного поведения. Последняя обнаруживается в сходных формах. На уровне индивида – это бездумные, инстинктивные поступки. На уровне общества – это некий «роковой», «фатальный» ход событий, совершающийся помимо воли государственных деятелей.

Опираясь на общесоциологическую концепцию иррационализма, политологи создали течение в рамках политической теории, которое пытается объяснить внутриполитическое и внешнеполитическое развитие страны чередой «ошибок» государственных деятелей.

В последние годы предпринимаются усилия по сведению различных иррационалистических концепций в более или менее целостную «теорию образа». Суть ее в следующем: надо отбросить как «наивное» мнение о том, что люди в своих действиях, а государства в своей политике реагируют на объективный внешний мир. На самом деле мы реагируем не на реальный внешний мир, а на его «образ» («имидж»), который создается в нашем «воображении».  Следовательно, «образ» может быть ложным, не адекватным объекту.

Концепция иррационализма считает также, что, поскольку все идеологии претендуют на совершенное знание путей общественного развития, какого не может быть в принципе, все они грешат утопизмом. Поэтому любая идеология противоречит здравому смыслу.

Нельзя отрицать, что отдельные наблюдения и постановки проблемы «иррационалистов» верны и заслуживают дальнейшего развития и углубления. Популярность иррационалистической концепции можно объяснить растерянностью науки, свойственной периодам общественных потрясений.

Поскольку идеология является экспансивной, навязанной формой общественного сознания, способом ее реализации является пропаганда. В современных исторически уникальных условиях единого мирового информационного пространства пропаганда становится не только орудием политики, но и ее творцом. Самую радикальную точку зрения в науке на эту проблему можно выразить с помощью формулы: «В политике фактов нет, в ней существуют лишь представляемые факты». Так, согласно мнению Р. Дебре, крах СССР наступил вследствие того, что тот утратил способность формировать политическое воображение людей. Вопрос о том, в какой степени объективность материальных фактов ставит границы креативным (т.е. творящим собственную реальность) возможностям политической пропаганды, остается в науке открытым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 В Конституции РФ записано, что создание государственной идеологии запрещается. Объясните смысл такого запрета

 

Российская Федерация демократическое государство, имеющее свод прав и свобод гражданина (Конституция РФ) , в ней прописано, что каждый гражданин имеет право на свободу мировоззрения. Если в нашей стране появится идеология на государственном уровне, которая будет диктовать гражданам как жить, то таким образом нарушается статья конституции, иными словами свобода выбора гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3 ч. – СПб.: БГТУ, 2004. – Лекции 17, 18. – URL: http://nicbar.narod.ru/Spetskurs.htm.
  2. Бергланд Д. Либертарианство за один урок. – URL: http:// www.libertarium.ru/libertarium/one_lesson.
  3. 14. Денисов И. Политическое сознание современного российского общества. – URL: http://www.politnauka.org/library/teoria/ denisov.php.
  4. Дилигенский Г.Г. Социально(политическая психология. –URL: http://shulenina.narod.ru/Ucheb/Diligensky/contents.html.
  5. Гуревич П.С. Политическая психология: учебное пособие. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  6. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. – Ростовн/Д: Феникс, 2000.
  7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.:Аспект Пресс, 2010.
  8. Сирота Н.М. Идеология и политика. – М.: Аспект Пресс, 2011.
  9. Теория политики / под ред. Б.А. Исаева. – СПб.: Питер, 2007.
  10. Флад К. Политический миф. – М.: Прогресс-Традиция, 2004.
  11. Шестопал Е.Б. Политическая психология. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007.


     

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->