Понятие социализации личности

Культура в своей основе, в ее главных и определяющих чертах наследуется человеком не генетически, а социально, т. е. передается от поколения к поколению. Социализация — процесс становления личности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Наиболее общим является понятие «человек» — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, созданием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно.

Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной «группы», как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только является объектом общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность — не только объект в продукт общественных отношений, но в активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции: Что значит быть личностью? Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: «на том стою, Я не могу иначе».

Быть личностью — значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой в обществом, в котором живешь. Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Личность — это активно осваивающий в целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения в форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой. Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.

Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека. Личность определяется не своим характером, темпераментом и физическими качествами и т. п., а тем, 1) что и как она знает; 2) что и как она ценит; 3) что и как она созидает; 4) с кем и как она общается; 5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет, а главное, какова мера ее ответственности за свои поступки, решения, судьбу.

Человек усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли. Данный процесс не следует понимать как механическое перенесение извне вовнутрь, поскольку в ходе социализации человек преобразует ценности своего окружения в свои собственные.

Социализация включает в себя как стихийное, так или целенаправленное воздействие. В последнем случае иногда говорят о воспитании, которое противопоставляется собственно социализации.

Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, — «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». К середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации (хотя, конечно же, такое разделение, во-первых, весьма условно, а во-вторых, довольно огрублено).

Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным (общество — субъект воздействия, а человек — его объект). У истоков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский — Талкот Парсонс.

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида.

Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Социализация имеет два не исключающих друг друга понимания. Во-первых, социализация может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого индивид превращает внешние нормы, навязываемые ему его окружением, во внутренние, которым он подчиняется добровольно. Другими словами, личность делает нормы частью собственного «Я». Во-вторых, социализация может рассматриваться так же как важная составляющая социального взаимодействия: индивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие ожиданиям других, и благодаря этому стремлению они социализируются.

Социализации может отводиться разная роль. С точки зрения структурного функционализма социализация оказывается практически тотальным процессом, который целиком определяет то, какими чертами будет обладать личность. К этой точке зрения присоединяются и психоаналитические теории, утверждающие, что в детстве закладываются схемы (паттерны) взаимодействия, которые будут определять все дальнейшие взаимодействия в жизни человека.

Благодаря социализации человек приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социализация — не однократный и кратковременный процесс, а длительный, продолжающийся всю жизнь индивида. Выделяют начальную стадию социализации, социализацию детства, юношеского периода, зрелости и старости. Каждая стадия социализации имеет свои особенности.

Социализация способствует реализации потребностей, возможностей и способностей, налаживанию нормальных взаимоотношений между людьми, € различными группами, социальными институтами, с обществом в целом.

Характер и тип социализации определяется особенностями того общества, той культуры, в которое она осуществляется. Принципиальные различия в целях социализации порождают коренные отличия в формах, способах и методах ее проведения.

Понятие «социализация личности» обычно трактуется как начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения человеком социальных ролей и культурных норм. Другими словами, речь идет об освоении огромного социально-культурного опыта. Этот процесс предполагает как включение личности в систему общественных отношений, так и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. На протяжении жизни каждому из нас приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице.

Социализация обусловлена разнообразными социальными, социально-психологическими, психолого-педагогическими факторами. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. Необходимо различать целенаправленные усилия общества и его различных социальных институтов по оформлению личности (т.е. собственно воспитание), влияние среды и ближайшего окружения личности, активность личности, избирательно продвигающейся к ближнему окружению, к его нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям, самовоспитанию и саморегулированию поведения.

Процесс социализации начинается в самом раннем детстве и прекращается в старости. Первичная социализация охватывает период детства, вторичная — остальную часть жизни человека. Первичная социализация, по мнению большинства исследователей, оказывает наиболее сильное влияние на становление личности, а вторичная социализация как бы накладывается на то, что было приобретено при первичной социализации. Именно семья обеспечивает вход индивида в другие социальные структуры любого уровня. От того, насколько плавно и бесконфликтно осуществлялась социализация, зависит, насколько комфортно будет чувствовать себя человек во взрослой жизни.

В процессе социализации у индивида формируется собственный образ, который включает следы образов значимых других из детства. И действительно, то, как будет вести себя человек во взрослой жизни, в значительной степени определяется тем, какое ролевое поведение было свойственно членам его семьи. Дело не только в том, что во многом по модели собственной семьи будет построена семья во взрослой жизни; можно говорить о том, что формы взаимодействия в первичной группе будут перенесены и на взаимодействие во вторичных группах.

Неудачная первичная социализация может привести к тому, что представления индивида о реальности не будут соответствовать ей. В этом случае личность может либо пройти процесс ресоциализации и усвоить новые представления, либо выбрать асоциальное поведение.

В соответствии с разграничением первичной и вторичной социализации выделяют семью как первичную группу и вторичные группы, в которые впоследствии включается личность.

Вторичные группы могут быть как формальными, так и неформальными. Принадлежность к одной из них может оказывать на индивида разное воздействие, и главным фактором в этом случае будет то, насколько сильно отождествляет себя индивид с данной группой. Соответственно, чем сильнее отождествление, тем в большей степени поведение будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данной группе. Ч.Х. Кули даже считал, что при сильном отождествлении индивид отрицает себя.

Можно говорить о достижении определенной степени завершенности социализации, когда личность приобретает достаточную социальную зрелость, что проявляется в достижении интегрального социального статуса. Это означает, что личность:

– умеет распоряжаться деньгами независимо от других;

– имеет возможность обеспечивать себя средствами к существованию;

– способна проживать отдельно от родителей;

– самостоятельна в выборе образа жизни.

В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

Человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет). Далее будет рассмотрена социализация человека до этапа молодости, т.е. социализация подрастающих поколений.

Орвиль Г. Брим-младший выделил следующие важные отличия социализации взрослых и детей. Социализация взрослых выражена в изменении их внешнего поведения, детская — корректирует базовые ценностные ориентации. Взрослые могут оценивать нормы, дети — только усваивают их.

Социализация взрослых предполагает понимание того, что между «черным» и «белым» есть множество оттенков, дети же воспринимают все непосредственно, через идеал.

Социализация взрослых направлена на овладение навыками и умениями, детей — на мотивацию их поведения.

Роджер Гоулд полагал, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, а представляет собой процесс преодоления сложившихся в детстве психологических тенденций.

Содержание социализации, то есть то, что усваивает индивид, определяется ценностными ориентациями членов общества: так, американцы ценят уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность, а индийцы — созерцательность, пассивность и мистицизм. Социальные нормы определяют также то, какие качества в процессе развития ребенка будут поощряться окружающими, а какие встречать неодобрение с их стороны.

Социализация личности происходит в основном на базе группового опыта. Именно в результате взаимодействия людей в малых и более крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм.

Огромную роль играет в процессе социализации индивидуальный опыт. Нет и не может быть двух одинаковых процессов социализации личности, и поэтому не бывает двух одинаковых личностей.

Различают первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация связана с прямым воздействием на человека его непосредственного окружения, первичных социальных групп, в которые он включен: семья, родственники, друзья и пр. Родители являются первыми агентами социализации.

Благодаря особенностям семейного воспитания, его чертам и принципам, семья является группой, имеющей первостепенное значение в социализации личности.

Всеобъемлющее влияние родителей и всей жизни семьи на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действительности, Выступают подкрепление, идентификация, понимание.

Подкрепление (иногда называют имитация) предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям и ориентациям семьи. Ребенок усваивает моральные нормы и ценности семьи, пропуская их через свое «Я», личный опыт, тем самым формируя свой свод правил поведения.

Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих родителей, признавая их авторитет, будет в той или иной степени подражать им, использовать их опыт и манеру поведения с окружающими, с действительностью,

Понимание направлено на содействие самосознания ребенка и его личности в целом.

Рассмотренные механизмы указывают только пути социализации, тогда как содержание социального опыта зависит от конкретной семьи.

Следует отметить, что любой человек в своей жизни может проходить процесс ресоциализации—усвоение новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения. В наиболее общей форме ресоциализация происходит каждый раз, когда мы узнаем что-то, не совпадающее с нашим прежним опытом, заставляющее нас по-новому вести себя в новой ситуации (примеры ресоциализации: выпускник школы поступает в вуз, ему необходимо вести себя уже не как учащемуся школы, а как студенту, он проходит процесс ресоциализации; человек, который жил в браке и развелся, тоже подвержен ресоциализации, — все это примеры «мягкой» ресоциализации; если же, человек становится членом религиозной секты, то ценности, нормы и мировоззрение его меняются кардинально).

Десоциализа́ция (лат. de (отсутствие, устранение чего-либо) + фр. socialisation (социализация)) — утрата индивидом, по каким-либо причинам, социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.

Десоциализация может достигать различных уровней, от лёгкой дезориентации в социальных ситуациях, до полной потери связи с социальной средой. В случае сильной десоциализации личность, зачастую, уже не может восстановить утраченные ценности, нормы и роли в полном объёме. Сильная десоциализация имеет место при попадании индивида в экстремальные условия. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагерятюрьмы и колонии, психиатрические больницы,психоневрологические интернаты, а в некоторых случаях и проходящие службу в вооружённых силах

Причины могут быть самые различные: длительная болезнь, отпускпсихическое расстройство, изоляция и тому подобное. По мнению сторудников факультета психологии МГУдоктора психологических наук Александра Шамилиевича Тхостова и кандидата психологических наук Константина Глебовича Сурнова, к десоциализации могут приводить чрезмерное использование современных технологий и современная культура. В настоящее время они занимаются изучением десоциализирующего влияния развлекательных телекоммуникационных технологий (викторин, лотерей, реалити-шоу и тому подобного), Интернета (веб-форумовблогов, игр и прочего) и «глянцевых» журналов.

Когда человек отвечает на вопрос: «Кто я такой?», он дает самоопределения. Ответы на этот вопрос и составляют то, что социологи называют собственным «Я», или самостью.

Самость—набор понятий, с помощью которых мы определяем, какие мы есть. Формирование собственного «Я», т.е. самости, представляет собой центральную часть процесса социализации.

Самость — не биологическая данность, она развивается в процессе взаимодействия человека с другими людьми и формируется на базе действий других людей, которые становятся частью индивида в результате отождествления им себя с этими другими и его самооценки с точки зрения этих других.

Ответ на вопрос: «Кто я такой?» известен человеку еще до того, как вопрос был задан. Ответ состоит из всех определении наших ролей, принципов и целей, которые начинают формироваться у нас под влиянием окружающих, под влиянием семьи с момента нашего рождения: «ты — мальчик» («ты — девочка»), «ты — мой сын» (дочь), «ты — русский», «ты — хороший» (или наоборот «ты — плохой») и т.д.

Самость — это наши идеи по поводу собственных качеств, способностей и поведения. В повседневной жизни мы ощущаем присутствие самости в таких фразах, как: «Горжусь собой», «Разговариваю сам с собой», «Потерял контроль над собой», «Стыдно за себя», «Испытываю себя», «Ненавижу себя» и «Люблю себя». Эти понятия представляют собой сердцевину человеческой сущности, осознание того, что каждый из нас есть уникальное творение, отличающееся от других и в то же время похожее на них.

Образ каждого человека как уникального, автономного, самодостаточного существа дает ощущение психической целостности. У индивидов, страдающих какой-либо формой сильного душевного заболевания, особенно шизофрении, отсутствует четкое представление о самих себе и о границах собственной личности, т.е. о том, где начинается и где заканчивается их личность. Поэтому многие из них теряются в потоке обрушивающихся на них стимулов.

 

 

 

 

 

2 Агенты социализации личности

 

Социализация личности как процесс передачи ценностей осуществляется посредством социальных агентов (институтов), важнейшими из которых являются семья, образование, средства массовой информации. Причём часть из них, например, образование, участвует в направленной социализации, остальные в стихийной, которая представляет собой непосредственное общение людей, в процессе которого происходит обмен деятельностью, умениями, навыками, транслируются ценности, нормы, идеалы.

Первичным и, пожалуй, самым важным институтом социализации является семья. Именно в семье закладываются первые мировоззренческие установки человека и модели социального поведения. На протяжении всей последующей жизни человека, за редким исключением, именно члены семьи выступают как значимые другие, именно их мнение является важнейшим для определения социальных ориентаций, так как семья создаётся на основе общности интересов и ценностей. Все сложнейшие конструкции общественной организации строятся на фундаменте, который присутствует в той или иной форме во всех обществах. Таким фундаментом является семья – наиболее устойчивое социальное образование – 85% людей в мире живёт в семье

Агенты первичной социализации – это ближайшее и непосредственное окружение человека (родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, другие родственники, няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, руководители внеклассных кружков и т.д.). Агенты вторичной социализации – это представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, милиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации и т.д. Каждый из агентов первичной социализации может выполнять множество функций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной – одну-две. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы. Так, взаимозаменяемы некоторые функции родителей и ровесников – сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых. Однако этого же нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они являются узко специализированными: судья не может заменить бригадира или учителя (Кравченко, 1995; 1999).

Агенты первичной социализации составляют первичную среду личности. Агенты вторичной социализации относятся к формальному (официальному) окружению человека, вторичной среде. Для ранних этапов социализации характерна исключительная значимость первичной среды. По мере взросления человека, овладения им какой-либо профессией, развития его деятельности в тех или иных организациях возрастает роль вторичной среды. Тем не менее первичная среда всегда остается «ближе» для человека и более значимой.

Если говорить о норме, то с первых дней своего появления на свет ребенок оказывается в сфере семьи. Хотя контакты с матерью в течение первых месяцев жизни ребенка имеют для него преобладающее значение, постепенно начинает сказываться и влияние других членов семьи. Будет ли он в ней единственным ребенком или окажется одним из братьев и (или) сестер, старшим или младшим – все это не может не влиять определенным образом на формирование его личности. Так, единственные дети в семье могут иметь существенные преимущества в некотоpыx отношениях перед детьми, имеющими братьев и сестер. Единственный ребенок обладает более высоким уровнем самооценки, он легко принимает помощь в случае необходимости, в большинстве тестов на проверку знаний и «логических» способностей он имеет самые высокие показатели. С другой стороны, единственный ребенок не привык к близкому общению с другими детьми (для него более естественны отношения «родитель – ребенок»). Он часто не знает, как вести себя в интимных отношениях позже, когда женится или выодит замуж. Он не привык к сложностям других индивидов. Единственный сын обычно ожидает от жены, что она облегчит ему жизнь, не требуя ничего взамен. Единственная дочь часто сверх защищена родителями, что заставляет ее ожидать только заботы от друзей и мужа впоследствии (Андреева, 1998).

Позиция ребенка среди братьев и сестер, как заметил еще З. Фрейд, имеет важнейшее значение для всей его последующей жизни. Позднейшие исследования показали, что люди, занимающие одинаковые позиции в структуре семьи, имеют тождественные характеристики. Как отмечает Т.В. Андреева, при прочих равных условиях некоторые пары уживаются лучше других только потому, что их ролевые позиции удачно дополняют друг друга. Это означает воспроизведение одних и тех же условий в отношении возраста и ролей, к которым каждый привык в своей родной семье. Например, младшая сестра братьев обычно лучше сходится со старшим братом сестер. Такое соотношение возрастно-ролевых позиций оказывается наиболее комфортным для обоих.

По достижении ребенком семилетнего возраста он попадает в официальную систему образования, которой придается большое значение в социализации подрастающего поколения. Задача отечественной средней школы состоит в том, чтобы дать ученикам знания и умения, которые позволили бы им стать гражданами, приносящими пользу своей стране. Если ребенок не посещал до этого детский сад, то именно в школе он впервые попадает в формальную организацию со своими правилами и регламентациями. Здесь он усваивает, что необходимо вовремя приходить на уроки, отвечать на вопросы учителя, быть доброжелательным по отношению к своим одноклассникам и т.п.

Успешное овладение ролью учащегося основано на соответствующем уровне его мотивации. Сильная позитивная мотивация может даже выступать как компенсаторный фактор в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков. Поэтому очень важной задачей школы является целенаправленное формирование у учащихся мотивации учебно-трудовой деятельности (Реан и Коломинский, 1999).

Фигура учителя приобретает большое значение на данном этапе социализации. Отечественные психологи выделяют специфические функции педагога, в которых находит отражение воспитывающая направленность его профессиональной работы. Таковыми являются следующие функции: информационная (глубокие знания и умелое владение учебным материалом, применение на практике разнообразного методического инструментария, обеспечивающего оптимальную передачу знаний учащимся и прочное осмысленное усвоение их школьниками), мобилизационная (активизация познавательной деятельности учащихся, организация их самостоятельной, инициативной работы, поддержание и развитие интереса школьников к учебе, полезному труду), развивающая (учет индивидуально-психологических характеристик и возрастных особенностей учащихся и развитие их способностей, формирование личности школьника), ориентационная (формирование у учащихся социально одобряемых мотивов поведения, мировоззренческих принципов). Очевидно, что все эти специфические функции тесно взаимосвязаны, и любое педагогическое воздействие осуществляется в их единстве (Петровский, 1987). Следует еще отметить, что в идеале действия учителей и родителей должны быть взаимодополняющими, что подразумевает необходимость их тесного контакта и сотрудничества.

В качестве агентов социализации необходимо также назвать одноклассников школьника и вообще его сверстников. Психологической основой контактов между учениками класса, детьми примерно одного и того же возраста является потребность в общении. Она заметно проявляется у детей еще в возрасте четырех-пяти лет, а с поступлением в школу начинается новый этап развития этой потребности.

По данным А.А. Реана и Я.Л. Коломинского, проявляя свою потребность в общении, ученики начальных классов обнаруживают значительные индивидуальные особенности

В школьные годы, так же как и в студенческие, взаимодействие со сверстниками может быть основано на помощи по учебе. По данным Г.В. Акопова, около 30% студентов достаточно часто обращаются за помощью к сокурсникам. Очень редко встречаются ответы «никогда» в вопросе обращения за помощью (4%-9%). Влияние контактов опрошенных с членами своей студенческой группы проявляется следующим образом:

1. Ощущение общности целей, интересов, настроений, поведения.

2.Развитие Я (индивидуализация) посредством сравнения с другими членами группы («видишь, что кто-то занимается лучше, чем ты, и стараешься заниматься лучше сам», уверенней чувствуешь себя, появляется стимул для самосовершенствования», «стараешься не отстать от других», «учусь, кaк делать не надо» и т.д.).

3.  Возможность общения, обмена информацией,  помощи (Акопов, 2000).

В последующие годы после школы и вуза человек также активно взаимодействует с людьми своего возраста, пола, профессионального уровня, социального статуса и т.п. Чаще всего друзьями становятся люди, имеющие однородные объективные характеристики, потому что они имеют сходные интересы. В ходе дружеских контактов происходит взаимовлияние людей. Не случайно для друзей характерна общность мнений и ценностей.

К числу агентов социализации относятся и сpeдствa массовой информации – телевидение, радио, печать, кино, видеозапись. Дети и взрослые в разных странах проводят перед экpaном телевизора значительную часть своего времени. Дети знакомятся с тем, как выполняются социальные роли людьми, занятыми в той или иной профессии, обладающими определенным социальным статусом. Не только дети, но и взрослые воспринимают современный мир в значительной степени сквозь призму телевизионного изображения. По данным западных исследователей, в случае, если освещение событий газетой и телевидением различается, телевизионной версии верят вдвое больше людей, чем газетной (Гидденс, 1999). Имеется множество свидетельств, показывающих, что средства массовой информации оказывают глубокое воздействие на социальные установки и поведение детей и взрослых.

 

 

 

 

3 Теории, объясняющие процесс социализации личности

 

Личность социальна, потому что ее непосредственное формирование  и развитие напрямую сопряжено с обществом и его культурой. Личность усваивает существующую культуру того или иного общества под воздействием своих родителей, учителей, ровесников.

Хортон Кули, американский социальный психолог, считал, что в основе формирования личность лежит множественное взаимодействие людей с окружающим их миром. В процессе подобных взаимодействий люди создают своё «зеркальное Я», которое состоит из трёх элементов:

— того, как нас воспринимают другие, с нашей точки зрения;

— того, как эти другие реагируют на то, что видят, с нашей точки зрения;

— того, как мы действуем в ответ на воспринятую нами реакцию других.

Данная теория акцентирует внимание на интерпретации мыслей и чувств других людей той или иной личностью. Джордж Герберт Мид, американский социолог-психолог, рассмотрел процесс развития нашего «Я» немного масштабнее. Человеческое «Я» он считал абсолютно и полностью социальным продуктом, который формируется на основе взаимоотношений с другими людьми. Маленькие дети неспособны понять, а значит и объяснять себе мотивы поведения других людей, только лишь научившись осмысливать своё поведение, они становятся способными сделать свой первый серьезный шаг в жизнь. Думая о себе, дети могут думать о других, что можно охарактеризовать как процесс  приобретения чувства своего «Я».

Итак, Мид выделил три различные стадии формирования личности (стадии социализации личности). Первая стадия развития личности – это  имитация. На этой стадии дети, не понимая поведения взрослых, все равно его копируют. Например, таская по комнате свой игрушечный пылесос, ребенок может пытаться помочь своим родителям вычистить пол.

Далее следует игровая стадия развития личности, на протяжении которой дети воспринимают поведение как исполнение заданных ролей. Это может быть роль врача, пожарного, космонавта или музыканта. Дети играют и в процессе этой игры воспроизводят определенные роли. Вы можете отследить, как дети играют в куклы, при этом общаются с ними то ласково, то сердито, так, как это делают настоящие родители, и отвечают вместо кукол так, как сам ребёнок отвечает родителям. Не менее важный момент в процессе развития своего «Я» – это переход от одной роли к другой, который развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям смысл других членов общества.

Мид считал, что человеческое «Я» состоит из двух частей: «Я – сам» и «Я – меня». «Я – сам» – это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я – меня» – это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей, например, таких как родные или друзья. «Я – сам» реагирует на воздействие «Я – меня» так же, как и на воздействие других людей. Например, «Я – сам» реагирую на критику, старательно обдумываю её суть; иногда под влиянием критики моё поведение меняется, иногда нет; это зависит от того, считаю ли я эту критику обоснованной. «Я – сам» знаю, что люди считают «Я – меня» справедливым человеком, всегда готовым прислушаться к мнению других. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают своё «Я – меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатление о себе.

Далее следует стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого «другого» – безликого человека «со стороны», олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают своё поведение по стандартам, установленным «другими со стороны». Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

Теория развития личности (теория социализации личности), разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические, и в частности сексуальные, побуждения противоречат нормам культуры, а социализация ни что иное, как процесс, призванный обуздать эти побуждения.

Теория личности Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид или  другими словами «Оно», Эго или другими словами «Я», Суперэго или другими словами «сверх – Я».

Ид, «Оно» – источник энергии, который направлен на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. «Оно» побуждает нас не только к сексу. Эта энергия сподвигает к осуществлению таких функций организма, как приём пищи и реализация естественных потребностей.

Эго, «Я» контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряжённость, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает ему употреблять в пищу ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго, «сверх – Я» – это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование и дальнейшее развитие личности ребёнка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несёт ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Стадии сексуального развития. Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определённым участком тела – той или иной эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и Суперэго.

В самом начале жизни ребёнка эрогенной зоной является рот. Вся энергия младенца направлена на то, чтобы получить удовлетворение через рот – не только от приёма пищи, но и от процесса сосания как такового; таким образом, источником удовольствия для ребёнка является рот. Данный период жизни малыша Фрейд назвал оральной стадией.

На второй, анальной стадии главной эрогенной зоной становится задний проход. В это время дети стремятся к самостоятельности, а родители стараются приучить их просится на горшок. В этот период важное значение приобретает умение контролировать процессы экскреции.

Третья стадия названа фаллической стадией. На этой стадии главным источником удовольствия для ребенка является пенис или клитор. Именно в этот период, как считает Фрейд, начинают проявляться различия мальчиков и девочек. Мальчики вступают в так называемую Эдипову стадию – подсознательно они мечтают занять место своего отца рядом с матерью; девочки же осознают, что у них отсутствует пенис, поэтому они чувствуют себя неполноценными по сравнению с мальчиками.

После окончания латентного периода, когда девочки и мальчики еще не обеспокоены проблемой половой близости, в жизни юношей и девушек наступает генитальная стадия. В этот период сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удовольствия становится половое сношение с представителем противоположного пола.

Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определённой последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До этой стадии им, по всей вероятности, кажется, что предмет перестаёт существовать, когда они на него не смотрят. Существование данной стадии может подтвердить любая приходящая няня, которая знает, как пронзительно кричат младенцы, видя, что родители уходят, а через полгода, прощаясь с родителями, они весело машут им ручкой.

Второй период, от двух до семи лет, называется предоперациональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения. В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто-то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают.

В возрасте от семи до одиннадцати лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. Пиаже называет этот период стадией конкретных операций. Например, если на данной стадии детям показывают ряд из 6 палочек из лежащего рядом комплекта, они могут выбрать их, не прикладывая каждую палочку из комплекта к палочке из ряда. Дети меньшего возраста, ещё не научившиеся считать, чтобы получить нужное число, кладут палочку к палочке.

В возрасте примерно от двенадцати до пятнадцати лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а так же размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умение и навыки, усвоенные на этой стадии.

Фрейд считал, что Суперэго осуществляет нравственную функцию, поощряет и наказывает Эго за его поступки. Гарвардский психолог Лоренс Колберг (1963), придававший большое значение нравственному развитию детей, разработал еще один подход к проблеме, в которой чувствуется сильное влияние теории Пиаже.

Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют друг друга в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Пиаже Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают, по крайней мере, третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.

Две первые стадии развития личности или стадии социализации личности относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания –первая стадия, или заслужить поощрение  – вторая стадия. На третьей стадии развития личности начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение.

На четвертой стадии развития личности люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает её, потому что это «правильно». Как считает Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.

На пятой стадии развития личности люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются собственные суждения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Например, нельзя обманывать налоговое управление, ведь если бы все так поступали, наша экономическая система развалилась бы. Но в некоторых случаях может быть оправдана «ложь во спасение», щадящая чувства другого человека.

На шестой стадии развития личности у людей формируется собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому человеку. Наверное, Махатма Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг и были мыслителями, достигшими этой высшей стадии нравственного развития.

Экспериментальные исследования выявили некоторые недостатки теории Колберга. Поведение людей часто не вполне соответствует той или иной стадии: даже находясь на одной и той же стадии развития личности, они могут вести себя по-разному в сходных ситуациях. Кроме того, возникли вопросы относительно шестой стадии развития личности: правомерно ли считать, что несколько выдающихся деятелей в истории человечества достигли какого-то особого уровня развития своей личности? Быть может, дело скорее в том, что они явились на определенном историческом этапе, когда их идеи обрели особое значение. Однако, несмотря на критику, труд Колберга обогатил наше понимание развития нравственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Волков Ю.Г. Социология. – Ростов-на-Дону, 2008
  2. Кравченко А.И. Социология. – М., 2011.
  3. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах: учебное пособие. –М., 2010.
  4. Общая социология: учебное пособие / Под общей ред. проф. А.Г. Эффендиева.– М., 2000.
  5. Смелзер Н. Социология: пер. с анг. – М., 2006.
  6. Социология: учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. –М., 2008.
  7. Филатова О.Г. Социология: учебник для вузов. – Спб., 2008.
  8. Фролов С.С. Социология. – М., 2010.

     

     

     

     

     


     

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->