ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА

Общество — это социальный организм, состоящий из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее воспроизводства, осуществления и развития как единого целого.

Общество-это не сумма индивидов, а это ансамбль человеческих отношений. Социальные отношения — это отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления. Человеческое общество постоянно изменяется. Оно развивается от простого к сложному. На одной и той же территории менялись этносы и типы экономики, религии и политические режимы. Так, на территории Казахстана древних саков сменили кочевники-тюрки, затем пришла исламская культура.

Общество вообще существует в нескольких смыслах. Первый смысл — общество вообще — понятие философское. Второй смысл — это человечество, социум, то есть все люди, населяющие планету.

В третьем варианте общество — это социальная организация конкретной страны, народ в широком смысле. При этом здесь сочетаются три понятия. Страна — часть территории, имеющая определенные границы и государственный суверенитет. Государство — политическая организация страны, включающая определенный тип режима (республика или монархия), органы и структуру правления (президент, правительство, парламент). Общество в этом случае — социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. В таком виде общество является объектом социологии чаще всего.

В четвертом варианте общество — это какая-либо общность, группа (студенческое общество, общество садоводов-любителей…).

Общество — социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.

Структурная сложность общества предполагает разнообразие способов его квалификации. устойчивым в социологии является деление общества на традиционного и индустриальное (современное). В разработку этих понятий значительный вклад внесли немецкий социолог Ф.Тённис, французский социолог Р.Арон, американский экономист и социолог У.Ростоу.

Традиционным считается общество с натуральным сельскохозяйственным укладом, примитивным ремесленным производством, неразвитым разделением труда, малоподвижной сословно-корпоративной структурой, иерархической системой власти, с основанным на традициях, обычаях и религиозных верованиях способом социокультурной регуляции. В сегодняшнем западном понимании – это примитивное отсталое общество, которому присущи низкие темпы развития производства, большая инертность, невосприимчивость к нововведениям.

В отличие от традиционного, общество индустриального типа характеризуется ростом промышленности, радикальным изменением методов производства, гибкостью социальных структур и форм организации социальной жизни. можно выделить следующие черты индустриального общества: развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации; механизация и автоматизация производства и управления; массовое производство товара на широкий рынок; высокая развитость средств транспорта и коммуникаций; рост урбанизации и социальная мобильность; увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления; формирование гражданского общества.

Получившая наибольшее распространение в период 60-х гг. ХХ в. теория индустриального общества в 70-е гг. дополняется концепцией постиндустриального общества, разработанной в американской (Д.Белл, А.Тоффлер) и западноевропейской (А.Турен, Ж.Фурастье) социологии

Над феноменом общества, его типами, элементами, структурой и природой общественных отношений люди размышляют с древнейших времен. Гераклитова теория разума связана с обществом как с социальной реальностью. Здесь люди общаются друг с другом, управляют и контролируют одни других, здесь основа уверенности людей в том, что они живут в реальном мире. У Платона и Аристотеля размышления об обществе и его составляющих приобретают концептуальный характер. Для них общество — это подверженная постоянным изменениям социальная реальность со своими функциями, целями и возможностями принятия необходимых решений.

По мнению Гегеля, народ и общество — «это общность всех единиц, и над каждой из них всегда господствует общее».

Основатель социологии О. Конт рассматривал общество как специфическую социальную реальность, как часть объективного мира. Для обозначения этой реальности он использует различные термины: социальный организм, социальная система, социальное существование, общество.

Общество, по мнению Конта, обладает некоей двойственностью. С одной стороны, оно — продолжение биологического ряда, с другой стороны, оно — качественно новый ряд, обладающий новым качеством, которое Конт называл социальностью. Человек по природе своей социален, социальность — его естественное состояние. Но и эгоизм — также естественное состояние, поэтому социальность требует научения и усваивается индивидом посредством воспитания.

О. Конт заложил основы позитивистского направления в изучении общества, согласно которому общество представляло собой часть объективной (природной) действительности, изучаемой на основе общенаучной методологии.

Представление об обществе как объективной реальности, развивающейся по своим имманентным законам, было присуще и К. Марксу. Маркс рассматривал общество как особый социальный организм, как особую социальную форму движения материи, подчиненную своим особым законам функционирования и развития.

Основу общества составляет индивид, человек. Социальная сущность человека, по Марксу, заключается в том, что в своей действительности он есть совокупность всех общественных отношений.

В интерпретации Маркса, общество представляет собой систему связей и отношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности и, прежде всего, трудовой. Общество не состоит из индивидов и выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу, — писал он. Общество, в его понимании — это продукт взаимодействия людей, при этом люди не свободны в выборе той или иной общественной формы.

Одним из первых в истории социологической мысли Маркс разработал представление об обществе как системе. Наиболее развернутый вид оно нашло в его учении об общественно-экономических формациях.

Общественная формация, по Марксу, — это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Структура этой системы имеет следующий вид. В ее основании лежит способ производства материальных благ, т. е. экономическая подсистема. Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения. Обе стороны способа производства находятся в состоянии соответствия и взаимодействия, при этом ведущую роль играют производительные силы.

Помимо производительных сил и производственных отношений, которые составляют реальный базис общества, его структуру, формация включает в себя и надструктуру или суперструктуру. В нее Маркс включает, прежде всего юридические и политические отношения и институты, и далее — остальные сферы социальной жизни, которые, как и право, и политика, относятся к области общественного сознания или идеологии: мораль, науку, религию, искусство.

Помимо базиса и надстройки, формация, по Марксу, включает в себя и определенную структуру социальных классов, групп и слоев, которая так же, как и надстройка, выражает способ производства, базис. Наконец, в общественную формацию входят и такие компоненты, как определенные формы семьи, образа жизни и повседневная жизнедеятельность людей.

Для Маркса общественные формации — это не просто социальные системы, а ступени общественного прогресса, ведущие от предыстории к подлинной истории человечества. Таким образом, развитие общества Маркс понимал как последовательную смену общественных формаций.

Еще более глубокое обоснование общества как объективной социальной реальности сформулировал Э. Дюркгейм. Общество Дюркгейм представлял, как индивидуальную реальность, состоящую из социальных фактов. Причем объективными фактами — видами — он считал не только материальные, но и духовные элементы общества, основанные на коллективных представлениях. Социальный факт — это реальность, кристаллизованная в привычках и выраженная в определенных формах: юридических законах, нравственных установках, правилах поведения. К социальным фактам принадлежат верования, стремления, обычаи, групповое поведение.

Общество, согласно Дюркгейму, — это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Речь идет, прежде всего, о всемерном подчеркивании автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, биопсихической, воплощенной в индивидах. Общество — не простая сумма индивидов, пишет он, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами. Конечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще, чтобы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбинированы определенным образом.

Общество, согласно Дюркгейму, — самостоятельное бытие, наделенное чертами превосходства над индивидами.

Другой подход к пониманию общества, отличающийся от рассмотренных выше, можно найти у М. Вебера. В качестве предпосылки общества у Вебера выступает не социум, а осмысленно действующие индивиды. Общество у него не первее индивида, а наоборот, индивид первее общества. Для него существо общества определяют индивиды, но не их психика, как у Тарда, не их экономическая деятельность, как у Маркса, а их социальные действия.

В основе общества, по Веберу, лежит социальное действие, подразделяющееся на целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное. Развитие общества идет в направлении увеличения, роли целерационального действия.

М. Вебер рассматривал общество с точки зрения своей понимающей социологии как продукт социальных, то есть ориентированных на других людей действий.

При всем многообразии подходов обнаруживается нечто единое для всех названных авторов и направлений социологической мысли: общество — это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей.

Общество — целостная система, состоящая из множества подсистем. Субъектами обществ» и общественных отношений являются отдельные люди, коллективы людей и их институты. Коллективы людей делятся на естественные (семья, род, народ, класс, нация) и на искусственные, основанные на членстве (различные объединения по профессиям и интересам, политические партии и движения). Естественные коллективы характеризуются большей степенью интегрированное и образуют более прочные подсистемы, чем искусственные коллективы. Последние находятся в состоянии постоянного изменения и обновления. Одни из них возникают, другие — исчезают.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. общая типология общества

 

Теоретически возможны различные подходы к построению типологии обществ. Они различаются между собой по характеру критерия (критериев), который та или иная социологическая парадигма избирает в качестве оснований для классификации.

Можно выделить два наиболее общих подхода к выбору критериев типологии обществ.

Первый ориентируется на национально-государственный признак и на этом основании предлагает выделять конкретные общества, получившие свое развитие в отдельных странах в определенные исторические периоды. В рамках этого подхода можно, например, говорить о современном французском, американском, австралийском и т. п. обществах, о российском обществе конца ХУШ века или 60-х годов XX века и т. д. Рассматриваемый первый подход чаще применяется в исторической науке, социальной и политической географии, теории международных отношений.

Социология чаще имеет дело с другим подходом к классификации обществ. Так, социальная динамика родоначальника социологии Огюста Конта, опираясь на знаменитый «закон трех стадий развития человеческого ума», выделяет теологическую, метафизическую и позитивную фазы общественного развития. Герберт Спенсер разделяет общества военного и промышленного типов. Эмиль Дюркгейм пишет об обществах, основанных на механической и органической солидарности. Фердинанд Теннис строит свою концепцию на разграничении двух типов обществ— допромышленного, традиционного (община — гемайншафт — сельская, крестьянская община) и современного, промышленного (общество — гезельшафт). Эта дихотомия «гемайншафт-гезельшафт» вошла в лексикон современной социологической науки и употребляется теперь без перевода.

Марксизм в основу классификации обществ положил способ производства материальных благ, характер организации производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Для характеристики того или иного исторически определенного типа общества, характеризующегося особым типом взаимодействия производительных сил с производственными отношениями, находящимися на определенной стадии развития, К. Маркс ввел понятие общественно-экономической формации. В социологии марксизма общества делятся на 5 общественно-экономических формаций: первобытнообщинную; рабовладельческую; феодальную; капиталистическую; коммунистическую (включающую социализм как первую фазу).

В современной социологии можно считать устоявшейся следующую концепцию типологизации обществ, связанную, с одной стороны, с традицией, восходящей к именам Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Ф. Тенниса, ас другой — работами социальных мыслителей XX века: Д. Белла, А. Турена, У. Ростоу, Р. Арона и др.

В целом, общества подразделяются на два больших типа — традиционные и современные. Второй тип, в свою очередь, может подразделяться на индустриальное и постиндустриальное (информационное) общество. Таким образом, схема типологизации обществ в рамках второго (социологического) подхода может быть представлена в следующем виде (схема).






 

 

Рисунок – Современная типология общества

 

Традиционное общество представляет собой такой способ организации социума, который связан с докапиталистическими экономическими укладами аграрного типа. Для общества данного типа присуща высокая стабильность, устойчивость и воспроизводимость внутренней структуры, особый характер культурно-нормативной регуляции деятельности социальных субъектов, опирающийся на понимаемую.

В сформировавшихся к середине XX века исторической социологии и социологии модернизации в качестве традиционных обществ рассматриваются как западные, так и незападные докапиталистические общества. В качестве западного традиционного общества выступает европейский феодализм — структурированная социальная система с достаточно дифференцированным набором слоев, классов, сословий. Незападные традиционные общества могут представлять собой и общинную, и родопле-менную, и основанную на азиатском способе производства формы организации социальной жизни.

Существует ряд общих оснований для характеристики всех обозначенных групп обществ как традиционных. К ним относятся:

сходство отношений собственности: в последнем случае непосредственный производитель имеет доступ к земле только через род или общину, в первом — через феодальную иерархию владетелей. И тот и другой способы, очевидно, противостоят капиталистическому принципу неделимой частной собственности и делают социально невостребованной, невозможной «автономную личность», не имеющую какого-то определенного отношения к земле и свободно распоряжающуюся своим трудом по законам рынка;

общие особенности функционирования культуры, включающие малоподвижность, инерционность устоявшихся культурных образцов, паттернов поведения, обычаев, трудовых навыков, неиндивидуальный характер творчества, т. п.;

относительно простое и стабильное разделение труда, тяготеющее к сословному или подобному ему закреплению.

Индустриальное (промышленное) общество — это приходящий на смену традиционному обществу способ организации социальной жизни, новая, более развитая форма социальности, основанная на крупном машинном производстве, коллективной организации труда фабрично-заводского типа, национальной системе хозяйства со свободной торговлей и общим рынком.

Формирование и укрепление индустриального общества связано с такими явлениями, как: формирование национальных рынков; бурное развитие промышленности, возникновение новых отраслей производства; широкое внедрение достижений науки и техники; рост городского населения; увеличение доли квалифицированного труда, изменение структуры занятости; отказ от внеэкономического принуждения к труду; распад традиционных наследственных привилегий; формирование гражданского общества, опирающегося на равные гражданские права; демократизация общественно-политической жизни.

В индустриальном обществе жесткие сословные, кастовые и т. п. структуры, упорядочивающие общество по традиционному принципу, разрушаются, развивается социальная мобильность, растет доступность образования. В результате формируются предпосылки для уравнивания возможностей индивидов из различных социальных страт и резкого роста предпринимательской активности. Важная тенденция развития современного индустриального общества — это постепенная замена определяющих всю дальнейшую социальную динамику индивида «внешних» социальных неравенств («по происхождению, крови, роду») на «внутренние неравенства» (по таланту, способностям и т. п.).

Существенным элементом перехода от традиционного к индустриальному обществу является укрепление национального либерально-демократического государства.

Переход от традиционного к индустриальному обществу в современной социологической мысли называют «модернизацией». «Первичная» модернизация охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и т. д. «Вторичная» модернизация и индустриализация развивающихся стран, в отличие от первой, протекают при наличии зрелых социально-экономических и культурных образцов в лице более старых промышленных стран

Постиндустриальное общество — это общество, складывающееся в настоящее время в наиболее развитых странах, производственную основу которого составляет использование достижений научно-технического прогресса, информатизация социальной жизни, что порождает существенные трансформации в социальной структуре, культуре и самих формах социальности.

В зависимости от уровня технического развития, в обществе доминируют те или иные формы социальности — сначала преобладает «первичная» сфера экономической деятельности (сельское хозяйство), соответствующая традиционному обществу, затем «вторичная» сфера (промышленность), соответствующая индустриальному обществу, а вслед за ней приходит «третичная» сфера экономической деятельности (связанная с производством услуг, знания и информации), которая и знаменует собой переход к постиндустриальному обществу.

Возникновение постиндустриального общества связано, прежде всего, с изменениями, происходящими в социальной структуре общества, т. е. изменениями в экономике и профессиональной системе, обусловленными новой ролью науки и техники, информатики, коммуникационных технологий.

Широкое распространение в современной социальной и социально-политической мысли получил еще один подход к классификации обществ, разработанный К. Поппером. Для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития, он вводит понятия «открытого» и «закрытого» общества. Открытое общество — демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды, — у К. Поппера противопоставляется закрытому — догматически-авторитарному, застывшему на достигнутой стадии развития. Для закрытого общества характерны магическое мышление, догматизм и коллективизм, для открытого — рациональное постижение мира, критицизм и индивидуализм.

Возможны также классификации обществ, опирающиеся на политические критерии (по характеру соотношения общества и государства). Они разделяют общества на демократические (где сложилось гражданское общество, а государство подчинено и служит ему), тоталитарные (где нет гражданского общества, а государство подчиняет и подавляет общество и личность) и авторитарные (промежуточные между первым и вторым).

3. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТРАДИЦИОННОГО, ИНДУСТРИАЛЬНОГО И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества были выделены в концепциях, основанных на технологическом детерминизме. Данные концепции разрабатывались французским социологом Раймоном Ароном (1905 — 1983), американскими социологами Даниелом Беллом (род. 1919) и Алвином Тоффлером (род. 1928).

Под технологическим детерминизмом понимают совокупность представлений, объединённых постулатом об определяющей роли техники в общественном развитии. Технологический детерминизм предполагает не только то, что техника — особый, независимый от человека мир, что она беспредельно развивается по своим законам, но и то, что она господствует над человеком и обществом, диктуя им свою волю и определяя их перспективы.

Традиционное общество — это докапиталистическое общество аграрного типа. Экономику данного общества характеризует ручной труд с относительно простым и устойчивым разделением труда, которое сначала основывается на естественных половозрастных различиях, различиях естественных условий труда (скотоводство, земледелие и т. п.), а затем на всё более дифференцированных общественных функциях (торговля, управление, армия и т. д.). Человек, как основная производительная сила этом обществе, имел доступ к земле только через род, общину или феодальную иерархию владетелей, что исключало формирование свободной личности, т. е. личности, свободно распоряжающейся своим трудом и собственностью по законам рынка.

Способ социокультурной регуляции традиционного общества основан на традициях, т. е. на передаваемых из поколения в поколение культурных образцах, обычаях, способах действий, нормах поведения, которые широко проникали во все сферы жизни общества и обусловливали его структурную устойчивость и малоподвижность (кастовость, сословность).

Традиционное общество — общество закрытого типа (рис. 8.1.2). «Закрытость» тут просматривается практически по всем направлениям. Укажем только на некоторые из них.

Отсутствие или резкое ограничение социальной мобильности — пожалуй, самая яркая форма традиционной закрытости общества. Человек в таком обществе не имеет возможности активно перемещаться в рамках сложившейся социальной структуры, подниматься по социальной лестнице, менять (повышать) свой социальный статус, расти в зависимости от личных успехов и достижений. Конкретные примеры — кастовая и сословная системы стратификации.

Каста (как в традиционном индийском обществе, например) — это замкнутая группа людей, занимающая строго определенное место в обществе. Это место очерчивается многими факторами или признаками, главные из которых:

традиционно наследуемая профессия, род занятий;

эндогамия, т.е. обязанность заключать браки лишь внутри своей касты;

ритуальная чистота (после контакта с «низшими» необходимо проходить целую процедуру очищения).

Сословие представляет собой общественную группу с наследственными правами и обязанностями, закрепленными обычаями или/и законами. Феодальное общество средневековой Европы, в частности, делилось на три основных сословия: духовенство (символ — книга), рыцарство (символ — меч) и крестьянство (символ — плуг). В России до революции 1917 г. было шесть сословий: духовенство, дворяне, купцы, мещане (мелкие домовладельцы, торговцы, ремесленники), крестьяне, казаки (особое военное сословие). Регламентирование сословного бытия было на редкость жестким, вплоть до мелких обстоятельств и незначительных деталей. Так, по «Жалованной грамоте городам» 1785 г. российские купцы первой гильдии могли ездить по городу в карете, запряженной парой лошадей, а купцы второй гильдии — только в коляске парою. Сословное деление общества, как, впрочем, и кастовое, освящалось и закреплялось религией: у каждого своя судьба, свой удел, свой угол на этой земле. Оставайся там, куда поместил тебя Бог, возвышение — проявление гордыни, одного из семи (по средневековой классификации) смертных грехов.

 «Закрытым» в традиционном обществе было и мировоззрение. Цикличность и эсхатологичность — две основные формы такой закрытости. Нам трудно сейчас представить, но древний грек, например, жил с сознанием того, что все лучшее уже позади. В этом его убеждал миф о золотом веке. Миф о том, что когда-то, в самом начале мира люди жили в радости, равенстве и братстве, не знали ни изнурительной работы, ни болезней, ни горя-печали. За золотым веком, однако, с необходимостью следует серебряный, затем медный и железный. Это фактически скольжение по наклонной плоскости зла и порока. «Железный» конец есть подведение черты под этой циклически неизбежной деградацией. Он обычно представлялся в виде мирового пожара или потопа (иногда последовательно того и другого), после которого все начиналось сначала, время вступало в новый цикл.

Эсхатология разрывает мифологический цикл и вытягивает его в линию, однозначно направленную в будущее. Но она тоже имеет свои пределы и в этом смысле замкнута, закрыта. С одной стороны ее ограничивает четко определенное начало, т.е. творение мира, а с другой, и это главное, — столь же четко определенный (предопределенный) конец — Судный день. Тут, впрочем, есть место для оптимизма. Но только для тех, кто усердно соблюдал религиозные предписания и всю жизнь готовил себя к встрече с Богом. Историческое существование общества в «традиционные» времена было достаточно изолированным, во всяком смысле более изолированным, чем в последующие века. В нем локальное и региональное преобладало над универсальным. И это тоже можно рассматривать как некую его «закрытость».

По мнению разработчиков рассматриваемых концепций, самые значительные исторические изменения в современном мире связаны с переходом от традиционных аграрных обществ к индустриальным. Индустриальное общество (промышленное) возникает на базе машинного производства, фабричной организации и дисциплины труда, национальной системы хозяйства со свободной торговлей и общим рынком.

Начало индустриальному обществу было положено промышленной революцией, стартовавшей, как известно, в Англии (конец ХVIII в.), затем перекинувшейся на Францию (начало ХIХ в.), далее — Германию (с 40-х гг. XIX в.) и другие страны. Это был переход от ручного труда к машинному производству, от мануфактуры к капиталистической фабрике. Символами промышленной революции стали паровая машина, поточная линия, сборочный конвейер. Характерными чертами индустриального общества являются массификация (массовость, омассовление всего и вся) и макрофилия — горячая любовь к циклопическим масштабам, числам, потокам, к большим величинам и мощностям. Эйфелева башня в Париже, английский пароход Титаник, небоскребы типа Эмпайр стейт билдинг — все это убедительнейшие примеры макрофилии или гигантомании индустриальной эпохи в развитии человечества.

С точки зрения теоретиков индустриального общества, капитализм — это ранняя форма данного общества. Для неё характерно то, что индустриальное производство находится в частных руках, где предприниматель сразу и собственник, и главный субъект управления трудовым процессом и работниками. С ростом масштабов индустрии собственность на капитал не гарантирует контроля над системами власти и авторитета на предприятиях. Постепенно возрастает роль менеджеров — администраторов.

Трансформация социальной структуры сопровождается утверждением гражданского общества, плюралистической демократии, порождает процессы разнообразных социальных перемещений. Если на ранних фазах своего развития индустриальное общество характеризуется острыми классовыми конфликтами, то впоследствии, через становление общепринятых форм трудовых соглашений, коллективные договоры, они сглаживаются. В целом устанавливается консенсус (от лат. consensus — согласие, единодушие) по поводу базовых ценностей социального порядка. На первый план выходят технике — рациональные аспекты функционирования общества, основанные на приоритете науки. Чем выше индустриализированы общества, тем больше они тяготеют к единообразию индустриального порядка. В индустриальном обществе господствует массовое производство и потребление.

Развитием системы идей индустриального общества стали теории постиндустриального общества.

Приблизительно в последней четверти ХХ в. человечество в лице индустриально развитых стран Запада и Востока начало переход к постиндустриальному обществу. Его расцвет прочат к середине XXI столетия. Надо сказать, что у этого общества много других названий: супериндустриальное, антропное, культуроцентристское, технотронное, информационное и т.д. Чаще всего индустриальное общество идентифицируется как информационное. Информация, информационные технологии в постиндустриальном обществе проникают буквально во все поры человеческого бытия. Информатизацией охвачено все общество, вся его жизнедеятельность, включая повседневную жизнь людей. Пожалуй, единственное производство, производство информации, знаний имеет тенденцию оставаться здесь массовым. Иначе говоря, массовое индустриальное производство вещей (и услуг) уходит в прошлое, ему на смену приходит массовое производство знаний.

Как и у других обществ, у постиндустриального общества есть свой символ — это компьютер, свое решающее средство, свой главный ресурс — информация, своя цель — всестороннее возвышение индивидуальности человека, свой закон или принцип жизни – демассификация.

Постиндустриальное общество, по мнению вышеупомянутых социологов, формируется в развитых странах во второй половине XX века. Оно характеризуется преобладанием так называемого третичного сектора. Большая часть экономической деятельности перемещается из первичного (сельское хозяйство) и вторичного (промышленность) секторов в третичный (услуги, транспорт, банки, страховое дело, свободные профессии и т. п.). С прогрессом технологии и автоматики типичным работником постиндустриального общества становится «белый», а не «синий воротничок» (англ. white collar — blue collar — термины, используемые в рамках теории социальной стратификации, для обозначения работников соответственно интеллектуального, нефизического труда — и труда, непосредственно связанного с обслуживанием техники, оказанием услуг, а также физического труда).

В условиях постиндустриального общества беспрецедентно расширяется система обучения (более продолжительный срок обучения, непрерывное образование и т. п.). Наука, образование, информация сыграли решающую роль в трансформации индустриального в постиндустриальное общество. Постиндустриальная технология производит коренные изменения в социальной структуре общества. Собственность не исчезает, однако, как основа разделения людей на классы, слои, собственность теряет своё значение. Классовая структура заменяется профессиональной структурой.

Перспективой развития постиндустриального общества является информационная цивилизация. Интеллектуальные технологические системы ведут к принципиально новому состоянию общества — к глобальному гиперинтеллекту (индустрии данных и знаний) Информатика и владение компьютером становятся второй грамотностью Технологический детерминизм трансформируется в концепции технократии: центральной в них является идея о возможности власти, основанной на знании, компетентности, о возможности замены политического решения рациональным техническим решением.

Разработчики концепции постиндустриального общества отмечали, что в его условиях происходят качественные сдвиги в потребностях, мотивациях социального поведения и ценностях. Для человека всё более приоритетными будут рассматриваться такие ценности, как автономность и самовыражение личности, свободное время и досуг. Вместе с тем, по мере развития научно — технической революции, прогнозировались и серьёзные конфликты, которые будут иметь место в данном обществе: между знанием и некомпетентностью, между управляющими и управляемыми и другие социальные противоречия.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества — это не только прошлое, история, как может показаться по изложенному выше материалу, но и настоящее, современность. Нынешний мир далек от однородности или гомогенности — не только культурной, но и любой другой: экономической, политической, социальной. Средства массовой информации уже успели окрестить его глобальным. Но он в действительности или пока не глобальный, а только глобализирующийся, становящийся глобальным.

Сегодняшняя история мира представляет собой развернутую в пространстве (на поверхности земного шара) чуть ли не всю историю человечества от первобытнообщинного строя, или архаически-традиционного общества (австралийские аборигены, например) до постиндустриальной цивилизации (развитые страны Запада и Востока).

Можно ставить вопрос и о своеобразной социально-исторической
стратификации человечества. Есть в ней, безусловно, историческое неравенство: свои верхи, середина, низы, свой авангард и арьергард. Иными словами, социально-историческая стратификация открывает перед нами панораму пирамидально-многослойного человечества: высшие, средние и низшие, — но не классы, а общества. Глобализация с ее размыванием всех границ и линий делает такое обращение «внутренней» социологической терминологии во «внешнюю» вполне допустимым.

Конечно, чистых в своей самостоятельности времен и обществ (жизненных укладов) уже давно нет. Тем более их нет в наше (впрочем, для кого оно — наше?) время, когда мир становится поистине глобальным, взаимозависимым, единым. В этот процесс так или иначе втянуты все страны и народы, а значит и все социально-исторические времена.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ионин Л.Г. Общество открытое и закрытое // Современная западная социология. М., 1990.
  2. История теоретической социологии. Т. 1. М., 1997.
  3. Ковалев А. Д. Общество традиционное // Современная западная социология: Словарь. М., 1990. С. 243.
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1974. Т. 27
  5. Модернизации теории // Современная западная социология: Словарь. М., 1990.
  6. Парсонс Т. Понятие социальной системы // Американская социологическая мысль.
  7. Панин Л. Г. Общество открытое и закрытое //Современная западная социология: Словарь. М., 1990.
  8. Российская социологическая энциклопедия/ Под общ. Г.В.Осипова. М., 1998.
  9. Социология / Под ред. Сальникова В.П. Сальникова.–М.: Лань, 2001.
  10. Социальная философия/ Под ред. В.Н. Лавриненко М., 1995.
  11. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 1994.
  12. Фролов С.С. Социология. М., 2002.

     

     

     


     

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->