Самосознание. «Я-концепция»: структура, функции и развитие

Чем бы вы не занимались для того, чтобы «рассчитывать на себя, надо как минимум хорошо себя знать.

    Что может быть интереснее, чем познание самого себя! «Кого мы в первую очередь ищем на групповой фотографии?»- спрашивает Дейл Карнеги. И отвечает: «Себя!». Только убедившись, что с любимым существом все в порядке, человек начинает замечать окружающего.

    Всем хорошо известны слова А. де Сент Экзюпери о «роскоши человеческого общения». «Потребность в общении – подчеркивал видный отечественный психолог Б. В. Ломов» — относиться к числу основных (базовых) потребностей человека. Она диктует поведение людей не с меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные потребности. Это и естественно, так как общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, личности…»

    

 

1.1 «Я-концепция личности»: понятие и структура

 

    Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

    Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна оставаться собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.     Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция — защитная — стремление защитить свою индивидуальность от угрозы её нивелирования.

     «Я-концепция» личности: понятие и структура Понятие «Я-концепция». У каждой личности существует принцип организации восприятия и мышления, черт характера, способностей, воли, эмоций, установок, ценностей и т. д. в единое целое. Этот центр образует ядро человеческой личности и в различных психологических теориях называется «самость», «Я-концепция», про-приумум, самосознание и т. д. В зарубежной психологии наибольшее распространение получил термин «Я-концепция».

«Я-концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет». «Я-концепция» — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми». Немецкий психолог В. Нейбауэр с определенным основанием назвал «Я-концепцию» «теорией самой себя». «Я-концепция» действительно включает в себя когнитивный компонент — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. Человек, например, может воспринимать себя следующим образом: «Я»— умелый, любящий, честный, внимательный, привлекательный. Но в «Я-концепции» содержатся и эмоционально-оценочный компонент, переживание человеком своих представлений о себе, и выражение в этом переживаний самооценки, самоуважения или самоуничтожения, себялюбия или любви к другим и т. д. В целом «Я-концепция» представляет собой психологическую установку человека в отношении самого себя, своих черт, способностей и возможностей.

    В феноменологической теории личности К. Роджерса «Я-концепция» определяется как организованный, последовательный, концентрированный гештальт, составленный из восприятии свойств «Я» или «меня» и восприятий взаимоотношения «Я» или меня с другими людьми и различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Этот гештальт доступен осознанию, хотя и необязательно осознаваемый». В этом определении К. Роджерс подчеркивает, что «Я-концепция» представляет собой организованную, логически последовательную и интегрированную систему восприятия «Я». И хотя «Я» постоянно меняется в результате нового жизненного опыта, оно всегда сохраняет качества целостной системы, гештальта. Человек всегда ощущает самоидентичность, он знает, что во все времена при любых обстоятельствах остается тем же человеком. «Я-концепция» символизирует главную часть сознательного опыта индивида, а это значит, что панорама опыта и восприятия, существующая в «Я-концепции», всегда принимается и признается сознанием.

    «Я-концепция» включает не только наше восприятие того, что мы есть, но также и то, какими, как мы полагаем, мы должны были бы быть, и хотели бы быть. В связи с этим психологи выделяют две формы «Я-концепции» — реальную и идеальную. Понятие «реальная» «Я-концепция» совсем не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное в «реальной» «Я-концепции» — это представление личности о себе, о том, какой я есть. «Идеальная же «Я-концепция» («Я-идеальное») — это представление личности о своих желаниях («каким бы я хотел быть»). Таким образом, «Я-идеальное» отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но не имеет. Это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому он стремится.

    Самооценка личности. Степень адекватности «Я-концепции» связана с адекватностью самооценки личности. Самооценка личности — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки личности зависят ее отношения с окружающими людьми, ее креативность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие.

    Как же человек совершает самооценку? Исходной точкой самооценки является социальное взаимодействие: отношения с другими людьми в процессе деятельности и общения. К. Марксу принадлежит справедливая мысль, что человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к себе как к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. И в дальнейшем уже сложившаяся оценка «Я» постоянно сопоставляется личностью с тем, что она видит в других людях.

    Сложившаяся у индивида самооценка может быть как адекватной (человек правильно оценивает себя), так и неадекватной (завышенной или заниженной), и это влияет на уровень притязаний личности. Уровень притязаний личности характеризуется степенью трудностей тех целей, к которым человек стремится, и достижение которых ему представляется привлекательным и возможным. На уровень притязаний личности оказывают влияние как динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности, так и динамика удач и неудач на всем жизненном пути. Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, которые соответствуют его способностям, умениям и возможностям), либо неадекватным — завышенным или заниженным. Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереализуемые цели, является результатом завышенной самооценки личности. Заниженный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой легковыполнимые цели, занижает планку требований к себе.

    Самоуважение. Определяющим компонентом «Я-концепции» является самоуважение. Самоуважение — обобщенное отношение личности к самой себе, характеризующееся отношением действительных ее достижений к уровню ее притязаний. У. Джемс предложил следующую формулу самоуважения. «Самоуважение = успех / притязания». Таким образом, самоуважение личности прямо пропорционально количеству достигнутых успехов и обратно пропорционально уровню притязаний. Для высокого уровня самоуважения, чем выше притязания, тем большими должны быть достижения человека. Отсюда следует, что для сохранения самоуважения можно идти двумя путями: в одном случае необходимо приложить максимум усилий и добиваться успеха (что является трудной задачей), в другом — человек может снижать уровень притязаний и тогда, даже при самых скромных успехах, самоуважение не будет потеряно.

    Высокий уровень самоуважения создает у личности чувства комфорта, стимулирует развитие ее уровня притязаний. Низкий уровень самоуважения, напротив, приведет к острой неудовлетворенности собой, провоцирует неврозы и депрессию. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Так, в самооценках интеллектуального развитых и творческих людей остро осознаются расхождения между теми свойствами, которыми они обладают, и теми, которыми бы они хотели обладать. Отсюда проистекает недовольство собой, которое побуждает человека повышать свой уровень притязаний, ставить перед собой более сложные задачи, стремиться к самоусовершенствованию или, выражаясь термином У. Маслоу, стремиться к самоактуализации.

 

1.2 Становление и развитие «Я-концепции»

    
 

«Я-концепция» личности является результатом длительного процесса развития личности, который начинается с момента рождения ребенка и осуществляется на протяжении всей жизни индивида. В ходе этого процесса самосознания индивида проходит ряд стадий. Одну из наиболее разработанных концепций стадийного развития «Я-концепции» предложил американский психолог Гордон Олпорт.

    Первая стадия — ощущение своего тела. Изначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененно, будь то ощущения тела или внешние стимулы, такие как движения игрушек, подвешенных над кроваткой. Младенец не осознает себя как отдельное сущее, поэтому он не делает различий между тем, что есть «мое» и что «не мое». Однако в течение первого года жизни младенцы начинают осознавать многие ощущения, которые исходят от мышц, сухожилий, связок, внутренних органов и т. д. Эти повторяющиеся ощущения образуют телесную самость. В результате младенцы начинают отличать себя от других объектов. Г. Олпорт считал, что телесная самость остается на протяжении всей жизни опорой для самосознания. Однако большинство взрослых не осознают этого до тех пор, пока не появится боль или другие болезни.

    Вторая стадия формирования «Я-концепции» — ощущение самоидентичности, когда ребенок осознает самого себя в качестве определенного и наиболее важного лица. Наиболее важной отправной точкой для чувства целостности и непрерывности «Я» с течением времени становится собственное имя ребенка. В 2-3 года, выучив свое имя, ребенок начинает постигать, что он остается одним и тем же человеком, несмотря на все изменения в его росте и во взаимодействии с внешним миром. Одежда, игрушки и другие любимые вещи, принадлежащие ребенку, усиливают чувство идентичности. Но самоидентичность не устанавливается одномоментно. Она непрерывно развивается до тех пор, пока не стабилизируется в зрелом возрасте.

    Третья стадия — формирование самоуважения. Первоначально чувство самоуважения проявляется как чувство гордости, которое испытывает ребенок тогда, когда он выполняет что-то самостоятельно. Таким образом, самоуважение зависит от успешного выполнения ребенком какого-то задания. Позже, в возрасте четырех-пяти лет, самоуважение приобретает оттенок соревновательности и выражается в восхищенном восклицании «Я победил тебя!», когда ребенок выигрывает в какой-нибудь игре. В равной мере и признание сверстников становится важным источником новых самооценок в течение всего детства.

    На четвертой стадии происходит расширение границ самости. К 4-6-летнему возрасту, ребенок начинает осознавать, что ему принадлежит не только собственное физическое тело, но также и значительные элементы окружающего его мира, включая людей. В течение этого периода дети научаются постигать значения « мой». Вместе с тем наблюдается проявление ревностного собственничества, например, «это мой мяч», «моя мама», «моя сестра», «мой дом», «моя собака», которые рассматриваются как составные части «Я», и их необходимо не потерять и охранять, особенно от посягательства другого ребенка.

    На пятой ступени в возрасте 5-6 лет начинает формироваться образ
«Я». Это время, когда ребенок начинает узнавать то, чего от него ожидают родители, родственники, учителя и другие люди, каким они хотят его видеть. Именно в этот период ребенок начинает понимать различие между «Я — хороший» и «Я — плохой». В целях и стремлениях индивида начинают отражаться ожидания других значимых людей.

    Шестая стадия (между 6 и 12 годами) характеризуется осознанным рациональным управлением собой. Индивид на стадии использует абстрактную аргументацию и применяет логику для разрешения повседневных проблем, но ребенок на этой стадии еще не доверяет себе настолько, чтобы быть морально независимым. Скорее, он догматично полагает, что его семья, группа ровесников, религия, учителя и т. д. всегда правы. Эта стадия развития самости отражает сильный конформизм, моральное и социальное послушание.

    На седьмой стадии в подростково-юношеском возрасте происходит оформление «Я-концепции» целостного чувства «Я». Постановка перед собой перспективных целей, настойчивость в поиске путей разрешения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл. В этом суть данной стадии. Однако и в зрелом возрасте это стремление развивалось потому, что развертывается новый этап поиска самоидентичности, нового самосознания.

    Восьмая стадия в формировании «Я-концепции» связана с уникальной способностью человека к самопознанию и самооценке.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Личность и общение

     

2.1 Понятие «межличностное общение»

 

    Личность – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностями мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения взаимодействия).

    Человек — это социальное существо. Общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми безличными отношениями, в действительности, в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску» Оставаясь личностями в системе безличностных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, но их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей», что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли» для своего исполнителя. Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных отношений второго рода отношений — межличностных или социально-психологических отношений.

    Межличностные отношения существуют не вне общественных отношений, а внутри каждого вида общественных отношений. Это реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.

    Природа межличностных отношений существенно отличатся от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Эмоциональная основа «межличностных отношений означает, что они возникают и складываются у людей на основе обделенных чувств, рождающихся людей по отношению друг к другу.

    «Набор» этих чувств безграничен, однако исследователи :водят их в две большие группы:1) конъюнктивные — сближающие людей, объединяющие их, когда другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируют готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т. д.; 2) дизъюнктивные — разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемая, по отношению к которой не возникает желания к сотрудничеству и т. д.

    И это лишний раз подтверждает тезис об общественной основе межличностных отношений. Таким образом, межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемой людьми друг на друга в процессе совместной жизнедеятельности и общения.

 

2.2 Общение — основа межличностных отношений

 

    Общение и деятельность. Оба ряда отношений человека — и общественные, и межличностные раскрываются, реализуются в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Общение можно определить как процесс взаимодействия, по крайней мере, двух субъектов, направленный на взаимное познание, установление и развитие отношений, и предполагающее взаимовлияние на состояние, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.

    В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения этого деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям.

    Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как все стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности.

    Такое представление об общении характерно не только для периода абсолютного господства так называемой «деятельностной парадигмы» в отечественной психологии. Тенденция вводить общение из деятельности является, устойчивой традицией марксистской психологии и продолжает, сохраняться по сей день. Любое общение трактуется лишь как «специфическая форма совместной деятельности», как сторона совместной деятельности и как ее продукт.

    Вместе с тем в современной отечественной психологии сформировалась точка зрения, что категория общения может рассматриваться с точки зрения ее самостоятельности и несводимости к деятельности. В этом случае процесс общения оказывается для человека не только средством, но и целью. Общение необязательно должно быть вызвано потребностями в совместной деятельности; оно может выступать и в качестве самомотивированного процесса. Очевидно, любой человек может вспомнить множество повседневных ситуаций, когда общение состоялось (вспомнили общих знакомых, поговорили о прошедших школьных годах, попереживали о несбывшихся юношеских мечтах и т. п.), хотя и не было вызвано потребностью в совместной деятельности.

    Общение необходимо человеку для того, чтобы поделиться своим горем, чтобы другие разделили с ним его счастье и радость, наконец, чтобы чувствовать себя человеком. Известно, если блокировать возможности человека в общении и существенно ограничить ее реализацию, то это приводит к тяжелым стрессовым состояниям. Это особенно прослеживается на примере психического состояния и переживаний узника, помещенного на длительный срок в одиночную камеру.

    Важным теоретическим основанием к различению понятий «деятельности» и «общения» является также и то, что первое связано с формулой «субъект-объект», тогда как второе осуществляется
по схеме «субъект-субъект», другими словами, представляет собой взаимодействие. В общении же никто из партнеров не может рассматриваться в качестве объекта, так как каждый из них является активным субъектом этого процесса, определяющим его динамику и содержание.

    Признание самодостаточности и самоценности общения предполагает более широкий взгляд на функции общения, предполагающий не только обеспечение деятельности, но как средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

    В связи с этим можно выделить восемь функций (целей) общения:

    1) контактная, цель, которой — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

    2) информационный обмен сообщениями, т. е. прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д.;

    3) побудительная стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

    4) координационная — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

    5) понимание — не только адекватное восприятие смысла сообщения, но понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.);

    6) эмотивное возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

    7) установление отношений — осознание и форсирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;

    8) оказание влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д.

    Структура общения. Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру с тем, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Все эти три стороны выступают как раскрытие субъективного мира одного человека по отношению к другому. Однако это раскрытие в каждой из сторон процесса общения имеет свою специфику.

    Так, коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование, личности: деятельность, общение, самопознание.

    Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь, поддерживать себя в трудных состояниях. Для того, чтобы самоактуализироваться, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо: осмелиться полностью погрузиться что-либо без остатка, забыв свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчивость, и переживать это нечто без самокритики; решаться делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявляться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовать свои возможности полностью в каждый данный момент.

    Подлинное общение – это взаимодействие, по меньшей мере, двух личностей, такое «субъект – субъектное взаимодействие, в котором непреложна ценность другого человека».

    Общение — сложный многогранный процесс взаимодействия двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата

    Идея о самостоятельности общения в отечественной психологии наиболее последовательно проводится В. В. Знаковым, который под общением понимает также форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением проявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними.

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Аверченко Л. К. Управление общением: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2001.
  2. Каган М. С. Мир общения.- М., Наука, 1988.
  3. Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990.
  4. Радугин А. А. Психология: Учебное пособие.- М.,: Центр, 2001.- 400с.
  5. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология.- Ростов н/Д,: «Феникс», 2000.
  6. Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология.- Ростов н/д.: «Феникс», 2000.

Комментирование закрыто.

Вверх страницы
Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).
->