ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Особый тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а основанные на них социальные системы — социальными институтами.

Социальный институт — это повторяющиеся формы и типы социальной практики, при помощи которых организуется социальная жизнь и обеспечивается стабильность общественных отношений. Идентичности поведения членов общества способствует принятие общей системы ценностей. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности и тем: самым обеспечить необходимую унифицированность их поведения. Социальный институт можно определить также как совокупность ролей и статусов, выполняющую в обществе определенные функции, то есть удовлетворяющую определенные потребности.

Выделение социальных институтов тесно связано с рассмотрением общества как организма или, по крайней мере, системы, имеющей свои потребности. Антропоморфная модель была разработана Г. Спенсером. Он полагал, что общество нуждается в активной обороне (армия), производстве средств поддержания существования (сельское хозяйство, фабрики, заводы), в обмене (торговля) и координации этих видов деятельности (государство).

Социальный институт характеризуется следующими чертами:

  1. он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные (требуемые обществом) типы поведения;
  2. он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;
  3. институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов;
  4. социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания, лежащие в основе института, более или менее успешно выполняются.

    Каждый социальный институт имеет:

  • более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;
  • набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам;
  • систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;
  • конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей (у любого социального института помимо прочего всегда имеется еще одна функция — обеспечение согласованности между действующими индивидами).

    Дж. Ленски выделил шесть основных потребностей общества:

  1. потребность в коммуникации между членами общества, которая обеспечивается единым литературным языком;
  2. потребность в производстве товаров и услуг;
  3. потребность в распределении товаров и услуг;
  4. потребность в защите членов общества от физических, биологических опасностей (стихийные бедствия, болезни), а также от других людей (войны);
  5. потребность в поддержании численности населения и воспроизводстве новых членов вместо выбывающих из социальной жизни;
  6. контроль за поведением и деятельностью членов общества (урегулирование конфликтов, создание благоприятных условий для общественно полезной деятельности).

    В качестве своего источника общественные потребности имеют человеческие нужды: потребность в поддержании жизни, в продолжении рода, в безопасности, в отдыхе и т.д. Однако на уровне общества они приобретают дополнительное качество — становятся общим делом, необходимым не только для обеспечения существования человека, но и для поддержания функционирования общества в целом. С этой точки зрения армия как социальный институт обеспечивает не только безопасность конкретного индивида, но и общества. Семья оказывается социальным институтом, создающим (биологически и социально) новых членов общества.

    О том, что социальная потребность приобретает на общественном уровне новую значимость и как бы отделяется от биологических потребностей конкретного индивида, свидетельствует следующее. Любые потребности, переходя на общественный уровень, могут вступать в конфликт с потребностями индивида. Например, любой человек заинтересован в безопасности, но не любой человек хочет служить в армии (особенно если служба обязательна). Есть люди, которые хотят иметь детей, но не хотят вступать в брак, поскольку брак — это в том числе и ограничения в распоряжении собственным имуществом, определенные ограничения свободы и т. д. Или, например, мужчина не хочет иметь детей, но государство принуждает его к этому, вводя налог на бездетность,

    Социальные институты действуют от имени общества как целого. Институциональные связи одновременно являются нормативными, поскольку они устанавливаются обществом для того, чтобы удовлетворить те или иные потребностей своих членов.

    Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой — к одобрению желательного поведения. Потребности индивидов могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом.

    У социального института можно выделить содержательную и формальную стороны.

    С содержательной стороны социальный институт является системой стандартов поведения носителей тех или иных социальных статусов.

    С формальной стороны социальный институт может быть рассмотрен как совокупность лиц, обладающих материальными средствами для осуществления конкретной социальной функции. Очевидно, что социальная организация представляет собой явление, смежное с группой. В действительности крайне сложно четко разграничить первичные группы и формальные организации. Промежуточным явлением между группой и организацией являются харизматические группы. Во главе их стоит лидер, который обладает большой харизмой (притягательной силой, благодаря которой члены группы готовы следовать за лидером).

    Социальная структура нередко рассматривается как совокупность отношений между социальными институтами. Социальная структура общества находит свое выражение и в «наборе» институтов, которые существуют в обществе (имеются в виду семейные, религиозные, политические, правовые и другие институты). Набор институтов для разных обществ в целом одинаков, и социальные институты могут рассматриваться как своего рода социологические универсалии.

    Однако в этой сфере существуют и свои различия, которые касаются в первую очередь содержания социальных институтов, то есть совокупности выполняемых ими конкретных функций, особенностей их формирования, длительности существования и т.д. Например, на содержательном уровне различаются властные институты, основанные на выборе руководителя, либо на наследовании поста родственником или преемником-последователем.

    Важным показателем специфичности общества является и соотношение между социальными институтами (например, для восточных обществ семейные институты важнее политических, которые рассматриваются как продолжение первых).

    Среди других показателей специфичности социальной структуры с этой точки зрения можно указать также на соотношение формальных и неформальных институтов. Если в обществе преобладают формальные институты, то правомерно говорить о низкой степени развитости социальных отношений.

    О включении функционального признака в число важнейших признаков социального института и, с другой стороны, на понимании того, что именно социальные институты образуют главный элемент структурного механизма, посредством которого общество регулирует социальный гомеостазис и в случае необходимости осуществляет социальные изменения.

    Следующий этап обоснования институциональной трактовки какого-либо объекта — это анализ способов его включения в различные сферы социальной жизни, взаимодействия с другими социальными институтами, доказательство того, что он является неотъемлемым элементом какой-либо одной сферы общества (экономической, политической, культурной и т. п.), либо их комбинации, и обеспечивает ее (их) функционирование. Данную логическую операцию целесообразно проделать по той причине, что институциональный подход к анализу социальных явлений основывается на представлении о том, что социальный институт является, с одной стороны, продуктом развития всей социальной системы» но, с другой стороны, специфика основных механизмов его функционирования зависит от внутренних закономерностей развития соответствующего вида деятельности. В связи с этим рассмотрение того или иного института невозможно без соотнесения его деятельности с деятельностью других институтов, а также систем более общего порядка.

    Третий этап, следующий за функциональным и структурным обоснованием, должен носить наиболее важный, с нашей точки зрения, характер. Именно на этом этапе определяется сущность изучаемого института. Здесь формулируется Соответствующая дефиниция, на базе анализа основных институциональных признаков показывается правомерность его интитуционального представления. Затем выявляется его специфика, тип и место в системе институтов общества, анализируются условия возникновения и институционализации.

    На четвертом, заключительном этапе выявляется структура института, даются характеристики основных его элементов, обозначаются закономерности функционирования.

     

     

    2. РАЗНОВИДНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

     

    Существует множество видов социальных институтов. Они появляются в обществе как продукты социальной жизни. Это происходит следующим образом. Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизованные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки — элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

    Исходя из этого, институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

    Процесс институционализации, т. е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

  7. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.
  8. Формирование общих целей.
  9. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.
  10. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.
  11. Институционализация норм и правил, процедур, т. е. их принятие, практическое применение.
  12. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях.
  13. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

    Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе. Они отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

  14. Экономические — собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа — обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем,
    экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
  15. Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в
    обществе социально-классовые структуры.
  16. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.
  17. Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этической ориентации регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти
    институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.
  18. Нормативно-санкционирующие — общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается
    принудительной санкцией.
  19. Церемониально-символические — и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциальных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

     

    Всем социальным институтам, наряду со специфическими, присущи общие для них функции.

    Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, то можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он был создан и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников и другие функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению своих потребностей. Это, прежде всего, следующие функции:

    1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

  20. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.
  21. Интегративная функция. Эта функция включает в себя обеспечение процессов сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящих под воздействием институциональных
    норм, правил, санкций и систем ролей. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интегративные процессы, осуществляемые с помощью институтов, необходимы для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция — это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников.
  22. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. В каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше членов общества.
  23. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Следует отметить, что коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).

    Все многообразие социальных институтов можно разделить на два типа, взяв в качестве критерия способ их вовлечения в процесс социального конструирования иерархий:

    Институты-субъекты
    – это организации разного типа и масштаба. К ним относятся государство, партии, профсоюзы, ассоциации, церковь, фирмы и т.д. Они имеют способность действовать как надындивидуальные субъекты, стремящиеся конструировать окружающий мир по своим проектам.


    Институты-механизмы – это устойчивые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие разные сферы жизни людей. К ним относятся брак, семья, собственность, капитал, религия и т.д.

    Важную роль в социологической теории играет разграничение формальных и неформальных институтов.

    Формальными институтами являются не только институты, являющиеся частью государства, но и некоторые официально не оформленные обычаи (например, формальным институтом является система родства). Различие между ними состоит в том, что неформальные институты предполагают реальную свободу индивидов, тогда как формальные институты жестко регламентируют поведение индивида.

    А теперь рассмотрим наиболее важные, социальные институты. Самым древним институтом общества является семья.

    В современной социологической литературе семья обычно понимается как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Думается, с этим пониманием можно согласиться, если вместо слова «ответственность» поставить слово «обязательство». В противном случае мы должны будем, например, отца наказывать за проступки сына, сына — за проступки отца и т. д.

    В литературе обычно отмечается, что семья как социальный институт формально проходит следующие фазы или циклы: 1) вступление в брак — образование семьи; 2) начало деторождения; 3) окончание деторождения; 4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; б) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

    В социологии семьи выделяют следующие типы семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются (и об этом уже было сказано выше) полигамная и моногамная семьи.

    Перечисляя и характеризуя социальные институты, нельзя не упомянуть о таком важнейшем институте, как государство. В социологической и юридической литературе мы не найдем единого определения государства. Однако мы можем констатировать, что государство «по его природе» понимается либо как организация, действующая от имени и во благо всего общества (Платон, Аристотель, Цицерон, Макиавелли, Спиноза, Гоббс, Локк, Дидро, Руссо, Джефферсон и др.)» либо как организация, защищающая, в сущности, интересы правящих групп (Тераклест, Всено, Смит, Морис, Илуже, Михельс, Парето, Моска, Вебер и др.). «Эти две точки зрения, — отмечает Л. И, Спиридонов, — представляют собой противоположные полюса, вокруг которых ведется острая политическая борьба»1.

    В соответствии с тем или иным пониманием сущности государства в литературе даются различные определения признаков государства. Тем не менее, в главном исследователи сходятся. Первым и самым важным признаком государства является учреждение особых органов, занимающихся общественным управлением. Создание органов публичной власти, выделение из общества группы лиц, специально занятых отправлением управленческих функций (чиновники всевозможных рангов, а также рядовые служащие, обеспечивающие исполнение постановлений того или иного органа власти), характеризуют государство как институт. Появление институтов публичной власти, распространяющих свое влияние на все общество, более того, обладающих монополией на применение насилия, позволяет рассматривать государство не только как организацию властвующих социальных групп, но и как организацию всего общества.

    В качестве второго важнейшего признака государства обычно называют разделение насилия и власти по административно-территориальному принципу. Данное обстоятельство позволяет определить пространственные границы общественного института, квалифицируемого как государство.

    Третий признак государства — налоги. Особенность государства как социального института заключается в том, что оно нуждается в средствах для его функционирования, а средства эти оно может получить, только обложив поборами население. Защита от внешних и внутренних врагов предполагает формирование армии и полиции. Армия и полиция как таковые не могут выполнять (по крайней мере, достаточно эффективно) предписываемые им функции, если им будет вменена в обязанность также и производственная деятельность. То же касается гражданских чиновников и служащих: администраторов, прокуроров, судей и т. д. и т. п.

    В заключение рассмотрения государства как социального института можно сказать, что формы государства обусловливает структура его органов. В монархическом государстве, по существу, нет разделения властей. В демократическом государстве власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Кроме того, в демократическом обществе громадное значение имеет разделение полномочий властей «по вертикали», т. е. полномочий между центральной и местной властью, а также наличие независимых средств массовой информации.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

  24. Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1. – М., 2003.
  25. Здравомыслов А.Г. Специальные социологические теории // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  26. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 2004.
  27. Смелзер Н. Социология. М., 2004.
  28. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 1997
  29. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 2004.
  30. Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М., 1980.
  31. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. 2-е изд. М., 2003

     

     

     

     

     

     


     

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->