СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕКЛАМЫ В РОССИИ

О ней спорят, над ней смеются, ее ненавидят, ей восхищаются… Дети наизусть повторяют ее отдельные части… Она навязчиво входит в каждый дом, и иногда кажется, что от нее нет никакого спасения. Реклама-специалисты подсчитали, что средняя российская семья подвергается ежедневно воздействию более тысячи рекламных объявлений. Производители рекламы изо всех сил конкурируют между собой за наше внимание, становятся все более изощренными и изобретательными1.

О коварстве рекламы ходят легенды. Невозвратно прошло время детской доверчивости российских граждан к рекламным обещаниям. Разочаровавшись в пустых тирадах многочисленных леней голубковых, наш человек не хочет верить новым сиренам, старается обезопасить себя и своих близких.

По данным Российской академии государственной службы при Президенте РФ, более 80% населения полностью не доверяют рекламе, а если добавить тех, кто частично не доверяет, получится около 90%!

Мнение потребителей рекламы во многом не совпадает с критериями рыночных измерений, но зато содержит истинный критерий живой реакции общества на те или иные социально-экономические процессы в условиях переходного периода2.

Прошедший XX в. не случайно называют веком всемогущества рекламы: несмотря на резкую общественную оценку, реклама уверенно делает свое дело, влияет на умы и настроения, заставляет покупать, разъясняет, обещает, помогает, советует.

Уинстону Черчиллю принадлежат следующие слова: «Реклама вскармливает потребительские способности людей. Она порождает потребности в более высоком уровне жизни. Она ставит перед человеком цель обеспечить себя и свою семью лучшим жилищем, лучшей одеждой, лучшей пищей. Она стимулирует его усердие и производительность. Она объединяет в плодотворный брачный союз такие вещи, которые в других обстоятельствах просто не сошлись бы друг с другом».

Россия сделала в XXI в. окончательно свой исторический выбор — выбор демократического пути, раскрепощения государственных структур, поступательного движения к гражданскому обществу.

Мы вошли в новое тысячелетие, которое, безусловно, стало прежде всего информационным, коммуникационным; спутниковое ТВ, Интернет, электронные технологии производства и передачи информации — все это кардинальным образом изменит, в частности, и рекламное пространство будущего.

Взаимодействие общества и рекламы оказывается двуединым процессом: общество развивает и интенсифицирует рекламную деятельность, а рекламные технологии, в свою очередь, дают соответствующий стимул социально-экономическому развитию общества. Люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления1.

Суммируя вышесказанное, отметим, что необходим тщательный анализ сложившегося сегодня рекламного пространства в стране и его корректировка исходя из интересов потребителя и общества в целом.

Слов «реклама» происходит от итальянского reclamare — «кричать, выкрикивать, требовать». В скобках заметим, что это, видимо, сильно повлияло на некоторых изготовителей рекламы. Основателем рекламы принято считать некоего Рино, образец рекламы которого был извлечен на поверхность при раскопках древнегреческого города: «Я — Рино с острова Крит, по воле богов толкую сны». Александр Бушков в своем фантастическом романе «Лабиринт» наделил этого персонажа многими отрицательными чертами, отразив народную неприязнь к навязчивой всепроникающей рекламе1.

Раскопки древнегреческих городов показали, что стены многих зданий были испещрены рекламными надписями типа: «Соседи, проснитесь и голосуйте на Амплиата!», «Прошу тебя, Лорей, выбери в дуумвиры Цейя Секунда, и он тебя выберет!». Для борьбы со стихийным заборным рекламо-творчеством городскими властями был даже издан указ: «Запрещается писать здесь. Горе тому, чье имя будет упомянуто здесь. Да не будет ему удачи!»2.

В Средневековье на жизнь общества накладывала глубокую печать религия. На массы воздействовали устным словом служители церкви, а также представители администрации, бродячие ремесленники, торговцы. Некоторые глашатаи были уполномочены властями на сбор заявок у населения на куплю-продажу необходимых предметов. В английском статуте 1368 г. указывается: «Если кто нуждается в продаже чего-либо, он должен оповестить об этом через глашатая, который утвержден графским наместником»3.

Развитие технической мысли способствовало появлению экслибрисов, гравюры и, наконец, печатного станка4.

Бурное развитие рекламы в современном понимании было стимулировано изобретением газет и журналов.

Реклама в России прошла те же этапы развития, что в Европе и Америке. Начало ее можно отнести к появлению коробейников и зазывал. Началом рекламных кампаний были ежегодные ярмарки, к которым готовились заранее и выпускали специальную литературу — листки, плакаты, афиши и т. д. В XIX в. широко применялась реклама на уличных тумбах. Затем появились специальные рекламные издания1.

Советская власть в основном монополизировала рекламное дело, создав государственные агентства («Мосторгреклама», «Промреклама»). В рекламе работали В. В. Маяковский, художники Кукрыниксы, А. Дейнека и др.

В Советском Союзе подход к рекламе был стопроцентно идеологизирован. Он базировался на тезисе, что реклама — порождение капитализма, средство одурачивания и обмана покупателей. В условиях тотального дефицита реклама была просто не нужна. Поэтому расходы на рекламу были незначительны, от розничного товарооборота они составляли 0,04 — 0,05% (в США они тогда составляли 78%).

Вот примеры декларативной рекламы тех лет: «Летайте самолетами «Аэрофлота», «Советское» шампанское лучшее в мире», «Храните деньги в Сберегательной кассе».

По сути, современная российская реклама родилась с началом перестройки, после того как в 1988 г. было принято постановление «О мерах по коренной перестройке внешнеэкономической рекламы».

Переход к рыночной экономике кардинально изменил ситуацию в рекламном деле — реклама стала одним из звеньев, связывающих производителей и потребителей.

И если в первые годы российского этапа развития рекламы на рынке преобладали переводы и адаптации американских и европейских учебников и пособий, то сегодня уже можно говорить об элементах «российской школы рекламы». Не случайно так много внимания уделяется вопросам создания российских учебников по рекламе, координации учебно-методической деятельности вузов, имеющих кафедры, факультеты и отделения рекламы1.

Отметим, что как учебная дисциплина реклама со второго десятилетия XX в. стала предметом преподавания в вузах (в основном коммерческих) сначала Америки, а затем Европы и исследований психологов в различных лабораториях. Затем стали бурно развиваться специальные школы рекламы.

В России рекламу как специальность или специализацию изучают более чем в 130 вузах. Начиная с 90-х гг. XX в. наблюдается настоящий бум всевозможных курсов и семинаров по менеджменту, маркетингу и рекламе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. сравнительная характеристика и тенденции развития рекламы в сми

 

До августа 1998 г. ситуация в российских электронных СМИ была близка к европейским стандартам. Рекламный рынок активно развивался, собственники СМИ вкладывали большие средства в развитие масс-медиа. На телевидении возникали дорогостоящие проекты, появлялась новая техника. Хотя следует заметить, что эти процессы в основном охватывали федеральное вещание.

Кризис привел к ухудшению социально-экономической ситуации, ослаблению государственной поддержки СМИ, а несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей отношения субъектов, налоговый пресс, недоступность инвестиционных ресурсов усугубило неблагоприятную обстановку для предпринимательства, в том числе и рекламного, рынок начал давать сбои и увязать.

В 10 раз уменьшилось количество рекламных агентов, резко сократился объем рынка, упал спрос и на рекламные услуги: некоторые клиенты рекламных фирм (банки, торговые компании) разорились. Иностранные компании, имеющие в России средне- и долгосрочные договорные обязательства на рекламные услуги, стали уходить с рынка1.

Российские предприниматели, заключившие краткосрочные рекламные контракты, также начали оставлять рынок — чтобы выжить, надо было чем-то жертвовать. В жертву принесли рекламу, так как она — инструмент завоевания рынка, но никак не элемент антикризисного менеджмента.

Большой ущерб понесли компании «Видео Интернешнл» и «Премьер СВ». Трудности рекламщиков естественным образом отразились на телекомпаниях, которые также потеряли часть рекламодателей2.

Объем рекламы в регионах, по данным общественной организации «Интернъюс», упал на 40%, исчезла реклама турагентств и многих магазинов.

Сегодня рекламный рынок вновь стабилизируется. А в некоторых направлениях (прежде всего, на телевидении) даже прогрессирует: количество рекламы во временном выражении сегодня превосходит докризисные времена.

В России сегодня ведут вещание около двух тысяч телерадиокомпаний. Соотношение государственного и частного секторов (по количеству выданных лицензий на вещание) приблизительно 1:8. По прогнозам специалистов Национальной ассоциации телерадиовещателей, в ближайшие годы число негосударственных вещательных организаций удвоится.

Важную созидательную работу проводит Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ). Она объединяет 195 государственных и негосударственных телевизионных и радиокомпаний России. НАТ проводит существенную работу, которая позволяет осуществлять меры, способствующие выживанию отечественной вещательной индустрии в сложившихся экономических условиях. Речь идет о государственной поддержке. Среди этих мер налоговые и таможенные льготы, льготы по услугам почтовой, телеграфной и телефонной связи. Кроме того, НАТ предлагает в законодательном порядке разрешить рекламу табака и алкоголя на телевидении и радио после 22 часов — как вынужденную меру для выживания вещательных компаний в весьма кризисных обстоятельствах.

Исторически сформировавшаяся в России система распространения федеральных телерадиопрограмм на пять вещательных зон (по два часовых пояса в каждой зоне) включает сегодня:

— орбитальную группировку спутников связи, применяемых для телерадиовещания (является государственной собственностью и находится на балансе Минсвязи России):

– наземные радиорелейные линии (собственность ОАО «Ростелеком», региональных АО «Электросвязь», а также РТПЦ);

– эфирные телевизионные и радиовещательные передатчики (около 90% из них переданы в хозяйственное ведение ФГУП ВГТРК, а остальные — в собственность ОАО «Ростелеком», региональных АО «Электросвязь» и коммерческих операторов);

– сеть наземных приемных станций систем «Москва», «Экран» и «Орбита», которая обеспечивает прием телерадиовещательных программ со спутников во всех вещательных зонах (собственность ФГУП ВГТРК и региональных АО «Электросвязь»),

В условиях конкуренции первостепенной задачей для телевизионных каналов и программ является поиск своего неповторимого лица, путей совершенствования организации телерадиопроизводства, повышения профессионализма.

На начало 2002 г.1, в России было зарегистрировано более 470 радиоканалов (по СНГ — 638). Популярность радиорекламы связана с широким распространением радиостанций FМ-диапазона, музыкальных каналов, ориентированных на социально активную аудиторию и молодежь, кабельной радиосети.

Рекламу размещают вещательные организации:

– государственные (бюджетные);

– коммерческие (самоокупаемые, как правило, за счет рекламы);

– общественные (существующие за счет общественных организаций, пожертвований фирм и частных лиц);

– платные (функционирующие за счет абонементной платы);

– подписные (по аналогии с периодикой).

Работы Национального института социально-психологических исследований (НИСПИ) говорят о следующей предпочитаемости разных каналов рекламы аудиторией: ТВ — 51,1%; наружная реклама — 20,1%; печать — 19,4%; радио — 4,4%. Таким образом, телевидение и радио вместе занимают 55,5%.

Симпатии аудитории по отношению к совокупности наиболее популярных программ на федеральных телевизионных каналах, по данным «Российской газеты», распределились в марте 2003 г. следующим образом (в %):

«Первый канал» — 29,8;

Телеканал «Россия» — 26,6;

НТВ —21,9;

ТВЦ — 5,1.

Также упоминались: Телеканал «Культура» — 2,9; Дарьял ТВ — 0,7; ТНТ — 0,6; Ren TV — 0,4.

Запоминаемость информации, полученной аудиовизуальным путем, гораздо выше, чем запоминаемость сведений полученных иначе.

Теле- или радиореклама застает зрителя или слушателя в домашней обстановке. С одной стороны, он в этих условиях восприимчив к информации, но с другой — может в любой момент выключить приемник. Значит, надо донести свое сообщение за оптимально короткое время. Этим и объясняется небольшая продолжительность и своеобразная агрессивность телерадиорекламы, ее резкие толчки и «наезды».

Как каналы коммуникации, телевидение и радио отличаются друг от друга. Первое соединяет в себе изображение и звук, второе располагает только звуком. Но они имеют много общего: оба используют эфир для передачи сообщений, оба зависят от добровольного приобретения населением приемных устройств, оба располагают национальными сетями для вещания в различных регионах страны, пользуются одними и теми же методами замера аудитории.

Телевидение и радио предоставляют рекламодателю возможность проведения эффективной рекламной кампании. По оценке экспертов, с 90 млн. долл. в 2002 г. объем рынка радио увеличился до 115 млн. долл. в 2003 г1. Рекламодатель может легко контролировать, в какой день недели, в какой час его сообщение выйдет в эфир. И это позволяет правильно выбирать аудиторию (домохозяйки, студенты, дети, бизнесмены, ученые, управленцы, пенсионеры, губернаторы, общественные деятели, служители церкви и т. д.).

Весьма интересны прогнозы западных аналитиков относительно судьбы телевидения. Многие из них утверждают, что в XXI в. телевидение в том виде, в котором мы его знаем, умрет. Процесс умирания уже пошел. По западной статистике, в 1990 г. средний зритель смотрел телевизор 1120 часов в год, в 1997 г. — 907 часов в год, в 2001 г. — 830 часов, в 2002 г. — 802 часа, в 2003 г. (ориентировочно) — 784 часа. При таких темпах примерно к 2040 г. телевизор будет смотреть весьма ограниченное количество зрителей.

Взамен старого ТВ родится «инфовидение» — соединение телевидения с возможностями компьютерных сетей. Телевизор, компьютер и телефон станут единым целым. Но техника — дело наживное. Главной причиной привлечения зрителей к телеэкрану все-таки долго будет оставаться наполнение, содержание программ.

В Белоруссии, Греции и Польше среднестатистический телезритель предпочитает смотреть кинофильмы, в том числе сериалы. Для жителей Бельгии, Болгарии, Словакии, Франции, Швейцарии самое интересное — выпуски новостей. Аналитические программы больше всего по душе жителям Великобритании, Венгрии, Латвии, Литвы и Португалии. Спорт стоит на первом месте в Дании, Испании, Италии, Нидерландах, Норвегии и Турции. Россия попадает в следующую группу стран (вместе с Австрией, Ирландией, Германией, Чехией, Швецией, Эстонией), для которой любимыми передачами являются всевозможные шоу, развлекательные программы и так называемое «семейное ТВ».

Оправившись от кризиса 1998 г., российский телевизионный рекламный рынок начинает расправлять крылья. По словам генерального директора Ассоциации рекламодателей Вадима Желнина, 2003 г. был, с точки зрения рекламного сообщества, очень хорошим. Дальнейший рост объема рекламы в 2004 г. составит 12%, 2005 г. — 14%, 2006 г. — 14,3%1.

На телевидение стали возвращаться крупные мировые рекламодатели. Но если раньше они приносили телеканалам около 90% всего рекламного бюджета, то теперь — 80% (10% по данным «КРКО» отвоевали их российские коллеги).

Таблица 1

Объемы рекламы в России, млн долл1.

Каналы распространения

1992г.

1993 г

1994г

1995 г.

1996г

1997г

1998г

1999г.

2000г

2001 г.

2002г.

ТВ

40

120

520

540

280

550

480

190

270

480

495

Пресса

30

100

360

500

720

600

620

260

340

470

485

Радио

5

20

30

50

70

70

70

30

40

55

65

Наружная

5

15

30

50

140

200

170

90

150

275

290

Директ-маркетинг


5

10

10

50

50

70

40

70

110

125

Рекламная полиграфия

5

25

100

150

270

350

350

150

230

340

360

Итого

85

280

1050

1200

1530

1820

1760

760

1100

1730


 

Объясняется такое перераспределение тем, что за последние годы некоторые российские товары стали на внутреннем рынке серьезными конкурентами импортных. Это касается, например, косметики. Сегодня российские косметические компании не только активно завоевывают рынок, но и могут потратить на раскрутку своего товара не меньше, чем иностранцы. Ежегодный рост российской косметической промышленности составляет примерно 25—30%. А значит, компании могут расширять и рекламные бюджеты, без чего, никак не обойтись: ведь на рынок вернулись крупные западные рекламодатели.

Нельзя сказать, чтобы крупные игроки — как отечественные, так и зарубежные — тратили на телерекламу прежние, докризисные суммы2. Общеизвестно, что с агентствами, продающими рекламное время на телевидении, до сих пор можно договориться о скидке, превышающей 50% от цены, которая указана в прайс-листах. Но если после августовского обвала льготы для рекламодателей диктовались желанием удержать клиента любой ценой, то сегодня, как уже говорилось, причина другая — конкуренция. Как и до кризиса, рекламное время ведущих телеканалов делят два крупных продавца: «Видео Интернешнл» работает с «Первым каналом», «Смарт Медиа» — с НТВ.

В российских условиях остается работоспособной так называемая система «спонсорского ТВ», когда логотип или продукция компании присутствует на экране на протяжении всей передачи. На Западе расцвет этого явления пришелся на 60– 70-ее г.г., после чего «спонсорское ТВ» было запрещено. В современной российской ситуации возможность подобного запрета кажется маловероятной.

Радиореклама считается самой массовой и распространенной. До аудитории она доносится с помощью радиообъявлений, радиороликов, различных радиожурналов и рекламных радиорепортажей. Самые большие бюджеты на радио выделяют сотовые компании «Мобильные телесистемы» и «Би Лайн», казино «Космос» и Golden Palace, компания «Мастер Дент» и «ДОН Строй». Новичок среди лидеров — сеть кинотеатров «Империя кино» с бюджетом более 600 тыс. долл.

Таблица 2

Охват аудитории популярных радиостанций1

Радиостанция 

Охват ежедневной аудитории, тыс. чел. 

«Русское радио» 

1198,3 

«Европа Плюс» 

897,2 

«Хит FM»

739,9 

«Эхо Москвы» 

580,7 

«Радио 7» 

513,8 

 

Наиболее рейтинговыми FМ-станциями в Москве являются «Русское радио», «Европа Плюс», «Эхо Москвы» и некоторые другие. Ежедневно радиостанцию «Русское радио» слушает 1 257 100 человек, что и составляет охват ежедневной аудитории. В течение недели радиостанцию «Европа Плюс» хотя бы раз слушают 2 419 700 человек, что и составляет охват еженедельной аудитории. Рейтинг вычисляется как отношение числа слушающих радиостанцию ко всему населению. Так, если охват ежедневной аудитории «Эхо Москвы» составляет 617 500 человек, то рейтинг равен 8,8%.

Таблица 3

Состав аудитории радиостанций по возрасту и социальному статусу (в интерпретации индекса соответствия).

Радиостанция

Индекс соответствия возрастной категории

16-34 года

35-54 года

Старше 55 лет

«Русское радио»

156

108

39

«Европа Плюс»

164

107

32

«Хит РМ»

208

89

12

«Эхо Москвы»

91

106

101

«Радио 7»

157

121

25

«Максимум»

238

62

14

«РР-Ностальжи»

103

152

40

«Радио Ретро»

73

133

88

«Серебряный дождь»

175

101

29

«Авторадио»

134

130

35

 

Реклама в регионах имеет свои отличия. Повторяя в общих чертах закономерности общероссийского телерынка, она выделяется своим набором жанров и стилистикой. Специфика местной рекламы определяется в первую очередь задачами, которые она должна решать, — чаще всего это продажа товара (или услуги) на местном рынке.

В местной рекламе одинаково важен не только результат, но и сам процесс, который дает возможность производителям рекламы совершенствовать свою деятельность.

Местная реклама не дотягивает до общероссийской, она дешевле, у нее другие технические и творческие возможности, нежели у федеральной. В 2003 г. региональные рекламные бюджеты на ТВ составили 260 млн. долл; на радио – 35 млн. долл.; в персе – 190 млн. долл., в наружной рекламе – 240 млн. долл1. Местную рекламу отличает заземленная тональность — смешно говорить своему соседу о магазине, товаре или услуге с безудержным восторгом, с придыханием. Здесь чаще упоминается стоимость товара, используется бегущая строка, звучат названия магазинов, упрощенные народные названия торговых мест и точек, что невозможно на федеральных каналах1. Но как бы там ни было, талантов у местных рекламистов не занимать. Рекламные кампании в регионах часто характеризуются маленьким бюджетом, расчеты иногда осуществляются бартером, а спрос с рекламистов в случае неудачи довольно высок.

Телезритель больше доверяет знакомым голосам местных дикторов, местным ведущим, а также местным рекламодателям. Заказчик рекламы берет на себя определенную ответственность, рекламируя свой товар или услуги, ведь в местных условиях качество рекламируемого товара можно быстро проверить, а следовательно, и предъявить претензии в случае недостоверной рекламы2.

Таким образом, можно сказать, что на местах возникают предпосылки для общественного регулирования и саморегулирования рекламы. В этом есть прямая необходимость.

В настоящее время методы моделирования анализа в условиях неопределенности разработки рекламных кампаний предполагает оптимальное моделирование рекламных заказов.

Модель — это форма представления реальности. Математическая модель — это описание, в частности, той или иной рекламной коммуникации, выраженной с помощью математической символики.

В рекламной коммуникации возможны следующие этапы построения модели:

1) уточнение постановки задачи;

2) формулирование основных методов, связывающих параметры рекламного объекта;

3) запись в математических выражениях сформулированного рекламного креатива;

4) исследования модели на основе сопоставления фактических показателей, готового рекламного продукта с расчетными по модели (теоретический и/или экспериментальный анализ);

5) накопление данных об изучаемом рекламном обращении и корректировке модели с целью введения дополнительных фактов и данных, ограничений, критериев и т.п.;

6) применение модели для решения задач управления готовым рекламным продуктом;

7) развитие и совершенствование модели рекламной комуникации.

В 2003 г. в регионах пришлось 28% медиарекламных бюджетов (против 26% в 2002 г.)1.

Было бы неполным рассмотрение состояния рекламного рынка в современных СМИ без анализа рекламы в Интернете.

Внедрение новейших технологий обеспечило бурное развитие сферы информации. Так, в США для того, чтобы довести число пользователей до 50 млн. чел., радио потребовалось 38 лет, телевидению — 13 лет, Интернету — 4 года.

В 2003 г. объем Интернет-рекламы в мире составил 2,8 млрд. долл. (из них 46% было заработано поисковыми системами и каталогами, а в целом 93% указанной суммы пришлось на 20 наиболее посещаемых и популярных серверов, 75% прибыли было получено только за счет баннерной рекламы), а к 2005 г., по прогнозам, вырастет до 35 млрд. долл2.

По данным исследователей, в 2003 г. услугами Сети пользовались 198 млн. клиентов.

К 2005 г., как считают специалисты, будет насчитываться не менее 300 млн. пользователей Интернета. В России услугами Сети пользуются более 1 млн. чел. (Для сравнения в Европе эта цифра составляет 34 млн., в США и Канаде — 90 млн.) В настоящее время объем Интернет-рекламы составляет около 5% общих расходов на мировую рекламу. На долю США приходится 87%.

Более того, аналитики считают, что печатная реклама будет постепенно уступать свои позиции рекламе в Интернете. Прирост в Интернет-рекламе составил в 2003 г. 64%. Объемы сегмента выросли с 11 млн. в 2002 г. до 18 млн. долл. в 2003 г. (в России).

Это подтверждается данными о темпах ежегодного прироста рекламных бюджетов в Интернете и обычных СМИ. Так, например, если за 2003 г. рекламный бюджет телевидения вырос на 8%, печатных средств на 9,4%, то рост оборота в Интернет-рекламе за тот же год составил 79%!

Рост бюджета на Интернет-рекламу обусловлен не только увеличением количества пользователей и появлением среди них целевых аудиторий для все большего количества рекламодателей, но и тем, что Интернет представляет собой принципиально новое средство вещания, обладающее рядом особенностей, выгодно отличающих его от традиционных СМИ. Например, в Интернете существует возможность, позволяющая достаточно просто и эффективно показывать рекламу только специально подобранной целевой аудитории. А что еще более важно, в Интернете имеется возможность оперативной и точной оценки воздействия на аудиторию рекламных средств. В режиме on-line ведется статистический учет эффективности рекламной кампании, отслеживается количественный и качественный состав потребителей рекламы. Все это позволяет в интерактивном режиме корректировать ведение всей рекламной кампании.

Российская часть Интернет успешно осваивает рекламные возможности Сети. Самая крупная сеть, специализирующаяся на автоматическом размещении баннерной рекламы – Reklama.ru, сегодня объединяет более сотни российских Интернет-серверов и имеет установленную мощность для показа более 250000 в день.

Экономия на затратах и возможность оперативной корректировки набора рекламных мероприятий в значительной мере компенсируют меньшую аудиторию этих мероприятий, которую сегодня предоставляет русскоязычный Интернет в сравнении с традиционными СМИ.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Развитие рекламного бизнеса в России движется ускоренными темпами. За последние десять лет, утверждают зарубежные аналитики, сменились три стадии рекламы, каждая из которых была эквивалентна десяткам лет эволюции на Западе. Этап современного развития рекламы и ее инфраструктуры, на которые в западных странах ушли десятилетия, российская реклама прошла всего за несколько лет. Обилие рекламных обращений столь высоко, что реклама выглядит активно, броско, агрессивно, а часто и назойливо. ,

Во второй половине 80-х гг. XX в. возникла необходимость в привлечении внимания населения к тем или иным товарам. Этот период можно назвать самым интересным временем существования рекламы в России. Значительные перемены в экономике вызвали еще более значительные изменения в сознании потребителей, стратегии производителей и, конечно же, в рекламной деятельности. Помимо недавних монополистов рынка, появились частные организации, со временем обещавшие стать достойными конкурентами государственным предприятиям. Тогда и возникла необходимость появления на рынке независимых информационно-рекламных агентств.

Последние годы (примерно с середины 90-х гг.) рекламный бизнес в России строился по западным моделям, которые апробированы во всем цивилизованном мире. Поэтому и рынок рекламы получился довольно гармоничным, с органами саморегулирования, ассоциациями, грамотной ценовой политикой. Вначале рекламу рассматривали как искусство, затем начали ориентироваться на рекламодателя и только с 1998 г. стали рассматривать рекламу как необходимую профессиональную деятельность. Это стало возможным благодаря большому опыту, накопленному в российских рекламных фирмах, появлению новых учебных специальностей в вузах по рекламе и маркетингу, организации дизайн-студий, осознанию рекламных служб фирмами-производителями и торговлей.

Изучение рекламного рынка привело к выработке чисто русских подходов для действенности реклам. В России срабатывает юмор, патриотизм, уважение к лидерам, истории, красоте, детям, животным.

Характерная черта современной рекламы — приобретение ею новой роли в результате вовлечения в процесс управления производственно-сбытовой деятельности промышленных и сервисных фирм. Суть новой рекламы в том, что она стала неотъемлемой и активной частью комплексной системы маркетинга, отсюда и эффективность рекламно-информационной деятельности производителя, и ее соответствие новым требованиям мирового рынка.

Реклама является одной из самых интересных и характерных черт бизнеса нашего времени. Она тесно переплетается с процессами сбыта и продажи, с другими функциями маркетинга. Это очень увлекательное, яркое, творческое и интеллектуальное занятие. Работать в области рекламы считается весьма престижно. По уровню рекламы очень много можно сказать о фирме и ее товарах.

Современный маркетинг требует гораздо большего, чем просто создать хороший товар, назначить на него привлекательную цену и обеспечить его доступность для целевых потребителей. Фирмы должны еще осуществлять коммуникацию со своими заказчиками, при этом в содержании коммуникаций не должно быть абсолютно ничего случайного.

Чтобы обеспечить действенную коммуникацию, фирмы нанимают рекламные агентства для создания эффективных объявлений, специалистов по стимулированию сбыта и организации общественного мнения для формирования образа фирмы, учат свой торговый персонал быть приветливым и осведомленным. Для большинства фирм вопрос не в том, заниматься маркетинговой коммуникацией или нет, а в том, сколько и как именно тратить в этой сфере. В последнее время во всем мире еще более усилилась конкурентная борьба, в связи с чем повысилась маркетинговая активность, особенно у фирм, ориентированных на экспорт. Все большие материальные средства и интеллектуальный потенциал вкладываются в развитие маркетинговой и соответственно рекламной деятельности.

Рекламная деятельность постоянно усложняется, становится многоуровневой и многоструктурной. В связи с этим ее классификации, представленные в специальной литературе, перестали удовлетворять сегодняшним требованиям, так как являются упрощенными типологиями в виде перечисления понятий из рекламной практики, обычно под обобщающим названием «средства распространения рекламы».

До недавнего времени полностью отсутствовала нормативно-правовая база рекламной деятельности в России. Рекламодатели не отвечали за достоверность своей рекламной информации и не несли никакой ответственности за ее содержание.

Отсутствие надежной юридической базы — не единственный фактор, отрицательно влияющий на развитие рекламной отрасли и на доверие к ней потребителей и профессионалов. Очень часто другие причины играют не менее важную роль. Однако, несмотря на все препятствия, реклама в России развивается.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алътшуллер Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986.
  2. Архванова Н.П., Пирогова Т.А. История отечественной. рекламы. Галерея классики. СПб., 2004.
  3. Бородина Б., Зотиков А. Песня о дятлах. Особенности провинциальной рекламы в России // Профиль. 2000. 25 окт.
  4. Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламной деятельности.–М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  5. Гуккаев В.Б. Учет и налогообложение в рекламе. М., 2003.
  6. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. М., 2002
  7. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Решение изобретательских задач. Кишинев: Прогресс, 1991.
  8. Конотопов М. А., Сметании С. И. Из тупика: Экономический опыт мира и пути России. М.: Палеотип, 2002.
  9. Кошелев О.П.Динамика ситуации на российском телевидении в контексте финансово-экономического кризиса в России // Современные проблемы аудиовизуальных средств массовой коммуникации. М., 2000.
  10. Крымов И. Международная конференция по директ-маркетингу. М., 2003.
  11. Материалы Всероссийских конференций заведующих кафедрами рекламы и смежных специальностей. М., 1999.
  12. Материалы Межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров. Н. Новгород; М., 1998.
  13. Митрофанов Н.А. особенности местной телерекламы (из опыта Псковского региона). М., 2000.
  14. Мюнстерберг Г. Психология и экономическая жизнь. М., 1959.
  15. Народ и реклама. КОМКОМ медиа, 1999//
  16. Полукаров В.Л. Основы рекламы. М., 2004.
  17. Психология рекламы. Ее современное состояние и практическое значение. М., 1968.
  18. Рекламный гид-2002 // http://www.advertis.com.ruad guide/
  19. Торговля и реклама: Сборник. СПб., 2000.
  20. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. М., 2003

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->