ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Впервые термин «социология» был введен французским социологом Контом в середине XIXв. и означал «обществоведение». На протяжении века предмет социологии менялся. С одной стороны он уточнялся, что выражалось в отделении социологии от философии. А с другой стороны увеличивалось число концепций, каждая из которых рассматривала под своим углом социальные отношения.

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество—не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.

Общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого.

Общесоциологические теории играют мировоззренческую и методологическую роль в объяснении проблем истории, философии, политологии, правоведения, социальной психологии и других наук.

Общетеоретическая социология рассматривает проблемы данных наук в социальном контексте, выявляет роль изучаемых ими явлений в обществе и в историческом процессе.

Говоря о структуре социологического знания, следует подчеркнуть, что в научной литературе этот вопрос решается по-разному.

Так, например, профессор Ж. Т. Тощенко считает, что основанием для определения структуры социологического знания является деление общества на различные сферы жизни: экономическую, социальную, политическую и духовную. Исходя из этого, он подразделяет всю социологию на четыре структурных элемента: экономическую социологию, социологию социальных процессов, политическую социологию и социологию духовной жизни. Профессор Г. В. Осипов считает, что структура социологического знания может быть представлена следующим образом: методологическое: знание (знание о знании), теоретическое знание (знание о предмете), методы исследования. Но все же большинство отечественных и зарубежных ученых придерживаются точки зрения о трех уровнях социологического знания.

Первый уровень — фундаментальные общесоциологические теории. Они возникают на базе социальной философии и включают в себя проблемы теоретического осмысления наиболее общих вопросов строения и функционирования общества: проблемы формирования социальных структур, социального развития, процессов интеграции и дезинтеграции в обществе, проблемы изучения личности, изучение моделей, методик и техники социологических исследований. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции. На фундаментальном уровне осуществляется взаимосвязь с другими науками: философией, политологией, историей, культурологией, психологией, экономикой и др. В рамках теоретической социологии осуществляется анализ основных понятий, категорий и законов.

Теоретическую социологию трудно отличить от социальной философии, особенно при анализе основных понятий социологии, таких как общество, личность, прогресс, класс и др. В сущности, философская интерпретация этих понятий входит в содержание теоретической социологии, особенно в той части, где анализируются основные понятия и категории социологии. . Второй уровень — прикладные социологические исследования (прикладная социология). Чтобы знать сущетво социальных процессов, необходимо иметь о них достоверную информацию. В социологии источником социальной информации являются социологические исследования.

Каждая теория имеет собственную нишу исследований, собственную монаду, изучение функционирование которой и является предметом исследования соответствующих наук, однако необходимо помнить, что каждая такая теория отражает и изучает свойства одного из полюсов весов монады более старшего уровня иерархии. До тех пор, пока каждая наука не будет взаимосвязана в единое целое со своими ближайшими «соседями», до тех пор говорить о том, что данная наука отражает какие-то всеобщие зависимости является утопией, ибо результаты таких исследований будут являться формальными. Они не будут отражать Жизнь.

Говоря о специфике общетеоретической фиолософии, следует особое внимание уделить следующим ее функциям:

1) гносеологическая функция (исследование и объяснение наиболее общих закономерностей и тенденций развития общества в целом, а также общественных процессов на уровне больших социальных групп);

2) методологическая функция (общетеоретическая философия выступает как общее учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их изучению);

3) интеграция и синтез социального знания (установление всеобщих связей социального бытия);

4) прогностическая функция общетеоретической социологии (создание гипотез об общих тенденциях развития социальной жизни и человека);

5) мировоззренческая функция (в отличие от других исторических форм мировоззрения — мифологии и религии – общетеоретическая философия связана с понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением социального мира);

6) аксиологическая или ценностная функция (любая общетеоретическая концепция содержит в себе оценку исследуемого объекта;

7) социальная функция (в наиболее широком смысле общетеоретическая философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению);

8) гуманитарная функция (общетеоретическая философия должна способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивной цели жизни).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

 

Развитие специальных социологических теорий обусловлено потребностями научного управления социальными процессами. Оно стимулирует теоретическое мышление, требует упорядочения, классификации, анализа и обобщения материала, выяснения природы внутренних связей в развитии исследуемых сфер общественной жизни, объяснения, обоснования и интерпретации констатируемых эмпирических закономерностей.

Специальные социологические теории можно рассматривать как определенный уровень социологического знания, сформированный в процессе его интенсивной профессионализации и специализации. Само же социологическое знание рассматривается как универсальное знание об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социентальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов. Объектом социологического познания является общество, рассматриваемое как единый социальный организм.

Учитывая процессы непрерывной профессионализации социологического знания в мировом сообществе, специальные социологические теории можно определить как концепции, объясняющие в ходе их теоретизации, функционирование и развитие социальных явлений и процессов в контексте конкретных социальных институтов и систем.
Специальные социологические теории раскрывают два основных типа социальных связей и закономерностей: 1) между общественной системой в целом и данной сферой общественной жизни; 2) присущие последней внутренние взаимосвязи и взаимозависимости.

Каждая специальная социологическая теория рассматривает ту или иную сферу жизнедеятельности (экономика, труд, политика, мораль и др.), социальную общность (социальный регион, социальная группа, коллектив, семья и др.) или социальный процесс (образование, воспитание и др.) как относительно самостоятельные системы с общими и специфическими связями, универсальными и частными характеристиками, общими и особенными условиями происхождения, функционирования и развития. Для любой специальной социологической теории характерно рассмотрение социального объекта как особого социального института, комплексно организованного социального процесса, гармонически функционирующей социальной системы в общей системе социальных отношений. Например, труд как социальная система, как сложный социальный процесс рассматривается в рамках социологии труда, особенности функционирования образовательной системы – социологией образования, управление как социальная система – социологией управления и т.п. .

Наиболее общие подходы к построению специальных социологических теорий заключаются в том, что, во-первых, они рассматривают определенные, более важные чем прочие, структурно-функциональные и причинно-следственные отношения; во-вторых, используют определенные методологические принципы; в-третьих, раскрывают ключевые суждения – закономерности функционирования и развития изучаемых социальных систем или социальных процессов. Каждая специальная социологическая теория призвана вырабатывать свой особый подход к изучению социальных процессов, специфических явлений общественной жизни. В каждой из них определяется методологическая база и общая методологическая концепция изучаемой сферы, объект и предмет исследования, особый категориальный аппарат, общие и специфические законы функционирования объекта, общая и особенная проблематика, общие и особенные методы, процедуры и техника исследований, перспективы развития изучаемой сферы.

В отечественной социологической литературе сформировалось несколько подходов к структуризации специальных социологических теорий. Так, М.Н. Руткевич разделял сложившиеся отрасли социологии на три группы: 1) специальные социологические теории, изучающие определенные области человеческой деятельности (труд с его сферами, досуг с его сферами и т.п.); 2) специальные социологические теории, исследующие взаимодействие личности с обществом, т.е. разного рода социальные группы (личность, семья, коллектив, малые и большие социальные группы и т.п.); 3) специальные социологические теории, возникшие на стыке социологии с теми общественными науками, которые изучают частные сферы жизни общества (политика, наука, право, искусство и др.).

Г.В. Осипов дифференцировал социологическое знание по уровням социологических исследований: 1) исследование основных условий и форм жизнедеятельности общества (социология техники и научно-технической революции, социология труда, социология быта и потребностей, социология трудовых коллективов, социология семьи, социология рабочего и внерабочего времени); 2) исследование социальной структуры общества (социальные классы и группы, социально-этнические и национальные отношения, социально-демографические отношения: социология молодежи, социология пенсионеров, социология женщин и т.д.); 3) исследование социально-профессиональной структуры (социология профессий, а также социологии, базирующиеся на основе общественного разделения труда: социология промышленности, социология сельского хозяйства и т.д.); 4) исследование социально-территориальных общностей (социология города, социология деревни, социология регионов и т.д.); 5) исследование социально-политической организации общества и социальных институтов (социология политики, социология права, социология образования, социология науки и т.д.); 6) уровень отношений личности и общества (социология личности, социальные проблемы образа жизни, социология культуры, социология морали и воспитания, социология общественного мнения, социология средств массовой информации и т.д.).

Приведенная выше дифференциация социологического знания может быть принята за основу структурирования специальных социологических теорий.

По своей логической структуре специальные социологические теории могут быть историко-генетическими или структурно-функциональными. Важным стимулом в их развитии являются методологические идеи системного анализа, ориентирующие теоретическое мышление на поиск оснований целостности исследуемых объектов, выявление системообразующих признаков, установление внутренней субординации и иерархии во взаимодействии всей совокупности факторов, воздействующих на исследуемый процесс.

Необходимыми компонентами специальных социологических теорий являются: совокупность гипотез, возникающих на стыке теоретического анализа проблем и практического мышления; накопленный эмпирический материал; зафиксированные эмпирические закономерности; более или менее богатая разработка специального понятийного аппарата; изучение специфических социальных потребностей и интересов, действующих в рамках исследуемого процесса; критический анализ используемых в данной области показателей зрелости социальных явлений; разработка социальных типологий устойчивых и динамичных видов отношений, способов восприятия действительности и практических действий; обоснование наиболее вероятных прогнозов развития изучаемых конкретных процессов.

Специальные социологические теории выполняют методологические функции по отношению к эмпирическим социологическим исследованиям и обогащают свой понятийный аппарат, опираясь на фактологический материал этих исследований. Так, понятия и принципы специальной теории обобщают большое число фактологических данных, получаемых в различных социологических исследованиях. Обобщая эмпирический материал, специальная теория устанавливает определенные связи и зависимости между различными социальными факторами, определяет логические взаимоотношения между соответствующими теоретическими понятиями, формирует и уточняет их. Определение конкретных закономерностей в данной области позволяет на основе специальной социологической теории давать объяснение вновь открываемым фактам, включать их в систему наличного теоретического знания. С объяснительной функцией специальной теории неразрывно связана ее прогностическая способность: раскрывая сущностные связи и отношения в изучаемой области, теория позволяет предсказывать направление развития социальных явлений и процессов. В отличие от эмпирических регулярностей, обнаруживаемых в ходе конкретных исследований, вероятностные утверждения, входящие в структуру специальной социологической теории, являются обобщениями более высокого уровня и представляют собой идеализированные модели реальных процессов.

В социологии постепенно создается теоретическая система в виде специальных социологических теорий, основой для которых служит область эмпирического социологического знания. Однако специальные социологические теории не являются непосредственным обобщением эмпирического материала, а представляют собой результат сложных процедур познавательной деятельности, направленной на воспроизведение сущности исследуемых социальных объектов. От решения одной из важнейших проблем такой деятельности – проблемы соотношения эмпирического и теоретического в разных типах социологических исследований – в значительной степени зависит улучшение качества социологической информации, повышение обоснованности теоретических выводов и практических рекомендаций, необходимых для научного управления общественными процессами.

В рамках фундаментальной социологии (при их частичной проверке — в прикладных исследованиях) следует рассматривать специальные  социологические  теории, которые являются синтезом теоретического и эмпирического знания и связанны не только с познанием, но и с методами решения исследуемых проблем. Специальные  социологические  теории  соединяют теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных социологических исследований. Фундаментальная социология представляет собой единство теоретического знания (или теоретических замыслов) и их эмпирической проверки, в результате чего уточняются исходные положения, результативность и эффективность методологии и методики.

 Специальные  социологические  теории  имеют свою внутреннюю иерархию. Она начинается с обобщающих (системных) социологических теорий (иногда их называют отраслевыми) — экономической и политической социологии, социологии социальной и духовной сфер жизни общества. Основанием для такой структуры социологического знания является обоснованное социальными философами и большинством социологов деление жизни общества на различные сферы, которые связаны с определенными видами деятельности — трудовой (производственной), социальной (в узком смысле этого слова), политической и культурной (духовной).

Что касается экономической социологии, то ею исследуются социальные проблемы экономической жизни общества посредством изучения сознания людей и соответствующего типа поведения, связанных с реализацией целей и задач общественного производства, процессом удовлетворения потребностей и интересов людей в условиях функционирования социально-экономических отношений.

Обращаясь к социальной жизни, следует отметить, что социология в этой сфере изучает такие важнейшие и принципиальные проблемы, как социальная структура во всем ее многообразии, социальные процессы и институты, социальные общности. В ее рамках исследуются предпосылки, условия и факторы превращения классов, социальных слоев и групп в субъекты созидательной деятельности.

Политическая социология изучает огромный пласт перехода от объективного к субъективному, сознательному развитию. Она изучает политические (классовые, групповые) интересы, которые исходят из воли, знаний и действий, т.е. методов и форм выражения политической деятельности человека, классов и социальных групп, и обращена ко всему спектру чувств, мнений, суждений и отношений людей к процессам функционирования властных организаций, позволяет представить пути функционирования государственности, выявить болевые точки развития политической жизни. К проблемам политической социологии относятся деятельность политических организаций и объединений, формы и методы их работы в общественных условиях, способность оперативно откликаться на то или иное развитие событий. И наконец, объектом социологии в сфере политики является политическое сознание, анализ реального состояния, функционирование политической культуры как одной из существенных предпосылок достижения прогрессивных целей.

Четвертой по счету, но не по значению, обобщающей специальной  социологической  теорией  является социология духовной жизни общества, исследующая деятельность по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, распределению и потреблению накопленных. Этот процесс является сложным, многоплановым и неоднозначным. Поэтому так важно определить основные его составляющие. К таким структурным элементам следует отнести процесс социализации личности, образование, массовую информацию, культурно-просветительную деятельность, литературу, искусство, науку. Сквозным для всех подсистем духовной жизни является тот факт, что сознание и поведение человека выступают объектами главного интереса конкретных исследований, когда многообразие духовного мира порождает возможность различных подходов и способов решения возникающих общественных проблем. Наконец, к обобщающим (системным) специальным  социологическим  теориям  относится социология управления. Она связана с использованием особого класса задач — механизма регулирования процессов, поэтому может рассматриваться самостоятельно на уровне выявления неких общих характеристик, независимо от конкретных обстоятельств, а может применяться в рамках каждой из сфер общественной жизни и составляющих их элементов, что требует выявления и анализа специфических особенностей управления в каждой конкретной области сознания и поведения людей. Наряду с обобщающими (системными) существуют основные специальные социологические теории , предметом исследования которых являются общественные процессы и явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами, которые в своей целостности являются неотъемлемой составной частью той или иной сферы общественной жизни. Они рассматривают не глобальные взаимодействия, а характерные связи в рамках конкретной сферы общественной жизни. Так, экономическая социология включает в себя изучение таких процессов, которые образуют всю совокупность социально-экономических явлений: социологию труда, социологию рынка, социологию города и села, демографические и миграционные процессы и т.д. В этом же смысле социология социальной жизни включает изучение социально-профессиональной и возрастной структуры, этносоциологию, социологию молодежи, семьи и т.д. В свою очередь, политическая социология состоит из таких социологии как социология власти, политических партий, общественных движений, социология права (хотя некоторые исследователи выделяют ее в самостоятельную научно-прикладную теорию), социология армии, международных отношений. Что касается социологии духовной жизни, то она представлена социологией образования, культуры, религии, СМИ, науки, литературы и искусства. Для возникновения и становления осноных специальных социологических теорий необходимо выполнение по крайней мере двух условий: между этими процессами (явлениями) и обществом должны объективно существовать устойчивые специфические связи; необходимо, чтобы имелась общественная потребность в их рассмотрении с социологической точки зрения, т.е. в изучении специфических связей между этим явлением и обществом как совокупностью всех общественных отношений.
Сегодня в социологии  в большей или меньшей степени оформлено свыше пятидесяти основных специальных  социологических  теорий . Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие — прикладных, третьи — теоретико-прикладных. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей. Анализ места специальных  социологических  теорий  в системе социологического знания предполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, которые имеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функций социологической науки, так и для повышения эффективности и качества исследований.

Особо подчеркнем, что в социологии более, чем в любой другой общественной науке, заметно разделение на теорию и эмпирию, но это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, взаимодействуя между собой, причем такое взаимодействие наиболее плодотворно протекает в рамках фундаментальной и отчасти прикладной социологии.
Наряду с обобщающими (системными) и основными специальными  социологическими  теориями  существуют частные вспомогательные концепции, объектом изучения которых выступают конкретные, отдельные явления и процессы, производные от более «объемных» процессов и социальных феноменов. Такими объекта исследования являются, например: в рамках социологии образования— высшее или дошкольное образование; в рамках социологии молодежи — молодежные движения, группы по интересам и т.д. Такая детализация вышеупомянутых теорий не вызывает возражения, кроме одного — изучение всех этих частных явлений нередко называют тоже «социологиями», в результате чего возникает дурная бесконечность, которой нет предела. И в социологии стоит применить принцип бережливости, названый «бритвой Оккама», согласно которому сущности не должны умножаться без необходимости. Исходя из этого принципа, следует изучать определенный, конкретный процесс или явление и обозначать его как предмет (объект) социологического анализа, не применяя к нему без необходимости термин «социология».
Итак, современная структура социологического знания состоит из социологических теорий трех уровней: обобщающих (системных), основных и частных (конкретных).
Специфика социологического знания на определенном этапе развития привела к тому, что некоторые ученые (обычно это связывается с именем Р. Мертона) по-особому трактовали структуру социологического знания, фиксируя некий «средний уровень». Это был типичный прием, весьма характерный для американской социологии, развитие которой всегда проходило под мощным влиянием прагматических потребностей. В нашей стране он прижился после частичной реабилитации социологии в 1960-е гг., но весьма своеобразно. Такой подход олицетворял компромисс между официально утверждаемой концепцией об историческом материализме общесоциологической теории и стремлением все же выделить «свою» социологическую теорию, которая долгое время камуфлировалось под так называемый уровневый срез. Но такой подход, как отмечал А. В. Кябыща, напоминает русскую матрешку и мало что прибавляет к классификации науки и ее разделов. В ситуации, когда социология отождествлялась с историческим материализмом, статус теорий среднего уровня (частных теорий) оказался двусмысленным. Когда теоретический уровень социологии был представлен философией, то ему не оказывалось в ней места, так как ее теории являются теориями нефилософскими. Но в то же время они «теории». Так каково же их соотношение с теоретической социологией? Если их отнести к эмпирическим исследованиям (они образовывали третий, согласно Мертону, уровень), не означает ли это, что эмпирия не имеет достойного научного статуса? И насколько оправданно выделять все эти уровни по разным основаниям?
Такая структуризация вызвала самые серьезные возражения со стороны многих социологов, в частности одного из крупнейших социологов современности П. Бурдье. Он обвинил в сговоре, в альянсе таких известных ученых, как Т. Парсонс, который взял на себя разработку общесоциологической теории, Р. Мертон, монополизировавший представление о «среднем уровне», и П. Лазарсфельд, который стал представлять уровень эмпирии. По мнению Бурдье это идеологическое господство, раздел сфер влияния позволяет навязывать свою концепцию видения науки, не считаясь с другими подходами, заслуживающими внимания и имеющими глубокое научное обоснование.

Очевидно, что трехуровневая модель социологии, сыграв определенную роль в ее развитии, исчерпала свои возможности. В настоящее время большинство социологов отказались от нее.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них.

Социология — это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии — выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности. Социология — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Специальные  социологические  теории , кроме того, уточняют положения общесоциологической теории применительно к отдельным видам, механизмам социального взаимодействия. Различают три вида специальных теорий.

1. Теории, изучающие законы развития и воспроизводства отдельных социальных общностей. К ним относятся социология города, села, этносоциология и др.

2. Отраслевые социологические теории, раскрывающие закономерности и механизмы жизнедеятельности социальных общностей в отдельных сферах. Это — социология труда, экономическая социология, социология быта, социология образования, социология досуга и др.

3. Теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма. К ним, в частности, относятся теория социального контроля, теория коммуникаций, теория социальной активности и т. д.

 Специальные  социологические  теории  конкретизируют положения общей теории, осуществляя переход от общих концептуальных понятий к операциональным, при помощи которых можно измерить конкретный социальный процесс. Если нас интересует, например, эффективность телевидения, то следует переходить от общих понятий общественного сознания, духовной жизни к таким понятиям специальной  социологической  теории , как телевизионная аудитория, ее интересы, потребности, заинтересованность, познавательная активность, удовлетворенность; разрабатывать систему показателей, а затем и индикаторов, при помощи которых можно измерить процесс телевизионного воздействия на индивидов. При этом необходимо также иметь представления об особенностях социальных групп, составляющих аудиторию, которые дает специальное знание о социальной структуре. Нужно знать, как внешнее воздействие преломляется в сознании людей, т.е. обратиться к социологии личности, теории общественного мнения и т.д.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1. – М., 2009.
  2. Здравомыслов А.Г. Специальные социологические теории // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  3. Комаров М.С. Специальные социологические теории и эмпирические исследования // Рабочая книга социолога. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1983. С. 37-43.
  4. Осипов Г.В. Предмет и структура социологической науки // Социологические исследования. 1981, № 1. С. 86-101.
  5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 2010.
  6. Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М., 1980.
  7. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. 5-е изд. М., 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->