ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОЕ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Впервые термин «социология» был введен французским социологом Контом в середине XIX в. и означал «обществоведение». На протяжении века предмет социологии менялся. С одной стороны он уточнялся, что выражалось в отделении социологии от философии. А с другой стороны увеличивалось число концепций, каждая из которых рассматривала под своим углом социальные отношения.

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество—не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.

Общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого.

Общесоциологические теории играют мировоззренческую и методологическую роль в объяснении проблем истории, философии, политологии, правоведения, социальной психологии и других наук.

Общетеоретическая социология рассматривает проблемы данных наук в социальном контексте, выявляет роль изучаемых ими явлений в обществе и в историческом процессе.

Говоря о структуре социологического знания, следует подчеркнуть, что в научной литературе этот вопрос решается по-разному.

Так, например, профессор Ж. Т. Тощенко считает, что основанием для определения структуры социологического знания является деление общества на различные сферы жизни: экономическую, социальную, политическую и духовную. Исходя из этого, он подразделяет всю социологию на четыре структурных элемента: экономическую социологию, социологию социальных процессов, политическую социологию и социологию духовной жизни. Профессор Г. В. Осипов считает, что структура социологического знания может быть представлена следующим образом: методологическое: знание (знание о знании), теоретическое знание (знание о предмете), методы исследования. Но все же большинство отечественных и зарубежных ученых придерживаются точки зрения о трех уровнях социологического знания.

Первый уровень — фундаментальные общесоциологические теории. Они возникают на базе социальной философии и включают в себя проблемы теоретического осмысления наиболее общих вопросов строения и функционирования общества: проблемы формирования социальных структур, социального развития, процессов интеграции и дезинтеграции в обществе, проблемы изучения личности, изучение моделей, методик и техники социологических исследований. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции. На фундаментальном уровне осуществляется взаимосвязь с другими науками: философией, политологией, историей, культурологией, психологией, экономикой и др. В рамках теоретической социологии осуществляется анализ основных понятий, категорий и законов.

Теоретическую социологию трудно отличить от социальной философии, особенно при анализе основных понятий социологии, таких как общество, личность, прогресс, класс и др. В сущности, философская интерпретация этих понятий входит в содержание теоретической социологии, особенно в той части, где анализируются основные понятия и категории социологии. . Второй уровень — прикладные социологические исследования (прикладная социология). Чтобы знать сущетво социальных процессов, необходимо иметь о них достоверную информацию. В социологии источником социальной информации являются социологические исследования.

Каждая теория имеет собственную нишу исследований, собственную монаду, изучение функционирование которой и является предметом исследования соответствующих наук, однако необходимо помнить, что каждая такая теория отражает и изучает свойства одного из полюсов весов монады более старшего уровня иерархии. До тех пор, пока каждая наука не будет взаимосвязана в единое целое со своими ближайшими «соседями», до тех пор говорить о том, что данная наука отражает какие-то всеобщие зависимости является утопией, ибо результаты таких исследований будут являться формальными. Они не будут отражать Жизнь.

Говоря о специфике общетеоретической социологии, следует особое внимание уделить следующим ее функциям:

1) гносеологическая функция (исследование и объяснение наиболее общих закономерностей и тенденций развития общества в целом, а также общественных процессов на уровне больших социальных групп);

2) методологическая функция (общетеоретическая философия выступает как общее учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их изучению);

3) интеграция и синтез социального знания (установление всеобщих связей социального бытия);

4) прогностическая функция общетеоретической социологии (создание гипотез об общих тенденциях развития социальной жизни и человека);

5) мировоззренческая функция (в отличие от других исторических форм мировоззрения — мифологии и религии – общетеоретическая философия связана с понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением социального мира);

6) аксиологическая или ценностная функция (любая общетеоретическая концепция содержит в себе оценку исследуемого объекта;

7) социальная функция (в наиболее широком смысле общетеоретическая философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению);

8) гуманитарная функция (общетеоретическая философия должна способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивной цели жизни).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

 

Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но приобретает самостоятельное значение лишь в начале нашего столетия как специфическая область социологических исследований с особыми традициями и логики развития. Хотя се роль в становления социологии как науки высоко оценивалась с первых шагов, организация и проведение эмпирических социологических исследований обуславливалась прежде всего потребностями общества.

Важное место в системе наук рядом с теоретической социологией занимает эмпирическая социология. Основная ее функция – изучение общественного мнения и разных социальных процессов. Наиболее эффективно эта функция используется в процессе социологического исследования.

Социальное исследование – это система теоретических и эмпирических процедур, которые способствуют получению новых знаний про исследуемый объект с целью решения конкретных теоретических и социальных проблем.

Эмпирическая социология — это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использование специальных методов (опросов, анкетирования, интервьюирования и статических методов в др.).

Появление эмпирической социологии было связано с попытками создания социологии на принципах позитивизма: поиск объективного эмпирического обоснования социальных явлений, участие социальной науки в процессе совершенствования социальных отношений. На ранних стадиях становления эмпирические исследование существовали параллельно теоретической социологии в качестве частного интереса энтузиастов различных профессии и отдельных ученых-социологов.

Самостоятельным направлением социологических исследований эмпирическая социология становится в США. На процесс «прагматизацаи» социологии оказало влияние превращение прагматизма в национальную философию США. Прагматизм в самом широкой смысле слова был идеологическим фоном, на котором сложилась эмпирическая тенденция в социологии. Восприняв некоторые идеи Г.Спенсера, американские социологи под влиянием основоположников прагматизма, интенсивно развивавших психологическую науку, старались провести аналогию не между биологическими и социальными явлениями и процессами.

В 40 — 50-е гг. эмпирическая социология в США смогла достичь нового уровня развития во многом благодаря влиянию на нее метода структурно-функционального анализа, разрабатывавшегося в эти годы Т.Парсовом и его последователями. Но и сам структурный функционализм рождался вполне эмпирически ориентированной социологии, учитывавшей важную роль и значение теории в эмпирических исследованиях. С появлением структурно-функционального подхода к анализу социальных явлений и процессов эмпирические исследования все больше перемещаются с социально-психологического уровня на уровень анализа социальных институтов и крупномасштабных систем. Но при этом сохраняется внимание к точке зрения субъекта действия, хотя она утрачивает свое самостоятельное значение. В методологическом плане «принцип понимания» вытесняется «принципом объяснения». Но чем тщательнее разрабатывался понятийный аппарат в «теории социального действия» Т.Парсонса, тем меньше он был приспособлен для проведения эмпирических исследований. Понадобилась специальная модификация ключевых понятий структурного функционализма, которую начал в конце 40-х гг. Р.Мертон и которая продолжается и в настоящее время с учетом тех достижений в области эмпирических социологических исследований, которых добились социологи самых различных школ и направлений.

Характерными чертами эмпирической социологии являются:

1) отождествление научной социологии с эмпирической социология;

2) разрыв между теоретическими и эмпирическими исследованиями в силу различных уровней обобщения, особенностей концептуального аппарата теорий;

3) увлечение математическими методами анализа данных, приводящее в некоторых случаях к сужению горизонта исследования и отказу от теоретических обобщений.

Внутри эмпирической социологии выделяют две ветви — академическую и прикладную.

Задача академической усматривается в создании системы научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (социологи» города, села, семьи, молодежи, искусства и т.д.), которые используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований.
Прикладные эмпирические исследования, в отличие от академических, направлены на решение четко определенных практических задач и непосредственно связаны с выполнением функций социальной инженерии. Надо сказать, в 70 – 80-е гг. произошло резкое увеличение объема прикладных исследований

Для эмпирической социологии в целом остается важной и нерешенной проблема связи академической в прикладной эмпирической социологии для преодоления фрагментарности в целях получения всесторонней, унифицированной информации, которая в конечном итоге может дать картину социальной жизни в целом.

Специальные социологические теории можно рассматривать как определенный уровень социологического знания, сформированный в процессе его интенсивной профессионализации и специализации. Само же социологическое знание рассматривается как универсальное знание об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социентальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов. Объектом социологического познания является общество, рассматриваемое как единый социальный организм.

Учитывая процессы непрерывной профессионализации социологического знания в мировом сообществе, специальные социологические теории можно определить
как концепции, объясняющие в ходе их теоретизации, функционирование и развитие социальных явлений и процессов в контексте конкретных социальных институтов и систем. Специальные социологические теории раскрывают два основных типа социальных связей и закономерностей: 1) между общественной системой в целом и данной сферой общественной жизни; 2) присущие последней внутренние взаимосвязи и взаимозависимости.

Каждая специальная социологическая теория рассматривает ту или иную сферу жизнедеятельности (экономика, труд, политика, мораль и др.), социальную общность (социальный регион, социальная группа, коллектив, семья и др.) или социальный процесс (образование, воспитание и др.) как относительно самостоятельные системы с общими и специфическими связями, универсальными и частными характеристиками, общими и особенными условиями происхождения, функционирования и развития. Для любой специальной социологической теории характерно рассмотрение социального объекта как особого социального института, комплексно организованного социального процесса, гармонически функционирующей социальной системы в общей системе социальных отношений. Например, труд как социальная система, как сложный социальный процесс рассматривается в рамках социологии труда, особенности функционирования образовательной системы – социологией образования, управление как социальная система – социологией управления и т.п. .

Наиболее общие подходы к построению специальных социологических теорий заключаются в том, что, во-первых, они рассматривают определенные, более важные чем прочие, структурно-функциональные и причинно-следственные отношения; во-вторых, используют определенные методологические принципы; в-третьих, раскрывают ключевые суждения – закономерности функционирования и развития изучаемых социальных систем или социальных процессов.

В отечественной социологической литературе сформировалось несколько подходов к структуризации специальных социологических теорий. Так, М.Н. Руткевич разделял сложившиеся отрасли социологии на три группы: 1) специальные социологические теории, изучающие определенные области человеческой деятельности (труд с его сферами, досуг с его сферами и т.п.); 2) специальные социологические теории, исследующие взаимодействие личности с обществом, т.е. разного рода социальные группы (личность, семья, коллектив, малые и большие социальные группы и т.п.); 3) специальные социологические теории, возникшие на стыке социологии с теми общественными науками, которые изучают частные сферы жизни общества (политика, наука, право, искусство и др.).

Г.В. Осипов дифференцировал социологическое знание по уровням социологических исследований: 1) исследование основных условий и форм жизнедеятельности общества (социология техники и научно-технической революции, социология труда, социология быта и потребностей, социология трудовых коллективов, социология семьи, социология рабочего и внерабочего времени); 2) исследование социальной структуры общества (социальные классы и группы, социально-этнические и национальные отношения, социально-демографические отношения: социология молодежи, социология пенсионеров, социология женщин и т.д.); 3) исследование социально-профессиональной структуры (социология профессий, а также социологии, базирующиеся на основе общественного разделения труда: социология промышленности, социология сельского хозяйства и т.д.); 4) исследование социально-территориальных общностей (социология города, социология деревни, социология регионов и т.д.); 5) исследование социально-политической организации общества и социальных институтов (социология политики, социология права, социология образования, социология науки и т.д.); 6) уровень отношений личности и общества (социология личности, социальные проблемы образа жизни, социология культуры, социология морали и воспитания, социология общественного мнения, социология средств массовой информации и т.д.).

Приведенная выше дифференциация социологического знания может быть принята за основу структурирования специальных социологических теорий.

Специальные социологические теории выполняют методологические функции по отношению к эмпирическим социологическим исследованиям и обогащают свой понятийный аппарат, опираясь на фактологический материал этих исследований. Так, понятия и принципы специальной теории обобщают большое число фактологических данных, получаемых в различных социологических исследованиях. Обобщая эмпирический материал, специальная теория устанавливает определенные связи и зависимости между различными социальными факторами, определяет логические взаимоотношения между соответствующими теоретическими понятиями, формирует и уточняет их. Определение конкретных закономерностей в данной области позволяет на основе специальной социологической теории давать объяснение вновь открываемым фактам, включать их в систему наличного теоретического знания. С объяснительной функцией специальной теории неразрывно связана ее прогностическая способность: раскрывая сущностные связи и отношения в изучаемой области, теория позволяет предсказывать направление развития социальных явлений и процессов. В отличие от эмпирических регулярностей, обнаруживаемых в ходе конкретных исследований, вероятностные утверждения, входящие в структуру специальной социологической теории, являются обобщениями более высокого уровня и представляют собой идеализированные модели реальных процессов.

В социологии постепенно создается теоретическая система в виде специальных социологических теорий, основой для которых служит область эмпирического социологического знания. Однако специальные социологические теории не являются непосредственным обобщением эмпирического материала, а представляют собой результат сложных процедур познавательной деятельности, направленной на воспроизведение сущности исследуемых социальных объектов. От решения одной из важнейших проблем такой деятельности – проблемы соотношения эмпирического и теоретического в разных типах социологических исследований – в значительной степени зависит улучшение качества социологической информации, повышение обоснованности теоретических выводов и практических рекомендаций, необходимых для научного управления общественными процессами.

 

 

 

3. СООТНОШЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

 

Существуют различные подходы к структуре социологического знания. Общепринятой основой структурирования социологического знания является его разделение на теоретическое и эмпирическое знание.

Теоретическое знание в социологии многофункционально. Во-первых, теоретическое знание в социологии — это сложная сложившаяся система; любой вопрос, рассматриваемый в ходе социологического исследования, требует первоначального ознакомления с тем, что уже известно по этому вопросу: происходит полная «инвентаризация» теоретических данных по исследуемому вопросу, известных к тому моменту. Затем, во-вторых, в дело включается гипотетическое знание, которое соотносит имеющееся накопленное теоретическое знание о социологическом явлении с новым знанием, которого еще нет, но которое предполагается получить в ходе исследования. Поэтому предполагается либо подтвердить выдвинутую гипотезу, либо ее опровергнуть. В случае, если выдвинутая гипотеза подтвердилась, то, следовательно, первоначальное теоретическое знание социологического характера получает приращение и, следовательно, свое дальнейшее развитие. Приращенное теоретическое значение, полученное в ходе социологического исследования, позволяет получить научную информацию, более глубоко объясняющую уже известные закономерности (законы) развития исследуемого явления, его тенденций и перспектив, обогащающих теоретическое познание не только данного явления, но и всей социологической теории в целом.

В свете приращенного теоретического знания можно предвидеть изменения в понятийном аппарате социологической теории, уточнение имеющихся категорий социологии как науки и даже появление новых, обусловленных процессом приращения имеющегося знания.

Известный российский социолог Ж. Т. Тощенко подчеркивает, что в этом случае теоретическое знание может быть представлено по степени осмысления всего объекта и предмета социологии или одной из их сторон, частей, фрагментов.

Он также отмечает, что в рамках теоретического знания выделяют теорию социологии и метасоциологию. Их отличие друг от друга состоит в том, что если объектом социологической науки является сама социальная реальность во всем многообразии своего проявления, то объектом метасоциологии является сама социология, ее познавательные возможности, закономерности ее развития. Следует отметить, что в нашей литературе синонимом метасоциологии является социология социологии и рефлексивная социология .

Социологическое теоретическое знание максимально приближено к социальной реальности, которую изучает. В связи с этим можно сказать, что в социологии теоретическое знание не столь однозначно, как в других науках. А это означает, что социология более терпима к другим точкам зрения, к другим взглядам по разным проблемам социологии, ее концепциям и обобщениям. Можно сказать, эти теории, концепции и обобщения социологической науки столь же изменчивы, как изменчива сама социальная реальность. Подвижность теоретического знания в социологии, связанная с динамичностью реальной действительности, гораздо выше, чем других социальных наук, а устойчивость законов, закономерностей, фиксируемых в реальности, тем выше, чем медленнее изменяется окружающая человека действительность. Темпы развития социологии как науки прямо пропорциональны темпам развития социальной реальности, которая бесконечно многообразна, изменчива, непредсказуема.

Это богатство социальной жизни быстрее всего фиксируется эмпирическими социологическими исследованиями, формирующими эмпирический уровень социологического знания. Именно оно предшествует теоретическому знанию, которое осмысливая, обобщая новую, только что полученную эмпирическую информацию о потребностях, мотивах, установках, целях поведения людей, получает мощный импульс к изменениям своих теоретических воззрений, концепций и обобщений, касающихся конкретного поведения людей в тех или иных практических ситуациях социальной реальности.

Необходимо подчеркнуть, что чисто эмпирические исследования, нацеленные на получения только эмпирической информации, на основе осмысления которой обогащается теоретическая социология, сегодня проводятся крайне редко. При этом следует учесть, что тесная связь теоретического знания с эмпирическим знанием в социологии как науке не только повышает статус самой социологии как метасоциологии, но придает ей также статус фундаментальности. Так формируется фундаментальная социология.

Уникальность чисто эмпирических исследований объясняется тем, что такие исследования, не теряя статус эмпирических, часто используются как прикладные эмпирические исследования.

Прикладными эмпирическими исследованиями называются такие исследования, по результатам которых принимаются практические решения. Например, эмпирические данные исследования на рынке труда могут показать, что нужно конкретно сделать, чтобы понизить уровень безработицы, увеличить количество рабочих мест, обучить безработных и незанятое население профессиям, в которых испытывает недостаток рынок труда в той или иной местности.

В этой связи возникает вопрос о соотношении фундаментальных и прикладных социологических исследований. Как следует из вышеизложенного, фундаментальные исследования (соединение теоретического и эмпирического знания. — В. Б.) решают чисто научные задачи, а прикладные нацелены на поиск решения той или иной практической задачи. Объединяет эти два вида социологических исследований одна общая база эмпирических данных, получаемых в ходе анализа социальной реальности, методами, техникой и процедурами социологического исследования, о которых будет сказано ниже.

Анализ соотношения фундаментальной и прикладной социологии дал возможность социологам дифференцировать эту науку на две ветви — макросоциологию и микросоциологию. Макросоциология, по мнению некоторых отечественных ученых, изучает общество как целостную, определенным образом организованную социальную реальность: ее структуры, социальные институты, процессы, общности, которые также определенным образом функционируют, изменяются, развиваются, распадаются, деградируют, прекращают существование.

Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественно-научным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук — эксперимент и наблюдение. Социология имеет устойчивые связи с прикладной математикой, статистикой, логикой, лингвистикой. Прикладная социология имеет точки соприкосновения с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления.

В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.

Наиболее тесная связь у социологии с историей. Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда — социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социобиология, социальная экология и пр.

В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки. Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: а) эмпирии, т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; б) теории — совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов; в) методологии — системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.

Второй подход (целевой).
Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию.

Третий подход (масштабный) делит науку на макро— и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая — сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности).

В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них.

Социология — это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей общество-знания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса.

Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии — выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности. Социология — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1. – М., 2003.
  2. Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // Полис, 1994, №3.
  3. Здравомыслов А.Г. Специальные социологические теории // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  4. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах. М., 2004.
  5. Основы социологии: курс лекций / Под ред. А.Г. Эфиндиева. М., 1993
  6. Смелзер Н. Социология. М., 2004.
  7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 2004.
  8. Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М., 1980.
  9. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. ХХ век / Отв. ред. С.Я.Левит. М.: Юрист, 1995.
  10. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. 2-е изд. М., 2003

     

 

 

 

 


 

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->