ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ КАК СТРУКТУРНОГО ЭЛЕМЕНТА ОБЩЕСТВА

В качестве элементов любой социальной системы выступают индивид или социальная группа. Благодаря социальным отношениям (социальным связям), возникающим между индивидами, индивиды соединяются в определенные устойчивые объединения, которые могут выступать в разных формах и разных видах. Созданные на основе социальных отношений социальные группы называют социальными общностями. Каждая социальная общность имеет свои, свойственные для нее, общие характеристики и социальные нормы, которые регулируют ее функционирование.

Каждый человек участвует в различных формах общественной жизни. Ведь он одновременно может быть и членом семьи, членом определенного производственного коллектива (предприятия, учреждения и т.п.), членом спортивной секции, религиозной организации. Слушая радио, смотря телепередачи, он уже часть публики (аудитория), а читая определенный журнал — часть читательской публики данного журнала. Каждый человек живет в каком-то городе или деревне, а значит, принадлежит к определенной территориальной общности, имеющей свои границы. Человек является гражданином определенного государства и является представителем определенной нации. И это далеко не полное перечисление всех форм общественной жизни, в которой приходится участвовать каждому человеку в течение его жизни. Задача социологии как раз и состоит в том, чтобы классифицировать эти формы совместной жизни, описать их составные элементы, их строение и происходящие в них процессы.

Обществу необходимо знать, из каких социальных общностей и социальных групп оно состоит, по следующим причинам:

1. Социальные общности и группы — это необходимый способ существования людей, их взаимосвязи и взаимодействия между собой и с обществом в целом. Ведь именно благодаря социальным общностям и именно в них создаются все необходимые условия и средства, которые способствуют развитию личности и удовлетворяют ее потребности и интересы.

2. Социальные общности и группы сами являются субъектами общественной жизни. Их деятельность влияет и на устойчивость общества, на его интеграцию и функционирование, а вместе с этим определяет характер и содержание процессов изменения и развития. Ведь от характера социальных групп зависит многое: и то, как функционирует семья, школа, государство, наука, пресса, здравоохранение, и то, как работают все эти институты и какую в конечном итоге они дают продукцию.

3. В зависимости от того, из каких групп состоит общество, в каком иерархическом положении они находятся друг к другу (кто лидирует, а кто подчиняется), от проводимой ими идеологии и практических действий во многом зависит тип государства, его общественно-политическое устройство.

Перечисленное выше позволяет также понять, почему для социологии так важно изучать социальные общности и социальные группы.

В качестве ключевого в социологии, по мнению В.А. Ядова, выступает понятие «социальная общность». В широком смысле слова «социальная общность — такая взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов, благодаря сходству условий бытия и деятельности людей, составляющих данную общность, их материальной, производительной и иной деятельности, близости их взглядов, верований, их субъективных представлений о целях и средствах деятельности»1.

Под социальными общностями понимаются: формы семейной организации, поселений, социально-классовые, социально-профессиональные, социально-демографические, этнонациональные, территориальные и государственные общности и, естественно, все человечество в целом. Также сюда включаются и всякие разновидности объединения людей, которые, во-первых, не имеют жесткой структурной организации, во-вторых, локализованы в пространстве и, в-третьих, зачастую носят временный характер. Например, зрители, толпа, аудитория, различные досуговые группы и т.д.

Понятие социальной общности выступает ключевым при определении предмета социологии потому, что оно содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений. Этот источник — столкновения интересов социальных субъектов (классов, слоев, групп и т.д.). Также это понятие позволяет объяснить и состояние устойчивости, стабильности социальных систем, организаций, институтов и причины их дезорганизации.

Социальная общность это не общество как целое, а единица социального измерения. Под этим словом подразумеваются все разновидности социальных образований, члены которых связаны общим интересом, а также находятся в прямом или косвенном взаимодействии. Социальные общности являются живыми образованиями социума. Они могут быть и деятельными, и пассивными и создавать, и разрушать, осознавать себя, а порой и пребывать в беспамятстве. Поэтому понять человека можно только через изучение социальных общностей.

Выделение понятия «социальная общность» в качестве основной категории позволяет «успешно соединить макро- и микросоциологический подходы в развитии науки, учитывает и субъектно-деятельностную компоненту социального, Т.е. социальное действие, организованное или стихийное, последовательность действий — социальный процесс и всеобщие формы социальной организации: культуру (системы ценностей, норм, образцов поведения и взаимосвязей в социальных общностях); социальные институты, обеспечивающие устойчивость социальных систем; социальную структуру как упорядоченную систему общественного разделения труда в сфере производства и связанную с этим систему отношений собственности, власти и управления, прав и обязанностей, образующих социальные общности индивидов; структуру социальных функций и ролевых предписаний в той же мере, как и социоролевых ожиданий, фиксируемых в культуре и субкультурах социальных общностей»1.

Рассмотрим, какие существуют определения понятия «социальная общность». В «Кратком социологическом словаре» социальная общность трактуется как «реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия, поведения»2 .

В «Энциклопедическом социологическом словаре» указано, что социальная общность — это «относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов — это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития»1.

В «Социологическом энциклопедическом словаре» приводится следующее определение социальной общности : «Совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную совместную деятельность»2.

Ян Щепаньский под социальной общностью (в широком смысле) понимал все объединения людей, в которых создается и утверждается, хотя бы на очень короткий период, определенная социальная связь, Т.е. всякие устойчивые формы совместной жизни3.

Как видно из определений социальной общности, это не плод фантазий, не умозрительные абстракции ученых, придуманные ими для анализа общественной жизни. Они существуют реально, и их можно эмпирически зафиксировать и проверить в любой момент. Также следует подчеркнуть, что социальные общности не являются простой суммой индивидов, социальных групп, это уже определенная целостность всех ее составляющих элементов, для которой свойственны все характеристики целостной системы.

Общности могут быть очень разнообразными и делиться, например:

по
количеству людей это может быть как взаимодействие двух людей (диада), так и многочисленное политическое движение;

по времени продолжительности существования — временные, непостоянные, иногда длящиеся несколько минут или часов (пассажиры поездов, самолетов, аудитория кинотеатра), и устойчивые, стабильные, существующие столетиями (нации, классы);

по плотности связи — как тесно сплоченные коллективы, организации, так и достаточно аморфные образования («фанаты» Пугачевой, болельщики футбольной команды «Спартак» и т.д.).

Процесс складывания общностей может происходить объективно, и они могут существовать независимо от воли и сознания людей (классы, нации), а могут создаваться сознательно людьми (семья, партия, спортивный клуб).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ

 

Перед тем как остановиться на подробном рассмотрении данных общностей, следует отметить еще одно важное понятие. Так, Я.Щепаньский выделяет наиболее общее понятие социальное множество, под которым понимает «определенное количество людей, обладающих какими-либо общими чертами, выделенными внешним наблюдателем, независимо от того, осознают ли сами люди, что они этой чертой обладают»1. Выделение множеств может осуществляться произвольно, на основе соматических черт (например, деление женщин на блондинок и брюнеток, полных и худых и т.д.). Подобного рода социальные множества являются условными общностями.

Условные общности в прямом смысле нельзя назвать общностями, так как в них отсутствуют обязательные и тем более непосредственные связи. Иногда в научных изданиях их называют еще номинальными или статистическими общностями (группами), под которыми понимается «совокупность людей, выделяемая по некоторому признаку, имеющему смысл для целей анализа»2. Это могут быть, например, общности по возрасту, месту жительства, образу мыслей.

Любое множество, выделение которого осуществляется на основе обладания всеми определенной чертой, составляет социальную категорию. Таким образом, социальная категория — это «совокупность групп индивидов, имеющих одинаковые характеристики по тому или иному признаку (например, пол, возраст, профессия, вероисповедание и т.д.)» 3.

Множество людей, имеющих одну и ту же специальность, будет называться профессиональной категорией.

Множество людей одного и того же возраста (например, 60– 75 лет) будет возрастной категорией. Множество людей одного пола — категорией пола. Поэтому следует говорить не о «группе блондинок», а о «категории блондинок», не о «возрастной группе молодежи от 18 до 25 лет», а о «возрастной категории молодежи от 18 до 25 лет» и т.д. Такие социальные категории будут являться чисто условными.

Следует отметить, что некоторые условные общности очень близки к реальным общностям, то есть им бывают свойственны сплоченность и контактность. Если же признак, по которому происходит деление множества людей, существенный (например, пол, возраст, профессия, размер дохода, тип поселения и т.п.), то такие общности приближаются к большим, но реальным группам типа класса и нации, которые образуются не по одному, а на основе совокупности существенных признаков.

Люди, которые принадлежат к одной и той же категории (например, возрастной, имущественной, профессиональной и т.п.), всегда обладают одной или несколькими общими чертами, наличие которых может привести к возникновению внутренней связи в данной социальной категории и даже к созданию своих собственных общих институтов. Возникновение любой внутренней связи в социальной категории свидетельствует о преобразовании ее в социальную общность (например, клуб толстяков).

Некоторые виды условных общностей в обыденной жизни называются группами, хотя в научном понимании они представляют собой нечто другое. Так термин «группа» часто употребляют для обозначения некоторых индивидов, которые пространственно и физически находятся в каком-то определенном месте. В данном случае разделение осуществляется только пространственно с помощью физического определения границ (например, индивиды, находящиеся в одно и то же время на одной улице, едущие в одном вагоне электрички и т.д.). Подобного рода территориальные сообщества в строго научном смысле слова нельзя называть социальной группой. По мнению С.С.Фролова, это агрегация — «некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий» 1. Понятие агрегат (от лат. aggregatio — присоединение, накопление) имеет множество определений, наиболее подходящим для данного случая является приведенное в «Социологическом энциклопедическом словаре» — «совокупность социальных единиц (индивидов, семей, кланов и т.д.), которая возникает путем их пространственного сближения, причем единицы эти не изменяются вследствие образования агрегата, в противоположность общности, в которой единицы взаимосвязаны»2.

Следует отметить, что при определенных условиях агрегация целиком может превратиться в группу, а точнее, в квазигруппу. Квазигруппам, по мнению С.С.Фролова, свойственны следующие отличительные черты: «1) спонтанность образования; 2) неустойчивость взаимосвязей; 3) отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо только прием или передача информации, либо только выражения протеста или восторга и т.д.); 4) кратковременность совместных действий»3.

Как правило, подобные группы существуют непродолжительное время, чаще всего в конечном итоге они распадаются, но иногда, при определенных условиях, превращаются в устойчивые социальные группы.

Все множество реальных социальных общностей можно разделить на два широких подкласса — общности массовые и общности групповые. Для групповых общностей в качестве синонима будем использовать понятие «социальная группа», «группа».

Массовые общности — это неорганизованные, случайно, стихийно возникшие и достаточно кратковременно существующие общности. Это общности (совокупности), объединенные сходным поведением ее членов. К ним относятся:
толпа, публика, аудитория, масса, социальное движение, общественность.

Такие объединения выступают в разных формах: публика кино и театра, телезрители, радиослушатели, читающая публика, разные собрания, лекции, съезды, митинги, демонстрации и т.д. Некоторые социологи и социальные психологи называют их формами коллективного поведения общности, а точнее, массового поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ГРУППОВЫЕ ОБЩНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА

 

 

Самостоятельное понятие группы наряду с понятиями личности (индивида) и общества можно встретить уже у Аристотеля. Т.Гоббс первый определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом»1. Все группы людей он разделил на упорядоченные и неупорядоченные. В свою очередь упорядоченные разделил на абсолютные, независимые (это только государство) и подвластные, зависимые. Подвластные подразделил на политические и частные, а частные на законные и противозаконные.

Первые попытки создания социологической теории групп были предприняты социологами уже в конце XIX — начале XX вв. (Э.Дюркгейм, Г.Тард, Г.Зиммель, Л.Гумплович, Ч.Кули, Ф.Тённис и др.). Хотя исследования социальных общностей и групп начались уже в последней трети XIX в., только в XX в. они приобрели более постоянный и фундаментальный характер. Большую роль в изучении социальных групп сыграл ЭДюркгейм.

Австрийский социолог Л.Гумплович в своей работе «Основы социологии», вышедшей в 1899 г. в России, писал, что «в социологии единицами, элементами являются социальные группы и что из свойств составных частей отдельных групп, Т.е. из свойств индивидов, никак нельзя выводить заключения об отношении групп друг к другу. Социологию нельзя строить на отношениях индивидов друг к другу, и из природы индивидов нельзя постичь природы группы»2. Сопоставляя группу и индивида, он подчеркивал, что «истина — в том, что социальный мир с самого начала всегда и повсюду движется только группами, группами приступает к деятельности, группами борется и стремится вперед… В гармоническом взаимодействии социальных групп лежит единственно возможное решение социальных вопросов, поскольку оно вообще возможно»1. Такой большой интерес к группе был обусловлен тем, что, по мнению Л.Гумпловича, именно группа создает индивида.

Социальная группа, как указано в «Социологическом энциклопедическом словаре» — это «совокупность индивидов, объединенных любым общим признаком: общим пространственным и временным бытием, деятельностью, экономическим, демографическими, психологическими и другими характеристиками»2.

По мнению Г.С.Антипиной: «Социальная группа как элемент социальной структуры общества представляет собой совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда»3. В приведенной ниже таблице дано сравнение массовых общностей с групповыми общностями (см. табл. 1).

 

Таблица 1 – Сравнение массовых и групповых общностей

Массовым общностям свойственны:

Групповым общностям свойственны:

1. Статистический характер (по своим параметрам она совпадает с суммой образующих ее дискретных «единиц», выступая в качестве не структурно расчлененного, а достаточно аморфного образования).

1. Органический характер (наличие целостности и внутренней структуры, которые не совпадают с простой суммой свойств входящих в нее элементов).

2. Стохастическая (вероятностная) природа («вхождение» индивидов в нее носит неупорядоченный «случайный» характер, ее границы открыты, «размыты», а количественный и качественный состав неопределен)

2. Определенность и устойчивость границ (относительно высокая стабильность существования во времени и пространстве).

 

 

 

Продолжение таблицы 1

Массовым общностям свойственны:

Групповым общностям свойственны:

3. Ситуативный способ существования (возникает и функционирует на основе и в границах определенной конкретной деятельности, вне нее невозможна, поэтому неустойчива и меняется от случая к случаю)

3. Способность осуществлять многообразные виды деятельности (тем самым самостоятельная значимость субстанциональных и функциональных свойств).

4. Гетерогенность (неоднородность) состава, внегрупповая (или межгрупповая) природа (в ней «разрушаются» границы между существующими в обществе социальными, демографическими, этническими и т.п. группами).

4. Гомогенность (однородность) состава (все индивиды, входящие я группы, обладают какими-то определенными признаками).

5. Аморфное положение в составе более широких социальных общностей и неспособность выступать в качестве их структурного образования

5. Вхождение в более широкие общности в качестве их структурного образования.

 

 

По мнению С.С.Фролова, в некоторых случаях массовые общности можно назвать квазигруппами1. Массовые общности образуются на всех уровнях социальной иерархии и бывают очень разнообразными. Например, различают массы большие и малые, устойчивые и импульсивные, контактные и дисперсные, сгруппированные и несгруппированные, атомистические и ассоциативные и т.д., что является отражением сложности и многообразия социальных характеристик общества2.

При изучении проблем социальных групп ученые разделяют
большие группы (общности) и малые группы.

Большая группа — это настолько многочисленная группа, что все ее члены не знают друг друга в лицо и контакты между ними не могут совершаться непосредственно. Обычно под большими группами имеются в виду разные объединения, охватывающие десятки тысяч членов: большие классовые, религиозные, этнические и другие группы, включающие огромные массы членов, разбросанные на обширной территории.

В связи с этим внутренняя сплоченность, организованность, структурированность, как и наличие институционализированных форм деятельности и групповое сознание, больших групп различны.

В зависимости от критерия, лежащего в основе градации, классификацию существующих больших групп (общностей) можно представить следующим образом:

1. Общности, выделяемые на основе особой культурно-исторической самобытности (племя, народность, нации).

2. Общности, выделяемые на основе их отношения к собственности и общественного разделения труда (различные социальные классы и социальные слои).

3. Общности, отличающиеся по принадлежности к исторически сложившимся территориальным образованиям (город, деревня, регион).

4. Многочисленные целевые общности, для которых характерно единство целенаправленной деятельности (партия, религиозные объединения и т.д.).

Выделяются и другие типы общностей. Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуационно обусловленных видов и форм.

Социальные классы и слоиобщности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда.

Чаще всего говоря о социальной структуре общества, под этим подразумевают социально-классовую структуру общества. Среди множества существующих концепций социальной структуры общества исторически одной из первых является марксистское учение, в котором ведущее место отводится социально-классовой структуре общества, так как она непосредственно связана с отношениями собственности и отражает общественное разделение труда. Согласно этому направлению, социально-классовая структура общества — это взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. При этом ядром социальной структуры выступают классы. Классовая структура общества в марксистской науке об обществе считается основной социальной структурой.

Социальный класс – в классовом обществе основу социальной структуры составляет деление этого общества на классы. Выделяют основные и неосновные классы, а также различные слои. Основные классы — это такие классы, существование которых непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего отношений собственности. В связи с этим рабовладельческому обществу присущи два антагонистических класса — рабы и рабовладельцы; феодальному — крепостные крестьяне и феодалы; капиталистическому — пролетарии и буржуазия. В социалистическом обществе основными классами являлись рабочий класс и трудовое крестьянство.

В качестве неосновных классов выступают остатки прежних классов в новой общественно- экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления новой общественно-экономической формации.

Социально-классовая структура состоит не только из классов, но и из так называемых социальных слоев. Социальные слои (прослойки) также являются структурным элементом общества.

Социальный слой — это промежуточная или переходная общественная группа, не обладающая всеми признаками класса, нередко она называется прослойкой (например, в нашей стране прослойкой считалась интеллигенция); часть класса, обладающая некоторыми характерными особенностями (например, квалифицированные рабочие).

Социальные слои бывают внутриклассовыми и межклассовыми. Внутри рабочего класса и крестьянства существуют различные социальные слои, которые объективно различаются по характеру и содержанию труда, образованию, уровню квалификации, материальной обеспеченности (промышленный и сельский пролетариат, определенные слои рабочего класса по уровню квалификации, профессиональным признакам, сферам деятельности и т.д.). К внутриклассовым слоям можно отнести также крупную, среднюю, мелкую, городскую, сельскую, монополистическую и немонополистическую буржуазию. В социалистическом обществе социальным слоем выступала интеллигенция, которая хотя и не являлась классом, занимала устойчивое положение в социально-классовой структуре.

Межклассовыми являются такие маргинальные социальные слои, которые по своему классовому статусу неопределенны, например, мастера, служащие-неспециалисты. Межклассовые социальные слои в свою очередь могут иметь внутреннюю вертикальную структуру. Например, внутри интеллигенции можно выделить такие слои, как научно-культурные, научно-технические, административно-управленческие работники. Другим примером деления по вертикали могут выступить «белые воротнички» — служащие административно-управленческого и государственного аппарата, одна часть которых может быть вполне объективно отнесена к рабочему классу (конторские и торговые служащие), а другая — к средним слоям, высшие служащие, входящие в класс буржуазии (крупные менеджеры и т.д.).

Средние слои — это некая совокупность социально неоднородных слоев и групп, которая характерна для классово-антагонистического общества. Средние слои занимают промежуточное положение между основными классами, выступают источником их пополнения и образования новых классов при возникновении новых экономических формаций.

Территориальные общности (от лат. territorium — округ, область) — общности, отличающиеся по принадлежности к исторически сложившимся территориальным образованиям. Это совокупность людей, постоянно проживающих на определенной территории и связанных узами совместных отношений к данной хозяйственно освоенной территории. К территориальным общностям относится население города, деревни, поселка, села, отдельного района большого города. А также более сложные территориально-административные образования — район, область, край, штат, провинция, республика, федерация и др.

В каждой территориальной общности имеются определенные основные элементы и отношения: производственные силы, производственные и технолого-организационные отношения, классы, социальные слои и группы, управление, культура и т.п.

Целевые общности — общности, для которых характерно единство целенаправленной деятельности. Это сознательно созданные общности (группы), стремящиеся достичь определенных целей или намерений организаторов. Данные цели находят свое выражение в формализованном уставе. Но часто существуют целевые неформальные группы, в основе которых лежат определенные человеческие потребности, принимающие в ходе совместной жизни вид различных интересов. Интересом в данном случае может выступать какой-либо один предмет или несколько, или какое-либо положение вещей, достижение которых является желательным или необходимым для жизни индивида, группы и которые мобилизуют все силы, эмоции, стремления для достижения необходимо важной цели.

Малая группа — это немногочисленная группа (несколько десятков человек и меньше), члены которой обычно связаны дружескими отношениями, при этом между ними происходят непосредственные личные контакты, а отношения регулируются неформальными институтами. Во всех отношениях между членами такой группы выступает элемент личного знакомства, близости, а это ведет к тому, что, хотя взаимодействия между ними и институционализированы, они никогда не бывают обезличенными, что является характерным для больших групп. При этом следует отметить, что присущее членам малой группы общее чувство внутренней принадлежности к группе не исключает различий между ними по социальным ролям, мнениям, взглядам, оценкам и степени влияния (проблема лидерства).

Американский социолог Ч.Кули (1864 – 1926) был первым, кто в начале XX в. приступил к систематическому исследованию малых групп. А с 60-х годов XX в. уже всеми учеными для проведения анализа социальной структуры общества в качестве реальной элементарной частицы общества, сосредоточивающей в себе все виды социальных связей, была выбрана так называемая «малая группа».

Существует бесчисленное количество определений малых групп. Г.М.Андреева приводит наиболее «синтетическое», которое сводится примерно к следующему: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов»1. Это определение достаточно универсально, оно не претендует на точность дефиниции и носит скорее описательный характер, допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям.

Исходя из этого определения, специфическим признаком малой группы, отличающим ее от больших групп, являются общественные отношения, выступающие в форме непосредственных личных контактов. Следует отметить, что малая группа — это не просто любые контакты между людьми, так как и в произвольном случайном собрании людей всегда есть какие-нибудь контакты, это контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые, в то же время, опосредованны совместной деятельностью.

Малые группы функционируют в различных сферах жизнедеятельности общества и выступают в качестве социальной микросреды, которая оказывает непосредственное воздействие на формирование и развитие личности. Ученые нашей страны при изучении малых групп используют деятельностный подход, из которого выходит, что особенности групповой деятельности в конкретных социальных условиях влияют на формирование и развитие малых групп.

Американский социолог Т.Миллз выделил четыре причины, из-за которых необходимо изучать малые группы:

1. Прагматическая. Знание того, что происходит в малых группах, очень важно, так как в них принимаются решения, имеющие (играющие) большую роль в истории как общностей, так и общества, так как влияют на образ жизни и быта людей. Например, небольшая группа лидеров может заставить свою нацию действовать определенным образом, а принимаемое сугубо индивидуально миллионами людей решение о количестве детей может привести к демографическому взрыву. Также знание групповой динамики может помочь человеку наиболее оптимально функционировать в группе.

2. Социально-психологическая. В малых группах постоянно происходит столкновение социальных и индивидуальных интересов, которые существенно влияют на человека. Поэтому, изучая группу, можно наблюдать за взаимодействием этих давлений и даже проводить эксперименты.

3. Социологическая. Главное здесь — познание малых групп как таковых, на основе чего возможна разработка эмпирически обоснованных теорий изменения этих систем.

4. Наиболее претенциозная причина, связанная с тем, что малые группы это особый случай систем более общего типа — социальных систем. Малые группы это не просто микросистемы, в значительной степени они суть микрокосмы больших обществ. Многие социетальные черты представлены в них в миниатюре: разделение труда, способы обмена, правление, иерархия престижа, идеология и т.д. Тщательное изучение этих микросистем позволит построить теоретические модели, которые затем можно будет апробировать в применении к обществам, которые менее доступны для непосредственного исследования1.

Американский социолог Р.Мертон2 считал, что социальная группа — это совокупность людей, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признаваемых ее членами, с точки зрения других людей. Он выделял три основных существенных черты, свойственных множеству групп: взаимодействие, членство и групповая идентичность.

До сих пор остается дискуссионным как вопрос определения малой группы, выделения ее наиболее существенных признаков, так и вопрос о количественных параметрах малой группы, о ее нижнем и верхнем пределах.

Дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы идет в научной литературе уже довольно давно.

Наиболее широко распространено представление о том, что наименьшей группой является группа из двух человек, так называемая «диада» или «пара», с ним соперничает точка зрения, полагающая, что наименьшее количество членов малой группы не два, а три человека. Исходя из этого, в основе всех разновидностей малых групп лежат так называемые «триады».

Я.Щепаньский, в отличие от других социологов (например, Н.Смелзера), отмечал, что группа начинается только в том случае, когда индивид А в рамках единой социальной организации состоит в отношениях не только с Б, но и с В, а также и с тем, что происходит между Б и В. Графически различие между общностями двух и трех индивидов будет выглядеть следующим образом1.

А Б А

Б В

Пара — это объединение с наименьшим числом лиц одного или разного пола. В паре отношения и контакты между двумя индивидами наиболее часты и непосредственны, поэтому она является самой элементарной частицей, составляющей общественную жизнь. Но невозможно всю общественную жизнь разложить только на взаимоотношения между двумя индивидами, и анализ происходящего между ними не сможет стать ключом при выяснении причин всех происходящих в обществе явлений. Хотя, конечно, исследования взаимодействий и связей, возникающих между двумя лицами, имеют большое значение.

Я.Щепаньский приводит следующие классификации пар1:

1. Пары, объединенные связью, образованной сексуальными или гетеросексуальными отношениями: предсупружескими, супружескими, послесупружескими или гомосексуальными.

2. Пары, объединенные родственной связью: мать-дочь, мать-сын, отец-сын, отец-дочь, брат-брат, брат-сестра, сестра-сестра, или другая пара, связанная любыми близкими отношениями (взрослый-ребенок).

3. Пары друзей.

4. Пары, связанные отношениями соподчинения.

5. Пары, связанные отношениями помощи: помогающий и тот, которому помогают.

6. Пары, связанные отношениями воспитания.

7. Пары, создаваемые мимолетными обстоятельствами (например, проводник и турист и др.).

На основе личных и предметных контактов происходит создание пар как устойчивых союзов. Но все же решающую роль в них играют черты личности, так как контакты в паре всегда непосредственные и многое зависит от непосредственной реакции на личные черты.

Со временем в каждой паре в большей или меньшей степени появляется «чувство интимности». Данное чувство является основой для появления сети отношений, благодаря которой связываются более широкие круги, состоящие из нескольких человек, например, друзья наших друзей — это наши друзья, а также является основой создания неформальных групп внутри формальных.

Малая группа — это немногочисленная группа (несколько десятков человек и меньше), члены которой обычно связаны дружескими отношениями, при этом между ними происходят непосредственные личные контакты, а отношения регулируются неформальными институтами. Во всех отношениях между членами такой группы выступает элемент личного знакомства, близости, а это ведет к тому, что, хотя взаимодействия между ними и институционализированы, они никогда не бывают обезличенными, что является характерным для больших групп. При этом следует отметить, что присущее членам малой группы общее чувство внутренней принадлежности к группе не исключает различий между ними по социальным ролям, мнениям, взглядам, оценкам и степени влияния (проблема лидерства).

Американский социолог Ч.Кули (1864 – 1926) был первым, кто в начале XX в. приступил к систематическому исследованию малых групп. А с 60-х годов XX в. уже всеми учеными для проведения анализа социальной структуры общества в качестве реальной элементарной частицы общества, сосредоточивающей в себе все виды социальных связей, была выбрана так называемая «малая группа».

Существует бесчисленное количество определений малых групп. Г.М.Андреева приводит наиболее «синтетическое», которое сводится примерно к следующему: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов»1. Это определение достаточно универсально, оно не претендует на точность дефиниции и носит скорее описательный характер, допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям.

Исходя из этого определения, специфическим признаком малой группы, отличающим ее от больших групп, являются общественные отношения, выступающие в форме непосредственных личных контактов. Следует отметить, что малая группа — это не просто любые контакты между людьми, так как и в произвольном случайном собрании людей всегда есть какие-нибудь контакты, это контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые, в то же время, опосредованны совместной деятельностью.

Малые группы функционируют в различных сферах жизнедеятельности общества и выступают в качестве социальной микросреды, которая оказывает непосредственное воздействие на формирование и развитие личности. Ученые нашей страны при изучении малых групп используют деятельностный подход, из которого выходит, что особенности групповой деятельности в конкретных социальных условиях влияют на формирование и развитие малых групп.

Американский социолог Т.Миллз выделил четыре причины, из-за которых необходимо изучать малые группы:

1. Прагматическая. Знание того, что происходит в малых группах, очень важно, так как в них принимаются решения, имеющие (играющие) большую роль в истории как общностей, так и общества, так как влияют на образ жизни и быта людей. Например, небольшая группа лидеров может заставить свою нацию действовать определенным образом, а принимаемое сугубо индивидуально миллионами людей решение о количестве детей может привести к демографическому взрыву. Также знание групповой динамики может помочь человеку наиболее оптимально функционировать в группе.

2. Социально-психологическая. В малых группах постоянно происходит столкновение социальных и индивидуальных интересов, которые существенно влияют на человека. Поэтому, изучая группу, можно наблюдать за взаимодействием этих давлений и даже проводить эксперименты.

3. Социологическая. Главное здесь — познание малых групп как таковых, на основе чего возможна разработка эмпирически обоснованных теорий изменения этих систем.

4. Наиболее претенциозная причина, связанная с тем, что малые группы это особый случай систем более общего типа — социальных систем. Малые группы это не просто микросистемы, в значительной степени они суть микрокосмы больших обществ. Многие социетальные черты представлены в них в миниатюре: разделение труда, способы обмена, правление, иерархия престижа, идеология и т.д. Тщательное изучение этих микросистем позволит построить теоретические модели, которые затем можно будет апробировать в применении к обществам, которые менее доступны для непосредственного исследования1.

Американский социолог Р.Мертон2 считал, что социальная группа — это совокупность людей, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признаваемых ее членами, с точки зрения других людей. Он выделял три основных существенных черты, свойственных множеству групп: взаимодействие, членство и групповая идентичность.

До сих пор остается дискуссионным как вопрос определения малой группы, выделения ее наиболее существенных признаков, так и вопрос о количественных параметрах малой группы, о ее нижнем и верхнем пределах.

Дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы идет в научной литературе уже довольно давно.

Наиболее широко распространено представление о том, что наименьшей группой является группа из двух человек, так называемая «диада» или «пара», с ним соперничает точка зрения, полагающая, что наименьшее количество членов малой группы не два, а три человека. Исходя из этого, в основе всех разновидностей малых групп лежат так называемые «триады».

Я.Щепаньский, в отличие от других социологов (например, Н.Смелзера), отмечал, что группа начинается только в том случае, когда индивид А в рамках единой социальной организации состоит в отношениях не только с Б, но и с В, а также и с тем, что происходит между Б и В. Графически различие между общностями двух и трех индивидов будет выглядеть следующим образом3.

А Б А

Б В

Пара — это объединение с наименьшим числом лиц одного или разного пола. В паре отношения и контакты между двумя индивидами наиболее часты и непосредственны, поэтому она является самой элементарной частицей, составляющей общественную жизнь. Но невозможно всю общественную жизнь разложить только на взаимоотношения между двумя индивидами, и анализ происходящего между ними не сможет стать ключом при выяснении причин всех происходящих в обществе явлений. Хотя, конечно, исследования взаимодействий и связей, возникающих между двумя лицами, имеют большое значение.

Я.Щепаньский приводит следующие классификации пар1:

1. Пары, объединенные связью, образованной сексуальными или гетеросексуальными отношениями: предсупружескими, супружескими, послесупружескими или гомосексуальными.

2. Пары, объединенные родственной связью: мать-дочь, мать-сын, отец-сын, отец-дочь, брат-брат, брат-сестра, сестра-сестра, или другая пара, связанная любыми близкими отношениями (взрослый-ребенок).

3. Пары друзей.

4. Пары, связанные отношениями соподчинения.

5. Пары, связанные отношениями помощи: помогающий и тот, которому помогают.

6. Пары, связанные отношениями воспитания.

7. Пары, создаваемые мимолетными обстоятельствами (например, проводник и турист и др.).

На основе личных и предметных контактов происходит создание пар как устойчивых союзов. Но все же решающую роль в них играют черты личности, так как контакты в паре всегда непосредственные и многое зависит от непосредственной реакции на личные черты.

Со временем в каждой паре в большей или меньшей степени появляется «чувство интимности». Данное чувство является основой для появления сети отношений, благодаря которой связываются более широкие круги, состоящие из нескольких человек, например, друзья наших друзей — это наши друзья, а также является основой создания неформальных групп внутри формальных.

Неформальная группа — это такая социальная общность, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса.

Форма существования неформальных групп может быть разной, они могут функционировать как относительно изолированные, замкнутые социальные общности (например, разнообразные неформальные молодежные группы, люди, случайно объединившиеся для игры в волейбол на пляже, и т.д.) и могут складываться внутри официальных групп, быть составной частью официальной группы (например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальная структура в самом общем виде может быть также определена как модель устойчивого (повторяющегося) поведения. В этом случае определение отсылает к социальному взаимодействию, а точнее, к социальным отношениям как типу взаимодействий, характеризующимся повторяемостью, регулярностью, постоянством.

Социальные общности — это относительно устойчивые реальные совокупности людей, которые отличаются более или менее сходными условиями жизни и образом жизни, а также более или менее сходными интересами и могут выступать в качестве самостоятельного субъекта социального действия.

Выделяют следующие общности: а) статистические (то есть номинальные; их также называют социальными категориями). Они создаются для целей статистического анализа; б)    реальные общности; в)    массовые (то есть агрегаты) — совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые зависят от ситуации и не фиксированы; г)    групповые общности. В этом случае принято дополнительно различать малые и большие социальные группы. Социальная группа может рассматриваться как разновидность социальной общности. Необходимо отметить, что некоторые исследователи, наоборот, рассматривают социальную общность как разновидность социальной группы.

Социальная группа — объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности и традиции. Социальная группа — одна из основных составляющих социальной структуры. Скрепляющим фактором для группы является общий интерес, то есть духовные, экономические или политические потребности.

Принадлежность к группе предполагает, что человек обладает некоторыми характеристиками, которые с точки зрения группы являются ценными и значимыми. С этой точки зрения выделяют «ядро» группы — тех ее членов, которые обладают данными характеристиками в наибольшей степени. Остальные члены группы формируют ее периферию.

Конкретная личность не может быть сведена к членству в одной группе, так как непременно принадлежит сразу к достаточно большому числу групп. И действительно, мы можем распределить людей на группы очень многими способами: по принадлежности к конфессии; по уровню дохода; с точки зрения их отношения к спорту, к искусству и т.д.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2006.
  2. Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та,1982.
  3. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Избр. произв.: В 2 т. Т.2—М.: Мысль, 1964.
  4. Гумплович Л. Основы социологии / Пер. под ред. В.М.Гессена. СПб., 2001.
  5. Краткий словарь по социологии / Сост.: Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова; Под общ.ред.: Д.М.Гвишиани,Н.И.Лапина. — М.: Политиздат, 1989.
  6. Миллз Т. О социологии малых групп // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы / Сокр. пер. с англ. В.В.Воронина, Е. В.Зиньковского: Ред. и вступ. ст. Г.В.Осипова. — М.: Прогресс, 1972
  7. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т.Парсонс, А.Шюц: Тексты / Сост. Е.И.Кравченко: Под ред.В.И.Добренькова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
  8. Социологический энциклопедический словарь: На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-координатор Г.В.Осипов. М.: Издательская группа ИНФРА—НОРМА, 1998.
  9. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Пер. с польск. В.Ф.Чесноковой; Ред. и вступ. ст. Р.В.Рывкиной. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1967.
  10. Фролов С.С. Социология. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2006.
  11. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В.Осипова; Ред.-сост. А.В.Кабыща. — М.: ИСПИ РАН, 1995.
  12. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. — Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1995.

     

     

     

 

 

 

 


 

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->