ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Важную роль в укреплении институтов общества играет механизм социального контроля. Одни и те же элементы, а именно система правил и норм поведения, закрепляющих и стандартизирующих поведение людей, делающих его предсказуемым, входят и в социальный институт, и в социальный контроль. «Социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки».

Существуют различные теории, которые сводят общество к индивидам или рассматривают индивида как всего лишь часть, «молекулу»« общества. Существуют так же и представление, будто индивид и общество — это два отдельных и независимых друг от друга явления, которые имеют собственные отдельные и независимые законы своего возникновения и развития. Между тем человек и общество диалектически взаимосвязаны. Они не могут рассматриваться изолированно, отдельно друг от друга: нет общества без человека, но и человек существует только в обществе. Отношение между обществом и человеком является сложным. Эта сложность воздействие человека на общество и общества на человека проистекает из того, что человек как отдельный индивид появляется на свет с определенными психическими склонностями, которые лишь в обществе, в продолжение жизни в общественном коллективе, развиваются и через развитие которых индивид становится личностью. Личность, как единство особенностей, свойств, формируется в результате взаимодействия организма и общественной среды. Важнейшими свойствами личности являются ее творческая способность (которая проявляется в способности изменить внешний мир, а так же во внутренней потребности в творчестве), социальность (которая отражает включенность в социальный коллектив и общественный характер человеческой природы), субъективность (выражение своеобразной индивидуальности) и целостность (в которой выражается взаимосвязанная организация со всеми психосоциальными характеристиками и которая обеспечивает относительное единство поведения в различных ситуациях). Люди устанавливают взаимоотношения и согласуют между собой свое поведение как личности, и в этом взаимосвязанном поведении проявляются личные качества индивида, такие, как совесть, характер, отношения к общественным ценностям и др.

Таким образом, то, что отдельные люди представляют собой как личности, индивидуальность имеет большое значение для характера отношений, которые они устанавливают в обществе своим взаимосвязанным поведением.

С другой стороны, и общество, более или менее организовано, через социальные институты оказывает влияние на всякого индивида, то есть на формирование личности. Именно в обществе развертывается процесс превращения биологического индивида в личность. Этот процесс называется социализацией. Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данного общества. Это может быть воздействием на индивида определенных социальных групп и общественных ситуаций, в которых индивиды оказываются как члены общества или как более или менее активные участники. В таких случаях от индивида требуется, чтобы он усвоил определенные правила и нормы поведения и поступал в соответствии с ними. Но общество может воздействовать на индивида еще и развивая в человеке, посредством различных видов и уровней образования и воспитания, его человеческие и индивидуальные способности, готовя его к тому, чтобы стать членом коллектива и проявить себя как существо, способное производить.

Социальный контроль — это механизм саморегуляции в социальных системах, который осуществляется благодаря нормативному (правовому, моральному и т.д.) регулированию поведения индивидов.

В связи с этим социальный контроль выполняет и соответствующие функции, с помощью его создаются необходимые условия для устойчивости социальной системы, он способствует сохранению социальной стабильности, а также, одновременно с этим, позитивным изменениям в социальной системе. Поэтому от социального контроля требуются большая гибкость и способность верно оценивать различные отклонения от социальных норм деятельности, имеющие место в обществе, чтобы наказывать соответствующим образом отклонения, приносящие вред обществу, а необходимые для его дальнейшего развития — поощрять.

Реализация социального контроля начинается в процессе социализации, в это время индивид начинает усваивать социальные нормы и ценности, соответствующие уровню развития общества, у него формируется самоконтроль, и он принимает различные социальные роли, которые накладывают на него необходимость выполнения ролевых требований и ожиданий.

Социализация касается прежде всего индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих его людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом — семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.

Социальный контроль — самый эффективный инструмент, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Инструменты, или в данном случае методы, социального контроля отличаются огромным разнообразием; зависят от ситуации, целей и характера конкретной группы, где употребляются. Они простираются от выяснения отношений один на один до психологического давления, физического насилия, экономического принуждения. Необязательно, что механизмы контроля быть направлены на то, чтобы исключить нежелательную персону и стимулировать к лояльности остальных «Изолированию» чаще всего подвергается не сам индивид, а его поступки, высказывания, отношения с другими лицами.

Социальный контроль по отношению к обществу выполняет: охранительную функцию; стабилизирующую функцию. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть.

Основная задача социального контроля — создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.

Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового, однако невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Самое важное в этом старом — нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества. Переселяясь на другое, новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры, а обычаи, нормы, традиции.

Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установление порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе реализации, кажется нам неуместным, незаконным и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.

Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных отношений. и основные элементы системы социального контроля: привычка, обычай, норма и система санкций.

Привычка это устойчивый способ поведения в определенных ситуациях, в некоторых случаях принимающий для индивида характер потребности, который не встречает отрицательной реакции со стороны группы.

У каждого индивида могут быть свои привычки, например, рано вставать, делать утром зарядку, носить определенный фасон одежды и т.п. Существуют привычки, которые общеприняты для всей группы. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом целенаправленного воспитания. Со временем многие привычки перерастают в устойчивые черты характера индивида и выполняются автоматически. Также привычки появляются в результате приобретения навыков и устанавливаются традициями. Некоторые привычки есть не что иное, как пережитки старых обрядов и торжеств.

Обычно нарушение привычек не приводит к негативным санкциям. Если же поведение индивида соответствует принятым в группе привычкам, то оно встречает признание.

Обычай стереотипная форма социальной регуляции поведения, воспринятая из прошлого, которая отвечает определенным моральным оценкам группы и нарушение которой ведет к негативным санкциям. Обычай непосредственно связан с определенным принуждением для признания ценностей или принуждением в определенной ситуации.

Часто понятие «обычай» употребляют как синоним понятий «традиция» и «ритуал». Под обычаем подразумевается неуклонное следование пришедшим из прошлого предписаниям, и обычай, в отличие от традиций, функционирует не во всех областях социальной жизни. Отличие обычая от ритуала заключается не только в том, что он символизирует определенные социальные отношения, но и выступает в качестве средства, применяемого для практического преобразования и использования различных объектов.

Например, обычай требует уважать почтенных людей, уступать место старым и беспомощным людям, относиться к людям, занимающим высокую должность в группе, согласно этикету и т.д. Таким образом, обычай — это система признанных группой ценностей, определенные ситуации, в которых эти ценности могут иметь место, и эталоны поведения, соответствующие этим ценностям. Неуважение обычаев, их невыполнение подрывают внутреннюю сплоченность группы, так как данные ценности имеют для группы определенную важность. Группа, используя принуждение, побуждает отдельных своих членов в определенных ситуациях соблюдать соответствующие ее ценностям эталоны поведения.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует очень слабое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции — изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов (например, убийство человека, разглашение государственной тайны), мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь). Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции.

Нормы связывают людей в единую общность, в коллектив. Каким образом подобное происходит ? Во-первых, нормы — это еще и ожидание: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет на встречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок. Значит, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком виде они себя проявляют — как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидание поведения (реакции, поведение других людей). Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретные ожидания членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а общество строго следит за этим ? Нормы стражники ценностей. Честь и достоинство семьи — одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию. Семья — основная ячейка общества, и забота о ней — его первейшая обязанность.

Социальные нормы — действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы — правила поведения, ценности — абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и так далее.

Социальные санкции — охранники норм. Наряду с ценностями они отвечают за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций.

Санкции — это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых — обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы.

Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными (поощрение за желательные, одобряемые обществом действия). Социальные санкции выступают важным элементом социального регулирования. Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определенному поведению или определенному отношению к совершаемому действию.

Санкции бывают формальными и неформальными. Формальные санкции это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой.

Неформальные (диффузные) санкции это уже спонтанная, эмоционально окрашенная реакция неформальных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, Т.е. непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение.

Так как индивид в одно и то же время является членом разных групп и институтов, то одни и те же санкции могут подкреплять или ослаблять действие других.

По способу внутреннего давления выделяют следующие санкции:

правовые санкции — это система наказаний и поощрений, разработанных и предусмотренных законом;

этические санкции — это система порицаний, выговоров и побуждений, опирающихся на моральные принципы;

сатирические санкции — это система всевозможных насмешек, издевок, применяемых по отношению к тем, кто ведет себя не так, как принято;

религиозные санкции — это наказания или награды, установленные системой догматов и верований определенной религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной религии.

Моральные санкции реализуются непосредственно самой социальной группой через разные формы поведения и отношения к индивиду, а юридические, политические, экономические санкции — через деятельность различных социальных институтов, даже специально созданных для этой цели (судебно-следственные и др.).

В цивилизованных обществах наиболее часто встречаются следующие виды санкций:

Негативные неформальные санкции это может быть выражение неудовольствия, огорчения на лице, прекращение дружеских отношений, отказ подать руку, различные сплетни и т.п. Перечисленные санкции имеют значение, так как после них уже следуют важные общественные последствия (лишение уважения, определенных выгод и т.д.).

Негативные формальные санкции это всевозможные наказания, которые предусмотрены законом (штрафы, аресты, заключения, конфискация имущества, смертный приговор и т.п.). Эти наказания выступают в качестве угрозы, устрашения и, одновременно с этим, предупреждают, что ожидает индивида за совершение антиобщественных поступков.

Неформальные позитивные санкции это реакция непосредственного окружения на позитивное поведение; которое соответствует эталонам поведения и системам ценностей группы, выражаемое в виде поощрения и признания (выражение почтения, похвалы и лестные отзывы

в устной беседе и в печати, доброжелательные сплетни и т.п.).

Формальные позитивные санкции это реакция формальных институтов, осуществляемая специально выбранными для этого людьми, на позитивное поведение (публичное одобрение со стороны властей, награждение орденами и медалями, денежная награда, воздвижение памятников и т.п.).

 

 

 

2. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ. САМОКОНТРОЛЬ

 

Под социальным контролем в широком социологическом смысле понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их элиминирования или минимизации.

Основные механизмы социального контроля: 1)собственно контроль, осуществляемый извне, в том числе путем наказаний и иных санкций; 2)внутренний контроль, обеспечиваемый интернализацией социальных норм и ценностей; 3)косвенный контроль, вызванный идентификацией с референтной законопослушной группой; 4)«контроль»,основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Лишь в самом общем виде можно определить стратегию и тактику социального контроля: замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными и/или нейтральными, направление социальной активности в общественно одобряемом, либо нейтральном русле; легализация (как отказ от уголовного или административного преследования) «преступлений без жертв» (гомосексуализм, проституция, бродяжничество, потребление алкоголя, наркотиков); создание организаций (служб)социальной помощи: суицидологической, наркологической, геронтологической; реадаптация и ресоциализация лиц, оказавшихся вне общественных структур; либерализация и демократизация режима содержания в тюрьмах и колониях при отказе от принудительного труда и сокращении доли этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности; безусловная отмена смертной казни.

В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции. Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым. Санкции так же предсказуемы и общеприняты. Каждый из нас знает, что за выдающиеся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление — тюремное заключение. Санкции также вносят в поведение элементы предсказуемости. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает, не только норму, но и следующую за ним санкцию.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой — то нормы отсутствует сопровождающая его санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится решение суда. Привлечение к административной ответственности, например, за безбилетный проезд — штрафование, предполагает присутствие официального транспортного контролера, а иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученного совета. Если же применение санкций совершается самим человеком, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

В зависимости от способа вынесения санкций — коллективного или индивидуального — социальный контроль может быть внешним и внутренним. Внутренний контроль еще называют самоконтролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социолизации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения, человек влюбляется в жену своего друга, ненавидит собственную жену, завидует более удачливому сопернику. В таких случаях говорят о муках совести. Совесть — проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположена сфера подсознания, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

Самосознание — чрезвычайно важная социально — психологическая характеристика человека. Источником, из которого черпается представление человека о самом себе являются окружающие его и значимые для него люди. По реакции на его поступки, по их оценкам индивид судит и о том, каков он сам. На содержание самосознания влияет представление человека о том, каким его считают окружающие. Социальное поведение человека в значительной мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей, причем это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания.

В отличии от муравьев, пчел и даже обезьян, человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае, если каждый индивид прибегает к самоконтролю. О взрослом человеке, не умеющем контролировать себя, говорят, что он » впал в детство «. Импульсивное поведение неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны как раз для детей. Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служат признаком взрослости.

Примерно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаше приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль мелочная опека граждан тормозит развитие самосознания и волеизъявления, приглушает внутренние волевые усилия. Часто диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам, с целью навести порядок. Но привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали внутренний контроль. Они деградировали как социальные существа, способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами. Они подвергали сомнению как раз саму разумность принудительных норм, исподволь подготавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам. Великолепным примером служит Россия, где декабристы, революционеры, цареубийцы, покушавшиеся на основы социального порядка, оправдывались общественным мнением потому, что разумным считалось сопротивление, а не подчинение принудительным нормам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки.

Социальный контроль по отношению к обществу выполняет охранительную функцию и стабилизирующую функцию. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть.

Социальный контроль — самый эффективный инструмент, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Инструменты, или в данном случае методы, социального контроля отличаются огромным разнообразием; зависят от ситуации, целей и характера конкретной группы, где употребляются. Они простираются от выяснения отношений один на один до психологического давления, физического насилия, экономического принуждения. Необязательно, что механизмы контроля быть направлены на то, чтобы исключить нежелательную персону и стимулировать к лояльности остальных «Изолированию» чаще всего подвергается не сам индивид, а его поступки, высказывания, отношения с другими лицами.

В отличие от самоконтроля, о котором говорилось выше, контроль — это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на неформальный (внутригрупповой) и формальный ( институциональный). Формальный контроль основан на одобрении или осуждении стороны официальных органов власти и администрации. Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также стороны общественного мнения, которое выражается через и обычаи либо средства массовой информации.

Формальный контроль осуществляют такие институты современно го общества, как суды, образование, армия, производство, среде массовой информации, политические партии, правительство. Контролирует благодаря экзаменационным оценкам, право — при помощи системы налогообложения и социальной помощи населению. Контроль государства осуществляется посредством полиции, секретной службы, государственных каналов радио, телевидения и органов печати.

Методы контроля в зависимости от применяемых санкций подразделяются на: жесткие; мягкие; прямые; косвенные

Внешний контроль подразделяется на неформальный (он основан на неписаных правилах) и формальный (основан на писаных нормах-законах). Второй возник позже первого и используется главным образом в современном обществе. У того и другого есть агенты и институты контроля. Методы контроля могут мягкими и жесткими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.
  2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М» 1978.
  1. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как социологическая теория // Социс. — 1991. — № 4.
  2. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1999.

    Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. М., 2005.

  3. Социальные отклонения: Введение в общую теорию/Под ред. Кудрявцева В.Н. — М.: Юрид. лит., 1984.
  4. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 2003

    Тощенко Ж.Т. Социология. Учебное пособие. М., 2004.

     

     


     

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->