СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Социология может и должна играть в обществе роль социального контролера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и общественных наук. Она может указать пути из тупиков в общественном развитии, из кризисных ситуаций, может выбрать наиболее оптимальную модель дальнейшего развития.

Социология непосредственно связана с производством через проблематику его социального развития, совершенствования кадрового состава, улучшения планирования и социально-психологического климата. Она может служить мощным орудием в руках политических сил, воздействуя на массовое сознание и формируя его.

Социология прокладывает мосты между личными и общественными проблемами, позволяет каждому человеку понять свою жизнь с точки зрения общеисторического процесса, с одной стороны, а с другой – увидеть общее в частном, индивидуальном. В этом состоит специфика социологической точки зрения.

Структура любой науки всегда обусловлена теми задачами, которые она ставит и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Социология не исключение. Ее структура обусловлена, во-первых, тем, что социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов, приемов социологического исследования, анализа. Теории и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Следовательно, теоретическая и прикладная социология различаются не по объекту и методу исследования, а по той цели, которую они ставят, решают ли научные или практические проблемы.

Социологические знания — единство теории и. практики. Теоретические исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует на выявление механизмов действий законов, форм их проявления. Эмпирические социологические исследования связаны с конкретной развернутой информацией относительно тех или иных явлений и процессов, опираются в отличие от теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных методов, на статистический анализ, методы конкретных социологических исследований (опросы, социологические наблюдения, изучение бюджета времени и т. п.). Между теоретическим и эмпирическим знанием нет абсолютной грани.

Теоретическая социология — совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающие им интерпретацию. Единственной концепцией, объединяющей специфику протекания социальных процессов и закономерностей развития общества признавался марксизм, а именно — исторический материализм. Вот почему теоретическую социологию зачастую прямо отождествляли с историческим материализмом. В действительности же человечество выработало огромное количество теорий и концепций, объединяющих закономерности и специфику развития человеческой цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ

 

Анализ механизмов взаимодействия и соприкосновения социологии с науками с соотношения социологии и истории. История – одна из самых древних наук. Своим развитием на протяжении столетии она обеспечивала возможность становления и прогресса практически всех социальных наук. И не случайно каждая наука имеет свою историческую «главу». Именно благодаря истории социология раскрывает общие тенденции современного развития общества. История накапливает огромный фактический материал; его обобщение позволяет видеть непрерывность исторического процесса, преемственность и повторяемость в главном, основном. Непрерывность имеет своей основой деятельность людей, которая в актуальном бытии выступает как социальные действия и социальные процессы в их взаимосвязи. Преемственность означает, что новое вырастает из старого, а это в «современности» выступает как целостность, системность. Повторяемость позволяет устанавливать специфические ритмы функционирования общества, его динамику и направление эволюции.

Но история идет за событиями и описывает их. Она не более того, что случилось в прошлом. История всякий раз заканчивается сегодня, постоянно «обращаясь» в социологию.

Историк идет за событиями и описывает их как «пространственно-временные целостности». «Историческое время» — это «эпоха, схваченная мыслью» (Гегель). Оно схватывает сущность событий. Социальное время (время наличного общества — хронологическое или совокупное — конхроническое) аккумулирует в себе содержание свершившегося.

Социологи используют данные, которые поставляет история (естественно, и другие науки), выявляют общие свойства конкретных социальных явлений, дают этим явлениям типологическую характеристику (скажем, государству, семье, трудовым сообществам и пр.). Естественно, социология представляет собой более высокий уровень абстракции, чем история. В этой части социология тесно связана с социальной философией и философией истории (которые интерпретируют исторический процесс), вырабатывает общие методологические принципы познания прошлого и будущего человечества, его движущих сил, прогресса и регтюсса в истории.

Итак, социология использует описание конкретных общественных явлений, которые дает ей история, для выработки общих категорий социальной науки. История же исходит (скажем сильнее, должна исходить) из знаний и обобщений, вырабатываемых социологией, т.е. из общих категорий, концентрирующих сущность социального целого. Налицо взаимная связь и выгода.

Отношение социологии и экономической науки. Предметом экономической науки является одна из сфер общественной жизни — экономика. Она имеет дело с законами и тенденциями, которые господствуют в производстве, в сфере общественного разделения труда и в распределительных отношениях. Экономическая наука (науки) имеет дело с «экономическим базисом», то есть экономическим строем данного общества. Что входит в этот базис? Естественно, производительные силы общества – орудия и средства производства, сам человек, приводящий их в движение (это технический базис). Но главное — взаимодействия людей, их отношения по поводу собственности, обмена деятельностью (разделение труда), по поводу размера и способов распределения произведенных материальных и духовных благ. Экономический базис образует основу хозяйственной целостности общества. Структура экономической целостности — один из ключевых аспектов экономической науки, который и сближает ее с социологией — наукой о социуме как целостной системе.

Не составляет большого труда понять, что экономическая наука не без основания претендовала (впрочем, как и история) на статус универсальной науки. Она выходила далеко за рамки поиска закономерностей, которым подчиняются хозяйственные связи. Не случайно сформировалось и прочно вошло в научный лексикон понятие «политическая экономия».

Поскольку политическая экономия чрезвычайно важна для целостного анализа социальных процессов и институтов, постольку она оказывается тесно связанной с конкретными социологическими исследованиями и общей социологической теорией. Опора на них – это опора на знания, на то целое, частью которого она сама является. Это знание дает социология. В свою очередь, социология при исследовании отдельных общественных отношений должна опираться на законы и тенденции, открываемые экономическими науками. Можно говорить о связи и взаимодействии этих дисциплин. Подобное содружество может быть весьма плодотворным именно на пути поиска обоюдной пользы.

Нетрудно видеть, что в предметное поле социологии попадают собственно экономические отношения. Не может социология обойтись без «собственности», «производительных сил» и «производственных отношений», без «рентабельности», «бюджета» и т.п. Но они для нее — поле понимания сущности «социального» в целом. В самой социологии имеются области специального знания, которые изучают место и роль экономических явлений в жизни личности, в институпионализации, в социальной структуре, в обществе как целостной системе (экономическая социология, индустриальная социология, социология труда и др.).

Итак, социология органично связана с экономическими науками, и эта связь является жизненной необходимостью для обеих наук. Но самое главное, социология изучает экономическую жизнь в ее взаимосвязи с социальными факторами (политическими, этническими, семейно — бытовыми, социокультурными). Только на пути раскрытия связи экономических и социальных структур можно серьезно говорить об управлении обществом, о возможности внесения в его процесс регулирующих начал со стороны человека, о мере и границах подобного вмешательства.

Особо значима связь социологии с политическими науками, поскольку последние, образно говоря, имеют предметом своего исследования политику как «деятельность по направлению других видов деятельности» (Р. Лукач). В области политики решаются проблемы локальные, региональные, универсальные и, наконец, глобальные. Подобная деятельность без знания социальных тенденций обречена на субъективизм, произвол, ведущие к катастрофическим последствиям. Сегодня, в конце XX века, это стало очевидным. «Метод проб и ошибок» в политике, в политической теории дорого обошелся человечеству.

Определяя отношение политических наук и социологии, естественно, предполагаем раскрытие их предметной характеристики. Относительно социологии мы это сделали. Что касается политической науки, то она предстает как некоторая совокупность самостоятельных дисциплин, имеющих единый объект — политику как общественное явление. Предмет политических наук — политика — во всем многообразии ее внутренних и международных аспектов. Речь идет об основных понятиях и методологии (политическая теория), о политических системах, структурах и режимах, партиях, группировках, движениях и прочем общественном мнении и политическом поведении граждан.

Из этого видно, что, как бы широки не были сферы политической жизни, это все же лишь отдельные области (будь то политическая власть или политический режим). Необходима общая теория общества, целостная концепция социального поведения индивида, общности, института или социального движения. Это дает социологическая наука. Сегодня ее роль для политики просто невозможно переоценить.

Но социология также стремится охватить область политики, рассматривая ее в общем контексте системного движения социального целого. Общество как систему, как структуру, как социальный институт просто невозможно представить без политики, политической сферы. Можно сказать, что именно в политике системное качество общества выражено наиболее концентрированно, оно наиболее развито и зрело. Совершенно закономерно в структуре социологической науки сформировалась своя собственная область политического знания — социология политики. Именно она изучает взаимосвязь политической сферы с другими сферами социальной жизни.

Если общая социология имеет своим предметом общество в его тотальности, раскрывает общие тенденции его функционирования и изменения, то общая психология исследует внутренние субъективные переживания, вызывающие то или иное поведение индивида. Между тем во взаимодействиях людей, в социальных процессах всегда присутствует психический элемент, который является составной частью этих отношений.

Развитие социологии как таковой, формирование психологической науки не могло не привести к появлению новой дисциплины, находящейся на стыке этих научных направлений — социальной психологии. Если общая психология имеет дело с психикой отдельного человека и изучает ее как бы изнутри, то социальная психология раскрывает общественную обусловленность поведения людей. Она оперирует фактами межличностного поведения («психологические факты»), интегрирует их и открывает общие тенденции развития межличностного поведения. Она не может уйти ни от одного вида непосредственного взаимодействия, ни от одного из факторов, влияющих на ощущения, восприятия и представления. Если это так, то социальная психология имеет дело с личностью (как социальным типом), его психическими функциями, проявляющимися в поведении при различных социальных ситуациях.

Нетрудно понять, что и социология, и психология изучают человека и его поведение, но с разных позиций, которые обусловлены их предметами. Становится ясным и то, что они, в конечном счете, ориентированы друг на друга. Их тип связи можно назвать сотрудничеством.

Психология, изучая поведение человека, должна отправляться не только от знания его биологии и физиологии (что совершенно необходимо), но и от человека как «продукта общественных отношений», знание о котором дает социологическая наука. Без этого проникнуть во внутренний мир индивида, в мир социальной общности, этноса или класса просто невозможно. А общей социологии, еще и сейчас не хватает понимания психологического субстрата человека — его чувств, настроений, переживаний, эмоций, воли, темперамента. На пути соединения этих «сторон» человека лежит перспектива прогресса социологического знания.

Следует сказать специально о понимании соотношения социологии и «коллективной психологии», выработанным П. Сорокиным еще в 20-е годы и не утратившем своего значения и в наши дни. Для него «коллективная социология» — это и есть социальная психология, или как ее иначе называют, «психология народов». При этом он высказал важное методологическое положение о возможном их слиянии. Оно не потеряло своего значения и сейчас.

Но есть и другой ракурс. Если социальная психология изучает слабо связанные между собой совокупности людей (толпу, театральную публику, случайные собрания и т.п.) или случайные, не организованные вообще, не дифференцированные образования, то тогда она будет просто-напросто главой социологии как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между людьми.

 

 

 

 

3. СОЦИОЛОГИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

 

Отличительная особенность развития человечества на современном этапе — переход к информационной цивилизации, в рамках которой преимущественное развитие получат вычислительная техника и информационные технологии, увеличивающие интеллектуальные возможности людей. В западной социологии будущая цивилизация именуется «информационной цивилизацией», «информационным обществом», «научным обществом», «интеллектуальной цивилизацией», «обществом знания».

Современный период сохранил актуальность вечной проблемы человечества – построение достаточно справедливого общества. В то же время он окончательно развеял миф о человеке как «венце природы». Из мечтаний об идеальном обществе счастливых людей задача переместилась в область создания наиболее приемлемого варианта социальной структуры, которая бы принимала во внимание сильные и слабые стороны человека (с учетом национальных его особенностей, уровнем культуры). Как известно в наши дни считается, что таким вариантом оказались рыночные отношения в рамках демократических политических режимов.

Опыт современного развития цивилизации подтвердил диалектичность такой категории, как достижения. При некритическом, бездумном их использовании большая часть достижений оборачивается своей противоположностью. Особенно ярко в наши дни это проявляется на примере развития экологического кризиса, основной причиной которого стали производственные успехи людей и создание избыточного по многим показателям рукотворного мира (как в области вооружений, так и потребительских товаров). В результате значительная их часть оказалась девальвированной, перестала служить источником значимых положительных эмоций. Значение же другого источника — возвышение социального статуса, не только не уменьшилось, но продолжает возрастать (хотя официально карьеризм, тщеславие, властолюбие и осуждаются). Поэтому важнейшим условием благополучного существования человечества является выработка умений, позволяющих избежать чрезмерности. Однако именно здесь успехи оказываются особенно скромными.

Важнейшей особенностью ХХ века является переход человечества от существования в виде многочисленных относительно автономных образований (государств) к состоянию все большей взаимной зависимости, к жизни человечества как целостного образования. Этот процесс и в сфере организации, и как принятого массовым сознанием явления, еще далек от своего завершения. Но он уже идет, отражая объективно существующую закономерность культурной эволюции.

Многие исследователи сходятся на мысли, что культура постмодерна является своеобразной защитной реакцией человечества на вызовы, которые бросает обществу научно-технический прогресс. Угроза уничтожения человечества произведенными им изменениями в окружающей среде или оружием заставляется искать защиту в культурных корнях, поэтому вторичность постмодернизма является начальным этапом такой защитной реакции. В любом случае, если общество не осознает важности гуманистических начал, построения которых оно так долго вынашивало, то его ждет печальное будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

 

Понятия «  социальное  исследование» и «социологическое  исследование» широко употребляются в научной и практической сферах. Однако четкого представления о природе, содержании и сущности этих видов научного исследования до сих пор не сложилось. Часто они используются как синонимы, а иногда противопоставляются друг другу. В отечественной литературе с начала 60-х годов утвердился следующий подход.

В каждой обществоведческой дисциплине (праве, экономике, философии, истории и т. д.) помимо теории существуют два типа эмпирических исследований: первый тип — исследование собственно дисциплинарных проблем (юристы изучают конкретные правовые проблемы, историки — исторические и т.д.); второй тип — исследование социальных проблем, с которыми сталкивается данная дисциплина (юристы изучают социальные проблемы преступности, историки — социальные проблемы исторической реальности и т. д.). Второй тип эмпирических исследований был назван конкретными социальными исследованиями. Собственно социологическое исследование возникло как резидуальное. Социологи при помощи эмпирических методов изучают то, что не исследуют юристы, экономисты, философы и т. д., что выпало у тех в «осадок». А что не могут изучить юристы или экономисты? Прежде всего социальную  структуру, социальные  институты и другие темы, которые составляют теоретическое ядро социологии и постигаются через социологическое  исследование, будь то теоретическое или эмпирическое.

Итак, мы можем заключить, что социологическим в чистом виде можно признать только такое исследование, которое направлено на чисто социологические темы и регулируется теорией социологического знания. В этом смысле маркетинговое исследование не является социологическим, даже если оно проводится подготовленным социологом. Кратко различия между двумя типами исследования можно сформулировать так: понятие «социальное  исследование значительно шире понятия  социологическое  исследование.

Понятие «социальное  исследование» не отражает стоящую за ним конкретную науку, а « социологическое  исследование» отражает современную науку — социологию.  Социологическое  исследование  нормировано идеалом научного метода, а социальное  – нет.

У социологического  исследования  есть специфический метод, а у  социального  нет. Социологическое  исследование  – внутридисциплинарный метод познания, а  социальное  – междисциплинарный.

 Социальное  исследование  охватывает любые социальные  проблемы общества, даже те, которые необязательно принадлежат к социологии, а социологическое  — узкий круг проблем, заданных предметом социологии. ? Социальные исследования (опросы) проводят юристы, врачи, экономисты, журналисты, кадровики. Это общественные социологи. Социологическое исследование проводят только профессионалы. Его отличительная черта — спаянность теории и метода.

 Социальное  исследование  отражает широкий взгляд на общество, социологическое  – узкий, специализированный. Вопрос о том, чем различаются социологическое  и социальное  исследования , в науке еще окончательно не решен. На наш взгляд, социологическим  называется такое исследование , где одни социальные  явления объясняются при помощи других социальных  явлений. Принцип объяснения явлений при помощи «своих» же явлений применяется во всех фундаментальных науках.

Итак, социологические исследования — это тип внутридисциплинарных исследований. Социальные исследования — это тип междисциплинарных исследований.

Социологические  исследования  отличаются от социальных  обследований по цели и методам: в первом случае целью выступает научное знание и больше всего ценится достоверность, во втором — полезная для практики информация, а самым ценным качеством является злободневность, оперативное реагирование на появившиеся проблемы. В социальных обследованиях, в частности в массовых опросах, даже самая качественная информация не приносит пользы, поскольку быстро устаревает и теряет ценность.

Затрачиваемое на них время — рекордно короткое: от нескольких недель до нескольких дней (иногда часов). Напротив, на проведение социологического исследования, особенно крупного, уходят многие годы. В соответствии с этим данными массовых опросов интересуются больше теле-, радио- и газетные журналисты, а результатами социологических исследований — издатели академических журналов. Критерии качества информации в том и другом случаях также различаются.

 Социальные  и социологические  исследования  часто опираются на одну и ту же базу – на данные  социальной  статистики. Социальная статистика – получение, обработка, анализ и использование совокупности данных, характеризующих количественные и качественные закономерности социальной жизни, социальных явлений и процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ В СОЦИОЛОГИИ И В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

 

Основой изучения социальных отношений, то есть сведения индивидуального к социальному, может служить изучение объективно сформировавшейся структуры социальных связей и фактов, включенных в связи, их типы и т. п. В обществе имеется бесконечное множество различных социальных систем. Значительная часть таких связей носит случайный и временный характер. Особенность социологии как науки состоит в том, что социальные связи и отношения изучаются на уровне социальных законов и закономерностей.

Социальные законы — более или менее полное отражение явлений, присущих окружающему миру. Что же такое социальный закон? Социальный закон — это выражение существенной, все общей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего, связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий. Социальные законы складываются в различных сферах деятельности человека и, прежде всего, в сфере материальной деятельности и осуществляется через посредство деятельности людей. Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы социологии — предмет изучения философии. Специфические законы социологии изучаются именно социологией и составляющие ее методологическую основу. Но здесь надо заметить, что отношение социологов к социальным закономерностям и законам несколько изменилось. Если раньше исследователи считали, что социология — наука о законах развития и функционирования общества, а социальный закон — это независящая от субъекта повторяющаяся и типичная связь, характер которой определяет содержание и направление социального развития на любом уровне социальной организации, формирования, то теперь социологи склонны полагать, что законов истории, законов природы не существует. То, что называлось ранее законами, в действительности лишь описание вероятных тенденций развития. Всеобщий социальный закон в прежнем пони мании всеобщ, повторяем и однонаправлен и придает обществу скрытую мистическую сущность. Прежние представления социологии о том, что общество развивается на основе раз и навсегда установленных законов, не выдержали проверки.

Предвидение еще не означает пророчества. Если наблюдаем нечто, что проявляется как историческая тенденция или направление, то не может знать проявится ли оно завтра, в будущем. Безусловно, в обществе существуют наиболее сильные детерминанты, определяющие жизнь общества: власть, идеология, экономика. Но ни одна из них не может быть названа ведущей или . решающей тенденцией развития. Лишь во взаимодействии они формируют тенденцию эволюции человечества. Объективность социального закона в том, что новые поколения застают готовые отношения связи, тенденции, сложившиеся без их участия. Объективность социального закона — это ряд совокупных действий миллионов людей. Но когда говорят, что законы общества проявляются через деятельность людей — это ошибка. Возникает представление, что есть закон, некая существенная связь, которая имеет самостоятельное бытие и обнаруживается в деятельности людей. Но все дело в том, что эта сущность не проявляется — она и есть деятельность. Вот она то и не зависит от индивида, потому что есть результат перекрещивающейся деятельности масс. Социальный закон реализуется и воплощается в жизнь не вообще, а в конкретной форме — в деятельности людей. А каждый отдельный чело век — осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества, в условиях конкретной социально-политической или производственной деятельности, в системе которых он занимает определенное производственное и социальное положение.

В социологии выделяют пять категорий социальных законов:

— законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение занятых в сельском хозяйстве населения;

— законы, устанавливающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных сил требует изменения отношений производства.

— законы, устанавливающие связь между социальными явлениями. Законы функциональные. Они выражают связь между основными элементами социального объекта, что определяет характер его функционирования.

— законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов.

— законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. Уровень бракоразводов в различных странах повышается и колеблется вместе с экономическими циклами.

Любой социальный закон или тенденция проявляется на практике не вообще, а в конкретной форме — в деятельности отдельного человека. Человек осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества. Социология исследует отношения социальных общностей, слоев, личностей, что позволяет не только выявить формы проявления социональных тенденций в различных сферах общества, дисфункциональные элементы в социальном механизме, но и устранять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ И УРОВНЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ

 

Развитие специальных социологических теорий обусловлено потребностями научного управления социальными процессами. Оно стимулирует теоретическое мышление, требует упорядочения, классификации, анализа и обобщения материала, выяснения природы внутренних связей в развитии исследуемых сфер общественной жизни, объяснения, обоснования и интерпретации констатируемых эмпирических закономерностей.

Специальные социологические теории можно рассматривать как определенный уровень социологического знания, сформированный в процессе его интенсивной профессионализации и специализации. Само же социологическое знание рассматривается как универсальное знание об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социентальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов. Объектом социологического познания является общество, рассматриваемое как единый социальный организм.

Учитывая процессы непрерывной профессионализации социологического знания в мировом сообществе, специальные социологические теории можно определить как концепции, объясняющие в ходе их теоретизации, функционирование и развитие социальных явлений и процессов в контексте конкретных социальных институтов и систем.
Специальные социологические теории раскрывают два основных типа социальных связей и закономерностей: 1) между общественной системой в целом и данной сферой общественной жизни; 2) присущие последней внутренние взаимосвязи и взаимозависимости.

Каждая специальная социологическая теория рассматривает ту или иную сферу жизнедеятельности (экономика, труд, политика, мораль и др.), социальную общность (социальный регион, социальная группа, коллектив, семья и др.) или социальный процесс (образование, воспитание и др.) как относительно самостоятельные системы с общими и специфическими связями, универсальными и частными характеристиками, общими и особенными условиями происхождения, функционирования и развития. Для любой специальной социологической теории характерно рассмотрение социального объекта как особого социального института, комплексно организованного социального процесса, гармонически функционирующей социальной системы в общей системе социальных отношений. Например, труд как социальная система, как сложный социальный процесс рассматривается в рамках социологии труда, особенности функционирования образовательной системы – социологией образования, управление как социальная система – социологией управления и т.п.

Наиболее общие подходы к построению специальных социологических теорий заключаются в том, что, во-первых, они рассматривают определенные, более важные чем прочие, структурно-функциональные и причинно-следственные отношения; во-вторых, используют определенные методологические принципы; в-третьих, раскрывают ключевые суждения – закономерности функционирования и развития изучаемых социальных систем или социальных процессов. Каждая специальная социологическая теория призвана вырабатывать свой особый подход к изучению социальных процессов, специфических явлений общественной жизни. В каждой из них определяется методологическая база и общая методологическая концепция изучаемой сферы, объект и предмет исследования, особый категориальный аппарат, общие и специфические законы функционирования объекта, общая и особенная проблематика, общие и особенные методы, процедуры и техника исследований, перспективы развития изучаемой сферы.

В отечественной социологической литературе сформировалось несколько подходов к структуризации специальных социологических теорий. Так, М.Н. Руткевич разделял сложившиеся отрасли социологии на три группы: 1) специальные социологические теории, изучающие определенные области человеческой деятельности (труд с его сферами, досуг с его сферами и т.п.); 2) специальные социологические теории, исследующие взаимодействие личности с обществом, т.е. разного рода социальные группы (личность, семья, коллектив, малые и большие социальные группы и т.п.); 3) специальные социологические теории, возникшие на стыке социологии с теми общественными науками, которые изучают частные сферы жизни общества (политика, наука, право, искусство и др.).

Г.В. Осипов дифференцировал социологическое знание по уровням социологических исследований: 1) исследование основных условий и форм жизнедеятельности общества (социология техники и научно-технической революции, социология труда, социология быта и потребностей, социология трудовых коллективов, социология семьи, социология рабочего и внерабочего времени); 2) исследование социальной структуры общества (социальные классы и группы, социально-этнические и национальные отношения, социально-демографические отношения: социология молодежи, социология пенсионеров, социология женщин и т.д.); 3) исследование социально-профессиональной структуры (социология профессий, а также социологии, базирующиеся на основе общественного разделения труда: социология промышленности, социология сельского хозяйства и т.д.); 4) исследование социально-территориальных общностей (социология города, социология деревни, социология регионов и т.д.); 5) исследование социально-политической организации общества и социальных институтов (социология политики, социология права, социология образования, социология науки и т.д.); 6) уровень отношений личности и общества (социология личности, социальные проблемы образа жизни, социология культуры, социология морали и воспитания, социология общественного мнения, социология средств массовой информации и т.д.).

Приведенная выше дифференциация социологического знания может быть принята за основу структурирования специальных социологических теорий.

По своей логической структуре специальные социологические теории могут быть историко-генетическими или структурно-функциональными. Важным стимулом в их развитии являются методологические идеи системного анализа, ориентирующие теоретическое мышление на поиск оснований целостности исследуемых объектов, выявление системообразующих признаков, установление внутренней субординации и иерархии во взаимодействии всей совокупности факторов, воздействующих на исследуемый процесс.

Необходимыми компонентами специальных социологических теорий являются: совокупность гипотез, возникающих на стыке теоретического анализа проблем и практического мышления; накопленный эмпирический материал; зафиксированные эмпирические закономерности; более или менее богатая разработка специального понятийного аппарата; изучение специфических социальных потребностей и интересов, действующих в рамках исследуемого процесса; критический анализ используемых в данной области показателей зрелости социальных явлений; разработка социальных типологий устойчивых и динамичных видов отношений, способов восприятия действительности и практических действий; обоснование наиболее вероятных прогнозов развития изучаемых конкретных процессов.

Специальные социологические теории выполняют методологические функции по отношению к эмпирическим социологическим исследованиям и обогащают свой понятийный аппарат, опираясь на фактологический материал этих исследований. Так, понятия и принципы специальной теории обобщают большое число фактологических данных, получаемых в различных социологических исследованиях. Обобщая эмпирический материал, специальная теория устанавливает определенные связи и зависимости между различными социальными факторами, определяет логические взаимоотношения между соответствующими теоретическими понятиями, формирует и уточняет их. Определение конкретных закономерностей в данной области позволяет на основе специальной социологической теории давать объяснение вновь открываемым фактам, включать их в систему наличного теоретического знания. С объяснительной функцией специальной теории неразрывно связана ее прогностическая способность: раскрывая сущностные связи и отношения в изучаемой области, теория позволяет предсказывать направление развития социальных явлений и процессов. В отличие от эмпирических регулярностей, обнаруживаемых в ходе конкретных исследований, вероятностные утверждения, входящие в структуру специальной социологической теории, являются обобщениями более высокого уровня и представляют собой идеализированные модели реальных процессов.

В социологии постепенно создается теоретическая система в виде специальных социологических теорий, основой для которых служит область эмпирического социологического знания. Однако специальные социологические теории не являются непосредственным обобщением эмпирического материала, а представляют собой результат сложных процедур познавательной деятельности, направленной на воспроизведение сущности исследуемых социальных объектов. От решения одной из важнейших проблем такой деятельности – проблемы соотношения эмпирического и теоретического в разных типах социологических исследований – в значительной степени зависит улучшение качества социологической информации, повышение обоснованности теоретических выводов и практических рекомендаций, необходимых для научного управления общественными процессами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Основные направления современных социологических исследований касаются особенностей социально-статусной стратификации в условиях переходной экономики, социальных условий и механизмов формирования современной рыночной экономики, факторов возникновения и механизмов преодоления социальных конфликтов в процессе трансформации общества, национальных аспектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В АНАЛИЗЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Социология рассматривает предпринимательство не как свод абстрактных принципов, а как составляющую конкретных культурно-исторических типов. Последние для социолога различаются по хозяйственным эпохам и специфичны для разных сообществ, будь то Россия или Китай, Германия или Англия, в пространстве которых разворачивается свой особый хозяйственный дух.

Помимо экономических функций в сферу исследований социологами вовлекаются:

• элементы предпринимательской культуры, охватывающей способы ведения хозяйства и этику деловых взаимоотношений;

• социальный состав предпринимательских групп, каналы их рекрутирования и место в структурах межличностных связей;

• ценностно-нормативные основы хозяйственных действий;

• выполняемые предпринимательством символические роли, складывающийся вокруг него общественный климат;

• способы самоидентификации различных предпринимательских групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ, КОНФЛИКТОВ, ИЗМЕНЕНИЙ, СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА И СТАБИЛЬНОСТИ

 

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обусловливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.

Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества — это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности.

Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт. Конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э.Гидденс дал такое определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства мобилизуемые каждой из сторон». Конфликт — это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания — конфликтологии.

Социальные изменения — одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.

В социологии, с начала ее возникновения, выделяются и исследуются, как правило, два типа социальных изменений — эволюционные и революционные. В классической социологии вплоть до нач. ХХ века оба эти подхода были основаны на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII-XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Законы последней, как считалось, могут и должны быть поняты, открыты и использованы для практического употребления. Разница была лишь в том, что мыслители — приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях, и что не следует насиловать общественную природу; а сторонники революционных изменений исходили, наоборот, из концепции необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями. Отсюда и два подхода к анализу и сущности социальных изменений — эволюционных, совершаемых «без насилия» или революционных, при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок.

Эволюционный подход берет свое начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

Так в социологии сложились две концепции во взглядах на развитие общества: эволюционизм и марксизм. На их основе сформировались два течения —реформистское и революционное.

Не вдаваясь в анализ этих концепций, подчеркнем мысль о том, что как та, так и другая концепции подвергаются критике и в западной, и отечественной социологии.

Что же является методологической основой определения характера и направленности социального развития?

Очевидно, что этой основой должно выступать учение Гегеля о развитии. При опоре на данное учение можно сформулировать следующие сущностные характеристики социального развития.

1. По своему характеру социальное развитие представляет собой количественные накопления каких-то изменений в социальных явлениях, процессах, обществе в целом, которые на каком-то этапе (когда будет нарушена мера, характеризующая их устойчивость) , приведут к качественным изменениям данных явлений, процессов, общества в целом. Например, если в обществе будут успешно проводиться реформы, результатом которых станет рост производства материальных благ, обогащение народа достижениями культуры, совершенствование системы управления на основе демократических принципов, улучшения жизненного уровня трудящихся, то по прошествии какого-то времени общество выйдет на качественно новый этап в своем развитии. Причем, этот скачек в общественном развитии не обязательно должен носить революционную форму.

Отличие реформистского или эволюционного характера развития общества от революционного состоит в том, что в процессе преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни (порядков, институтов, учреждений и т. д. ) не устраняются основы существующей социально-политической структуры и данного общественного строя. Революционный же характер общественного развития означает слом самих основ функционирования экономических и политических институтов данного общества, принципиальные изменения в его структуре. Поскольку в основе революционного характера развития общества лежит разрушение, то он является болезненным для общества и может не продвинуть его вперед к совершенству, а наоборот, отбросить назад. История это подтверждает не единичными примерами.

Вывод: Социальный прогресс понимают иногда как движение социума в направлении роста благосостояния его членов. Социальный прогресс, феноменологически выражающийся в гармонизации общественных отношений, на индивидуальном уровне реализуется стремлением человека к счастью и объективно означает совершенствование человека и людей в умственном, нравственном, культурном аспектах, их «очеловечивание», их вырастание над инстинктом при сохраняющейся опоре на него. И если для благосостояния существуют объективно и могут быть приняты по всеобщему соглашению определённые ограничения, то для совершенства, как известно, пределов нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

 

В современном обществе комплексно порождаются социальные явления, институты, тормозящие и разрушающие процессы развития социума. В значительной степени это преступность, ее отдельные виды.

Проблемы коррупции, организованной, экономической преступности, затрагиваются отдельно рядом юридических и социальных дисциплин (уголовное право, криминология, социология преступности, юридическая психология и другие).

Социология преступности — отрасль социологии, изучающая социально-психологические аспекты преступности, причины и меры предупреждения, пресечения, наказания.

Экономическая преступность – как и всякая преступность, она представляет собой массовое явление, складывающееся из всей совокупности совершаемых в стране либо каком-либо регионе экономических преступлений.

С экономической точки зрения, «Преступная деятельность — такая же профессия, которой люди посвящают время, как и столярное дело, инженерия или преподавание. Люди решают стать преступниками по тем же соображениям, по каким другие становятся столярами или учителями, а именно потому, что они ожидают, что «прибыль» от решения стать преступником — приведенная ценность всей суммы разностей между выгодами и издержками, как неденежными, так и денежными, — превосходит «прибыль» от занятия иными профессиями»1

В сфере экономики преступные организации, во-первых, восполняют, дополняют легальные организации в обеспечении потребностей населения в товарах и услугах, участвуя в конкурентной борьбе. Во-вторых, финансовый капитал современного криминалитета способен влиять на финансовую ситуацию в стране. В-третьих, преступные организации трудоемки и в состоянии влиять на рынок труда, повышая фактическую занятость и сокращая фактическую безработицу.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них.

Социология — это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей общество-знания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии — выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности. Социология — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Анисимов К.Л. Человек и техника: Современные проблемы. М., Наука и техника, 2003.

    Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1993. Т.1. Вып. 1, С. 24 – 40.

  2. Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1. – М., 2003.
  3. Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // Полис, 1994, №3.
  4. Здравомыслов А.Г. Специальные социологические теории // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 2004.
  6. Смелзер Н. Социология. М., 2004.
  7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 2004.
  8. Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М., 1980.
  9. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. ХХ век / Отв. ред. С.Я.Левит. М.: Юрист, 1995.
  10. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. 2-е изд. М., 2003

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->