ПОНЯТИЕ «ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ», АНАЛИЗ ЕГО СОДЕРЖАНИЯ

Политический режим» в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более широком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Не случайно, поэтому, синонимическое использование понятий: демократический политический режим – демократическая политическая система, тоталитарный политический режим – тоталитарная политическая система и т.д.

Вместе с тем понятие политический режим совместно с понятиями форма правления и форма государственного устройства определяют характеристику формы государства. В этом случае «политический режим» используется как синоним «государственного режима», хотя очевидно, что первое понятие по своему содержанию гораздо шире второго, поскольку включает в себя методы и способы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики – политических партий и движений, общественных объединений и т.п.

Политический режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются:

степень участия народа в формировании политической власти;
гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;

степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;

характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;

положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства;

политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);

доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Три основные теоретические модели – демократический, авторитарный и тоталитарный политический режимов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОНЯТИЕ ДЕМОКРАТИИ И ОСНОВНЫЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

 

Собственно демократический режим («демократия» от др.-греч. «демос» и «кратос» — народовластие) – это одна из разновидностей режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т. е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате – широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

Первоначально  понятие  демократии  было  выдвинуто   древнегреческими мыслителями.  В  классификации  государств,  предложенной  Аристотелем,  оно выражало «правление всех», в отличие от аристократии (правление   избранных) и монархии (правлении одного). Пифагор обвинял демократов. Он  назвал  одним из «бичей, угрожающих человечеству»  демократию.  Древнегреческий  драматург Арисфан с нескрываемым презрением относился к демократии. Перикл  писал: « у нас государственный строй таков, что не подражает чужим законам;  скорее  мы сами служим примером для других. И называется наш  строй  демократией  ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а  с  интересами  большинства;  по законам в частных спорах  все  пользуются  одинаковыми  правами;  не  бывает также и того, чтобы человек, способный принести пользу  государству,   лишен был к  тому  возможности,  не  пользуясь  достаточным  уважением  вследствие бедности. Мы живем свободными гражданами как в государственной жизни, так  и во взаимных отношениях, потому что мы не высказываем недоверия друг к  другу в повседневных делах, не возмущаемся против другого, если ему нравится  что-нибудь делать по-своему … Мы особенно боимся противозакония  в  общественных делах, повинуемся лицам,  стоящим  в  данное  время  у  власти,  и  законам, особенно тем из них которые созданы в  интересах  обиженных.  Богатством  мы пользуемся  скорее  как  условием  для  работы,  чем   как   предметом   для хвастовства; что же касается бедности, то ре  сознание  в  ней  позорно  для человека, - позорнее не прилагать труда, чтобы выйти из нее.»

На протяжении истории  к  идее  демократии,  основанной  на  принципах свободы  и  равенства,  обращались  лучшие  умы  человечества,  обогащая   и развивая это понятие: Перикл (Древняя Греция), Б.Спиноза  (Нидерланды,  XVII в.), Ж.-Ж.Руссо (Франция, ХУ1И в.), Т. Джефферсон (США, XVIII в.),  И.Франко (Украина, к. XIX — н. XX в.), А.Сахаров (Россия, XX в.) и др.

Каждая историческая эпоха вносила свои признаки в понятие демократии и расставляла свои акценты на их значимости.

Многочисленные демократические теории условно можно подразделить на три основные разновидности, или направления.

  1. Романтическое направление. Представители романтического направления идеализируют западную демократию. Наиболее типичной для этого направления является теория плюралистической демократии. Основная посылка этой теории была сформулирована еще в начале прошлого века французским исследователем американской демократии Алексисом де Токвилем, но свое детальное истолкование и развитие она получила в первые десятилетия текущего столетия. Плюралисты (Артур Бентли, Дэйвид Трумэн и многие другие) выступают против положения о концентрации государственной власти в руках истэблишмента и развивают положение о разнородности современного общества, где все члены равны, а государство выступает в роли арбитра. Различные группы общества представлены «группами давления», осуществляющими собственные цели. Романтическое направление представлено также теорией компромиссной демократии, которая получила значительное распространение в ряде развитых (главным образом англосаксонских) стран: существует согласие большинства населения по основным вопросам внутренней и внешней политики, а расхождения наблюдаются только по второстепенным вопросам, не затрагивающим основ экономико-политической организации общества (т. е. большинство населения поддерживает существующую систему по основным вопросам). В этих условиях демократия действует как механизм достижения соглашений, компромиссов.
  2. Реалистическое направление зародилось еще до первой мировой войны. Сторонники этого направления не скрывают пороков реальной демократии. Они открыто говорят о концентрации государственной власти в руках привилегированных групп, об ущемлении прав большинства. Реалисты обосновывают разумность и целесообразность сущего. Они полностью отвергают концепцию народного суверенитета, правления по воле народа и выдвигают понятие правящей элиты, которая зарождается на рубеже XIX — XX веков и была сформулирована в трудах итальянских социологов Вильфредо Парето и Гаэтано Моска, а в последующие десятилетия получила свое истолкование в работах их многочисленных последователей (Р. Михельс, Ф. Хантер и др.). Согласно учению элитистов, в любом человеческом обществе существует правящее меньшинство, обладающее монопольным правом принятия решений. Это меньшинство занимает свое положение не в силу выборов, а в результате переворота, завоевания господствующего положения в экономике. Выборы лишь оформляют фактически олигархическую власть правящей элиты и никогда не могут создать механизм, контролирующий ее деятельность. Элита существует при любом обществе и строе. Элитисты считают, что элита — органическое единство. Доступ в нее определяется самой элитой. Жизнестойкость элиты определяется ее приспособляемостью и умением обновлять свой состав, если обстоятельства к этому понуждают. Власть обладает кумулятивными свойствами, она накапливается и возрастает по мере ее осуществления. Элитисты считают, что положительными чертами элиты являются: хорошая организованность меньшинства по отношению к большинству, сплоченность, внутренние каналы связи просты и легко доступны всем членам элиты, что дает возможность быстро реагировать и принимать решения, неоднородность. Элита состоит из двух частей: высший и низший слои, которые являются органическими частями и не могут существовать друг без друга. Высший слой составляет динамическое ядро элиты. Низший слой элиты, несравненно более многочисленный, служит опорой для высшего слоя (связующее звено, посредник между элитой и обществом со всеми вытекающими отсюда последствиями). Низший слой — это резервуар, из которого пополняет ряды ядро элиты. Низший слой — бюрократия. Элитарные теории тесно примыкают к теориям массового общества и массового государства, получившим особое распространение в эпоху научно-технической революции и урбанизации. Исходные положения теории массового общества были разработаны еще в начале нынешнего века немецким социологом Максом Вебером, но свое детальное развитие и истолкование она получила в трудах теоретиков католического направления и экзистенциалистов (Эмиль Ледерер, X. Ортега-и-Гассет, Пауль Тиллих, Габриель Марсель и др.) в период между двумя мировыми войнами и особенно в настоящее время. Его демократические идеи основывались на двух главных посылках: 1) человек — существо разумное и стремится к всеобщему благу; 2) достижение эгоистических целей приведет к всеобщей гармонии индивидуальных и общественных интересов. После незыблемости власти в 19 в., в 20 в. положение поменялось в обратную сторону (революции, гражданские войны, мировые войны). Возникло движение, которому нужны были лидеры и которые находились. Движение — это толпа, а по принципам приверженцев теории массового общества толпа безлика и ей нужен лидер (которого она может найти сама) и реагирует только на простейшие эмоции: любовь, ненависть и др. Лидер — харизматическая личность, которая должна титаническими усилиями поддерживать толпу в возбужденном состоянии, иначе толпа разуверится в вожде.
  3. Синтетическое направление — это попытка соединить в рамках единой концепции теорию массового общества и государства с отдельными элементами демократизма. Наиболее полное выражение эта тенденция нашла в теории плебисцитарной демократии, разработанной на базе политического опыта V Республики Франции голлистского периода. Синтетический характер этой теории объясняется желанием сделать сплав из теорий романтистов и реалистов. Теория плебисцитарной демократии исходит из положения о том, что единственным признаком, объединяющим страны в родственные группы, является степень их промышленного развития. Управление в этих странах осуществляется профессионалыыми экспертами и технократами, а средства массовой коммуникации полностью монополизированы истэблишментом для мобилизации масс и контроля за их поведением. Однако плебисцитарные демократы, в отличие от элитистов, не считают авторитаризм конечным продуктом развития цивилизации. Их пророчество носит более оптимистический характер. Современный «торитаризм, учат они, является переходным периодом, подобно тому, как авторитаризм абсолютных монархов был переходным периодом к демократии XIX столетия. В вопросе отношения к государству плебицистарны близки к эллистам, но идут еще дальше, заявляя, что идеальная форма элиты — это вождь. И в качестве примера такого общества приводят республику Франции времен де Голля. Именно ему, считают они, впервые удалось осуществить на практике идею плебисцитарной демократии. Политологи синтетического направления считают, что за бюрократией будущее. Бюрократия уже оформилась во всех развитых странах. Она исключает террор, порождает господство права, т.е. правление посредством права, и создает так называемое административное государство, которое, преодолевая авторитаризм, превращается в исторически новую разновидность демократии — плебисцитарную демократию. Профессиональные администраторы, составляющие бюрократию, превращаются в наднациональную внеклассовую касту.

     

     

     

     

     

    3. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ

     

    В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти – отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.

    Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы, объединяют людей по различным интересам и склонностям, Интеграционные, процессы способствуют развитию государственности и свободы личности.

    Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений.

    На новый уровень поднимается система разграничения полномочий между центральными и местными органами. Центральная государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом сообществе, предотвращение конфликтов и т. д. Остальные вопросы решаются децентрализовано, в том числе на уровне местных властей, местного самоуправления. В результате этого снимается вопрос о концентрации, монополизации власти.

    Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер.

    Разумеется, и демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условия этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условия для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.

    Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.

    Демократический режим также знает различные формы, прежде всего наиболее современную – либерально-демократический режим.

    Либерально-демократический режим существует во многих странах. Его значение таково, что некоторые ученые полагают либеральный режим – это, собственно, не режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократический режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы осуществления государственной власти, например все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, но в то же время растут противоречия между правами человека и наций, народов и т. п.

    В теории государства либеральными называются такие политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.

    Либерально-демократический режим основан на идеях и практике народовластия, системе разделения властей, защиты прав и свобод личности, при которых важную роль играет судебная власть. При этом формируется уважение к суду, Конституции, правам и свободам других индивидов. Принципы самоуправления и саморегулирования пронизывают многие сферы жизни общества.

    К либерально-демократическому режиму примыкает еще одна разновидность демократии. Это гуманистический режим, который, сохраняя все ценности либерально-демократического режима, продолжает и усиливает его тенденции, устраняя его недостатки. Правда, гуманистический режим, преодолевая противоречия, сбои, только складывается в некоторых странах, выступая идеалом, целью политического развитая современного государства.

    Признаки демократии
    

    1. Демократия имеет государственный характер:
    

    а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе  и  государстве  как  непосредственно (самоуправление), так и через  представительные  органы.  Он не  может  осуществлять  сам   принадлежащую   ему   власть   и   делегирует государственным органам часть своих полномочий;
    

    б)    обеспечивается    выборностью    органов    государства,    т.е. демократической процедурой  организации  органов  государства  в  результате конкурентных, свободных и честных выборов;
    

    в)  проявляется  в  способности   государственной   власти   оказывать воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять  их себе  с  целью управления общественными делами.
    

    2.  Демократия имеет политический характер:
    

    а)  предусматривает  политическое   многообразие.   Демократия,   как, впрочем, и рыночная экономика,  невозможна  без  существования  конкуренции, т.е. без оппозиции и  плюралистической  политической  системы.  Это  находит проявление  в  том,  что   демократия   выступает   принципом   деятельности политических партий в  борьбе  за  обладание  государственной  властью.  При демократии  учитывается  многообразие  политических  мнений  -  партийных  и других, идеологических подходов к  решению  общественных  и  государственных задач.  Демократия  исключает  государственную  цензуру   и   идеологический диктат.
    

    Законодательства   развитых   западных   государств   закрепляют   ряд принципов, которыми должен гарантироваться политический плюрализм: 1)  общее право голоса; 2) равенство при выборах; 3) тайное голосование; 4) прямые выборы и  т.п. ;
    

    б) основывается на  политическом  равноправии  граждан  на  участие  в управлении  делами  общества  и  государства  и,  прежде  всего,   равенстве избирательных  прав.  Такое  равенство   дает   возможность   выбора   между различными  политическими  вариантами,  т.е.   политическими   возможностями развития.
    

    3.  Демократия  предусматривает   провозглашение,   гарантирование   и фактическое  воплощение  прав   граждан   -   экономических,   политических, гражданских,  социальных,  культурных,  а  равно  -  и  их  обязанностей   в соответствии с  международными  стандартами,  закрепленными  в  Хартии  прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,  Международный  пакт  о гражданских  и  политических  правах  1966  г.  и  Международный   пакт   об экономических,  социальных  и  культурных  правах  1966  г.,  др.).  
    

    4. Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-политической  жизни.  Режим  общественно-политической  жизни  выражается   в требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы  (они же - и субъекты демократии) и, прежде всего,  к  государственным  органам  учреждаться и функционировать на основе строгого  и  неуклонного  исполнения правовых норм. Каждый орган  государства,  каждое  должностное  лицо  должны иметь столько полномочий, сколько  необходимо,  чтобы  создать  условия  для реализации прав человека, их охраны и защиты.
    

     5.  Демократия предполагает  взаимную  ответственность  государства  и гражданина, которая выражается в  требовании  воздерживаться  от  совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности. 
    

    Основными принципами демократии являются:
    

    1) политическая свобода - свобода выбора общественного строя  и  формы правления, право народа определять и изменять конституционный строй,  обеспечение  защиты  прав  человека.  Свобода  имеет первичное  назначение  -  на  ее  основе  может   возникнуть   равенство   и неравенство, но она предполагает равноправие;
    

    2) равноправие граждан - означает равенство всех перед законом, равную ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту  перед судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может  быть  привилегий  или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и  иных убеждений, пола, этнического  и  социального  происхождения,  имущественного положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший  аспект равноправия — равенство прав и  свобод  мужчины  и  женщины,  которые  имеют одинаковые возможности для их реализации;
    

    3)  выборность  органов  государства  и  постоянный  контакт  с   ними населения  -   предполагает   формирование   органов   власти   и   местного самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их  сменяемость, подконтрольность и взаимоконтроль, равную  возможность  каждого  реализовать свои избирательные права. В демократическом государстве одни и  те  же  люди не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах  власти: это  вызывает  недоверие  граждан,  приводит  к  утрате  легитимности   этих органов;
    

    4)  разделение  властей  -  означает  взаимозависимость   и   взаимное ограничение   разных   ветвей   власти:   законодательной,   исполнительной, судебной,  что  служит  препятствием  для  превращения  власти  в   средство подавления свободы и равенства;
    

    5) принятие решений по воле большинства  при  обязательном  соблюдении прав меньшинства - означает сочетание воли  большинства  с  гарантиями  прав личности,   находящейся   в   меньшинстве   -    этническом,    религиозном, политическом;  отсутствие  дискриминации,  подавления  прав   личности,   не состоящей в большинстве при принятии решений;
    

    6) плюрализм - означает многообразие общественных  явлений,  расширяет круг политического выбора, предполагает не только  плюрализм  мнений,  но  и политический плюрализм - множественность партий, общественных объединений  и т.п.  с  различными  программами   и   уставами,   действующими   в   рамках конституции. Демократия возможна в том случае, когда в ее  основе  находится принцип  плюрализма,  однако  не  всякий  плюрализм   является   обязательно демократическим.  Только  в  совокупности  с  другими  принципами  плюрализм приобретает универсальное значение для современной демократии.
    

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4. ПРОБЛЕМЫ ДЕМОКРАТИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

     

    Проблема демократии является одной из наиболее актуальных для современного общества вообще, для России — в частности по целому ряду причин.

    Во-первых, исторический опыт второй половины ХХ в. показал, что страны с демократическими режимами, как правило, добиваются больших экономических успехов, чем страны с режимами авторитарными. Это связано с тем, что именно демократия создает наилучшие условия для проявления инициативы, без которой невозможно эффективное производство.

    Во-вторых, правительства стран с демократическими режимами обычно совершают меньше ошибок в управлении, не говоря уже о злоупотреблениях властью и преступлениях против личности. Другими словами, демократия — это своеобразный защитный механизм общества от узурпации власти

    В-третьих, для современного человека демократия все более становится самостоятельной ценностью. Люди не хотят быть колесиками и винтиками какой бы то ни было, пусть даже хорошо отлаженной системы, предпочитают сами решать свои проблемы хотя бы и ценой ошибок.

    В-четвертых, в России проблема демократии стоит особенно остро, поскольку страна, по-видимому, переживает начало длительного и сложного периода формирования демократических форм правления, — периода, который обычно сопровождается попытками установления авторитарных режимов как леворадикального (неосталинского) толка, так и правого (неопиночетовского) характера. Ситуация осложняется очень широким распространением в массовом сознании стереотипов авторитарно-патриархальной культуры, выработанных историей России в досоветское и советское время.

    Россия сегодня переживает  этап  перехода  к  новой  модели  развития, основанного  на  рычагах   рыночного   регулирования   и   плюрализме   форм собственности.  Российские  реформаторы  пытаются  осуществить  переход   от коллективной формы демократии к плюралистической. Прежде всего речь  идет  о правах и свободах граждан России, праве на частную собственность  и  свободу к деятельности, без чего невозможно  правовое  демократическое  государство.  Для его   создания,   формирования   рыночной   экономики   нужны   определенные предпосылки: наличие слоя людей,  готовых  заниматься  предпринимательством, производственных  структур,  которые   могут   создавать   конкурентоспособную продукцию. При отсутствии таких предпосылок данные обществу права  формируют лишь рынок импортных товаров, а не рынки  труда  и  капиталов.  Кроме  того, капиталы концентрируются в руках лиц,  не  заинтересованных  в  производстве качественной отечественной  продукции,  стремящихся  добиться  нового  роста капитала  за  счет  перепродажи  импорта,  на  закупку  которого  они  имеют монополию. Провозглашение экономических  свобод  и  прав  личности  в  новой Конституции России на  деле  не  утверждает  экономической  демократии,  т.к.  в стране нет условий для возникновения слоя производителей на разных  уровнях.
    

    Социальная  политика правительства, которое, не гарантируя социальной  защиты  населению, права  на  труд,  медицинскую  помощь,  получение  образования,  «бросив»  в  рынок госбюджетные предприятия и организации, аграрный  сектор  экономики,  науку, культуру, ведет к размыванию  среднего  класса,  низведению  его  до  уровня низшего. Борьба за действительное разделение власти  как  важнейший  принцип демократии свелась в России к  войне  исполнительной  и  законодательной  ее ветвей.  Сегодня  исполнительная  власть  на  всех  уровнях  имеет  преимущества   над представительной,  что  противоречит  демократическим   принципам,   создает условия  для   утверждения   в   стране   авторитарного   политического  режима.
    

    Свободные выборы на основе конкуренции  кандидатов  –  важнейший  показатель демократии. В России такие выборы уже утвердились в  политической  практике, и даже успели отказаться.  Но вопрос  об  их  честности  остается  открытым.  Нередки  случаи   подтасовки бюллетеней,  подкупа  электората   во   время   избирательных   кампаний .
    

    Политические силы России еще не овладели «правилами игры»  демократии.     В нашей стране возникла и  многопартийность,  что  демонстрирует  определенный шаг вперед на пути к плюралистической демократии.  Но  считать  это  явление аналогичным западной многопартийности было бы  неверно.  Политические  партии  в России  возникали  в  разные  периоды  «перестройки»,  в  силу  этого  носят различный характер генезиса, программных установок  и  деятельности.  До тех  пор  пока  многопартийность  в  России  будет  аморфной, перегруппировка  политических  сил  естественна.  В  России  произошло  усиление гласности   в   общественно-политической   жизни,   что   отражает    процесс    ее демократизации. Но односторонность освещения  событий  в  средствах  массовой информации различными политическими  силами, в том числе и самой мощной властью  - президентской, имеет место. При неразвитой политической культуре  население  это приводит  к  отчуждению  народа  от  власти,  ослаблению  ее   легитимности, торможению   демократических    тенденций.    Конфликты,    возникающие    в противоборстве  сил  на  политической  арене,  разрешаются  далеко  не   мирными средствами, о чем свидетельствуют  жертвы событий  октября  1993г.  
    

    Оценивая демократию в России в целом, надо отметить  ее  противоречивый  характер,  лишь частичную  реализацию  демократических  принципов,  одновременное   действие противоположных  ей  авторитарных  тенденций.  Причины  кроются  во   многих факторах: реформы в нашей стране начались «сверху»,  при  отсутствии  рынка, производительных интересов у населения, неразвитых  институтов  гражданского общества, недемократическом менталитете  элиты  и  народа,  на  формирование которого влияло слабое развитие начал групповой  демократии  в  исторической традиции России.
    

     

     

     

     

    ЛИТЕРАТУРА

     

    1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 25 декабря 1993 г.
    2. Бутенко А. От тоталитаризма к демократии: общее и специфическое // Социально-политический журнал. 1995. № 6.
    3. Зеркин Д.П. Основы политологии: курс лекций.–Ростов-на Дону: Феникс, 2009.
    4. Корельский В.М., Кокотов А.Н., Лазутин Л.А. и др. Политология. Учебное пособие. М., 2010.
    5. Лейпхарт В. Демократия в многосоставных обществах. М., 1991.
    6. Тавыдов Г.Т. Политология: Учебное пособие. М., 2011.
    7. Четвертин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993.
    8. Умнова И.А. Конституционные основы российского федерализма. М., 1998.
    9. Шатров О.В. Политическая система: демократия и управление обществом // Государство и право. 1994. № 5.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->