ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Социальная политика представляет собой одно из направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить стабильное функционирование социальной сферы общества, а также удовлетворение социальных потребностей людей (пенсионное и иное обеспечение, образование, здравоохранение, быт и т.п.) на основе создания, укрепления и воспроизводства необходимых для этого социальных институтов. Содержание социальной политики в различные исторические времена различно и зависит от экономического потенциала страны, доминирующей идеологии, общей культуры народа и многих других факторов.

Помимо указанного, в содержании социальной политики всегда обнаруживаются приоритетные направления, которые обусловливаются конкретно-историческими условиями, например, мирным или военным временем, экономическим кризисом или относительно благополучным функционированием производства, проведением социально-политических преобразований или отсутствием таковых и т.д. Безусловно, что нынешнее состояние российской социальной политики, основных ее приоритетов также связано с этими обстоятельствами.

Прежде всего, следует иметь в виду, что Российская Федерация в недалеком прошлом взяла курс на проведение социально-экономических и политических преобразований, направленных на построение демократического общества и правового государства. Важнейшими средствами реализации этого курса стали процессы перевода экономики с командно-административного уклада на рыночные рельсы, создания демократических институтов в политике (многопартийность, избирательная система и т.д.), культивирования в духовной сфере идеологического плюрализма и иных ценностей, свойственных либерально-демократическим обществам. Этот процесс проходит в России достаточно сложно и к сегодняшнему времени еще не закончен, что, безусловно, сказывается на состоянии современной российской социальной политики.

Важнейшими стратегическими целями (направлениями) современной российской политики являются: • достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей; • обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; • гарантированность конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; • переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи; • нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста; • существенное улучшение социальной инфраструктуры. Следует отметить, что осуществление плановых мероприятий по реализации основных направлений социальной политики в современной России происходит достаточно сложно. На неудовлетворительное состояние этой работы не раз указывалось в официальных документах Государственной Думы, Правительства РФ и Президента РФ.

Главная трудность в преодолении негативных явлений в социальной сфере сопряжена в первую очередь с кризисными процессами в экономике, дефицитом финансовых средств, низкой эффективностью управленческой деятельности на различных ее уровнях и рядом других причин.

Важнейшими негативными явлениями в социальной сфере сегодня остаются: • противоречия и конфликты в межнациональных отношениях; • низкий уровень доходов большинства населения; • резкое снижение воспроизводства населения; • расслоение общества на бедных и богатых, малочисленность так называемого среднего класса; • рост социального недовольства. Эти и многие другие явления будут иметь место в России еще достаточно длительное время. Оснований для оптимизма в решении многих социальных вопросов сегодня, к сожалению, немного.

На тенденции развития социальных отношений в современной России значительное влияние оказывают состояние и перспективы развития социальной структуры российского общества. Большинство российских ученых склонны полагать, что социальная структура у нас сегодня претерпевает значительные изменения: нарождается класс так называемых новых русских, формируется средний класс, появляются новые профессиональные группы, растет число маргинальных слоев населения. Указанные изменения в целом закономерны и сопряжены с проводимыми в России в последние годы социально-экономическими реформами. Важно отметить, что социальная структура к сегодняшнему дню еще не сформировалась. Это обусловлено общей нестабильностью в обществе, отсутствием ясно видимых контуров социального будущего и путей движения к ним, трансформацией старой системы ценностей. Ныне в российском обществе существуют достаточно широкие массы населения, которые полностью не осознают свои интересы в изменившихся условиях и, соответственно не могут определиться с тем, к каким социальным общностям они теперь принадлежат. Расплывчатость и неопределенность базовых социально-групповых интересов нарушают процесс нормального функционирования общественных отношений, приводит к тому, что доминирующими группами в обществе становятся узкоспециализированные, в основном — олигархические. В целом следует понимать, что перспективы развития социальной сферы в современном российском обществе самым тесным образом связаны с глубоким экономическим кризисом, и до тех пор, пока он не будет преодолен, пока в обществе не заработают эффективные экономические механизмы, социальные отношения будут пребывать в кризисном состоянии.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ. ГОСУДАРСТВО, ЕГО СУЩНОСТЬ

 

Политический режим» в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более широком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Не случайно, поэтому, синонимическое использование понятий: демократический политический режим – демократическая политическая система, тоталитарный политический режим – тоталитарная политическая система и т.д.

Вместе с тем понятие политический режим совместно с понятиями форма правления и форма государственного устройства определяют характеристику формы государства. В этом случае «политический режим» используется как синоним «государственного режима», хотя очевидно, что первое понятие по своему содержанию гораздо шире второго, поскольку включает в себя методы и способы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики – политических партий и движений, общественных объединений и т.п.

Политический режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются:

степень участия народа в формировании политической власти;
гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;

степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;

характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;

положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства;

политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);

доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Три основные теоретические модели – демократический, авторитарный и тоталитарный политический режимов.

Понятие «демократия» означает, как известно, «народовластие». При всей многозначности и неопределенности этого понятия можно выделить общие признаки демократии как современного конституционного строя и режима функционирования политической системы:

признание народа источником власти, сувереном в государстве. Суверенитет народа выражается в том, что он посредством выборов формирует государственную власть и участвует в ее осуществлении прямо (с помощью референдумов, местного самоуправления, а также, главным образом, через выбираемые им представительные органы);

периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

В зависимости от формы реализации суверенитета народа демократия может быть подразделена на прямую, плебисцитарную и представительную.

Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессе подготовки, обсуждения и принятия решений.

Плебисцитарная демократия в отличии от прямой предполагает право граждан голосованием принять или отвергнуть уже подготовленные правительством решения. При этой форме участие основной массы населения в процессе принятия решения сведено к голосованию (плебисциту).

Наиболее распространенная в современных государствах форма демократии – представительная демократия.

Недемократические политические режимы принято подразделять на тоталитарные и авторитарные.

Тоталитарные политические режимы возникли в ХХ веке, хотя тоталитарные идеи содержались в большинстве утопических моделей общественного устройства, выдвигаемых политическими мыслителями разных эпох, начиная с античности.

Теория тоталитаризма складывалась в основном на основе анализа политических режимов социалистических стран, фашистских режимов в Италии и Германии. Однако после того, как фашистский и нацистский режимы были ликвидированы, а в странах социализма произошла относительная либерализация, возникли проблемы с адекватностью описания с помощью этой теории особенностей различных политических режимов, тяготевших к тоталитаризму.

Характерные черты тоталитаризма:

идеологизация всей общественной жизни при монопольном господстве «единственно верной» идеологии (классовой, расовой, националистической), жестокое подавление всякого инакомыслия;

господство предельно централизованного политического движения во главе с массовой партией тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством («партия-государство») и сосредотачивает всю полноту власти в обществе. Партия-монополист становится ядром всей политической системы;
запрет на всякую политическую оппозицию; господствующая партия контролирует создание и функционирование любых общественных объединений;
тотальное манипулирование общественным сознанием с помощью всеохватной системы пропаганды и агитации, формальной коллективистско-демократической мобилизации и мобилизированного участия (в выборах, манифестациях и т.д.), в политическом сознании целенаправленно формируется представление о единстве власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни граждан, бытовыми и даже брачно-семейными отношениями; доминирование в управлении методов насилия, принуждения, террора; наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.д.). Слепая вера и страх – главные ресурсы тоталитарного управления; предельная централизация государственной власти, сакрализация (обожествление) ее носителей, культ вождей.

Возникновение тоталитарных режимов было вызвано рядом предпосылок. Среди них наиболее общими считаются сложность перехода ряда стран к индустриальной стадии развития при слабости и неукорененности демократических институтов, атомизация общества в результате быстрого разрушения доиндустриальных социальных структур и институтов, неспособность правящих элит решать проблемы модернизации с помощью механизмов права и свободного рынка.

В зависимости от господствующей идеологии и особенностей политической практики тоталитарные режимы подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм (социализм) стал исторически первой и классической формой тоталитаризма. В нем черты тоталитаризма представлены в наиболее полном виде. Вместе с тем необходимо учитывать, что коммунизм вырос из вековой мечты человечества о всеобщем равенстве, социальной справедливости и разумно организованной общественной жизни. В коммунистической идеологии содержатся гуманные, имеющие общечеловеческий характер ценности. К тому же с середины 50-х годов произошла либерализация этого режима, и он почти не прибегал к массовым репрессиям.

Фашистский режим впервые был установлен в Италии в 1922 г. В нем тоталитарные черты были выражены не в полной мере. В государстве влиятельные позиции сохранили король, аристократия, офицерский корпус и церковь. Итальянский фашизм своей целью провозглашал не столько радикальное строительство нового общества, сколько возрождение итальянской нации и величия Римской империи, установление порядка, твердой государственной власти.

Национал-социализм как реальный политический и общественный строй утвердился в Германии в 1933 г. Это весьма консолидированный тоталитарный режим, многое заимствующий у советского коммунизма, в частности формы организации тоталитарной партии и государства. Главной целью он провозглашал мировое господство арийской расы, для достижения которого стремился к крайней милитаризации и безудержной военной экспансии, к геноциду в захваченных странах и территориях.

Таким образом, главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация).

Необходимо иметь в виду, что тоталитаризм – это не только определенная диктаторская политическая система. Тоталитаризм как тенденция к заорганизованности жизни общества, ограничению личной свободы и подчинения индивида государственному и иному социальному контролю в той или иной степени проявляется и в странах Запада, что делает борьбу за совершенствование демократии актуальной в любом обществе.

Авторитарный политический режим можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

Признаки авторитарного режима:

автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа);

неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность их населению;

игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;

монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества);

отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;

в качество методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;

отсутствует единая идеология;

права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);

личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.

В последние десятилетия интерес к авторитаризму возрос в связи с тем, что аналитики разглядели в нем определенные реформаторские и модернизаторские возможности. Кроме того, выдвигались идеи о том, что переход от тоталитаризма к демократии легче осуществить через промежуточный авторитарный режим. В таком случае авторитаризм определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом.

Государство — продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой. Государственно-организованное общество приобрело новые (уникальные) возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.

Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам.

История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической (государственной) власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии.

Следует подчеркнуть, что при определении понятия государства важно учитывать не только неодинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, но и сложность и многогранность самого государства как явления.

В современной научной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества.

Поэтому более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

В научном плане понятие, отражающее общие основные признаки государства, позволяет прежде всего вскрыть отличия любой государственной организации общества от его негосударственных организаций, от других частей политической системы общества. Такие признаки представляют собой определенный, относительно неизменно каркас государственной организации человеческого общества, которые по мере общественного развития наполняется новым содержанием, теряет отжившие и приобретает новые структуры и функции.

Представители социологического определения понятия государства выделяют три его признака: 1) совокупность людей — народ; 2) господствующую над ними власть: 3) территорию как предел действия этой власти. Во взаимосвязи эти признаки образуют понятие о государстве как соединении людей под одной властью в пределах определенной территории.

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества.

1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах.

2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

3. Государственный суверенитет.

4. Неразрывная связь государства и права.

Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

 

 

 

 

 

3. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

 

Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Цицерон, Демокрит, Аристотель, Платон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, – писал Аристотель, – нет места и (какой-либо) форме государственного строя»1. Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке»2.

Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних учений о правовом государстве.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден1. В своей теории Макиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснил принципы политики, осмыслил движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Ж. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные ученые Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашли свое отражение. Они излагались в трудах П.И. Пестеля, Н.Г. Чернышевского, Г.Ф. Шершеневича. Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: «1) для устранения произвола необходимо установление норм общественного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации, – отсюда идет идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы»2.

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и, в конечном счете, к установлению тоталитарной государственности.

Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовым концепциям государства.

Рассмотрим основные основы правового государства. Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан – носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Переход от тоталитарных методов к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочая социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности.

Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает другим людям.

В числе важнейших элементов, отвечающих характеристике правового государства (его основных признаков), следует назвать1: 1) Осуществление подлинного народовластия, распространяемого во все стороны организации и сферы жизни гражданского общества и выступающего в качестве целостной системы развития демократии. 2) Конституционное обеспечение разделения властей, выражающее различные государственные формы осуществления единой власти народа. 3) Верховенство права и связанность государственной власти правовыми предписаниями. 4) Верховенство закона, согласно которому именно закон обладает высшей юридической силой в системе иных правовых актов и обеспечивает недопустимость произвольного вмешательства государства в жизнь гражданского общества, т.е. вмешательства, не основанного на положениях закона. 5) Взаимосвязь прав и обязанностей и взаимная ответственность государства и личности, а также гарантированность прав и свобод человека, обеспечивающая их реализацию в политической, социальной и культурной сферах жизни. 6) Повышение роли и авторитета судебной власти с необходимыми конституционными гарантиями независимости правосудия. 7) Формирование эффективных институтов конституционного контроля за законностью.

 

 

4. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

 

Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности производна от нее его определяется. Однако при определенных условиях будучи объективированной закрепленной механизмов социальной памяти,   духовная  культура  как устойчивая матрица духовной  жизни , менталитет общества  может играть на различных этапов общества  и ведущую роль .

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни образуют духовную культуру. Такими формами общественного сознания являются нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.
Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения.

Наука- это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его сущностные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма обществ. сознания, представляя собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Религия-совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных инструментов (церковь)

Политика- основные принципы, нормы и направления деятельности по осуществлению государственной и общественной власти.

Право- система общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта.

Если вставать на точку зрения что деятельность имеет сложную структуру и включает в себя такие виды как преобразовательные, ценностно — ориентационная и коммуникативная, то духовной культуре можно выделить четыре раздела: Первый порождается социальной активностью человеческого воображения это проективный вид деятельности имеющий величайшую культурную ценность. Он предшествует материальной практики, предлагая ей идеальные модели будущих конструкций.

В истории культуры проективная деятельность, зародившись и развиваясь постепенно превратилось в специализированную отрасль духовного производства. Результатами этого вида деятельности становятся идеальные модели, проекты и чертежи технических сооружений, конструкций, машин. Близкую к этому внутреннюю структуру имеет вторая область духовной культуры охватывающиеся познавательной деятельности человека. Она выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире.
Знание является элементом в этой области духовной культуры. Строение третьего раздела духовной культуры, связанного с ценностно — ориентационной деятельностью, еще более своеобразно. В целом оно определяется все тем же различием предметов на которое обращена данная деятельность. Знание оценка выступает связующим звеном с выше названым структурным элементом культуры. Знание выступают как бы оценочно фильтром, они не отделимы от оценочной деятельности.

Диалектический характер отражения выражается в том, что оно выступает как познание мира и как отражение значимости последнего для целей общественной практики. Осмысленный характер познаний пониманием мира предполагает не просто знания, о нем, а понимание ценности самого человека, как субъекта деятельности, ценностей его знаний, творений, ценностей самого мира культуры в котором живет человек. Мир человека — это всегда мир ценностей он наполнен для него смыслом и значениями.

Четвертей духовной культуры является духовная общение людей во всех конкретных формах его проявления. В формы эти определяются особенностями предмета коммуникации. Не посредственным партнера человека в общении может быть другой человек. Душевный контакт партнеров, в ходе которого происходит обмен информацией — высокое культурная ценность.

Принятие той или иной цели, понимание какого либо вопроса проблемы углубляется именно потому что человек видит в синхронных переживаниях партнерах по общению сходное со своими переживаниями. Духовное общения может происходить на меж личностном уровне. Есть ещё одна специфическая форма общения. Наиболее ценные моменты духовной  жизни  общества  объективируясь входят в фонд культуры  своеобразную память  общества .

Объективированные в речи, книгах, произведениях искусства результаты духовной деятельности постоянно потребляются; распредмечиваются, становятся достоянием сознания людей. В этом случае осуществляется как бы опосредованное общение между людьми разных поколений, эпох, культур через объектированные результаты духовной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. РЕЛИГИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

 

Термин «……» происходит от латинского religio. Наиболее признаваемыми вариантами этимологии этого термина являются варианты Цицерона (106-43 äî í ..) è Лактанция ( 250 ïîñëå 325). Цицерон производил указанный термин от латинского relegere — идти назад , возвращаться , снова читать , обдумывать , собирать , созерцать , бояться – и характеризовал религию как богобоязненность , страх и почитание богов , тщательное обдумывание всего , что имеет отношение к этому почитанию .

Лактанций считал , что слово religio происходит от латинского religare — взять , связать , привязывать , сковывать — и означает связывание , узы , соединяющие человека с Богом в служении ему и повиновении через благочестие .

В других культурах значения терминов , соответствующих латинскому religio, иные . В санскрите dharma
означает учение , добродетель , моральное качество , долг , справедливость , закон , образец , идеал , норму , форму , истину , условия , причину , порядок мироздания и др . В арабском языке используется название din, которое первоначально в предисламский период означало власть , подчинение , обычаи , а впоследствии стало употребляться в смысле безусловности подчинения Аллаху , придания себя Богу , исполнения религозных предписаний , совершенствования в искренности веры . В китайском языке латинскому religio соответствует Chi — учение . В старославянском языке употреблялись слова «», «», «», а в русском языке слово «……» известно с начала ХУШ в .

Религия – специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных (Маркс). Религия — стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом.

Религия является неотъемлемой частью современного мира , поскольку выполняет три блока социальных функций . Во -первых, религиозные институты осуществляют духовное оформление верующих , что проявляется в организации связи «……- Бог», в воспитании религиозности и гражданственности , в насыщении человека добром и снятии зла , грехов . Во -вторых, религиозные организации занимаются религиозным и специальным светским образованием , милосердием и благотворительностью . В –третьих, представители церквей активно участвуют в общественной деятельности , способствуют нормализации политических , экономических и культурных процессов , межнациональных и межгосударственных отношений , решению глобальных проблем цивилизации .

Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность сегодня вступить в диалог с миром , судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития . В основе культурных ценностей , разделяемых большинством религий , лежат универсальные общечеловеческие ценности , такие понятия , как любовь , мир , надежда , справедливость . В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально — и общественно -…….проблем , возникающих в процессе развития и изменения нашего общества , ориентируют церковь на повышение нравственного потенциала человека .

В мире существует многообразие  верований, сект, церковных организаций.

Это и  различные формы  политеизма (многобожия),  традиции  которых идут  от первобытных религий  (веры в  духов, поклонения растениям,  животным,  душам умерших). С ними соседствуют разные формы  монотеизма (единобожия). Здесь  и национальные религии -- конфуцианство (Китай), иудаизм (Израиль) и  т. д., и мировые  религии, сформировавшиеся в  эпоху возникновения империй и нашедшие себе  приверженцев  среди  народов, говорящих на  разных  языках,-- буддизм, христианство, ислам. Именно мировые религии  оказывают наибольшее влияние на развитие современных цивилизаций.

Буддизм -- самая ранняя по времени  появления мировая религия. Наиболее широкое распространение она получила в Азии. Центральную область буддийского учения  составляет  нравственность  --   нормы  поведения  человека.   Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. 

В  центре  буддизма стоит  учение о четырех  благородных истинах,  суть которого  заключается  в  следующем:  причиной  всех  несчастий и  страданий человека являются желания; чтобы  перестать страдать, надо перестать желать.

В представлениях буддиста окружающий нас мир иллюзорен и несовершенен, полон горя  и  зла. Человеку с  помощью  специальных психофизических  упражнений, самоуглубления  и  саморегуляции следует  уйти от  этого  мира  и слиться  с космосом. Буддизм  считает, что, являясь частью  Вселенной, человек обладает всеми возможностями  и  силами, заключенными в  ней,  надо только  уметь  их извлечь. Состояние  полного  совершенного  покоя и  единения с  космосом,  в которое зовет верующих буддизм, получило название нирвана.

Одна из  важнейших  заповедей буддизма -- любовь и милосердие  ко  всем живым существам. Причем буддизм предписывает не делать различий между ними и относиться равно благожелательно и сочувственно к добрым и злым, к людям и животным.

Последователь Будды  не должен платить  злом за  зло, ибо  в  противном случае  не  только  не  уничтожаются,  а,  наоборот,  возрастают  вражда   и страдание. Нельзя даже защищать других от насилия  и наказывать за убийство.

Последователь Будды должен спокойно, терпеливо относиться  к  злу, уклоняясь лишь от участия в нем.

В  настоящее  время  наиболее   существенную  социально-политическую  и культурную  роль  буддизм  играет в странах  Индокитайского  полуострова.  В Бирме, Камбодже, Таиланде он выступает в качестве государственной религии. В Японии буддизм,  разбившись на множество сект, переплетается  с национальным синтоизмом , образуя так называемые новые религии.

В  1950  г. образовалось  «Всемирное  братство буддистов»,  в  1970  г. состоялась Азиатская  буддийская конференция  за мир.  Вопреки основной идее буддийского  вероучения эти  организации  активно участвуют  в международной политике, в борьбе за мир. Особенностью  современного  буддизма является то, что  он  все больше  превращается из  религии  в  некое философское  учение, своеобразную систему самопознания и самосовершенствования.

Христианство --  вторая по времени возникновения  мировая религия. Ныне это самая распространенная на Земле  религия, насчитывающая свыше  1900  млн приверженцев в Европе и Америке, хотя в  последнее десятилетие с ним успешно конкурирует ислам.

Христианство  относится  к  группе библейских религий, под которыми  мы понимаем  религии   ближневосточного  происхождения,  прямо   или   косвенно восходящие  в  своем  учении к положениям, изложенным в Библии. Это иудаизм, христианство и  ислам. Библия -- текст  Божественного  откровения, в котором Бог открывает людям свою сущность и природу, которая не может быть познана и обнаружена человеческими усилиями.

Бог  в  христианстве  един  в трех лицах  --  Бог Отец,  Бог  Сын, коим является  Иисус Христос, Бог Святой Дух.  Это образ Троицы. Центральная идея --  идея греховности человека  как причины всех его несчастий. Для искупления грехов человеческих Господь послал на землю сына своего единственного      Синтоизм -- средневековая религия японцев, впоследствии принявшая форму культа  (обожествления)  императорской  династии.  С  1868  по  1946  г.  -- государственная религия Японии.

Иисуса  Христа и обрек его  на мученическую смерть  на  кресте. Христос воскрес на третий день, открыв всем верующим возможность иной, вечной жизни.

Главный грех в христианстве  --  грех гордыни. Избавление -- молитва  и покаяние.  Нравственные заповеди, по которым должен жить человек, изложены в Нагорной проповеди и призывают к величайшему терпению, милосердию и прощению обид. «Любите врагов ваших,--  учит  Христос,--  благословляйте проклинающих вас,  благотворите  ненавидящих  вас...»,  «Не  собирайте себе  сокровищ  на земле...»,  «Не  судите,  да не судимы будете», «Не противься злому. Но  кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему  и другую...», «И так во  всем --  как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с  ними, ибо в этом Закон и пророки». В этой  проповеди  любви  к  ближнему и смирения -- суть христианского пути самосовершенствования и спасения.

В 1054 г. христианство раскололось на два самостоятельных  направления: западное  (католическое)  и  восточное (православное). В современном мире  имеются католические  церкви, признающие главой  папу  римского,  восседающего   в  Ватикане,   протестантские  и  15 самостоятельных православных церквей.

 Христианство оказалось лучше приспособленным к общественным изменениям, чем другие религии. Христианские богословы научились  уживаться  с  наукой, беря на вооружение отдельные научные теории. Так, защищая религиозное учение о сотворении мира, они ссылаются на  теорию расширяющейся Вселенной. Церковь активно  использует   средства   массовой  информации   для  распространения религиозных взглядов.

В  70-х  годах  в  США  появилась  так называемая  гражданская религия, соединившая  в  себе идеи христианства с  мыслью  о  богоизбранности  США  и предназначенности этой страны к моральному руководству миром.

В начале 80-х  годов  бывший католический  священник X.  Мынарек создал новую  религию,  которую  он  назвал   эко-религией.  Главной   нравственной ценностью  в ней  провозглашена  «солидарность со  всеми живущими на Земле». 

Таких примеров можно привести много.

Ислам --  самая поздняя  по  времени возникновения мировая религия.  На Земле   насчитывается   около   1200   млн   ее   приверженцев.   Наибольшее распространение ислам получил в Северной Африке, Юго-Западной и Южной Азии.

«Ислам» в  переводе на русский язык  означает «покорность». Человек, по Корану, существо слабое, склонное к греху,  он  не  в  состоянии ничего добиться в жизни  самостоятельно.  Ему остается уповать на  милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписание  мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в  раю. Требуя  от верующих покорности  Аллаху, ислам предписывает  такую же покорность и земным властям.

Мировоззрение ислама  отличается  исключительной  цельностью.  Огромная роль  Бога  во  всех делах  мира и  крайняя регламентация всех  сторон жизни мусульманина  приводит  к  тому,  что в  контексте этой религии  максимально преодолевается  противоречивость  человеческого  бытия.  Эта черта  в  XX в. привлекла  к исламу многих людей, в том числе  и интеллектуалов, уставших от парадоксов  и  «вечных  вопросов»  цивилизации  Запада.  Однако   платой  за обретение такой целостности  является не что иное, как свобода (в частности, свобода выбора), поскольку жизнь мусульманина должна  быть всецело подчинена предписаниям Корана.

 Характерной  особенностью  мусульманской религии является  то, что  она пронизывает  все  сферы жизни людей.  Личная,  семейная, общественная  жизнь верующих   мусульман,  политика,  правовые  отношения,  суд  --  все  должно подчиняться религиозным законам.  В связи  с этим сегодня все чаще говорят о процессах  исламизации, под  которой  подразумевают,  во-первых,  содержание политических   программ,   выдвигаемых   и  осуществляемых  в   ряде   стран мусульманского мира (в Пакистане, Иране, Афганистане и др.). Хотя воплощение их может быть разным, тем не менее все они объявляют своей  целью построение исламского  общества,  в  котором  экономическая, социальная и  политическая жизнь будет определяться нормами ислама.

Во-вторых, исламизацией  называют  продолжающееся  распространение этой сравнительно молодой  религии в ряде  районов Азии, Африки,  Индии, Дальнего Востока.

Сейчас этот процесс активно идет и в нашей стране. Движения  под  исламскими лозунгами  неоднородны, но в  них  ясно видно стремление превратить  исламский  мир в ведущую силу на международной арене.

Особенно  активно  в данном направлении действуют Ливия,  Саудовская Аравия, Египет,  Тунис,  Марокко.  Например, Ливия и Объединенные  Арабские  Эмираты подписали соглашение  о выделении 20 млн долларов  на  содержание  исламских культурных центров и  проведение там  совместных мероприятий  по  пропаганде мусульманской религии.

Процесс исламизации  очень  противоречив.  С одной стороны, он отражает рост национального самосознания народов развивающихся стран,  с другой  -- реализация  исламских  лозунгов  руками экстремистов  может  принести  человечеству  неисчислимые  беды.  

   Однако нетрудно заметить,  что при  всех его отличиях от других мировых религий ислам совпадает с ними  в  части  тех заповедей,  которые регулируют отношения между людьми и  проповедует те же ценности, которые сейчас принято именовать общечеловеческими .

Таким образом, несмотря  на различие  мировых религий, в  проповедуемых ими  духовных, нравственных ценностях много общего. Это делает  возможным не только диалог культур, но и диалог религий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеев С.С. Государство и право. М., 2003.
  2. Аристотель. Политика. Соч. Т. М., 1988.
  3. Гречко П.К. Введение в обществознание: Общество; История и теория; История и цивилизации. М., 2004.
  4. Ионин Л.Г. Общество открытое и закрытое// Современная западная социология. М., 1990.
  5. История политических и правовых учений: Хрестоматия. М., 2003.
  6. История политических и правовых учений/ Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2002.
  7. Ковалев А. Д. Общество традиционное // Современная западная социология: Словарь. М., 1990.
  8. Обществознание: учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова.–М.: Просвещение, 2005.
  9. Парсонс Т. Понятие социальной системы // Американская социологическая мысль.
  10. Российская социологическая энциклопедия/ Под общ. Г.В.Осипова. М., 1998.
  11. Социология / Под ред. Сальникова В.П. Сальникова.–М.: Лань, 2001.
  12. Социальная философия/ Под ред. В.Н. Лавриненко М., 1995.
  13. Человек и общество. Обществознание / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой.–М.: Просвещение, 2005.
  14. Цицерон. Диалоги о государстве. О законах. М., 1966.
  15. Шершеневич Г.Ф. Общая теория государства и права. М., 2002.

     

     

     

     

     

     


     

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->