История педагогики

В центре истории образования и педагогической мысли (истории педагогики) находится воспитывающийся человек, во имя которого выстроена динамичная панорама педагогических идей и теорий, написаны многочисленные трактаты. Миссия истории образования и педагогической мысли значительна и уникальна. Ее предмет состоит в интеграции достижений гражданской истории и научной педагогики, в изучении многовековой дороги мировой педагогической мысли и практики. На извилистом и драматичном пути, происходило постепенное превращение , педагогики из суммы эмпирических суждений в науку. Человечество нередко утрачивало позитивные педагогические идеи, которые позже возрождались в ином виде.

Погружение в знание развития воспитания и образования формирует общую мировоззренческую и педагогическую культуру человека. Обращение к истории школы и педагогических учений позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества и педагогики. Возникают систематические представления о том, каковы педагогические ответы на вызовы времени, как воспитание и обучение закрепляют приобретаемые культурные ценности. Формируются убеждения, что педагогика всегда была заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции.

История педагогики позволяет осваивать современную науку о воспитании и образовании, высвечивает истоки мирового педагогического процесса, ведет к духовным сокровищам, которые хранит человечество и которые порой оказываются невостребованными при воспитании новых поколений.

Возникнув на заре человечества, педагогика все более обретала внутренний динамизм. Подобная имманентность ярко проявлялась в постоянном сосуществовании в педагогике традиционного и нового, подвижки которых, прежде всего переход нового в традиционное, рождение нового и отмирание старого, определяли в значительной степени историческое движение педагогики.

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЗА РУБЕЖОМ

 

Воспитание как особый вид человеческой деятельности появилось в первобытном обществе около 40 тыс. лет назад. Его целями был и подготовка ребенка к удовлетворению практических потребностей и овладение им навыками охоты, ловили рыбы, изготовления оружия и т.п. При этом происходило усвоение ребенком определенного взгляда на мир, а также овладение необходимыми навыками общения. Так человек приспосабливался к окружающей его материальной и общественной жизни путем подражания и собственной активности. По мере того как развивался человек и общество в целом, постепенно изменялось и воспитание.

Из необходимости сохранения и передачи знаний, практического их использования появился специальной социальный институт –школа. Она возникает за несколько тысячелетий до нашей эры в странах Древнего востока благодаря изобретению различных видов письменности– шумерского, китайского, египетского письма. Пятое тысячелетие до н.э. считается началом истории школы.

В Сирии, Ассирии, Палестине, Египте, Китае и Индии в городах, при общинах, храмах стали создаваться школы. В Древней Индии возникли лесные школы, где вокруг гуру (учителя) собиралась группа учеников. В Древнем Китае школы вначале возникали в жилищах для престарелых, бравшихся за обучение молодежи.

Как правило, в школах обучались дети из свободных и состоятельных семей. Но возникла потребность и в грамоте для юношества незнатного происхождения – для ведения канцелярской работы; для них также создавались школы (например, школы писцов в Древнем Египте).

Первые начальные школы возникли в Древней Греции в VII – IV в.в. до н.э.. Древняя Греция состояла из небольших городов-государств – полисов, с культурой которых связано развитие воспитания, школы, педагогической мысли. Наиболее влиятельными государствами были Лакония с главным городом Спартом и Аттика во главе с Афинами. В них определялись различные педагогические системы: спартанская и афинская. Спарта ( VII – III в.в.) в силу своего местоположения находилась в политической изоляцией от других греческих государств. Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, челны военной общины. Так обучение велось непрерывно с 70 до 30 лет, то обучению в начальной школе подлежали мальчики с 7 до 15 лет. В основном упор делался на физическое воспитание, а грамоте и чтению учили в минимальном объеме. В 14 лет каждый спартанец проходил через агон – публичную порку, в которой воспитанники соревновались в терпении и выносливости. Обучение девочек был не менее строгим. Воспитание девочек преследовало цель подготовки здоровых и неприхотливых женщин, способных воспроизвести потомство.

Афинское воспитание преследовало иные цели: Более всего мы стремимся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом, ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство… «(Лукиан).

В Афинах мальчики с 8 по 13 лет обучались в платных мусических начальных школах, которые давали литературное и музыкальное образование.

В VI – VII в.в. вместо исчезнувших античных школ стали появляться школы, создаваемые церковью, своеобразные островки знания в мире невежества. Они готовили служителей культа и обучали мирян. Это были монастырские, соборные и приходские школы. Но нельзя говорить о существовании начальной школы в данный период времени, так как в школах обучались только мальчики, юноши и взрослые мужчины, не было ни определенных сроков, ни деления на ступени.

В XIII – XV в.в самим населением, а также городскими властями стали создаваться школы цеховые (для детей ремесленников), гильдейские (для детей купцов), объединившиеся впоследствии в городские. Обучение в первых двух шло на родном языке, в городских – еще и на латинском. Кроме чтения письма, счета, давались знания профессионального характера. Появились подобные учебные заведения и для девочек. Особняком стояло рыцарское воспитание детей светских феодалов. Обучение в первых двух шло на родном языке, в городских – еще и на латинском. Кроме чтения, письма, счета, давались знания профессионального характера. Появились подобные учебные заведения и для девочек. Особняком стояло рыцарское воспитание детей светских феодалов. Его содержанием было семь рыцарских добродетелей: езда верхом, плавание, владение копьем и мечом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать стихи и петь в честь дамы сердца. Презиралась книжная образованность. Если до 7 лет мальчик жил в своей семье, то с 7 до 14 – при дворе сюзерена, выполняя обязанности пажа при супруге сюзерена и его придворных.

Школьное дело в XVIII и даже в начале XIX столетия сохраняло черты Средневековья не только во Франции. В европейских странах школы были убогими и калеками от своего назначения. Школы для народа обычно не имели специальных зданий, а помещались на дому у учителя или в мастерской ремесленника, который совмещал учительство и ремесло. Только чтению ученики учились несколько лет. В школьном образовании преобладали догматические методы.

К концу XIX в.в зарубежных странах обостряется внимание общества и государства к проблемам школьного образования. Образ школы сложился исторически и, несмотря на специфику его развития в разных странах, он сохранялся веками. Индийскую школы браминов, храмовые школы египтян, ассирийцев, философские школы Афин, риторические школы римлян, европейские церковные школы Средневековья и латинские школы XVIII в., созданные на основе церковных, роднит одно – все это школы книжного, словесного обучения. Такой школа оставалась повсеместно и в начале в XIX в.

С середины до конца XIX в. во всех европейских странах и в США было объявлено об обязательном обучении всех детей от 6 до 14 лет в объеме начальной школы (4 – 6 лет). Создаются государственные школы, часто бесплатные. Однако внутренняя сущность школы остается неизменной. Школа словесного, книжного обучения времен Средневековья была жива и в Новое время. В школе господствовало засилье схоластики, догматизма, формализма, зубрежки, личность ученика полностью подавлялась. В школе происходило противоестественное, пассивное книжное обучение с огромным количеством учебного материал и неподвижном сидении, школа, которая душит свободную деятельностью, ведет к нарушениям физического и психического развития ученика, оказывает пагубное влияние на душу и тело.

В последней четверти XIX в. начался процесс кардинальной перестройки школы, проходивший на протяжении всего ХХ в. Эти изменения были обоснованы прежде всего новыми теориями обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РОССИИ

 

Вся история развития отечественного образования может быть представлена тремя периодами:

I период – с Х до XVIII в. – церковно-религиозная педагогика.

II период – с XVIII до второй половины XIX в. – государственная педагогика.

III период – со второй половины XIX до 1917 г. – общественная педагогика.

Церковная педагогика характеризуется преобладанием церкви и ее мировоззрения в народном образовании.

Период государственной педагогики отличается тем, что дело народного образования взяло в свои руки государство, оттеснив церковь.

В начале XIII в. в Древней Руси школы возникали при монастырях, церквах, у епископов. В России чаще всего строил школы приход, это были общинные, приходские школы. В них учились немногому – читать и писать (чтению священных книг, заучиванию их наизусть). В Великороссии школы обычно были семейными и ютились в домах учителей. Первоначально обучение в них мало чем отличалось от обучения у мастеров грамоты и дьячков. Лишь с XVII в. школы начали расширяться и усложнять учебный курс и совершенствовать приемы обучения. Так, только в XVII в. начали появляться буквари с приемами звукового способа произношения, за буквами следовали слоги.

Вопрос о хорошо организованной школе рано или поздно должен был возникнуть на Руси. С этим вопросом первая встретилась юго-западная Русь, которая, войдя в состав Литовского государства, в 1386 г. соединившегося с Польшей, встала лицом к лицу с западной культурой и школой. Пришлось подумать о просвещении, хороших, благоустроенных школах. За дело взялись западные православные братства. Школы должны были служить интересам православной веры и церкви, поэтому в них основательно изучались церковный устав, церковное чтение, пение, Священное Писание, учение о добродетелях и о праздниках. Все обучение велось в строгом православном духе, а догматы веры служили основным предметом изучения, составляли основу всего учебного курса.

В братских школах дети делились на три группы:

1) на обучающихся распознавать буквы и складывать. Данную группу вероятно можно отнести к начальной школе;

2) на читающихся и выучивающих наизусть разные уроки;

3) на умеющих объяснить прочитанное, рассуждать и понимать.

В начале XVIII в.в. были открыты: Навигацкая и Артиллерийская (пушкарская) школы ( 1701), Медицинская школа ( 1707), Инженерная школа (1712), Горные школы (1719, 1721 г.г.), нарнизонные, архиерейские школы, школа подьячих, разноязычные школы. Так как в эти школы принимали только грамотных людей, каковых были в России в то время немного, для начального обучения при школе математических и навигацких наук были созданы подготовительные классы – «русская школа», где учили читать и писать, и «цифирная школа», где обучали счету и началам арифметики.

Дети крепостных не принимались.

В 1714 году были попытки создания цифирных школ – общеобразовательной, и общедоступной, в которую зачислялись, как и другие школы того времени, дети всех сословий, кроме крепостных крестьян. В 1718 году были открыто 42 школы; учили грамоте, письму, арифметике, элементам алгебры и тригонометрии. Но открытие школ осуществлялось с трудом, а после смерти Петра 1 они сошли на нет. Цифирные школы были преобразованы в гарнизонные ( 1744).

Самое начало XIX в. охарактеризовалось либеральными начинаниями в области просвещения. В 1804 г. были опубликованы «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам». В соответствии с ними вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями. В основу системы были положены три принципа: бесплатность; бессословность (кроме крепостных крестьян); преемственность учебных заведений. Система народного образования, подчиненная министерству, включала в себя:

  1. приходские училища –1 год обучения;
  2. уездные училища – 2 года;
  3. гимназии в губерниях – 4 года;
  4. университеты.

Таким образом, к начальной школе относились приходские училища, которые могли открываться в губернских, уездных городах и в селении при каждом церковном приходе. Они также имели две цели: готовить к обучению к обучению в уездном училище и давать детям общеобразовательные знания (могли учиться и мальчики, и девочки). Предметы обучения: Закон Божий и нравоучения, чтение, письмо, первые действия арифметики). Содержание приходских училищ было либо уделом самих крестьян (казенные крестьяне), либо – помещиков и церкви. Государственная казна средств на них не предусматривала.

В конце XIX в. были приняты новые устав: 1871 г. – гимназий и прогимназий; 1872 г. – реальных училищ; 1874 г. – новое положение о начальных народных училищах; 1884 г. – университетский устав, правила о церковно-приходских школах.

В развитии народной начальной школы было заинтересовано все общество, что выразилось в большом общественном движении. За открытие народных школ принялись с энтузиазмом земства, общественные организации, частные лица.

В 1902 г. был принят учебный план церковно-приходской школы: Закон Божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати и письмо; начала арифметики. На чисто религиозные предметы отводилось 46% времени, но и все остальное содержание обучения было пронизано религией, так как учителями были священнослужители.

Известный педагог Н.В. Чехов выделял такие типы начальных школ в России. Только одноклассных и двухклассных начальных училищ было 17 типов: казанные, при фабриках и заводах, при станциях железных дорог, содержащиеся на средства городских управлений или сельскими обществами, русско-инородческие и т.п. Сроки обучения : для одноклассных – 3– 4 года, двухклассных – 5– 6 лет. Все эти типы школ часто отличались друг от друга и по задачам, и по материальному положению, и управлению. Управление ими осуществляли как ведомства, так и Министерство народного просвещения.

Среди школ церковного ведомства было несколько типов школ: одноклассные, двухклассные, второклассные и школы грамоты. В числе церковно-приходских школ были школы фабрично-заводские и железнодорожные.

Кроме церковного ведомства, начальные школы имелись в ведении Военного министерства, Министерства двора и т.д.

С 60-х гг. постепенно в области начального образования обстановка изменяется. Появляются новые типы школ, преобразуются существующие, устанавливается контроль за ними, назначаются лица, обязанные заниматься народной школой.

В 1870-х гг. появились так называемые образцовые министерские начальные школы, одноклассные (3 года обучения) и двухклассные (5 лет обучения) с продолжительностью учебного года не менее 6 месяцев. Министерством на содержание этих училищ выделялись ничтожные суммы. Обязательными предметами преподавания в начальных школах являлись — в одноклассных училищах: Закон Божий, церковно-славянская грамота, русский язык с чистописанием, арифметикой. В двухклассных добавлялись история, география, естествоведение, церковное пение, черчение. Иногда могли вводиться дополнительные занятия по гимнастике и ремеслам и мастерству для мальчиков и рукоделию для девочек.

Основным типом начальной школы в городах было городское училище (по положению 1872 г.). Вначале городские училища были одноклассными и многоклассными (до 6 классов) с шестилетним курсом обучения. Большинство из лих являли трехклассные (6 лет обучения) городские училища. В наиболее распространенном типе городских училищ — трехклассном — было три учителя на 6 отделений, в четырехклассном — 4, в пятиклассном — 5 (на те же 6 отделений).

Впоследствии городские училища стали преобразовываться, в высшие начальные училища, В них предусматривался четырехгодичный курс обучения на базе одноклассного начального училища.

Особую группу начальных училищ составляли учебные заведения, действовавшие в казачьих войсках. Их создавало казачество на свои средства. Из одиннадцати казачьих войск наиболее успешно образование было организовано в Оренбургском казачьем войске. Здесь было установлено обязательное обучение грамоте всех детей (мальчиков 8—14 лет и девочек 9—15 лет). Курс обучения в войсковых начальных школах 5—6 лет. Изучались Закон Божий, чтение, письмо, 4 действия арифметики, гимнастика, церковное пение, фронтовое обучение мальчиков. В начале XX в. программа была расширена и приближалась к программам прогимназий и высших начальных училищ.

В ведении Министерства народного просвещения также находились частные школы. Они делились на 3 разряда: первый (высший),— шестиклассные, второй — трехклассные, третий — одноклассные и двухклассные училища. Учебные планы и программы таких школ утверждались попечителями учебных округов. Выбор же учебных предметов предоставлялся учредителям школ. В числе обязательных учебных предметов были Закон Божий и русский язык. Там, где преподавались история и география, обязательным являлось преподавание русской истории и географии.

Учебные заведения Святейшего Синода — церковно-приходские школы и школы грамоты. Они тоже были одноклассными и двухклассными, последние встречались крайне редко. В одноклассных школах курс обучения составлял 3, в двухклассных — 4 года; в школах грамоты — 2 года. Право открытия церковно-приходских школ имели приходские священники с разрешения архиерея. Согласно, «Положению о церковных школах ведомства православного исповедания» (принятого в 1902 г.), целью этих было распространение в народе образования в духе православной и церкви.

В церковно-приходских школах преподавались: Закон Божий (изучение молитв, Священной истории, объяснение богослужения, краткий катехизис), церковное пение, чтение книг церковной и гражданской печати письмо, начальные арифметические сведения; Учителями церковно-приходских школ являлись местные священники и другие члены причта, же специально назначенные учителя. Предпочтение при этом отдать тем учителям, которые получили образование в духовных учебных учреждениях и женских епархиальных училищах.

По уровню общеобразовательной подготовки учащихся, оснащению фобиями, школьным оборудованием церковные школы значительно уступали земским. Наиболее низким был уровень в школах грамоты.

Главное внимание в церковно-приходских училищах уделялось выучиванию молитв и религиозных песнопений, заучиванию церковных книг и Богослужения. Тем же самым заучиванием наизусть и списыванием текст с этих книг занимались на уроках русского языка.

В 1905 г. в России всего было 92,5 тыс. народных училищ. Из них: церковного ведомства — 46,51, учащихся от общего числа — министерских — 52%, учащихся — 63%.

Земские школы относились к числу министерских школ и официально именовались так: «начальные народные училища в губерниях, на которые распространяется действие Положения о земских учреждениях». Среди населения они пользовались большей популярностью, чем другие начальные школы, и заслуживают особого рассмотрения.

В 1897 г. Министерством народного просвещения были утверждены Примерные программы предметов, преподаваемых в начальных народных училищах». Главной задачей всех народных школ было провозглашено религиозное воспитание детей. Документ предусматривал при выборе преподавателя народной школы Министерства народного просвещения (1897).

В конце 1917 г. была организована Государственная комиссия по просвещению, выполнявшая функции прежнего министерства просвещения. Она занималась сломом имевшейся школьной системы и созданием новой. В 1917—1918 гг. было обнародовано около 30 правительственных декретов, на основании которых: упразднялись все имевшиеся к тому времени типы учебно-воспитательных заведений, изменялась система школ; школа отделялась от церкви, церковные школы упразднялись и запрещалось преподавание религии; отменялись сословные, религиозные, национальные и другие ограничения в получении образования и провозглашалось право всех граждан на образование; предоставлялось всем народам России право на создание национальной школы с преподаванием на родном языке; вводилось совместное обучение мальчиков и девочек; создавалась государственная система дошкольного образования (впервые); общее руководство школьным делом переходило в ведение Государственной комиссии по просвещению, она обязана была созывать Всероссийские съезды по просвещению, непосредственное руководство просвещением передавалось Народному комиссариату по просвещению (Наркомпрос), а на местах — органам советской власти. Провозглашалось, что единая школа — это не единообразная, она руководствуется общими идеями, но общее рассматривается в контексте местных особенностей края.

В первые годы были организованы новые типы обучения и воспитания:

1. Школы по ликвидации безграмотности (ликбезы) — с 1919 г. Для обучения родному языку всего безграмотного населения от 8 до 50 лет. На время обучения рабочий день для трудящихся сокращался на 2 часа с сохранением заработной платы. Создавались пункты ликбеза обычно при школах, велись занятия и в крестьянских избах. Сотни тысяч учителей, служащих, студентов, школьников обучали неграмотных.

2. Детские сады и ясли — государственные (до 1917 г. имелись так называемые народные сады, которые существовали на общественные средства и были платными).

3. Рабочие факультеты — рабфаки (с 1919 г.) в течение 4 лет давали юношам и девушкам из рабочих и крестьянских семей среднее образование и готовили их для поступления в вузы.

4. Детские дома для беспризорных (число таких детей было огромным). Имевшиеся ранее высшие учебные заведения стали государственными, доступными и для женщин, обучение в них — бесплатным.

Школьная система (с 1922 г.) имела следующие звенья.

Школа-девятилетка, состояла из двух концентров: единой трудовой школы I ступени и единой трудовой школы II ступени. Школа I ступени была организационно самостоятельной. Промежуточным типом массовой общеобразовательной школы являлась семилетняя школа.

На базе четырехлетней школы I ступени (начальной) в сельской местности открывались школы крестьянской молодежи — ШКМ (1923—1934) с агроиндустриальным уклоном, в которых ставилась задача соединения общею образования (в объеме семилетки) с изучением сельского хозяйства применительно к данной местности. В городах — фабрично-заводская семилетка — ФЗС (1925—1934) была призвана давать общее и политехническое образование; создавались такие школы при каком-либо предприятии. После ШКМ и ФЗС можно было продолжить обучение в 8 классе девятилетней школы и в профессиональных учебных заведениях.

Школы фабрично-заводского ученичества — ФЗУ — открылись в 1920 г. при участии комсомола; они организовывались на базе начальной школы. В течение 3—4 лет обучения ФЗУ подготавливали квалифицированных рабочих.

Были созданы экспериментальные учебно-воспитательные заведения, в которых теоретическим и опытным путем разрабатывались вопросы содержания, организации, методики учебно-воспитательного процесса в школе, детском саду и внешкольных учреждениях: опытные станции по народному образованию (1919—1936), школы-коммуны (1918 — конец 30-х гг.) и др. Опытные станции имели в своем составе целый комплекс заведений: детские сады, школы I и II ступеней, внешкольные учреждения и т.п. Школы-коммуны обычно располагались в, бывших помещичьих усадьбах, имели интернат, часто включали детский сад; к концу 20-х гг. их было уже около 400.

Большие возможности развития открывались перед национальной школой (в стране насчитывалось более 100 народностей и национальностей); 40 национальностей и этнических групп не имели даже своей письменности; в 20-х гг. для них были созданы национальные алфавиты, стали издаваться книги на родном языке учащихся. Преподавание на родном языке осуществлялось в бесплатных государственных школах, что привлекало учащихся и их родителей.

Итак, школьная система 20-х гг. выглядела следующим образом; девятилетняя школа с двумя ступенями;

семилетняя основная школа, первой ступенью которой являлась начальная школа. Разновидности семилетки; ШКМ, ФЗС, ФЗУ; средние профессиональные учебные заведения; вузы.

Все учебные заведения были взаимосвязаны преемственно.

Программа для I ступени (начальной школы) выглядела так:

  1. Прежде всего школа должна пробудить в ребенке пытливый, активный интерес к окружающему, интерес исследователя к явлениям и фактам.
  2. Научить ребенка искать ответы в книжке, в науке на возникающие
    у него вопросы, убедить его в том, что он может узнать из книжки, до чего
    додумалось человечество в тех или иных вопросах.

    3. Развить в детях привычку жить, учиться и работать коллективно — это определяет характер организации школьной жизни, детское самоуправление, детскую взаимопомощь и пр.

    В 1936 г. была запрещена педология, а вместе с ней и применение различных тестов и исследований детей.

    Главной задачей школы стало вооружение учащихся знаниями и разбитие учебных навыков. В школе было восстановлено словесное обучение, что всегда вызывало критику прогрессивно мыслящих педагогов еще до 1917 г. Постепенно сошло на нет трудовое воспитание, прервалась связь обучения с жизнью. Начался возврат к официальной педагогике XIX в.

    С середины 30-х до 90-х гг. школа являлась единообразной, в ней по каждому предмету имелся один учебник, учитель должен был выполнять единые методические указания, – продиктованные сверху, при определении методов и приемов работы. Никаких отступлений от программы, учебника, методических рекомендаций не допускалось.

    Задаче воспитания детей в коммунистическом духе была посвящена
    учебная и внеурочная комсомольская и пионерская работа (с 30-х гг. детские организации были при школе и находились под контролем педагогов). Идеологизированное учебников, разных программ воспитательной работы стала очевидной.    

     

     

    3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

     

    На развитие школы с начала XX в. значительное влияние оказали психолого-педагогические теории, призванные обновить обучение. Традиционная школа с ее схоластикой, словесным обучением, оторванностью от жизни уже не могла удовлетворять новые потребности общества. Школьное обучение, направленное лишь на передачу определенною объема готовых знаний, пассивное их восприятие учениками и механическое воспроизведение учебного материала, вызывало негативную оценку и подвергалось критике постоянно с начала XX в.

    В зарубежных странах велись интенсивные поиски новых форм и методов обучения, направленных на развитие активности, самостоятельности, творчества школьников. «Мы зовем ребенка к постоянному активному сотрудничеству, к развитию его любознательности — такой была позиция экспериментаторов. Школа призвана научить ребенка самостоятельно открывать факты, а не снабжать его фактами. Эти идеи нашли свое воплощение вначале в работе экспериментальных и частных школ.

    Индивидуальное развитие человека зависит от определенных факторов — такие утверждения легли в основу двух теорий: биологизаторскои, признающей приоритет врожденного, и социологизаторской, признающей определяющее значение окружающей среды. Биосоциальная теория механически соединяла обе концепции и утверждала фатальную обусловленность развития этими двумя факторами.

    С начала XX в. широкое распространение получила практика интеллектуального тестирования детей, определения их умственной одаренности и распределения их в связи с этими результатами тестирования в разные типы или классы школ. Утверждалось, что умственная одаренность является обшей и, определяя успех в учении, является врожденной и постоянной в течение всей жизни. С помощью тестов определялся умственный возраст ребенка Содержание тестов на самом же деле выявляло уровень общего развития: словарный запас, умственные умения, которые приобретаются в результате жизни в определенных социальных условиях. Попадая уже в начальной школе в группу «неспособных», а среди них оказывались обычно выходцы из малообеспеченных слоев населения и национальных меньшинств, дети оказывались в неравном положении со «способными», занимались по упрощенным программам, приобретая преимущественно практические навыки. У таких детей оказывались низкими уровень самооценки и притязаний, а учителя, не ожидая от детей продвижения в учении, не стремились к развитию школьников. По результатам тестовых испытаний дети уже в начальной школе разделялись на потоки, занимались по разным программам, и разрыв в знаниях между потоками оказывался значительным.

    А в 11—12 лет, все дети независимо от потока, в котором занимались, представали перед едиными тестовыми испытаниями, и тогда определялось, на какое среднее образование они могут претендовать: академическое, практическое или общее (последнее — наиболее массовое).

    Из всех течений философии наиболее сильное воздействие на педагогику имел прагматизм. С начала XX в. идеи прагматизма, возникшие в США и затем воспринятые европейской педагогикой, получили широкое распространение в теории педагогики и школьной практике.

    Значительное влияние на развитие педагогической теории и практики XX в. оказали идеи М. Монтессори — известного итальянского врача и педагога. Символом ее педагогики стало обращение ребенка: «Помоги мне это сделать самому» — предоставление самым маленьким детям возможности самостоятельных действий. Задача воспитания должна заключаться во всемерном развитии инициативы и самостоятельности ребенка.

    К середине XX в. во всех западных странах имелась обязательная средняя государственная школа. Несмотря на различие типов школ, их своеобразие в каждой стране, имеются и общие черты построения системы образования. Она включает в себя схожие звенья: дошкольное воспитание, начальную, среднюю, специально-профессиональную школы и вузы.

    Дошкольные государственные учреждения: материнские школы (Франция, Чехия), детские сады (ФРГ, Франция, Япония), школы-ясли — 2—7 лет (Великобритания), дошкольные классы при начальной школе (США, Великобритания). Их задачи состоят в физическом, эстетическом воспитании ребенка и подготовке его к школе: развитие устной речи, обучение грамоте; счету.

    Начальная школа. Эта ступень школы являлась образовательной и охватывала детей в возрасте с 5—6 до 16 лет; в разных странах сроки обучения различны: в Великобритании — с 5 до 11 лет, во Франции с 6 до 14—15 лет.

    Начальная («элементарная», «народная») школа имеет, как правило, 2 ступени — младшую и старшую. Первая ступень — четырех-, шестилетняя начальная школа, ее посещали все дети и учились в ней или по единой программе (ФРГ, Франция), или по различным (США, Великобритания). Уже в рамках начальной школы действовал отбор «по способностям», в соответствии с которыми строилась программа обучения.

    Методы преподавания в начальной школе: а) традиционные; б) чаще же использовались комплексный метод и метод проектов, которые призваны активизировать работу учащихся. Школьники овладевали навыками чтения и письма, счета, художественного труда, получали знания по географии и истории своей страны, природоведению, гигиене, занимались музыкой и физкультурой. В число обязательных предметов часто включается изучение религии.

    В возрасте 10—11 лет учащиеся большинства стран проходили через тестовые испытания и определялись во вторую ступень начальной школы. Более «способные» определялись в гимназии (ФРГ) или в дополнительные классы (Франция), где изучали в основном гуманитарные дисциплины. Имелась и неразделяемая начальная школа — шестилетняя (Япония), восьмилетняя (США). После окончания начальной школы подростки определялись в один из типов средней школы.

    Начальная ступень средней школы считалась обязательной и предназначалась для тех, кому предстояло заниматься неквалифицированным трудом {«работать руками»), она была тупиковой, т.е. не давала права поступления в вуз (например, «современные» школы в Великобритании, неполные средние в ФРГ).

    Общеобразовательная школа дополнялась сетью профессиональных, в которых различен срок обучения и набор дисциплин.

    С середины XX в. под влиянием критики теории умственной одаренности и деления учащихся на основе тестовых испытаний школы разных типов западных стран реформировались, что внесло заметные изменения в их работу.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Состояние и характер образования в конце XX в. определялись сложившимися в разных странах экономическими и социальными условиями. В это время произошли значительные позитивные изменения в сфере образования, особенно в развитых странах. Прогресс образования в мире в 70—90 гг. был вызван ускоренным темпом развития научно-технических средств, становлением и развитием высокотехнологического общества, в котором широко используются биотехнологии, все более совершенные компьютеры, микроэлектроника.

    Социальные и экономические преобразования в мире изменили и требования общества к личностным качествам человека. Труд усложняется, становится более разнообразным и интеллектуальным; а человек, имея дело со сложной и изменяющейся техникой и технологическими процессами, нуждается в соответствующих знаниях, в умении обрабатывать информацию и принимать адекватные решения. Возникла необходимость постоянного обновления знаний. Обществом определены основные требования, предъявляемые к трудящемуся человеку: высокий уровень общего развития; критическое мышление, умение принимать самостоятельные решения; желание и умение приобретать новые знания, переучиваться; умение работать в группе, коммуникабельность.В воспитании этих качеств личности первостепенную роль играет школа.

    В 70-х гг. XX в. в развитых странах мира произошло расширение социального спроса на образование. Это обусловлено прежде всего тем, что для больших слоев населения этих стран характерен высокий экономический уровень жизни, а у людей появились и более высокие социальные притязания. Выходцы из среднего класса стали рассматривать образование как средство повышения своего социального статуса, как возможность получения более высокого заработка. Для молодежи из привилегированных слоев общества наличие диплома высокого престижного учебного заведения (Оксфорд, Кембридж в Великобритании, «большие школы» во Франции, «университеты, увитые плющом» в США) по-прежнему помогает получить доступ в элиту общества. Повысилась потребность в получении образования среди женщин (более 50% замужних женщин были заняты в общественном производстве, что и потребовало повышения их образовательного уровня; почти половину студентов вузов в конце XX в. составляли девушки).

    Идея демократизации образования, провозглашаемая в конце XX в. одним из важных принципов образовательной политики, нашла закрепление в новейшем законодательстве об образовании во многих странах, и ее осуществление заключается в предоставлении возможности получения образования всеми, для чего требуется полная преемственность школ, ликвидация тупиковых школ. Задачи повышения качества обучения, укрепления связи образования с жизнью, воспитание учащихся в духе высоких гражданских, нравственных и эстетических ценностей провозглашены как первостепенные, хотя и .далеки от полной реализации.

    В последние десятилетия XX в. происходит процесс интеграции разных стран в сфере образования: создан Комитет, образования государств — членов ЕС и другие органы, которые разрабатывают и рекомендуют желательные направления изменений образования в национальных образовательных системах европейских стран. Ставится задача формирования «национального европейского сознания» молодежи, хотя это стремление встречает сопротивление большинства населения во всех европейских странах, так как национальная идентичность сохраняет очень большое значение.    

    Основную роль в системе организованного воспитания детей и молодежи должна играть школа. Одно из основных направлений совершенствования школьного образования, продиктованное всем ходом цивилизации, — гуманизация процесса обучения. В 1978 г. ЮНЕСКО разработала рекомендации о воспитании детей в духе мира и взаимопонимания.

    Воспитательная функция школы оказалась выполнимой при условии глубокого и всестороннего знания психических особенностей каждого ученика, его способностей, интересов и затруднений. Для решения сложных проблем воспитания детей школы обратились за помощью к психологической службе, и в штате школ появились психологи, социальные педагоги, учителя-терапевты и др.

    Несмотря на большие различия в целях, идеалах, принципах воспитания у различных народов мира, имеется много общих проблем воспитания и выявляется сходство в основных направлениях воспитательной деятельности школ.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     

    1. Анисов М.И. Источники изучения истории педагогики в России. М., 1991.
    2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли.–М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012.
    3. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М., 1994.
    4. Латышина Д.И. История педагогики.–М.: Гардарики, 2010.
    5. Мирнов В.П. Образование в истории цивилизации. М., 1991.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->