СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ

Основная цель социальной защиты – сохранение здоровья и жизни клиентов, а значит, это также и медицинская задача. Любые услуги социальной защиты так или иначе защищают здоровье и жизнь обездоленных людей.

Сегодня направления социальной работы таковы):

  • Социально помощь и поддержка личностей, семей и групп (инвалидов, беженцев и т.д.); включает соц. защиту, адаптацию и реабилитацию;
  • медицинские услуги, охрана здоровья (труда), пропаганда здорового образа жизни, психологическая помощь и консультации;
  • консультативные услуги любого рода (экономические, юридические);
  • работа в специальных закрытых заведениях с социально ущемленными слоями и личностями (детские дома и дома престарелых, инвалидов, психиатрические больницы, дома для бездомных, колонии, детприемники, и т.п.);
  • сфера бытовых услуг и досуга.

    Вполне естественно, что среди разновидностей социальной работы, т.е. среди форм социальной защиты населения, предусмотрены медицинские услуги в сфере координационной работы, позволяющей охватить необеспеченных и оказавшихся вне общества лиц услугами, которые так или иначе связаны с защитой их здоровья, т.е. речь идет о так называемых социально-медицинских услугах населению. Такая форма социальной работы предусматривает посредничество между учреждениями здравоохранения и населением.

    Главное в социальной работе – целостный подход к человеку, к его окружению, к его проблемам и потребностям. Не только медицинская, но и материальная, физическая помощь, а также морально-психологическая.

    Социально-медицинское работа как направление в социальной работе включает разнообразную специализацию. В России введена специальность «Медико-социальная работа с населением» и « Медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений»; « Социальная работа в учреждениях здравоохранения».

    Социальная медицина в системе социальной работы соединяет такие науки как медицину, социологию, антропологию, гигиену, и ряд других. Как предмет исследования она определилась с 1903 г., когда в Германии А.Гротьян основал журнал, а в 1905 г. научное общество по социальной гигиене.

    Цель работы – раскрыть сущность социально-медицинской работы в учреждениях планирования семьи и определить содержание и особенности деонтологии в социально-медицинской работе.

    Объект работы – социально-медицинская работа.

    Предмет работы – отношения, складывающиеся в социально-медицинской работе.

    В данной контрольной работе будут раскрыты следующие задачи:

    – проанализировать содержание социально-медицинской работы в учреждениях планирования семьи;

    – раскрыть сущность деонтологии в социально-медицинской работе.

    Работа включает введение, две главы основной части, заключение и список литературы.

    Репродуктивное здоровье, по определению ВОЗ, — это состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся функций и процессов репродуктивной системы, а также психосексуальных отношений на всех стадиях жизни.

    Охрана репродуктивного здоровья – это система мер, обеспечивающая появление здорового потомства, профилактику и лечение репродуктивных органов, защиту от болезней, передаваемых половым путем, планирование семьи, предупреждение материнской и младенческой смертности.

    Планирование семьи, по определению ВОЗ, — это «те виды деятельности, которые имеют целью помочь отдельным лицам или супружеским парам достичь определенных результатов:

    – избежать нежелаемой беременности;

    – произвести на свет желанных детей;

    – регулировать интервалы между беременностями;

    – контролировать выбор времени деторождения в зависимости от возраста родителей;

    – определять число детей в семье».1

    В большинстве развитых стран произошла так называемая контрацептивная революция, благодаря которой главным методом планирования семьи стало предупреждение беременности с помощью различных противозачаточных средств. В России же до сих пор одним из главных методов планирования семьи остается прерывание беременности с помощью искусственного аборта. Это происходит по следующим причинам:

    – аборт является традиционным методом профилактики непланированной беременности в России;

    – наличие негативного отношения населения к современным средствам контрацепции;

    – отсутствие эффективной системы полового воспитания и сексуального образования подростков;

    – несовершенство информации населения в области планирования семьи.

    Существуют принципы планирования семьи:

    – обеспечение рождения желанного ребенка в наиболее оптимальном возрасте женщины и условиях жизни;

    – использование контрацептивных средств;

    – создание системы планирования семьи, обеспечивающей доступность и высокое качество контрацептивных средств и различных видов услуг;

    – обеспечение системы профилактики бесплодия;

    – осуществление охраны материнства и детства и др. 1

    Планирование семьи следует рассматривать как один из важных путей сохранения здоровья населения. Поэтому чрезвычайную важность приобретают адекватные медико-социальные мероприятия, направленные на охрану репродуктивного здоровья, начиная с самого раннего детства.

    Работа по планированию семьи может осуществляться:

    – индивидуально;

    – на уровне семьи;

    – на уровне коллектива; – путем реализации соответствующих муниципальных и федеральных программ.

    В соответствии с реализацией таких программ работают учреждения планирования семьи и репродукции. Вопросы, решаемые центром, включают:

    – целенаправленную информационную работу с различными категориями населения и специалистами для изменения отношения к планированию семьи и сексуальному воспитанию;

    – работу с подростками и молодежью в организованных коллективах в форме бесед, распространения информационных материалов о работе центра;

    – индивидуальную работу с «трудными» подростками, неблагоприятными семьями, инвалидами с целью оказания помощи в вопросах планирования семьи и социально-психологической адаптации в семье и обществе;

    – привлечение средств массовой информации для распространения и пропаганды идей планирования семьи.

    Одним из основных направлений деятельности центра является работа по профилактике абортов, то есть прерывания беременности в сроки до 28 недель.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2 ДЕОНТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РАБОТЕ

     

    Термин «деонтология» (от греч. deonthos — должный) для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен в XVIII веке английским философом И. Бентамом. Первоначально Бентам вкладывал в это понятие довольно узкое религиозно-нравственное содержание, имея в виду долг, и обязанности верующего перед Богом, религией, религиозной общиной, а затем употребил его для обозначения теории нравственности в целом. Вскоре понятие «деонтология» стало применяться несколько в ином смысле — в качестве термина, обозначающего должное поведение, поступки и действия отдельной личности или специалиста, а не только верующего, по отношению к его религиозным обязанностям, а учение — деонтология — стала отличаться от аксиологии — учении о нравственных ценностях.

    С формированием деонтологии Этика из морали добродетельного поведения стала моралью нормы, поскольку норма фиксирует должное в определенных максимах, правилах. Так в истории этики был совершен еще один шаг от морали отдельных нравственных качеств к морали, опирающейся на закон. Сделаем этот шаг и мы и рассмотрим профессиональную деятельность с точки зрения должного, долга и, конечно же, нормы, фиксирующей должное поведение.

    Практически каждая современная профессия формирует собственные представления о должном, одновременно сопоставляя его с сущим. На основании представлений о должном складываются требования к поведению и действиям, которые в отношении специалиста выступают как его профессиональный долг и обязанности. В понятие профессионального долга всегда входят не только функциональные обязанности представителей той или иной профессии, но и ответственность этих людей перед коллегами, перед профессией как таковой, перед обществом.

    Нет профессий важных и неважных, нужных и ненужных вредных для общества или полезных. Сам факт их существования говорит о том, что они востребованы обществом, следовательно, нужны, важны и полезны. Все существующие профессии прямо или опосредованно в конечном счете служат интересам человека и человечества. Однако существуют профессии, внешние проявления которых (т. е. конечные результаты деятельности специалистов) оказывают существенное влияние на развитие общества, его безопасность, культурное и нравственное состояние или затрагивают непосредственно интересы человека.

    Учение о должном является ядром каждой профессиональной этической системы. Если этика раскрывает сущность профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений. Именно в деонтологии, поэтому, так ярко выражена сопряженность моральных и профессиональных компонентов в поведении и действиях специалиста. Категория «профессиональный долг» выражает нравственные обязанности специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиентам и их социальному окружению и является отражением внутренней, моральной необходимости следования выполнения своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой прежде всего внешними по отношению к личности специалиста интересами.

    Долг — одна из важнейших категорий как общей, так и профессиональной этики, поскольку она выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность его обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними. Сознание своего долга определяет поведение специалиста, выбор им определенных норм морали, которым он следует в своей повседневной практической деятельности. В отличие от профессиональных обязанностей, профессиональный долг воспринимается специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная по—требность, глубокая убежденность в необходимости определенных действий.

    В категории «долг» наиболее ярко проявляется социальный характер деятельности социально-медицинского работника и нормативный характер профессиональной этики. Специфическое содержание и основные черты долга социально-медицинского работника определяются тем, что он занят конкретной специфической социально-медицинской деятельностью по решению проблем общества, социальных групп и отдельных индивидов, и вытекают из содержания его профессиональной деятельности. Чувство долга побуждает социально-медицинского работника соизмерять все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях с требованиями и нормами профессиональной морали.

    Долг как «высокая нравственная необходимость, ставшая внутриличностным источником добровольного подчинения своей воли задачам достижения, сохранения тех или иных моральных ценностей1», внутренне закономерно связан с ответственностью, выражающей соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей. Если долг специалиста состоит в том, чтобы в конкретной ситуации осознать и практически реализовать требования профессиональной морали, то ответственность его определяется с точки зрения выполнимости долга. Ответственность специалиста характеризует его личность с точки зрения нравственных требований, предъявляемых к ней в части профессионально-квалификационных и личностных качеств и деятельности. Ответственность без долга беспредметна, она никогда не выступает изолированно, особенно если речь идет об ответственности перед самим собой.

    Деятельность социально-медицинского работника сопряжена с высокой степенью самостоятельности и моральной ответственности, представляющей собой сознательное отношение к профессиональному долгу. Ответственность в свою очередь не является отвлеченным понятием, она неотделима от творчества и самостоятельности, внимания к людям, окружающим социального работника в его повседневной практической деятельности. В этих случаях понятие профессионального долга вменяет в обязанность специалисту быть способным предвидеть последствия своей деятельности, особенно негативные последствия, — в соответствии с известным принципом «primum non nocere» — «прежде всего, не навреди», приписываемом Гиппократу.

    Деонтология является одной из основ профессиональной деятельности социальных работников, медицинских работников, учителей, психологов и представителей других профессий, объектом деятельности которых является человек, а профессиональные действия непосредственно связаны и направлены на достижение физического, психического и социального здоровья и благополучия человека, его социального окружения и общества. Учение о долге является центральным звеном системы профессиональной этики. Профессиональная деонтология представляет собой учение о долге и обязанностях представителя профессии перед обществом и государством, перед своей профессией, перед коллегами и перед людьми, на которых в конечном счете направлена деятельность.

    Применительно к социально-медицинского работе деонтология — это комплекс профессиональных, правовых и морально-этических правил, составляющих понятие профессионального долга социального работника. Деонтология социальной работы — это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.

    Таким образом, профессиональный долг специалиста — это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанноcтей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социально-медицинского работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.

    Осознание социально-медицинским работником своего профессионального долга — есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мотивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности. Таким образом, профессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, определяющих поведение специалиста. Сознательное выполнение своего долга является условием высокоэффективной деятельности как самого социально-медицинского работника, так и всей социальной службы и института социальной работы в целом.

    Социальн-медицинская работа как вид профессиональной деятельности и социальный институт возникают в ответ на объективную общественную необходимость. Соответственно, и обязанности социально-медицинского работника (и функции социально-медицинской работы) являются отражением объективной социальной реальности.

    «Обязанности человека в отношении общества одновременно и объективны, и субъективны. Первое означает, что эти обязанности существуют независимо от того, признает их человек или нет. Они вытекают из самого факта жизни человека в обществе. Второе означает, что личность признает наличие этих обязанностей и добровольно возлагает их на себя1». Содержание профессионального долга, таким образом, вытекает из требований, предъявляемых обществом к деятельности и поведению людей, выполняющих от имени общества определенные функции и занятых в данной профессиональной сфере. Это содержание профессионального долга может быть документировано в большей или меньшей степени, но оно существует объективно.

    При определенных условиях объективный и профессиональный долг становится фактически внутренним нравственным долгом социального работника как личности и как представителя профессии. Моральный долг — как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения, диктуемой потребностями достижения блага в системе «человек — среда» — для социального работника является продолжением профессионального долга и неотъемлемым атрибутом профессии. Для профессионального социально-медицинского работника требования профессионального долга во многом совпадают с его личными интересами, в силу чего он осознает долг как необходимость, внутреннюю потребность, моральную обязанность. Веления профессионального долга, ставшие внутренними убеждениями социально-медицинского работника, являются определяющим духовным стимулом его деятельности. Требования морального долга заставляют социально-медицинского работника рассматривать свои обязанности шире, чем этого требует профессиональный долг.

    Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, социально-медицинский работник учитывает и юридические, и профессиональные требования, установленные для него обществом, принимает во внимание возможную реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга. Вместе с тем он поступает:

    свободно, поскольку принятая обществом система морально-нравственных нормативов не является универсальной и из всего многообразия норм, которые имеют место в обществе, — от групповых до общественных — специалист может выбирать те, которые в наибольшей степени отвечают его внутренним устремлениям и представлениям о добре и благе;

    сознательно, так как решение поступить так или иначе принято им самостоятельно или в результате консультаций с коллегами и клиентом в силу осознанной, ситуативно обусловленной необходимости, путем выбора из значительного количества вариантов возможных решений;

    добровольно, поскольку чувство долга стало его убеждением и доминирующим мотивом деятельности, и именно это обстоятельство определяет поведение и деятельность специалиста в повседневной практике.

    Осознание социально-медицинским работником своего профессионального долга означает:

    высокий профессионально-квалификационный уровень как гарант качества работы;

    четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение;

    профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы;

    глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;

    сознательное и активное участие в профессиональной деятельности с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;

    заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы;

    высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению;

    наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;

    стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.

    При этом сознательное начало, регулирующее поведение, требования к профессиональным и личностным качествам социально-медицинского работника и привычка к должному поведению не противоречат друг другу — напротив, они дополняют друг друга.

    Нравственное поведение в профессиональной деятельности, даже в такой гуманной и этичной, как социальная работа, вовсе не вытекает автоматически из контекста обстановки, в которой проходит деятельность, и содержания труда, хотя до некоторой степени определяется стандартными функциональными обязанностями. Однако профессиональная деятельность никогда не сводится к механическому выполнению функциональных обязанностей. Обязанности, ставшие моральным долгом, профессионал выполняет по внутреннему убеждению и побуждению, без непосредственного побуждающего воздействия извне, действуя при этом сознательно и творчески. Это является одной из особенностей труда социально-медицинского работника — существующие формы управления профессиональной деятельностью специалиста, система прав и обязанностей и способы их реализации оставляют простор для творчества социального работника, что делает еще более значимым мотивирование профессиональной деятельности соображениями морального долга.

    Деятельность социально-медицинского работника, имеющая в своей основе должное поведение, всегда ориентирована на тщательное, творческое выполнение профессиональных обязанностей и достижение высоких результатов, сопровождающиеся сознанием личной ответственности за произведенные действия. Такая деятельность стимулируется потребностью в самоуважении, поддержании профессионального авторитета и личного достоинства, статуса трудового коллектива и профессии в обществе. Она не может быть ориентирована на чисто внешние показатели, на поддающиеся официальному учету и контролю критерии эффективности с целью получения поощрений в любой форме. Деонтология показывает, какие требования предъявляет общество к социальному работнику как к специалисту, гражданину и человеку.

    Деонтология социально-медицинской работы включает в себя определенные принципы:

  • личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;
  • компетентности специалиста;
  • рационального подхода к решению поставленных

    задач;

  • соответствия полномочий и ответственности;
  • правовой регламентации деятельности;
  • подотчетности;
  • инициативы и творческого подхода;
  • организованности и дисциплины;
  • контроля и проверки исполнения;
  • критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента;
  • доверия и свободы действий;
  • поощрения и наказания и другие.

    Условно деонтологию социальной работы можно рассматривать по тому, какие субъекты и объекты рассматриваются как стороны конкретного профессионального отношения. Соответственно можно выделить пять типов таких отношений, представленные в виде соответствующих разделов книги.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Таким образом, планирование семьи представляет собой виды деятельности, которые имеют целью помочь отдельным лицам или супружеским парам достичь определенных результатов: избежать нежелаемой беременности; произвести на свет желанных детей; регулировать интервалы между беременностями; контролировать выбор времени деторождения в зависимости от возраста родителей; определять число детей в семье. В соответствии с реализацией таких программ работают учреждения планирования семьи и репродукции, которые ведут целенаправленную информационную работу с различными категориями населения и специалистами для изменения отношения к планированию семьи и сексуальному воспитанию; работу с подростками и молодежью в организованных коллективах в форме бесед, распространения информационных материалов о работе центра; индивидуальную работу с «трудными» подростками, неблагоприятными семьями, инвалидами с целью оказания помощи в вопросах планирования семьи и социально-психологической адаптации в семье и обществе; привлечение средств массовой информации для распространения и пропаганды идей планирования семьи.

    В свою очередь, деонтология является одной из основ профессиональной деятельности социально-медицинских работников, объектом которой является человек, а профессиональные действия непосредственно связаны и направлены на достижение физического, психического и социального здоровья и благополучия человека, его социального окружения и общества. Учение о долге является центральным звеном системы профессиональной этики. Профессиональная деонтология представляет собой учение о долге и обязанностях представителя профессии перед обществом и государством, перед своей профессией, перед коллегами и перед людьми, на которых в конечном счете направлена деятельность.

    Применительно к социально-медицинского работе деонтология — это комплекс профессиональных, правовых и морально-этических правил, составляющих понятие профессионального долга социального работника. Деонтология социальной работы — это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  1. Медведева Г.П. Этика социальной работы. М., 2002.
  2. Словарь по этике / Под. Ред. И.С. Кона. М., 2000.
  3. Черносвитов Е.В. Социальная медицина. М., 2004.
  4. Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. М., 2000.
  5. Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. М., 2004.
  6. Тугаринов В.П. Личность и общество. М., 1965.
  7. Шурыгина Ю.Ю. Содержание и методика социально-медицинской работы (с региональным аспектом). Улан-Удэ, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->