Политическая социология как наука

Политическая социология – это наука (отрасль социологии) о закономерностях,    путях,    формах     и   механизмах   взаимодействия социального и политического, социальной и политической систем и их структур.

Объектом      политической     социологии    выступают     социально-политические отношения. Они охватывают отношения между классами, другими социальными группами, этносами, между странами-государствами, поколениями, профессиональными структурами и т. п.

Политическая социология углубленно изучает всю совокупность проблем, связанных с социально-политическими отношениями, сознанием, культурой, деятельностью, законами их функционирования и изменения. В центре её внимания находится анализ политики и политической деятельности во всех сферах жизни общества. В содержание объекта изучения данной отрасли социологии включаются: а) политические группы и объединения; б) политические институты и организации; в) политическая культура (политические ценности и нормы, политические идеи, концепции, идеала, обычаи и традиции); г) политические интересы; д) политические связи, действия, взаимодействия и отношения; е) политическое сознание; ж) политические процессы и движения и др. Главным объектом изучения политической социологии были и остаются политические системы обществ как институциональные механизмы политики и их основные звенья –государства.

В отличие от других политических наук, политическая социология исследует социальные аспекты политики, связанные с взаимодействием политики и социума, политического и социального. Изучать политику с позиций социологии – это значит рассматривать её сквозь призму взаимоотношений личности, социальных групп и общества в целом, отражения в политике личных, групповых и общественных интересов, политического сознания и политического поведения личности и социальных групп и т. д.

Предметом политической социологии являются законы взаимодействия всех структур и сфер жизнедеятельности общества с политикой, социально-политические потребности, интересы, деятельность личностей, социальных групп, этносов (народов), их организаций, движений, институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные методологические уровни исследования сферы политического

 

Политическая социология в целом изучает четыре уровня социально-политических отношений:

1. Общий политико-социологический уровень, означающий изучение общих законов функционирования социально-политических систем, политической деятельности, взятых в их целостности.

2. Страноведческий уровень, описывающий и анализирующий социально-политические отношения отдельных стран.

3. Процессуальный уровень, ориентированный на изучение отдельных социально-политических процессов и видов политической деятельности, к примеру, изучение избирательных кампаний.

4. Аналитический уровень конкретных социологических исследований, выявления и анализа общественного мнения.

Исходными ключевыми понятиями, более того, концептуальной основой для политической социологии являются категории «Общество», «Политика», «Социально-политические действия и отношения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понимание социального регулирования. Основные формы и виды

 

Регулировать (в социальной жизни) — значит определять поведение людей и их коллективов, давать ему направление функционирования и развития, вводить его в определенные рамки, целеустремленно его упорядочивать.

Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуются рядом закономерностей.

Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы — ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация («заорганизованность»).

Во-вторых, в процессе развития регулирования в обществе все более возрастает удельный вес социального (высокосоциального); не порывая с психобиологическими факторами человеческого поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирование тем не менее все более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей, а в условиях цивилизации во все большей степени — свободы человека, автономной личности. В связи с этим в регулировании наряду с повышением конкретности и определенности возрастает нормативность и соответственно абстрактность, всеобщность — то, что так или иначе относится к общественному сознанию.

В-третьих, закономерной тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов. Определяющая роль собственности, власти, идей (идеологии) на всех этапах развития общества остается в конечном счете решающим фактором социального регулирования и неизменно присутствует во всех его проявлениях и разновидностях.

В-четвертых, по мере развития социальной жизни происходят изменение качества регулирования, усложнение, утончение и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов — процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, общественного развития, на нужды социального прогресса, в том числе на необходимость в условиях цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы, утверждения и защиты автономной личности. Изменение качества социального регулирования, в свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик развития и функционирования его инфраструктуры.

Инфраструктура — это не просто структура социального регулирования в обществе, не просто его подразделенность на виды, звенья, а сложившееся объективно обусловленное построение этой структуры, выраженное в устойчивой модели нормативно-организационных форм регулирования, причем такой модели, узловые звенья которой опираются на определенные, тоже устойчивые организационные формы, в частности, либо на виды общественных органов в первобытных обществах, либо на виды государственных, иных политических органов (правотворческих, правоохранительных), выражающих своеобразие данной социальной системы. В соответствии с этим инфраструктура социального регулирования предстает главным образом в виде организационного базиса, или скелета, — особого построения устойчивых нормативно-организационных форм, от которых непосредственно зависит и развитие, и само функционирование регулирования в обществе.

Инфраструктура социального регулирования во многом зависит от его видов. Регулирование в социальной жизни в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное.

Индивидуальное — упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений конкретных вопросов, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.

Нормативное — упорядочение поведения людей при помощи общих правил, т.е. известных моделей, критериев, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи аналогичного характера и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Субъект социального регулирования. Его системный анализ

 

Субъектами социального регулирования наряду с государством, играющим роль арбитра, выступают профсоюзы, представляющие наемных работников профсоюзы и союзы предпринимателей, представляющие интересы предпринимателей.

Агентами социального регулирования являются и частные корпорации, социальные расходы которых имеют тенденцию к быстрому росту.

социального регулирования принадлежит государству. Оно разрабатывает стратегию, направленную на решение многих насущных социальных проблем, и реализует эту стратегию путем проведения активной социальной политики. Важнейшей функцией государства становится формирование разветвленной социальной инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Объект регулятивных отношений. Его основные черты

 

 

  1. Регулятивное взаимодействие
  2. Роль информационного взаимодействия и осуществления социального регулирования

 

 

  1. Воля как необходимый компонент осуществлениях властных отношений
  2. Правовой аспект властных отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Легитимность и власть

 

Легитимность — сущностное свойство государственной власти. Легитимность власти наглядно проявляется в ее поддержке населением. Эта поддержка проявляется по-разному. Она находит свое выражение в результатах голосования на выборах парламента, президента, других органов государства, в итогах референдумов, в массовых выступлениях населения в защиту государственной власти при попытках совершения государственных переворотов. О поддержке государственной власти или ее отсутствии могут свидетельствовать опросы населения, анкетирование, проведение публичных мероприятий (скажем, организация общенародного обсуждения проекта конституции).

Макс Вебер выделял три основных типа легитимности:

— легитимность, базирующаяся на традиции («традиционная», например, монархическая, власть);

— легитимность, основанная на харизме (священном даре), которой обладает лидер, вождь;

— легитимность, основанная на рациональном (демократическом) устройстве и процедурах государственной власти.

В традиционной легитимности власти обычно выделяют геронтологическую (власть старейшин), патриархальную (власть вождя племени), патримониальную (власть монарха) и другие разновидности.

В широком смысле легитимность — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

Современная рациональная (легальная) легитимность оказывается далеко не однозначным, но многогранным и многоплановым явлением. Обычно в последнем выделяются четыре разновидности:

— плюралистические демократии, которые признаются большинством граждан как легитимные;

— авторитарно-бюрократические режимы, где основные права и свободы соблюдаются лишь частично;

— тоталитарные режимы, не поддерживаемые большинством граждан государства;

— режимы, относительно которых не существует ни признания, ни неприятия тех, кому принадлежит власть. Это беднейшие страны Азии и Африки, где бессмысленно даже ставить вопрос о легитимности власти, поскольку эта проблема отсутствует в сознании людей.

Наряду с типологией обычно выделяются основания (источники) легитимности власти. К ним относятся:

— идеологические принципы и убеждения граждан в государственной власти (политическом строе) как самой справедливой и передовой;

— привязанность к структурам (механизму) и нормам государственной власти, которая базируется на доверии к традиционной и устоявшейся системе власти (традиции парламентаризма в Великобритании, к примеру);

— преданность власти благодаря положительной оценке личных качеств субъектов власти (президента, премьер-министра);

– в отличие от харизматической легитимности, здесь в основу кладется рациональный расчет граждан в их отношении к политическому лидеру (президент США должен обладать персональной легитимностью, но совсем не обязательно быть харизматическим вождем);

— политическое (или государственное) принуждение; оно существует при любом политическом режиме, но, очевидно, чем ниже уровень легитимности, тем сильнее принуждение; в то же время есть граница в использовании силы, перейдя которую государственная власть обретает силу не как источник легитимности, а наоборот, как фактор ее неминуемого падения.

Можно говорить о степени (уровне) легитимности государственной власти.

Нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация — насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпацией признается, например, нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Узурпировать можно и легитимно образованную власть, если ею злоупотреблять, т.е. использовать в противозаконных целях во зло обществу и государству, превышать властные полномочия и т.д. В п. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации сказано: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Власть и ее признаки

 

Под властью надо понимать способность или возможность навязывать свою волю другим людям с их согласия. В таком значении власть выступает добровольной формой влияния, устанавливаемой с согласия подчиненных.

Власть появилась много позже силы и авторитета — только на стадии вождеств, а затем государств. И случилось это 40 – 30 тыс. лет назад, когда появились первые вождества, а закрепилось 6 – 5 тыс. лет назад, когда возникли первые государства. С этого момента надо говорить о новой форме власти, новом ее качестве — институционализации. На стадии государств власть распространяется на сотни тысяч и миллионы людей, разделяется на исполнительную, законодательную и судебную, превращается в разветвленный аппарат (бюрократия), опирается на традицию, законодательство и конституцию, используя армию, систему политических партий, пропаганду, полицию, налогообложение и т.д.

Власть — одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве — в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью.

Можно выделить следующие важнейшие аспекты трактовки власти.

1. Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. «Власть может быть определена как реализация намеченных целей», — пишет Бертран Рассел. Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром — в этом смысле говорят, например, о власти над природой.

2. Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти.

3. Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода — психоанализ. Он трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера (Зигмунд Фрейд) или же психическую энергию вообще (Карл Густав Юнг).

4. Противоположностью бихевиористскому и психологическому видениям власти является ее системная трактовка. Системный метод исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как «способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обусловливается ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы.

5. Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения.

6. Реляционистские (от французского слова «relation» — отношений) определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как
взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

При всем многообразии взглядов на власть многим из представителей различных течений общественной мысли присуща ее характеристика как авторитета, обладающего возможностью заставить повиноваться, подчинить своей воле других людей.

На основе вышеизложенного, власть как категорию можно определить как соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном обществе воле.

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.

Субъект и объект — непосредственные носители, агенты власти. Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего это желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными — политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации, — политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий.

Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение (приказ, команду), в котором предписывается поведение объекта власти, указываются или подразумеваются поощрение и наказание за выполнение или невыполнение команды. От характера содержащихся в приказе требований во многом зависит отношение к нему исполнителей, объекта — второго важнейшего элемента власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономическая власть. Ее структура

Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль — это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными; это контроль над средствами достижения всех наших целей».

С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает способность распределения материальных благ, то социальная — распределения позиций на социальной лестнице — статусов, должностей, льгот и привилегий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политическая власть как форма организации публичной власти

 

Политическая власть представляет собой особую разновидность общественной власти. Политическая власть является, разновидностью общественной власти, которая осуществляется либо непосредственно самим государством, либо делегирована санкционирована им, то есть проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

Важно иметь в виду, что, во-первых, неотъемлемым элементом содержания любой власти является принуждение. Общественная власть немыслима без принуждения, которое в соответствии с исторической обстановкой и характером власти приобретает различные содержание и форму. Во-вторых, отношения по поводу власти, или властеотношения, носят волевой характер и с точки зрения своей структуры складываются из «господства-подчинения» и «руководства-подчинения». В зависимости от конкретно-исторических условий власть может либо выступать как сочетание отношений «господства-подчинения» и «руководства-подчинения», либо проявляться только в отношениях «руководства-подчинения». Власть вообще, будучи непосредственным порождением разносторонних устойчивых связей между людьми, их устремлений к удовлетворению своих интересов и смягчению при этом противоречий, а стало быть, к возможному компромиссу и определенному порядку сосуществования, представляет собой объективно необходимое условие для участия членов общества в производстве и воспроизводстве жизни. Власть есть средство функционирования любой социальной общности, проявляющееся как отношение подчинения входящих в это сообщество лиц единой руководящей в нем воле.

Характерные черты этой публичной или политической власти, заключаются в следующем:

  1. При родовом устройстве общественная власть выражала интересы всего бесклассового общества. Государственная же власть носит классовый характер.
  2. Политическая публичная власть в отличие от родовой, которая не знала какого-либо особого аппарата управления и сливалась с населением, не совпадает непосредственно с населением, осуществляется аппаратом управления, состоящим из людей, которые управляют другими.
  3. В отличие от родового строя, где общественное мнение служило фактором подчинения власти старейшин и соблюдению обычаев, политическая власть опирается на возможность государственного принуждения и специально приспособленный для этой цели аппарат.
  4. Для содержания публичной власти необходимы взносы граждан – налоги, которые были неизвестны родовому устройству общества.
  5. При родовой организации общества люди подразделялись по принципу кровного родства; учреждение политической власти, знаменующее возникновение государства, сообразуется с разделением населения по территориальному признаку.
  6. С точки зрения соотношения публичной власти с обществом при первобытнообщинном строе имело место «власть авторитета», тогда как политическая, государственная власть есть «авторитет власти».

    Политическая власть объективно нуждается в идеологии, т.е. системы идей, тесно связанных с интересами властвующего субъекта. С помощью идеологии, власть объясняет свои цели и задачи, методы и способы их достижения. Идеология обеспечивает власти определенный авторитет, доказывает тождественность ее целей народным интересам и целям. Таким образом, политическая власть представляет прежде всего корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса; ее реализация осуществляется особым аппаратом, который отделен от общества и выполняет управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение; обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью созданного аппарата управления; политическая власть имеет в своем арсенале соответствующие методы деятельности; она также имеет экономические, социальные и нравственно-идеологические основы.

    1. Духовно-идеологическая власть. Ее основное назначение

     

    15 Проблемы разделения властей в условиях современной России

    Разделение властей является одним из неотъемлемых признаков (атрибутов) правового государства и объективно выражается в специализации государственных органов по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий и обладают возможностями взаимно сдерживать друг друга. При этом ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но действовать изолированно они тоже не могут.

    Для российской государственности принцип разделения властей достаточно нов. Впервые в нашей стране он был провозглашен в принятой 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР, признавшей, что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования Российской Федерации как правового государства. Затем он был введен в Конституцию РСФСР 1978 г., статья 1 которой провозгласила разделение властей в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России. Принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Конституция РФ также отнесла принцип разделения властей к основам конституционного строя. В статье 1 Конституции РФ Россия провозглашена демократическим правовым государством, тем самым Основной закон определяет цель развития российской государственности.

    В соответствии со статьей 10 Конституции РФ «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Органы законодательной власти принимают нормативные правовые акты, создавая национальную систему законодательства. Задача органов исполнительной власти — создание эффективного механизма реализации норм принятого законодательства. Судебные органы призваны разрешать различные споры по поводу правильности (или неправильности) применения норм законодательства в конкретных правоотношениях.

    Благодаря принципу разделения властей в системе государственной власти устанавливается такой порядок взаимоотношений между органами государственной власти, который позволяет им сдерживать и контролировать друг друга, не допуская концентрации власти в руках одного лица или органа. Каждая из ветвей власти самостоятельна и независима в реализации своих полномочий; ни одна из ветвей власти не может принять на себя осуществление функций другой ветви власти. Вместе с тем все ветви власти взаимосвязаны, взаимодействуют и образуют единый государственный организм.

    Законодательную власть на федеральном уровне осуществляет Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), а в субъектах Федерации — свои законодательные (представительные) органы государственной власти.

    Исполнительную власть на федеральном уровне осуществляют Правительство РФ, а в субъектах Федерации — президенты (в республиках), губернаторы (главы администрации) и правительства субъектов РФ.

    Судебную власть осуществляют суды: на федеральном уровне — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, на региональном уровне — суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые суды, суды присяжных заседателей, а также конституционные (в республиках) и уставные (в краях и областях, в автономной области, автономных округах) суды.

    Помимо перечисленных органов, стоит особо отметить органы, осуществляющие надзорные функции, а также способствующие реализации прав и свобод человека и гражданина. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории страны, осуществляет Прокуратура РФ (ст. 129 Конституции РФ).

    В обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина важную и своеобразную роль призван играть Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, который призван способствовать в том числе совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их обеспечения.

    В части 1 ст. 11 Конституции РФ в числе органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, на первом месте стоит Президент РФ.

    Один из диодов в пользу наличия президентской власти состоит в том, что сопоставляются статьи 10 и 11 Конституции РФ: в статье 10 государственная власть определена в трех традиционных формах (законодательная, исполнительная и судебная), а в статье 11 — уже в четырех (к трем традиционным прибавляется четвертая — президентская власть).

    Действительно, сейчас от эффективного использования полномочий Президента РФ зависит устойчивая работа всего государственного механизма. Конституция РФ и практика последних лет позволяют говорить об особом положении Президента РФ в системе разделения властей, т.е. о становлении самостоятельной президентской ветви власти.

    Возвращаясь к исследованию природы принципа разделения властей, следует особо сказать о необходимости функционирования системы сдержек и противовесов, устанавливаемой Конституцией РФ и законами. Она представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной власти: законодательной, исполнительной, судебной, благодаря которым создаются дополнительные правовые гарантии, препятствующие развитию в государстве авторитарных и тоталитарных тенденций, обеспечиваются свобода в обществе, защита прав и свобод человека и гражданина. Элементами этой системы являются:

  • четкая процедура законодательного процесса (право законодательной инициативы, порядок обсуждения законопроекта, принятия закона и его опубликования);
  • право вето главы государства (право главы государства не согласиться с законом, принятым парламентом, но не вступившим в силу. Глава государства, получив закон для подписания, может отказаться это сделать и возвратить с мотивированными возражения ми на вторичное рассмотрение в парламент);
  • срочность полномочий государственных органов и должностных лиц различных уровней (имеется в виду их избираемость или назначаемость на определенный срок);
  • несовместимость депутатского мандата с занятием ответственных должностей (лицо, избранное депутатом, не вправе одновременно занимать какие-либо другие руководящие должности);
  • вотум недоверия правительству со стороны парламента (постановка на голосование парламента вопроса об оценке деятельности правительства, которое в случае неблагоприятного для правительства решения влечет за собой его отставку);

    – независимость судей (их независимость от органов законодательной и исполнительной власти, самостоятельность судьи при принятии решения по конкретному делу) и т.д.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    16 Властные принципы

     

    Среди основных принципов власти выделяются следующие.
    

    Принцип сохранения. Отношение к власти как преимущественной, едва ли не  единственно  подлинной  ценности.  Аналогично  традиционным  законам сохранения   данный   принцип    выражает    требование    стабильности, воспроизводимости,   пролонгируемости    власти,    ее    независимости, устойчивости  к  всякого  рода  перестройкам,  возмущениям,  изменениям.
    

    Главное здесь — удержание и умножение власти всевозможными способами. 
    

    Принцип действенности. Властитель не анализирует обстоятельства,  не справляется с ними. Политику нужно дело, а не разговоры о нём.
    

    Принцип легитимности.  Обеспечивающая  выполнение  первого  принципа (принцип  сохранения)  беспредельная  тактика  не  должна  оборачиваться тактикой беспредела. Лучшее средство удерживать власть опора  на  закон, законотворчество. Закон всегда сильнее власти.
    

    Принцип скрытности. Лишь плохая власть не  знает  иного  пути  кроме прямого. Власть должна умело  пользоваться  широким  арсеналом  неявных, латентных средств и инструментов (тайная дипломатия секретная переписка, закрытые  встречи,  конгрессы,  форумы,  слушания  и   тому   подобное), нацеленных даже не столько на охрану государственных,  политических  или партийных тайн, хотя и это немаловажно, сколько на  соблюдение  правила: самое опасное для власти — говорить правду раньше времени.
    

    Принцип реальности. Внутренняя несвобода властителя, проявляющаяся в его зависимости от обстоятельств, исключает априорную мотивацию властных действий. Последние всегда и везде  —  результирующие,  возникающие  как баланс сил заданного политического пространства.
    

    Принцип коллегиальности. Сила власти в партнерстве, кооперативности: предпочтительнее быть первым среди равных, нежели первым без равных.
    

    Принцип  толерантности.   Высокая   терпимость,   благожелательность властителя  —  признак  широты  взглядов,  отличие  ума   дальновидного, противящегося опрометчивым агрессивным действиям.
    

    Принцип  приставки  «со»:  соучастие  и  сопричастие,   сомыслие   и содействие. Цивильная власть  как  доминирование,  проистекающее  не  из права силы, а из  силы  права,  базируется  не  на  угодничестве,  а  на легальном, добровольном сотрудничестве
    

    Принцип конъюнктурности. Логика власти  ситуативна,  что  затрудняет соблюдение в ней правил, принципов. Необходимость сделок,  компромиссов, блоков, объединений, размежеваний делает власть занятием в  полной  мере своекорыстным.
    

    Принцип самокритичности. Власть чахнет от высокомерия, от  частых  и незаслуженных побед, самонадеянности.
    

    Принцип  принуждения.  Чем  произвольней   власть,   тем   она   непредсказуемей, агрессивней. Сочувственно  относясь  к  сформулированному Макиавелли принципу преступления как основе политики. Бакунин говорил  о дополняющем его принципе «искусственной и главным  образом  механической силы,  опирающейся  на  тщательно  разработанную,  научную  эксплуатацию богатств и жизненных ресурсов нации организованной так, чтобы держать ее в абсолютном повиновении».
    

    Принцип культурности. Власть — не дар делать все ничтожным.  Причина упадка власти состоит  в  отставании  культуры  правителей  от  народной культуры. Так как общественная история людей есть всегда лишь история их индивидуального  развития,  крайне  важен   показатель   культуроемкости властедержателей.
    

    Принцип  меры.  Фактор  персонального  обеспечения:  властитель   не схимник, не аскет, ничто человеческое ему не чуждо,  однако  он  –  лицо умеренное,    избегает    излишеств,    пресыщений,    владеет    собой, противодействует  губительной  зависимости  от  собственных  эффектов  и страстей. Властитель, следовательно, имеет меру во всём, кроме  служения обществу.
    

    Принцип позитивности. Сила власти состоит в способности  возделывать – сохранять, передавать, умножать.
    

    Принцип подстановки. Мощь власти — не  в  публичности,  а  прочности связей, умении выжидать, уходить от ответа, владеть секретами, больно  и расчетливо жалить.  В  целях  самосохранения  властитель  окружает  себя защитным  поясом  из  всевозможных  приближенных   и   доверенных   лиц, уполномоченных  на  прелиминарии;  они  амортизируют  его  отношения   с социумом. 
    

    Принцип    твёрдости.    Власть     почитаема     за     логичность, последовательность, несгибаемость, связность действий, за готовность  по необходимости идти на последние и крайние выводы.
    

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    18. Организация власти при тоталитаризме

     

    Тоталитаризм можно определить как разновидность недемократической общественно-политической системы и политико-правового режима, характеризующегося стремлением полностью подчиненных главе государства органов власти и управления, в условиях партийного и идеологического монизма, посредством системы государственно-организованного насилия (террора), к установлению полного (тотального) контроля над всеми сторонами общественной жизни и игнорированием прав и свобод отдельной личности.

    Цель однопартийных систем состоит в том, чтобы, захватив рычаги государственного управления, достичь полного слияния государства и партии. В этих системах правящая партия обладает исключительной монополией на власть, не допуская присутствия никаких других партий, равно как и никакой свободы политических мнений. При тоталитаризме ситуация кардинальным образом иная. Тоталитаризм, в отличие от традиционных диктатур, ориентирован на достижение более глобальных целей. Он не стремится только к захвату власти и установлению в стране правления партийной элиты. Окончательной целью тоталитарного правления является установление мирового господства, завоевание всего мира, весь земной шар рассматривается им как своя будущая территория.

    К числу иных принципиальных отличий тоталитаризма от авторитаризма X. Арендт относит:

    – массовую поддержку населением тоталитарной формы правления, которая «проистекает ни из невежества, ни из процесса промывания мозгов», поскольку немецкое население было осведомлено о так называемых тайнах — массовых убийствах евреев, о подготовке нападения на Россию, сохраняло определенную способность иметь независимые от пропаганды суждения;

    – особое место террора в системе политической власти тоталитаризма, когда террор используется не как средство уничтожения и запугивания противников, а как «обычный инструмент управления совершенно покорными массами людей»;

    – особое положение тоталитарного вождя, которое выражается, в частности, в том, что вождь является центральным элементом всей тоталитарной системы, персонифицирует ее, поэтому он незаменим, а значит, — гарантирован от каких-либо покушений на его единоличную власть;

    – стремление тоталитаризма к полному упразднению свободы, а не только к ее стеснению или ограничению, как это имеет место при любой форме авторитаризма.

    Перечислим основные признаки тоталитаризма как общественно-политической системы и политико-правового режима государства.

    1. Монополия одной политической партии на власть. Любая тоталитарная система является системой строго однопартийной. В ней полностью отсутствует политический плюрализм, что находит свое выражение в полном запрещении каких-либо партий, кроме той, которая находится у власти.

    Тоталитарная партия относится к числу так называемых партий «нового типа». Она создается исключительно для взятия и удержания власти любой ценой, в том числе и ценой прямого физического насилия, не считаясь ни с какими ограничениями правового или морального характера. Целям завоевания политической власти и насильственного удержания ее в своих руках подчинена и внутренняя организационная структура самой тоталитарной партии: она строится по принципу военной организации, со строгой иерархией и соподчиненностью по вертикали ее членов.

    Высшие органы единственно правящей партии полностью сливаются с высшими органами государственной власти. Лидеры партии становятся одновременно и руководителями государства.

    2. Господство единственной официальной идеологии, которой проникнуты все сферы жизни общества. Официальная идеология является одновременно идеологией правящей партии и государственной идеологией. Отступление от нее расценивается как проявление нелояльности к существующему режиму и жестоко карается, официально непризнанные убеждения и инакомыслие преследуются. Существует жесткая цензура, независимая пресса отсутствует.

    Стержнем тоталитарной идеологии выступает одна «великая идея», представляемая как ключ для простого решения всех проблем. Содержание же «сверхидеи» всегда едино, так как во всех случаях оно складывается из таких обязательных элементов, как: 1) обращенность в будущее. Тяготы сегодняшнего дня рассматриваются лишь как необходимые временные жертвы на пути к «светлому» завтра, доступному только исключительно носителям «великой идеи»; 2) образ «врага»; 3) идеализация, сакрализация государства, государственной партии, их лидера — Великого вождя. Они выражают дух народа, воплощают в жизнь его чаяния и мечты. Поэтому народ должен беззаветно им верить, вручить им свою жизнь и безопасность, неограниченные полномочия по искоренению врагов «великой идеи».

    3. Культ личности национального вождя — лидера партии и государства. Тоталитарный вождь и народ составляют неразрывную органическую целостность. Тоталитарный вождь, как правило, любимец толпы, массы, пользуется массовой поддержкой подавляющего большинства населения страны. Он объявляется «отцом народа», «спасителем нации», самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающем о благе народа. Какое-либо критическое отношение к вождю не допускается.

    4. Жесткий контроль за экономической деятельностью. Полностью подчинив себе область политики, государственного управления, тоталитарный режим стремится охватить своим тотальным контролем и такую важную сферу человеческой жизнедеятельности как отношения экономические.

    5. Стремление государства к полному (тотальному) контролю над всем обществом и отдельной личностью. Тоталитаризм всегда стремится взять под свой тотальный контроль все сферы жизни общества, вплоть до проведения мелочной регламентации даже личной и семейной жизни граждан. Так, нацистские законы 1935    года о «чистоте расы» (арийской крови), запрещавшие браки между арийцами и евреями, и сталинские законы «об укреплении советской семьи».

    Тотальный контроль политической власти над всеми сферами жизни решающим образом сказывается на судьбе гражданского общества, институты которого полностью устраняются в условиях тоталитарной диктатуры. Все общество политизируется, стирается грань между гражданским обществом и государством, между политической и неполитической сферами. При тоталитаризме пределов действия политики не существует.

  1. Господство тоталитарного государства над правом, отсутствие реальных прав и свобод населения, система физического и психологического террора. Тоталитарное государство осуществляет полное господство над правом, обнаруживая тем самым на практике свой не правовой характер. Более того, даже сама идея правового государства официальной властью либо игнорируется, либо прямо отрицается. При тоталитаризме право перестает играть роль основного регулятора общественных отношений, рассматривается только как средство политики государства и партии, более того, сама политика возводится в ранг права

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    19. Авторитаризм как политический режим

    Авторитарный режим может существовать в разных формах. Но при любой форме авторитаризма государственная власть реально не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что могут существовать представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией).

    Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде выделяется еще более узкий круг людей, небольшая группа высших должностных лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда руководство государства формируется вследствие военного или государственного переворота, авторитарный режим устанавливает клика или хунта. Это режим военной диктатуры. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со всей командой становится для него необходимым. Лидером является обычно сильная, порой харизматическая личность. И хотя общественное венное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, тем менее оно ориентируется на эту сильную личность.

    При режиме военной диктатуры к власти, как правило, в ходе государственного переворота приходят военные – представители армейских группировок, тех или иных племенных, национальных структур.

    Зачастую авторитарные режимы в относительно «мягкой» форме осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, централизованно.

    Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию, выработанную партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организация, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться свободами, даже если они и провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии являются фиктивными. Она – личность лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, что доверие народа – великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и превращая население в простой объект манипуляций. В настоящее время авторитарный режим отнюдь не редкость и встречается во многих странах.

    Одним из видов авторитарного режима являлся деспотический режим, который весьма широко был распространен древнейших государствах азиатского способа производства.

    Деспотический режим (от греческого «despotia» – неограниченная власть) был характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда неограниченная власть сосредотачивалась в руках одного лица, эмоционально обозначаемого подвластными как деспот, тиран и т. п.

    Деспотия как особая форма государства была выделена еще древнегреческими философами (в частности, Платоном). Этот режим характеризовался крайним произволом в управлении (власть подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа производства с их общественной, государственной собственностью, принуждением к труду, жестокой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом государстве доминируют карательная, уголовная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.

    При деспотии осуществляется жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных.

    Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью, причем, как правило, они не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Жестокое подавление применяется весьма широко.

    Очень близок к деспотическому, по сути являясь его разновидностью, тиранический режим. Он также возник в древности, в некоторых островных греческих городах-государствах.

    Тиранический режим – также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестоких способов, с помощью которых тиран осуществляет государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жестокой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчик власти широко использует превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранический режим можно было наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

    Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластье обрушиваются прежде всего на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем и не стремится их создать.

    Еще одной разновидностью авторитарного режима является тоталитарный режим.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    20. Оппозиция и государственная власть

    Оппози́ция (от лат. oppositio «противопоставление») в политике — партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством.

    В различных политических системах оппозиция играет разную роль. При тоталитарном правлении власти, уничтожая всякие самоорганизующиеся группы, тем более стремятся подавить в зародыше саму возможность организованной политической оппозиции; при авторитарном правлении оппозиция подвергается преследованиям, так как рассматривается властью как угроза для себя и для стабильности существующего режима и подается пропагандной как некое антигосударственное явление. В условиях демократии оппозиция является важной составной частью политического процесса, для нормального функционирования которого необходима ротация партий у власти. Так, в Великобритании и ряде ее бывших колоний лидер крупнейшей оппозиционной партии (т.е. партии, занявшей второе место на парламентских выборах) получает королевское жалованье на уровне министра, так как считается, что он исполняет важную для общества и государства функцию; эта партия именуется «оппозицией Её Величества» и формирует так называемый «теневой кабинет», «министры» которого заняты отслеживанием и критикой правительственных мероприятий по своим направлением и разработкой оппозиционных программ по ним. В случае прихода партии к власти они, как правило, автоматически занимают соответствующие места в правительстве. В России различают так называемую системную оппозицию, которая сотрудничает с правительством на условиях последнего и представлена в различных органах власти (Государственная Дума, региональных органах власти и т. д.) и внесистемную оппозицию, которая вынужденно или по своей воле не сотрудничает с действующей властью.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    21. Демократия как способ организации властного взаимодействия

     

    Собственно демократический режим («демократия» от др.-греч. «демос» и «кратос» — народовластие) – это одна из разновидностей режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т. е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате – широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

    Первоначально  понятие  демократии  было  выдвинуто   древнегреческими мыслителями.  В  классификации  государств,  предложенной  Аристотелем,  оно выражало «правление всех», в отличие от аристократии (правление   избранных) и монархии (правлении одного). Пифагор обвинял демократов. Он  назвал  одним из «бичей, угрожающих человечеству»  демократию.  Древнегреческий  драматург Арисфан с нескрываемым презрением относился к демократии. Перикл  писал: « у нас государственный строй таков, что не подражает чужим законам;  скорее  мы сами служим примером для других. И называется наш  строй  демократией  ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а  с  интересами  большинства;  по законам в частных спорах  все  пользуются  одинаковыми  правами;  не  бывает также и того, чтобы человек, способный принести пользу  государству,   лишен был к  тому  возможности,  не  пользуясь  достаточным  уважением  вследствие бедности. Мы живем свободными гражданами как в государственной жизни, так  и во взаимных отношениях, потому что мы не высказываем недоверия друг к  другу в повседневных делах, не возмущаемся против другого, если ему нравится  что-нибудь делать по-своему … Мы особенно боимся противозакония  в  общественных делах, повинуемся лицам,  стоящим  в  данное  время  у  власти,  и  законам, особенно тем из них которые созданы в  интересах  обиженных.  Богатством  мы пользуемся  скорее  как  условием  для  работы,  чем   как   предметом   для хвастовства; что же касается бедности, то ре  сознание  в  ней  позорно  для человека, - позорнее не прилагать труда, чтобы выйти из нее.»
    

    На протяжении истории  к  идее  демократии,  основанной  на  принципах свободы  и  равенства,  обращались  лучшие  умы  человечества,  обогащая   и развивая это понятие: Перикл (Древняя Греция), Б.Спиноза  (Нидерланды,  XVII в.), Ж.-Ж.Руссо (Франция, ХУ1И в.), Т. Джефферсон (США, XVIII в.),  И.Франко (Украина, к. XIX — н. XX в.), А.Сахаров (Россия, XX в.) и др.
    

    Каждая историческая эпоха вносила свои признаки в понятие демократии и расставляла свои акценты на их значимости.
    

    Многочисленные демократические теории условно можно подразделить на три основные разновидности, или направления.

  2. Романтическое направление. Представители романтического направления идеализируют западную демократию. Наиболее типичной для этого направления является теория плюралистической демократии. Основная посылка этой теории была сформулирована еще в начале прошлого века французским исследователем американской демократии Алексисом де Токвилем, но свое детальное истолкование и развитие она получила в первые десятилетия текущего столетия. Плюралисты (Артур Бентли, Дэйвид Трумэн и многие другие) выступают против положения о концентрации государственной власти в руках истэблишмента и развивают положение о разнородности современного общества, где все члены равны, а государство выступает в роли арбитра. Различные группы общества представлены «группами давления», осуществляющими собственные цели. Романтическое направление представлено также теорией компромиссной демократии, которая получила значительное распространение в ряде развитых (главным образом англосаксонских) стран: существует согласие большинства населения по основным вопросам внутренней и внешней политики, а расхождения наблюдаются только по второстепенным вопросам, не затрагивающим основ экономико-политической организации общества (т. е. большинство населения поддерживает существующую систему по основным вопросам). В этих условиях демократия действует как механизм достижения соглашений, компромиссов.
  3. Реалистическое направление зародилось еще до первой мировой войны. Сторонники этого направления не скрывают пороков реальной демократии. Они открыто говорят о концентрации государственной власти в руках привилегированных групп, об ущемлении прав большинства. Реалисты обосновывают разумность и целесообразность сущего. Они полностью отвергают концепцию народного суверенитета, правления по воле народа и выдвигают понятие правящей элиты, которая зарождается на рубеже XIX — XX веков и была сформулирована в трудах итальянских социологов Вильфредо Парето и Гаэтано Моска, а в последующие десятилетия получила свое истолкование в работах их многочисленных последователей (Р. Михельс, Ф. Хантер и др.). Согласно учению элитистов, в любом человеческом обществе существует правящее меньшинство, обладающее монопольным правом принятия решений. Это меньшинство занимает свое положение не в силу выборов, а в результате переворота, завоевания господствующего положения в экономике. Выборы лишь оформляют фактически олигархическую власть правящей элиты и никогда не могут создать механизм, контролирующий ее деятельность. Элита существует при любом обществе и строе. Элитисты считают, что элита — органическое единство. Доступ в нее определяется самой элитой. Жизнестойкость элиты определяется ее приспособляемостью и умением обновлять свой состав, если обстоятельства к этому понуждают. Власть обладает кумулятивными свойствами, она накапливается и возрастает по мере ее осуществления. Элитисты считают, что положительными чертами элиты являются: хорошая организованность меньшинства по отношению к большинству, сплоченность, внутренние каналы связи просты и легко доступны всем членам элиты, что дает возможность быстро реагировать и принимать решения, неоднородность. Элита состоит из двух частей: высший и низший слои, которые являются органическими частями и не могут существовать друг без друга. Высший слой составляет динамическое ядро элиты. Низший слой элиты, несравненно более многочисленный, служит опорой для высшего слоя (связующее звено, посредник между элитой и обществом со всеми вытекающими отсюда последствиями). Низший слой — это резервуар, из которого пополняет ряды ядро элиты. Низший слой — бюрократия. Элитарные теории тесно примыкают к теориям массового общества и массового государства, получившим особое распространение в эпоху научно-технической революции и урбанизации. Исходные положения теории массового общества были разработаны еще в начале нынешнего века немецким социологом Максом Вебером, но свое детальное развитие и истолкование она получила в трудах теоретиков католического направления и экзистенциалистов (Эмиль Ледерер, X. Ортега-и-Гассет, Пауль Тиллих, Габриель Марсель и др.) в период между двумя мировыми войнами и особенно в настоящее время. Его демократические идеи основывались на двух главных посылках: 1) человек — существо разумное и стремится к всеобщему благу; 2) достижение эгоистических целей приведет к всеобщей гармонии индивидуальных и общественных интересов. После незыблемости власти в 19 в., в 20 в. положение поменялось в обратную сторону (революции, гражданские войны, мировые войны). Возникло движение, которому нужны были лидеры и которые находились. Движение — это толпа, а по принципам приверженцев теории массового общества толпа безлика и ей нужен лидер (которого она может найти сама) и реагирует только на простейшие эмоции: любовь, ненависть и др. Лидер — харизматическая личность, которая должна титаническими усилиями поддерживать толпу в возбужденном состоянии, иначе толпа разуверится в вожде.
  4. Синтетическое направление — это попытка соединить в рамках единой концепции теорию массового общества и государства с отдельными элементами демократизма. Наиболее полное выражение эта тенденция нашла в теории плебисцитарной демократии, разработанной на базе политического опыта V Республики Франции голлистского периода. Синтетический характер этой теории объясняется желанием сделать сплав из теорий романтистов и реалистов. Теория плебисцитарной демократии исходит из положения о том, что единственным признаком, объединяющим страны в родственные группы, является степень их промышленного развития. Управление в этих странах осуществляется профессионалыыми экспертами и технократами, а средства массовой коммуникации полностью монополизированы истэблишментом для мобилизации масс и контроля за их поведением. Однако плебисцитарные демократы, в отличие от элитистов, не считают авторитаризм конечным продуктом развития цивилизации. Их пророчество носит более оптимистический характер. Современный «торитаризм, учат они, является переходным периодом, подобно тому, как авторитаризм абсолютных монархов был переходным периодом к демократии XIX столетия. В вопросе отношения к государству плебицистарны близки к эллистам, но идут еще дальше, заявляя, что идеальная форма элиты — это вождь. И в качестве примера такого общества приводят республику Франции времен де Голля. Именно ему, считают они, впервые удалось осуществить на практике идею плебисцитарной демократии. Политологи синтетического направления считают, что за бюрократией будущее. Бюрократия уже оформилась во всех развитых странах. Она исключает террор, порождает господство права, т.е. правление посредством права, и создает так называемое административное государство, которое, преодолевая авторитаризм, превращается в исторически новую разновидность демократии — плебисцитарную демократию. Профессиональные администраторы, составляющие бюрократию, превращаются в наднациональную внеклассовую касту.

    В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти – отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.

    Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы, объединяют людей по различным интересам и склонностям, Интеграционные, процессы способствуют развитию государственности и свободы личности.

    Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений.

    На новый уровень поднимается система разграничения полномочий между центральными и местными органами. Центральная государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом сообществе, предотвращение конфликтов и т. д. Остальные вопросы решаются децентрализовано, в том числе на уровне местных властей, местного самоуправления. В результате этого снимается вопрос о концентрации, монополизации власти.

    Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер.

    Разумеется, и демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условия этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условия для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.

    Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.

    Демократический режим также знает различные формы, прежде всего наиболее современную – либерально-демократический режим.

    Либерально-демократический режим существует во многих странах. Его значение таково, что некоторые ученые полагают либеральный режим – это, собственно, не режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократический режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы осуществления государственной власти, например все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, но в то же время растут противоречия между правами человека и наций, народов и т. п.

    В теории государства либеральными называются такие политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.

    Либерально-демократический режим основан на идеях и практике народовластия, системе разделения властей, защиты прав и свобод личности, при которых важную роль играет судебная власть. При этом формируется уважение к суду, Конституции, правам и свободам других индивидов. Принципы самоуправления и саморегулирования пронизывают многие сферы жизни общества.

    К либерально-демократическому режиму примыкает еще одна разновидность демократии. Это гуманистический режим, который, сохраняя все ценности либерально-демократического режима, продолжает и усиливает его тенденции, устраняя его недостатки. Правда, гуманистический режим, преодолевая противоречия, сбои, только складывается в некоторых странах, выступая идеалом, целью политического развитая современного государства.

    Признаки демократии
    

    1. Демократия имеет государственный характер:
    

    а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе  и  государстве  как  непосредственно (самоуправление), так и через  представительные  органы.  Он не  может  осуществлять  сам   принадлежащую   ему   власть   и   делегирует государственным органам часть своих полномочий;
    

    б)    обеспечивается    выборностью    органов    государства,    т.е. демократической процедурой  организации  органов  государства  в  результате конкурентных, свободных и честных выборов;
    

    в)  проявляется  в  способности   государственной   власти   оказывать воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять  их себе  с  целью управления общественными делами.
    

    2.  Демократия имеет политический характер:
    

    а)  предусматривает  политическое   многообразие.   Демократия,   как, впрочем, и рыночная экономика,  невозможна  без  существования  конкуренции, т.е. без оппозиции и  плюралистической  политической  системы.  Это  находит проявление  в  том,  что   демократия   выступает   принципом   деятельности политических партий в  борьбе  за  обладание  государственной  властью.  При демократии  учитывается  многообразие  политических  мнений  -  партийных  и других, идеологических подходов к  решению  общественных  и  государственных задач.  Демократия  исключает  государственную  цензуру   и   идеологический диктат.
    

    Законодательства   развитых   западных   государств   закрепляют   ряд принципов, которыми должен гарантироваться политический плюрализм: 1)  общее право голоса; 2) равенство при выборах; 3) тайное голосование; 4) прямые выборы и  т.п. ;
    

    б) основывается на  политическом  равноправии  граждан  на  участие  в управлении  делами  общества  и  государства  и,  прежде  всего,   равенстве избирательных  прав.  Такое  равенство   дает   возможность   выбора   между различными  политическими  вариантами,  т.е.   политическими   возможностями развития.
    

    3.  Демократия  предусматривает   провозглашение,   гарантирование   и фактическое  воплощение  прав   граждан   -   экономических,   политических, гражданских,  социальных,  культурных,  а  равно  -  и  их  обязанностей   в соответствии с  международными  стандартами,  закрепленными  в  Хартии  прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,  Международный  пакт  о гражданских  и  политических  правах  1966  г.  и  Международный   пакт   об экономических,  социальных  и  культурных  правах  1966  г.,  др.).  
    

    4. Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-политической  жизни.  Режим  общественно-политической  жизни  выражается   в требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы  (они же - и субъекты демократии) и, прежде всего,  к  государственным  органам  учреждаться и функционировать на основе строгого  и  неуклонного  исполнения правовых норм. Каждый орган  государства,  каждое  должностное  лицо  должны иметь столько полномочий, сколько  необходимо,  чтобы  создать  условия  для реализации прав человека, их охраны и защиты.
    

     5.  Демократия предполагает  взаимную  ответственность  государства  и гражданина, которая выражается в  требовании  воздерживаться  от  совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности. 
    

    Основными принципами демократии являются:
    

    1) политическая свобода - свобода выбора общественного строя  и  формы правления, право народа определять и изменять конституционный строй,  обеспечение  защиты  прав  человека.  Свобода  имеет первичное  назначение  -  на  ее  основе  может   возникнуть   равенство   и неравенство, но она предполагает равноправие;
    

    2) равноправие граждан - означает равенство всех перед законом, равную ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту  перед судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может  быть  привилегий  или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и  иных убеждений, пола, этнического  и  социального  происхождения,  имущественного положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший  аспект равноправия — равенство прав и  свобод  мужчины  и  женщины,  которые  имеют одинаковые возможности для их реализации;
    

    3)  выборность  органов  государства  и  постоянный  контакт  с   ними населения  -   предполагает   формирование   органов   власти   и   местного самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их  сменяемость, подконтрольность и взаимоконтроль, равную  возможность  каждого  реализовать свои избирательные права. В демократическом государстве одни и  те  же  люди не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах  власти: это  вызывает  недоверие  граждан,  приводит  к  утрате  легитимности   этих органов;
    

    4)  разделение  властей  -  означает  взаимозависимость   и   взаимное ограничение   разных   ветвей   власти:   законодательной,   исполнительной, судебной,  что  служит  препятствием  для  превращения  власти  в   средство подавления свободы и равенства;
    

    5) принятие решений по воле большинства  при  обязательном  соблюдении прав меньшинства - означает сочетание воли  большинства  с  гарантиями  прав личности,   находящейся   в   меньшинстве   -    этническом,    религиозном, политическом;  отсутствие  дискриминации,  подавления  прав   личности,   не состоящей в большинстве при принятии решений;
    

    6) плюрализм - означает многообразие общественных  явлений,  расширяет круг политического выбора, предполагает не только  плюрализм  мнений,  но  и политический плюрализм - множественность партий, общественных объединений  и т.п.  с  различными  программами   и   уставами,   действующими   в   рамках конституции. Демократия возможна в том случае, когда в ее  основе  находится принцип  плюрализма,  однако  не  всякий  плюрализм   является   обязательно демократическим.  Только  в  совокупности  с  другими  принципами  плюрализм приобретает универсальное значение для современной демократии.
    

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    22 Проблемы становления демократических отношений в России

     

    Проблема демократии является одной из наиболее актуальных для современного общества вообще, для России — в частности по целому ряду причин.

    Во-первых, исторический опыт второй половины ХХ в. показал, что страны с демократическими режимами, как правило, добиваются больших экономических успехов, чем страны с режимами авторитарными. Это связано с тем, что именно демократия создает наилучшие условия для проявления инициативы, без которой невозможно эффективное производство.

    Во-вторых, правительства стран с демократическими режимами обычно совершают меньше ошибок в управлении, не говоря уже о злоупотреблениях властью и преступлениях против личности. Другими словами, демократия — это своеобразный защитный механизм общества от узурпации власти

    В-третьих, для современного человека демократия все более становится самостоятельной ценностью. Люди не хотят быть колесиками и винтиками какой бы то ни было, пусть даже хорошо отлаженной системы, предпочитают сами решать свои проблемы хотя бы и ценой ошибок.

    В-четвертых, в России проблема демократии стоит особенно остро, поскольку страна, по-видимому, переживает начало длительного и сложного периода формирования демократических форм правления, — периода, который обычно сопровождается попытками установления авторитарных режимов как леворадикального (неосталинского) толка, так и правого (неопиночетовского) характера. Ситуация осложняется очень широким распространением в массовом сознании стереотипов авторитарно-патриархальной культуры, выработанных историей России в досоветское и советское время.

    Россия сегодня переживает  этап  перехода  к  новой  модели  развития, основанного  на  рычагах   рыночного   регулирования   и   плюрализме   форм собственности.  Российские  реформаторы  пытаются  осуществить  переход   от коллективной формы демократии к плюралистической. Прежде всего речь  идет  о правах и свободах граждан России, праве на частную собственность  и  свободу к деятельности, без чего невозможно  правовое  демократическое  государство.  Для его   создания,   формирования   рыночной   экономики   нужны   определенные предпосылки: наличие слоя людей,  готовых  заниматься  предпринимательством, производственных  структур,  которые   могут   создавать   конкурентоспособную продукцию. При отсутствии таких предпосылок данные обществу права  формируют лишь рынок импортных товаров, а не рынки  труда  и  капиталов.  Кроме  того, капиталы концентрируются в руках лиц,  не  заинтересованных  в  производстве качественной отечественной  продукции,  стремящихся  добиться  нового  роста капитала  за  счет  перепродажи  импорта,  на  закупку  которого  они  имеют монополию. Провозглашение экономических  свобод  и  прав  личности  в  новой Конституции России на  деле  не  утверждает  экономической  демократии,  т.к.  в стране нет условий для возникновения слоя производителей на разных  уровнях.
    

    Социальная  политика правительства, которое, не гарантируя социальной  защиты  населению, права  на  труд,  медицинскую  помощь,  получение  образования,  «бросив»  в  рынок госбюджетные предприятия и организации, аграрный  сектор  экономики,  науку, культуру, ведет к размыванию  среднего  класса,  низведению  его  до  уровня низшего. Борьба за действительное разделение власти  как  важнейший  принцип демократии свелась в России к  войне  исполнительной  и  законодательной  ее ветвей.  Сегодня  исполнительная  власть  на  всех  уровнях  имеет  преимущества   над представительной,  что  противоречит  демократическим   принципам,   создает условия  для   утверждения   в   стране   авторитарного   политического  режима.
    

    Свободные выборы на основе конкуренции  кандидатов  –  важнейший  показатель демократии. В России такие выборы уже утвердились в  политической  практике, и даже успели отказаться.  Но вопрос  об  их  честности  остается  открытым.  Нередки  случаи   подтасовки бюллетеней,  подкупа  электората   во   время   избирательных   кампаний .
    

    Политические силы России еще не овладели «правилами игры»  демократии.     В нашей стране возникла и  многопартийность,  что  демонстрирует  определенный шаг вперед на пути к плюралистической демократии.  Но  считать  это  явление аналогичным западной многопартийности было бы  неверно.  Политические  партии  в России  возникали  в  разные  периоды  «перестройки»,  в  силу  этого  носят различный характер генезиса, программных установок  и  деятельности.  До тех  пор  пока  многопартийность  в  России  будет  аморфной, перегруппировка  политических  сил  естественна.  В  России  произошло  усиление гласности   в   общественно-политической   жизни,   что   отражает    процесс    ее демократизации. Но односторонность освещения  событий  в  средствах  массовой информации различными политическими  силами, в том числе и самой мощной властью  - президентской, имеет место. При неразвитой политической культуре  население  это приводит  к  отчуждению  народа  от  власти,  ослаблению  ее   легитимности, торможению   демократических    тенденций.    Конфликты,    возникающие    в противоборстве  сил  на  политической  арене,  разрешаются  далеко  не   мирными средствами, о чем свидетельствуют  жертвы событий  октября  1993г.  
    

    Оценивая демократию в России в целом, надо отметить  ее  противоречивый  характер,  лишь частичную  реализацию  демократических  принципов,  одновременное   действие противоположных  ей  авторитарных  тенденций.  Причины  кроются  во   многих факторах: реформы в нашей стране начались «сверху»,  при  отсутствии  рынка, производительных интересов у населения, неразвитых  институтов  гражданского общества, недемократическом менталитете  элиты  и  народа,  на  формирование которого влияло слабое развитие начал групповой  демократии  в  исторической традиции России.
    

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    24 Федерализм и власть

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->