Взаимосвязь игры и мышления

Прежде всего, мышление является высоким познавательным процессом, оно представляет собой нарождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Во всей повседневной жизнедеятельности человек постоянно использует знания, понятия, общее представления, обобщенные схемы, выявляет объективное значение и личностный смысл окружающих его явлений, находит разумный выход из многообразных проблемных ситуаций, решает возникающие перед ним задачи Во всех этих случаях он осуществляет мыслительную деятельность, ориентацию в мире.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задача которую надо решить и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличии от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границу познания. В мышлении на основе сенсорной информации, делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражение не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме в виде законов сущностей.

На практике мышление как отдельный психологический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других непознавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением и степень его изучения в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

МЫШЛЕНИЕ – это движение идей, раскрывающие суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

МЫШЛЕНИЕ-это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно – исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Что такое интеллект?

ИНТЕЛЛЕКТ — совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоение человеком различных видов деятельности.

ИНТЕЛЛЕКТ — (от латинского intellectus-ум, рассудок, разум) устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей механизм психической адаптации индивида к жизненным ситуациям.

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 7 до 11 лет (I – IV классы школы).

Умственные способности и возможности младших школьников довольно высоки при правильной организации их деятельности.

Существует четыре основных вида деятельности, характерных для ребенка младшего школьного возраста: учение, обучение, игра и труд, которые выполняют специфические функции в его развитии.

Учение – способствует приобретению знаний, умений и навыков.

Общение – улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей.

Игра – совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми.

Труд – улучшает ручные движения, укрепляет практическое, пространственное и образное мышление.

Без активного участия ребенка в любом из этих видов деятельности его психическое развитие было бы односторонним и неполным.

Дефицит участия в отдельных развивающих видах деятельности проявляется, в частности, в том, что многие дети первоклассники хорошо владеют речью, имеют общаться, но мало чего способны делать собственными руками. Бывает и наоборот: нередко встречаются дети, которые лучше других играют в разные игры, чаще выигрывают, но относительно слабы в рассуждениях и конструкторской деятельности, а также во владении умениями и навыками межличностного общения.

Игра в тех формах в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется, учением и трудом, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющей просто удовольствие, имеют определенную цель. Да, и сами по себе игры в этом возрасте становятся новыми. Большой интерес для младших школьников, представляют такие игры, в которые с удовольствием играют и взрослые. Это – игры, заставляющие думать, предоставляющие ребенку возможность проверить и развить свои способности, включающие его в соревнование с другими людьми. Участие детей в таких играх способствуем их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Комплекс интеллектуальных игр и развитие дивергентного мышления

 

 

При развитии мыслительных способностей у детей мы ставим перед собой следующие задачи:

– научить ребенка творчески мыслить, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям;

– научить логически мыслить, чтобы строить гипотезы и создавать суждения;

– научить критически мыслить, чтобы задавать вопросы и замечать заблуждения.

По мнению Дж. Гилфорда, два вида продуктивного мышления порождают новую информацию из уже известной и сохранившейся в памяти информации:

1) конвергентное мышление — стремится к получению одного правильного ответа;

2) дивергентное мышление — стремится к поискам новых путей. Особенность конечного мыслительного продукта — это разнообразие возможных ответов. Этот тип мышления тесно связан с творческим способностями

Способы развития дивергентного мышления

Беглость мышления

1. Приду мать слова с заданной буквой:

а) начинающиеся на букву «а»;

б) оканчивающиеся на букву «т»;

в) в которых третья от начала буква «с».

2. Перечислить объекты с заданным признаком:

а) красного (белого, зеленого и т. д.) цвета;

б) круглой формы.

Гибкость мышления

3. Перечислить все возможные виды использования кирпича за 8 минут.

Если ответы детей будут примерно такими: строительство дома, амбара, гаража, школы, камина — это будет свидетельствовать о хорошей беглости мышления, но недостаточной его гибкости, так как все перечисленные способы использования кирпича принадлежат к одному классу. Если же ребенок скажет, что с помощью кирпича можно придерживать дверь, сделать груз для бумаги, заколотить гвоздь или сделать красную пудру, то он получит, помимо высокого балла по беглости мышления, еще и высокий балл по непосредственной гибкости мышления: этот испытуемый быстро переходит от одного класса к другому.

Беглость ассоциаций — оперирование отношениями, понимание разнообразия объектов, относящихся определенным образом к данному объекту.

4. Перечислить слова со значением «хороший» и слова со значением, противоположным слову «твердый».

5. Дается 4 небольших числа. Спрашивается, каким образом их можно соотнести Друг с другом, чтобы в итоге получить 8:

3+5; 4+4; 2+3+4-1.

6. Бег ассоциаций

Первый участник называет любое слово. Второй участник добавляет любое свое слово. Третий участник придумывает предложение, включающее указанные два слова, т. е. ищет возможные соотношения между этими словами. Предложение должно иметь смысл. Затем он придумывает новое слово, а следующий участник пытается связать второе и третье слово в предложение и т. д. Задача заключается в постепенном увеличении темпа выполнения упражнения.

Например; дерево, свет. «Забравшись на дерево, я увидел невдалеке свет из окна сторожки лесничего».

Беглость выражения — быстрое образование фраз или предложений.

7. Даются начальные буквы (например, В—С—Е—П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, например «Всей семьей ели пирог»,

Легкость приспосабливания

8. Решение задач на спичках

Оригинальность мышления — изменение смысла таким образом, чтобы получился новый, необычный смысл.

9. Составить список как можно большего числа названий для короткой истории.

10. Предлагается создать простой символ для обозначения существительного или глагола в коротком предложении — иными словами, необходимо изобрести нечто вроде изобразительных символов.

Например, «человек пошел в лес».

Способность к созданию разнообразных предсказаний

11. Предлагается 1 или 2 линии, к которым надо добавить другие линии, чтобы получились объекты. Чем больше линий добавляет участник, тем больше очков он получает (заранее это условие не оговаривается).

12. Даются два простых равенства В — С = Д; К = А 4- Д. Из полученной информации нужно составить как можно большее количество других равенств.

Способность к установлению причинно-следственных связей

13. Детям предлагается начало фразы. Нужно продолжить эту фразу словами «из-за того что…», «потому что…».

Сегодня я очень замерз, потому что … на улице мороз

… долго гулял

… забыл надеть свитер.

У мамы хорошее настроение, потому что… и т. д.

Способы развития конвергентного мышления.

Способность понимания элементов

14. Угадать предмет или животное по его признакам.

Дети задумывают предмет в отсутствие водящего, и затем по очереди перечисляют его признаки: цвет, форму, возможное использование или место обитания (для животных) и т. д. По этим признакам водящий угадывает задуманный объект.

15.Установление отношений. Слева дано соотношение двух понятий. Из ряда слов справа выбрать одно так, чтобы оно образовало аналогичное соотношение с верхним словом.

 

школа 

больница 

обучение 

доктор, ученик, учреждение, лечение, больной 

   

песня 

картина 

глухой 

хромой, слепой, художник, рисунок, больной 

нож 

стол 

сталь 

вилка, дерево, стул, пища, скатерть 

   

рыба 

муха 

сеть 

решето, комар, комната, жужжать, паутина 

   

птица 

человек 

гнездо 

люди, птенец, рабочий, зверь, дом 

   

хлеб 

дом 

пекарь 

вагон, город, жилище, строитель, дверь 

   

пальто 

ботинок 

пуговица 

портной, магазин, нога, шнурок, шляпа 

   

коса 

бритва 

трава     

сено, волосы, острая, сталь, инструмент 

   

нога 

рука  

сапог 

галоши, кулак, перчатка, палец, кисть 

   

вода 

пища  

жажда 

пить, голод, хлеб, рот, еда 

   

16. Исключение 4-го лишнего. Выделение существенных признаков.

Предлагаются группы слов, три из которых объединены существенным признаком, а четвертое слово оказывается лишним, не подходящим по смыслу.

Например, грузовик, электричка, автобус, трамвай. «Грузовик» — лишнее слово, так как электричка, автобус, трамвай — пассажирский транспорт; яблоко, черника, груша, слива лишнее слово — черника, так как яблоко, груша, слива — фрукты и т. д.

17. Последовательные картинки.

Предъявляется в беспорядке определенное количество изображений, которые имеют логическую последовательность. Изображения могут быть взяты из карикатур. Задача испытуемого — определить имеющуюся логическую последовательность.

18. Переструктурирование слова.

Из букв данного слова составить как можно больше новых слов. В новом слове каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном слове. Например, из слова «перелесок» получаются слова: перекос, песок, сок, село, кресло, склеп, плеск и т. д.

19. Дедукция.

Предлагаются мыслительные задачи такого типа:

Иван моложе Сергея.

Иван старше Олега.

Кто старше: Сергей или Олег.

20. Обобщения.

а) назвать одним словом предметы:

например, вилка, ложка, нож — это…

дождь, снег, мороз — это…

рука, нога, голова — это… и т. д.;

б) конкретизировать обобщающее понятие:

фрукты — это…; транспорт — это…

21. Продолжить ряд цифр.

Задается ряд с определенной последовательностью цифр. Участники должны понять закономерность построения ряда и продолжить его. Например, 1, 3, 5, 7… 1, 4, 7… 20, 16, 20… 1, 3, 9…

Игра «СОЧИНИМ РАССКАЗ» (2 варианта)

Каждому ребенку дается лист бумаги и ручка. Детям нужно в течение 10—12 минут написать одно сложное предложение, которое состояло бы допустим из 20, 30 слов и начиналось бы:

«Когда я прихожу из школы…»

Рекомендации: количество слов в предложении определяется руководителем в зависимости от возраста детей. После того как время истекает, каждый из детей заканчивает свое предложение. Выигрывают те дети, которым удалось составить предложение из нужного количества слов и связать слова в предложении по смыслу. Затем игру можно провести в устном варианте. Когда один из ребят начинает рассказывать свою историю, потом его продолжает ведущий, а затем другие дети. Дети при этом варианте садятся в круг, и рассказ начинается по часовой стрелке. Ведущий произносит первое предложение: «Маша пошла в школу». По часовой стрелке второй ребенок называет свое предложение, продолжая тему ведущего, и т. д. В итоге должен получиться общий коллективный рассказ про то, как Маша пошла в школу.

Рекомендации: во время первой игры можно детям помогать продолжить предложение своего соседа, если видите, что ребенок не знает, что нужно сказать. В последующих играх дети сами должны суметь составить предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Игры для развития умения давать определения

 

Первое условие — обучающий сам должен уметь давать определения или знать способы и хотеть ими овладеть, пусть совместно с детьми.

Игра 1

Покажите детям какой-нибудь предмет и скажите: «Вы прибыли на маленький остров в Тихом океане. Жители острова не знают смысла этого слова. Объясните этим людям, что это такое».

А можно просто попросить детей дать определения всеми указанными способами каких-то слов, понятий или процессов.

— Что такое тыква, труба, телевизор, ножницы, электричество…

— Кто такие бронтозавр, жираф, кролик…

Ответы надо записать или запомнить, потом раскрыть Толковый словарь русского языка и прочитать данные там определения этих слов. Разберитесь, в чем ошибка ребенка, но не будьте излишне строги к детям за их определения.

Вы сделаете ребенку бесценный подарок на всю жизнь, если научите его пользоваться словарями и справочниками.

На ближайшей к рабочему столу ребенка книжной полке, так, чтобы ребенок мог достать до нее не вставая, должны лежать как минимум два словаря: орфографический и толковый. А еще лучше, если там будут стоять: Большой энциклопедический словарь и Детская энциклопедия.

Не случайно говорят: «Словари знают всё».

Хвалите детей за то, что они сами замечают и не «проходят мимо» незнакомых слов и роются в словарях.

 

Игра 2

Это игра, обратная предыдущей. Если функция прямой игры — давать определения, то обратная функция — загадывать загадки.

Берете толковый словарь, просите ребенка назвать какую-нибудь страницу и строку, читаете только определение и спрашиваете: «Что это такое?» Загадка готова.

Можно попросить ребенка зашифровать свою загадку цифрами. Например, «416-2-10». На 416-й странице, во 2-й колонке, на 10-й сверху строчке дается определение: «Часть суши, окруженная водой». Что это такое?

Можно, конечно, и просто дать определение, но тогда пропадет аромат игры, неизвестность. Если выбор слова по шифровке окажется неудачным, возьмите ближайшее, более удачное определение.

Будет замечательно, если эти две игры станут одними из любимых. Объясните, что эти игры увеличивают словарный запас, учат правильно пользоваться словами и давать точные определения. Скажите детям, что культуру человека можно определить по количеству разных слов, которое он использует. Обычно это несколько тысяч, но есть люди, которые используют за день всего несколько сотен разных слов.

А всего в русском языке около четверти миллиона (!) слов.

 

 

 

Игра 3

На столе раскладывают много картинок с изображением животных, растений или неживых предметов, хорошо известных детям, «рубашкой» вверх. Ребенок наугад выбирает картинку, рассматривает ее и дает определение любым способом, например, перечисляя признаки (нос до земли, толстенные ноги…) или всеми способами, которые он усвоил.

Перечисление признаков можно начинать с внешних отличительных — форма, величина, цвет, затем — вес, запах, материал и, наконец, — применение и назначение. Признаки перечисляют до тех пор, пока другие дети не угадают объект.

Как убедиться в том, что ребенок понял значение слова?

— Попросить дать определение.

— Попросить составить предложение с этим словом.

— Попросить повторить определение через несколько дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Игры в антонимы

 

Наоборот — это с противоположной стороны, это противоположное утверждение, противоположность. Надо заметить, что «наоборот» не обязательно «против». Антонимы — это слова с противоположными значениями (бедный — богатый, горячо—холодно).

Что может быть наоборот? По каким признакам наоборот?

• По свойствам (мягкое — твердое).

• По размерам (большой — маленький).

• По функции: функция — антифункция, действие — антидействие (зажечь — погасить).

• По носителю функции и антифункции: система — антисистема (мел — тряпка, лампа — штора, якорь — паруса).

• По характеру, по чувствам (грустный — радостный).

В результате упражнений «наоборот» ребенок должен понять, что любое слово, любое понятие, любое свойство имеет хотя бы одно противоположное значение. Эти упражнения позволят приучить детей относиться к противоположностям, а потом и к противоречиям спокойно, не бояться их. Теперь рассмотрим игры подробнее.

Упражнение 1. Назови противоположное свойство.

Методика. Ребенку называют какое-либо свойство (первую часть пары антонима) и просят назвать противоположное свойство (вторую, противоположную часть антонима). Легкий — ? Узкий — ? Чистый — ? Прямой — ? Мокрый — ? Простой — ? Острый — ? Пустой — ? Сладкий — ? Толстый — ? Тупой — ? Круглый — ?..

Иначе эту интеллектуальную игру можно назвать «Свойство — антисвойство».

Упражнение 2. Назови предметы с противоположными свойствами.

Методика. Разложить на столе много предметов или картинок с изображением разных предметов и попросить ребенка найти предметы с противоположными свойствами.

Сначала помогите малышу подсказками: «Найди предметы противоположные по цвету» (белый снег — черная земля, чайка — грач). «Найди противоположные по весу» (легкое перышко — тяжелый трактор, муха — слон). «Найди противоположное по форме» (арбуз — кубик — звезда). По агрегатному состоянию, по твердости, по вкусу и так далее…

Потом предложите ребенку найти предметы с противоположными свойствами самостоятельно.

Упражнение 3. Назови противоположную функцию (функция — антифункция).

Ребенку называют какую-нибудь функцию или действие, а он должен назвать антифункцию.

Создать — ? Усийить — ? Увеличить — ? Обогащать — ? Удалять — ? Нагревать — ? Согнуть — ? Открыть — ? Налить — ? Поднять — ?

Упражнение 4. Назови предметы, выполняющие противоположные функции.

Это очень сложная игра даже для взрослых, но зато очень интересная, остроумная и полезная. Назовите систему и антисистему. Например: Ножницы — клей. Кран — раковина. Холодильник — ? Душ — ? Цемент — ? Сеялка — ? Кисточка — ? Колыбельная песня — ? Спички — ? Охотник — ?

Попросите ребенка назвать функцию и антифункцию названных выше предметов. (Разрезает — склеивает. Вливает воду — выливает воду.)

Упражнение 5. Совмести предметы по антифункциям.

Эта игра отличается от предыдущей тем, что на столе раскладываются заранее подобранные предметы (картинки), предназначенные для выполнения противоположных функций. Например, на стол кладут: карандаш, резинку, иголку с ниткой, ножницы, рукавички, веер… Надо взять предметы, составляющие пару система — антисистема.

Упражнение 6. Кто больше придумает антонимов самостоятельно?

Сначала предложите детям назвать побольше слов с любыми, но противоположными значениями — антонимы по любым признакам, по любым критериям. Потом предложите детям назвать признак, по которому составлен придуманный антоним (объяснить, по какому признаку различие). Например: высоко — низко (по положению над чем-то); стоять — бегать (по функции); горячее — холодное (по температуре).

Можно предложить играющим назвать первую часть антонима и много вторых частей. Например: круглый — угловатый, треугольный, многогранный, бочкообразный…

Потом назовите признак и попросите детей по этому признаку подобрать антонимы. Например, антонимы по характеру:

смелый — трусливый, восторженный — равнодушный, добрый — злой, спокойный — нервный.

Упражнение 7. Назови предметы по заданному антониму.

Называют антоним. Например: горячее —холодное. Ребенку предлагают назвать как можно больше предметов, имеющих оба указанных в антониме свойства: например, горящая свеча (пламя — парафин), самовар (огонь — ручки), газовая плита (огонь — корпус), сигарета (тлеющий кончик — мундштук)… 1) Твердое — жидкое; 2) быстро — медленно; 3) длинное — короткое.

Упражнение 8. Назови антонимы по заданному предмету.

Эта игра обратная предыдущей. Называется предмет. Например, часы. Ребенка просят назвать как можно больше частей этого предмета с противоположными свойствами, или выполняющих противоположные функции, или находящихся в противоположных состояниях, в том числе и агрегатных.

Итак, что в часах противоположного?

Подвижное — неподвижное. Подвижное: стрелки, маятник, шестеренки. Неподвижное: корпус, циферблат. Прозрачное — не прозрачное. Часовое стекло — все остальные части. Круглое — не круглое, гладкое — ребристое и т. д.

В рассмотренном случае противоположные свойства не являются противоречиями.

Упражнение 9. Герои сказок.

Предложите детям назвать героев сказок с противоположными характерами. Попросите назвать эти характеры. Например: Волк — Красная Шапочка. Колобок — Лисица. Заяц — Волк. Золушка — Мачеха. Руслан — Фарлаф

 

 

 

5. Правила проведения игровых занятий

 

 

Эта программа разработана для младших школьников.

Цель программы: преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитие творческого потенциала каждого ребенка.

Группа должна состоять из 7 – 8 человек – как девочки, так и мальчики. Цикл по 40 – 45 минут каждое. Для достижения обстановки психологической безопасности занятия лучше проводить в круге. Однако, если условия не позволяют, то можно заниматься и за партами, достигая атмосферы психологической безопасности. Многие игры проводятся в форме соревнования, но и в этом случае важно сравнить с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Ведущий может постепенно включать детей в проведение той или иной игры, упражнения. Тем самым предоставляется возможность передать детям ответственность за занятия. Кроме того, роль «главного» в какой-либо игре послужит хорошим тренингом для застенчивых детей.

Каждая игра, упражнение предлагается детям вначале в максимально простом варианте. Предполагается постепенное усложнение.

Хорошо, если занятие будет представлено в виде блока игр, способствующих развитию произвольного внимания, памяти, мышления, воображения и коммуникативных навыков. Часто один и тот же игровой прием позитивно влияет на развитие различных психических функций, поэтому неизбежно перекрывание блоков.

Каждое занятие организовано по традиционной схеме:

ритуал приветствия;

рефлексия;

основная часть;

рефлексия;

ритуал прощания.

Начинать занятие можно куплетом песни по настроению детей, или общим рукопожатием с пожеланиями всем здоровья и добра.

1 Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что, в свою очередь, чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом. Первый вариант, конечно, предпочтительнее, но в практике работы с первоклассниками чаще реализуется второй. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого — неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети. Желательно, чтобы в ходе развития группы контроль над исполнением ритуала перешел к членам самой детской группы.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса. Как уже говорилось выше, приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов, и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнении должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом фактора утомления детей). Их должно быть немного, 2—4 игры, при этом часть из них были разучены на прошлом занятии. Начинать и заканчивать эту часть занятия хорошо одной из любимых игр детей, созвучной с темой текущей встречи.

Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия прошлого занятия предполагает, что дети вспоминают, чем они занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали. Психолог предлагает вспомнить, с кем они обсуждали эти упражнения после встречи, показывали ли другим людям и что из этого получилось, объясняет, как это могло помочь им в учебе или общении вне занятий. Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или при помощи взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Заключение

 

Совокупный материал позволяет достаточно уверенно утверждать, что особенности мышления каждого ребенка не являются застывшими раз и навсегда данными, а подвержены прогрессивным изменениям при определенных условиях его обучения и индивидуальном к нему отношении. Обеспечение таких условий выступает важной задачей учителя, психолога, родителей.

Понятно, что в первую очередь помощь в умственном развитии следует оказывать тем детям, у которых обобщающая межличностная деятельность при решении задач встречается редко. Для такой помощи целесообразно использовать нестандартные, неучебные, занимательные задачи, к которым, (в отличие от задач на учебном материале) у ребенка еще не сложилось отрицательное отношение. Если развивающие занятия организовать так, чтобы даже самый слабый ученик смог справиться с одной– двумя задачами и тем самым понял, что при определенном вполне доступном ему умственном усилии он получает верный ответ, то эти занятия станут интересны и привлекательные именно для тех детей, которым это наиболее необходимо.

Разнообразие видов задач (игр), не случайно. Это нужно, чтобы особенности мышления детей можно было характеризовать более полно, конкретно и точно, поскольку, как показывает практика и подтверждают исследования, разные задачи (игры) дети познают с разной успешностью. Вместе с тем, это позволяет узнать особенности мышления ребенка с разных сторон, действовать более осторожно, осмотрительно и правильно.

Тогда (педагог, психолог, родитель) сможет укрепить позитивные представления ребенка о своих возможностях, расширить круг успешно решаемых задач, способствовать совершенствованию его мыслительной деятельности.

Только опираясь на уверенность ребенка в своих силах, имеет смысл ставить перед ним цели, связанные с преодолением трудностей.

Наша общая задача – помочь всем детям в умственном развитии, в повышении интеллектуальных способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Битянова Н.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Б.И., Васильева Н.Л, Работа психолога в начальной школе. М., 1998.
  2. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление. М. 2002.
  3. Овчинникова А.П. Личность и мышление ребенка. М., 2002
  4. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. М., 2002.
  5. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М., 1985.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->