Западноевропейский опыт социальной работы и социальной рекламы

Основы общественной взаимопомощи в государствах Западной Европы глубинными корнями уходят в родоплеменные традиции народов, в различное время населявших этот регион. Оказание помощи нуждающимся соотечественникам в пределах местных общин сохранялось и в античные времена. В античной Греции изувеченные в войнах граждане получали от государства по 1 —2 обола в день. Детям погибших также оказывалась помощь. Эти принципы сохранились и в Древнем Риме. Кроме того, здесь создавались объединения граждан, именовавшиеся «похоронными коллегиями». Они формировались на основе соседского проживания или работы по общему профилю и предполагали сбор взносов в общую копилку с тем, чтобы достойно проводить в последний путь того или иного члена объединения. В древности полноценный похоронный ритуал был не менее затратным, чем в наши дни.

При жизни же значительная часть беднейших граждан города Рима и некоторых провинциальных столиц Римской империи могла рассчитывать на регулярную бесплатную раздачу зерна, муки, хлеба.

Европейское Средневековье известно регулярной раздачей милостыни богатыми людьми, что стимулировалось и поддерживалось установлениями христианской церкви. При монастырях и в приходах белого духовенства создавались странноприимные дома для нищих бродяг, госпитали для больных и увечных, богадельни для неимущих престарелых людей.

Со временем и светские власти начали брать под свой патронаж часть неимущих слоев населения, поначалу путем основания новых монастырей, а по мере секуляризации общественной жизни — изданием соответствующих законов.

К окончанию Средних веков ряд европейских правительств начал формулировать юридические основания государственной помощи беднейшим слоям населения. Во Франции начиная с XV в. практикуется налог на роскошь. Здесь же был создан Комитет бедных, который в 1624—1629 гг. возглавлял медик, известный тем, что безвозмездно лечил бедняков, — Теофраст Ренодо. Примечательно, что этот незаурядный человек полагал, что обилие безработных частично является следствием отсутствия информации об имеющихся потребностях в рабочей силе. Именно данная мысль, в первую очередь, двигала им при создании знаменитого Адресного бюро в Париже в 1629 г. — прообраза современных рекламных агентств. Идея благотворительности явилась, таким образом, одним из истоков развитой рекламной деятельности в Европе1.

Государство взимало определенный процент в пользу бедных за участие в развлекательных зрелищах. Так в XVI в. по распоряжению Французского парламента монашеские группы, предполагающие постановку публичных мистерий, должны были внести в казну тысячу ливров для помощи беднякам.

Ордонанс2 от 25 февраля 1699г. предписал взимать в пользу главного госпиталя призрения бедных одну шестую с той суммы, которую платили за вход посетители оперы и комедии. В 1713г. такой сбор стал взиматься с организаторов народных праздничных зрелищ на ярмарках в Сен-Жермене и Сен-Лоране.

Деятели Великой французской революции с особым энтузиазмом поддержали налог на роскошь и упорядочили его. В частности, он стал взиматься в виде 15% от расходов на организацию балов, 10% — от суммы билетов во все увеселительные заведения, 1% было предписано отчислять в пользу Государственного фонда призрения бедных, даже с устроителей благотворительных лотерей, распродаж и т. п1.

Вплоть до середины XIX в. на театральных билетах имелись два цифровых обозначения. На одной стороне фиксировалась стоимость места, на другой — сумма, которая отчислялась в пользу бедных. Эта вторая позиция, на наш взгляд, содержала определенный рекламный потенциал. Она напоминала развлекающимся людям о тех, кому не до веселья, кто из последних сил борется за свое существование. Это могло стимулировать новые взносы обеспеченных людей в частные благотворительные фонды, которых в Европе на протяжении XIX в. становилось все больше.

Одной из наиболее действенных благотворительных организаций этого времени стала Армия Спасения, основанная супругами Уильямом и Катериной Бут в Англии в 1865 г. Она развернула социальную помощь в разных странах мира. Армия Спасения опиралась на христианские ценности, хотя и не замыкалась в конфессиональных рамках, став в большей мере гражданским, нежели клерикальным объединением. Здесь существовала жесткая внутренняя иерархия ведущих организаторов и подчиненных им добровольных помощников. Отличительной стороной деятельности Армии Спасения являлась ее многопрофильность. В ведении этой структуры и поныне находятся детские дома, общеобразовательные школы, госпитали для алкоголиков обоего пола, дома для реабилитации людей, освобожденных из заключения, родильные дома и странноприимные дома спасения погибающих.

К началу XX в. филиалы Армии Спасения действовали в 56 странах, пользовались государственной поддержкой и участием ряда общественных благотворительных организаций.

Сведения о своей деятельности и вербовку сторонников Армия Спасения осуществляла по преимуществу через свою газету «Боевой клич». Содержание газеты было ориентировано на здравый смысл читателей, а ее авторы стремились силой убедительного слова воздействовать хотя бы на некоторые «заблудшие души». С этой целью газету продавали за минимальную цену, а иногда и раздавали бесплатно завсегдатаям кабаков и питейных домов. Помимо газеты Армия Спасения распространяла свои идеи посредством различных видов печатной рекламы: листовок, брошюр, открытых писем и т. п1.

Наряду с Армией Спасения в Европе во второй половине XIX в. формируется «Общество Фабиана», имеющее отделения в Англии и Австрии. В Австрии в 1873г. создается «Уегеш гиг 5о21а1ро1Шк» («Объединение социальной политики»). Совместно с конкретной благотворительностью это общество разрабатывало теоретические представления о путях создания государства всеобщего благосостояния. Действовавшие в его рядах исследователи Адольф Вагнер и Густав фон Шмеллер выдвигали концепции, альтернативные марксистским революционным идеям. Именно идеи «Объединения социальной политики» были подхвачены в Скандинавских странах. В Швеции Центральное общество социальной работы создано в 1903г., и вскоре здесь началась систематическая подготовка профессиональных кадров для социальной работы.

Начиная с середины XIX в. во взглядах на организацию социальной работы «Объединения социальной политики» наметились теоретические расхождения. Одно из направлений получило наименование Эльберфельдской системы, второе — Страсбургской системы. Первое делало основной упор на добровольных помощников благотворительных фондов из различных слоев населения, не имеющих специальной подготовки, но умеющих устанавливать личные доверительные контакты с людьми, нуждающимися в помощи. Страсбургская система доказывала необходимость серьезной профессиональной подготовки социальных работников и установления заработной платы за их труд. К началу XX в. преимущества страсбургской системы стали очевидны — в ряде стран налаживается подготовка профессионалов в сфере социальной деятельности. Первенствовала в этом отношении Германия, где уже в 1893 г. в Берлине состоялся первый набор на годичные профессиональные курсы социальных работников. В 1903г. там же действовала уже двухгодичная школа по этой специальности.

Далее немецкую инициативу подхватила Швеция. В 1908 г. в Стокгольме начата подготовка руководителей для домов престарелых и детских домов. X. Сведенер пишет: «Такие курсы были исходным пунктом нынешнего обучения социальному уходу и социальной педагогике при высших социальных школах, которые финансируются на губернском уровне».

Этот автор подчеркивает, что необходимость в новой профессии вызвана теми изменениями, которые переживают страны при переходе от сельскохозяйственного производства и жизни в сельских условиях к расширенному промышленному производству и урбанистическому укладу. Напомним, что первые стадии развития промышленного производства, индустриализации и капитализации общества во всех странах Западной Европы вели к усилению пауперизма, и государство остро нуждалось в нахождении способов его посильного преодоления.

В конце XIX в. в Европе развивают энергичную теоретическую и практическую деятельность некоторые энтузиасты благотворительности. Одним из таковых являлся немец Эмиль Мюнстерберг (1856— 1911). Он начал курировать благотворительные программы в Гамбурге, затем в Берлине. В 1898 г. он был избран членом Берлинского городского совета и возглавил «Германское общество призрения бедных и благотворительности», стал видным деятелем Франкфуртского исследовательского института социальной работы.

Из-под пера этого автора вышли наиболее ранние и дельные разработки по вопросам методики социальной деятельности, направленной на преодоление нищеты. Он был горячим сторонником объединения разрозненных благотворительных усилий на общей организационной основе. Эти идеи звучали из его уст и находили отклик у участников Международного конгресса по призрению бедных, состоявшегося в Копенгагене в 1907г.

В XX в. европейские страны вступали с достаточно четкими представлениями о наиболее действенной организации филантропических структур и путях подготовки профессиональных кадров в этой сфере.

На различных всеевропейских конгрессах, посвященных проблемам борьбы с бедностью и преодолению социальных аномалий, постоянно кипели споры по поводу того, на какую из сфер — государственную или общественную должны быть возложены основные обязательства по поддержке малоимущих. Единой рекомендации выработать не удалось. Большинство согласилось с тем, что следует учитывать существующие в различных государствах законодательные и гражданские традиции и обязательно стремиться к взаимодействию государственного и общественного начал.

В наши дни главную координационную работу в сфере поддержки наименее защищенных слоев общества проводит наряду с государственными объединениями Организация Объединенных Наций (ООН). Ее исходным шагом в этом направлении стала Всеобщая Декларация прав человека, принятая ООН в 1949г. В Декларации написано:

«Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения».

Эта общая установка ООН конкретизировалась в ходе дальнейшей работы, в результате которой появились Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации и Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. На основе данных документов Совет Европы, в свою очередь, принял Хартию, обязывающую все страны данного сообщества обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Таков фундаментальный базис современной организации социальной работы в европейских странах.

По инициативе ООН в Швеции действует Международный исследовательский Центр по проблемам общественного благосостояния. Он проводит ежегодный мониторинг реализации ранее принятых деклараций и дает текущие рекомендации по организации социальной работы. Краеугольным положением этих рекомендаций является установка на профилактику антисоциальных явлений и разработку четкой нормативно-правовой базы, которая может обеспечить достойную жизнь нуждающимся в поддержке слоям населения.

Важный принцип принятой в европейских странах системы социальной помощи — опора на правило «помоги себе сам». Это означает, что главным в повседневной работе с долговременно бедствующими работоспособными людьми являются не разовые подачки, а помощь в приобретении профессии и устройстве на работу. Как принято говорить в профессиональных кругах — дать голодному удочку, а не рыбу. Естественно, нетрудоспособные члены общества: престарелые, инвалиды, беспризорные дети — обязательно должны получать определенные государством постоянные пособия, сравнимые с прожиточным минимумом.

Генеральная Ассамблея ООН 7 декабря 1987 г. приняла резолюцию, которая рекомендует учитывать на местах специфические потребности:

а)    семьи,

б)    женщин,

в)    детей,

г)    молодых людей,

д)    пожилых людей,

е)    инвалидов.

Эта резолюция рекомендует разработать конкретные меры по борьбе с преступностью и наркоманией, СПИДом, безработицей, нищетой, отсутствием программ в области здравоохранения и образования.

Как известно, к началу XXI в. именно Швеция максимально приблизилась к идеалу государства всеобщего социального благосостояния. В развертывании институтов социальной поддержки в этой стране ведущие позиции занимает не частная благотворительность, а детально разработанная государственная система. Ее нормативы воплощены в Законе «О государственной социальной службе». Современные исследователи утверждают:

«Благодаря хорошо развитой системе социальных услуг, охватывающей образование, здравоохранение, заботу о детях, пожилых и инвалидах, уход и забота об индивидууме обеспечены с колыбели до могилы. Экономические, социальные и связанные с уходом проблемы, потребность в поддержке, которые выпадают из общей системы, решаются на местном уровне, благодаря хорошо развитой коммунальной социальной службе…»1

Но несмотря на все успехи весьма острые проблемы остаются и в этой стране: ухудшающаяся экология, наркомания, СПИД. В данных сферах помощь социальной рекламы для преодоления насущных проблем остается вполне актуальной.

В первую очередь, это реклама, связанная с экологическими угрозами. Как и в других европейских государствах, в Швеции активно действуют члены организации «Сгееп-реасе» («Зеленый мир»}. По всему миру прокатились организованные этим обществом акции: в 1982 г. — по спасению морских котиков, истребляемых ради их меха; в 1986 г. — акция против уничтожения китов, завершившаяся подписанием многими государствами международной конвенции, запрещающей китобойный промысел.

В 1990г. началась многолетняя акция по очистке Северного моря от промышленных отходов, в первую очередь от ядерных захоронений. Любая из подобных инициатив сопровождается разнообразной рекламной продукцией: брошюрами, листовками, плакатами. И здесь в погоне за силой воздействия на аудиторию нередко попираются этические нормы. Так, в начале 1994 г. в крупных городах Норвегии появились плакаты с изображением группы совершенно обнаженных девушек. Подпись поясняла:

«Мы будем ходить голыми, но не надевать шкуры зверей».

Экологическая тематика в рекламе имеет несколько направлений. Здесь и борьба против ядерного оружия, использования атомных электростанций, вырубки лесов, загрязнения водоемов промышленными отходами. Немногих оставит равнодушными телеролик Сгеепреасе со следующим предупреждением:

«Если мы не одумаемся, то на Земле выживут более совершенные существа».

На экране девушка превращается в таракана на фоне ядерного взрыва.

Ради помощи живой природе создан Всемирный фонд дикой природы. Он развил информационно-рекламную деятельность во многих странах, в том числе и в России. Рекламная проблематика этого фонда непосредственно касается и нашей страны. Например, фондом предприняты акции в защиту амурского тигра. Многие СМИ различных государств обошел красочный плакат, изображающий хозяина дальневосточных лесов — амурского тигра во всем его величии и блеске. Сопровождают изображение две надписи — в верхней и нижней частях плаката. Первая гласит:

 

«В природе нет «плохих» и «хороших». Нижняя — «Нам всем нужна ваша помощь».

Детализация этих слоганов развернута в нижней части листа мелким шрифтом:

«Сегодня в дальневосточной тайге живет около 450 амурских тигров. Тигру грозят браконьерство, незаконная вырубка леса, бескормица из-за исчезнувших копытных. Более восьми лет Всемирный фонд дикой природы помогает выжить амурскому тигру: созданы антибраконьерские бригады, организованы охраняемые территории, идет борьба с нелегальными рубками для продаж. Нужна ваша помощь. Станьте сторонниками нашего фонда!».

В 1998 г. на конкурсе в Каннах международное жюри присудило «Золотого льва» телеролику, созданному рекламным агентством ВВОО. В изображении последовательно сменяются кадры, демонстрирующие срез могучего дерева с отчетливо видимыми годовыми кольцами. На первом кадре стрелка указывает на одно из колец, а текст комментирует: «День рождения Наполеона». На втором кадре стрелка указывает на день рождения Ван-Гога, на третьем — на день рождения Эйнштейна. Эту мерную последовательность буквально взрывает четвертый кадр. Стрелку, идущую к самому последнему ободку на древесном срезе, сопровождают слова: «День рождения того сукиного сына, который срубил это дерево». И наконец, последний пятый кадр призывает: «Остановите вырубку лесов ».

Через несколько лет на первом месте в Каннах вновь оказался экологический ролик. На этот раз демонстрировался стакан с мочой и вставленной в него трубочкой для коктейля.

Текст гласил: «Полтора миллиарда людей пьют воду, которая хуже, чем Ваша моча».

Экологическая тематика, разумеется, не исчерпывает содержание современной социальной рекламы. Вполне благополучные по общим меркам европейские государства не смогли уберечь часть своих граждан от наркомании и СПИДа. Противодействие этим угрозам имеет комплексный характер. На первом месте в ряду относительно продуктивных мер находится своевременная медицинская и психологическая помощь заболевшим людям. Но и рекламная составляющая здесь играет не последнюю роль. От нее во многом зависит степень информированности вступающей в жизнь молодежи о последствиях беспорядочного секса и «пробных» затяжек марихуаной. Разъяснению таких последствий посвящена разнообразная печатная продукция.

В Англии, Франции, Скандинавских странах такая продукция финансируется и производится преимущественно государством. В Великобритании во главе подобных работ находится Центральный офис информации. Например, за 2001г. им затрачено на социальную рекламу различных жанров около 150 000 000 фунтов стерлингов. Активно участвуют в различных благотворительных акциях члены королевской семьи. Широкую популярность приобрела самоотверженная деятельность принцессы Дианы по запрещению употребления противопехотных мин.

Ведущая телерадиокорпорация Англии — ВВС имеет специальный пункт в уставе о безвозмездном регулярном размещении социальной рекламы в своих трансляциях.

В западных странах среди жанров социальной рекламы немалое место занимают наборы шутливых картинок — комиксов, говорящих о чрезвычайно серьезных вещах доходчиво и ненавязчиво. Эта форма применяется для разъяснения опасности СПИДа и хорошо действует, когда приходится публично говорить об интимных проблемах. Общество на первых порах, как и в России, встречало раздраженно публичное продвижение, например, презервативов. Теперь, однако, протесты по этому поводу прекратились.

Напротив того, Всемирный день борьбы со СПИДом, установленный 1 декабря, в большинстве стран становится поводом для массового бесплатного распространения презервативов добровольными помощниками благотворительных организаций. Традиционной стала и организация благотворительных рок-концертов под лозунгом борьбы со СПИДом, с передачей всех полученных денег в пользу соответствующих медицинских центров.

В наше время наиболее серьезные угрозы выживанию человечества — СПИД, наркомания, деструкция природной среды — осознаны не только как национальные, региональные, но и как глобальные проблемы. Отсюда множество совместных и европейско-американских и российско-европейских проектов благотворительных акций, совместная разработка тематических программ социальной рекламы. Одна из них — глобальная информационная акция «Против курения».

Исторически роль лидера в этом отношении принадлежит Великобритании. В прославленную елизаветинскую эпоху второй половины XVI в. курильщиков приравнивали к ворам и подвергали публичным экзекуциям. А в самом начале XVII в. король Яков I создал фолиант под заголовком «О вреде табака». Он считал, что это привычка — «противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких».

Современные медицинские исследования подтвердили худшие опасения монарха.

Теперь в Англии действует постановление, согласно которому некурящий человек может потребовать от своих курящих коллег компенсации в сумме до 25 тыс. фунтов стерлингов и более.

Здесь полностью запрещено курение в пригородных поездах и многих общественных местах.

Весьма оригинальная акция против курения осуществлена во Франции в 2000 г. Одновременно в телепередачах и некоторых газетах появилась информация о том, что обнаружены вредные вещества, опасные для здоровья, в некоем продукте. Категория, наименование продукта не назывались. Наиболее встревоженным людям предлагалось позвонить по бесплатному телефону. Стоит ли сомневаться, что вал звонков тут же обрушился на предложенный номер. Оказалось, что речь шла о самых обычных сигаретах. Подобный рекламный трюк не может не привлечь внимания и способствует вовлечению общественности в проблемы вредной привычки. А это — главные предпосылки действенности социальной рекламы.

Все более ужесточаются требования к курильщикам и в других европейских странах. В Норвегии, например, запрещено курить всюду, кроме как в своем доме и своей машине. Похожие правила действуют в Ирландии и Болгарии. С января 2005 г. запрещение курения в общественных местах настигло итальянцев. Не разрешается курить на работе, в баре, в ресторане, в учреждениях. Разрешено курить только дома, на улице или в специально отведенных местах. Штраф за нарушение колеблется от 27,5 до 275 евро, а с ресторатора, который не пресекает курение, взыскивается 2200 евро2. Эти тенденции получили отражение на международном фестивале рекламы в Москве «Золотая пчела — 6» в сентябре 2004 г.

 

Посетители увидели здесь весьма убедительный плакат француза Алана ле Кернека «Ребенок не может переносить табачные испарения». Это положение начертано на фоне изображения человеческого зародыша в утробе матери с сигаретой в едва оформившемся ротике. Впечатление шоковое.

В эту акцию включились и дальневосточные креаторы. Представитель Японии Акияма Хана изобразил на плакате человека, привязанного к позорному столбу в виде сигареты. Надпись призывала не поддаваться никотиновому искушению.

В Интернете появилась информация о том, что на Тайване в рамках борьбы с курением на сигаретных пачках печатаются рентгеновские снимки внутренних органов, пораженных никотином1. Действенный, хотя и чрезвычайно шокирующий прием.

По данным пользователей Всемирной паутины, этот опыт собираются внедрять и некоторые европейские страны. Особенно актуально это стало после того, как по указу папского престола с начала 2005 г. полностью запрещено курение на всей территории Ватиканского государства. Подобного рода пример весьма поучителен для католиков всего мира. Однако наиболее оперативно этому примеру последовали буддисты. С конца 2004 г. на пачках сигарет в Таиланде появились наклейки со словами: «Курение монахам запрещено»,

Социальная реклама не обошла своим вниманием и острейшей социальной проблемы европейских государств в наши дни — положения иммигрантов. Эта же проблема, разумеется, касается и России, и Америки, но в Европе стоит особенно остро. После террористической атаки на США 1 сентября 2001 г. и последовавших карательных операций в Афганистане и Ираке очень осложнились отношения между различными национальными и конфессиональными общинами в европейских странах. Главное направление социальной рекламы в этих условиях — пропаганда толерантности, взаимного уважения и терпимости. В плане физического выживания иммигрантам из числа беженцев помогает Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Но вот для относительного душевного благополучия таких людей необходимы инструменты, способные повлиять на отношение к переселенцам коренного населения. Социальная реклама способна этому помочь.

Закономерно, что упомянутое Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев курирует не только поставки минимума продовольствия для нуждающихся иммигрантов, но и создание публикаций соответствующей тематики. Такова, например, плакатная композиция, составленная из шести фотокадров с изображениями ребятишек, сосредоточенно занятых своим делом. Кто-то из них играет, кто-то танцует, кто-то исполняет гимнастические упражнения. Вглядевшись в плакат, зритель может прочесть подписи под детскими снимками: «Альберт Эйнштейн — физик», «Зигмунд Фрейд — психолог», «Рудольф Нуриев — танцовщик». Общая подпись подытоживает: «Все эти люди были беженцами. Сегодня мы помогаем, миллионам беженцев вернуться к жизни».

С проблемами беженцев непосредственно соприкасается тематика борьбы с проявлениями расизма в соответствии с Конвенцией ООН «О ликвидации всех форм дискриминации». Подобное направление социальной рекламы активно развивается в США с 60-х гг. XX в., о чем мы скажем в следующем разделе. Периодически и в Европе возникает необходимость напомнить населению азы человеческих взаимоотношений. Широкий резонанс в этом плане получила выставка работ художников левого направления «Права человека», устроенная в Париже в связи с двухсотлетием Великой Французской революции в 1989 г. Выставка на эту же тему состоялась в Голландии. А в начале XXI в. при поддержке фонда «Открытое общество» состоялась международная плакатно-рекламная акция «Они — это мы, мы — это они», — девиз, воплощающий идею единства человечества. Некоторые итоги данной акции демонстрировались на выставке в Москве «Золотая пчела — 6» в сентябре 2004 г. Здесь англичанин Алан Флетчер представил на черном фоне стилизованный рукописный белый текст такого содержания:

«Я думаю, Бог должен был сотворить

всех одним, цветом, тогда не было бы поводов

для столкновений».

Более изобретательно, на наш взгляд, воплотил опорную идею акции представитель Швейцарии Никлаус Трокслер.

В его плакате также на черном фоне прочерчены разноцветные контуры человеческих лиц. Они тесно переплетаются и как бы перетекают друг в друга. Тем самым воплощение девиза «Они — это мы, мы — это они» исполнено и наглядно, и выразительно.

О российских участниках данной всемирной плакатно-рекламной акции мы скажем в соответствующем разделе нашей книги.

Острая социальная тема антирасизма в 90-е гг. оказалась подхвачена и коммерчески ориентированной рекламой. Наиболее преуспела в этом отношении итальянская фирма одежды «Беннетон». Ее серия постеров «Все цвета мира» демонстрировала единство всех рас и наций в их позитивном отношении к фирме «Беннетон». Можно ли сказать в связи с этим, что данная фирма способствует предотвращению межрасовых конфликтов? В какой-то степени, видимо, да. Однако считать подобные постеры вариантом социальной рекламы, на наш взгляд, не приходится — это всего лишь очередной пример мимикрии коммерческой рекламы под остро востребованную обществом социальную проблематику.

В опыте европейской социальной рекламы, помимо освещенной нами проблематики: экологии, антирасизма, помощи беженцам, борьбы против курения, немало и других животрепещущих направлений: борьба со СПИДом, преодоление нищенства, наркомании, помощь беспризорным детям. Здесь есть немало точек соприкосновения с тем, как относятся к этим проблемам североамериканская общественность и ведущие сетевые рекламные агентства

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->